Таким образом, частная криминалистическая методика должна включать криминалистическую характеристику преступлений. 9 глава Экологическая экспертиза устанавливает:
- соответствует ли технический проект данного предприятия требованиям экологической безопасности, и если нет, в чем выражается несоответствие;
- присущи ли данному региону признаки зоны экологического бедствия и в чем они выражаются;
- относится ли данный регион к числу нуждающихся в особой (усиленной) экологической защите, и если да, к какой категории он относится;
- представляет ли данный вид хозяйственной деятельности угрозу для здоровья людей, представителей животного и растительного мира и др.
Нередко при расследовании уголовных дел об экологических преступлениях возникает необходимость в применении специальных познаний, относящихся к нескольким различным отраслям. Тогда назначаются комплексные экспертизы, при проведении которых эксперты, специализирующиеся в разных классах или родах судебных экспертиз, заняты совместным решением поставленных вопросов и формулированием общего вывода.
Производство экологических экспертиз можно поручать сотрудникам отделов экологической экспертизы местных органов Минприроды России, работникам научно-технических советов экологических обществ.
Допросы. При расследовании экологических преступлений важную информацию следователи получают из допросов потерпевших и свидетелей. Круг свидетелей достаточно широк. Различают следующие группы свидетелей.
Первая группа - очевидцы, могущие сообщить о факте загрязнения и его последствиях. Очевидцы - это прежде всего граждане из числа местных жителей, которые непосредственно наблюдали факты вредных выбросов в водоемы и атмосферу, а также наступившие вредные последствия. Среди них могут оказаться потерпевшие, здоровью которых были причинены более или менее серьезные повреждения, а также свидетели из числа работников предприятия-загрязнителя. При допросе этих лиц выясняют вопросы: о факте и времени обнаружения вредных выбросов в водные бассейны и атмосферу, причине происшедшего события, характере и масштабе загрязнения.
Наибольшую ценность представляют обычно показания сотрудников соответствующих органов государственного надзора, которые по роду службы осуществляют контроль за окружающей средой, делают это систематически и квалифицированно. При допросе этих лиц следует выяснить, что, где и когда они наблюдали и фиксировали, какие вредные последствия происшедшего им известны, где находятся соответствующие документы. Если такие факты имели место и раньше, то какие меры по отношению к нарушителям предпринимались, каким образом устранялись выявленные нарушения.
Вторая группа свидетелей - это лица из числа администрации и обслуживающего персонала предприятия, на котором произошел выброс вредных веществ. При этом следует иметь в виду, что среди свидетелей могут оказаться как лица, которые не причастны к произошедшему и возмущены имевшим место событием, так и прямые виновники экологического происшествия. Эта категория допрашиваемых наиболее полно осведомлена об обстоятельствах случившегося, поэтому к их допросам нужно тщательно готовиться.
Допрос необходимо начинать с тех, кто работал на данном участке, был очевидцем происшедшего события, но в случившемся неповинен, а потому может дать объективные показания. Для допроса заинтересованных лиц, в той или иной степени виновных в происшедшем событии, следователю необходимо располагать документами, фактами, показаниями их сослуживцев, с тем чтобы побудить их к даче правдивых показаний. Для этого он: знакомится с работой предприятия-загрязнителя окружающей среды; изучает специфику производства, особенности конструкций и характера очистных сооружений; продумывает перечень вопросов; составляет развернутый план допроса.
Для оценки показаний относительно технических и технологических особенностей предприятия-загрязнителя и своевременного пресечения попытки исказить действительность, пользуясь некомпетентностью допрашивающего, рекомендуется получить консультации специалистов в области природоохранной деятельности.
Своевременному раскрытию и расследованию экологических преступлений способствует тесное взаимодействие следователя с сотрудниками экологической полиции, с различными специалистами, экспертами-криминалистами и работниками местных комитетов по охране окружающей среды и природных ресурсов, специалистами санитарно-эпидемиологического надзора. Они могут помочь в сборе криминалистически значимой информации о территории, пораженной экологическим загрязнением, очевидцах происшествия, потерпевших, последствиях загрязнения и его потенциальных виновниках.
