Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Для высших учебных заведений по специальностям 19 глава

Для учета состояния минерально-сырьевой базы, которая представляет собой совокупность месторождений полезных ископаемых, как подготовленных, так и перспективных для промышленного освоения, ведутся государственные балансы запасов полезных ископаемых, которые составляются по каждому виду полезных ископаемых, получивших количественную и качественную оценку. Для учета и рационального использования участков недр для строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, ведется государственный баланс участков недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых. Он характеризует степень их освоения и обеспеченности ими народного хозяйства для строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, захоронения производственных, бытовых и иных отходов, сброса сточных вод. Государственные балансы являются формой учета запасов полезных ископаемых и участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, по состоянию на 1 января каждого года.

Для государственного учета торфяных месторождений и отложений сапропеля под торфяной залежью ведется государственный кадастр торфяного фонда Республики Беларусь. Он содержит систему необходимых сведений и документов о торфяных ресурсах, количестве и качестве запасов торфа, горнотехнических, гидрогеологиче­ских и геоэкологических условиях залегания и разработки торфяных месторождений, их геоэкологическую оценку, а также о правовом режиме использования и охраны этих месторождений.

Специальному государственному учету подлежат минералогические, палеонтологические и иные уникальные геологические материалы. Государственный учет уникальных геологических материалов ведется с целью создания условий для их изучения, детального описания и рационального использования. Государственному учету подлежат редкие или нехарактерные для данного региона геологические образования, имеющие научную, культурную и материальную ценность и представляющие собой как целостные природные объекты, находящиеся на месте своего формирования, так и необычные геологические явления и процессы, демонстрируемые в образцах.



§ 3. Право пользования недрами

Право пользования недрами представляет собой систему правовых норм, которые регулируют порядок и условия предоставления и использования участков недр, права и обязанности недропользователей (в объективном смысле). Для субъектов недропользования это право представляет собой совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретаемых ими в связи с предоставлением участка недр в пользование (право пользования в субъективном смысле).

В соответствии со ст. 12 КоН право недропользования подразделяется на следующиевиды:

• геологическое изучение недр – комплекс исследовательских
и прикладных работ, проводимых в целях уяснения строения земной коры и протекающих в ней процессов, поиска и разведки полезных ископаемых, строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, организации в недрах природного заповедования;

• добыча полезных ископаемых;

• строительство и (или) эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (метрополитенов, трубопроводов, хранилищ нефти и газа, захоронения отходов производства, сброса сточных вод и т. д.);

• образование особо охраняемых природных территорий и объектов, имеющих научную, историческую, культурно-эстетическую, санитарно-оздоровительную или иную ценность;

• сбор минералогических, палеонтологических и других уникальных геологических материалов.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.

Субъектами права недропользования являются юридические или физические лица, в том числе иностранные, имеющие в соответствии с законодательством Республики Беларусь право осуществлять хозяйственную или иную деятельность, связанную
с пользованием недрами. Пользователями недр для добычи радиоактивного сырья и захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ могут быть только государственные предприятия
и организации.

Объектамиправа недропользования являются обособленные
в установленном законом порядке участки недр, предоставляемые вышеназванным субъектам в пользование. Они могут выступать
в виде горного отвода в случае добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных
с добычей полезных ископаемых, или геологического отвода в случае геологического изучения недр.

Предоставление участков недр в пользование производится на основании решения местных Советов депутатов, принимаемого при наличии у пользователей недр соответствующих специальных разрешений (лицензий) в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь о лицензировании. К лицензируемым видам деятельности в области пользования недрами относятся: геологическое изучение недр; добыча полезных ископаемых, торфа и сапропелей.

Гражданско-правовые способы возникновения права пользования недрами ограничены. Аренда участков недр законодательством о недрах не предусмотрена, однако возможно использование недр на основании концессионного договора (ст. 51 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь). В соответствии со ст. 5-1 КоН решения о необходимости концессии в отношении участков недр принимает Президент Республики Беларусь.

