Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Таким образом, частная криминалистическая методика должна включать криминалистическую характеристику преступлений. 10 глава

Допрос подозреваемого, задержанного "по горячим следам". Подозреваемого необходимо допросить сразу же после задержания, потому что именно он лучше, чем другие, знает все детали содеянного и обстоятельства, способствующие его совершению. При допросе выясняется, где он находился в момент совершения преступления. Если подозреваемый ссылается на алиби, то необходимо выяснить, где, с кем и как он провел время, т.е. быстро и в деталях проверить его утверждение о непричастности к содеянному.

Если он признает свою вину, при допросе необходимо выяснить: соучастников преступления; как и когда возник умысел совершить преступление; какие технические средства и какой транспорт использовались при этом и где они находятся в данный момент; что конкретно отобрано, похищено и где, у кого оно находится и т.п.

Обыск "по горячим следам" проводится в любое время (в том числе и в ночное). Во всех без исключения случаях проводится личный обыск. Если он связан с обследованием тела человека, для участия в обыске целесообразно пригласить врача. В случае необходимости производства "группового обыска" решается вопрос об одновременном оперативном и внезапном начале обысков во всех местах, чтобы исключить утечку информации.

Главная цель обыска "по горячим следам" - получить криминалистически важную информацию и вещественные доказательства, а именно оружие и орудия преступления, предметы и документы, связанные с преступлением и добытые преступным путем. В ходе обыска участники СОГ должны обращать особое внимание на признаки, свидетельствующие о возможности нахождения в обыскиваемом месте замаскированного тайника.



При производстве расследования "по горячим следам" возможно отождествление различных объектов путем предъявления для опознания. Такая необходимость возникает, когда в распоряжении следователя попадает конкретный объект, но нет уверенности, что он тот самый, который должен проходить по уголовному делу. Могут проводиться и другие следственные действия, направленные на скорейшее установление и изобличение виновного лица.

 

Глава 35. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

 

§ 1. Криминалистическая характеристика

налоговых преступлений

 

Уголовный кодекс РФ содержит две статьи, предусматривающие ответственность за совершение налоговый преступлений:

1) уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198);

2) уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199).

Понятие налога дается в ст. 8 НК РФ: под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Специфика налоговых преступлений состоит в том, что налоговую систему страны составляют более 50 видов федеральных, региональных и местных налогов, уклонение от уплаты любого из которых может повлечь наступление уголовной ответственности.

Объектом преступного посягательства являются общественные отношения, складывающиеся в сфере экономики в процессе уплаты налогов.

Уклонение от уплаты налогов совершается путем сокрытия доходов в форме действия или бездействия.

Уклонение от уплаты налога, совершенное путем сокрытия доходов в форме действия, может состоять во внесении в отчетные документы о доходах или иных объектах налогообложения заведомо ложных данных, уменьшающих сумму доходов и иных объектов налогообложения, а также в заключении мнимых сделок, налогообложение объектов, по которым налог ниже, чем по сделке реальной или налогообложение объектов вообще отсутствует.

Уклонение от уплаты налога, совершенное путем сокрытия доходов в форме бездействия, может состоять в непредставлении декларации о доходах, неотражении объектов налогообложения в документах, а при отсутствии регистрации юридического лица и в полном отсутствии всей бухгалтерской документации, необходимой для налогообложения.

Субъекты налоговых преступлений, предусмотренных ст. 198 УК РФ, - это физические лица, российские и иностранные граждане, а также лица без гражданства, достигшие 16-летнего возраста, имеющие самостоятельный доход и обязанные в соответствии с законодательством декларировать его.

Субъекты налоговых преступлений, предусмотренных ст. 199 УК РФ, - это, как правило, руководители предприятий, учреждений, организаций, а соучастниками налоговых преступлений могут быть и иные служащие организаций (главный бухгалтер, кассир, товаровед и др.).

Основными носителями документальной информации о налоговых преступлениях являются налоговая декларация физического лица и бухгалтерские документы организаций.

Согласно ст. 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и производственных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

В отличие от других экономических преступлений, где наблюдается незаконное изъятие чужого имущества, при налоговых преступлениях наличествует факт непередачи или неполной передачи части своей собственности в бюджет государства в виде налога.

Особенностью механизма налоговых преступлений является то, что способы их совершения и сокрытия совпадают.

