Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Проблема 12. Что делать, если ребенок не слушается?

В обсуждении способов и особенностей воспитательного процесса, основное внимание уделялось принципиальным основам воспитательной деятельности, ориентирующим текущие действия воспитателей. Однако в их взаимодействии с ребенком существует немало трудностей и противоречий, порождающих проблемы и конфликты. Ребенок не всегда реагирует так, как ожидает взрослый; потребности и интересы детей, сформированные в современном обществе, не всегда благоприятствуют их развитию, согласуются с безопасностью и здоровьем; дети могут капризничать, манипулировать взрослыми, проявлять непослушание или агрессивность. Применимы ли в таких случаях описанные выше принципы воспитания – принципы содействия развитию ребенка, помощи в удовлетворении им потребностей, поддержки самоопределения? Не приведет ли гуманное отношение к ребенку к попустительству и вседозволенности? Есть ли границы гуманности? Допустимо ли психологическое давление и насилие в воспитании? Попытаемся рассмотреть эти важные и сложные вопросы на примере нарушения детьми норм, правил и требований взрослых.

Небольшая зарисовка из жизни. Четыре подруги – молодые мамы собрались пообщаться. Каждая пришла с ребенком дошкольного возраста. Дети бегают, шумят, задевают своих мам, мешают им разговаривать, нарушают порядок в квартире. Никак их не угомонить. Один Миша после первого же замечания спокойно сидит со своей мамой, в шумных играх не участвует, конфеты не выпрашивает, вообще никаких неудобств взрослым не доставляет. Подруги не могут нахвалиться: какой хороший ребенок. Однако зададимся вопросом: какова психологическая цена такого «смирного» поведения ребенка? Не навредит ли это его будущему развитию? Неужели хороший или плохой ребенок определяется степенью его «удобности» для взрослых?



Стереотип «хороший ребенок – это послушный ребенок» является очень устойчивым. Как правило, родители и педагоги при нарушении ребенком норм поведения или выдвинутых требований используют различные способы психологического давления: повтор требования с повышением голоса, предупреждение о возможных последствиях, угрозы, выговоры, назидания, наказание. Чаще всего это приводит к желаемому результату: ребенок выполняет то, что требуется. Но иногда это только внешний результат, а внутренний свидетельствует о том, что происходит своего рода «антивоспитание». Например, если ребенок внешне подчиняется (ведь взрослые сильнее и именно они владеют средствами удовлетворения его желаний), но считает это несправедливым, озлобляется, затаивает желание отомстить. Или если ребенок только делает вид, что выполняет правила, но в отсутствии внешнего контроля постоянно их нарушает, учится лгать, изворачиваться, перекладывать вину на других. Давление взрослых далеко не всегда является оптимальным методом. Что же делать?

Для того чтобы не просто «устранить симптомы» и временно разрешить ситуацию, но и сохранить в этом процессе ориентацию на воспитательные цели, а также предотвратить возможное усугубление конфликта в дальнейшем, необходимо знать причины возникшей проблемы. Таким образом, действия воспитателей в ситуации детско-взрослого конфликта, связанного с неправильным поведением ребенка, целесообразно рассмотреть в зависимости от его причин.

Проблема. Каковы причины непослушания, нарушения дисциплины и отклоняющегося от норм поведения детей? Что делать воспитателю, если ребенок не слушается, не выполняет требования? Каковы пути к бесконфликтной дисциплине ребенка?

Первая причина непослушания или нарушения ребенком дисциплины заключается в том, что правила, требования ребенку не совсем ясны, часто изменяются в новых ситуациях или являются противоречивыми у значимых взрослых. В результате ребенок теряется, у него отсутствует определенность в ориентирах поведения, а воспитатель приписывает это непослушанию.

