Обратная связь
|
Основы правового положения личности Преамбулу Конституции 1958 г. открывает ст. 1 с основополагающими характеристиками демократического государства и его обязанностью обеспечить равенство перед законом всех граждан независимо от происхождения, расы или религии. «Власть народа, волей народа и для народа» — таков конституционный принцип Республики.
Отличительной особенностью Конституции является отсутствие в ней традиционного перечня важнейших прав и свобод человека и гражданина, содержащегося в большинстве конституционных актов демократических государств. Во многом это объясняется исторической традицией. Франция предпочла обратиться к своему прошлому, провозгласив в преамбуле Конституции 1958 г. «приверженность правам и принципам национального суверенитета, как они были определены» Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. и преамбулой Конституции 1946 г. С 1970 г. эти два исторических документа были признаны Конституционным советом неотъемлемыми частями действующей Конституции.
Декларация прав человека и гражданина 1789 г. содержит 17 статей, закрепляющих естественные неотъемлемые права человека, а также обязанность обеспечения этих прав при помощи равного для всех закона. Она по праву называется хартией свободы личности, закрепляющей важнейшие индивидуальные права и свободы: свободу совести, собственности, право на сопротивление угнетению. Декларация внесла выдающийся вклад в развитие конституционализма.
С позиций либерализма и естественного права в Декларации формулируется определение свободы, возможных пределов ее ограничения: делать все, что не наносит ущерб третьим лицам. Гарантиями осуществления основополагающих прав и свобод она называет суверенитет нации, разделение властей, необходимость публичной власти, признание за законом выражения высшей народной воли.
Преамбула Конституции 1946 г. дополняет перечень прав и свобод, закрепляя равенство мужчины и женщины, право на убежище, достоинство личности. Если первый акт в основном регулирует личные и политические права (а также право собственности), то второй — в большой степени социально-экономические.
Во французском праве сложилась двухзвенная градация прав и свобод, которые делятся на основные (фундаментальные) и неосновные (производные). К числу основных относится право на жизнь, здоровье, неприкосновенность личности, защиту имущества и безопасность. Производные этих прав закреплены в отраслевом законодательстве.
Конституционное признание коллективных прав человека нашло отражение в преамбуле Конституции 1946 г.1. Осуществление экономических, социальных и политических прав и свобод в послевоенной Франции рассматривалось как обязательное условие демократического развития. Причем именно позитивные права, требующие от государства и его институтов ведения активной социальной политики, были выдвинуты на первый план.
Большое внимание в преамбуле уделено закреплению трудовых прав, прежде всего профсоюзных: право каждого защищать свои права и свободы при посредничестве профсоюзов, право на забастовку, право трудящихся участвовать в разработке коллективных договоров и т.д. Государству вменяется в обязанность способствовать реализации трудовых прав.
Другими социальными обязанностями государства в тексте преамбулы называются: организация общественного бесплатного и светского образования всех степеней; обеспечение государственных гарантий охраны здоровья, отдыха, досуга.
Конституционно закрепляются индивидуальные права: право на равенство, на сохранение личного статуса, свобода личности. К правам гражданина относятся: избирательное право, в том числе и право французов, проживающих за пределами Франции, быть представленными в сенате; право объединяться в политические партии, которые способствуют выражению мнений в ходе выборов.
Политические права и свободы сформулированы во всех трех актах, составляющих действующую Конституцию Франции. Конституционно признанными являются такие права, как политический плюрализм и свобода образования политических партий, свобода мнения и слова, свобода ассоциаций, публичных мероприятий, равный доступ к государственной службе. Избирательные права определяются через основополагающие принципы построения и функционирования Французской Республики: суверенитет нации, осуществление власти народа через своих представителей или путем референдума.
