Проблемы современного менеджмента и пути их преодоления
Менеджмент и управление как взаимозаменяемые понятия.Английское слово «менеджмент» стало известно сегодня практически каждому человеку, желающему получить образование. Менеджмент в упрощенном понимании - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Менеджмент - вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего осуществить это руководство. Наконец, менеджмент как собирательное от слова «менеджер» - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
За рубежом значимость менеджмента была особенно ясно осознана в 30-е гг. прошлого столетия. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний - в самостоятельную дисциплину, а социальный слой - в весьма влиятельную общественную силу. Растущая роль этой общественной силы заставила заговорить о «революции менеджеров»: решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.
Менеджмент и управленческая мысль.В настоящее время имеется достаточно оснований, чтобы утверждать, что менеджмент (управление)[15] - это синтез науки, искусства и опыта. Важно осознать тот факт, что деятельность по управлению настолько сложна, а наука управления все еще настолько молода, что нужно с большой осторожностью оценивать ее возможности, разумеется, не умаляя полезности проверенных жизнью теорий и научно обоснованных методов. Эта мысль особенно применима
к ситуационному, синергетическому и целостно-эволюционному (когнитивному) подходам к управлению - едва ли не самым крупным научным результатам в этой области за последние десятилетия.
В реальном управлении важны как фигура ученого, эксперта, так и фигура руководителя, владеющего таинствами управления как искусства в силу своих личных качеств, таланта, практического опыта, навыков и здравых суждений. Соединение таланта и научного знания в этой области формирует когнитивную составляющую и дает синергетический эффект, умножая способности добиваться нужных результатов на практике. По сути, это и есть креативный менеджмент, насколько модный, настолько не исследованный и не востребованный современной практикой.
Менеджмент - процесс планирования, организации, мотивации и контроля с целью формулирования и достижения целей организации. Это самостоятельная область знаний, требующая вдумчивого освоения, это отдельная дисциплина, а точнее, междисциплинарная область, которую правильнее всего назвать управленческой мыслью, сочетающей в себе науку, опыт, технологии, приумножаемые управленческим искусством.
На управленческую мысль влияют достижения многих наук, а эволюция менеджмента в XX в. и его стремительный прогресс в XXI в. как раз и нацелены на использование этих достижений для ответа на главный вопрос: как получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей, производящих продукцию и услуги и использующих многообразные ресурсы.
Инструменты управления.За свою историю человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления в контексте менеджмента - воздействия на людей.
Первое - это иерархия, организация, где основное средство воздействия - отношения власти-подчинения, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ и т. п. Иерархия является корнем административно-командной системы. Все имеет определенную линию подчинения, вышестоящую инстанцию, а полномочия высшей исполнительной власти практически ничем не ограничены. И все же для многих систем иерархия, организация - это рациональные средства внесения стабильности, регламентированности в хозяйственную и иную деятельность.
Второе - культура, т. е. вырабатываемые и признаваемые организацией, группой ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.
Третье - это рынок, т. е. сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя. Рынок как продукт правового государства и хозяйственная реальность и как инструмент управления (точнее, даже самоуправления) на уровне общественного производства в целом занял главенствующее место в общественно-экономической системе России в начале 1990-х гг. Именно он определил сущность хозяйственного уклада нового общества. Товарно-денежные отношения приобретают всеобщий характер, и общество вполне резонно стремится ограничивать этот процесс в некоторых, прежде всего духовных, сферах: образовании, культуре, науке, здравоохранении.
Организация, культура, рынок - явления сложные. Это не просто инструменты управления. В живых, реальных хозяйственных и социальных системах все они почти всегда сосуществуют. Речь идет лишь о том, чему отдается приоритет, на что делается главная ставка. Это и определяет сущность, облик социально-экономической организации общества.
Проблемы менеджмента и способы их решения.Существующие во многих странах мира школы бизнеса и большой поток публикаций по проблемам менеджмента не могут заслонить факта ограниченных возможностей «науки менеджмента». Все чаще сменяют друг друга «идеальные» концепции корпоративного управления и стратегии, все настойчивее становится реклама «лучших» приемов ведения бизнеса[16].
