Отношений в дореформенный период. Идеологическая основа регулирования трудовых отношений в условиях централизованной плановой экономики – бесклассовое общество, общенародная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации, гарантированная занятость населения.
Основные принципы централизованного управления трудовыми отношениями в социалистическом обществе:
Ø централизованное регулирование процессов межрегиональной и межотраслевой миграции трудовых ресурсов;
Ø централизованное нормирование потребностей организаций - работодателей в трудовых ресурсах;
Ø невозможность оперативного регулирования численности наемного персонала исходя из реальных текущих потребностей организаций – работодателей;
Ø централизованное нормирование экономических, социальных и иных условий труда наемных работников, невозможность установления строго индивидуальных условий найма;
Ø унифицированная система финансируемого из бюджета профессионального образования, повышения квалификации и профессиональной подготовки;
Ø законодательно закрепленная система защиты интересов малоценных для работодателей категорий наемных работников;
Ø механизм параллельного контроля и двойной ответственности (перед государственными и партийными органами) администрации организаций - работодателей за соблюдение требований трудового законодательства.
Скрытые диспропорции в сфере трудовых отношений, сложившиеся в эпоху централизованной плановой экономики:
Ø скрытая безработица, как результат переизбыточности персонала на предприятиях большинства отраслей и организаций системы государственного управления;
Ø диспропорции в распределении трудовых ресурсов по отраслям народного хозяйства;
Ø диспропорции в распределении трудовых ресурсов по регионам страны в результате государственной политики территориального размещения новых предприятий и отраслей;
Ø диспропорции в качестве товара рабочая сила, предлагаемого различными профессиональными категориями работников, и условиями его оплаты.
Локальные проявления рыночных механизмов в сфере трудовых отношений в эпоху централизованной плановой экономики:
Ø элементы рыночной конкуренции между основными участниками трудовых отношений, в том числе - на внутрихозяйственном уровне;
Ø вынужденное использование государством рыночных механизмов мотивации наемных работников для нейтрализации диспропорций в спросе и предложении трудовых ресурсов на территории трудодефицитных регионов;
Ø активное использование администрацией многих предприятий и организации рыночных механизмов регулирования трудовых отношений на внутрихозяйственном уровне (в том числе – путем «обхода» требований соответствующего законодательства).
Вопрос 2. Становление отечественного рынка труда.
Историческая датировка процесса. Становление отечественного рынка труда фактически началось еще до официального начала рыночных реформ - в 1988 году, после введения в действие Закона СССР «О кооперации», вызвавшего появление новой категории работодателей, практически не связанных централизованными ограничениями. Процесс формирования рынка труда резко активизировался в 1991 году, после провозглашения руководством РСФСР (с 1992 года – РФ) курса на начало полномасштабных реформ. Процесс первичного становления национального рынка труда завершился в 2002 году, после введения в действие Трудового кодекса РФ, в целом адаптированного к требованиям рыночной экономики.
Основные факторы, определившие возможность формирования рынка труда:
Ø появление новой категории работодателей, представляющих частный капитал и реализующих принципиально иную стратегию и тактику хозяйственного поведения, в том числе – в сфере трудовых отношений (как главный фактор);
Ø появление рынка резервной рабочей силы, способствующего усилению конкуренции между продавцами товара рабочая сила;
Ø создание предпосылок для быстрого межотраслевого перераспределения трудовых ресурсов, отражающего реальные потребности экономики в товарах и услугах;
Ø последовательная отмена централизованных ограничений в сфере трудовых отношений, прежде всего, в области нормирования потребностей организаций в трудовых ресурсах и условий трудового найма;
Ø появление и быстрое развитие системы негосударственного профессионального образования, адаптированной к реальным потребностям рынка;
Основные направления миграции на отечественном рынке труда:
Ø межстрановая миграция трудовых ресурсов в форме:
§ «утечки мозгов», т.е. выезда в страны Запада значительной части элитной части трудовых ресурсов – носителей интеллектуального потенциала нации;
§ массовое появление на национальном рынке труда малоквалифицированных трудовых ресурсов из стран бывшего СЭВ и СНГ;
Ø межрегиональная миграция трудовых ресурсов (из традиционно дотируемых регионов, а также регионов, искусственно тормозящих развитие частного сектора);
Ø межотраслевая миграция трудовых ресурсов (из пораженных системным кризисом отраслей в динамично развивающиеся отрасли);
Ø внутриотраслевая миграция трудовых ресурсов (из государственного в частный сектор).
Основные диспропорции на рынке труда, проявившиеся в период его становления:
Ø диспропорции соотношения спроса и предложения квалифицированных трудовых ресурсов в различных отраслях экономики;
Ø диспропорции в уровне оплаты и иных условий труда в различных отраслях экономики и регионах;
Ø диспропорции между численностью трудовых ресурсов, занятых в сфере обращения и реальном секторе экономики;
Ø диспропорции в степени развития инфраструктуры рынка труда на территории различных регионов России;
Ø диспропорции в качестве сервисных услуг на различных отраслевых и региональных сегментах рынка труда;
Ø диспропорции в численности безработных, представляющих области умственного и физического труда.
«Факторы торможения», препятствовавшие формированию полноценного рынка труда на первом этапе реформ:
Ø накопившиеся в период централизованной плановой экономики диспропорции спроса и предложения трудовых ресурсов;
Ø пассивная позиция государственных органов регулирования и надзора в сфере трудовых отношений;
Ø промедление органов законодательной власти с реформированием трудового законодательства;
Ø ограниченные финансовые возможности большинства представителей новой категории работодателей, представляющих частный капитал;
Ø диспропорции в темпах преодоления последствий системного кризиса в различных регионах России.
Вопрос 3. Перспективные направления последующего
|