Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Предмет, задачи и методы педагогики

Наука – это одна из специфических форм постижения и отражения человечеством окружающей реальности, включая самого человека и человечество. К ненаучным формам относят религию, искусство, стихийно-эмпирическое (житейское, обыденное) познание. В них преобладают субъективность, вера, интуиция, целостность и образность опыта. Наука выделяется среди других форм постижения реальности своими идеалами и четко определенными нормами деятельности, позволяющими вырабатывать и теоретически систематизировать объективные знания о действительности.

Нередко в педагогике научное и стихийно-эмпирическое познание не различают достаточно четко, считают, что педагог-практик, не ставя перед собой специальных научных целей и не используя средств научного познания, может находиться в положении исследователя, – пишет автор известного учебника по педагогике П.И. Пидкасистый[44]. Научное знание нельзя получить в процессе практической педагогической деятельности, не утруждая себя научными размышлениями, а педагогическая теория не «вырастает» сама собой из практики. Процесс научного познания – процесс особый. Научное познание осуществляют специальные группы людей, а стихийно-эмпирическое познание осуществляют все, занятые практической деятельностью. Источником знания в этом случае являются разнообразные практические действия. Это как бы побочно, не специально полученные знания. В науке же ставятся специальные научно-познава­тельные цели. Научное исследование носит систематический и целенаправленный характер, его результаты заполняют определенный пробел в научном знании. В ходе исследования применяются специальные средства познания: моделирование, создание гипотез, экспериментирование и т.д.



Познавая реальность, наука описывает ее, выявляет сущность, объясняет и предсказывает явления, фиксирует эти описания в специфических научных формах, создавая для этого специальные понятия и модели. Задавая различные ракурсы анализа, можно создавать описания образовательной реальности, принадлежащие разным наукам (см. §1.1.). Однако педагогикаявляется центральной, специальной наукой, изучающей образование во всей его целостности.

Как и любая другая наука, педагогика характеризуется своим объектом, предметом, задачами и методами получения нового знания.

Объектом науки является некоторая целостность, выделенная из объективного мира и выступающая в качестве области человеческой деятельности и познания. Для педагогики это – образовательная реальность, процесс образования человека.

Как уже указывалось, эта реальность изучается и другими науками. Например, педагогическая психология исследует развитие познавательных способностей детей и становление личностных новообразований в процессе обучения и воспитания; философия образования рассматривает вопросы предназначения образования и его роли в общественном прогрессе; социология образования выявляет запросы населения в сфере образования, отношение к вводимым новшествам и пр.; экономика определяет пути повышения эффективности экономических вложений в общее образование или в профессиональную подготовку человека. Все эти науки различаются исследуемыми ими существенными сторонами, свойствами, признаками объекта, то есть собственными предметами.

В качестве предмета науки выступает некая идеализация объекта или ракурс его рассмотрения. Предмет педагогики – сущность, закономерности, принципы, способы осуществления образования как процесса целенаправленного формирования опыта человека, его психического, личностного и духовного развития.

Для чего нужна педагогика? Какие задачи она решает? Нередко на этот вопрос отвечают, что главная задача педагогики – обучение и воспитание детей. Однако это не так. Обучение и воспитание как составляющие образования – это процессы практической деятельности. А педагогика – это наука, которая, безусловно, связана с практикой, но решает свои специфические научные задачи.

Как правило, науки выполняют две основных функции (или делают акцент на одной из них): во-первых, фундаментальную или теоретическую, предполагающую изучение, описание, объяснение, предсказание явлений в изучаемой части действительности, во-вторых, прикладную или конструктивно-технологическую – разработку проектов, технологий, способов эффективной практической деятельности в этой реальности. Само преобразование действительности – это дело практики, а не науки.

Представим основные задачи педагогики, разделив их на два соответствующих класса. В рамках фундаментальной функции педагогика:

· изучает явления образовательной реальности, объясняет факты и описывает причинно-следственные связи процесса образования, вскрывает его закономерности;

· анализирует, обобщает, интерпретирует передовой педагогический опыт;

· исследует и описывает состояние процесса образования.