Главным, а часто и необходимым условием выживания в современном бизнесе становятся высокое качество продукции и услуг, технические инновации, атмосфера гармонии и творческого поиска в коллективе, способность гибко реагировать на изменения деловой конъюнктуры.
В таких условиях от менеджера в первую очередь требуется творческое мышление, способность к быстрым и оригинальным решениям и даже более того - умение предвидеть, устранять проблемы, прежде чем они себя проявят. Воспитанный в уважении к незыблемым законам жизни корпораций, он теперь должен научиться ценить... беспорядок. «Секрет конкурентоспособности не в том, чтобы гибко реагировать на хаос, а в том, чтобы создавать хаос, - говорит один из ведущих предпринимателей Силиконовой долины Э. МакКракен. - Бессмыслица - не последнее дело в творческой
обстановке. Атмосфера веселья и бессмыслицы способна избавить от страха перед переменами»[17].
Простая логика говорит нам: если существует всего один лучший и всеобщий образец управления (так что задача менеджеров заключается только в том, чтобы добросовестно его скопировать и претворить в жизнь), тогда все компании станут действовать одинаково и в результате, как ни странно, утратят свои конкурентные преимущества. Единственным способом выживания для них будет снижение издержек производства и продажной цены, но этот путь, очевидно, ведет в никуда.
В современном информационном обществе для успеха в бизнесе очень важны наличие популярного фирменного бренда и внушающая доверие легенда товара, которые создают общественное лицо фирмы. Важность для компании обладания собственным стилем, легко узнаваемым признаком своей идентичности объясняется еще и тем, что в условиях общедоступности информации любые технические новшества могут быть без труда переняты конкурентами, так что «идентичность» во всех ее проявлениях оказывается чуть ли не единственной неотчуждаемой собственностью предпринимателя.
Существуют, наконец, и гуманитарные причины, побуждающие отречься от «научного» менеджмента тейлористского толка: этот последний превращает человека, по сути, в придаток машины - технической или бюрократической. Но труд сам по себе не унижает человека и даже может доставлять ему великую радость.
Первое пятилетие рыночных преобразований в России убедило нас в том, что не только демонтаж, но и серьезное ослабление иерархии в государственном масштабе (даже не столько в экономике, сколько в политике) чревато серьезными потерями и ошибками в управлении.
Оказалось, что иерархические организации все же нужны, но другого типа, способные адаптироваться к новой внешней отчасти внутренней среде, в недрах которых бюрократические, механистические структуры и системы управления будут все более сменяться органическими, гибкими, дебюрократизированными структурами и системами.
Параллельно российское общество столкнулось с «культурным шоком» под давлением необходимости буквально «тектонического» культурного сдвига в нашем экономическом, управленческом мышлении, в психологии.
Повернуть сознание руководителя и труженика к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к предпринимателю, а не к бюрократу; к новатору, а не к бездумному исполнителю; к плюрализму и многообразию, а не к унификации и обезличиванию удается все еще с трудом, а падение морали в деловых отношениях, снижение социальной ответственности, допущение криминализации общества породили серьезные проблемы в экономике, обществе и российском менеджменте.
Сегодня становится ясно, что, если не заниматься целенаправленно и упорно вопросами деловой и организационной культуры, сознавая всю сложность задачи, ничего не произойдет, как бы радикально иерархические отношения ни заменялись рыночными на правовом уровне, как бы тщательно ни прорабатывались новые «системы».
Депрофессионализация управленческого инструмента, игнорирование управленческой культуры особенно в сфере государственного управления - это в новых условиях путь к краху. Без этого организационного «цемента», способного выдержать более высокие напряжения и нагрузки, нового здания не построишь.
В 1990-е гг. в мировом менеджменте проявился ряд новых тенденций, связанных с необходимостью преодоления проблем, возникших в теории и практике управления.
