Тема 6. Государство и гражданское общество. План лекции.
1. Понятие и признаки государство.
2. Типологизация государств.
3. Функции государства.
4. Правовое государство и гражданское общество.
Понятие и признаки государство.
Вопрос о государстве, безусловно, относится к разряду центрального вопроса политологии. Дело в том, что в политической системе общества государство выполняет определяющую функцию, так как от него в значительной степени зависит эффективность самой политической системы. Поэтому именно высокая социально-политическая действенность государства, наиболее полное воплощение в структуре и функциях государственных органов специфических особенностей политической системы превращают государство в наиболее характерный, показательный элемент политической системы. Вот почему государство как эффективное оружие реализации политической воли вызывало пристальное внимание мыслителей во все времена.
Исследование государственных образований должно строиться на широкой исторической основе, так как развитие государственности в истории цивилизации весьма насыщено и проблематично и имеет огромное познавательное значение. История государства, по существу, является историей той или иной страны, судеб ее населения, ибо государственность есть фиксированная во властных структурах субъектность народа, так как каков народ, такова и государственная власть.
Следует также отметить, что теоретические вопросы, характеризующие происхождение, роль и место государства в жизни общества, имеют основательные идеологические наслоения, критическое переосмысление которых необходимо для того, чтобы дать научно-обоснованный, политологический анализ этих вопросов.
В истории общественной мысли смена парадигм наиболее точно и непосредственно фиксировалась в разработке теоретических вопросов государства (генезисе, обосновании социальной необходимости, определении функций, формирования и структурирования органов государственной власти, выявлении взаимоотношения народа и власти и т.д.). Эти парадигмальные особенности теории государства отразились в следующих основных концепциях:
1. Религиозно-мифологическая, теократическая.
2. Естественно-историческая, патриархальная.
3. Договорная.
4. Социально-экономическая, классовая.
5. Либерально-демократическая, правовая.
Современное понимание государства вбирает в себя весь этот путь трудного поиска. Оно включает в себя признание неизбежности мифологизации происхождения государства и власти, наличие естественно-исторических оснований, возможность социального договора, использование государства для реализации приоритетных социально-классовых интересов, признание первичности личности, ее интересов, свобод и правовое их обеспечение.
Термин «государство» в современной политической науки используется большей частью для обозначения социально-экономического и политического сообщества людей, проживающих на общей территории. И в этом плане термин «государство» близок по смыслу к термину «страна». И для этого есть достаточные основания. Дело в том, что в принципе государством можно назвать страну, где имеется признаваемая людьми и объединяющая их социальную целостность власть.
Современные теории возникновения и развития государства связывают его появление, становление и развитие с различными общественными состояниями, стадиями, формациями, неотделимыми от потребности в особом общественном организме, призванном эффективно и целенаправленно регулировать эволюцию общества. Современное государство представляет собой не только управляющую систему социума, но и определенную цивилизационную общность, инструмент сохранения различных видов социального равновесия, в связи с этим и мощную административную и финансовую структуру, комплексное многофункциональное образование, занятое решениями наиболее важных и самых разных общественных проблем.
Центральным институтом политической системы общества является государство. Государство-это особый общественно – политический институт, являющийся основной, управляющей, регулирующей, интегрирующей системой общества.
В числе основных признаков государства:
1. Наличие особой публичной власти, имеющей в своем распоряжении необходимый аппарат управления и принуждения;
2. Наличие территории, на которую распространяется суверенитет и юрисдикция данного государства;
3. Наличие ряда монопольных прав и полномочий, среди которых право чеканить монету, издавать обязательные для всех граждан нормативные акты, право подвергать граждан, нарушающих установленные государством нормы, законы, соответствующим санкциям, наказаниям.
Длительное время люди жили в догосударственном состоянии. Необходимые для их жизнедеятельности управленческие и властные решения принимались вождями старейшинами родов и племен, которые обладали необходимыми для этого авторитетом и возможностями осуществления нужных действий.
Догосударственное состояние определялось уровнем социокультурном развития человеческих сообществ в тот период:
¾ Социальные отношения существовали между группами людей, связанные кровнородственными узами (семья, род, племя), т.е. они несли на себе груз неформализованности, интимности, так как генетическая близость людей была явной и определяющей;
¾ Жизнь людей была устойчива и относительно неизменно, в ней четко проглядывался принцип преемственности;
¾ Интересы людей были просты и непосредственны, необходимость их реализации самоочевидна.
¾ Не было социальных, имущественных, правовых различий между людьми, формирующих противоречия, антагонизмы их интересов.
¾ По мере развития товарно-денежных отношений, имущественного расслоения членов общества, разрушения патриархально-семейных, родоплеменных связей, возникновения крупных родоплеменных союзов, народностей появилась необходимость в государственной власти и в образовании государства.
Государство-явление историческое, т.е. в определенное время возникшее, прошедшее ряд этапов, исторических форм в своем развитии имеющее историческую перспективу.
Типологизация государств
В процессе исторического развития государство выразило себя в различных типах разновидностях. Наиболее общими и существенными характеристиками типов государственности являются формы правления и формы государственного (территориального) устройства.
Форма правления – это способ организации власти. Основными формами правления являются монархия и республика.Монархия – это форма правления, где источником власти и определителем ее является один человек (монарх). Монархия бывает двух видов: абсолютная и ограниченная, или конституционная. Абсолютная монархия предполагает концентрацию всей полноты государственной власти в руках монарха. При ограниченной монархии ее глава остается источником государственной власти, олицетворяет собой ее легитимность (законность), но реально распоряжается системой и аппаратом государственной власти даже в ограниченных пределах крайне редко, реальной власти, управления делами государства, как правило, лишен. Подавляющее большинство современных монархии (в Великобритании, Норвегии, Швеции, Испании, Бельгии, Нидерландах, Японии, и т.д.) - ограниченные, конституционные монархии. Абсолютная монархия сохранилась на сегодня только в некоторых странах исламского мира.
