Эволюция сферы внешнеэкономической деятельности России ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………………....... 7
1. ВВЕДЕНИЕ В ТАМОЖЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ …………...11
1.1. Эволюция сферы
внешнеэкономической деятельности России..........................12
1.2. Общие тенденции в реформировании системы
государственного управления………………..……………….23
1.3. Проблемы современного менеджмента
и пути их преодоления………………………………………..26
1.4. Теория как предмет изучения: определение,
содержание, этапы формирования………………………...…33
Выводы………………………………………………………………...37
Контрольные вопросы……………………………………………….38
2. ОБЩИЙ И СПЕЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ……………….39
2.1. Различия между общим и специальным менеджментом…...40
2.2. Функции и методы специального менеджмента…………….42
2.3. Менеджмент в коммерческой фирме и в государственной
службе. Интегративная модель управления…………………44
2.4. Государственная служба: законы
и инновационные технологии управления ………………….50
Выводы………………………………………………………………..58
Контрольные вопросы………………………………………………..59
3. ТАМОЖЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ:
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ…………………60
3.1. Таможенное дело - открытая, динамично
развивающаяся система……………………………………….61
3.2. Таможенный менеджмент как теория управления
таможенным делом. Базовые понятия и определения………64
3.3. Объект и предмет таможенного менеджмента
и особенности их изучения……………………………………67
Выводы….……………………………………………………………70
Контрольные вопросы………….…………………………………….71
ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ
ТАМОЖЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА……………………………72
4.1. Основные законы (постулаты) управления,
элементы и базовая модель управления……………………..73
4.2. Общие и частные принципы управления……………………78
4.3. Классификация методов управления. Эволюция
управленческих парадигм…………………………………….83
4.4. Принципиальная модель управления
таможенными органами и ее особенности…………………...87
Выводы………………………………………………………………..92
Контрольные вопросы………………………………………………94
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
К УПРАВЛЕНИЮ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ………………….95
5.1. Главный методологический принцип управления………….96
5.2. Методологические подходы
к решению проблем управления……………………………..97
5.3. Процессный подход…………………………………………...98
5.4. Системный подход…………………………………………...100
5.5. Ситуационный подход……………………………………….104
5.6. Целостно-эволюционный подход…………………………..106
Выводы………………………………………………………………..110
Контрольные вопросы……………………………………………….111
ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО РОССИИ
КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………...112
6.1. Базовые определения и морфологическая модель
таможенного дела. Эволюция понятия
«таможенное дело»………………….…….…..………………113
6.2. Иерархия таможенных систем……………...………………..118
6.3. Особенности описания таможенной службы
как системы. Полимодельное представление
таможенной системы……………………..……..…………….119
6.4. Структурно-организационное представление
таможенной системы………………………………………….123
6.5. Функционально-технологическое представление
таможенной системы………………………………………….127
Выводы…………………………………………………………...........129
Контрольные вопросы……………………………………………...130
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
ТАМОЖЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА…………………………..132
7.1. Условия формирования теоретической модели
таможенного менеджмента………………………………….133
7.2. Структура теоретической модели
таможенного менеджмента………………………………….136
7.3. Алгоритм теоретической модели
таможенного менеджмента………………………………….144
7.4. Формализация теоретической модели
таможенного менеджмента………………………………….148
7.5. Теоретические задачи таможенного менеджмента………...151
Выводы………………………………………………………………154
Контрольные вопросы………………………………………………155
СИСТЕМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ……………………………………….157
8.1. Структура и основное содержание
системного управления таможенным делом…………..…...158
8.2. Теоретическое содержание базовой
модели управления………………………..………………….162
8.3. Функционально-технологическая модель
системного управления…………………………...………….165
8.4. Аналитическая модель системного управления……..…….170
8.5. Графоаналитическое представление
и теоретические задачи системного управления…………...175
8.6. Задача позиционирования таможенных систем……............183
8.7. Общая функциональная структура решения задач
системного управления………………………………............187
Выводы………………………………………………………………188
Контрольные вопросы……………………………………………....190
ТРАДИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………..191
9.1. Особенности управления в таможенных органах
Российской Федерации……………………………………….192
9.2. Общее руководство таможенным делом.
