Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Для высших учебных заведений по специальностям 16 глава

• таксами;

• методиками;

• фактическими затратами на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом упущенной выгоды.

Таксапредставляет собой условную единицу исчисления ущерба в базовых величинах. Величина таксы не выражает подлинных убытков, причиненных окружающей среде, а является средней величиной стоимости всей суммы отрицательных последствий от правонарушения. Таксовый способ исчисления ущерба, причиненного окружающей среде, облегчает на практике определение размера такого ущерба в денежном выражении. Действующим законодательством таксы установлены для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный незаконным изъятием или уничтожением диких животных и вредным воздействием на среду их обитания; за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства. Например, такса для определения возмещения размера вреда, причиненного окружающей среде в результате незаконного изъятия или уничтожения зубра, лося, оленя благородного, медведя бурого – 95 базовых величин, рыси – 30, бобра речного, глухаря – 70, линя, язя – 2, окуня речного – 0,2 базовой величины. При незаконном изъятии или уничтожении:

• диких животных, их частей и (или) дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), вред возмещается на основании такс, исчисленных в двойном размере по каждому изъятому или уничтоженному дикому животному;

• диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, вред возмещается на основании такс, исчисленных в тройном размере по каждому изъятому или уничтоженному дикому животному;



• диких животных, относящихся одновременно к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь и являющимся образцами СИТЕС, вред возмещается на основании такс, исчисленных в тройном размере по каждому изъятому или уничтоженному дикому животному;

• диких животных, обитающих в угодьях, в которых запрещено их изъятие или уничтожение, либо рыбы в сроки, когда ее изъятие или уничтожение запрещено, вред возмещается на основании такс, исчисленных в тройном размере по каждому изъятому или уничтоженному дикому животному либо виду рыбы;

• диких животных либо рыбы орудиями, принципы работы которых основаны на использовании электромагнитного поля, ультразвука, или путем взрыва вред возмещается на основании такс, исчисленных в пятикратном размере по каждому изъятому или уничтоженному дикому животному либо виду рыбы и т. д.

В качестве самостоятельного способа исчисления вреда, причиненного окружающей среде, наряду с таксами используются методикиподсчета ущерба, которые применяются в случае возмещения вреда, причиненного загрязнением вод, атмосферного воздуха, почв. Например, в случае нарушения водного законодательства применяется Методика подсчета убытков, причиненных государству нарушением водного законодательства, утвержденная Министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

По фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей средывозмещается ущерб, когда отсутствуют соответствующие таксы или методики подсчета.

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан и юридических лиц ухудшением состояния окружающей среды, вызванным деятельностью юридических лиц и граждан, подлежит возмещению в полном объеме. Возмещение вреда производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, специально уполномоченных органов и общественных объединений. Согласно ст. 933 ГК вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательством не предусмотрено иное, а также требовать возмещения морального вреда.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода), в соответствии со ст. 14 ГК. Вред может выражаться в заболевании, утрате трудоспособности, расстройстве здоровья, негативных генетических последствиях, нравственных и физических страданиях, утрате, повреждении имущества, приведении его в негодность.

Возможность компенсации морального вреда гражданину предусмотрена ст. 60 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой с целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда. Согласно ст. 14 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» моральный вред, причиненный гражданину нарушением его права на благоприятную окружающую среду, подлежит компенсации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Следует иметь в виду, что защита права на благоприятную окружающую среду, сопряженная с требованием о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, или морального вреда, может быть осуществлена в любое время, так как согласно ст. 209 ГК положения об исковой давности не распространяются на указанные требования.

В качестве способов возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан и юридических лиц ухудшением состояния окружающей среды, допускается не только денежное, но и натуральное возмещение вреда. В литературе обращается внимание на возможность в качестве альтернативы денежному возмещению убытков такого натурального возмещения, как предоставление квартиры, путевки для санаторного лечения, строительство объектов социальной инфраструктуры и т. п. в зависимости от конкретной ситуации88.

Лицо, причинившее экологический вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Согласно ст. 372, 933 ГК на причинителе вреда лежит обязанность доказать свою невиновность в причинении вреда. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям гражданского оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В то же время гражданское законодательство предусматривает возможность возмещения вреда, в том числе и экологического, и при отсутствии вины причинителя вреда. Так, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии, высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т. п.; осуществление строительной и иной связанной с ней деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник, вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (ст. 948 ГК). В соответствии с судебной практикой к источникам повышенной опасности относятся промышленные предприятия, загрязняющие окружающую среду, опасные химические вещества, используемые в лесном, сельском хозяйстве, нефтепродукты и т. п. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности либо ином законном основании.

