Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Для высших учебных заведений по специальностям 18 глава

Аренда земель представляет собой основанное на гражданско-правовом договоре временное возмездное пользование земельным участком. Аренда земли относится к обязательственным правам на землю. Срок аренды земельных участков не должен превышать 99 лет, а аренда земельных участков для сельскохозяйственного использования не может быть менее 5 лет. Договор аренды заключается на началах добровольности и равноправия сторон, кроме тех случаев, когда заключение договора аренды является обязательным в соответствии с законодательством (ст. 627, 623 ГК). Поэтому условия аренды земельного участка определяются по соглашению сторон (ст. 46 КоЗ).

Концессия земель понимается как основанное на договоре, заключаемом Республикой Беларусь с национальными или ино­странными инвесторами, срочное возмездное землепользование. Правовое регулирование концессии земель в настоящее время осуществляется в рамках законодательства об инвестиционной деятельности.

Земельный сервитут – право ограниченного пользования соседним (а иногда – другим) земельным участком. Гражданское законодательство относит земельные сервитуты к числу ограниченных вещных прав на землю (ст. 217 ГК). Узкоцелевое назначение права земельного сервитута отличает его от других правовых форм использования земель. Лицо, в интересах которого установлен земельный сервитут, не может осуществлять иные виды пользования, не оговоренные при установлении сервитута. Перечень целей, для которых устанавливается сервитут, законодательством определен примерно. Во всех случаях земельный сервитут связан с невозможностью для лица, требующего установления сервитута, обеспечить иным способом надлежащую эксплуатацию своего земельного участка. В основе возникновения права земельного сервитута лежат гражданско-правовые основания. Согласно ст. 268 ГК, ст. 14 КоЗ сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего земельного участка, а в случае недостижения такого соглашения – судом по иску лица, требующего установления сервитута. Сервитут может предо­ставить только собственник земельного участка. Право сервитута может устанавливаться как на государственных, так и на частных землях, используемых непосредственно собственником или предоставленных другим лицам. Требовать установления земельного сервитута может любое лицо, у которого возникла потребность в использовании чужого земельного участка – не только собственник земельного участка, но и лицо, которому участок предоставлен
в пожизненное наследуемое владение, в постоянное пользование или в аренду. Сервитут может быть срочным и бессрочным. Право сервитута не ограничивается определенным сроком, а устанавливается на весь период до устранения причин, породивших необходимость этого сервитута. В соглашении об установлении сервитута или решении суда может быть определен срок, по истечении которого сервитут прекращается.



§ 5. Правовая охрана земель

Правовая охрана земель представляет собой систему правовых мер, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование земель, предотвращение их необоснованного изъятия из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных антропогенных воздействий, а также на воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда. Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к землям как сложным природным образованиям (экосистемам) с учетом зональных и региональных особенностей земель, целей и характера их использования.

В соответствии с главой 29 КоЗ землепользователи, землевладельцы и собственники земельных участков обязаны эффективно использовать предоставленные им земельные участки, повышать их плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки в результате своей хозяйственной деятельности, осуществлять комплекс мероприятий по охране земель.

Основные меры по охране земель включают:

• рациональную организацию территории;

• восстановление и повышение плодородия почв, а также других полезных свойств земли;

• защиту земельных участков от водной и ветровой эрозии, заболачивания, засоления, загрязнения и других процессов разрушения и ухудшения состояния земель;

• рекультивацию нарушенных земель и другие.

Порядок охраны земель устанавливается законодательством Республики Беларусь применительно к различным категориям и видам земель. В целях обеспечения охраны и рационального использования земель могут устанавливаться ограничения и дополнительные обязанности по использованию земельных участков.

В ряду мер охраны земель выделяются экономические методы обеспечения рационального использования и охраны земель, которые предусматривают применение механизма платности землепользования и экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель. Платежи за землю взимаются в форме земельного налога и арендной платы. За земельные участки, находящиеся в частной собственности, пожизненном наследуемом владении или пользовании, взимается земельный налог по ставкам, установленным Законом Республики Беларусь «О платежах за землю». За переданные в аренду земельные участки уплачивается аренд­ная плата, размер которой определяется соглашением сторон. Следует отметить, что законодательством Республики Беларусь может устанавливаться предельный размер арендной платы за земельный участок. Экономическое стимулирование охраны земель направлено на повышение заинтересованности землевладельцев, землепользователей, собственников земельных участков в сохранении
и воспроизводстве плодородия почв, на защиту земель от негативных последствий производственной деятельности и предусматривает, в частности:

• выделение средств из республиканского и местного бюджетов для восстановления земель;

• освобождение от платы за земельные участки, находящиеся
в стадии сельскохозяйственного освоения или улучшения их состояния в период, предусмотренный проектом работ;

• поощрение за улучшение качества земель, повышение плодородия почв и другие меры.