Организационная структура таможенных органов…………193
9.3. Функции управления в таможенных органах………………196
9.4. Процессный подход к управлению
в таможенных органах………………………………….…….201
9.5. Особенности принятия управленческого решения
в таможенных органах……………………………………….205
9.6. Процесс принятия управленческих решений……………….207
Выводы………………………………………………………………210
Контрольные вопросы………………………………………………212
ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ………………………………..213
10.1. Услуги, таможенные услуги: понятия и определения……..214
10.2. Теоретические положения, роль и направления
эволюции маркетинга услуг………………………………...226
10.3. Место, роль и проблемы маркетинга
в сфере таможенных услуг…………………………………..232
Выводы………………………………………………………………242
Контрольные вопросы………………………………………………243
КОНТРОЛЛИНГ КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ
И ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ СРЕДА УПРАВЛЕНИЯ…………244
11.1. Формирование концепции государственного
управления на основе контроллинга………………………..245
11.2. Предпосылки разработки системы контроллинга
в таможенных органах………………………………………..251
11.3. Концептуальные основы контроллинга
в таможенном деле…………………………………………..253
11.4. Специфика контроллинга в таможенных органах…………259
11.5. Контроллинг как технология управления
на основе знаний……………………………………………..262
11.6. Особенности и этапы внедрения контроллинга……………265
Выводы………………………………………………………………272
Контрольные вопросы………………………………………………274
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….........275
Предисловие
В условиях формирования новой институциональной среды в сфере внешнеэкономической и таможенной деятельности значительно актуализируются задачи повышения эффективности таможенного администрирования, ставятся вопросы придания таможенному делу формы государственной услуги. Наиболее адекватным инструментом решения таких задач является теоретико-методологическая платформа таможенного менеджмента.
Таможенный институт как большая социо-экономико-технологическая система стал частью государственной системы управления и взаимодействует с органами государственной власти всех уровней. В то же время он является непосредственным участником процессов внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и в этом качестве выполняет широкий спектр задач по таможенному регулированию товарных потоков в сфере ВЭД России.
Развитие рыночных отношений в РФ и необходимость принятия стратегических решений в деятельности Федеральной таможенной службы (ФТС России) обусловливают прогрессирующее возрастание роли управления таможенными органами как основополагающей в реализации поставленных перед ними задач.
Управление таможенным делом представляет собой синтез теории государственного управления и менеджмента, является самостоятельной областью знаний, требует целенаправленного, систематического и глубокого изучения. Специалист таможенного дела в области управленческой деятельности должен владеть методологией системных исследований сложных проблем, позволяющей рассмотреть приемлемые альтернативы, каждая из которых описывается множеством переменных, что требует необходимого уровня обоснования и количественной оценки при принятии управленческих решений.
Специалист таможенного дела в области управления обязан знать основы теории управления, теорию государственного управления и менеджмента, должен быть теоретически подготовленным к управлению таможенными органами, таможенной деятельностью и таможенным персоналом с учетом характера взаимодействия с органами государственной власти и участниками ВЭД. Он должен иметь практические навыки для выполнения функций управления в своей профессиональной области в условиях информационной неопределенности и непредсказуемости поведения субъектов, взаимодействующих с таможенными специалистами.
Знание общего и таможенного менеджмента позволяет таможенным специалистам более обоснованно подходить к взаимодействию с владельцами и менеджерами коммерческих предприятий как участниками ВЭД. Деятельность таможенного специалиста в области управления подчинена целям и задачам деятельности таможенных органов, которые реализуются с его помощью.
В целом таможенный менеджмент ориентирован на формирование у специалистов системного мышления в области управленческой деятельности с учетом своеобразия таможенной сферы.