Например, когда в присутствии гостей родители накладывают на ребенка неожиданные ограничения, которые вступают в противоречие с его привычным поведением. Или когда один из воспитателей все разрешает и потакает в капризах, а другой запрещает и наказывает. Непоследовательность в поведении может быть свойственна и одному воспитателю. Например, педагог выдвигает требования, но не контролирует их выполнение. Дети относятся к ним несерьезно, перестают их выполнять. А когда воспитатель решает усилить дисциплину, он сталкивается с непослушанием детей, привыкших к тому, что требования вовсе необязательны для исполнения.

Ребенок не может быть послушным и дисциплинированным в условиях дезориентации, непоследовательности действий и требований взрослых. Поэтому требования и нормы, выдвигаемые воспитателями, должны быть едиными, определенными и относительно постоянными. Ребенок должен знать, что ему запрещено в любом случае, что требуется в конкретных ситуациях, а в чем он относительно свободен. При этом важное значение имеет понимание ребенком не только сути, но и оснований запретов и ограничений.

Вторая причина непослушания ребенка также лежит в сфере требований и запретов, выдвигаемых воспитателями, и связана с тем, что установленные правила поведения препятствуют удовлетворению базовых потребностей ребенка или не соответствуют уровню его развития, его возможностям.

Ни для кого не секрет, что есть вещи, непосильные для детей раннего и дошкольного возраста. Например, они нуждаются в исследовательской и двигательной активности и не могут долго усидеть на одном месте. Младшие школьники не способны произвольно концентрировать внимание на учебной деятельности более десяти – пятнадцати минут. Запрещая детям отвлекаться на уроках и бегать на переменах, педагоги идут против природы ребенка. К числу непослушных и недисциплинированных детей зачастую относят и тех, кто обладает синдромом дефицита внимания и гиперактивности, проявляющемся в сверхактивности, импульсивности ребенка, в слабой концентрации, неустойчивости внимания и высокой отвлекаемости.

Решение проблем непослушания в данных случаях связано не с запретами, требованиями и наказаниями, а с преобразованием требований соразмерно возможностям ребенка. Воспитателю следует направить активность детей в нужное русло, создать возможности для удовлетворения ими потребностей в получении впечатлений, в исследовательской и художественно-творческой деятельности, в подвижных играх и т.п.

Следующая причина непослушания детей – недостаток волевых ресурсов саморегуляции. Ребенок знает, что ему необходимо поступить именно так, как требует воспитатель, требование не противоречит возможностям ребенка, но непосредственные побуждения столь сильны, что преодолеть их он не может. Ему очень хочется, например, получить чужую игрушку, съесть килограмм шоколадных конфет, побежать за мячом, выкатившимся на дорогу, смотреть допоздна телевизор и т.п. В этих случаях воспитатели должны помочь ребенку поступить так, как необходимо, настаивая на выполнении требования и послушании. Однако следует использовать не угрозы или насилие, унижающие ребенка, а такие формы, как предостережение, напоминание, совет, просьбу. Безапелляционная настойчивость, а иногда даже экстренные физические действия уместны лишь в случае опасности для жизни и здоровья ребенка.

Сочетание сильного стремления и невозможности получить желаемое, блокирование намеченной цели может приводить к агрессивному поведению. Агрессия представляет собой любую форму поведения, нацеленную на оскорбление или причинение вреда другому живому существу. Несмотря на то, что склонность к агрессивности связана с генетическими факторами (типом нервной системы), основные причины агрессии носят социальный характер. Агрессивность как качество закрепляется в структуре личности в том случае, когда имеет место систематическое положительное подкрепление агрессивного поведения или по отношению к детям применяется физическое наказание (чем строже наказания, тем агрессивнее дети, причем реализуется это качество в другом месте и по отношению к другим людям). Немаловажную роль играет выученное поведение, подражание, при этом дети усваивают модели агрессивного поведения, во-первых, из жизни семьи, в которой существует агрессия во взаимоотношениях между ее членами; во-вторых, во взаимодействии со сверстниками, если ребенок наблюдает преимущества агрессивного поведения; в-третьих, из средств массовой информации, где агрессивность нередко демонстрируется в фильмах, телепередачах, компьютерных играх и сети Интернет[88]. Задача воспитателя заключается в том, чтобы по возможности оградить ребенка от восприятия и повторения образцов агрессивного поведения и, самое главное, не способствовать их закреплению. Для этого стиль воспитания должен исключать физическое и психологическое насилие и унижение, а агрессивные действия ребенка не должны сопровождаться желаемым результатом и положительными эмоциями.