Не являются формой гражданско-правовой ответственности, однако могут рассматриваться в качестве правовой меры предупреждения вреда, и экологического вреда в частности, приостановление или прекращение на основании решения суда деятельности, создающей опасность причинения вреда окружающей среде, предусмотренные ст. 934 ГК, в соответствии с которой «опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность». Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Данная норма носит общий характер, однако может быть использована и в случае постановки вопроса о прекращении экологически опасной деятельности.

§ 6. Специальные меры, применяемые при нарушении
требований в области охраны окружающей среды

Дополнительными мерами административно-правового характера, применяемыми к нарушителям требований в области охраны окружающей среды, являются:

• ограничение или приостановление хозяйственной и иной деятельности;

• аннулирование лицензии;

• прекращение права пользования природными ресурсами.

Вследствие нарушения требований в области охраны окружающей среды работа отдельных производств, цехов и иных объектов может быть ограничена или приостановлена по решению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов и иных специально уполномоченных республиканских органов государственного управления (ст. 100 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»). Полномочия Советов депутатов, исполнительных комитетов и местных администраций в области принятия решения по ограничению и приостановлению работы отдельных производств, цехов и иных объектов, нарушающих требования в области охраны окружающей среды, закреплены также ст. 48 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

В соответствии с Положением о порядке приостановки эксплуатации оборудования, установок, цехов, производств, предприятий, организаций, работающих с нарушением норм и правил по охране окружающей среды, утвержденным Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, производственная деятельность отдельных промышленных установок, цехов, предприятий, учреждений и организаций в целом может быть приостановлена при нарушении установленных норм сброса сточных вод по расходам и концентрациям содержащихся в них веществ, при нарушении норм, условий и требований, предусмотренных законодательством об охране атмосферного воздуха, при нарушении законодательства по обращению с отходами, нарушении норм и правил использования и охраны земельных угодий.

Так, решение о приостановке производственной деятельности по основанию нарушения законодательства в области охраны вод принимается при условии подтверждения фактов правонарушения на основании следующих материалов:

• протоколов проверок состояния использования и охраны вод, устанавливающих факты нарушения водного законодательства;

• ранее выданных обязательных актов-предписаний и вынесенных постановлений;

• письменных предупреждений о приостановке производственной деятельности отдельных промышленных установок и цехов данного объекта-водопользователя;

• материалов экспертизы и контрольных анализов;

• сведений об ущербе, причиненном водному объекту, окружающей среде и другим природопользователям.

В случаях экстремально высокого загрязнения вод, в результате которого может быть нарушено питьевое водоснабжение населения или наблюдается массовая гибель рыбы и другие опасные явления, постановление о приостановке производственной деятельности объекта или его отдельных производственных установок и цехов может выноситься немедленно, после подтверждения фактов загрязнения соответствующими официальными документами.

На основании принятого решения территориального органа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды или Министерством выносится постановление, в котором излагается сущность допущенных нарушений, указываются их причины и последствия, определяется, какой участок или объект в целом подлежит приостановке и с какого времени. Постановление о приостановке производственной деятельности может быть отменено органом, вынесшим постановление о приостановке, а также вышестоящим органом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Приостановка деятельности объекта может осуществляться путем опломбирования водозаборных, других водохозяйственных и воздухоохранных сооружений или основных узлов, агрегатов и оборудования, влияющих на производственный процесс. В процессе опломбирования составляется акт за подписью лиц, участвующих в опломбировании. Руководство объекта несет ответственность за сохранность поставленных пломб.

Ввод в действие приостановленного объекта производится после выполнения на нем всех природоохранных мероприятий, установленных предписаниями органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Приостановка производственной деятельности не допускается для непрерывных технологических процессов на предприятии, когда приостановка может привести к аварийным ситуациям. В этих случаях органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь передают материалы в прокуратуру для привлечения виновных лиц к ответственности.

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 года № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» при выявлении грубого нарушения лицензиатом, его обособленным подразделением законодательства о лицензировании или установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности лицензирующим органом выносится решение об аннулировании лицензии. Лицензия может быть аннулирована по решению суда в случае принятия незаконного решения о ее выдаче, внесении в нее изменений и (или) дополнений, продлении срока ее действия, а также в случае нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, что повлекло за собой причинение ущерба национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде.