Цель подготовки специалиста таможенного дела в области управления - вооружить его системой знаний, позволяющей ему свободно ориентироваться в различных видах управленческой деятельности на основе применения базовых принципов методологии системных исследований и науки управления. Реализация его подготовки обеспечивается соответствующим учебно-методическим комплексом, современными информационными технологиями преподавания, постоянным взаимодействием с ФТС России и непрерывно действующим институтом повышения квалификации сотрудников таможенных органов.
Структура содержания подготовки специалиста в области управления ориентирована на непрерывное обогащение знаниями и внедрение инноваций, формирование следующих ключевых компетенций выпускника:
♦ способности анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности, принимать ответственное решение в той или иной ситуации, обеспечивать своими действиями его воплощение в жизнь;
♦ способности к описанию процедур и технологий деятельности, умения четко соблюдать таможенные и управленческие процедуры, осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях;
♦ способности выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях, гибни управлять своей профессиональной квалификацией, самостоятельно осваивать знания, умения и навыки, необходимые для решения поставленной задачи;
♦ способности делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности,
принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации;
♦ способности соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу, использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач;
♦ способности получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций в уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т. п.) других людей и использовать ресурс коммуникации для решения задач управления развитием таможенных организаций.
В учебном пособии речь идет о новых институциональных условиях функционирования и развития таможенных органов России на современном этапе; обосновываются необходимость дальнейшего развития системы таможенного администрирования и модели управления таможенными органами России, принципы и направления такого развития; излагаются базовые положения теории управления таможенными системами - проблемы, направления и подходы. Наряду с этим, обозначаются ключевые программные документы, определяющие сущность и направления реформирования системы государственного управления; характеризуются этапы ее реформирования и основные результаты.
Проблему таможенного менеджмента на современном этапе определяют следующие основные факторы: практическая реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., перспективы вступления России во Всемирную торговую организацию и присоединения к Киотской конвенции, а также внедрение Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли, комплексная реформа бюджетной системы, влияние современных рыночных механизмов на организацию и процедуры таможенного администрирования, реализация идеологии «контроль в виде сервиса» в целях содействия бизнесу в таможенной сфере, эволюция традиционной модели управления таможенными органами.
В учебном пособии определены теоретические положения управления таможенными органами, обозначены концептуальные подходы и методические рекомендации для практического решения вопросов функционирования и развития таможенной системы, а также рекомендации по управлению этими процессами. Адаптируются подходы классического менеджмента к новым институциональным условиям функционирования таможенной службы.
Предлагаемая концепция таможенного менеджмента объединяет традиционную и инновационные модели управления таможенными органами. Новая интегративная модель формируется на принципах классического администрирования и управления в условиях рынка.
Раскрываются условия применения таможенного менеджмента и адаптируются инструменты классического менеджмента применительно к таможенной сфере. Указывается, что развитие таможенных органов, так же как и предоставление ими государственных услуг в процессе таможенного администрирования, будет в перспективе основываться на нормах и принципах международных конвенций и соглашений, на международных стандартах качества (по типу стандартов ИСО 9000), а также на вовлечении участников ВЭД в процесс подготовки законодательных и нормативных правовых актов. Кроме того, авторы считают, что, выбирая идеологию содействия бизнесу, таможенная служба в дальнейшем должна оптимизировать организационную структуру и технологии деятельности, а также найти свое место в сфере государственных услуг.
Введение в таможенный
Менеджмент
Условия функционирования и развития таможенных органов России на современном этапе. Позитивная тенденция стабилизации экономической ситуации в России. Ведущая роль Федеральной таможенной службы в регулировании ВЭД. Тенденции в реформировании системы государственного управления. Необходимость дальнейшего реформирования государственного управления и таможенного дела России. Проблемные вопросы современного менеджмента и пути их преодоления. Проблемы управления таможенными системами. Направления и подходы к их решению. Базовые положения теории как предмета изучения, включая определения, содержание, этапы формирования. Предмет, краткая характеристика цели, основных задач изучаемой дисциплины, а также ее структура.
