Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Внутренняя структура педагогики

Педагогика – многогранная наука, которая структурирована по принципу дисциплинарности. Ее можно представить в виде системы взаимодействующих научных дисциплин, организованных в относительно отдельные группы: общую педагогику, частные дидактики, возрастную педагогику, специальную педагогику, профессиональную педагогику, социальную педагогику. При этом группы различаются своим ракурсом рассмотрения образования, который создает их собственное проблемное поле, а входящие в группу дисциплины делят это поле на фрагменты и имеют взаимодополняющий характер.

Базовой научной дисциплиной в структуре педагогики является общая педагогика, так как ее содержание[49]:

· принадлежит всем педагогическим дисциплинам, отражая основы педагогики;

· используется разными педагогическими дисциплинами;

· обеспечивает взаимопонимание исследователей и согласование различных аспектов педагогического знания;

· отражает целостную картину образовательной реальности.

Общая педагогика изучает наиболее общие закономерности образования, разрабатывает основы организации и осуществления педагогического процесса. В качестве отдельного блока в составе общей педагогики можно выделить науковедческие дисциплины, изучающие не только образовательную реальность, но и ее научное отражение. Они как бы находятся «над» педагогикой, подвергая рассмотрению состав научно-педагогичес­кого знания, способы его получения и упорядочивания, тенденции развития педагогики и пр. К этому блоку отнесем методологию и историю педагогики.

Методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах, подходах и способах добывания знаний, отражающих образовательную реальность, а также система деятельности по получению таких знаний, по обоснованию программ, логики и методов, по оценке качества исследовательской работы. Предмет методологии педагогики выступает как соотношение между педагогической действительностью и ее отражением в педагогической науке[50]. Методология – это рефлексия наукой собственного знания и познавательной деятельности и выработка нормативов, способствующих повышению качества научно-исследовательской деятельности и прогрессивному движению науки.



История педагогики изучает процесс развития образования и педагогической мысли в их единстве и во взаимосвязи с современными проблемами образования. Необходимость изучения истории педагогики обусловлена тем, что результаты таких исследований позволяют направлять современную науку, указывая закономерности и тенденции развития, предостерегая ее от ошибок и тупиковых путей.

К дисциплинам, входящим в общую педагогику, также можно отнести теорию воспитания, дидактику, сравнительную педагогику, теорию управления образовательными системами.

Разделение образования на обучение и воспитание стало основой формирования соответствующих научных дисциплин. Предметом теории воспитания являются закономерности, принципы, методы целенаправленного процесса формирования личностных качеств, отношений, ценностей человека. Дидактика(теория обучения) изучает закономерности процесса обучения, его содержание, принципы, организационные формы, методы и средства.

Предметом сравнительной педагогики являются закономерности функционирования и развития образовательных систем в разных странах. Поиски общего и специфического в образовательных системах позволяют давать научное толкование образовательным традициям, системам, обогащать национальную педагогическую культуру за счет международного опыта, находить более эффективные пути решения образовательных задач.

Современные исследования в области сравнительной педагогики сосредоточены на выявлении сущности кризиса воспитания детей и молодежи в современном мире, анализе наиболее эффективных образовательных систем, раскрытии путей и способов организационной интеграции дошкольного и начального, общего и профессионального образования в зарубежных странах, изучении стратегии развития образования в контексте глобализации, разработке модели мирового образовательного пространства в сети Интернет и т.п.

Теория управления образовательными системами изучает закономерности и условия, обеспечивающие функционирование и развитие систем разных уровней: от педагогической системы школы (или другой образовательной организации) до системы образования в целом; разрабатывает принципы и методы управления образовательными системами, способы реализации инновационных механизмов управляемого развития образования. Большое внимание сегодня уделяется и таким вопросам, как управление качеством образовательного процесса, внутришкольному педагогическому менеджменту, педагогическому мониторингу как средству сбора информации для принятия управленческих решений.

Как указано выше, помимо общей педагогики выделяются и другие группы научных дисциплин.

