Парламент Великобритании: внутренняя организация, полномочия Старейшим парламентом мира является английский парламент, создание которого датируют XIII в., когда по требованию восставших феодалов королем Иоанном Безземельным в 1215 г. была подписана Великая хартия вольностей. Она возложила на монарха обязанность создавать для установления налогов Общий совет королевства. Поэтому британский парламент называют отцом всех парламентов. В Великобритании понятие «парламент» как собственное наименование стало применяться для обозначения общенационального представительного учреждения.
Значение государственного форума английский парламент завоевывает уже в XIII в., становясь классическим образцом представительного органа. Позднее, в XVI— XVII вв. он выступает сословно-представительным органом при монархе. Однако только после буржуазной революции XVII в. парламент приобретает реальное и многоплановое значение. Следует учитывать, что система парламентаризма на Западе возникла как отрицание абсолютизма государственной власти в лице монарха, всевластного первого лица в государстве.
Своеобразие британского парламента заключается в сохранении разнообразных архаических черт, которые находят свое отражение во многих сторонах его организации и деятельности. Когда говорят о парламенте как о верховном законодательном органе страны, имеют в виду не только обе палаты парламента, но и королеву, являющуюся неотъемлемой институцией (частью) парламента.
При анализе места парламента в системе власти Великобритании следует учитывать, что в ее основу были положены два фундаментальных принципа — парламентского верховенства и парламентарного (ответственного) правления.
Британский парламент представляет собой пример бикамерального представительного органа, состоит из палаты общин и палаты лордов. При этом неотъемлемой частью парламента считается британский монарх.
Важнейшая особенность парламента заключается также в том, что одна из его палат — палата лордов — формируется по наследству, иными словами на невыборной основе. Членство в ней обусловлено получением дворянского титула, дающего право быть ее членом. В течение длительного времени это была самая большая верхняя палата среди европейских стран. Членами палаты лордов являлись в конце 90-х гг. XX в. более 1200 пэров парламента, титулованная знать, имена которой вписаны в «золотую книгу» английского дворянства.
Конституционная реформа, которая началась в 1999 г. по инициативе правительства лейбористов, важнейшим направлением определяет реформирование английского парламента и прежде всего порядка формирования и правового статуса верхней палаты. Еще в 1997 г. лейбористы пообещали вывести из состава палаты наследственных пэров, а после прихода к власти приступили к реализации предвыборных инициатив, направленных в целом на демократизацию статуса палаты.
На первом этапе конституционной реформы, которая должна осуществляться в течение 10 лет, на основании ст. 1 Акта о палате лордов 1999 г. был ликвидирован статус наследственных пэров и вдвое (до 665 членов) сокращен численный состав палаш: свои места сохранили только 92 наследственных пэра (10% от их общей численности) и порядка 573 пожизненных пэров, включая епископов. Причем наследственное право заседать и голосовать во время переходного периода реформы 92 наследственных пэра получили в ходе тайного голосования своих коллег по палате, а 10 наследственных пэров Согласились на ультиматум правительства: поменять звание наследственного пэра на звание пожизненного. Право *ia участие в деятельности палаты было сохранено за лордами, титул которым был присвоен монархом в знак признания их личных заслуг и по предложению правительства. Остальные лорды имеют право баллотироваться на выборах, в том числе в нижнюю палату — палату общин.
На втором этапе реформы к 2011 г. лейбористы планируют упразднить палату лордов. Предполагается, что ей на смену придет новая верхняя палата (о ее названии еще не принято решение), состс)Ящая из 600 депутатов. 120 из них будут избираться на всеобщих выборах по партийным спискам, еще 120 — назначаться специальной независимой комиссией. Остальные (360 депутатов) будут назначаться лидерами политических Партий пропорционально результатам выборов в палату общин. Согласно реформе, в верхней палате должно быть не менее 30% мужчин и 30% женщин. У палаты по-прежнему це будет права вето на решения палаты общин.
Споры о возможных моделях верхней палаты в экспертном сообществе не утихают и после выборов 2005 г. Большинство британских экспертов и многие политики склоняются к тому, что в ближайшем будущем лучше ограничиться введением умеренного элемента выборности верхней палаты.
Сейчас в палате лордов действует четыре вида членства:
— духовные лорды (архиепископы Йоркский и Кентер-берийский и епископы англиканской церкви);
— судебные лорды (назначенные в палату бывшие и действительные высшие судебные чины для оказания квалифицированной помощи при решении судебных дел);
— наследственные пэры;
— пожизненные пэры (получившие титул и место в палате за выдающиеся заслуги перед Короной), они не имеют права передавать свой титул по наследству. Первые две категории членов палаты пэрами не считаются.
Примечательно, что несмотря на столь расширенный состав палаты, кворум составляет всего три человека, и в основном участие в ее работе принимают около 100 человек (судебные лорды и пожизненные лорды). Длительное время работу палаты лордов возглавлял лорд-канцлер, назначавшийся на должность премьер-министром. Лорд-канцлер являлся одновременно членом кабинета (министром), спикером верхней палаты парламента и верховным судьей, который единолично назначает судей. Такое соединение в руках одного человека ключевых функций государственного управления и осуществления судебной власти было явным анахронизмом и не могло способствовать упрочению статуса независимости судебной власти. Продолжая процесс реформирования верхней палаты парламента, в 2003 г. премьер-министр Великобритании Тони Блэр выступил с новыми инициативами по упразднению поста лорда-канцлера, учреждению Верховного суда, призванного взять на себя функции лордов-судей, и созданию независимой комиссии по назначению судей.