Первая из них связана с всеобщим распространением стратегического управления (управления развитием) как современной формы объединения, разработки концепций, стратегий, долгосрочных планов развития организаций. Vision (образ предприятия в будущем), Mission (главная задача, определяющая само его назначение), Benchmarking (целевые ориентиры деятельности, не уступающие показателям передовых фирм) - эти понятия теперь постоянно на слуху у тех, кто занимает ответственные должности в высшем звене корпоративного менеджмента.
Вторая тенденция 1990-х гг. связана с дальнейшей глобализацией экономики, быстро охватившей и Россию, что привело к усилению международного характера менеджмента. Экономика всех без исключения развитых стран становится открытой, доступной практически для любых товаров и услуг, где бы они ни производились, в ней повышается роль международной конкуренции. Все это ставит много новых вопросов перед управленческой теорией и практикой. Важнейшие из них: какие закономерности, формы, методы управления являются универсальными, а какие действуют в диапазоне конкретных условий разных стран, как наилучшим образом выполнять функции регулирования ВЭД, в чем состоят особенности национального стиля в управлении, в организационном поведении, насколько эти особенности важны для достижения желаемых результатов.
Третья особенность связана с осознанием значения материальной, технологической базы современного производства и оказания услуг. Это вызвано не только фантастически прогрессирующим применением компьютеров и компьютерных сетей в управлении, усилением влияния технического прогресса на достижение целей организации, повышением роли производительности и качества для победы в конкуренции, но и стремлением перестроить процессы производства и управления, саму технологию ведения бизнеса на более рациональной основе. Широко распространилось понятие «реинжиниринг», охватывающее совокупность методов и подходов, соответствующих цели рациональной перестройки процессов, происходящих в деятельности предприятий. Практика актуализирует вопросы управления на уровне элементарных бизнес-операций, шире речь идет об операционном менеджменте, о сочетании таких технологий с современными информационными технологиями. Необходимо обеспечить высокую производительность посредством оптимального сочетания деятельности людей, информационных технологий и технологических факторов производства. Управленческая мысль снова вступает в период некоторого усиления в ней технократизма на новой, более глубокой и здоровой основе.
Четвертый путь предлагает отказаться от всяких нормативов и рассматривать управление как практику и процесс, где реальны единичные события, актуальные ситуации, вписанные в контекст самоорганизующихся сложных систем. Все происходящее в таком случае предстает как серии событий, которые указывают на непознаваемую реальность, т. е. хаос. При таком подходе акцент ставится на неформальные аспекты организации и символическую природу человеческого общения, что дает простор свободе творчества. С точки зрения теории сложных систем оптимальным состоянием организации считается «край хаоса», когда наличие устойчивого единства сочетается с нестабильностью и непредсказуемостью его проявлений. Нестабильность, впрочем, не должна переходить ту грань «творческого кипения», за которой начинается распад системы.
Пятый путь связан с осмыслением и использованием того, что можно назвать информационным ресурсом организации. В его основе лежит представление об организации как среде порождения, артикуляции и накопления знания. Подобный подход к менеджменту находится даже в более тесной связи с идеей управления «на краю хаоса», чем кажется на первый взгляд. Ибо творчество требует широких познаний и развитой интуиции,
каковые могут быть приобретены лишь в процессе многостороннего, длительного и притом неформального, подлинно свободного общения в коллективе. Хаос и созидание знания предполагают сходную концепцию руководства: последнее не просто воплощается в личности руководителя, оно может перемещаться от одного члена коллектива к другому в зависимости от меняющихся обстоятельств.