Республика – это форма правления, при которой источником власти в стране является народ управление «общими делами» осуществляется на основе признания права всех граждан принимать в этом участие. Республика-безусловно доминирующая на сегодня форма правления. Основными разновидностями республиканской формы правления являются парламентская и президентская республики. Кроме этого специалистами – политологами выделяются парламентско-президентская, президентско-парламентская и суперпрезидентская республики. Различие этих разновидностей республики определяются тем, кто играет основную роль в формировании и определении деятельности главного властного органа управления страной-правительства.
При парламентской республике правительство формирует парламент и оно ответственно перед парламентом. При президентской форме правления правительство формируется президентом и ответственно перед ним. В парламентско-президентской республике правительство формируют совместно парламент и президент, при этом роль парламента особо значительна. При президентско-парламентской республике правительство формируют тоже совместно, но решающее значение принадлежит президенту.
Суперпрезидентской ряд исследователей называют такую президентскую республику в которой президент не только полностью контролирует состав и деятельность правительства, но и располагает особенно значительными властными полномочиями, в том числе нередко имеет закрепленное в конституции право выступать в качестве верховного арбитра в спорах различных ветвей власти, назначать едва ли не всех основных должностных лиц государства, государственных чиновников и т.д.
Важной характеристикой государства является форма государственного (территориального) устройства. В числе основных форм государственного (территориального) устройства-унитарное, федерация, конфедерация.
Для унитарного государства характерным является неделимость территории на отдельные государственные образования со своими самостоятельными властными структурами, строгая подчиненность местных властных органов центральным. Унитаризация государства не является антидемократической тенденцией. Оно необходимо в определенных политических условиях, как фактор усиления властного влияния на все аспекты социальной жизни, поддержки целостности государства. По Конституции 1995 года Республика Казахстан в статье 2 определена как унитарное государство с президентской формой правления.
Для федеративного государственного устройства характерна определенная степень самостоятельной местных территориальных образований со своими властными структурами.
Для конфедеративного государства характерна высокая степень свободы местных государственно-территориальных образований и их властных органов.
Конфедерация– это политико-государственный союз суверенных, независимых государств, в рамках которого ее члены имеют, как правило, полную самостоятельность во внутренних делах. И только в сфере обороны и межгосударственных отношений конфедерация предполагает некое делегирование в пользу союзных органов части властных полномочий суверенных государств.
Таким образом, возможны и новые формы государственного (территориального) устройства. Особенно за счет трансформации целого ряда государств, ныне являющихся унитарными.
Функции государства
При определении функции государства мы прежде всего должны руководствоваться общей ролью государства.
Свои основные функции государства выполняет, прежде всего, как политический т.е. обладающий публичной властью институт. Политический характер государства появляется прежде всего в межличностной и межгрупповой конкуренции и борьбе за государственную власть. Вследствие целей, характера, хода и результатов этой борьбы основной задачей государственной политики, в конечном итоге, является обеспечение интересов и укрепление позиций достигшей власти группы, правящей элиты. Как правило, все остальные реальные и насущные интересы и цели общества и, соответственно, государства, в том числе социальные, обычно являются для политики относительно вторичными. Из них число приоритетов государственной политики попадают только тесно связанные или совпадающие с устремлениями обладающих государственной властью общественно-политических групп. Учитывая, что большие социальные группы обычно именуют классами, можно с полным основанием говорить о классовости государства и его политики.
В современном мире в наиболее развитых, передовых «цивилизованных» странах государство все очевиднее становится «общенародным» институтом, служащим для решения общих для всех граждан дел, не утрачивая, впрочем, и в этом случае той или иной степени классовости.
Современное государство выполняет множество самых разнообразных политических, социальных, экономических, нормотворческих и других функций и полномочий.
Чаще всего функции государства делят на внутренние и внешние, которые, в свою очередь, разделяются на основании затрачиваемых сфер. Как следствие, среди внутренних функций обычно выделяются:
1) обеспечение социально-политической стабильности;
2) индивидуальной и коллективной безопасности граждан;
3) интеграционная;
4) экономическая или хозяйственно –регулятивная;
5) социальная;
6) культурно-образовательная, экологическая и другие «отраслевые» функции.
Современное государство часто выступает в роли верховного арбитра в столкновениях, спорах, конфронтациях не только представляющих различные социально-политические интересы групп и организаций, но и основных ветвей власти, определенных государственных структур. Среди внешних функций
1) обеспечение суверенитета;
2) безопасности;
3) неприкосновенности границ собственной страны;
4) поддержание необходимых межгосударственных, межнациональных отношений;
5) укрепление и развитие равноправного международного сообщества и т.д.
Для выполнения всех этих и других функций существует сложная и разветвленная система тесно взаимосвязанных и взаимодействующих структур, органов в лице государственных институтов. В первую очередь среди них выделяют институты управления (правительство, различные центральные, региональные и местные органы управления) и институты принуждения, служащий в отношении тех граждан, которые не соблюдают или нарушают установленные государством нормы, законы (в числе таких институтов различные правоохранительные, полицейские, специальные и иные служба, структуры, органы, формирования).
Конфедерация (от лат.confoederuce-связывать договором, соединить) -постоянный союз самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей. Члены К. полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза решение некоторых числа вопросов – в области обороны, внешней политики, транспорта, связи, денежной системы.
|