Материалы административных проверок, проведенных сотрудниками комитетов по охране окружающей среды и природных ресурсов, санитарно-эпидемиологического или ветеринарного надзора, инспекции рыбоохраны, региональных отделений Минздравсоцразвития России, как правило, содержат установленные данные о факте загрязнения, его характере, последствиях, предприятиях-виновниках, а иногда и о конкретных лицах. Полученные материалы облегчают работу следователя, но ни в коей мере не заменяют следственного производства, не снимают с него обязанности решать вышеперечисленные задачи процессуальными средствами. Материалы служебных расследований обязательно приобщаются к уголовным делам об экологических преступлениях, так как имеют доказательственное значение. Последовательность действий следователя в данной ситуации в основном аналогична рассмотренной выше.
По делам, связанным с экологическими преступлениями, у подозреваемых (обвиняемых) проводятся обыски. При этом изымаются: орудия преступления; транспортные средства, если с их помощью было совершено посягательство; документы, отражающие сведения о фактах, относящихся к обстановке загрязнения водоемов или атмосферного воздуха, незаконной охоты, рыбной ловли, порубки деревьев и т.д. Проводятся также опознание, очная ставка, следственный эксперимент и другие процессуальные действия.
В целях установления причин и условий, способствовавших совершению экологических преступлений, важно установить недостатки в деятельности предприятия (организации) и должностных лиц. Для этого, как правило, требуется самое широкое использование специальных познаний в вопросах техники и технологии конкретного предприятия, о характере загрязнения и наступивших или могущих наступить экологически вредных последствий.
Глава 34. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
ПО "ГОРЯЧИМ СЛЕДАМ"
§ 1. Организационные и криминалистические основы
расследования преступлений "по горячим следам"
В практике правоохранительных органов под расследованием преступлений "по горячим следам" понимается система следственных действий, оперативно-розыскных и организационных мероприятий, осуществляемых в кратчайшие сроки после обнаружения преступления в целях установления криминалистически значимой информации о событии преступления, лице, совершившем это деяние и всех других обстоятельствах, имевших значение по уголовному делу.
В ч. 2 ст. 21 УПК РФ указывается, что прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель "принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления".
Расследование "по горячим следам" проводится немедленно после совершения преступления или в кратчайшие сроки после него. Преступление считается раскрытым "по горячим следам", если лицо, его совершившее, установлено в пределах трех суток с момента обнаружения содеянного. Этот срок разрешено увеличить до 10 суток при условии непрерывности работы по раскрытию преступления в течение всего этого периода.
Раскрытыми "по горячим следам" считаются и такие преступления, когда виновные лица установлены, но суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора прекращают уголовное преследование этих лиц в соответствии со ст. ст. 24 - 28 УПК РФ. "По горячим следам" расследуются чаще всего разбойные нападения, захват заложников, грабежи, кражи, убийства, изнасилования, хулиганство, вымогательство, мошенничество, террористические акты, похищение людей, причинение вреда здоровью, дорожно-транспортные преступления, взяточничество, фальшивомонетничество и др.
Значительное количество уголовных дел об этих преступлениях возбуждается, как правило, при отсутствии сведений о личности преступника. В таких ситуациях основная задача первоначального этапа расследования состоит в том, чтобы немедленно собрать криминалистически значимые сведения о личностных признаках преступника и использовать эту информацию для выявления и задержания виновного лица "по горячим следам".
При осуществлении предварительного следствия "по горячим следам" исключительно важное значение приобретают обнаружение, фиксация, изъятие и исследование (полевое и стационарное) материальных следов преступника и его действий как на месте происшествия, так и за его пределами, а также допросы потерпевшего, очевидцев, свидетелей и других лиц для получения криминалистически значимой информации о виновности, кличках и других признаках преступников. Все это позволяет своевременно организовать преследование преступника по следам ухода с места происшествия, в том числе с помощью служебно-розыскной собаки, засады, прочесывание лесных массивов, парков, обхода дворов, осмотра автомобильных стоянок и гаражей, т.е. осуществление заградительных мероприятий.
Внезапность возникновения криминальной ситуации с ее изменчивостью и скоротечностью, дефицит времени и недостаточная информация о лице, совершившем преступление, о его мотивах, сообщниках, характере события и т.п. - все это требует безотлагательного, непрерывного и централизованного управления силами и средствами правоохранительных органов при расследовании преступлений "по горячим следам".
