Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Проблема 6. Как совершенствуется система образования?

Наверное, нет ни одного человека, который бы не критиковал существующую систему образования. В §§1.5., 1.8. было показано, что для эффективной реализации функций образование должно быть все время в инновационном поиске, развитии, совершенствовании, оно должно иметь опережающий характер, то есть ориентироваться не на сегодняшний день, а на будущее, учитывая тенденции развития общества. Однако такие тенденции могут быть весьма противоречивыми, развитие конкретного социума может быть в некоторой мере рассогласовано с общемировым развитием, а мнения разных людей и управленцев в системе образования – не совпадающими.

Образование рассматривается как способ прогрессивного преобразования человечества. Но как строить новое общество, если все люди – «продукты» системы образования, и если обществу нужен «новый человек», то смогут ли его воспитать представители «старого» социума? Может быть, сделать образование своеобразной моделью если не идеального, то близкого к идеалу способа жизнедеятельности людей, которые впоследствии станут основой прогресса? Но возможна ли изоляция образования и общества? Не приведут ли значительные изменения в образовании к разрушению этой системы? Ведь образованию объективно присуща определенная консервативная функция, поскольку оно призвано сохранять и передавать культурное наследие сменяющим друг друга поколениям.

Проблема. Какие тенденции развития общества должно учитывать образование? Насколько велико должно быть их влияние на образовательный процесс? Как согласовать инновации и традиции, обеспечивая устойчивое развитие системы образования?



Учитывая иерархичность мироустройства, можно говорить о том, что общая направленность движения человеческой цивилизации так или иначе преломляется в тенденциях развития общества, отражается в экономике, политике, социальной сфере, системе образования конкретной страны. Поэтому наиболее «дальновидные» системы образования всегда отслеживают глобальные тенденции. Каковы они? Специалистами Центра исследований и инноваций в области образования стран Организации экономического сотрудничества и развития, в которую входят ведущие страны мира, было проведено масштабное изучение тенденций, формирующих систему образования. В обобщающем докладе ими выделены характеристики современного общества и проблемы, которые призвано разрешить образование в этих условиях[42]. Представим основные из них в форме таблицы.