Местные Советы, исполнительные комитеты и местные администрации вправе в соответствии со ст. 48 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении» принимать решения о лишении предприятий, организаций, учреждений, объединений, их производств, находящихся на подведомственной территории, права пользования местными природными ресурсами за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранного законодательства Республики Беларусь, санитарных норм и правил.

§ 7. Правовые формы возмещения вреда, причиненного
природной среде в результате правомерной деятельности

Любая хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, в той или иной степени причиняет ей вред. Пределы разрешенного негативного воздействия определяются государством. Исходя из этого, в юридическом смысле различен порядок возмещения вреда, возникающего в результате совершения правонарушений в области охраны окружающей среды, и компенсации вреда, причиненного окружающей среде правомерно – на основании лимитов, нормативов в области охраны окружающей среды и разрешительных документов.

В соответствии с ч. 3 ст. 933 ГК вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законодательством. Экологическое законодательство содержит ряд таких случаев, не определяя при этом их как возмещение правомерного вреда окружающей среде, что затрудняет применение к таким отношениям общих норм о возмещении вреда.

В юридической литературе к таким случаям относят:

• обязательные платежи за природопользование;

• возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства;

• возмещение убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков или ухудшением качества земель89.

Взимание платежей за природопользование осуществляется в соответствии с ч. 2 ст. 16; ст. 83 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»; Законом Республики Беларусь «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)» (см. также § 3 главы IХ).

Возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства предусмотрено ст. 134 КоЗ, ст. 103 ЛК. Порядок их возмещения определен Постановлением Совета Министров Республики Беларусь. Потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства возмещаются юридическими и физиче­скими лицами:

• которым отводятся сельскохозяйственные земли либо земли лесного фонда для нужд, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства;

• вокруг объектов которых устанавливаются охранные, санитарные и защитные зоны с исключением сельскохозяйственных земель либо земель лесного фонда из оборота или переводом их в менее ценные земли.

Возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства осуществляется указанными лицами до отвода им земельного участка в натуре (на местности) в доход государства. Законодательством предусмотрены случаи, когда такие потери не возмещаются (например, при строительстве жилых домов, школ, организации заповедников, национальных парков и др.).

Возмещение убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимости, а также ограничением прав землепользователей, землевладельцев, собственников и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель, осуществляется юридическими лицами, гражданами или индивидуальными предпринимателями, которым отведены изъятые земельные участки либо деятельность которых влияет на состояние земель (ст. 133 КоЗ). Убытки возмещаются землевладельцам, землепользователям и собственникам земельных участков, понесшим эти убытки, в полном объеме, включая упущенную выгоду. Порядок возмещения правомерных убытков определен Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

Анализ законодательства об охране окружающей среды позволяет отнести к таким случаям также осуществление компенсационных посадок объектов растительного мира, лесовосстановительных работ, мероприятий по разведению диких животных и воспроизводству рыбных ресурсов, рекультивации земель, нарушенных в результате хозяйственной и иной деятельности.

Нормативные правовые акты

1. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 1. – 1/0; 2004. – № 188. – 1/6032.

2. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь, 17 июля 2002 г., № 126-З (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь, 29 окт. 2004 г., № 319-З; 19 июля 2005 г., № 42-З; 31 дек. 2005 г., № 80-З; 29 июня 2006 г., № 137-З; 20 июля 2006 г., № 162-З; 13 июня 2007 г., № 238-З) // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. – 1993. – № 1. – Ст. 1; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 85. – 2/875; 2004. – № 174. – 2/1068; 2005. – № 121. – 2/1139; 2006. – № 6. – 2/1177; № 107. – 2/1235; № 122. – 2/1259; 2007. – № 147. — 2/1335.