Четвертая причина непослушания – специфическое эмоциональное, психофизиологическое состояние ребенка. Если он очень возбужден, взволнован, напуган или болен, то требования и правила могут не осознаваться, а необходимые механизмы регуляции поведения не актуализироваться. В таких случаях настойчивость воспитателя уместна только тогда, когда он уверен, что это не навредит психическому здоровью ребенка. Никакое правило не может иметь большую значимость, чем здоровье ребенка. Поэтому временное изменение правил и нарушение требований может быть оправдано возвращением психологического равновесия ребенка, решением его проблемы, восстановлением здоровья.

Пятая причина непослушания ребенка связана с тем, что требования и правила, выдвигаемые воспитателями, не согласуются с теми обязательствами, которые берет на себя ребенок. То есть наблюдается противоречие во взглядах на права и обязанности, порождающие конфликтную ситуацию. Такие ситуации наиболее характерны в воспитании подростка: родители требуют выключить раздражающую их музыку, изменить прическу, запрещают встречаться с друзьями, считая их «плохой компанией» и т.п. Но подросток пытается отстаивать свое право определять «как ему жить». Как указывалось выше (см. §3.7), это является особенностью возраста, а не проявлением непослушания и «трудновоспитуемости». Здесь и родителям, и ребенку необходимо сделать шаги навстречу. Путь разрешения такого рода противоречий – доверительное общение, открытое обсуждение проблем, нахождение компромисса, выработка новых правил, устраивающих и воспитанников, и воспитателей.

И наконец, последняя причина непослушания – это запущенные проблемы развития ребенка. Речь идет даже не о конкретной ситуации, а о стойких и серьезных нарушениях поведения ребенка. Известный отечественный психолог Ю.Б. Гиппенрейтер утверждает, что в число «трудных» детей попадают не «худшие», а особо чувствительные и ранимые. Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он «просто не слушается», «не желает понять», а на самом деле причины иные. Как правило, они эмоциональные, а не рациональные и не осознаются ни взрослым, ни самим ребенком. Чаще всего такие проблемы связаны с борьбой ребенка за внимание или за самоутверждение, с желанием отомстить или с потерей веры в собственный успех[89].

Так, например, непослушание может давать ребенку то внимание, которое им недополучено от взрослых и которое ему необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия. Пусть это замечания, упреки, нотации, но лучше такое внимание, чем никакого. Еще одна причина непослушания – борьба за самоутверждение против власти и опеки взрослых. Частые советы, замечания, приказы, резкая критика приводят к тому, что ребенок восстает, проявляет упрямство, своеволие, действует наперекор взрослым, пытаясь утвердить свою автономность и суверенность. Очень сложная обстановка в семье, развод, конфликты, несправедливость, как правило, тяжело переживаются ребенком и также могут вести к протестам и непослушанию. Смысл «плохого» поведения для ребенка в том, что он пытается отомстить: «вы сделали мне плохо – пусть и вам будет плохо». Еще один спектр психологических проблем ребенка, также влекущий за собой непослушание – это низкая самооценка, потеря веры в себя, в свой успех. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, ребенок решает, что у него ничего не получится: «вы считаете, что я плохой – я и буду плохой».

Эти серьезные накопившиеся психологические проблемы, как правило, являющиеся следствием неправильного стиля воспитания, невозможно исправить единовременно. Требуется долгая и сложная работа, в первую очередь, по решению психологических проблем ребенка, возникших ранее, возможно еще на предыдущих этапах его возрастного развития, по восстановлению и коррекции нарушенных детско-родительских отношений. Наиболее эффективно решение этих задач под руководством психолога, в сотрудничестве ребенка, родителей, педагогов.