Вопросы
1.1. Эволюция сферы внешнеэкономической деятельности России.
1.2. Общие тенденции в реформировании системы государственного
управления.
1.3. Проблемы современного менеджмента и пути их преодоления.
1.4. Теория как предмет изучения: определение, содержание, этапы
формирования.
Выводы.
Контрольные вопросы.
Рекомендуемая литература
1. Макрусев В. В. Основы системного анализа: учебник. - М.: РИО РТА, 2006.
2. Букатова И. Л., Макрусев В. В. Теория целостно-эволюционной интеллектуализации социальных систем. - СТИ МГУС, 2004.
3. Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент: учебник. - М.: Экономистъ, 2006.
Эволюция сферы внешнеэкономической деятельности России
Позитивная тенденция стабилизации экономической ситуации в России.В период плановой экономики до 90-х гг. прошлого столетия условия ВЭД страны и деятельности ее таможенных органов характеризовались относительной стабильностью, некоторой статичностью и детерминированностью.
Приоритеты качественных изменений в политике и экономике государства, в сфере его внешнеэкономической деятельности были заданы в 1986-1991 гг. Смена приоритетов, выбранные направления трансформации российской экономики, общемировые экономические процессы — все это вызвало необходимость в принципиальной модернизации экономической модели и способствовало поступательному развитию страны.
Начиная с 1999 г. проявляется позитивная тенденция в стабилизации экономической ситуации, что подтверждает, например, положительная динамика показателей объема ВВП в период с 1999 по 2006 г. (рис. 1) и объема внешнеторгового оборота в этот же период (рис. 2). В это время Россия получает статус страны с рыночной экономикой, расширяются и интенсифицируются ее внешнеэкономические связи, наблюдается устойчивый рост стоимостных объемов внешнеторгового оборота. При этом опережающими темпами растет импорт; увеличение экспорта способствует сохранению благоприятной конъюнктуры и стремительному росту цен на рынках энергоносителей.
2007 г. стал очередным этапом поступательного развития российской экономики. Ее внешнеторговый оборот в 2007 г. составил 552,2 млрд. долл. США и по сравнению с 2006 г. увеличился на 25,8%, в том числе по странам дальнего зарубежья - 469,8 млрд. долл. США (рост на 25,5%), со странами СНГ - 82,4 млрд. долл. США (рост на 27,4%).
В рассматриваемый период резко увеличивается сальдо торгового баланса - в 2,4 раза: в 2000 г. данный показатель составлял 69 млрд. долл. США, в 2006 г. - 163,4 млрд. долл. США (рис. 3). Сальдо внешнеторгового оборота в 2007 г. составило 152,8 млрд. долл. США.
В числе крупнейших экономических партнеров России главным на протяжении многих лет остается Европейский союз. На его долю в рассматриваемый период приходится более 50% российского товарооборота. Объемы внешнеторгового оборота со странами СНГ остаются относительно стабильными, что обусловлено, прежде всего, исторически сложившимися устойчивыми связями.
На рис. 4 представлена динамика доли стран дальнего и ближнего зарубежья (СНГ) в общем объеме внешнеторгового оборота России (в процентном соотношении). Объемы внешней торговли России с основными торговыми партнерами в 2007 г. представлены в табл. 1.
Товарная структура экспорта Российской Федерации[1] в 2007 г. представлена на рис 5. Основной фактор роста стоимостного объема экспорта России - высокие мировые цены на минеральное сырье и топливо (в первую очередь на нефть). Удельный вес топливно-энергетических товаров в 2007 г. составил 64,3%, рост стоимостного объема экспорта этой группы увеличился на 13,7%.
Для импорта России в 2007 г. (рис. 6) характерной особенностью остается устойчивый рост. Так, российский импорт в 2007 г. составил 199,7 млрд. долл. США и по сравнению с 2006 г. вырос на 44,9%, в том числе из стран дальнего зарубежья - 169,9 млрд. долл. США, из стран СНГ - 29,8 млрд. долл. США. При этом рост импорта из стран дальнего зарубежья составил 47,2%, из стран СНГ - 33,4%.