Основными способами сокрытия дохода или прибыли от налогообложения являются:

- занижение в первичных, учетных и отчетных документах данных о выручке;

- завышение в первичных, учетных или отчетных бухгалтерских документах данных о материальных затратах;

- сокрытие прибыли по сговору с руководителями других предприятий, пользующихся налоговыми льготами;

- отсутствие надлежащего юридического оформления хозяйственной деятельности (будучи не зарегистрированной в установленном законодательством порядке как юридическое лицо, хозяйственная единица не осуществляет постановку на учет в налоговые органы бухгалтерские документы);

- необоснованное списание товарно-материальных ценностей при фактической их продаже без оприходования выручки;

- частичное неоприходование выручки (в случаях необоснованного фиктивного занижения цен на реализуемую продукцию с осуществлением реальных расчетов наличными деньгами);

- завышение численности работающих;

- составление фиктивных актов о списании материалов на производстве;

- взаиморасчеты "товар за товар" без их отражения в бухгалтерских документах;

- подмена реального договора на оказание услуг, налогообложение по которому предполагается более жестким, другим договором с льготным налогообложением;

- отнесение на себестоимость продукции затрат, не связанных с производством продукции, и др.

Ориентируясь на уязвимые нормы законов и бухгалтерские операции, налоговые преступники подбирают оптимальный, с их точки зрения, способ уклонения от уплаты налогов или страховых взносов.

Основными способами выявления налоговых преступлений являются:

- встречная сверка документов и операций;

- анализ различных направлений хозяйственной деятельности и балансовых счетов в их взаимосвязи;

- проверка контролирующих регистров одновременно с документами;

- динамический анализ хозяйственных процессов с сопоставлением однородных операций;

- проверка составления списаний материальных ценностей нормам затрат;

- сравнение объяснений тех, кто осуществлял хозяйственные операции;

- проверка хозяйственных операций на определенную дату <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ищенко Е.П., Топорков А.Л. Криминалистика: Учебник. М., 2010. С. 588.

 

Камеральная налоговая проверка проводится в порядке, урегулированном ст. 88 Налогового кодекса РФ, уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Камеральная проверка включает в себя изучение налоговых деклараций и годовых лицевых счетов, сравнение проведенных в них данных со сведениями предыдущих лет, анализ соотношения оценок и баланса.

Выездная налоговая проверка проводится в порядке, установленном ст. 89 Налогового кодекса РФ, на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В бухгалтерских документах при искажении их данных наблюдаются следующие взаимосвязи:

- если фальсифицированы первичные бухгалтерские документы, то подложными оказываются и отчетные бухгалтерские документы;

- если фальсифицированы отчетные бухгалтерские документы, то, как правило, первичные бухгалтерские документы остаются подлинными.

Приемы и способы уклонения от уплаты налогов:

1) отсутствие надлежащего юридического оформления хозяйственной деятельности (следствием такой ситуации является как отсутствие надлежащего бухгалтерского учета, расчета налогооблагаемой базы и, соответственно, причитающихся налогов, так и неуплата этих налогов в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды);

2) отсутствие (или частичное наличие) бухгалтерского оформления хозяйственных операций или даже отдельных видов деятельности хозяйствующим субъектом (и как следствие, вытекает неуплата (недоплата) таких налогов, как налог на добавленную стоимость и акцизы, налог на прибыль и т.п.);

3) необоснованное списание товарно-материальных ценностей при фактической их продаже без оприходования выручки, что приводит к возникновению неучтенных денег, возникновению неправомерных убытков хозяйствующего субъекта, занижению выручки и, соответственно, неуплате налогов;

4) полное неоприходование выручки за фактически реализованную продукцию с последующим ее неотражением в бухгалтерских документах;

5) частичное неоприходование выручки характерно в случаях необоснованного фиктивного занижения цен на реализуемую продукцию с осуществлением реальных расчетов наличными деньгами;

6) использование в хозяйственном обороте необоротных активов, не состоящих на балансе организации. В результате этого возникает неоприходованное имущество, следствием чего является уход от налога на имущество;

7) отнесение на себестоимость продукции затрат, которые не имели места в действительности путем составления поддельных документов на отпуск материалов в производство (например, с использованием при этом материалов заказчика);

8) отнесение на себестоимость продукции стоимости услуг по фиктивным договорам, по которым не было получено предусмотренного в договоре возмещения (фактический ремонт не производился), а предполагалось получение какой-либо иной выгоды (например, наличных денег);

9) завышение стоимости приобретаемых товарно-материальных ценностей путем использования поддельных первичных (сопроводительных) документов;

10) отнесение на себестоимость продукции затрат, не связанных с производством продукции или осуществленной в непроизводственной сфере (работы по благоустройству городов и др.);

