Виды и функции речи и слова. Развитие речи в онтогенезе. Виды речевых нарушений и их компенсация.
Речь – высшая психическая функция, опосредованная особой системой знаков – языком и имеющая коммуникативную направленность. Язык это система знаков и правил их использования, речь – реализация этой системы в активности субъектов. Речь оперирует вербальными знаками – словами.
В речи представлены два основных компонента: внешний (чувственный) и внутренний (смысловой). Слово имеет субъективную сторону (личностный смысл) и объективную (его значение).
Функции слова:
1.
Коммуникативная – средство общения и сообщения.
2.
Номинативная – наименование предмета.
3.
Эстетическая –служит средством художественной выразительности.
Речь имеет три функции:
1.
Сигнификативная функция – обозначение явлений, средство сохранения информации.
2.
Функция обобщения – обозначение целой группы объектов, имеющих сходный признак.
3.
Функция коммуникации – установление вербальных контактов с другими людьми и передача им информации, чувств, мнений.
Три стороны вербальной коммуникации: информативная, экспрессивная, волеизъявительная.
Виды речи:
1.
Монологическая – без непосредственной обратной связи от адресата.
2.
Диалогическая – попеременный обмен сообщениями, постоянная смена ролей говорящего и слушающего.
По мнению М. Бахтина, любая форма речи диалогична по своей сути.
1.
Внешняя речь – речь, выполняющая коммуникативную функцию:
a.
Устная речь.
b.
Письменная речь.
2.
Внутренняя речь – орудие саморегуляции и интеллектуальной деятельности.
Внутренняя речь – свернутая, редуцированная – может быть сведена к одному ключевому слову при полном сохранении смысла фразы. Актуализируется при возникновении трудностей, поиске решений задачи. Интериоризация (переход внешней речи во внутреннюю) – редукция, сокращение объема, упрощение грамматической конструкции; экстериоризация (обратный процесс) – развертывание внутренней речи, ее дополнения согласно грамматическим правилам.
Эгоцентрическая речь выступает в качестве связующего звена в процессе онтогенеза человека. Впервые описана Ж. Пиаже как особая разновидность детской речи, которая к семилетнему возрасту редуцируется за ненадобностью. Л.С. Выготский определил, что эгоцентрическая речь является формой воздействия на собственное поведение. Он полагал, что эгоцентрическая речь переходит во внутренний план, становясь внутренней речью, т.е. сходит на нет только внешняя, коммуникативная составляющая. В этом состоит стадия интериоризации речи, которая обеспечивает возникновение вербального мышления.
Согласно культурно – исторической концепции Выготского, становление психики человека осуществляется путем овладения знаковыми средствами и присвоения культурного опыта, выраженного с помощью знаков. Вербальное опосредование является главным механизмом формирования всех произвольных видов человеческой активности.
В онтогенезе развитие и становление фонетической и фонематической сторон речи происходит постепенно. В целом ребенок проходит три этапа становления речи:
• Подготовительный или дофонемный – от рождения до 1,5 – 2 лет.
• Этап самостоятельной речи – от 1,5-2 до 7 лет.
• Этап систематического обучения и развития речи – школьный период.
В^ 2-3 мес. у ребенка возникает гуление, в 3-4 мес. – лепет. К 6 мес. в лепете ребенка появляются четкие звуки, но они еще недостаточно устойчивы и произносятся в коротких звукосочетаниях. В это время ребенок хорошо понимает интонацию взрослого и реагирует на тон голоса. К концу первого года жизни появляются первые слова. К началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, позднее они начинают служить обозначениями предметов. Постепенно появляются первые предложения. На третьем году жизни быстрыми темпами развивается понимание речи, собственная активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются диалогической формой речи, в словаре ребенка насчитывается более 1000 слов. Формируются слова-обобщения, обозначающие родовые понятия. К четырем годам словарный запас возрастает до 1600-1900 слов. К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры.
Речевые расстройства или нарушения речи — это широкий круг психопатологических явлений, проявляющийся в речевом поведении (речевое возбуждение, стереотипии, вычурность, замедление, распад речи, неравномерность темпа и ритма, “бормочущая” речь, скандированная речь и т.п.). Расстройства речи могут возникать как вследствие врожденного недоразвития всех или отдельных звеньев речевой системы, так и при различных заболеваниях, особенно при поражениях речевых зон коры головного мозга.
Расстройства устной речи могут быть разделены на два типа: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи, и 2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые называют системными или полиморфными нарушениями речи.
1.Дисфония (афония) — нарушение голоса, нарушение фонации, вокальные нарушения, в нарушении силы, высоты и тембра голоса. 2.Брадилалия — патологически замедленный темп речи. 3.Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. 4.Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. 5.Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, косноязычие, дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты.6.Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата, гнусавость. 7.Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, следствие органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам.
^ При анатомических дефектах нарушения носят органический характер, а при их отсутствии — функциональный.
1. Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
2. Афазия — расстройство речи, состоящее в утрате способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли вследствие поражения определённых зон коры головного мозга в результате опухолей мозга, воспалительных процессов, травм, сосудистых заболеваний и нарушения мозгового кровообращения.
В настоящее время общепринятой является нейропсихологическая классификация афазий А. Р. Лурия.
Шесть форм афазий:
^ 2.1. Акустико-гностическая сенсорная афазия Вернике (беглая афазия) возникает при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария (поле 22), нарушение понимания речи при восприятии ее на слух.
^ 2.2. Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области (поля 21 и 37). При восприятии каждого нового слова и его осознании больной утрачивает предыдущее слово.
^ 2.3. Семантическая афазия возникает при поражении теменно-затылочной области доминантного по речи полушария (поле 39). Наблюдаются трудности при поисках нужного слова или произвольном назывании предмета. При семантической афазии утрачивается понимание метафор, пословиц, поговорок, крылатых слов, не обнаруживается в них переносный смысл.
^ 2.4. Афферентная моторная афазия (поля 7, 40). два варианта: Первый – нарушение пространственного синтеза движений различных органов артикуляционного аппарата и полным отсутствием ситуативной речи при грубой выраженности расстройства. Второй - нарушение дифференцированного выбора способа артикуляций и синтезом звуковых и слоговых комплексов, входящих в слово.
^ 2.5. Эфферентная моторная афазия (поля 44. 45). Речь характеризуется скандированностью, отсутствием плавности, снижением роли интонационных, эмоциональных и мимических компонентов, общим обеднением, особенно за счет глаголов, возникает телеграфный стиль. Страдает понимание.
^ 2.6. Динамическая афазия - при поражении зон активации, регуляции и планирования речевой деятельности (поля 9, 10, 46). Полная невозможность активного развертывания высказывания. При динамической афазии правильно произносятся отдельные звуки, повторяются без артикуляционных трудностей слова и короткие предложения, однако коммуникативная функция речи все же оказывается нарушенной.
^ Расстройства письменной речи
Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма. В смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова.
^
|