Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Эволюция сферы внешнеэкономической деятельности России

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………………....... 7

 

1. ВВЕДЕНИЕ В ТАМОЖЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ …………...11

1.1. Эволюция сферы

внешнеэкономической деятельности России..........................12

1.2. Общие тенденции в реформировании системы

государственного управления………………..……………….23

1.3. Проблемы современного менеджмента

и пути их преодоления………………………………………..26

1.4. Теория как предмет изучения: определение,

содержание, этапы формирования………………………...…33

Выводы………………………………………………………………...37

Контрольные вопросы……………………………………………….38

2. ОБЩИЙ И СПЕЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ……………….39

2.1. Различия между общим и специальным менеджментом…...40

2.2. Функции и методы специального менеджмента…………….42

2.3. Менеджмент в коммерческой фирме и в государственной

службе. Интегративная модель управления…………………44

2.4. Государственная служба: законы

и инновационные технологии управления ………………….50

Выводы………………………………………………………………..58

Контрольные вопросы………………………………………………..59

 

3. ТАМОЖЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ:

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ…………………60

3.1. Таможенное дело - открытая, динамично

развивающаяся система……………………………………….61

3.2. Таможенный менеджмент как теория управления

таможенным делом. Базовые понятия и определения………64

3.3. Объект и предмет таможенного менеджмента

и особенности их изучения……………………………………67

 

Выводы….……………………………………………………………70

Контрольные вопросы………….…………………………………….71

 

ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ

ТАМОЖЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА……………………………72



4.1. Основные законы (постулаты) управления,

элементы и базовая модель управления……………………..73

4.2. Общие и частные принципы управления……………………78

4.3. Классификация методов управления. Эволюция

управленческих парадигм…………………………………….83

4.4. Принципиальная модель управления

таможенными органами и ее особенности…………………...87

Выводы………………………………………………………………..92

Контрольные вопросы………………………………………………94

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

К УПРАВЛЕНИЮ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ………………….95

5.1. Главный методологический принцип управления………….96

5.2. Методологические подходы

к решению проблем управления……………………………..97

5.3. Процессный подход…………………………………………...98

5.4. Системный подход…………………………………………...100

5.5. Ситуационный подход……………………………………….104

5.6. Целостно-эволюционный подход…………………………..106

Выводы………………………………………………………………..110

Контрольные вопросы……………………………………………….111

 

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО РОССИИ

КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………...112

6.1. Базовые определения и морфологическая модель

таможенного дела. Эволюция понятия

«таможенное дело»………………….…….…..………………113

6.2. Иерархия таможенных систем……………...………………..118

6.3. Особенности описания таможенной службы

как системы. Полимодельное представление

таможенной системы……………………..……..…………….119

6.4. Структурно-организационное представление

таможенной системы………………………………………….123

6.5. Функционально-технологическое представление

таможенной системы………………………………………….127

 

Выводы…………………………………………………………...........129

Контрольные вопросы……………………………………………...130

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

ТАМОЖЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА…………………………..132

7.1. Условия формирования теоретической модели

таможенного менеджмента………………………………….133

7.2. Структура теоретической модели

таможенного менеджмента………………………………….136

7.3. Алгоритм теоретической модели

таможенного менеджмента………………………………….144

7.4. Формализация теоретической модели

таможенного менеджмента………………………………….148

7.5. Теоретические задачи таможенного менеджмента………...151

Выводы………………………………………………………………154

Контрольные вопросы………………………………………………155

СИСТЕМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ……………………………………….157

8.1. Структура и основное содержание

системного управления таможенным делом…………..…...158

8.2. Теоретическое содержание базовой

модели управления………………………..………………….162

8.3. Функционально-технологическая модель

системного управления…………………………...………….165

8.4. Аналитическая модель системного управления……..…….170

8.5. Графоаналитическое представление

и теоретические задачи системного управления…………...175

8.6. Задача позиционирования таможенных систем……............183

8.7. Общая функциональная структура решения задач

системного управления………………………………............187

Выводы………………………………………………………………188

Контрольные вопросы……………………………………………....190

ТРАДИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………..191

9.1. Особенности управления в таможенных органах

Российской Федерации……………………………………….192

 

9.2. Общее руководство таможенным делом.