Удельный вес продукции машиностроения в структуре российского импорта за рассматриваемый период достиг 51,4%, что превысило уровень 2006 г. на 3,3 процентных пункта. Увеличению общих объемов импорта машин и оборудования способствовала тенденция роста поставок технологического оборудования, средств наземного транспорта, электрооборудования, инструментов и оптических аппаратов.
Удельный вес продовольственных товаров и сырья для их производства в общем импорте в 2007 г. составил 13,7%, снизившись на 1,9 процентных пункта, при этом стоимостные объемы ввоза этой продукции увеличились на 28,2%. В 2007 г. по сравнению с прошлым годом увеличились закупки продукции химической промышленности в стоимостном выражении на 26,2%. Доля этой продукции составила 14,0% против 16,2% в предыдущем году.
Рост импорта в 2007 г. металлов и изделий из них составил 53,6%, а удельный вес этих товаров - 7,8% против 7,4% в 2006 г., текстиля, текстильных изделий и обуви - 62,3% (4,1% против 3,7%).
Рост объемов и структурные изменения внешнеторгового оборота в 2001-2007 гг. сопровождаются увеличением и усложнением общей нагрузки на таможенные органы. На рис. 7 представлена динамика основных показателей, характеризующих возрастающую напряженность их деятельности в рассматриваемый период (здесь: Кгтд - количество оформленных ГТД; Кгтди - количество оформленных импортных ГТД; Кгтдэ - количество оформленных экспортных ГТД; Кт - количество оформленного товара; Ктд - количество оформленных транзитных деклараций; Кфл - количество оформленных физических лиц; Ктпо - количество оформленных ТПО; Кптс - количество оформленных ПТС; Кд - количество оформленных ДКД и книжек МДП).
Наблюдается значительный рост такого показателя, как количество оформленного товара. Общий тренд показателя количества оформленных ГТД (импорт и экспорт) также характеризуется устойчивым ростом. Менее стабильна ситуация с остальными показателями. Так, общий тренд количества оформленных физических лиц становится возрастающим с 2005 г. Такие показатели, как количество ТПО и ПТС, постепенно сокращаются начиная с 2002 г. В 2004 г. наблюдается резкий спад и некоторая стабилизация количества оформленных ДКД и МДП на новом, более низком уровне.
Таким образом, в период с 1996 по 2007 гг. качественно модифицировались условия деятельности таможенных органов, усложнились стоящие перед ними задачи, значительно возросли общая нагрузка и напряженность работы кадрового состава. Все это актуализировало и существенно видоизменило роль таможенной службы как государственного института таможенного администрирования ВЭД.
Ведущая роль ФТС России в регулировании ВЭД.Ключевая роль в непосредственной реализации идей, целей, задач таможенного регулирования,
организации таможенного контроля и таможенной практики принадлежит ФТС России[2]. ФТС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Основные цели ее деятельности:
• обеспечение экономической безопасности страны, защита здоровья и безопасности граждан России таможенными методами и средствами;
• таможенное регулирование и таможенный контроль в сфере ВЭД России;
• содействие интегрированию участников ВЭД, бизнес-сообщества в мировую финансово-экономическую систему;
• предоставление качественных таможенных услуг, обеспечение безопасности поставок, защита от терроризма, риска в процессе реализации таможенных процедур и технологий.
В 2006 г. Президентом РФ и Правительством РФ были приняты решения принципиального характера по совершенствованию деятельности ФТС России; расширены ее функции и полномочия. В дополнение к контрольным функциям ФТС России наделена функциями формирования государственной политики и нормативного правового регулирования в области таможенного дела. В настоящее время ФТС России осуществляет общегосударственные функции:
• выработку государственной политики в области таможенного дела;
• нормативное правовое регулирования в области таможенного дела;
• контроль и надзор в области таможенного дела;
• валютный контроль;
• специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
За время существования российских таможенных органов, начиная с 1991 г., в доход федерального бюджета перечислено таможенных платежей на сумму более 356,8 млрд. долл. США. Ежегодное поступление таможенных платежей за это время увеличилось более чем в 1393 раза: с 75,6 млн. долл. США в 1991 г. до 105,3 млрд. долл. США в 2006 г.[3]. По итогам 2007 г. в доход федерального бюджета перечислено 3253,8 млрд. руб., что составляет 102,11% от установленного таможенным органам задания.
