Понятие демократии. Демократическая политическая система. Феномен демократии трактуется политологами весьма неоднозначно.
В западной политической науке общепринято рассматривать демократию более как описание процесса, чем сущности. Демократия определялась Авраамом Линкольном в его знаменитой речи в Геттисбурге, как правление людей, людьми и для людей. Суть его демократии – самоуправление, а именно правление людей и правление людьми.
Известный социолог Сеймур Липсет определяет демократию как «политическую систему, которая обеспечивает регулярные конституционные возможности для изменения правящих чиновников, и социальный механизм, который дает возможность большей части населения влиять на решения путем выборов среди претендентов на власть.
Его определение подчеркивает три основных демократических правила. Первое – это система законов, которая легитимизирует политический процесс и связанные с ним различные политические институты-партии, свободная пресса и т.д.
Второе правило – в результате легитимной и справедливой политической игры группа, партия и коалиция, получившая большинство на выборах, наделяется правом контролировать правительство.
Третье правило – Конституция гарантирует возможность мирного перехода власти от одной политической партии, группы или коалиции к другой.
На основе многочисленных теорий и определений политическую систему можно считать демократической, если она включает следующие основные элементы.
1.Политическая конкуренция, т.е. существование двух или более политических партий, которые свободно конкурируют в борьбе за власть.
2.Система народного представительство. Представительная демократия в современном мире меньше всего управляется людьми. Принятие политических решений очень сложно, что обычно граждане не имеют для этого достаточных знаний, времени, опыта, поэтому они избирают своих представителей (депутатов).
3.Всеобщее избирательное право.
4.Регулярные и периодические выборы с соблюдением принципа один человек – один голос.
5. Гарантии основополагающих прав и свобод человека для осуществления равенства возможностей. Политическая конкуренция между кандидатами партиями, свободная формулировка политических предпочтений должны обеспечиваться по Конституции или соответствующим законам гарантиями всех основных прав и свобод человека.
6.Развитое гражданское общество.
7.Правление большинства и защита прав меньшинства. Демократическое правление должно быть инструментом воли населения. Однако оно может встретиться с несогласием различных граждан, групп и политиков с проводимой политикой. Демократическим является такой путь разрешения проблемы, когда управлять должно большинство, однако права меньшинств не должны становится предметом «диктата» большинства. Правление (демократическое) большинства и права меньшинства должны уважаться не только во время выборов, но и в законодательной исполнительно, судебной политике, а также при принятии политических решений.
Всегда ли демократия является жизнеспособной в той ли иной стране? Существует ряд теорий успеха демократии.
Первая – это теория демократической политической культуры. Она утверждает, что демократия приемлема для конкретной страны, если соответствует ее политической культуре, т.е. если ее доминирующей политическая культура (Г.Алмонд и Б.Пауэлл)
Вторая – это экономическая теория демократии (М. Липсет и Дж. Колеман), которая считает, что существует зависимость между экономическим ростом и усилением демократии. Чем выше уровень экономического роста, тем выше должен быть уровень демократии.
Третья – теория институционализации (С. Хантингтон). Она означает, что успех демократии и стабильность демократической политической системы зависят от институционализации. Чем больше институционализированы различные организации, тем более успешную демократию можно ожидать?
Четвертая – теория конституционного строительства, которая утверждает, что успешная демократия зависит от правильно составленной Конституции и соответствующих законов. Здесь речь идет об устройстве выборной системы, власти и ответственности исполнительной законодательной и судебной ее ветвей (Х.Экстейн).
Итак, Демократия – всего лишь одна из разновидностей правления и самый распространенный
в современном мире политический режим. В то же время нет в мире явления, понятия, который толковались бы настолько по – разному и являлись предметом столь многообразных спекуляций.
Демократия рассматривается большинством человечества в качестве одного из воплощений едва ли не «абсолютного добра», можно сказать что сейчас в мире не найдешь, пожалуй, режима или политического деятеля, которые не клялись бы в своей верности ее принципам. Под лозунгами демократии происходили и происходят действительно освободительные и несущие великое благо народам процессы, и под тем же прикрытием низвергаются и даже расстреливаются олицетворения, институты, символы демократии, в том числе парламенты и законно избранные, а простые «обычные» люди страдают от различных репрессий, унижений, нарушений своих прав, холода и голода. Поэтому для того, чтобы попытаться понять, что означает понятие демократия сегодня, надо обратиться к реальной демократической практике и реальным проблемам демократии последних десятилетий.
Начнем с того, что с самого возникновения демократии и до сих пор предметом дискуссий являются вопросы о способах управления людьми и о так называемых демократических ценностях. В мире давно пришли к мнению, что решения должны приниматься простым большинством голосов. Однако даже при таком условии прямое участие всех граждан в управлении было возможно лишь в древних рабовладельческих Афинах или в Древней феодальной Новгородской республике с ее знаменитыми вече, а также на территории Казахстана у древних саков. А в современном мире, почти во всех государствах давно замечано, при всей своей внешней демократичности референдумы нередко используются для навязывания народу непопулярных и не отвечающих его интересам решений.