Организационная структура таможенных органов…………193

9.3. Функции управления в таможенных органах………………196

9.4. Процессный подход к управлению

в таможенных органах………………………………….…….201

9.5. Особенности принятия управленческого решения

в таможенных органах……………………………………….205

9.6. Процесс принятия управленческих решений……………….207

Выводы………………………………………………………………210

Контрольные вопросы………………………………………………212

 

ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ………………………………..213

10.1. Услуги, таможенные услуги: понятия и определения……..214

10.2. Теоретические положения, роль и направления

эволюции маркетинга услуг………………………………...226

10.3. Место, роль и проблемы маркетинга

в сфере таможенных услуг…………………………………..232

Выводы………………………………………………………………242

Контрольные вопросы………………………………………………243

 

КОНТРОЛЛИНГ КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ

И ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ СРЕДА УПРАВЛЕНИЯ…………244

11.1. Формирование концепции государственного

управления на основе контроллинга………………………..245

11.2. Предпосылки разработки системы контроллинга

в таможенных органах………………………………………..251

11.3. Концептуальные основы контроллинга

в таможенном деле…………………………………………..253

11.4. Специфика контроллинга в таможенных органах…………259

11.5. Контроллинг как технология управления

на основе знаний……………………………………………..262

11.6. Особенности и этапы внедрения контроллинга……………265

Выводы………………………………………………………………272

Контрольные вопросы………………………………………………274


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….........275

 

Предисловие

В условиях формирования новой институциональной среды в сфере внешнеэкономической и таможенной деятельности значительно актуа­лизируются задачи повышения эффективности таможенного админист­рирования, ставятся вопросы придания таможенному делу формы государственной услуги. Наиболее адекватным инструментом решения таких задач является теоретико-методологическая платформа таможенного ме­неджмента.

Таможенный институт как большая социо-экономико-технологическая система стал частью государственной системы управления и взаимодействует с органами государственной власти всех уровней. В то же время он является непосредственным участником процессов внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и в этом качестве выполняет широкий спектр задач по таможенному регулированию товарных потоков в сфере ВЭД России.

Развитие рыночных отношений в РФ и необходимость принятия стра­тегических решений в деятельности Федеральной таможенной службы (ФТС России) обусловливают прогрессирующее возрастание роли управ­ления таможенными органами как основополагающей в реализации пос­тавленных перед ними задач.

Управление таможенным делом представляет собой синтез теории государственного управления и менеджмента, является самостоятельной областью знаний, требует целенаправленного, систематического и глу­бокого изучения. Специалист таможенного дела в области управленчес­кой деятельности должен владеть методологией системных исследований сложных проблем, позволяющей рассмотреть приемлемые альтернативы, каждая из которых описывается множеством переменных, что требует не­обходимого уровня обоснования и количественной оценки при принятии управленческих решений.

Специалист таможенного дела в области управления обязан знать основы теории управления, теорию государственного управления и ме­неджмента, должен быть теоретически подготовленным к управлению таможенными органами, таможенной деятельностью и таможенным пер­соналом с учетом характера взаимодействия с органами государственной власти и участниками ВЭД. Он должен иметь практические навыки для выполнения функций управления в своей профессиональной области в условиях информационной неопределенности и непредсказуемости по­ведения субъектов, взаимодействующих с таможенными специалистами.

 

 

Знание общего и таможенного менеджмента позволяет таможенным специалистам более обоснованно подходить к взаимодействию с владель­цами и менеджерами коммерческих предприятий как участниками ВЭД. Деятельность таможенного специалиста в области управления подчинена целям и задачам деятельности таможенных органов, которые реализуются с его помощью.

В целом таможенный менеджмент ориентирован на формирование у специалистов системного мышления в области управленческой деятель­ности с учетом своеобразия таможенной сферы.

Цель подготовки специалиста таможенного дела в области управле­ния - вооружить его системой знаний, позволяющей ему свободно ори­ентироваться в различных видах управленческой деятельности на основе применения базовых принципов методологии системных исследований и науки управления. Реализация его подготовки обеспечивается соот­ветствующим учебно-методическим комплексом, современными инфор­мационными технологиями преподавания, постоянным взаимодействием с ФТС России и непрерывно действующим институтом повышения ква­лификации сотрудников таможенных органов.