Выполнение таможенной службой России функции контроля в области таможенного дела, характеризуемое динамикой таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет, графически отражено на рис. 8. В целом за рассматриваемый период устанавливаемое плановое задание выполнялось в полном объеме. При этом уровень перевыполнения задания в 1996 и в 2001 гг. составил 113 и 110% соответственно, а в 1997 и 2006 гг. этот показатель вырос до отметки более чем 130%.
В рассматриваемый период также увеличилась доля таможенных платежей в объеме ВВП. Динамика перечисления таможенных платежей в бюджет, а также их доля в объеме ВВП представлены на рис. 9 и 10.
Важно отметить, что рост платежей в данном случае обусловлен не только увеличением объемов ввоза и вывоза товаров, но и мероприятиями, проводимыми таможенными органами и направленными на дальнейшее совершенствование инструментов таможенного администрирования, наиболее эффективное их использование, на решение задач всемерного содействия развитию торговли, ускорению товарооборота и расширению внешнеторговых связей России.
В целях совершенствования организации таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств, повышения качества и эффективности управленческих процессов в таможенных органах внедрены административные регламенты, которые определяют последовательность действий (административных процедур), обеспечивающих исполнение государственных функций и предоставление государственных услуг, эффективную работу структурных подразделений и должностных лиц. Регламенты обеспечивают четкий порядок исполнения государственных функций и предоставления услуг, доступность информации для всех заинтересованных лиц, а также возможность обжалования действий (бездействия) таможенных органов и должностных лиц.
Таможенные органы проводят активную работу по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере таможенного дела и приведению ее к уровню мировых стандартов. В указанный период создана работоспособная система, позволяющая адекватно реагировать на поступающие жалобы и обеспечивать право на государственную защиту, гарантированное Конституцией РФ, в рамках механизма обжалования, предусмотренного Таможенным кодексом РФ (ТК РФ).
Динамика совокупных затрат на содержание таможенной службы России представлена на рис. 11. Как видно на рисунке в рассматриваемый период бюджетные ассигнования, выделяемые на содержание таможенной системы, увеличивались год от года, что позволяло гарантированно обеспечить функционирование звеньев таможенной системы.
Динамика изменения внешней среды, показателей деятельности и объема финансирования таможенной службы отражена на рисунке 12.
Таким образом, с одной стороны, можно говорить о достаточно стабильном функционировании системы таможенных органов в рассматриваемый период, о положительной динамике показателей деятельности, об эффективном и рациональном использовании бюджетных средств по стратегическим направлениям ее развития[4], с другой, достаточно очевидными становятся все усиливающиеся принципиально новые тенденции:
· в мировых экономических процессах - глобализация и регионализация сфер производства и потребления, межгосударственная интеграция и формирование на этой основе общих границ и единых требований к таможенным процедурам и администрациям, международное централизованное регулирование экономических процессов;
· в сфере внешнеэкономической и таможенной деятельности России – интенсификация и структуризация процессов в сфере внешней торговли, новые требования к параметрам и качеству таможенного администрирования, предъявляемые как со стороны государства, российского бизнес-сообщества, участников ВЭД, так и со стороны международных и межгосударственных институтов.
Все это в целом формирует фундаментальное базовое противоречие между интенсивным ростом и инновационными процессами в экономике России, в мировой экономике и экстенсивной модернизацией, преимущественно методами традиционного администрирования, инструментов таможенного регулирования: таможенных институтов[5], таможенных органов, таможенных технологий и услуг.
|