11) отнесение на себестоимость продукции затрат сверх установленных законодательством нормативов (например, представительские командировочные расходы);

12) включение в себестоимость затрат по фиктивным командировочным удостоверениям;

13) отнесение на себестоимость продукции затрат другого временного периода;

14) подмена реального договора на оказание услуг, налогообложение по которому предполагается более жестким, другим договором с более льготным налогообложением (например, договор о совместной деятельности вместо договора аренды);

15) осуществление сделок с партнерами через счета третьих лиц (могут быть и подставленные фирмы), при этом последние пользуются налоговыми льготами;

16) необоснованное применение налоговых льгот хозяйствующими субъектами <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ашмарина Е.М., Хилобок М.П. Криминалистика. М., 1997. С. 654, 655.

 

Возможны и другие способы уклонения от уплаты налогов.

 

§ 2. Организация расследования налоговых преступлений

 

При возбуждении уголовного дела должны быть учтены два обязательных критерия достаточности оснований для принятия решения:

1) наличие в представленных материалах данных неоплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством;

2) размер сокрытия - крупный или особо крупный.

Для начального этапа расследования характерны две типичные следственные ситуации.

Первая ситуация - получение исходной информации о налоговом преступлении оперативно-розыскным путем - в результате оперативно-розыскных мероприятий и негласного характера.

Вторая ситуация - получение исходной информации о налоговом преступлении из открытых и официальных источников (средств массовой информации, справок и заключений аудиторских, служб, контрольно-ревизионных управлений министерств и ведомств и др.).

Для первой ситуации характерно получение информации из конфиденциальных источников, которыми могут являться:

1) сообщения негласных сотрудников МВД и ФСБ о производстве, передвижении и сбыте сырья, полуфабрикатов и готовой продукции и т.п.;

2) негласный осмотр помещений, транспорта и документов;

3) беседы с осведомленными лицами и использование оперативно-розыскных учетов и оперативных банков данных;

4) негласное получение образцов для сравнительного исследования;

5) предварительное исследование объектов - возможных вещественных доказательств.

Для второй ситуации проверочными действиями являются:

1) ревизии финансово-хозяйственной деятельности объекта налогообложения - сплошные и выборочные, и аудиторские проверки;

2) запросы и материалы налоговой инспекции;

3) осмотр помещений и документов;

4) получение образцов и сырья, полуфабрикатов и готовой продукции путем контрольных закупок; получение объяснений от должностных и материально-ответственных лиц;

5) использование материалов оперативно-розыскных подразделений.

С момента получения исходной информации и ее анализа выдвигаются следующие общие версии:

1) налоговое преступление совершено при обстоятельствах, известных из исходных данных. Возбудить уголовное дело;

2) налогового преступления нет. В связи с отсутствием признаков налогового преступления гласные и негласные проверочные действия прекратить;

3) в целях получения дополнительной доказательственной информации продолжить проверочные действия без возбуждения уголовного дела.

Типичными частными версиями могут быть: версии об участниках преступления, версии о путях реализации изготовленной продукции и др.

После построения общих частных версий начинается процесс планирования их проверки. Методика расследования налоговых преступлений обязательно включает в процесс планирования и рассмотрения такие следственные действия, как обыск и выемка, осмотр и анализ документов, наложение ареста на имущество и почтово-телеграфную корреспонденцию, допросы, очные ставки, назначение и производство судебных экспертиз.

Выемка документов производится по мотивированному постановлению следователя. Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится на основании судебного решения (ст. ст. 183, 165 УПК РФ).

Выемка документов производятся: в организациях, предприятиях, учреждениях (бухгалтериях, архивах, кабинетах должностных лиц, складах); в банках и других кредитно-финансовых учреждениях, услугами которых пользовалась организация; у контрагентов (договоры, акты проверок); у головной организации; в транспортных агентствах; в аудиторских фирмах; в страховой компании, а также в других организациях, с которыми имелось деловое партнерство.

Изымаются также: приказы, распоряжения, служебная переписка, договоры, книги учета выдачи доверенностей; документы учета по банковским счетам (платежные поручения, требования, банковские выписки, и др.).

Изымаются также сведения о финансово-хозяйственной деятельности, содержащейся в памяти компьютеров или хранящихся на магнитных носителях. Для их изъятия желательно приглашать инженера-программиста.

Следственный осмотр документов. Документы обязательно должны быть осмотрены с участием специалиста-криминалиста в целях выявления полной или частичной подделки документов. Анализируются: отдельные документы; группа документов; учетные данные, отражающие движение документов и ценностей и полная проверка (анализ) состояния средств хозяйствующего субъекта.