Шестой путь преодоления кризиса менеджмента относится к проблематике гуманитарного знания в его традиционном осмыслении мудрости как знания правильного поступка. Обычно такой подход связывают с возвращением к традиционной этике добродетели, изложенной еще Аристотелем. Главный герой здесь - человек, который учится на традиционных образцах морали и способен осознать свой нравственный долг и определить средства его осуществления. Вместо характерной для Нового времени «науки этики» с ее акцентом на всеобщих нормах поведения и свободном выборе индивида данный подход выдвигает на передний план этос, то есть культурно и нравственно определенную среду человеческого поведения. В свете этоса наибольшей ценностью обладают поступки, которые обусловлены общественными нравами и сами задают обществу образцы нравственного поведения. На такой основе складывается творческое сотрудничество членов одной команды, чье взаимодействие выковывает из отдельных индивидуальностей так называемый единый личностный тип - одновременно лицо, душу и дух компании. Хаотическое всеединство, образовательное знание и нравственность, формируемая этосом, имеют как легко заметить, общую основу - человеческое творчество, которое и является глубинной реальностью человеческого общения. Вот здесь намечается возможность преодолеть не только утратившие эффективность схемы «научного менеджмента», но и широко распространившиеся в пику им субъективные рассуждения о тех или иных индивидуальных качествах руководителя, которые делают менеджмент эффективным. Можно надеяться, что соединение всех указанных направлений постклассического менеджмента позволит превозмочь как ограниченность формальных теорий организации, так и ничем не сдерживаемую субъективность пресловутого «человеческого фактора».
1.4. Теория как предмет изучения: определение, содержание, этапы формирования
Таможенное дело как особый, специфический объект управления нуждается в адекватной теоретической платформе. Речь идет о комплексе взглядов, идей, форме организации знаний, гармонично взаимоувязывающих на единых теоретико-методологических принципах объект управления - таможенное дело, субъект управления, действующий в рамках интегративной модели, и окружение - систему государственного управления, ВЭД и т. п.
Теория как предмет изучения может быть определена как в широком смысле, так и в более узком (специальном). Введем соответствующие определения и построим адекватные им морфологические структуры (рис. 13), которые раскрывают логическую конструкцию введенных понятий, позволяют в дальнейшем использовать ее в качестве своеобразной формулы» (аналогии) в ходе определения базового для данной дисциплины понятия «таможенный менеджмент».
Теория (греч. theorнa, от theorйo - рассматриваю, исследую) - это:
1) в широком смысле - комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления;
2) в более узком и специальном смысле - высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях объекта данной теории в определенной области действительности.
Очевидно, что в первом случае теория представляется определенным комплексом взглядов, идей, во втором - знаниями о закономерностях и существенных связях относительно изучаемого объекта - объекта теории.
Обобщая оба определения, можно утверждать, что теория представляет собой целостную систему знаний, состоящих из элементов (взглядов, представлений, идей, существенных связей, закономерностей), взаимосвязанных логической зависимостью одних элементов от других.
Содержание теории определяется исходным базисом, т. е. некоторой совокупностью утверждений и понятий, вводимых по определенным логико-методологическим принципам и правилам.
В нашем случае речь идет о таможенном деле, об управлении таможенным делом, о специфических формах взаимоотношений государства,
государственных организаций и частных компаний, юридических и физических лиц, возникающих в процессе таможенного регулирования и контроля внешнеторговой деятельности (в более широком контексте - внешнеэкономической деятельности) России.
Показателями развития теории выступают:
· уровень осмысления понятийного аппарата;
· степень его критического осознания и контроля над ним;
· способности к модернизации понятий и конструктивных научных абстракций.
В структуре теории принято выделять следующие основные компоненты:
1) исходную эмпирическую основу - множество зафиксированных в данной области знания фактов, полученных в реальной практике, ходе экспериментов и требующих теоретического объяснения;
2) исходную теоретическую основу - множество первичных допущений, постулатов, аксиом, общих законов теории, в совокупности описывающих идеализированный объект теории;
3) логику теории - множество допустимых в рамках теории правил логического вывода и доказательства;
4) совокупность выведенных утверждений с их доказательствами, составляющую основной массив теоретического знания.