Участки недр для геологического изучения предоставляются пользователям недр в пределах геологического отвода без изъятия земельных участков у землевладельцев, землепользователей и собственников земель, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. Предоставление геологических отводов не требуется для проведения эксплуатационных разведок, регионального геологического изучения недр и других геологических работ, выполняемых без существенного нарушения целостности недр. Все виды работ по геологическому изучению недр подлежат государственной регистрации в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Материалы для регистрации работ представляются до получения геологического отвода и начала их производства. По результатам проведенных геологиче­ских работ (после выполнения задания, предусмотренного проектом, или завершения одного из его этапов) организациями, проводившими геологическое изучение недр, составляются геологические отчеты, которые являются основным документом, отражающим результаты работ по геологическому изучению недр. Геологические отчеты по работам, прошедшим государственную регистрацию, подлежат единому государственному учету в Государственном геологическом фонде.

Предоставление участков недр в пользование для добычи полезных ископаемых, а также для строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, разрешается только после утверждения запасов полезных ископаемых и получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Участки недр для добычи полезных ископаемых, торфа и сапропелей, для строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, предоставляются пользователям недрами в пределах горного отвода и предоставленного пользователю недр земельного участка. Горный отвод для добычи полезных ископаемых предоставляется пользователю недр, как правило, для разработки всего месторождения. На разработку крупного месторождения горные отводы могут быть предоставлены двум или нескольким пользователям недр с возложением координирующих функций на одного из них.

Горные отводы, полученные в установленном порядке юридиче­скими и физическими лицами для добычи полезных ископаемых, строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений подлежат обязательной регистрации в Департаменте по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, а горные отводы для добычи торфа и сапропелей – в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Регистрация горных отводов производится с целью их количественного учета и осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением порядка пользования недрами.

В границах горного отвода соответствующий субъект имеет исключительное право осуществлять пользование недрами, а в границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр.

В зависимости от сроков пользование недрами может быть постоянным или временным. Постоянным признается пользование недрами без заранее установленного срока. В постоянное пользование могут быть предоставлены участки недр для образования особо охраняемых природных территорий и объектов и иных целей в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Во временное пользование недра предоставляются на срок:

• для геологического изучения недр, строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, — до 5 лет;

• для добычи полезных ископаемых — до 20 лет;

• при совмещении указанных видов пользования — до 25 лет.

При необходимости данные сроки могут быть продлены на период, не превышающий сроки, установленные для соответствующего вида временного пользования недрами. Продление срока временного пользования недрами производится органом, предоставившим недра в пользование по ходатайству пользователя недр.

Следует отметить, что законодательством о недрах предусмотрен особый порядок пользования недрами для землепользователей, землевладельцев, собственников земельных участков (ст. 30 КоН). Данные лица вправе в пределах своих земельных участков без предоставления горного отвода осуществлять для своих хозяйственных нужд:

• добычу общераспространенных полезных ископаемых – открытым способом, одним уступом, без применения взрывных работ, глубиною разработки до двух метров, без права продажи добытых полезных ископаемых;

• строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, – на глубину до 5 метров.

Для данных субъектов пользование недрами является общим, осуществляется без какого-либо специального разрешения92.

Вторичное недропользование не допускается. Передача участков недр другим лицам по инициативе недропользователей запрещается. Переход права пользования недрами возможен лишь в случаях, установленных в законодательстве (ст. 23 КоН), например, при изменении организацион­но-правовой формы предприятия – пользователя недрами и др.

Право пользования недрами ограничивается, приостанавливается или прекращается в следующих случаях:

• возникновения явной угрозы жизни и здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;

• возникновения чрезвычайных ситуаций;

• по инициативе пользователя недр;

• систематического нарушения установленных законодательством правил использования и охраны недр.

Если обстоятельства или условия, вызвавшие ограничение, приостановление или прекращение права пользования недрами, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме. Решение об ограничении, приостановлении или прекращении права пользования недрами принимается уполномоченными органами государственного управления.

Содержание права недропользования составляют права и обязанности пользователей недрами. В соответствии со ст. 27 КоН пользователь недрами имеет право:

• самостоятельно выбирать формы и методы хозяйствования, не противоречащие законодательству;

• использовать в установленном законодательством Республики Беларусь порядке добытое сырье;

• ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в пределах предоставленного ему горного отвода;

• производить без дополнительного разрешения геологическое изучение недр за счет собственных средств в пределах предоставленного ему горного отвода.