§ 6. Ответственность за нарушение
земельного законодательства

Юридическая ответственность связана с мерами государственного воздействия, применяемыми к нарушителям земельного законодательства. При этом возникает самостоятельный вид земельных правоотношений – охранительные правоотношения, которые регулируются соответствующим институтом земельного права, имею­щим комплексный характер.

Основанием применения мер юридической ответственности является земельное правонарушение. Земельным правонарушением признается виновное противоправное деяние, посягающее на земельный правопорядок и нарушающее нормы земельного законодательства.

Состав земельного правонарушения включает:

объект – родовым объектом земельного правонарушения является земельный правопорядок, объектом конкретных правонарушений выступают отдельные виды отношений по использованию и охране земель;

субъекты земельных правонарушений могут быть юридические и физические лица, в том числе должностные лица. Ответственность за земельные правонарушения несут как субъекты, обладающие правами на землю (землевладельцы, землепользователи и собственники земли), так и лица, не состоявшие в земельных правоотношениях, но допустившие нарушения правил использования и охраны земель;

объективная сторона земельного правонарушения заключается в противоправном поведении, которое может быть совершено как
в виде активных действий, так и в виде бездействия;

субъективная сторона земельного правонарушения характеризуется наличием вины в форме умысла или неосторожности.

Земельное законодательство не содержит перечня земельных правонарушений, а только устанавливает границы правомерного поведения посредством закрепления прав и обязанностей по отношению к земле. Составы земельных правонарушений определяются отраслевым законодательством, устанавливающим отдельные виды ответственности (уголовным, административным, граждан­ским и др.).

В зависимости от объекта земельных правонарушений можно выделить несколько видов таких правонарушений:

• посягающие на порядок владения землей (самовольный за­хват земель или самовольное пользование землей, совершение сделок
с земельными участками, не предусмотренных законодательством);

• посягающие на порядок надлежащего использования земель (использование земельных участков не по целевому назначению, не использование земельных участков в течение определенных сроков, несвоевременный возврат временно занимаемых земель и др.);

• посягающие на порядок охраны земель и связанные с нарушением экологических требований в процессе эксплуатации земель (загрязнение, порча земель; нерациональное использование земель; проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих отрицательное влияние на состояние земель и др.).

В зависимости от характера, степени общественной опасности и применяемых санкций земельные правонарушения можно разграничить по отраслевому признаку на: дисциплинарные или административные проступки, уголовные преступления, гражданско-правовые нарушения, финансовые правонарушения.

Административная ответственность наступает за целый ряд земельных правонарушений, отнесенных к категории правонарушений против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования:

• нарушение порядка использования земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению – ст. 15.6 КоАП;

• нарушение порядка использования земли и требований по ее охране – ст. 15.10 КоАП;

• порча земель – ст. 15.11 КоАП;

• самовольное отступление от схем или проектов землеустройства – ст. 15.12 КоАП и др.

В качестве земельных правонарушений против порядка управления административное законодательство предусматривает такие составы, как нарушение порядка ведения государственного земельного кадастра (ст. 23.25 КоАП); самовольное занятие земельного участка (ст. 23.41 КоАП) и нарушение сроков возврата временно занимаемых земель (ст. 23.42 КоАП).

Уголовная ответственность наступает за следующие правонарушения, имеющие большую общественную опасность и отнесенные к преступлениям:

• деяния, посягающие на отношения по рациональному использованию и охране земель. УК предусматривает ряд составов, объединенных общим понятием «порча земель» (ст. 269 УК), которые относятся к преступлениям против экологической без­опасности и природной среды. Объектом порчи земель являются земельные отношения по рациональному использованию и охране земель.

• Ст. 386 УК предусматривает уголовную ответственность за самовольное занятие земельного участка, которое отнесено к преступлениям против порядка управления. Фактически это преступное деяние имеет двойной объект: во-первых, отношения по управлению землями, в той части, которая связана с предоставлением земель во владение и пользование, или передачей их в собственность, во-вторых, отношения собственности на землю.

Уголовная ответственность за вышеперечисленные деяния, как правило, наступает при условии административной преюдиции, кроме квалифицированных составов порчи земель.