Методологически центральную роль в формировании теории играет лежащий в ее основе идеализированный объект - теоретическая модель (например, теоретическая модель внешнеэкономической и таможенной деятельности[18]) существующих связей реальности, представленных с помощью определенных гипотетических допущений и идеализации. Построение идеализированного объекта - необходимый этап создания любой теории, осуществляемый в специфических для разных областей знания формах.
Теоретическая модель может выступать в разных формах, предполагать или не предполагать математическое описание, содержать или не содержать тот или иной момент наглядности, но при всех условиях она должна представлять собой конструктивное средство развертывания всей системы теории. Этот объект, таким образом, не только выступает как теоретическая модель реальности, но и неявно содержит в себе определенную программу исследования, которая реализуется в построении теории.
Развитие теории осуществляется циклично по направлению от понятий (определений) к его формальным представлениям - абстракциям, к идеализированному объекту теоретической модели с последующим уточнением понятий и далее - к адекватной формализации, к корректировке модели (рис. 14).
Соотношения элементов идеализированного объекта - как исходные, так и выводные - и представляют собой теоретические законы, которые
в отличие от эмпирических законов формулируются не непосредственно на основе изучения опытных данных, а путем определенных мыслительных действий с идеализированным объектом.
Из этого вытекает, в частности, что законы, формулируемые в рамках теории и относящиеся, по существу, не к эмпирически данной реальности, а к реальности, как она представлена идеализированным объектом, должны быть соответствующим образом конкретизированы при их применении к изучению реальной действительности.
Многообразию форм теоретических моделей и, следовательно, типов идеализированных объектов соответствует и многообразие видов теории. В теории описательного типа, решающей главным образом задачи описания и упорядочения обычно весьма обширного эмпирического материала, построение идеализированного объекта фактически сводится к вычленению исходной схемы понятий. В «математизированных теориях» идеализированный объект выступает обычно в виде математической модели или их совокупности.
Теория может развиваться и действительно часто развивается в относительной независимости от эмпирического исследования - посредством знаково-символических операций по правилам математических или логических формализмов, с помощью введения различных гипотетических допущений или теоретических моделей (особенно математических гипотез и математических моделей), а также путем мысленного эксперимента с идеализированными объектами. Однако теория только тогда продуктивна, когда она получает практическую интерпретацию.
Процесс практической проверки теории и ее оценки является сложным и многоступенчатым. Как подтверждение теории отдельными эмпирическими примерами не может еще служить безоговорочным свидетельством в ее пользу, так и противоречие теории отдельным фактам не является основанием для отказа от нее. Но при этом подобное противоречие служит мощным стимулом совершенствования теории вплоть до пересмотра и уточнения ее исходных принципов.
Таким образом, таможенное дело как особый, специфический объект управления нуждается в адекватной теоретической платформе, в рамках которой взаимоувязаны: таможенное дело - объект управления, лицо, принимающее решение (таможенный инспектор, руководитель) - субъект управления, система государственного управления, сфера ВЭД и т. п. - окружающая среда.
Задачи таможенного менеджмента как теории - разработка целостной системы знаний в области управления таможенными объектами, со-
стоящей из элементов, взаимосвязанных логической зависимостью одних элементов от других. В составе элементов теории:
· система понятий и определений таможенного менеджмента, вводимых
по определенным логико-методологическим принципам и правилам;
· общие и частные теоретические модели таможенного менеджмента;
· свойства, закономерности в таможенном менеджменте;
· современные теоретические взгляды и положения теории управления и объединяющая их интегративная теория управления таможенными объектами;
· методы, инструменты и методики таможенного менеджмента.
Содержание теории должно определяться совокупностью утвержденийи понятий, идей относительно таможенного дела, управления таможенным делом, взаимоотношений государственных организаций и частных компаний, юридических и физических лиц, возникающих в процессе таможенного администрирования.
Необходимым этапом создания теории является формирование идеализированного объекта - теоретической модели (например, теоретической модели таможенного дела или модели внешнеэкономической и таможенной деятельности).