Структура содержания подготовки специалиста в области управления ориентирована на непрерывное обогащение знаниями и внедрение инно­ваций, формирование следующих ключевых компетенций выпускника:

♦ способности анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат сво­ей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать ре­зультаты своей деятельности, принимать ответственное решение в той или иной ситуации, обеспечивать своими действиями его воплощение в жизнь;

♦ способности к описанию процедур и технологий деятельности, умения четко соблюдать таможенные и управленческие процедуры, осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях;

♦ способности выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при ре­шении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извле­кать информацию из различных источников на любых носителях, гибни управлять своей профессиональной квалификацией, самостоятельно ос­ваивать знания, умения и навыки, необходимые для решения поставлен­ной задачи;

♦ способности делать аргументированные выводы, использовать ин­формацию для планирования и осуществления своей деятельности,

 

принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации;

♦ способности соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу, использовать ресурсы дру­гих людей и социальных институтов для решения задач;

♦ способности получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций в уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, про­фессиональным, личностным и т. п.) других людей и использовать ресурс коммуникации для решения задач управления развитием таможенных ор­ганизаций.

В учебном пособии речь идет о новых институциональных условиях функционирования и развития таможенных органов России на современ­ном этапе; обосновываются необходимость дальнейшего развития систе­мы таможенного администрирования и модели управления таможенными органами России, принципы и направления такого развития; излагаются базовые положения теории управления таможенными системами - про­блемы, направления и подходы. Наряду с этим, обозначаются ключевые программные документы, определяющие сущность и направления рефор­мирования системы государственного управления; характеризуются эта­пы ее реформирования и основные результаты.

Проблему таможенного менеджмента на современном этапе определя­ют следующие основные факторы: практическая реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федера­ции на период до 2020 г., перспективы вступления России во Всемирную торговую организацию и присоединения к Киотской конвенции, а также внедрение Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой тор­говли, комплексная реформа бюджетной системы, влияние современных рыночных механизмов на организацию и процедуры таможенного адми­нистрирования, реализация идеологии «контроль в виде сервиса» в целях содействия бизнесу в таможенной сфере, эволюция традиционной модели управления таможенными органами.

В учебном пособии определены теоретические положения управления таможенными органами, обозначены концептуальные подходы и мето­дические рекомендации для практического решения вопросов функци­онирования и развития таможенной системы, а также рекомендации по управлению этими процессами. Адаптируются подходы классического менеджмента к новым институциональным условиям функционирования таможенной службы.

 

 

Предлагаемая концепция таможенного менеджмента объединяет тра­диционную и инновационные модели управления таможенными органа­ми. Новая интегративная модель формируется на принципах классическо­го администрирования и управления в условиях рынка.

Раскрываются условия применения таможенного менеджмента и адап­тируются инструменты классического менеджмента применительно к та­моженной сфере. Указывается, что развитие таможенных органов, так же как и предоставление ими государственных услуг в процессе таможен­ного администрирования, будет в перспективе основываться на нормах и принципах международных конвенций и соглашений, на международ­ных стандартах качества (по типу стандартов ИСО 9000), а также на вов­лечении участников ВЭД в процесс подготовки законодательных и нор­мативных правовых актов. Кроме того, авторы считают, что, выбирая идеологию содействия бизнесу, таможенная служба в дальнейшем должна оптимизировать организационную структуру и технологии деятельности, а также найти свое место в сфере государственных услуг.

 

Введение в таможенный

Менеджмент

 

Условия функционирования и развития таможенных органов Рос­сии на современном этапе. Позитивная тенденция стабилизации экономической ситуации в России. Ведущая роль Федеральной та­моженной службы в регулировании ВЭД. Тенденции в реформи­ровании системы государственного управления. Необходимость дальнейшего реформирования государственного управления и таможенного дела России. Проблемные вопросы современного менеджмента и пути их преодоления. Проблемы управления та­моженными системами. Направления и подходы к их решению. Базовые положения теории как предмета изучения, включая опре­деления, содержание, этапы формирования. Предмет, краткая ха­рактеристика цели, основных задач изучаемой дисциплины, а так­же ее структура.