Гражданско-правовая ответственность состоит в применении мер имущественного характера за земельные правонарушения. В соответствии со ст. 160 КоЗ юридические лица, независимо от формы собственности, и физические лица обязаны возместить вред, причиненный ими в результате нарушения земельного законодательства. Вред возмещается в полном объеме в соответствии
с общими правилами гражданского законодательства (ст. 933 ГК). Размер ущерба, причиненного загрязнением земель химическими веществами, деградацией и нарушением земель определяется в соответствии с Временной методикой, утвержденной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. При определении размера ущерба используются данные обследования земель, выполненные лабораториями аналитического контроля территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, гидрометеослужбой, контрольно-токсикологическими лабораториями Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, а также лабораториями других министерств и ведомств, имеющими право на выполнение таких работ. Ущерб от загрязнения земель химическими веществами, деградации и нарушения земель измеряется совокупными затратами на восстановление за­грязненных земель и приведение этих земель в прежнее состояние. Такие затраты определяются исходя из конкретных видов работ по восстановлению загрязненных земель, их объемов и действующих расценок. При невозможности определения размера ущерба, причиненного нарушением законодательства об охране земель по существующим методикам, убытки возмещаются в общеграждан­ском порядке.

В качестве земельно-правовых мер воздействия рассматриваются специальные санкции, которые применяются к правонарушителям в порядке, установленном земельным законодательством. Земельно-правовые меры воздействия могут применяться наряду с другими видами ответственности (уголовной, административной, граждан­ской) или в качестве самостоятельного способа воздействия на нарушителей. Земельно-правовые санкции направлены на восстановление земельного правопорядка путем определения судьбы земельного участка, по отношению к которому были совершены противоправные деяния. Они не касаются личности или имущества правонарушителя. Однако, в случае причинения вреда земельному участку, таковой должен быть возмещен в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. В качестве земельно-правовых мер воздействия действующее земельное законодательство Республики Беларусь предусматривает возврат самовольно занятых земельных участков (ст. 159 КоЗ) и принудительное изъятие земельных участков (прекращение прав на землю) за нарушение правил использования
и охраны земель (ст. 49, 53 КоЗ).

Список нормативных правовых актов

1. Кодекс Республики Беларусь о земле: Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 1999 г. (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь от 8 мая 2002 г., № 99-З, от 20 окт. 2006 г., № 170-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 2—3. – 2/1; 2002. – № 55. – 2/848; 2006. – № 179. – 2/1259.

2. О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним: Закон Респ. Беларусь, 22 июля 2002 г., № 133-З (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь от 4 янв. 2003 г., № 177-З; от 16 мая 2006 г., № 115-З; от 20 окт. 2006 г., № 170-З; от 7 мая 2007 г., № 212-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 87. – 2/882; 2003. – № 8. – 2/926; 2006. – № 78. — 2/1212; № 179. – 2/1267; 2007. – № 118. – 2/1309.

3. О некоторых вопросах передачи земельных участков в частную собственность граждан Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 7 мая 2007 г., № 213 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — № 118. — 1/8556.

4. О некоторых особенностях порядка изъятия и предоставления земельных участков: Указ Президента Респ. Беларусь, 14 нояб. 2006 г., № 671 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 188. – 1/8080.

5. О некоторых вопросах отнесения земель к определенным категориям и видам перевода их из одних категорий и видов в другие: Указ Президента Респ. Беларусь, 17 июля 2006 г., № 456 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 112. — 1/7756.

6. Положение о порядке изъятия и предоставления земельных участ­ков: утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 28 янв. 2006 г., № 58 (с изм. и доп.: Указы Президента Респ. Беларусь от 14 нояб. 2006 г., № 671; от 19 марта 2007 г., № 130) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 20. – 1/7212; № 188. – 1/8080; 2007. – № 70. – 1/8422.

7. Об утверждении Положения о порядке передачи земельных участков в собственность юридических лиц (их собственников): Указ Президента Респ. Беларусь, 22 февр. 2000 г., № 81 (с изм. и доп.: Указы Президента Респ. Беларусь от 4 апр. 2002 г., № 188; от 12 нояб. 2003 г., № 509; от 12 января 2007 г., № 23) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 23. – 1/1034; 2002. – № 43. –
1/3612; 2003. – № 127. – 1/5083; 2007. – № 16. – 1/8265.

8. Об утверждении Положения о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга земель и использования его данных: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 марта 2007 г., № 386 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 81. – 8/24948.