Таблица 4

Тенденции, формирующие систему образования

Тенденции Проблемы, которые возникают в образовании
Сокращение численности детей Как действовать в условиях сокращения численности учащихся и закрытия школ? Как это превратить в дополнительные возможности? Как влияет на детей то, что у них немолодые родители и зачастую нет братьев и сестер? Как изменяется их жизненный опыт и как это учесть в образовании?
Изменение возрастной структуры населения (увеличение численности людей старшего возраста) Какую роль должна играть система образования в удовлетворении образовательных потребностей многочисленных людей старшего возраста? Можно ли продолжать увеличивать продолжительность начального образования? Нужны ли более гибкие модели обучения, позволяющие молодым людям раньше заканчивать обучение?
Рост численности населения в мире. Высокие темпы урбанизации Смогут ли системы образования обеспечить всеобщее начальное образование, если численность населения планеты к середине XXI века увеличится на 3 млрд. человек (почти в 1,5 раза)? Как организовать образовательную систему в условиях перегруженной инфраструктуры города и как справиться с проблемой малой наполняемости сельских школ?
Разрыв между благосостоянием и бедностью, мобильность населения Приводит ли увеличение капиталовложений в образование к экономическим эффектам, усиливающим неравенство стран? В менее развитых регионах образование играет ключевую роль в социально-экономическом развитии, но как его реализовать в условиях крайней бедности? Чему должны научиться дети, чтобы справиться с возрастающим «культурным разнообразием» их среды в условиях массовой миграции людей?
Экологические проблемы Какую роль должно играть образование в формировании экологического сознания и экологически обоснованного поведения учащихся?
Формирование глобальной экономики и наукоемкой экономики услуг Способствует ли образование развитию творческих способностей, необходимых для участников инновационных процессов? Может и должна ли система образования учитывать положение на будущем рынке занятости, на который выйдут молодые люди, получающие сейчас образование? Правильно ли готовит образование человека к профессиональной деятельности в конкурентной экономике знаний, к жизни в соответствующем обществе?
Изменения мира занятости: продолжительности рабочего времени, стабильности рабочего места, занятости женщин Могут ли люди тратить больше времени на образование, приведет ли это к увеличению спроса на него и как системе образования реагировать на это? Изменяется ли распределение обязанностей между школой и семьей? Могут ли родители больше участвовать в школьной жизни? Возьмут ли отцы на себя эти функции в условиях повышения занятости матерей? Трудности получения надежной позиции на рынке труда и ее удержания требуют от системы образования обеспечения эффективного перехода человека в рабочую жизнь. Каким образом это реализовать? Как отражается на результатах образования растущая феминизация учительского корпуса?
Повышение ценности образования в обществе и его финансирования У каких инвестиций в образование самый высокий коэффициент отдачи? Как наиболее эффективно образованию потратить получаемые средства? Являются ли более образованные родители образовательным ресурсом, дополняющим деятельность школ? Приводит ли интернационализация высшего образования к «утечке мозгов»?
Цифровая революция, развитие Интернета Каковы особенности взросления и обучения детей в цифровую эпоху? Успевает ли образование реагировать на бурное развитие информационных технологий? В какой степени используются и должны использоваться данные технологии в образовании? Как в условиях доступности большого объема информации школы должны изменить систему передачи знаний и вообще сохранится ли за ними эта функция? Как развивать у детей критический подход к получаемой информации? Каковы должны быть информационные образовательные ресурсы и как использовать возможности Интернета в учебном процессе?
Разнообразие семейных структур, эволюция ценностей Влияет ли повышение числа неполных семей на взаимоотношения между семьей и школой? Должны ли школы взять на себя больше ответственности за социализацию детей? Если в целом в мире большее внимание уделяется ценности самовыражения, то должны ли школы развивать соответствующие способности детей или им следует решать социальные задачи, которые, возможно, не будут реализоваться в других социальных институтах. Что должны сделать школы, чтобы сформировать толерантное отношение к людям с другими ценностями?
Повышение уровня благосостояния и неравенства Насколько успешно молодежь сочетает жизнь в качестве учащихся и в качестве потребителей? Ведь потребление приносит быстрое удовлетворение, а результаты образования проявляются далеко не сразу. Как в условиях социального неравенства обеспечить равные возможности обучающихся (родителей) в выборе того, что подходит для них (их ребенка) наилучшим образом?
Преобладание образа жизни с риском для здоровья Надлежащим ли образом обеспечивают школы питание и физическое развитие ребенка? Является ли соотношение предметов в учебных программах правильным с точки зрения того, обеспечивает ли оно в достаточной мере физическое и эмоциональное развитие наряду с когнитивным? Какова роль образования в формировании здорового образа жизни ребенка?

 

Большинство указанных тенденций характерны и России, поэтому поставленные проблемы актуальны и для нашей системы образования. Однако из них не вытекают прямые указания к действиям образовательных организаций. Вначале ответы на эти вопросы ищутся на самом высоком управленческом уровне в контексте идеологии, науки, культуры и государственных интересов. Соответствующие приоритеты образовательной политики закладываются в концепцию модернизации образования, воплощаются в конкретных задачах, направлениях, этапах и мерах по ее реализации (пример актуальных задач модернизации Российского образования см. §1.8.). Но в концепции отражается только стратегическое видение образования. Тактику его преобразования невозможно однозначно определить на федеральном уровне. Как правило, она оттачивается на экспериментальных площадках, в образовательных организациях. Разработка и реализация конкретных проектов осуществляется учеными и педагогическими коллективами. Государство, финансово поддерживая те проекты, которые отвечают образовательной политике, направляет эти процессы. Тем самым учитывается существенная роль педагогов в «образовательном производстве», используется их профессиональный опыт для обеспечения успешности реформ. Если же идеалы и образцы педагогической и управленческой деятельности определяются только экономическими, политическими, законодательными средствами, инструкциями и нормативами, это вызывает псевдоинновации, различные имитации по принципу «смены вывесок», деформации модернизационных процессов.