Таможенный менеджмент как теоретическая платформа, теория управления таможенным делом представляет собой особый специфический развивающийся предмет изучения. Важным этапом его формирования является выбор теоретической базы из конкурирующих теорий.
Выводы
Темпы развития экономики, ВЭД России, процессы реформирования соответствующей сферы государственного управления и системы таможенного администрирования не согласованы, причем политико-экономические процессы опережают процессы институциональных преобразований в сфере регулирования и управления.
Реально отсутствуют управленческие модели, адекватные подлинник изменениям в сфере экономики. Процесс реформирования государственногоуправления развивается крайне медленно и не гармонизирован с сущностными изменениями в политике и экономике страны, с глобальными мировыми тенденциями.
Практически отсутствуют базовая экономико-управленческая модель теоретико-методологическая платформа для системных исследований,
согласования и управления общемировыми, национальными процессами развития государственных институтов страны, в том числе и института таможенного дела, в условиях специфики российского вектора развития.
Таможенное дело как особый, специфический объект управления нуждается в адекватной теоретической платформе. Ее содержание должно определяться совокупностью утверждений, понятий, идей относительно таможенных систем и их взаимодействия.
Таможенный менеджмент как теоретическая платформа управления таможенным делом представляет собой особый специфический развивающийся предмет. Важными этапами его становления и изучения являются: выбор теоретической базы; формирование системы идей, понятий, теоретической модели таможенного дела; развитие методологии полимодельного описания таможенных систем, их организации, функционирования и управления.
Контрольные вопросы
1. Дайте общую характеристику изменения внешней среды функционирования и развития таможенных органов России на современном этапе.
2. Проанализируйте причинно-следственные связи между состоянием таможенного администрирования, экономики и внешнеэкономической деятельности. Почему необходимо совершенствовать таможенное администрирование в современных условиях?
3. Какова роль таможенных органов в достижении социально-экономических целей государства?
4. Дайте краткую характеристику факторов, актуализирующих проблему управления в таможенных органах России. Какой из факторов оказывает наибольшее воздействие на таможенную систему? Почему?
5. Дайте определение терминам «управление» и «менеджмент», выделите общее и особенное.
6. Назовите и дайте краткую характеристику предмету, цели, задачам изучаемой дисциплины «таможенный менеджмент».
Общий и специальный
Менеджмент
Ключевые положения и основные различия между общим и специальным менеджментом. Базовые положения менеджмента в государственной службе (общее и особенное). Краткая характеристика функций и методов менеджмента. Основные положения о государственной службе. Закономерности, изменяющиеся условия функционирования. Интегративная модель и новые технологии управления.
Вопросы
2.1. Различия между общим и специальным менеджментом.
2.2. Функции и методы специального менеджмента.
2.3. Менеджмент в коммерческой фирме и в государственной службе. Ин-
тегративная модель управления.
2.4. Государственная служба: законы и инновационные технологии
управления.
Выводы.
Контрольные вопросы.
Рекомендуемая литература
1. Общий и специальный менеджмент: учебное пособие / под общ. ред. А. Л. Гапоненко и А. П. Панкрухина. В 2 ч. - М., 1997.
2. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: курс лекций. - М.: Омена-Л.,2006.
3. Мескон М.-Х.. Альберт М.. Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., 2006.
Различия между общим
И специальным менеджментом
Общий менеджмент изучает принципы и закономерности управления социально-экономическими процессами (функции управления, управленческий цикл, стратегическое управление, мотивацию, лидерство). Так, например, стандартные функции управления, или менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль), встречаются в жизни любой организации - и на государственном предприятии, и в коммерческой фирме, и в государственном учреждении.
Специальный менеджмент рассматривает управление специфическими объектами, например, менеджмент в сфере услуг, риск-менеджмент, финансовый менеджмент. В рамках специального менеджмента возможны более детальное дробление объекта управления с выделением все более специфических подсистем.
Объектом общего менеджмента являются, прежде всего, организации, а также люди в организациях, совокупность отношений между ними, возникающих в процессе[19] их деятельности[20].