Согласно ст. 28 КоН обязанности пользователей недр включают:

• целевое использование участков недр;

• внесение платежей за пользование недрами, предусмотренных законодательством;

• выполнение требований по охране окружающей среды и охране участков недр;

• соблюдение технических и технологических требований при пользовании недрами;

• проведение регистрации, учета и информационного обеспечения всех работ, связанных с пользованием недрами, и др.

§ 4. Правовая охрана недр

Правовая охрана недр включает систему мер, направленных на обеспечение рационального использования недр, предупреждение их истощения и загрязнения в интересах удовлетворения потребностей экономики и населения, охраны окружающей среды. Законодательство о недрах закрепляет основные требования по рациональному использованию и охране недр (ст. 32 КоН). К таким требованиям относятся:

• соблюдение установленного порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

• полное и комплексное геологическое изучение недр;

• регистрация и учет работ, связанных с пользованием недрами;

• проведение государственной экспертизы геологической информации о недрах;

• государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

• охрана геологической среды и месторождений полезных ископаемых;

• сохранение и учет попутно добываемых и (или) временно не используемых полезных ископаемых и др.

Полное и комплексное изучение недр направлено на выявление основных и совместно залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов, достоверную оценку запасов полезных ископаемых и свойств участков недр, предоставляемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В целях определения промышленной ценности месторождений полезных ископаемых и подсчета в них запасов полезных ископаемых устанавливаются кондиции на минеральное сырье с экономической оценкой целесообразности разработки месторождений, которые утверждаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Кондиции на минеральное сырье разрабатываются и уточняются в процессе геолого-экономической оценки месторождений по материалам их разведки и эксплуатации на основе специального технико-экономического обоснования кондиций с учетом возможности использования основных и совмест­но с ними залегающих полезных ископаемых, а также содержащихся в них ценных компонентов.

Застройка площадей залегания полезных ископаемых ограничивается и допускается только с разрешения специально уполномоченных органов управления недрами в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. Указанные разрешения выдаются при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или экономической целесообразности застройки.

Рациональное использование и охрана минеральных ресурсов включает:

• соблюдение технологических схем переработки сырья, которые обеспечивают рациональное и комплексное извлечение содержащихся в нем полезных компонентов;

• полное извлечение из запасов основных и совместно залегающих полезных ископаемых;

• недопущение порчи разрабатываемых и близлежащих месторождений полезных ископаемых.

К числу правовых мер охраны недр относятся такжеобязанности недропользователей по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, соблюдению порядка ликвидации и консервации месторождений, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Названные объекты подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия специального разрешения (лицензии), завершении отработки запасов полезных ископаемых или при досрочном прекращении пользования недрами.

К недропользователям предъявляются специальные требования по безопасному ведению работ, связанных с использованием недр. Выполнение таких требований обеспечивается как самими пользователями, так и профессиональными горноспасательными службами и службами по предупреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов.

Самостоятельным направлением охраны недр является образование особо охраняемых природных территорий и объектов, имеющих научную, историческую, культурно-эстетическую, санитарно-оздоровительную или иную ценность. При обнаружении в нед­рах уникальных природных и культурно-исторических объектов пользователи недр должны приостанавливать работы, которые могут нарушить целостность указанных объектов, и сообщать об этих находках в соответствующие органы государственного управления и научные учреждения.

§ 5. Ответственность за нарушение
законодательства о недрах

За нарушение законодательства о недрах установлена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

Перечень основных правонарушений в области использования и охраны недр определен ст. 53 КоН.

Административная ответственность предусмотрена за нарушение права государственной собственности на недра (ст. 10.1 КоАП), относящееся к правонарушениям против собственности, а также за следующие правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования:

• нарушение требований по использованию недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 15.18 КоАП);

• невыполнение требований по обеспечению безопасности консервируемых или ликвидируемых горных выработок и буровых скважин (ст. 15.19 КоАП);

• нарушение правил охраны недр (ст. 15.20 КоАП).