Осматриваются помещения и участки местности где возможно обнаружить неучтенное сырье, продукцию, товары, оборудование и транспорт, не состоящий на балансе организации.

Обыски проводят для обнаружения и изъятия скрываемых официальных и неофициальных документов, а также имущества, на которое должен быть наложен арест для обеспечения возмещения материального ущерба, исков и штрафов. Обыски проводят одновременно по месту работы подозреваемых и по месту их жительства, а при наличии нескольких адресов обыски должны проводится везде, где могут находиться документы или другие вещественные доказательства.

Допрос. Учитывая высокий уровень профессиональной подготовки подозреваемых и соответствующую, заранее обдуманную их установку на дачу ложных показаний, следователю необходимо основательно подготовиться.

При изучении личности необходимо:

- использовать оперативно-розыскные возможности МВД России и ФСБ России;

- хорошо разобраться в системе документооборота организации, в которой совершено преступление;

- основательно подготовить доказательства, главным образом документы, изобличающие преступную деятельность подозреваемого;

- определить формы и содержание возможного противодействия подозреваемого;

- определить последовательность допроса руководителей и подчиненных им лиц;

- учитывать "могущественные" связи подозреваемых.

Целесообразно начинать допрос с исследования доказанного эпизода, предварительно подготовив перечень вопросов в сформулированном виде. При необходимости могут быть допрошены и члены комиссии, проводившие в организации служебные проверки, ревизии и другие плановые и неплановые мероприятия.

Основным приемом получения правдивых показаний по рассматриваемой категории преступлений являются представление доказательств и главным образом документов.

Назначение и проведение экспертиз.

Судебно-бухгалтерская экспертиза назначается для решения вопросов о правильности оформления бухгалтерских документов. Обстоятельств, касающихся недостач и излишков, доброкачественности проведенных ревизий, причиненного материального ущерба и ответственных за него лиц.

Финансово-экономическая экспертиза позволяет установить способы искажения бухгалтерской отчетности и выявить конкретные нарушения налогового законодательства.

Судебно-товароведческая экспертиза исследует вопросы установления качественных и количественных характеристик изделий, их соответствия техническим условиям и образцам, возможной стоимости и т.п.

Криминалистические экспертизы документов. В задачу технико-криминалистической экспертизы документов входит проведение экспертизы рукописных текстов, подписей, исследование различных видов машинописных текстов (принтерских и т.п.), печатей и штампов.

Судебная компьютерно-техническая экспертиза - для исследования компьютерных программ в целях установления их соответствия существующим правилам организации бухгалтерского учета и отчетности, а также для диагностирования компьютерной информации, изучения ее первоначального состояния и др.

Очные ставки. Приняв решение о производстве очной ставки, следователь определяет оптимальное время ее проведения. Как правило, очная ставка по делам о налоговых преступлениях проводится тогда, когда следователь уже обладает достаточной совокупностью доказательств для правильной оценки показаний ее участников.

Необходимо тщательно продумать и письменно сформулировать вопросы, которые будут поставлены перед допрашиваемыми, определить очередность их постановки, а также лицо, с которого следует начать допрос. Особое внимание следует уделить разработке точных, четких, лаконичных вопросов, так как такие вопросы помогают в изобличении ложных показаний.

По общему правилу допрос на очной ставке обычно начинается с того лица, показания которого подтверждаются имеющимися в деле доказательствами. Это позволяет, во-первых, свести к минимуму влияние недобросовестного участника на лицо, дающее правдивые показания, и, во-вторых, в какой-то мере поколебать установку недобросовестного лица на дачу ложных показаний.

 

Глава 36. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ

ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВИЛ ОХРАНЫ ТРУДА

 

§ 1. Криминалистическая характеристика

данного вида преступлений

 

В этой главе рассматривается широкая группа преступлений, близких между собой по основным элементам криминалистических характеристик, а именно:

- нарушение правил охраны труда (ст. 143 УК РФ);

- нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК РФ);

- нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217 УК РФ);

- нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (ст. 217.1 УК РФ);

- нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218 УК РФ);

- нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219 УК РФ);

- уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК РФ);

- уничтожение или повреждение имущества по неосторожности (ст. 168 УК РФ);

- халатность (ст. 293 УК РФ);

- причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 118 УК РФ);

- причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ).

По вышеперечисленным преступлениям с родственными составами криминалистическая характеристика позволяет сформировать общую методику расследования.