3. О лицензировании отдельных видов деятельности: Декрет Президента Респ. Беларусь, 14 июля 2003 г., № 17 (с изм. и доп.: декреты Президента Респ. Беларусь от 3 мая 2004 г., № 2; 14 окт. 2004 г., № 9;
8 нояб. 2004 г., №13; 14 янв. 2005 г., № 2; 9 марта 2005 г., № 3; 18 июня 2005 г., № 7; 9 сент. 2005 г., № 11; 22 нояб. 2005 г., № 15; 8 дек. 2005 г., № 16; от 4 сент. 2006 г., № 15; 31 дек. 2006 г., № 22) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 79. – 1/4779; 2004. – № 71. – 1/5490; № 161. – 1/5931; № 176. – 1/5987; 2005. – № 7. – 1/6166; № 42. – 1/6300; № 103. – 1/6560; № 142. – 1/6770; № 188. – 1/6930; № 193. – 1/6990; 2006. – № 145. – 1/7907; 2007. — № 4. — 1/8208.

4. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь, 21 апр. 2003 г., № 194-З (с изм. и доп.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

5. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь,
20 дек. 2006 г., № 194-З (с изм. и доп.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

6. Уголовный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 9 июля 1999 г., № 275-З (с изм. и доп.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

7. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-З (с изм. и доп.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

8. Трудовой кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 26 июля 1999 г., № 296-З (с изм. и доп.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

9. Водный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 15 июля 1998 г., № 191-З: с изм. и доп.: Закон Респ. Беларусь,
20 июля 2006 г., № 162-З; 13 июня 2007 г., № 238-З // Ведамасцi Нац. сходу Рэсп. Беларусь. – 1998. – № 33. – Ст. 473; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 122. – 2/1259; 2007. – №147. – 2/1335.

10. Кодекс Республики Беларусь о земле: Кодекс Респ. Беларусь,
4 янв. 1999 г., № 226-З (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь, 8 мая 2002 г. № 99-З; 20 окт. 2006 г., № 170-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 2–3. – 2/1; 2002. – № 55. – 2/848; 2006. – № 179. – 2/1267.

11. Кодекс Республики Беларусь о недрах: Кодекс Респ. Беларусь, 15 дек. 1997 г., № 103-З: с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь, 29 июня 2006 г., № 137-З; 20 июля 2006 г., № 162-З; 13 июня 2007 г., № 238-З // Ведомости Нац. собр. Респ. Беларусь. – 1998. – № 8–9. – Ст. 103; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 107. – 2/1235; № 122. – 2/1259; 2007. – №147. – 2/1335.

12. Лесной кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 14 июля 2000 г., № 420-З: с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь,
27 февр. 2004 г., № 271-З; 4 авг. 2004 г., № 310-З; 9 июля 2005 г., № 42-З; 11 дек. 2005 г., № 66-З; 29 июня 2006 г., № 135-З; 29 июня 2006 г., № 137-З; 20 июля 2006 г., № 162-З; 13 июня 2007 г., № 238-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 70. – 2/195; 2004. – № 39. – 2/1020; № 123. – 2/1059; 2005. – № 121. – 2/1139; № 196. – 2/1163; 2006. – № 106. – 2/1229; № 107. – 2/1235; № 122. – 2/1259; 2007. – №147. — 2/1335.

13. О растительном мире: Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г., № 205-З: с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь, 29 окт. 2004 г., № 319-З; 19 июля 2005 г., № 42-З; 29 июня 2006 г., № 137-З; 20 июля 2006 г., № 162-З; 20 окт. 2006 г., № 169-З; 13 июня 2007 г., № 238-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2003. — № 73. — 2/954; 2004. — № 174. — 2/1068; 2005. — № 121. — 2/1139; 2006. — № 107. — 2/1235; № 122. —
2/1259; № 179. — 2/1266; 2007. – №147. — 2/1335.

14. О животном мире: Закон Респ. Беларусь, 10 июля 2007 г., № 257: Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — № 172. – 2/1354.

15. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 20 февр. 1991 г., № 617-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г. (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь:
16 июня 2000 г., № 399-З; 9 окт. 2000 г., № 428-З; 16 мая 2001 г., № 22-З;
5 янв. 2004 г., № 263-З; 1 нояб. 2004 г., № 340-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2000. — № 8. — 2/137; № 59. — 2/174; № 100. —
2/203; 2001. — № 50. — 2/765; 2004. — № 4. — 2/1012; № 189. — 2/1089.