Вывод. Непослушание ребенка может быть обусловлено различными причинами, которые как лежат в самом ребенке, так и связаны с некорректными действиями воспитателей. Существует два основных пути преодоления непослушания: 1) психологическое давление на ребенка, угрозы и наказания или 2) совершенствование стиля воспитания и построение взаимодействия, ведущего к преодолению ребенком трудностей развития и к сознательной дисциплине. Последнее более сообразно целям воспитания и предполагает определенность правил и требований, обоснованность запретов, понимание ребенка, его трудностей и проблем, согласование требований с его потребностями и возможностями, совместную выработку правил и добровольное взятие ребенком обязательств по их выполнению. Значительно эффективнее сразу использовать стиль воспитания, основанный на уважении, принятии и поддержке ребенка (см. §3.7, проблему 14), чем решать впоследствии запущенные проблемы его развития.

Проблема 13. Для чего нужен воспитательный коллектив
и как его создать?

Известно, что необходимым условием развития ребенка является общение и взаимодействие с другими людьми. Именно оно способствует формированию сознания и мировоззрения растущего человека, приобретению опыта разнообразных видов деятельности, построению отношений с окружающими людьми, формированию жизненных приоритетов. На ранних этапах развития ведущую роль в этом процессе играют родители и другие значимые взрослые. В дошкольном возрасте ребенок включается в более тесные отношения со сверстниками, а начиная с младшего школьного возраста, коллектив становится значимым фактором его развития. Именно в коллективе наиболее разносторонне развивается и полно проявляет себя личность. Коллектив транслирует общественные нормы и ценности, способствует накоплению социального опыта. Только в коллективе и с его помощью воспитываются чувство коллективизма, товарищеская взаимопомощь и ответственность, усваиваются правила общения, поведения, вырабатываются организаторские навыки.

Однако влияние сверстников на ребенка не всегда позитивно. Во-первых, не каждое сообщество детей способствует развитию необходимых социальных и нравственных качеств у его участников. Во-вторых, во многих коллективах есть дети, занимающие неблагоприятное положение, что сказывается на их правах и возможностях, а в дальнейшем может негативно повлиять на самооценку, уверенность в себе и личностное развитие в целом. В-третьих, развитие ребенка во многом носит индивидуальный характер, а в работе педагога с коллективом всегда есть элемент «усреднения». Иногда ребенок, вынужденный подстраиваться под требования коллектива, не имеет возможности проявить себя на фоне других, реализовать свои цели, интересы, возможности. Таким образом, не в любом случае и не каждый коллектив эффективно выполняет воспитательные функции.

Проблема.Какой коллектив можно считать воспитательным? Как создать такой коллектив и как им управлять, чтобы обеспечить развитие каждого ребенка?

В отечественной психологии среди разнообразных малых групп принято выделять коллектив как сплоченную группу людей, обладающую организационным и психологическим единством и имеющую общественно значимые цели. Коллектив складывается и развивается в процессе совместной деятельности и общения своих членов, между которыми возникает система эмоциональных (на основе личных симпатий и антипатий) и деловых (на основе общего содержания деятельности) межличностных отношений. Эти отношения образуют своеобразное психологическое поле, проявляющееся в общественном мнении, ценностных ориентациях, нравственных принципах, психологическом климате (нравственно-эмоцио­нальном тоне межличностных отношений).

Коллектив – это группа высокого уровня развития, осуществляющая деятельность на общую пользу. Именно общие, значимые для всех членов коллектива цели деятельности способствуют формированию сплоченности и ценностно-ориентационного единства группы. Поскольку каждый член коллектива принимает общественно полезные цели и выполняет социально и личностно значимую деятельность, то любой коллектив в той или иной мере выполняет воспитательную функцию – способствует профессиональному и/или личностному развитию его членов. Однако в наибольшей мере она реализуется при ориентации коллектива на духовно-нравственные ценности.