9. Об утверждении Положения о порядке организации и проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу некоторых Постановлений Совета Министров Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 21 февр. 2007 г., № 227 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 54. – 5/24776.

10. Положение о порядке организации и проведения аукционов с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений): утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 28 дек. 2006 г., № 1736 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 14 ноября 2006 г. № 671» (с изм. и доп.: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 29 марта 2007 г., № 406) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 5. – 5/24449; № 82. – 5/24970.

11. Положение о порядке определения размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимости: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 28 дек. 2006 г., № 1736 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 14 ноября 2006 г. № 671» (с изм. и доп.: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 29 марта 2007 г., № 406) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 5. – 5/24449; № 82. – 5/24970.

12. Вопросы Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 июля 2006 г., № 958 (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 125. – 5/22673; № 207. – 5/24361; 2007. – № 122. – 5/25207; № 136. – 5/25327.

13. Об утверждении Положения о проведении аукционов по продаже земельных участков для индивидуального жилищного строительства: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 31 дек. 1997 г. № 1790 (с изм. и доп.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] /Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

14. Положение о государственном контроле за использованием
и охраной земель: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 26 марта 1993 г., № 182 (с изм. и доп.) // Собр. постановлений Правительства Респ. Беларусь. – 1993. – № 9. – Ст. 158; 1994. – № 7. – Ст. 89; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 32. – 5/10103.

15. Положение о кадастровом делении территории Республики Беларусь: Постановление Госкомитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии Респ. Беларусь, 19 сент. 2000 г., № 10 (с изм. и доп.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] /Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

16. Положение об областной, Минской городской землеустроительной и геодезической службе: утв. Постановлением Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Респ. Беларусь, 4 нояб. 2003 г., №12 (с изм. и доп.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

17. Положение о рекультивации земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении геологоразведочных, строительных и других работ: утв. Приказом Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии Респ. Беларусь, 25 апр. 1997 г., № 22 //Бюл. нормативно-правовой информ. – 1997. — № 15.

18. Временная методика определения размера экономического ущерба, причиненного загрязнением, деградацией и нарушением земель: утв. Приказом Мин-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 20 мая 1997 г., № 112 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

ГЛАВА XII. Правовое регулирование
использования и охраны недр

§ 1. Недра как объект использования и охраны

Недра являются компонентом природной среды, который выступает объектом самостоятельного вида экологических отношений (горных), складывающихся по поводу использования и охраны недр.

В соответствии со ст.1 КоН недра представляют собой часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения
и освоения. Верхняя и нижняя граница недр законодательством не устанавливается. Недра рассматриваются исключительно как подземное пространство, являющееся неотъемлемой частью земной поверхности. Разграничение недр и земельных участков (водных объектов) проводится с учетом целей использования этих объектов. Нижняя граница недр как объекта правового регулирования определяется техническими возможностями их эксплуатации.

Правовое регулирование использования и охраны недр осуществляется с учетом их экологических и экономических функций. Экологическая функция недр заключается в том, что они являются фундаментом земной поверхности. Экономическое значение недр проявляется в том, что они служат источником минерально-сырьевых и иных ресурсов, используемых в экономиче­ской деятельности.

В отличие от земли и других компонентов природной среды деление недр по составу в законодательстве не сложилось, в теории предложено включать в состав недр используемые и неиспользуемые части недр91. Такое разделение не имеет существенного правового значения, так как проводится с учетом наличия в недрах ресурсов. К неиспользуемым участкам могут быть отнесены отработанные месторождения; горные выработки, шахты и скважины, не подлежащие использованию, которые ликвидируются или консервируются; участки недр, в пределах которых не разведаны или не обнаружены полезные ископаемые.

Законодательство о недрах устанавливает исчерпывающий перечень ресурсов недр, выделяя среди них полезные ископаемые и участки недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Полезными ископаемыми признаются твердые, жидкие и газообразные природные образования земной коры, используемые или пригодные для использования во всех сферах человеческой деятельности, которые представлены в форме месторождений или проявлений полезных ископаемых. Месторождения полезных ископаемых представляют собой естественные скопления полезных ископаемых, по количеству, качеству и условиям залегания пригодные для промышленного и иного хозяйственного использования. Проявления полезных ископаемых содержат не только скопления, соответствующие минимальным требованиям промышленного использования, но и запасы полезных ископаемых, в которых не
установлены или не оценены. Искусственные скопления минеральных образований могут быть отнесены к отходам, товарно-материальным ценностям, историко-культурным объектам, правовой режим которых регулируется другими отраслями законодательства. С юридической точки зрения имеет значение классификация полезных ископаемых на общераспространенные и необщераспространенные. Обще­распространенные полезные ископаемые — полезные ископаемые, запасы которых свидетельствуют об относительной достаточности их для удовлетворения потребностей народного хозяйства на перспективу и которые в случае их истощения могут быть заменены однотипными. Перечень общераспространенных полезных ископаемых утвержден совместным Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь
и Комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Необщераспространенные полезные ископаемые характеризуются более высокой экономической ценностью, как правило, недостаточными запасами, трудностями в разработке. Среди них могут выделяться отдельные группы с особым правовым режимом (драгоценные металлы, драгоценные камни и уникальные природные янтарные образования; нефть, газ; твердые полезные ископаемые).