Конечно, существуют проекты, касающиеся изменения структуры системы образования, его организационных форм (например, введение единого государственного экзамена или переход к двенадцатилетней средней школе), которые реализуются, в первую очередь, на уровне управления образованием. Но и при осуществлении такого рода реформ роль практических педагогов не менее важна, чем роль научно-педагогического обоснования, законодательно-правового, организационно-управленческого, материального, финансового обеспечения. Так, например, концепция двенадцатилетней средней школы предполагает не просто увеличение продолжительности общего образования на один год, но и гуманизацию образования, которая, с одной стороны, будет способствовать повышению качества образования, с другой – позволит снизить учебную нагрузку и использовать здоровьесберегающие технологии. Однако, как было показано выше (см. §1.9.), осуществление гуманизации образования не сводится к программам и учебникам, а предполагает особые установки учителя: восприятие ребенка как самоценности, веру в ученика, принятие его как личности и индивидуальности.

Таким образом, невозможно совершенствовать образование, действуя только «сверху». В значительной мере успех реформ обусловлен наличием соответствующих проектов, инноваций, идущих «снизу». Осознаваемые исследователями и практическими педагогами противоречия между потребностями общества в новом качестве образования и существующими педагогическими подходами, технологиями, шаблонами – тот мощный фактор, который побуждает их заниматься инновациями в образовании.

В широком смысле инновации – это закрепившиеся в знаковой форме и в деятельности нововведения, полученные посредством творческого изменения способов, механизмов, результатов, содержаний самой деятельности. Новаторство в образовании характеризуется как специфический вид педагогического творчества, направленного на модификацию, совершенствование традиционных и создание новых своеобразных форм, методов, технологий образовательной деятельности.

Для того чтобы педагогическое новаторство эффективно способствовало процессу совершенствования образования, необходимо выполнение ряда условий. Во-первых, необходимо обеспечить связь преемственности и новаторства. Под преемственностью понимается процесс сохранения и передачи педагогического знания и опыта, характерного для определенного исторического периода, традиция же представляет собой форму осуществления этого процесса. Инновации появляются не на пустом месте, они «вырастают» из традиций и в значительной мере «вбирают» их в себя. Поэтому и инновации, и традиции являются необходимыми факторами совершенствования образования.

Во-вторых, инновации должны быть научно обоснованными. Наука является «носителем», как наиболее общего знания, закономерностей и механизмов образования, не учитывая которые педагоги будут действовать «вслепую», так и научных методов, позволяющих объективно доказать результативность инноваций (подробнее о взаимодействии науки и практики см. §2.7).

В-третьих, необходим особый механизм и специально созданные условия для разработки и внедрения новых проектов в сфере образования. Любая педагогическая система стремится сохранить имеющееся состояние и противодействует изменениям. Поэтому педагогические новшества, какими бы привлекательными и проработанными они не были, не могут быть освоены без надлежащего управления и организации инновационного процесса, включающего создание, освоение и применение новшеств.

После создания инноваций следует внедрение новации в практическую деятельность, а затем диффузия инноваций, под которой подразумевается распространение однажды освоенной, реализованной инновации в новых местах и условиях. Инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом[43]. От этих аспектов зависит общий климат и условия, в которых инновационные процессы происходят. Имеющиеся условия могут препятствовать, либо способствовать инновационному процессу. В последнем случае говорят о создании инновационной среды.

Обеспечить эффективное совершенствование образования и инновационную среду может только образовательная организация, перешедшая от режима функционирования к режиму развития, когда педагогический коллектив не просто хорошо выполняет свои функции, но и включается в процесс их пересмотра, нахождения и реализации новой миссии, новых целей, соответствующих запросам общества и приоритетам образовательной политики. Это требует и иных подходов в управлении образовательной организацией. Развивающее управление опирается на диагностику его состояния и ресурсов, предполагает создание программы развития с постановкой целей и задач, описанием кадровых, материально-технических, финансово-экономических и других ресурсов для его реализации, указанием мероприятий, сроков и ожидаемых результатов, а также проработкой возможных рисков и альтернативных шагов. Важнейший ресурс для реализации программ развития – это педагоги, их профессионально-творческий потенциал, педагогический опыт, понимание и принятие целей, заинтересованность в повышении качества образования и в собственном развитии. Отсутствие понимания целей модернизации, личного смысла инноваций – главная из причин, по которым инновационные проекты оказываются недостаточно успешными.