 

Вопросы

 

1.1. Эволюция сферы внешнеэкономической деятельности России.

1.2. Общие тенденции в реформировании системы государственного

управле­ния.

1.3. Проблемы современного менеджмента и пути их преодоления.

1.4. Теория как предмет изучения: определение, содержание, этапы

формиро­вания.

Выводы.

Контрольные вопросы.

 

Рекомендуемая литература

1. Макрусев В. В. Основы системного анализа: учебник. - М.: РИО РТА, 2006.

2. Букатова И. Л., Макрусев В. В. Теория целостно-эволюционной интеллектуализа­ции социальных систем. - СТИ МГУС, 2004.

3. Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент: учебник. - М.: Экономистъ, 2006.

 

 

Эволюция сферы внешнеэкономической деятельности России


 

Позитивная тенденция стабилизации экономической ситу­ации в России.В период плановой экономики до 90-х гг. прошлого сто­летия условия ВЭД страны и деятельности ее таможенных органов ха­рактеризовались относительной стабильностью, некоторой статичностью и детерминированностью.

Приоритеты качественных изменений в политике и экономике госу­дарства, в сфере его внешнеэкономической деятельности были заданы в 1986-1991 гг. Смена приоритетов, выбранные направления трансформа­ции российской экономики, общемировые экономические процессы — все это вызвало необходимость в принципиальной модернизации экономи­ческой модели и способствовало поступательному развитию страны.

Начиная с 1999 г. проявляется позитивная тенденция в стабилизации экономической ситуации, что подтверждает, например, положительная динамика показателей объема ВВП в период с 1999 по 2006 г. (рис. 1) и объема внешнеторгового оборота в этот же период (рис. 2). В это время Россия получает статус страны с рыночной экономикой, расширяются и интенсифицируются ее внешнеэкономические связи, наблюдается устой­чивый рост стоимостных объемов внешнеторгового оборота. При этом опережающими темпами растет импорт; увеличение экспорта способст­вует сохранению благоприятной конъюнктуры и стремительному росту цен на рынках энергоносителей.

 

 

 

 

2007 г. стал очередным этапом поступательного развития российской экономики. Ее внешнеторговый оборот в 2007 г. составил 552,2 млрд. долл. США и по сравнению с 2006 г. увеличился на 25,8%, в том числе по странам дальнего зарубежья - 469,8 млрд. долл. США (рост на 25,5%), со странами СНГ - 82,4 млрд. долл. США (рост на 27,4%).

В рассматриваемый период резко увеличивается сальдо торгового ба­ланса - в 2,4 раза: в 2000 г. данный показатель составлял 69 млрд. долл. США, в 2006 г. - 163,4 млрд. долл. США (рис. 3). Сальдо внешнеторгово­го оборота в 2007 г. составило 152,8 млрд. долл. США.

 

 

 

В числе крупнейших экономических партнеров России главным на протяжении многих лет остается Европейский союз. На его долю в рас­сматриваемый период приходится более 50% российского товарооборота. Объемы внешнеторгового оборота со странами СНГ остаются относи­тельно стабильными, что обусловлено, прежде всего, исторически сло­жившимися устойчивыми связями.

На рис. 4 представлена динамика доли стран дальнего и ближнего за­рубежья (СНГ) в общем объеме внешнеторгового оборота России (в про­центном соотношении). Объемы внешней торговли России с основными торговыми партнерами в 2007 г. представлены в табл. 1.

 

 

 

 

Товарная структура экспорта Российской Федерации[1] в 2007 г. пред­ставлена на рис 5. Основной фактор роста стоимостного объема экспорта России - высокие мировые цены на минеральное сырье и топливо (в пер­вую очередь на нефть). Удельный вес топливно-энергетических товаров в 2007 г. составил 64,3%, рост стоимостного объема экспорта этой группы увеличился на 13,7%.

 

 

Для импорта России в 2007 г. (рис. 6) характерной особенностью остается устойчивый рост. Так, российский импорт в 2007 г. составил 199,7 млрд. долл. США и по сравнению с 2006 г. вырос на 44,9%, в том числе из стран дальнего зарубежья - 169,9 млрд. долл. США, из стран СНГ - 29,8 млрд. долл. США. При этом рост импорта из стран дальнего зарубежья составил 47,2%, из стран СНГ - 33,4%.