В результате реформы с 2004 г. руководитель палаты лордов занимает данную должность на внутрипалатной выборной основе и не входит в состав правительства. По традиции руководитель палаты лордов принимает участие в дебатах и голосовании, однако не решает процедурные вопросы, как это делает спикер палаты общин. Эти полномочия осуществляются палатой самостоятельно при координации лидера палаты, которым является руководитель ее наиболее крупной партийной фракции. В палате имеются лишь неспециализированные комитеты. Также в ходе реформы создано министерство по конституционным вопросам, которое должно было взять на себя большинство полномочий лорда-канцлера, в том числе в судебной сфере.
В общих чертах компетенция палаты лордов включает в себя следующие полномочия: а) законодательные, б) контрольные, в) судебные. Первая группа полномочий обеспечивает участие палаты в законодательном процессе (рассмотрение в соответствии с процедурой вносимых законопроектов — биллей, исключением здесь является особое требование к принятию финансовых биллей, которые вносятся лишь в палату общин; внесение поправок в законопроекты, принятые нижней палатой и т.д.). Вторая группа полномочий главным образом заключается в мягком контроле за работой правительства. Судебные полномочия палаты значительны и определяются уже тем, что она является высшей апелляционной судебной инстанцией.
В целом же полномочия и общий статус палаты лордов, несмотря на проведение конституционных преобразований, не меняются. Она должна сохранить свое «подчиненное» положение, но стать более легитимной. В то же время эффективность ее работы, особенно в области экспертизы законопроектов, принятых палатой общин, должна существенно возрасти.
Нижняя палата — палата общин — единственный выборный центральный орган государственной власти. Только депутаты этой палаты могут именоваться членами парламента.
Численный состав палаты к парламентским выборам 2005 г. сократился с 659 до 646 членов, избираемых путем всеобщего равного тайного и прямого голосования сроком на пять лет. Такое сокращение численного состава палаты общин связано с укрупнением избирательных округов в Шотландии. Специальной комиссией по границам избирательных округов было произведено сокращение количества избирательных округов с 72 до 59 в связи с Актом о Шотландии, в котором прописаны создание собственного шотландского парламента и ликвидация аномальной диспропорции представителей Шотландии в британском парламенте. В результате новой нарезки округов количество избирателей, проживающих на территории одного избирательного округа, было приближено к среднебританскому показателю в 68 тыс. избирателей на округ.
Палату общин возглавляет спикер. Данная ответственная должность существует с 1377 г. Палата общин может быть распущена монархом. По традиции формальное согласие королевы на роспуск парламента означает начало предвыборной кампании. По британским законам парламентские выборы должны состояться через 17 рабочих дней после роспуска прежнего парламента. В период, когда парламент распущен, политики могут вести предвыборную кампанию, но не имеют права входить в здание Вестминстерского дворца, где располагается парламент.
Избираться в палату может любой британский подданный (а также проживающие в стране граждане Ирландии и Содружества1), достигший 21 года и удовлетворяющий установленным в законодательстве цензам, среди которых следует назвать ценз несовместимости: запрет быть членами парламента для лиц, занимающих определенные государственные должности (профессиональные оплачиваемые судьи, гражданские служащие, военнослужащие и т.д.). Избирательный залог составляет 500 ф. ст., он не возвращается, если кандидат набрал меньше 5% голосов.
Выборы в палату общин проводятся по мажоритарной системе относительного большинства. При этом отсутствует требование о получении кандидатом минимального процента голосов избирателей.
На последних парламентских выборах в нижнюю палату (5 мая 2005 г.) вновь победили лейбористы, получившие подавляющее большинство депутатских мандатов — 356, консерваторы завоевали 197 мест, увеличив численность своей парламентской фракции на 33 депутата по сравнению с предыдущими выборами 2001 г., а либеральные демократы по сравнению с 2001 г. увеличили свое представительство в палате общин с 52 до 62 депутатов. Остальные партии в британском парламенте в настоящее время представлены 31 депутатом. Отметим, что по британской традиции за партией признается статус правящей при условии ее пребывания у власти два полных парламентских срока — не менее восьми лет. А в XX в. лейбористам ни разу не удавалось удержать статус правящей партии.
К важнейшим полномочиям палаты относятся: принятие законов, бюджета, рассмотрение финансовых биллей, парламентский контроль за деятельностью правительства. Только эта палата может выразить последнему недоверие.
В Великобритании, как и в других западноевропейских странах, провозглашаемая конституцией независимость депутатов существенно ограничивается жесткой фракционной дисциплиной, имеющей целью поддержание единства и солидарности. В палате общин дебаты проходят в основном между лицами, занимающими руководящие позиции в консервативной и лейбористской партиях, роль рядовых парламентариев в этом процессе, как метко подметили политологи, сведена лишь к «группам поддержки, подбадривающим лидеров».
В целом Великобританию можно с уверенностью охарактеризовать как страну с устойчивой и значительной ролью парламента, во многом обусловленной непрерывностью парламентского развития, сравнимой только с США.
|