Вывод. Влияние общемировых тенденций на образование в России опосредовано отечественной политикой в сфере образования и выбранной стратегией его модернизации, которая, в свою очередь, воплощается, преломляясь через сознание педагогов и их инновационную деятельность. Эффективное педагогическое новаторство должно быть научно обоснованным, системным и преемственным, то есть базирующимся на существующих традициях. Управление инновационными процессами предполагает изучение наличного состояния, оценку ресурсов и всех влияющих факторов и целенаправленное конструирование условий для создания, освоения и распространения инноваций.

Резюме по первой главе

Основная задача первой главы – показать многообразие, сложность, противоречивость образовательной реальности, а также создать представление о современном и будущем образовании, о его необходимых функциях и ценностно-целевых ориентирах, позволяющих обеспечивать прогрессивное развитие человека и человечества.

Вначале мы ввели понимание образовательной реальности как совокупности явлений, предметов, субъектов, событий, процессов, связанной с целенаправленным формированием опыта человека, его психическим, личностным и духовным развитием. Представляя развитие образования в историческом аспекте, в контексте различных эпох, мы условно отделили его от педагогики как науки (развитие образования взаимосвязано с развитием научно-педагогического знания, что будет показано во второй главе). Это позволило лучше увидеть социокультурные движущие силы его развития и представить его традиционное понимание как процесса передачи старшими поколениями и освоения подрастающими поколениями накопленного человечеством опыта.

Затем более детально рассмотрена роль образования в воспроизводстве и развитии культуры и общественной жизни как в базовых характеристиках, так и в новых, обусловленных переходом к постиндустриальной (технологической, информационной) эпохе. Образование в современном мире является подлинным капиталом человечества и выполняет три основных, взаимосвязанных между собой функции: общекультурную – трансляция культуры от одних поколений другим, воспроизводство и развитие культуры; общественную – подготовка новых членов общества, опережающих в своем развитии предыдущее поколение и тем самым обеспечивающих общественный прогресс, и гуманистическую – формирование духовно-нравственных ценностей, развитие личности, раскрытие творческого потенциала, создание возможностей для самореализации и благополучия человека.

Ценности, цели и способы реализации образования базируются на конкретных философских взглядах на сущность человека и его место в мире, зависят от конкретно-исторических условий и социального заказа, что демонстрируется авторитарной, деятельностной и гуманистической образовательной парадигмами. Цель современного образования определяется в свете гуманистической образовательной парадигмы, ценностей личности и ее развития. Идеалом является человек, обладающий совокупностью внутренних условий, способствующих достижению его собственных жизненных целей, продуктивной самореализации в различных сферах жизни на путях, несущих субъективное благополучие и ценных в социальном отношении.

Реализация целей осуществляется в системе образования, обеспечивающей его стандартизацию, регионализацию, вариативность, многоуровневость и непрерывность. Для того, чтобы соответствовать запросам развивающегося социума и способствовать общественному прогрессу, система образования должна быть ориентирована на будущее и постоянно совершенствоваться, что осуществляется посредством введения инноваций, реформирования, модернизации. Эти процессы, как правило, протекают противоречиво, поскольку образование – сложная, консервативная, инерционная система.

Основными тенденциями в современном образовании являются его гуманизация и информатизация. Гуманизация образования опирается на его демократизацию, обеспечивающую права и свободы всех субъектов образования, и предполагает ориентацию на благополучие человека, его личностное и духовное развитие, обеспечение дифференциации и индивидуализации с целью максимального учета индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся, а также гуманитаризацию содержания обучения и гуманное отношение к ребенку.

Информатизация образования, то есть широкое внедрение компьютерной техники и информационных технологий в образовательный процесс, – еще одна из актуальных тенденций современного образования. Компьютер, Интернет и информационно-коммуникационные технологии могут выступать как предмет изучения, средство обучения и поддержки дистанционного образования, а также как средство информационного обеспечения управления образованием. Однако недопустимо абсолютизировать роль информационных средств в образовании, поскольку, как и любое средство, они должно быть сообразны цели.