Частные дидактики(методики обучения) – группа дисциплин, которые изучают закономерности, методические принципы, особенности обучения учащихся конкретным учебным предметам. Сюда относятся методики обучения: математике, родному языку, иностранному языку, истории, физике, биологии, информатике и т.д.

Поскольку методики изучают процесс обучения, существует мнение, что они являются не самостоятельными педагогическими дисциплинами, а прикладной частью дидактики. Аргументом также служит тот факт, что дидактика возникла одновременно с методикой как некоторая целостность (первые дидактические принципы выведены на материале обучения языкам). Однако в процессе развития науки их функции разделились. Дидактика изучала общие закономерности и принципы обучения, а методика – отражение этих принципов в совокупности норм деятельности предметного обучения, то есть носила нормативно-рецептурный характер. Соотношение между дидактикой и методикой было как у науки с практикой. Однако как показано академиком В.В. Краевским, современные методики нельзя рассматривать просто как некое «приложение» к дидактике[51]. Соотношение этих педагогических дисциплин имеет форму взаимодействия, а не соподчинения. Центральная часть методики – методические принципы не совпадают и не выводятся напрямую из дидактических. Они представляют собой дидактические принципы, опосредованные закономерностями обучения конкретному предмету. Различие предметов дидактики и методики определяется меньшей степенью общности знаний, получаемых в результате исследования в области методики, и большей их обусловленностью конкретным содержанием учебного предмета. Поэтому на современном этапе развития науки методики считают относительно самостоятельными научно-педагогическими дисциплинами.

Следующая группа педагогических дисциплин – возрастная педагогика– объединяет те из них, которые дифференцированы по возрастным ступеням развития человека. Здесь традиционно выделяют дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, андрагогику (педагогику взрослых). Эту группу дисциплин отличает особый ракурс рассмотрения образования – с точки зрения возрастно-педагогических закономерностей и принципов образования, особенностей методов воспитания и обучения человека на конкретном возрастном этапе в соответствующих звеньях системы образования (детском саду, школе, вузе, системе последипломного и дополнительного образования).

Специальная педагогика – группа дисциплин, разрабатывающих теоретические основы, принципы, методы, формы и средства образования детей и взрослых, имеющих специфические образовательные потребности в силу отклонений или нарушений физического и/или психического развития. К традиционно выделяемым специальным дисциплинам относят: сурдопедагогику, объектом которой является образование детей и взрослых с нарушениями или потерей слуха, тифлопедагогику (с нарушениями зрения или незрячих), олигофренопедагогику (с отклонениями в умственном развитии), логопедию (с нарушениями речи). Разработка теоретических основ воспитания и обучения таких людей невозможна без глубокого понимания физиологических и психических процессов, психологических механизмов их связи с окружающим миром, личностного и духовного потенциала человека, его возможностей и индивидуальных особенностей.

Эти дисциплины также объединяют названием «дефектология» или «коррекционная педагогика». Однако в современной науке различают концептуальные основания таких дисциплин. Так, профессор Н.М. Назарова указывает, что термины «дефектология», «коррекционная педагогика» исходят из наличия недостатка, физической или психической дефицитарности, а не из тех потенциальных возможностей, которые у ребенка имеются[52]. В них во главу угла ставится единственный вариант развития ребенка – лечение, исправление, коррекция его недостатков для того, чтобы он по возможности не отличался от нормальных детей. (Здесь следует отметить, что в зарубежной науке коррекционная педагогика изучает не людей с особыми образовательными потребностями, а исправление асоциальных поведенческих проявлений, например, в исправительно-трудовых учреждениях). Современная специальная педагогика, опирающаяся на гуманистическую парадигму, исходит не из наличия дефекта, отставания, дефицитарности в развитии человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности, а из тех позитивных потенциальных возможностей, которые в специальных условиях на индивидуальном образовательном маршруте могут быть реализованы. С этой точки зрения основная практическая задача специальной педагогики – оказание человеку с ограниченными возможностями системной педагогической помощи в достижении максимальной самореализации в жизни[53].