Субъекты рассматриваемых преступлений. По ст. ст. 143, 219 и 293 УК РФ субъектом является должностное лицо, на котором лежит обязанность обеспечивать соблюдение правил техники безопасности или иных правил охраны труда на определенном производственном участке или контроль за их выполнением, а по ст. ст. 109, 118, 168, 216 - 218, 261 УК РФ, посвященным деятельности в отраслях хозяйства, связанных с особо опасными и иными видами деятельности, понятие субъекта шире - это любое лицо, работающее в данной сфере и допустившее нарушение правил безопасности работ.

Общее свойство, объединяющее лиц, совершающих данные преступления, - недисциплинированность и безответственное отношение по выполнению служебных и трудовых обязанностей.

Способ совершения преступления. Общим элементом, характеризующим все эти преступления, являются нарушения установленных правил эксплуатации оборудования и производства работ, закрепленных соответствующими нормативными документами. В некоторых из них закреплены специальные требования к состоянию здоровья работников и режиму их работы, санитарные требования, требования к обеспечению работников средствами общей и индивидуальной защиты, например:

Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет <1>;

--------------------------------

<1> Утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163 // СЗ РФ. 2000. N 10. Ст. 1131.

 

Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин <2>;

--------------------------------

<2> Утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 162 // СЗ РФ. 2000. N 10. Ст. 1130.

 

Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты <1> и др.

--------------------------------

<1> Утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 39.

 

Ответственные лица обязаны осуществлять комплекс организационных, технических и санитарно-гигиенических мероприятий. Организация изучения соответствующих приказов и инструкций, сдачи зачетов по технике безопасности, индивидуального инструктажа, обеспечение сотрудников средствами защиты, контроль за осуществлением всех этих мер, их соблюдение при выполнении работ.

Непосредственные исполнители обязаны твердо знать и исполнять установленные правила, обеспечивать техническую исправность эксплуатируемого ими оборудования.

Индивидуальные проявления противоправных действий многообразны и специфичны в каждой области трудовой деятельности, но итог один - неисполнение установленных нормативных требований эксплуатации или производства работ.

Мотивы нарушений правил техники безопасности:

1) стремление выполнять производственные работы (заказы) любой ценой, пренебрегая правилами техники безопасности;

2) ложное представление об интересах производства;

3) желание отличиться смелостью, готовностью пойти на производственный риск в целях получения дополнительной прибыли.

Тяжкие последствия нарушения установленных правил. Тяжкие последствия, включающие в себя производственные травмы работников, их гибель, травмы и гибели лиц, не связанных с производством, а также разрушения объектов (строений), приводящие к остановкам производства на короткие и длительные сроки, срыву выполнения плановых заданий или договорных заказов, материальному ущербу, являются характерным элементом криминалистической характеристики. Установление таких последствий требует значительных усилий следователей и оперативных работников.

Наступление тех или иных вредных последствий влияет не только на методику расследования, но и на принятие решения о возбуждении уголовного дела.

К числу отягчающих обстоятельств относятся неоднократные нарушения правил техники безопасности, невыполнение предписаний технической инспекции об устранении причин несчастных случаев, неудовлетворительная организации профилактических мероприятий по технике безопасности, недостатки санитарно-гигиенического характера (захламленность помещений, недостаточное освещение и т.п.).

К числу смягчающих обстоятельств могут относиться грубая небрежность потерпевшего, нахождение его в момент происшествия в нетрезвом или болезненном состоянии, повторность допущенного им нарушения.

Способы сокрытия преступных нарушений правил техники безопасности. Должностные лица, ответственные за соблюдение правил техники безопасности на объектах, где произошел несчастный случай, прибегают к различным способам сокрытия допущенных ими нарушений, а именно:

- изменяется обстановка места происшествия, ликвидируются материальные следы преступления (происшествия);

- уничтожаются (похищаются) отдельные документы или изменяется их содержание (акты проверок, докладные сотрудников, сообщавших о выявленных недостатков, журналы сдачи приемки дежурств);

- издаются прошедшим числом приказы, распоряжения; составляются фиктивные документы (о регистрации инструктажей по технике безопасности, о выдаче работниками индивидуальных средств защиты и т.п.); срочно ремонтируется неисправное оборудование;

- на допросах (опросах) в своих объяснениях должностными лицами делаются попытки утверждать, что никаких нарушений не было, а причиной является не нарушение правил техники безопасности, а несчастный случай или непреодолимая сила;

- склонение своих подчиненных и сослуживцев к сокрытию известных им фактов нарушений техники безопасности или правил ведения работ и др.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.