Уголовная ответственность наступает в связи с нарушением правил охраны недр, совершенным в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение либо повлекшим умышленное или по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере (ст. 271 УК). Данный состав относится к преступлениям против экологической безопасности и природной среды, его непосредственным объектом выступают отношения по охране недр как компонента природной среды. Применение уголовной ответственности за нарушение правил охраны недр ограничено бланкетной диспозицией данной статьи, которая содержит отсылку
к специальным нормам. Следует отметить, что в отраслевом законодательстве о недрах требования охраны недр закреплены недостаточно (в основном применительно к разработке месторождений полезных ископаемых), кроме того, отсутствует разграничение требований по рациональному использованию и охране недр.

Гражданско-правовая ответственность выражается, как правило, в возмещении вреда, причиненного в результате нарушения законодательства о недрах. Этот вид ответственности наступает по общим нормам гражданского законодательства об обязательствах вследствие причинения вреда. Согласно ст. 3 КоН недра и право пользования ими не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Исходя из этого, гражданско-правовая ответственность может также проявляться в признании сделок с недрами как объектами исключительной государственной собственности недействительными.

Самовольное пользование недрами и самовольная застройка месторождений полезных ископаемых прекращаются без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования недрами.

Нормативные правовые акты

1. Кодекс Республики Беларусь о недрах: Кодекс Респ. Беларусь, 15 дек. 1997 г., № 103-З: с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь, 29 июня 2006 г., № 137-З; 20 июля 2006 г., № 162-З; 13 июня 2007 г., № 238-З // Ведомости Нац. собр. Респ. Беларусь. – 1998. – № 8–9. – Ст. 103; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 107. – 2/1235;
№ 122. – 2/1259; 2007. – №147. — 2/1335.

2. Положение о лицензировании деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 20 окт. 2003 г., № 1371 (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 121. – 5/13251; 2005. – № 103. – 5/16148; 2006. – № 10. – 5/17120.

3. Положение о лицензировании деятельности в области промышленной безопасности: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 20 окт. 2003 г., № 1357 (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 119. – 5/13232; 2006. –
№ 107. – 5/22539.

4. Об утверждении Положения о порядке предоставления участков недр (горных отводов) для добычи полезных ископаемых, строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 24 марта 1999 г., № 412 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 29. – 5/509.

5. Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых: Приказ М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды и Ком. по надзору за безопас. ведением работ в пром-ти и атом. энергетике при М-ве чрезвычайных ситуаций Респ. Беларусь, 9 марта 1999 г., № 47/22 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 29. – 8/173.

6. Положение о порядке осуществления государственного надзора за рациональным использованием и охраной недр, связанных с пользованием недрами: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 5 февр. 1999 г., № 195 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 12. – 5/226.

7. Положение о порядке ведения государственного кадастра недр: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 16 янв. 1999 г., № 62 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 8. – 5/83.

8. Об утверждении Положения о порядке осуществления государственной экспертизы геологической информации о недрах и утверждения запасов полезных ископаемых: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 16 февр.1999 г., № 63 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 8. – 5/84.

9. Положение о предоставлении участков недр (геологических отводов) для геологического их изучения: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 13 янв. 1999 г., № 42 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 6. – 5/47.

10. Положение о порядке предоставления участков недр (горных отводов) для добычи полезных ископаемых, строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 24 марта 1999 г., № 412 (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 29. – 5/509; 2002. – № 91. – 5/10923.

11. Об утверждении Положения о порядке застройки площадей залегания полезных ископаемых и размещения в местах их залегания подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 18 дек. 1998 г., № 1931 // Собр. декретов, указов Президента и постановлений Правительства Респ. Беларусь. – 1998. – № 36. – Ст. 924.

12. О Государственном экспертном совете по вопросам использования недр при Совете Министров Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 20 янв. 2006 г., № 78 //Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2006. — № 19. — 5/17155.

13. Положение о Департаменте по геологии Мин-ва природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 29 июля 2006 г., № 962 (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 125. – 5/22679; № 207. – 5/24361; 2007. – № 131. – 5/25240; № 136. – 5/25327.