Группа дисциплин, относящихся к профессиональной педагогике,изучает специфические особенности процесса профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров. Каждая дисциплина этой группы имеет свой объект, относящийся к образованию определенного профессионального профиля. Например, инженерная педагогика изучает подготовку рабочих, техников, инженеров и других специалистов технической сферы, театральная педагогика – процесс формирования сценического мастерства, военная педагогика – подготовку военнослужащих.

Социальной педагогикой обозначают группу дисциплин, изучающих взаимосвязи в системе «воспитание – социализация личности», а именно, воздействие социальных факторов на воспитание качеств, отношений, ценностей человека и формирование личности в целом, подготовку ребенка или взрослого к эффективному взаимодействию с социальной средой, гармонизацию взаимодействия человека и социальной среды в воспитательных целях, оптимизацию воспитательных влияний с учетом особенностей социальной среды и т.п.

К этой группе относят дисциплины, изучающие процессы воспитания, протекающие вне стен основных образовательных организаций: семейную педагогику, пенитенциарную (исправительно-трудовую) педагогику, педагогику внешкольной системы занятости детей и взрослых[54]. Результаты таких исследований востребованы педагогами, занимающимися перевоспитанием лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления, педагогами домов детского творчества, школ искусств, спортивных школ, клубов, станций юных техников и т.п., а также классными руководителями обычных школ и родителями.

Представленная система взаимосвязанных дисциплин, безусловно, не исчерпывает всего проблемного поля педагогики, сформированного на современном этапе. Дело в том, что педагогика – развивающаяся наука, в ней расширяется перечень дисциплин в обозначенных группах и формируются новые дисциплины с выделением собственных предметов исследования, которые пока трудно однозначно «уложить» в представленную систему. По мере развития науки совершенствуется и ее методология, разрабатываются новые системы понятий и дисциплин, что способствует дальнейшему продуктивному развитию педагогики.

Педагогика в системе наук

Педагогику традиционно относят к системе человекознания, к социально-гуманитарным отраслям науки. Однако она связана не только с науками, объектом которых являются человек и общество, но и с областями естественнонаучного знания. Безусловно, характер этих связей различный. Он обусловлен задачами, решаемыми педагогикой, целями науки и спецификой научного познания реальности. Именно типы межнаучных связей целесообразно положить в основу характеристики места педагогики в системе наук.

Первый тип связи, назовем его «базисный», объединяет с педагогикой такие науки, знания из которых формируют основы для создания педагогических теорий. Очевидно, что для того чтобы куда-то вести человека (воспитывать его и обучать), необходимо понимать, что есть человек и куда мы должны его привести. Поэтому традиционно считается, что педагогика опирается на три «кита»: философию, психологию, анатомию и физиологию человека. Наибольшее значение для педагогики имеют связи с философией и психологией.

Философия, изучающая общие законы и движущие силы развития природы, человеческого общества, познания, а также формирующая представления о человеке, его сущности, назначении и роли во Вселенной, выступает базой для научного поиска целей образования (рис. 7). Каждая теория обучения и воспитания всегда опирается на определенную философско-психологическую теорию личности и ее становления (см. §1.6). Закономерности функционирования и развития психики человека, механизмы личностного развития, изучаемые психологией, служат основой конкретизации образовательных целей, основой выдвижения задач, связанных с психическим, личностным, духовным развитием человека, и определения основных подходов к их решению. Психология также позволяет создать (выбрать) и обосновать методы и средства, используемые в педагогическом процессе (подробнее см. проблему 8).

Философское знание: · представления о сущности человека и его назначении; · представления о культурных нормах и ценностях; · представления о тенденциях цивилизационного развития; · представления о процессе познания; · принципы научного познания реальности
Психологическое знание: · психологические теории личности; · особенности возрастного развития человека; · характеристики познавательной сферы человека; · механизмы развития познавательных способностей; · теории учебной деятельности; · факторы и механизмы личностного развития; · механизмы формирования отношений, ценностей
Педагогические теории

Рис. 7. Философское и психологическое знание, используемое
для построения педагогических теорий