 

 

Удельный вес продукции машиностроения в структуре российского импорта за рассматриваемый период достиг 51,4%, что превысило уро­вень 2006 г. на 3,3 процентных пункта. Увеличению общих объемов им­порта машин и оборудования способствовала тенденция роста поставок технологического оборудования, средств наземного транспорта, электро­оборудования, инструментов и оптических аппаратов.

Удельный вес продовольственных товаров и сырья для их производства в общем импорте в 2007 г. составил 13,7%, снизившись на 1,9 процентных пункта, при этом стоимостные объемы ввоза этой продукции увеличились на 28,2%. В 2007 г. по сравнению с прошлым годом увеличились закупки про­дукции химической промышленности в стоимостном выражении на 26,2%. Доля этой продукции составила 14,0% против 16,2% в предыдущем году.

 

 

Рост импорта в 2007 г. металлов и изделий из них составил 53,6%, а удельный вес этих товаров - 7,8% против 7,4% в 2006 г., текстиля, текс­тильных изделий и обуви - 62,3% (4,1% против 3,7%).

Рост объемов и структурные изменения внешнеторгового оборо­та в 2001-2007 гг. сопровождаются увеличением и усложнением общей нагрузки на таможенные органы. На рис. 7 представлена динамика ос­новных показателей, характеризующих возрастающую напряженность их деятельности в рассматриваемый период (здесь: Кгтд - количество оформленных ГТД; Кгтди - количество оформленных импортных ГТД; Кгтдэ - количество оформленных экспортных ГТД; Кт - количество офор­мленного товара; Ктд - количество оформленных транзитных деклараций; Кфл - количество оформленных физических лиц; Ктпо - количество оформленных ТПО; Кптс - количество оформленных ПТС; Кд - количест­во оформленных ДКД и книжек МДП).

 

 

Наблюдается значительный рост такого показателя, как количество оформленного товара. Общий тренд показателя количества оформленных ГТД (импорт и экспорт) также характеризуется устойчивым ростом. Менее стабильна ситуация с остальными показателями. Так, общий тренд коли­чества оформленных физических лиц становится возрастающим с 2005 г. Такие показатели, как количество ТПО и ПТС, постепенно сокращаются начиная с 2002 г. В 2004 г. наблюдается резкий спад и некоторая стабилиза­ция количества оформленных ДКД и МДП на новом, более низком уровне.

 

 

 

 

Таким образом, в период с 1996 по 2007 гг. качественно модифициро­вались условия деятельности таможенных органов, усложнились стоящие перед ними задачи, значительно возросли общая нагрузка и напряжен­ность работы кадрового состава. Все это актуализировало и существенно видоизменило роль таможенной службы как государственного института таможенного администрирования ВЭД.

Ведущая роль ФТС России в регулировании ВЭД.Ключевая роль в непосредственной реализации идей, целей, задач таможенного регулирования,

 

организации таможенного контроля и таможенной практики принадлежит ФТС России[2]. ФТС России является уполномоченным феде­ральным органом исполнительной власти.

Основные цели ее деятельности:

• обеспечение экономической безопасности страны, защита здоровья и безопасности граждан России таможенными методами и средствами;

• таможенное регулирование и таможенный контроль в сфере ВЭД России;

• содействие интегрированию участников ВЭД, бизнес-сообщества в мировую финансово-экономическую систему;

• предоставление качественных таможенных услуг, обеспечение безо­пасности поставок, защита от терроризма, риска в процессе реализации таможенных процедур и технологий.

В 2006 г. Президентом РФ и Правительством РФ были приняты ре­шения принципиального характера по совершенствованию деятельнос­ти ФТС России; расширены ее функции и полномочия. В дополнение к контрольным функциям ФТС России наделена функциями формирова­ния государственной политики и нормативного правового регулирования в области таможенного дела. В настоящее время ФТС России осуществля­ет общегосударственные функции:

• выработку государственной политики в области таможенного дела;

• нормативное правовое регулирования в области таможенного дела;

контроль и надзор в области таможенного дела;

• валютный контроль;

специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступле­ниями и административными правонарушениями.