Необходимость активного использования в расследовании криминалистически значимой доказательственной и ориентирующей информации предопределила тесное взаимодействие различных субъектов правоохранительных органов с использованием возможностей следственно-оперативной группы (СОГ) при раскрытии и расследовании преступлений "по горячим следам".
Быстрое раскрытие совершенного преступления в значительной мере зависит от уровня организации, непрерывного и эффективного руководства силами и средствами правоохранительных подразделений. Таким координатором всех служб и подразделений в системе МВД России является дежурная часть. При дежурных частях круглосуточно функционирует СОГ, в составе следователя, работника уголовного розыска, эксперта оперативно-технического подразделения, проводника служебно-розыскной собаки (кинолога). Для обеспечения эффективности расследования "по горячим следам" убийств и изнасилований в постоянно действующие группы включаются следователи следственного комитета прокуратуры и судебные медики.
Главным и основным направлением деятельности дежурной части является безотлагательное принятие и реализация управленческих решений "по горячим следам" по сообщению или заявлению о произошедшем преступном событии, об осуществлении СОГ первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по розыску и задержанию подозреваемых лиц, а также о сборе криминалистически значимой информации о месте, времени, мотивах и об обстоятельствах совершенного преступления.
В правоохранительной практике хорошо зарекомендовали себя следующие виды СОГ:
1) дежурные следственно-оперативные группы (при дежурных частях органов внутренних дел), создаваемые для выездов на места происшествия;
2) временные (целевые) СОГ, создаваемые для раскрытия и расследования одного или ряда аналогичных преступлений;
3) специализированные СОГ, создаваемые для раскрытия и расследования преступлений определенных категорий;
4) специализированные межведомственные СОГ (бригады), сформированные из сотрудников различных ведомств - органов прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности и других служб.
Передовая практика расследования уголовных дел "по горячим следам" обусловила необходимость учета ряда признаков, при наличии которых возникает необходимость проведения расследования СОГ, а именно:
- особая общественная значимость совершенного преступления;
- наличие нескольких подлежащих одновременной проверке версий;
- большое число лиц, подозреваемых в совершении одного или нескольких преступлений;
- большое количество лиц, пострадавших в результате совершения преступления.
Правовую регламентацию производства предварительного следствия СОГ составляют положения, которые сформулированы в ст. 163 УПК РФ. По смыслу ч. 1 этой статьи под основанием производства предварительного следствия СОГ следует понимать такие особенности (признаки), как сложность и большой объем работы по уголовному делу.
Определяющее значение в учете и реализации этих особенностей имеют централизованное управление силами и средствами правоохранительных органов и тесное и непрерывное взаимодействие при расследовании "по горячим следам".
Криминалистическое взаимодействие в досудебном уголовном процессе определяется как опирающаяся на правовые положения и научные рекомендации деятельность субъектов уголовного процесса по решению познавательных и иных задач на основе соединения их сил и средств, а также партнерского сотрудничества в целях выявления, раскрытия, расследования, предупреждения преступлений, уголовного преследования виновных лиц.
Сложность и большой объем некоторых уголовных дел затрудняют их быстрое и полное раскрытие и расследование одним следователем, поэтому необходимо своевременно поручить предварительное следствие следственным либо следственно-оперативным группам и в кратчайшие сроки сформировать их состав с учетом сложности, объема и особенностей уголовного дела и профессионального уровня руководителя и участников созданной группы.
Согласно ч. 2 ст. 163 УПК РФ руководитель следственной группы вправе привлечь к работе в группу должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность для оказания содействия в производстве следственных и иных процессуальных действий, а также в проведении оперативно-розыскных мероприятий. Следственная и судебная практика показывает, что к работе следственной группы зачастую привлекаются следователь-криминалист, руководители экспертных учреждений и различные специалисты.
Процессуальное руководство, квалифицированная организация и постоянный контроль со стороны руководителя группы за деятельностью участников следственной или следственно-оперативной группы являются определяющими условиями эффективности работы как отдельного участника группы, так и всей команды в целом.