Таким образом, подвоспитательным коллективом будем понимать организованную группу людей, в которой ее члены объединены общими целями, социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности, а также духовно-нравственными ценностями, в том числе ценностями саморазвития и самореализации. В дальнейшем в качестве воспитательного коллектива будем рассматривать наиболее характерный его вид – ученический (классный) коллектив.

Воспитывающийся в детском саду дошкольник также развивается внутри коллектива сверстников. Однако, как указывает известный психолог Л.И. Божович, и по характеру той деятельности, на основе которой организуется коллектив, и по характеру тех отношений, которые составляют общественную жизнь коллектива, дошкольная группа существенно отличается от коллектива школьников. В младшем школьном возрасте ребенок начинает особенно активно стремиться к обществу других детей, начинает интересоваться общественными делами своего класса, стремится сам определить свое место в коллективе сверстников. Общая учебная деятельность постепенно сплачивает учащихся в такие детские коллективы, отличительной чертой которых является учебная целеустремленность. В коллективе школьников, помимо их совместной учебной работы, существуют и другие, гораздо более развитые, чем в дошкольном возрасте, виды коллективной деятельности, в которых каждый ребенок выполняет свои особые обязанности. Кроме того, существует и сложное объединение усилий отдельных детей. Организуемая школой общественная жизнь детей приводит к формированию среди учащихся общественного мнения, к возникновению традиций, обычаев и правил, которые создаются под руководством учителя и закрепляются в каждом школьном коллективе[90].

Воспитательный коллектив можно рассматривать как сложную социально-педагогическую систему, обладающую своей структурой, в которой выделяются две составляющие: неформальная структура (складывается стихийно) и формальная структура (организуется воспитателем).

Каковы же воспитательные возможности ученического коллектива? Для чего необходимо его создание?

Коллектив может влиять на ребенка непосредственно, опосредованно и косвенно. Общаясь со сверстниками, ребенок приобретает коммуникативные и организационные умения, умения выстраивать дружеские отношения. Непосредственное влияние связано с конкретными ситуациями общения и взаимодействия с другими детьми, опосредованное – с предоставлением ребенку возможности выполнения в классе той или иной роли (старосты, капитана команды, ответственного за выпуск стенгазеты и пр.), реализации себя в том или ином качестве (помощника учителя, отличника, друга, советчика, ябеды, шута и пр.). В коллективе складывается целая система взаимоотношений и зависимостей, в которой каждый ребенок в связи с теми обязанностями, которые на него возложены и в соответствии со своими индивидуальными особенностями и наклонностями занимает свое определенное место. Здесь реализуется опосредованное влияние: выполняя определенную роль и занимая определенную позицию в коллективе, ребенок получает совокупность прав и берет на себя ответственность, что является необходимым условием личностного развития (см. §3.4). Социальный контекст воспроизводства себя в каком-либо качестве способствует наиболее полной реализации потенциала и закреплению тех проявлений, которые идут во благо коллектива и вызывают позитивную оценку сверстников. Ведь именно среди других быстрее обнаруживаются и ярче воспринимаются успехи и неудачи. Косвенное влияние коллектива на ребенка реализуется через создание общественного мнения, через выработку коллективных ценностей и основанных на них норм поведения, через создание позитивного психологического климата. Таким образом, для ребенка коллектив является основной базой накопления социального и личностного опыта, своеобразной моделью общества, носителем нравственных норм и ценностей, сферой личностного самоутверждения, творческого самовыражения и самореализации.