16. О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог): Закон Респ. Беларусь, 23 дек. 1991 г. (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь от 10 дек. 1993 г., 1 дек. 1994 г., 23 февр. 1996 г., 6 янв. 1998 г., 31 янв. 2000 г., 29 дек. 2000 г., 8 янв. 2002 г., 24 июля 2002 г., 28 дек. 2002 г., 1 янв. 2004 г., 18 нояб. 2004 г., 31 дек. 2005 г., 29 дек. 2006 г.) // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. — 1992. – № 3. – Ст. 57; 1994. – № 3. – Ст. 24; 1995. – № 24–25. – Ст. 335; 1996. – № 7. – Ст. 86; Ведомости Нац. собр. Респ. Беларусь.– 1998. – № 3. – Ст. 17; 1998.– № 7. – Ст. 89; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 13. – 2/142; 2001. – № 4. – 2/228; 2002. – № 8. – 2/835; № 87. – 2/883; 2003. –
№ 3. – 2/915; 2004. – № 4. – 2/1009; № 18. – 2/1087; 2006.– № 6. – 2/1177; 2007. – № 3. – 2/1287.

17. Таксы для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде физическими и юридическими лицами в результате незаконного изъятия или уничтожения диких животных
и вредного воздействия на среду их обитания: утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 8 дек. 2005 г., № 580 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – № 196. – 1/6996.

18. О материальной ответственности за ущерб, причиненный лесному хозяйству: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30 окт. 1993 г., № 750 (с изм. и доп. от 25 нояб. 2002 г., № 1638; 22 сент. 2004 г., № 1179) // Собр. постановлений Правительства Респ. Беларусь. – 1993. – № 31. – Ст. 604; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 133. – 5/11532; 2004. – № 154. – 5/14885.

19. Положение о порядке определения размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимости: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 28 дек. 2006 г., № 1736 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 14 ноября 2006 г. № 671» (с изм. и доп.: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 29 марта 2007 г., № 406) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 5. – 5/24449; № 82. – 5/24970.

20. О возмещении потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 сентября 1999 г., № 1397 (с изм. и доп.) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

21. Методика расчета ущерба за несанкционированное размещение отходов: утв. Приказом М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 8 янв. 1996 г., № 18 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

22. Методика оценки ущерба от пожаров на торфяниках: утв. Приказом М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 22 июля 1996 г., № 166 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

23. Временная методика определения размера экономического ущерба, причиненного загрязнением, деградацией и нарушением земель: утв. Приказом М-ва природных ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 20 мая 1997 г., № 112 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

24. Методика подсчета убытков, причиненных государству нарушением водного законодательства: утв. М-вом природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 6 янв. 1995 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

25. Инструкция по расчету размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде сверхнормативными выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух: Постановление М-ва природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 31 декабря 2004 г., № 50 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2005. – № 20. – 8/12020.

26. О применении судами законодательства об ответственности за правонарушения против экологической безопасности и природной среды: Постановление Пленума Верхов. Суда Респ. Беларусь, 18 дек. 2003 г., № 13 ( с изм. и доп.: 22 дек. 2005 г., № 13) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – № 4. – 6/383; 2006. – № 6. – 6/466.


ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА XI. правовое регулирование
использования и охраны земель

§ 1. Земля как объект использования и охраны

Земля как объект правового регулирования представляет собой естественно-природное образование, составную часть окружающей среды, которая является объектом самостоятельного вида природоресурсных отношений – земельных отношений, складывающихся по поводу использования и охраны земли.

Законодательство Республики Беларусь не дает определения юридического термина «земля», который по содержанию не совпадает с естественнонаучным понятием этого объекта. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» только называет землю (включая почвы) как самостоятельный компонент природной среды, который подлежит правовому регулированию в качестве одного из объектов отношений в области охраны окружающей среды.

В международном праве понятие земли содержится в Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке 1994 года, которая рассматривает землю как земную биопродуктивную систему со всеми другими природными объектами.

В юридической науке существует точка зрения, что под термином «земля» следует понимать земную поверхность на глубину ее почвенного или плодородного слоя90. Такое понимание земли как объекта экологических и земельных отношений представляется несколько суженным. Являясь компонентом природной среды, земля выполняет экологические, экономические и социальные функции, с учетом которых осуществляется правовое регулирование. Земля выступает в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственного базиса для размещения антропогенных объектов, территориального ресурса для различных видов человече­ской деятельности. С этих позиций землю следует рассматривать как компонент природной среды, представляющий собой поверхностный земной слой, обладающий плодородием и другими полезными свойствами, подлежащий правовому регулированию в экологических, экономических и социальных целях, который отграничивается от других природных компонентов по естественным и правовым признакам.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.