Криминалистическое обеспечение расследования преступлений "по горячим следам" в научной литературе рассматривается как предварительный результат деятельности правоохранительных органов, причем применительно к отдельным категориям взаимодействующих субъектов по факту совершенного преступления и по материалам оперативно-розыскной деятельности.
С учетом объема криминалистически значимой информации в момент обнаружения преступления выделяются четыре вида проблемных ситуаций:
1) ситуация, в которой известно и преступление, и лицо, его совершившее;
2) ситуация, в которой очевидно преступное событие, но неизвестно виновное лицо;
3) ситуации, в которых известно лицо, но факт совершенного им правонарушения достоверно еще не установлен;
4) ситуации, в которых ни лицо, ни совершенное им преступление достоверно неизвестны.
Наибольшую трудность представляют ситуации, в которых необходимо установить лицо, совершившее преступление, а также те, в которых и событие, и лицо вызывают сомнение. К их числу относятся убийства, изнасилования, кражи, грабежи, разбои, тяжкие и менее тяжкие телесные повреждения, убийства, инсценированные под несчастные случаи, автодорожные происшествия и происшествия на железнодорожном транспорте и некоторые другие преступления.
Раскрытие преступлений "по горячим следам" начинается уже с момента получения сообщения о совершенном преступлении еще до выезда на осмотр места происшествия. В зависимости от характера и объема исходной информации о нем необходимо решить следующие задачи:
1) обеспечить охрану места происшествия и оказать помощь гражданам, пострадавшим от преступления. Для охраны обычно привлекаются работники полиции;
2) предупредить лиц, организующих охрану, чтобы они установили очевидцев, сведения которых могут оказаться полезными перед началом осмотра;
3) принять меры к немедленному преследованию и задержанию преступника;
4) принять меры к обеспечению возможности привлечь к осмотру места происшествия необходимых специалистов (картотеки с адресами специалистов находятся в дежурных частях горрайорганов МВД), вспомогательный персонал и технику (подъемные краны, тягачи и т.п.);
5) проверить наличие и техническое состояние средств приема и передачи информации в полевых условиях, а также передвижной криминалистической лаборатории (ПКЛ), экспертных комплектов, следственных чемоданов. Технические средства ПКЛ позволяют на месте осмотра выявить, изъять следы и объекты, которые могут стать вещественными доказательствами, провести в полевых условиях экспресс-анализ этих объектов;
6) принять меры к использованию в деятельности следователя автоматизированного программного комплекса интеллектуального анализа данных для органов предварительного следствия как в процессе осмотра места происшествия, в зависимости от его ситуационных особенностей, так и в расследовании в целом.
При оценке первичных данных о преступлении, преступниках и их вероятном направлении движения или месте их нахождения оперативный дежурный горрайорганов внутренних дел принимает следующие меры:
1) направляет на место происшествия участкового инспектора полиции, ближайшие патрульно-постовые наряды, СОГ, а в сложных ситуациях и силы ОМОН или спецназа;
2) ориентирует на поиск преступников соседние органы внутренних дел и другие правоохранительные органы, где, как правило, создаются такие временные целевые формирования, как оперативно-поисковые группы, группы заслонов, патрулирования и засад в местах возможного появления преступников; группы захвата.
Подготовка и обеспечение этих формирований на месте дислокации всем необходимым для деятельности возлагается на оперативного дежурного органа внутренних дел. Руководство этими временными формированиями со стороны следователя и сотрудника уголовного розыска заключается в постановке задач, организации связи, а также в своевременном доведении до участников группы криминалистически значимых сведений.
В процессе проведения мероприятий "по горячим следам" по преследованию и задержанию преступников следователь и работник уголовного розыска обязаны своевременно сообщать оперативному дежурному собранные на месте происшествия сведения: о личности преступника, вероятном направлении его движения или вероятных местах нахождения, способах передвижения и т.п. В свою очередь, оперативный дежурный передает следователю и работнику уголовного розыска криминалистически значимую информацию, полученную по каналам дежурной части, это позволяет им корректировать свои действия.