Большой вклад в понимание роли коллектива в воспитании внес известный советский педагог и писатель Антон Семенович Макаренко. Он разработал стройную теорию воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Им раскрыты вопросы строения, организации и этапов развития коллектива, методов воспитания в нем, взаимоотношений коллектива с личностью ребенка и связи с другими коллективами. Согласно А.С. Макаренко, воспитательный коллектив является органичной частью общества и в специфической форме воспроизводит общественные отношения, активно включает в них детей. Социально значимая задача, стоящая перед коллективом, позволяет каждому его члену ощущать себя участником общего дела, пробуждает гражданские чувства. А.С. Макаренко много места отводил эмоциональному настрою воспитанников, мажорному тону их жизни, которые сплачивали детей, создавали оптимистическую атмосферу в коллективе. Им сформулирован «метод параллельного педагогического действия». В противовес «парному воспитанию» (взаимодействие одного наставника и одного ребенка) он включал в управление процессом воспитания как педагогов, так и воспитанников. В этом случае критерием оценки поведения учащихся становится не только личное мнение педагога, но и интересы коллектива.

С точки зрения педагогического управления, следует особо отметить, что коллектив позволяет включать в педагогический процесс одновременно группу детей, и оказывать как прямые, так и параллельные педагогические воздействия. Сущность параллельного действия состоит в том, что, воздействуя не на отдельную личность, а на группу детей или коллектив в целом, педагог искусно превращает его из объекта в субъект воспитания, то есть передает часть организационных, регулирующих функций самим детям. На фоне педагогических требований воспитателя в развитом коллективе формируется общественное мнение и ценностно-целевые ориентиры, которые направляют и стимулируют деятельность коллектива, регулируют поведение и отношения его членов. Ребенок действует правильно не потому, что так сказал воспитатель, а потому, что так принято в коллективе. Таким образом, в сложившемся и умело управляемом коллективе воспитание осуществляется не столько непосредственно педагогом, сколько самим коллективом.

Однако при весьма значительной роли коллектива в воспитании нельзя не отметить ряд ограничений. Современный ребенок испытывает самые разнообразные влияния массового, группового и индивидуального характера. Классный коллектив также не существует изолированно. На него оказывает влияние внутренняя среда образовательной организации, внешняя социальная, предметно-практическая, природная среда. Среда, в которой возникают негативные явления (например, асоциальные группировки по месту жительства), отрицательно влияет на процесс развития детского коллектива и выполнение им воспитательных функций.

Еще одно ограничение связано с тем, что влияние коллектива на ребенка не является постоянно значительным или тотальным. Оно зависит как от характеристик классного коллектива, так и от индивидуально-психологических особенностей входящих в него детей: от уровня развития коллектива (чем выше сплоченность детей, единство коллектива, тем целенаправленнее становится это влияние); от того, какое положение занимает ребенок в системе внутриклассных отношений и каково в классе положение дружеской микрогруппы, в которую входит ребенок; от того, насколько близки его приоритеты ценностям коллектива; от значимости классного коллектива для ребенка; от характера его взаимоотношений с классным руководителем и т.п.

Практически в любом классном коллективе есть дети, на которых влияние класса весьма незначительно. Как правило, их число увеличивается с возрастом учащихся. Неодинаково влияет классный коллектив и на детей разного пола. Например, в подростковом возрасте, влияние класса на мальчиков ограничено, и это связано с тем, что они обычно имеют в классе меньше возможностей для удовлетворения своих социальных потребностей, у них меньше дружеских связей в классе, им реже нравится свой классный коллектив. Как правило, для ребенка весьма значимо его положение в коллективе, отношение к нему сверстников. Благоприятное или неблагоприятное положение в коллективе дети занимают уже в раннем школьном возрасте, и в дальнейшем для большинства детей при отсутствии специальной коррекционной работы оно оказывается достаточно стабильным. Традиционно считалось, что класс оказывает наиболее благоприятное влияние на детей, чье положение в нем благополучно. Однако результаты современных исследований позволяют утверждать, что влияние класса в большей степени обусловлено не положением ребенка, а его индивидуально-психологическими характеристиками[91].