Поэтому в крупных современных государствах прямая демократия в основном уступила путь демократии представительной. При ней решения принимаются выборными представителями народа на местных и общенациональных собраниях, ассамблеях, советах и других коллективных органах управления, где политические вопросы должны обсуждаться более подробно и профессионально, с их предварительным обсуждением и предшествующими голосованию выяснением всех мнений.
Тем не менее и на западе, а теперь и у нас много сетуют на недостатки представительной (или парламентской) демократии. Главный из них состоит в том, что выборные представители народа теряют связь с избравшими их гражданами, не интересуется их проблемами, не выполняют своих обещаний. Начинают преследовать прежде всего собственные интересы, причем небескорыстно в том числе и за прямые или косвенные взятки), а также во многом и в этой связи обслуживать интересы правительства, тех или иных экономических кругов и правящего режима в целом, которых по идее должны контролировать и законодательно направлять.
После развала Советского Союза у нас много говорят, что демократии в СССР не была, а на Западе обычно назывался «номинальной» демократией, и в этом была значительная доля правды.
Тем не менее реальность (правда) состояла и в том, что в абсолютном своем большинстве депутатами советского парламента (Верх. Совет) становились вполне достойные и действительно по заслугам авторитетные в народе люди, среди которых было много простых тружеников (работников, крестьян, врачей и педагогов, ученых и деятелей культуры), причем заседавших в парламенте без отрыва от производства. Это касалось и такой господствовавшей в СССР формы государственного управление, как Советы разных уровней, в которые в большинстве своем входили избранные народом (пусть и на безальтернативной основе) его же представители – рабочие, крестьяне, интеллигенция.
Многим из депутатов советских времен не хватало необходимого для работы в представительных органах власти профессионализма, но они честно, добросовестно и бескорыстно исполняли свои выборные обязанности, не понаслышке, зная о настроениях своих избирателей, постоянно с ними встречаясь и выполняя их «наказы» (кстати, до сих пор многие люди старшего поколения все еще помнят своих депутатов советских лет и благодарны им за решение конкретных проблем)
Социально – политическая обстановка в современном Казахстане коренным образом отличается от советских времен. И весьма показательно, что в нынешней демократической и многопартийной парламенте рабочих и крестьян можно перечислить буквально по пальцам одной руки. Выборы в этот орган, хотя и проходят в альтернативном режиме, в условиях борьбы претендентов на депутатское кресло со множеством соперников, но избираются не столько в соответствии с интересами избирателей, сколько с негласными указаниями правительства или администрации президента. Отличие при этом лишь в том, что в советские времена депутаты, хотя и в режиме «автомата», голосовали за законы, в конечном итоге повышение жизненный уровень большинства народа укреплявшие социальные и трудовые права народа, то сейчас пресловутая «машина для голосования» в парламенте используется правительством и связанными с ним группами крупных предпринимателей, олигархов для перераспределения благ и собственности в стране в пользу богатого меньшинства, а также для лишения трудящихся, большинства населения многих из еще сохраняющихся (пусть и в урезанном виде) социальных и экономических прав.
Все это и много другое показывает, что и в Казахстане, и другим странам и народам мира предстоит еще пройти длительный путь к достижению действительной, а не формальной демократии. Как говорил Уинстон Черчилль, возможно, демократия и не самая совершенная форма правления, но лучше еще ничего не придумали.
Вопросы к теме
1) Назовите основные компоненты политической системы.
2) Какие функции выполняет политическая система общества?
3) Каков основной критерий типологии политических систем?
4) Назовите сущностные политические черты тоталитаризма.
5) В чем состоит основные различия тоталитаризма и авторитаризма?
6) Назовите подтипы авторитарного режима.
7) Как взаимосвязаны демократия и самоуправление народа?
8) При наличии каких элементов политическую систему можно считать демократией?
9) Назовите теорий успеха демократии.
Рекомендуемая литература
1) Андреев А.А. Политические системы и политическая организация общества // Социально – политические науки. 1992.№1.
2) Арын Е., Тасмагамбетов И. Казахстан: эволюция государства и общества. Алматы: ИРК, 1996.
3) Бабурин С.Н., Бессонов Б.Н., Доброхотов Л.Н., Тоцкий В.В. Политология. Курс лекций. Москва. 2007.
4) Белов Г.А. Политология. Учебное пособие. М.,1997.
5) Политология. Учебник для студентов высших учебных заведений. Алматы, 1998.
6) Политология. Курс лекций / Под.ред. М.Н.Марченко. 2-е изд. М.,1997.
7) Краснов В.К. Теория политической системы. М., 1991.
8) Напиро И. Демократия и гражданское общество. // Полис. 1992. №4.
|