§ 2. Особенности тактики неотложных
следственных действий, проводимых "по горячим следам"
Используя понятие неотложных следственных действий (ст. 152 УПК РФ), законодатель не дает их перечня и не рассматривает неотложность как качество, внутренне присущее конкретным следственным действиям. Однако на начальном этапе расследования "по горячим следам" в большинстве случаев имеют неотложный характер:
- осмотр трупа;
- осмотр предметов и документов;
- задержание;
- освидетельствование;
- допросы потерпевших, свидетелей, подозреваемых;
- очные ставки;
- обыск;
- предъявление для опознания;
- проверка показаний на месте;
- назначение судебных экспертиз.
Цель и очередность проведения последующих следственных действий выбираются по признакам неотложности, надежности, необходимости и эффективности, позволяющим закрепить и расширить криминалистически значимые сведения, полученные в результате осмотра места происшествия.
Осмотр места происшествия дает возможность получить решающую для раскрытия и расследования "по горячим следам" исходную информацию, способствующую розыскной и поисковой деятельности следователя и сотрудника уголовного розыска либо при некачественном производстве привести к невосполнимой утрате крайне важных сведений.
Уголовно-процессуальный закон предусматривает следующие виды осмотра: места происшествия, местности, жилища или иного помещения, предметов и документов, трупа. Каждый из них может выступать в качестве самостоятельного следственного действия либо являться частью общего (также самостоятельного) действия, объединенного понятием "осмотр места происшествия".
В соответствии со ст. 176 УПК РФ в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела, а если есть повод и основание, следователь обязан немедленно возбудить дело и принять все необходимые меры для установления события преступления и лиц, виновных в его совершении.
Доказательства, полученные в результате исследований материальных объектов, обнаруженных на месте происшествия, становятся все более актуальными и значимыми в условиях распространения преступлений против жизни и здоровья, собственности, общественной безопасности и др.
По прибытию на место происшествия руководителем СОГ решаются следующие вопросы:
- принимаются все меры к оказанию помощи пострадавшим;
- удаляются с места происшествия посторонние лица (с предварительной фиксацией данных, удостоверяющих личность);
- опрашиваются свидетели в целях ориентировки и уточнения произведенных изменений;
- привлекаются понятые (за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 170 УПК РФ);
- распределяются обязанности между участниками осмотра, проводится их дополнительный инструктаж;
- определяются границы подлежащего осмотру пространства, исходная точка и способ осмотра.
При осмотре места происшествия "по горячим следам", как правило, используется тот способ, который рекомендован теорией и передовой следственной практикой. Например, при дорожно-транспортном происшествии, когда известен путь следования преступника, применяется путевой способ, а если участок произошедшего события имеет округлую форму, то осмотр производится от периферии к центру или наоборот. Если трудно определить границы подлежащего осмотру пространства, применяется узловой способ, когда в первую очередь осматриваются те места, где могут находиться следы, оставленные преступником.
После изъятия и упаковки одорологических следов важно "по горячим следам" проработать с помощью служебной собаки путь следования преступника и безотлагательно организовать выборку подозреваемого по запаху. Проработку пути движения преступника целесообразно вести не менее 30 м по обе стороны маршрута движения собаки. Это связано с отклонением "воздушного" следа от действительного маршрута человека под действием ветра, позволяет найти предметы, которые преступник выбросил или потерял.
На месте происшествия фиксируются негативные обстоятельства и выясняется, какие объекты находятся на месте происшествия и какое они имеют отношение к делу.
Специалист-криминалист, используя экспресс-анализ, выявляет невидимые и слабовидимые следы и детали объектов, высказывает следователю свои суждения о механизме их образования, о силе, профессиональных навыках лица и т.п. По результатам опроса очевидцев и свидетелей он составляет субъективный портрет преступника и безотлагательно проверяет эту информацию по криминалистическим учетам.
Одновременно с осмотром работник уголовного розыска проводит следующие оперативно-розыскные мероприятия:
- выявляет свидетелей-очевидцев, опрашивает их и других лиц о событии преступления, о личностях потерпевшего и преступника;
- собирает информацию среди населения о слухах и предположениях;
- преследует скрывшегося преступника "по горячим следам";
- обследует прилегающую к месту происшествия территорию, строительные и иные объекты для выяснения вопроса о том, какие следы могли остаться на одежде, обуви, теле и автомобиле преступника, а также в целях обнаружения виновного лица, его следов, брошенных или спрятанных им предметов (при обнаружении спрятанного преступником похищенного имущества в районе его обнаружения организуется негласное наблюдение и засада);
- осуществляет поквартирный обход;
- дает задание негласным сотрудникам;
- осуществляет проверку собранной информации по криминалистическим и оперативным учетам.