Представляя образование в таком широком контексте, безусловно, невозможно осветить все его стороны. Остались нерассмотренными этнорегиональные особенности образования, вопросы влияния на качество образования различных социокультурных факторов: общественного менталитета, государственной политики, финансово-экономического и материально-технического обеспечения образовательных организаций и т.п. Не исчерпаны и сложнейшие вопросы управления образованием, пути и способы его модернизации, тенденции его развития. Однако, задав некоторую обобщенную ценностную «матрицу» понимания феномена образования, мы получили возможность накапливать и систематизировать новый опыт, интерпретировать и формировать собственное отношение к частным вопросам в этой сфере.

Вопросы и задания

1. Что вы понимаете под образованием? Выпишите и проанализируйте свои ассоциации с этим понятием.

2. Что вы понимаете под психическим, личностным, духовным развитием человека? Разведите эти понятия. При необходимости обратитесь к философским и психологическим справочникам.

3. Какие факторы обусловливают различия между образовательными реальностями в разные исторические периоды?

4. Каковы движущие силы развития образования? Почему мы переходим от одной цивилизационной ступени образования к другой?

5. Раскройте понимание образования как образа культуры, средства ее трансляции и воспроизводства. Возможны ли противоречия между общекультурными и педагогическими ценностями в конкретном социуме?

6. Докажите, что образование ускоряет и направляет социализацию ребенка.

7. Как влияют общественные процессы на образование? Каковы особенности образования, обусловленные русской культурой и российским менталитетом?

8. Какую роль играет образование в современном обществе? Почему оно не может ориентироваться только на передачу опыта от старшего поколения к младшему?

9. Что такое зрелая личность, способная к самореализации? Какими качествами она должна обладать? Являются ли они основой жизненного успеха и благополучия? Должно ли образование ориентироваться на развитие этих качеств?

10. Какие потребности ребенка должны удовлетворяться в образовательном процессе для обеспечения его здоровья и развития?

11. Охарактеризуйте основные черты образования в авторитарной, деятельностной и гуманистической парадигмах. Приведите примеры проявления образовательных парадигм на практике.

12. Проанализируйте процесс образования в школе, в которой вы учились. Проявления какой образовательной парадигмы преобладали в нем? В какой школе вам хотелось бы учиться?

13. Как вы думаете, в чем заключаются причины стойкости авторитарной образовательной парадигмы?

14. Каковы ценностные основания гуманистической парадигмы? В чем трудности ее реализации?

15. Докажите соответствие идей развития личности гуманистической парадигме. Объясните необходимость особых подходов для реализации личностной ориентации образования.

16. Кто является источником целеполагания в образовании? Иными словами, кто вправе определять цели образования? Какой, по вашему мнению, должна быть цель общего образования?

17. Что включает в себя система образования в России? Какие ее характеристики отвечают тенденциям цивилизационного развития?

18. Для чего необходима стандартизация образования? Приводит ли она к унификации личности обучающегося?

19. Почему требуется постоянное совершенствование системы образования? Каковы основные направления ее модернизации?

20. Какие проблемы возникают на пути реформирования образования? Для чего и как необходимо стимулировать инновационные процессы в образовании?

21. Каковы социальные предпосылки гуманизации образования? Докажите необходимость гуманизации образования с точки зрения выполнения им своих функций в современном обществе.

22. Какие задачи требуется решить на пути гуманизации образования?

23. Что такое индивидуализация образования? Предложите средства, позволяющие индивидуализировать процесс образования.

24. Что общего и особенного в дифференциации и индивидуализации образования?

25. Каковы направления информатизации образования? Какие проблемы может порождать чрезмерное внедрение информационных технологий в образовательный процесс?

26. Согласуются ли тенденции гуманизации и информатизации между собой? Не противоречат ли они друг другу?

28. Какой смысл вы вкладываете в понятие образованности? Что значит качественное образование и образованность (как его результат) конкретно для вас?

29. Каким вы представляете идеальное образование? Как оно должно быть организовано, чтобы отвечало вашим потребностям и жизненным целям?

30. Согласно образу, представленному при рассмотрении проблемы 3, оцените собственную компетентность как потребителя образовательных услуг. Можете ли вы утверждать, что являетесь субъектом образования?

Рекомендуемая литература

Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. – 496 с.

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2007. – 304 с.

Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.М. Борытко. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – С. 240–289.

Новиков А.М. Основания педагогики. – М.: Издательство «Эгвес», 2010. – 208 с.

Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 272 с.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.