14. Положение о Республиканской комиссии по запасам полезных ископаемых (РКЗ): Приказ М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 31 марта 1999 г., № 75 (с изм.: Постановление М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь от 7 декабря 2005 г., № 64) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] /Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

15. Порядок регистрации участков недр (горных отводов): Приказ Ком. по надзору за безопас. ведением работ в пром-ти и атом. энергетике при М-ве чрезвычайных ситуаций Респ. Беларусь, 1 июня 1999 г., № 64 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 66. – 8/547.

16. Об утверждении Единых правил охраны недр при разработке месторождений твердых полезных ископаемых: Постановление Ком. по надзору за безопас. ведением работ в пром-ти и атом. энергетике при М-ве по чрезвычайным ситуациям Респ. Беларусь, 15 февр. 2001 г., № 1 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. – № 31. –
8/5213.

17. Об утверждении Положений по вопросам пользования недрами: Приказ М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 28 дек. 1998 г., № 396 / утв. Положение о порядке государственной регистрации и государственного учета работ по геологиче­скому изучению недр; Положение о порядке ведения государственных балансов запасов полезных ископаемых; Положение о порядке списания запасов полезных ископаемых, Положение о порядке ведения государственного геологического фонда; Положение о порядке государственного учета минералогических, палеонтологических и других уникальных геологиче-ских материалов // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] /Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

18. Об утверждении Инструкции о порядке составления отчетов
о геологическом изучении недр: Постановление М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 14 мая 2007 г., № 58 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] /Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

19. Об утверждении Инструкции о государственном учете результатов работ по геологическому изучению недр, порядке хранения и пользования геологическими материалами: Постановление М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 11 мая 2007 г., № 49 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] /Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

ГЛАВА XIII. правовое регулирование
использования и охраны вод

§ 1. Воды как объект использования и охраны

Воды являются самостоятельным компонентом природной среды, который выступает объектом водных отношений. Юридиче­ское понятие вод дается в ст.1 ВК, в соответствии с которой воды определены как вся вода, находящаяся в водных объектах, представляющих собой сосредоточение природных вод на поверхности суши либо в горных породах, имеющее характерные формы распределения и черты режима. К водам относятся все водные объекты, источники и содержащиеся в них запасы вод, находящиеся
в естественной среде на территории Республики Беларусь.

Состав вод как объекта использования и охраны можно определить через классификацию водных объектов, которые входят в государственный водный фонд и которые могут использоваться в качестве источника водных ресурсов.

По естественно-физическому состоянию выделяются поверхностные и подземные воды. К поверхностным водным объектам относится сосредоточение природных вод на поверхности суши, которое может существовать в виде: а) водоемов — объектов, которые характеризуются замедленным движением воды или его отсутствием;
б) водотоков – объектов, характеризующихся движением воды в направлении уклона. Подземные воды – воды, находящиеся ниже уровня земной поверхности в толщах горных пород земной коры во всех физических состояниях.

По происхождению водные объекты могут быть естественными и искусственными. Искусственные водные объекты образуются в виде специально созданных водоемов и водотоков в искусственных или естественных углублениях земной поверхности.

В качестве водных ресурсов водное законодательство выделяет запасы поверхностных и подземных вод данной территории (ст.1 ВК). Они могут различаться по физическим свойствам (пресные, минеральные, термальные и другие), а также по назначению (питьевые, хозяйственно-технические, лечебные, сточные).

В соответствии со ст. 13 Конституции Республики Беларусь, ст. 4 ВК все воды (водные объекты), расположенные на территории Республики Беларусь, находятся в исключительной собственности государства и составляют государственный водный фонд. В указанный фонд входят поверхностные воды (реки, ручьи, родники, озера, пруды и т. д.) и подземные воды. В соответствии со ст. 130 ГК обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу.

§ 2. Государственное управление водами

Государственное управление в области использования и охраны вод осуществляется в целях обеспечения соблюдения юридиче­скими и физическими лицами требований водного законодательства. Государственное управление водами осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, республиканский орган государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды и иные специально уполномоченные органы государственного управления
в соответствии с компетенцией, которая установлена законодательством.

Государственный контроль в области использования и охраны вод в соответствии со ст. 86 ВК осуществляют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также специально уполномоченные органы государственного управления:

• органы по природным ресурсам и охране окружающей среды;

• органы государственного санитарного надзора;

• органы по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике.

Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной вод устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.