Участки недр, используемые для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых (также относимые к ресурсам недр), представляют собой естественные и техногенные пустоты, которые пригодны для различных видов деятельности.

Следует отметить, что имеются ресурсы, которые не учитываются как составная часть недр, но по естественно-природным свойствам и способам использования аналогичны полезным ископаемым. К ним можно отнести месторождения торфа, сапропелей, запасы подземных вод, к отношениям по разработке которых также применяется законодательство о недрах.

Согласно ст. 13 Конституции Республики Беларусь, ст. 3 КоН недра Республики Беларусь находятся в исключительной государственной собственности. Недра и право пользования ими не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Гражданское законодательство относит участки недр к числу недвижимого имущества (ст. 130 ГК), однако не содержит норм, которые регулируют права на этот вид недвижимости.

§ 2. Государственное управление недрами

Государственное управление недрами является составной частью государственного регулирования в области использования и охраны недр, которое осуществляют органы общей и специальной компетенции.

К органам общей компетенции, осуществляющим государственное управление недрами, относятся Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции.

К органам специальной компетенции относятся Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, в составе которого функционирует Департамент геологии, осуществляющий государственное управление в области геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы; Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, в состав которого входит Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике. В целях координации работ в области освоения недр, добычи и использования минерального сырья при Совете Министров Республики Беларусь создан Государственный экспертный совет по вопросам использования недр, в который входят руководители республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, а также специалистов научных и других организаций.

Для проведения государственной экспертизы геологической информации о недрах и утверждения запасов полезных ископаемых создана Республиканская комиссия по запасам полезных ископаемых (РКЗ), которая состоит из компетентных специалистов системы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, других республиканских органов государственного управления, предприятий, организаций, учреждений. Состав РКЗ утверждается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Государственный контроль в области использования и охраны недр является составной частью экологического контроля, включает контроль за ведением работ по геологическому изучению недр
и контроль за их рациональным использованием и охраной.

Государственный контроль в области использования и охраны недр осуществляют:

• местные Советы депутатов – за использованием недр на территории Совета депутатов;

• местные исполнительные и распорядительные органы – за охраной недр и окружающей среды в местах добычи полезных ископаемых, при строительстве и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, находящихся в ведении Совета;

• Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальные органы – за ведением работ по геологическому изучению недр, их рациональным использованием и охраной.

Департаментом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям и его территориальными органами также осуществляется государственный надзор за рациональным использованием и охраной недр и безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами.

Порядок осуществления государственного контроля и надзора за использованием и охраной недр устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Недра и виды пользования ими подлежат государственному учету, который осуществляется в форме государственного кадастра недр, государственного кадастра торфяного фонда, государственных балансов запасов полезных ископаемых и участков недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также в форме учета уникальных геологических материалов.

Сведения о результатах работ, связанных с пользованием недрами, подлежат учету в форме государственного кадастра недр. Ведение государственного кадастра недр осуществляется с целью учета результатов работ, связанных с пользованием недрами, а также для обеспечения разработки республиканских и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче и др. Государственный кадастр недр состоит из государственного кадастра полезных ископаемых и государственного кадастра участков недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых. Государственный кадастр полезных ископаемых содержит сведения о месторождениях и проявлениях полезных ископаемых, характеризующие местоположение, количество и качество основного и совместно с ним залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов, условия их разработки, а также их экономическую и экологическую оценку. Кадастр полезных ископаемых состоит из кратких унифицированных паспортов месторождений и проявлений, которые составляются пользователями недр. Государственный кадастр участков недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, ведется по участкам недр, естественным и техногенным пустотам, предназначенным для использования в народном хозяйстве, и содержит их природно-физические и пространственно-объемные характеристики, сведения об их социально-экономической ценности и возможных направлениях использования.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.