За время существования российских таможенных органов, начиная с 1991 г., в доход федерального бюджета перечислено таможенных пла­тежей на сумму более 356,8 млрд. долл. США. Ежегодное поступление таможенных платежей за это время увеличилось более чем в 1393 раза: с 75,6 млн. долл. США в 1991 г. до 105,3 млрд. долл. США в 2006 г.[3]. По итогам 2007 г. в доход федерального бюджета перечислено 3253,8 млрд. руб., что составляет 102,11% от установленного таможенным органам за­дания.

 

 

Выполнение таможенной службой России функции контроля в облас­ти таможенного дела, характеризуемое динамикой таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет, графически отражено на рис. 8. В целом за рассматриваемый период устанавливаемое плановое задание выполнялось в полном объеме. При этом уровень перевыполнения зада­ния в 1996 и в 2001 гг. составил 113 и 110% соответственно, а в 1997 и 2006 гг. этот показатель вырос до отметки более чем 130%.

 

 

В рассматриваемый период также увеличилась доля таможенных пла­тежей в объеме ВВП. Динамика перечисления таможенных платежей в бюджет, а также их доля в объеме ВВП представлены на рис. 9 и 10.

 

 

 

Важно отметить, что рост платежей в данном случае обусловлен не только увеличением объемов ввоза и вывоза товаров, но и мероприятия­ми, проводимыми таможенными органами и направленными на дальней­шее совершенствование инструментов таможенного администрирования, наиболее эффективное их использование, на решение задач всемерного содействия развитию торговли, ускорению товарооборота и расширению внешнеторговых связей России.

В целях совершенствования организации таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств, повышения качества и эф­фективности управленческих процессов в таможенных органах внедрены административные регламенты, которые определяют последовательность действий (административных процедур), обеспечивающих исполнение государственных функций и предоставление государственных услуг, эффективную работу структурных подразделений и должностных лиц. Регламенты обеспечивают четкий порядок исполнения государственных функций и предоставления услуг, доступность информации для всех за­интересованных лиц, а также возможность обжалования действий (без­действия) таможенных органов и должностных лиц.

Таможенные органы проводят активную работу по совершенство­ванию нормативно-правовой базы в сфере таможенного дела и при­ведению ее к уровню мировых стандартов. В указанный период созда­на работоспособная система, позволяющая адекватно реагировать на поступающие жалобы и обеспечивать право на государственную защиту, гарантированное Конституцией РФ, в рамках механизма обжалования, предусмотренного Таможенным кодексом РФ (ТК РФ).

 

 

Динамика совокупных затрат на содержание таможенной службы Рос­сии представлена на рис. 11. Как видно на рисунке в рассматриваемый период бюджетные ассигнования, выделяемые на содержание таможен­ной системы, увеличивались год от года, что позволяло гарантированно обеспечить функционирование звеньев таможенной системы.

 

 

Динамика изменения внешней среды, показателей деятельности и объ­ема финансирования таможенной службы отражена на рисунке 12.

 

 

Таким образом, с одной стороны, можно говорить о достаточно ста­бильном функционировании системы таможенных органов в рассматри­ваемый период, о положительной динамике показателей деятельности, об эффективном и рациональном использовании бюджетных средств по стратегическим направлениям ее развития[4], с другой, достаточно очевид­ными становятся все усиливающиеся принципиально новые тенденции:

· в мировых экономических процессах - глобализация и регионализа­ция сфер производства и потребления, межгосударственная интеграция и формирование на этой основе общих границ и единых требований к тамо­женным процедурам и администрациям, международное централизован­ное регулирование экономических процессов;

· в сфере внешнеэкономической и таможенной деятельности России – интенсификация и структуризация процессов в сфере внешней торговли, новые требования к параметрам и качеству таможенного администриро­вания, предъявляемые как со стороны государства, российского бизнес-сообщества, участников ВЭД, так и со стороны международных и межго­сударственных институтов.

Все это в целом формирует фундаментальное базовое противоречие между интенсивным ростом и инновационными процессами в экономи­ке России, в мировой экономике и экстенсивной модернизацией, преиму­щественно методами традиционного администрирования, инструментов таможенного регулирования: таможенных институтов[5], таможенных ор­ганов, таможенных технологий и услуг.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.