Обычно если положение ребенка в коллективе класса благоприятно и его статус достаточно высок, если коллектив видит в нем яркую, оригинальную, интересную личность, признает его право на самобытность, самостоятельность, то класс является благоприятной средой для развития личности такого ребенка. Однако коллектив может стать средством нивелирования и даже подавления индивидуальности, если:

· сплоченность понимается как дисциплина, подчиненность, единство мнений, что порождает соглашательство, конформизм;

· используются директивные и манипулятивные способы взаимодействия и принятия решений, ведущие к пассивности ребенка;

· жестко задана, строго регламентирована однотипная выполняемая деятельность, не позволяющая каждому проявить себя;

· осуществляется одномерная оценка каждого ученика (например, лишь по учебной успешности), что ведет к восприятию детей не как разных, а как «хороших» и «плохих».

Таким образом, значительные воспитательные возможности детского коллектива, с одной стороны, и ограничения – с другой, требуют рассмотрения педагогической проблемы создания и управления коллективом как инструментом воспитания. В данной проблеме можно выделить четыре «опорные точки»: формирование сплоченности, развитие системы отношений, сочетание управления и самоуправления, внимание к индивидуальности. Рассмотрим их последовательно.

Известно, что при создании класса первоначально детей объединяют отношения эмоционального характера, формирующиеся на основе личных симпатий, общности интересов. Они способствуют появлению микрогрупп, в центре которых – дети, обладающие популярными, привлекательными для всех вещами, опытом, способностями. Такие микрогруппы не всегда устойчивы. Основой создания коллектива, укрепления и развития сплоченности является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Характер деятельности, ее содержание и способы организации определяют характер возникающих при этом детских отношений, нормы и ценности, которые формируются в коллективе и регулируют поведение его членов. Таким образом, в качестве основного средства формирования сплоченности коллектива выступают: учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно-массовая деятельность учащихся. Однако, как указывалось выше (см. §3.4), важна не столько деятельность, сколько отношение к ней детей. Коллектив сплачивается в процессе достижения общих целей, разделяемых и принимаемых всеми его членами. Эти цели должны быть значимыми для школьников, содержать осознаваемую ими перспективу важных достижений, собственного развития и творческой самореализации.

Наибольший воспитательный потенциал имеют цели, лежащие вне коллектива – в социальной реальности, связанные с деятельностью «во благо других» (например, пожилых людей, животных, своей школы, окружающей среды), актуализирующей и развивающей нравственные качества, самоуважение, чувство собственного достоинства. Однако цель коллективной жизни с ее общественно ценным нравственным смыслом вначале следует рассматривать как перспективу. На первом этапе формирования коллектива необходимо определение частных целей и конкретного содержания коллективной деятельности.

Академик Л.И. Новикова выделяет в качестве непосредственных побудителей практической деятельности и взаимоотношений частные цели – близкие и средние перспективы, которым наличие далекой перспективы придает особый смысл, нравственную окраску. Эти близкие и средние перспективы (викторина, КВН, субботники, поход, «огонек» и др.) уже на первом этапе следует выбирать самим ребятам при помощи коллективной «разведки» интересных и нужных дел, в которой должен участвовать каждый. Следующий шаг на первом этапе – коллективное планирование. Выделение актива также является важнейшей задачей на первом этапе коллективной жизни. Здесь важно опереться на таких учащихся, которые в ходе «разведки», коллективного планирования или еще раньше проявили себя наиболее заинтересованными, инициативными, сведущими. Это ответит стремлению коллектива осуществлять намеченные действия как можно лучше. Круг учащихся, занимающих уже на первом этапе активную позицию, значительно расширяется, если кроме постоянного актива выбираются временные комитеты намеченных дел[92].

Найти значимые для всех цели, вовлечь детей в коллективное дело, актуализировать внутренние личностно значимые мотивы деятельности – трудная задача. Организация коллективной деятельности требует от педагога понимания потребностей, интересов, способностей, индивидуально-психологических особенностей воспитанников, имеющегося у них опыта коллективных дел и взаимоотношений. Эффективное управление коллективом предполагает постоянный творческий поиск, познание детей и опору на их активность и инициативу.