О полученной криминалистически значимой информации оперативный работник незамедлительно сообщает следователю и, в свою очередь, своевременно получает от него необходимые сведения.
Все собранные криминалистически значимые данные о совершенном преступлении позволяют судить: что произошло, каким образом, когда и кто совершил, с какой целью, с чьей помощью, кому и какой ущерб причинен, кто может знать о происшедшем событии. Эта информация позволяет следователю выдвинуть новые версии и проверить уже выдвинутые, выявить и закрепить важные следы и предметы, которые могут стать доказательствами по уголовному делу, своевременно составить план неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Если на месте совершения преступления или в его районе находились технические средства пресечения преступлений, а именно охранная сигнализация, камеры видеонаблюдения, то осмотр места происшествия производится с учетом конкретных результатов их срабатывания.
Если преступник задержан, то при осмотре места происшествия особое внимание уделяется поиску следов рук, тела и одежды, обуви, орудий взлома, использованных задержанным при совершении преступления. Если камера видеонаблюдения зафиксировала предполагаемого преступника, то немедленно размножается видеопортрет этого субъекта и через дежурную часть передается оперативному составу, а также участковым уполномоченным для его установления.
Если в результате осмотра обнаружены следы (объекты), которые могут быть использованы для поиска преступника "по горячим следам", следователь безотлагательно выносит постановление о назначении криминалистической экспертизы в отношении этих объектов, специалист-криминалист тотчас доставляет их вместе с постановлением в экспертно-криминалистическое подразделение для срочного проведения экспертизы.
При производстве судебных экспертиз можно получить дополнительную информацию:
- о механизме и характере преступного события;
- о лице, оставившем обнаруженные следы (с использованием оперативных и криминалистических учетов);
- об использовании обнаруженного огнестрельного оружия (по пулегильзотеке) в ходе других, ранее совершенных преступлениях, т.е. для расследования нераскрытых преступлений, которые, возможно, совершены заподозренным лицом, и.т.п.
Допрос потерпевшего начинается со свободного рассказа обо всех известных ему обстоятельствах дела. Ему дается возможность показать свою осведомленность в тех пределах, в которых он сочтет это целесообразным. После окончания свободного рассказа потерпевшему задаются вопросы, направленные на получение информации, которая необходима для установления характера преступного события, поиска преступника и его задержания "по горячим следам".
При оценке показаний потерпевшего следует учитывать его переживания, которые бывают довольно глубокими. Ввиду этого обстоятельства факты совершенного преступления им могут быть восприняты и переданы следователю с искажениями. Нередки случаи, когда из-за сильных эмоциональных переживаний потерпевший вообще не может рассказать об обстоятельствах преступления или когда он находится в опасном для жизни состоянии. В таких случаях допрос целесообразно на некоторое время отложить, осуществив его по получении разрешения от лечащего врача. При допросе необходимо использовать аудио- или видеозаписывающую аппаратуру.
Допрос свидетеля также начинается со свободного рассказа обо всех известных ему обстоятельствах дела. При этом следователю необходимо обеспечить последовательность рассказа и детальное изложение обстоятельств, имеющих непосредственное отношение к делу, а именно:
- где, когда, кем и как было совершено преступление;
- каковы черты внешности, особенности голоса, речи преступников, каким образом они обращались друг с другом, сколько их было;
- в чем заключалось преступление, на кого или на что оно было направлено;
- были ли у злоумышленников технические и транспортные средства, какие именно, кто управлял транспортом, номерные знаки и особенности автомобиля;
- что похищено, внешний вид;
- кто из подозреваемых ранее бывал на месте содеянного;
- кто мог совершить преступление и почему;
- кто знал о распорядке жизни потерпевших и т.п.
Главное на этом этапе допроса - получить достоверные показания, имеющие значение для установления истины по расследуемому делу и задержания преступника(-ов) "по горячим следам".
|