Цель деятельности определяется потребностями личности или общества.
Основными элементами деятельности являются:
• осознание деятельности в виде мотива;
• оценка наличной ситуации;
• формулирование цели;
• выработка решения как цепи последовательных преобразований наличной ситуации в целевую ситуацию;
• выбор средств деятельности;
• реализация решения.
Управленческая деятельность представляет собой сочетание различных функций управления - особых видов деятельности, выражающих направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на объект управления.
Объектом специального менеджмента является организация в условиях своей специфики, ее параметры, структура и процесс деятельности
(функционирования), а также особые отношения между людьми, возникающие в процессе такой деятельности. Кроме того, объектом специального менеджмента могут быть некоторые виды специальных процессов (например, модернизации или развития организации, ее финансирования, инвестиционные процессы).
Предметом менеджмента являются:
· закономерности, общесистемные характеристики, причинно-
следственные связи, присущие организации и отражающие условия ее специфики;
· принципы управления организацией;
· методы управления организацией;
· организационные, правовые, экономические и т. п. механизмы
достижения целей организации;
· ресурсное обеспечение (персонал, технологии, информация);
· корпоративная культура, поведение людей в конкретной организации;
· организационные компоненты и функциональные направления
деятельности конкретной организации.
В настоящее время исследование проблем организации и управления осуществляется в основном на следующих уровнях:
· институциональном;
· организационном;
· деятельном (процессном);
· ресурсном.
Соответственно различают:
· управление институционализацией;
· управление организацией;
· управление бизнес-процессами (операционное управление или управление деятельностью организации);
· управление ресурсами (например, управление персоналом).
Управление институционализацией. Суть управления - развитие организации как института, представляемого эволюционирующими концептуальными, правовыми и организационно-функциональными положениями и компонентами.
Управление организацией. Суть управления - формирование (развитие) организации как целостной единой системы. Уровень представления организации - открытая система; управление организацией - управление ее применением.
Управление деятельностью организации. Суть - управление бизнес-процессами, протекающими в организации. Уровень процесса деятельности организации операционный; управление организацией осуществляется на уровне бизнес-процессов или отдельных операций.
Управление ресурсами. Суть - оптимизация ресурсной обеспеченности деятельности организации. Уровень представления — в соответствии с уровнями организации.
Функции и методы
Специального менеджмента
Функции менеджмента - это анализ и прогнозирование, планирование, организация, координация, принятие решений, мотивация, контроль и учет. Все функции менеджмента взаимно дополняют друг друга. В деятельности любой организации - коммерческой или некоммерческой-большой или малой, формальной или неформальной - присутствуют все функции менеджмента. В ряде случаев бывает полезно провести анализ того, насколько полно в управленческой деятельности выполняются все функции менеджмента. Нередко для повышения эффективности работы организации достаточно выявить те или иные функции, которым не придается должного внимания. Так, например, в ряде некоммерческих организаций недостаточно четко осуществляется целеполагание, в государственных организациях нередко отсутствует должная мотивация, в некоторых государственных и частных организациях не всегда осуществляется должный контроль.
Методы менеджмента - это способы выполнения указанных функций. Их можно классифицировать по различным признакам: по масштабам применения - общие, относимые ко всей системе, и особенные (специфические), обращенные к отдельным составным частям системы; по отраслям и сферам применения - в государственном управлении, в бизнесе, в торговле, в промышленности и т. д.
Обычно методы менеджмента различаются по содержанию: административные (организационно-распорядительные), экономические и социально-психологические. Данное деление условно, так как четко разграничишь каждый метод не представляется возможным: они взаимно проникают друг в друга и имеют немало общих черт. В то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из них в отдельности.
Важнейшей отличительной чертой создаваемой рыночной экономики является переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам менеджмента и одновременный рост роли
социально-психологических методов. В то же время сохраняется различие между методами, применяемыми в государственном и частном секторах. В государственной службе преобладают административные методы менеджмента, в то время как в большей части частных организаций преобладают экономические.
|