Правовое регулирование избирательных прав систематизировано в Избирательном кодексе Франции. Французское законодательство предусматривает следующие цензы: ценз оседлости (шесть месяцев); возрастной ценз при осуществлении пассивного избирательного права (по выборам в Национальное собрание это право предоставляется с 23 лет, в сенат — с 35 лет, в региональные и генеральные советы — с 21 года); ценз несовместимости (неизбираемость ряда должностных лиц исполнительной власти и военнослужащих); моральный ценз (в списки избирателей не включаются банкроты, а также лица, лишенные судом избирательных прав на конкретный срок). Широко применяется избирательный залог.
Среди политических прав в настоящее время ключевое место занимает право на доступ к информации. Закон Франции 1978 г. закрепляет право граждан на доступ к документам, находящимся в государственных структурах. Причем понятие «документы» распространяется на отчеты, исследования, записи, протоколы, статистические данные, приказы, инструкции, внутриведомственные поручения, деловую переписку между ведомствами, описание нормативных правовых актов и подзаконных актов, рекомендации, прогнозы, решения государственных органов, а также информацию, исходящую от государственных и коммерческих структур, осуществляющих свою деятельность в государственном секторе. Документы могут предоставляться также в электронном формате.
Из свободного доступа исключаются протоколы заседаний, рекомендации по ключевым вопросам государственной безопасности, жалобы, а также те документы, по которым решение находится в процессе принятия до его окончательного утверждения. Также налагается запрет на документацию, предоставление которой повлияет на объективность принятия правительственного решения и его дальнейшего исполнения и т.д.
На основе закона была создана специальная Комиссия по доступу к административным документам, в ее компетенцию входит осуществление контроля за применением Закона 1978 г. Комиссия вправе давать рекомендации и рассматривать жалобы, но ее решение не является окончательным. Устанавливается правило, согласно которому жалоба должна быть рассмотрена Комиссией до подачи ее в административный суд. Социально-экономическими правами являются право собственности, право на забастовку, на участие в управлении предприятием, охрану здоровья, материальное обеспечение, отдых и досуг, равный доступ к образованию, приобретению профессии, гласность налогообложения.
Хартия об экологических правах 2004 г., которая в настоящее время является составной частью Конституции Франции, закрепляет право человека на здоровую окружающую среду, долгосрочное развитие, а также обязанности по предотвращению экологических правонарушений и возмещению ущерба от их неблагоприятных последствий.
Перечень прав и свобод, закрепленный французским конституционным законодательством, дополняется положениями о правах и принципах защиты прав человека и гражданина, содержащихся в международных договорах с участием Франции. Прежде всего это европейские документы: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Маастрихтский договор 1992 г.
К конституционным обязанностям, указанным в преамбуле, относится обязанность трудиться, солидарно участвовать в ликвидации последствий национальных бедствий.
Существенную роль в обеспечении прав и свобод играет правозащитный механизм. Юридической гарантией прав и свобод личности является беспрепятственное обращение в суд. Исторически во Франции сложился механизм судебной защиты, предусматривающий свободный доступ к правосудию, возможность неоднократной проверки и пересмотра состоявшегося решения, право на обжалование решений и определений в высшие судебные инстанции.
Важным органом, защищающим права французов, является посредник, или медиатор. Институт омбудсмена во Франции был учрежден специальным законом в 1973 г. Медиатор рассматривает жалобы граждан, поданные через членов парламента. После рассмотрения жалобы медиатор вправе предписать конкретному органу или должностному лицу выполнить вступившее в законную силу решение в установленный им срок, а также возбудить против них дисциплинарное производство или подать жалобу в суд, а также ходатайствовать о возбуждении против должностного лица уголовного дела. Однако даже если медиатор признает жалобу обоснованной, он не вправе сам принять решение об отмене оспариваемого административного акта. Он может направить в соответствующие органы свои рекомендации о проведении необходимых мер для пресечения противоправной практики, а также зафиксировать это в своем ежегодном докладе, представляемом в парламент.
Несмотря на конституционное закрепление института Уполномоченного по правам человека (медиатора), по сравнению с европейскими омбудсменами он наделен небольшим объемом полномочий. Поэтому и влияние его на общественную жизнь невелико.
|
|