Иногда в сплочении коллектива продвигаться приходится маленькими шагами. Приведем пример, описанный Н.И. Масловской[93]. Став классным руководителем, учительница обнаружила, что в ее пятом классе есть «изгои»: три ученика, с которыми никто не хочет дружить, которых не принимают в команду, не общаются. Девочка из бедной семьи неважно одевалась. Отвергнутая, она постоянно находилась в подавленном состоянии духа. Один мальчик, очень маленького роста, в отместку за его неприятие пытался чуть что драться и бить подряд всех одноклассников. Учительница предложила детям устроить для знакомства «Неделю сердца», когда каждый выбирает себе по жребию тайного друга и старается в течение недели незаметно, не объявляя себя, приносить ему радости, делать приятные сюрпризы, дарить подарки. «Попробуйте узнать друг друга получше, – сказала она. – Вытянув жребий, вы увидите, может быть, имя человека, которого не любите. Может быть, это будет ваш главный враг. Но таковы условия игры. Ведь нам и в жизни приходится встречаться с людьми и приятными, и неприятными. К этому нужно быть готовыми. Условие: никого не обижать и не обмениваться листочками, которые вы вытянете. И я точно так же вытащу листок и буду участвовать в игре». Что же получилось? В течение недели отвергаемые прежде ребята получили неожиданно для них много знаков внимания. Это их сильно воодушевило. Но игра подействовала и на тех, кто эти знаки внимания оказывал. Они поняли, что приносить радость еще приятнее, чем ее получать. Неделя закончилась. «Изгои» незаметно перестали быть таковыми. Прошло еще какое-то время. И классный руководитель однажды услышала от детей предложение: «А давайте еще в тайного друга поиграем!» Игра прижилась. И время от времени – а сейчас это уже 8-й класс – игра возобновляется: на день, на 3 дня, иногда – на неделю.

В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции: как торжественно-праздничные, так и будничные, побуждающие учащихся к трудовой деятельности, улучшению дисциплины и культуры поведения. Традиции развивают коллектив, расширяют границы деятельности учащихся, что оказывает на них воспитательное влияние, укрепляет их сплоченность.

Развитие коллектива невозможно без выделения актива и формирования деловых отношений. В коллективе с распределением прав и обязанностей, исполнителей и организаторов формируются отношения взаимной ответственности: члены коллектива требуют друг от друга и от себя подчинения установленным правилам, обеспечивающим достижение целей.

А.С. Макаренко в развитии воспитательного коллектива считал закономерным переход от требований педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива[94]. На первой стадии организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования. На второй стадии, когда сформировался актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, деятельности и общей организации, актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива. Формируется общественная требовательность. На третьей стадии каждый школьник благодаря усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания, формируется сознательная дисциплина.

В управлении ученическим коллективом очень важно соблюдать оптимальную для каждой стадии его развития меру между педагогическим руководством и самоуправлением. Педагогом определяется организационная структура коллектива, общее содержание его жизнедеятельности, корректируются внутриколлективные отношения, создаются специальные ситуации, побуждающие детей к определенной деятельности, развивается самоуправление учащихся. Педагогическое руководство является преобладающим на первом этапе формирования коллектива, по мере развития которого часть вопросов организации коллективной жизни берут на себя органы ученического самоуправления. В процессе развития самоуправления коллектива возможны негативные явления: «групповой эгоизм», «звездная болезнь», нивелирование личности в угоду общественным целям, подавляющая деятельность отдельных лидеров (формальных и неформальных). Педагогу необходимо проводить работу по предупреждению и преодолению этих явлений. Следует отметить, что подлинное самоуправление предполагает не только деятельность актива, но и возможность всем членам коллектива на деле участвовать в управлении, а также активность позиции каждого ребенка как организатора совместной жизни.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.