На основе построенных моделей процесса образования (как он есть) и созданного прогноза развития образования на ближайшее или отдаленное будущее (каким он должен быть) в рамках конструктивно-технологи­ческой функции педагогикой решаются следующие задачи:

· построение новых моделей системы образования, проектов ее развития, преобразования;

· разработка и обоснование новых педагогических принципов, образовательных технологий, содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания, а также новых форм управления образованием;

· разработка механизмов и средств внедрения достижений педагогической науки в практику с целью ее совершенствования.

Отдельной группой задач педагогики являются ее методологические задачи, связанные с рефлексией учеными научно-педагогической деятельности. Основная методологическая задача педагогики – на основе изучения особенностей педагогики как науки и научно-познавательной деятельности в этой сфере обеспечить качество исследований в образовании и поступательное движение педагогики.

Для решения своих задач педагогика использует научныеметоды.

Метод, в самом общем значении, ‑ это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Если цель науки – постижение истины, то его способ – научное исследование, которое, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на нормах деятельности – научных методах, выработанных научным сообществом для получения объективных результатов. Следует отметить, что в педагогике помимо методов научно-исследовательской деятельности есть методы практической деятельности (например, обучения или воспитания). Каждые из них служат для решения специфических задач. Обращаясь к педагогике как к науке, можно говорить о том, что методы обучения и воспитания являются предметом анализа, разработки, совершенствования, а методы исследования – способами решения собственно научных задач, указанных выше.

Методы научно-педагогического исследования – это нормативно закрепленные способы познания образовательной реальности. Каждый научный метод, предписывая определенные процедуры и приемы, регулирует деятельность ученого в процессе решения им исследовательских задач.

Педагогическое исследование предполагает несколько этапов. В самом общем виде их можно представить следующим образом. Сначала анализируется определенный участок образовательной реальности (объект исследования), выявляются противоречия, и ставится проблема исследования. Далее исследователь изучает проблему теоретически, то есть взаимодействуя с уже созданными моделями изучаемого объекта, описанными в научной литературе. Затем на основе результатов анализа он строит собственную, обоснованную теоретически модель объекта (какой-либо стороны образовательного процесса, методической системы обучения, условий воспитания какого-либо качества или др.), которая в дальнейшем проверяется и обосновывается эмпирически, то есть данными, полученными в реальном взаимодействии с объектом исследования, в непосредственной опытно-экспериментальной педагогической деятельности. Только после апробации и уточнения, разработанная модель становится частью научного знания и может служить основой совершенствования образовательной реальности.

Во всем многообразии методов педагогических исследований можновыделить три группы. Теоретические методы включают анализ литературы, архивных материалов, школьной документации и продуктов деятельности, анализ понятийно-терминологической системы, методы моделирования, построения гипотез и прогнозирования, а также методы, связанные с мыслительными операциями (анализ и синтез, абстракцию и конкретизацию, индукцию и дедукцию, сравнение и противопоставление). Эмпирические методы включают наблюдение, анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос, тестирование, педагогический эксперимент, опытную работу, педагогический консилиум. Для того чтобы выявить общие взаимосвязи и закономерности, педагогические исследования всегда проводятся с участием большого количества человек (учащихся, опрашиваемых, экспертов), что позволяет исключить влияние случайных или незначимых индивидуальных факторов на результаты и повысить их достоверность. В целях обобщения и анализа данных используются методы математико-статистической обработки.

На первый взгляд методы педагогического исследования кажутся достаточно простыми. Они не требуют сложного оборудования или условий. Однако чем более просты внешние средства деятельности, тем более сложными должны быть средства внутренние. Педагог-исследователь для проведения качественного исследования должен обладать методологической культурой, позволяющей ему корректно поставить цели, выстроить логику, выбрать адекватные предмету и задачам методы и эффективно реализовать исследовательский замысел для получения достоверных научных результатов. В связи со сложностью и спецификой научно-исследовательской деятельности в педагогике человеку, решившему заняться ею, необходима не только предметная педагогическая, но и методологическая подготовка.

Таким образом, наука педагогика, изучая свой объект – образование с точки зрения его системообразующих основ и базовых характеристик, используя теоретические, эмпирические и математические методы, выполняет фундаментальную и конструктивно-техническую функции, решает задачи, связанные с исследованием и конструированием образовательной реальности.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.