Здесь следует подчеркнуть, что знания из философии, психологии или других наук не входят в педагогические теории напрямую, как ее составляющие. Как указывает известный методолог педагогики, академик В.В. Краевский, педагогика сама проводит фундаментальные исследования собственного специфического объекта, каким перед ней выступает образование, и затем на этой основе строит системы педагогической деятельности, формирует различные теории. Однако эти теории могут опережать практику и влиять на нее лишь в том случае, если в ходе педагогических исследований используются и интегрируются в опосредованном виде знания из других наук. Эти науки не «командуют» педагогикой, а приходят ей на помощь. В этом смысле педагогика, будучи в определенном смысле автономной, независимой дисциплиной, в то же время зависит от тех наук, с которыми она связана по логике исследовательской работы, а также от общего состояния научного познания[55].

Второй тип межнаучной связи – «симбиотический» – предполагает совместные, комплексные, взаимодополняющие исследования. Практически все социально-гуманитарные науки связаны с педагогикой взаимообогащением фактами, положениями, обобщающими выводами. Например, исторические факты, этапы и закономерности исторического процесса играют огромную роль при изучении истории образования и педагогики. Состояние и тенденции развития общественных процессов, изучаемые социологией, результаты медицинских исследований здоровья школьников, данные культурологических, этнографических исследований учитываются при проектировании педагогических систем.

С другой стороны, описание и объяснение педагогикой образовательной реальности востребовано другими науками для создания более полной картины собственного предмета. Поскольку образование – часть социальной реальности, которая изучается множеством наук, появляются специальные научные дисциплины (философия образования, педагогическая психология, социология образованияи др.), принадлежащие другим отраслям науки, но проводящие исследования на стыке с педагогикой, в сфере общего объекта. Также можно выделить политологиюи экономику образования, которые участвуют вместе с педагогикой в разработке теорий и принципов управления образовательными системами.

Третий тип связи – «методологический» – характерен наукам, имеющим общие подходы и методы исследования. Сюда отнесем науки, из которых педагогика заимствует и творчески осваивает некоторые идеи (психологическая теория деятельности и личностный подход, синергетическийподход к воспитанию, кибернетическая идея управления динамическими системами, использующаяся для построения теории управления обучением и др.), а также науки, методы исследования которых используются педагогикой. Для изучения образовательной реальности широко применяются социологические методы опроса (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос) и социометрии, психологического тестирования и анализа продуктов деятельности, математического моделирования и статистической обработки данных.

Четвертый тип связи – «функциональный» – предполагает обращение к другим наукам для реализации педагогикой частных функций, решения особых задач. Одной из таких важных задач является формирование содержания образования, то есть содержания того опыта, который необходимо сформировать у учащегося. Концентрируя опыт, накопленный человечеством, многие науки находят отражение в содержании образования. Примером могут служить как науки, основы которых изучаются учениками (математика, история, физика, химия, биология, информатика и др.), так и науки, неявно проявляющиеся в содержании образования (филология и лингвистика в обучении языкам и литературе, медицина в формировании здорового образа жизни, этика в нравственном воспитании и др.). Если учесть и необходимость формирования содержания профессионального образования, получается, что педагогика в рамках решения этой задачи обращается ко всем наукам: и социально-гуманитарным, и естественным, и техническим.

Однако это не означает, что знания, накопленные в какой-либо науке, автоматически включаются в содержание соответствующего учебного предмета. Педагогикой, во-первых, разрабатываются теории формирования содержания образования, включающие рассмотрение его сущности, структуры, уровней, источников, факторов, принципов отбора и т.п., во-вторых, проводится деятельность по научному конструированию и наполнению содержания конкретного предмета, в рамках которой осуществляется, в том числе, преобразование и педагогическая адаптация результатов научных исследований (подробнее см. §4.4).

Таким образом, педагогике характерны разные типы связей с социально-гуманитарными науками и функциональные со всеми остальными. Тем не менее, педагогика не сводится ни к одной другой науке. Она не просто заимствует и использует данные других наук, а перерабатывает их так, чтобы полнее и глубже познать образовательную реальность и разработать способы оптимальной организации педагогического процесса.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.