Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Для высших учебных заведений по специальностям 13 глава

В судебном порядке разрешаются, как правило, споры, вытекающие из имущественного характера отношений по использованию природных ресурсов, т. е. имеющие гражданско-правовую основу.

Споры в области охраны окружающей среды разрешаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальными органами и (или) судом.

Нормативные правовые акты

1. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь, 17 июля 2002 г., № 126-З (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь, 29 окт. 2004 г., № 319-З; 19 июля 2005 г.,
№ 42-З; 31 дек. 2005 г., № 80-З; 29 июня 2006 г., № 137-З; 20 июля 2006 г., № 162-З; 13 июня 2007 г., № 238-З) // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. – 1993. – № 1. – Ст. 1; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 85. – 2/875; 2004. – № 174. – 2/1068; 2005. – № 121. – 2/1139; 2006. – № 6. – 2/1177; № 107. – 2/1235; № 122. – 2/1259; 2007. – № 147. — 2/1335.

2. Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации: Закон Респ. Беларусь, 5 января 2004 г., № 269-З (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь от 16 мая 2006 г., № 117-З; 20 июля 2006 г., №162-З; 9 июля 2007 г., № 247-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2004. — № 5. — 2/1018; 2006. — № 78. – 2/1214; № 122. – 2/1259; 2007. — № 170. – 2/1344.

3. О техническом нормировании и стандартизации: Закон Респ. Беларусь, 5 января 2004 г., № 262-З (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь от 19 июля 2005 г., № 42-З; 20 июля 2006 г., №162-З; 9 июля 2007 г., № 247-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2005. — № 121. — 2/1139; 2006. — № 122. – 2/1259; 2007. — № 170. – 2/1344.

4. О государственной экологической экспертизе: Закон Респ. Беларусь, 18 июня 1993 г., № 2442-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 14 июля 2000 г., № 419-З // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. – 1993. –
№ 24. – Ст. 294; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. –
№ 70. – 2/194.



5. О лицензировании отдельных видов деятельности: Декрет Президента Респ. Беларусь, 14 июля 2003 г., № 17 (с изм. и доп.: декреты Президента Респ. Беларусь от 3 мая 2004 г., № 2; 14 окт. 2004 г., № 9;
8 нояб. 2004 г., №13; 14 янв. 2005 г., № 2; 9 марта 2005 г., № 3; 18 июня 2005 г., № 7; 9 сент. 2005 г., № 11; 22 нояб. 2005 г., № 15; 8 дек. 2005 г., № 16; от
4 сент. 2006 г., № 15; 31 дек. 2006 г., № 22) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 79. – 1/4779; 2004. – № 71. – 1/5490; № 161. – 1/5931; № 176. – 1/5987; 2005. – № 7. – 1/6166; № 42. – 1/6300; № 103. – 1/6560; № 142. – 1/6770; № 188. – 1/6930; № 193. – 1/6990; 2006. –
№ 145. – 1/7907; 2007. — № 4. — 1/8208.

6. О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области природопользования и внесении дополнения
и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17: Декрет Президента Респ. Беларусь, 8 дек. 2005 г., № 16 (с изм. и доп.: Декрет Президента Респ. Беларусь от 3 августа 2006 г., № 11) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – № 193. – 1/6990; 2006. – № 125. – 1/7792.

7. Положение о лицензировании деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 20 окт. 2003 г., № 1371 (с изм. и доп. от 17 июня 2005 г., № 661; 27 дек. 2005 г., № 1551; 17 янв. 2006 г., № 48) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 121. – 5/13251; 2005. – № 103. – 5/16148; 2006. – № 10. – 5/17120.

8. Положение о лицензировании деятельности, связанной с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 20 окт. 2003 г., № 1356 (с изм. и доп. от 31 дек. 2006 г., № 1795) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 119. – 5/13231; 2007. — №14. — 5/24502.

9. Положение о лицензировании деятельности в области промышленной безопасности: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 20 окт. 2003 г., № 1357 (с изм. и доп. от 4 июля 2006 г., № 833) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 119. – 5/13232; 2006. – № 107. – 5/22539.

10. Положение о лицензировании ведения охотничьего хозяйства: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 27 дек. 2005 г., № 1551 (с изм. и доп. от 15 авг. 2007 г., № 1037) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 6. – 5/17040; 2007. — № 199. – 5/25656.

11. Положение о лицензировании деятельности по заготовке и переработке древесины: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 27 дек. 2005 г., № 1551 (с изм. и доп. от 10 апр. 2006 г., № 486; 10 июня 2006 г., № 735; 31 мая 2007 г., № 722) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 6. – 5/17040; № 59. – 5/22175; № 93. – 5/22438; 2007. — № 144. – 5/25324.

12. Положение о лицензировании ведения рыболовного хозяйства: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 27 дек. 2005 г., № 1550 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 6. – 5/17039.

13. О создании Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь (НСМОС): Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 20 апр. 1993 г., № 247 (с изм. и доп. от 14 июля 2003 г., № 949) // Собр. постановлений Правительства Респ. Беларусь. – 1993. – № 12. – Ст. 205; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 80. – 5/12786.

14. О Национальной системе мониторинга окружающей среды
в Республике Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 14 июля 2003 г., № 949 (с изм. и доп. от 10 марта 2004 г., № 250; 16 марта 2004 г., № 298; от 2 авг. 2006 г., № 990) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 80. – 5/12786; 2004. – № 40. – 5/13919;
№ 52. – 5/13979; 2006. – № 146. – 5/22839.

15. Об утверждении Государственной программы развития национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь на 2006—2010 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 18 апр. 2006 г., № 251 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 69. – 1/7482.

16. Об утверждении Положений о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга животного мира, радиационного мониторинга и использования данных этих мониторингов: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 17 мая 2004 г., № 576 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – № 77. – 5/14252.

17. Об утверждении Положений о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга поверхностных вод, подземных вод, атмосферного воздуха, локального мониторинга окружающей среды и использования данных этих мониторингов: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 апр. 2004 г., № 482 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – № 70. – 5/14160.

18. Об утверждении Положений о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга растительного мира, геофизического мониторинга и использования их данных: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 14 апр. 2004 г., № 412 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – № 60. – 5/14094.

19. Об утверждении Положения о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга озонового слоя и использования его данных: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 16 февр. 2004 г., № 161 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – № 35. – 5/13816.

20. Об утверждении Положения о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга лесов и использования его данных: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 15 авг. 2007 г., № 1036 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 199. – 5/25655.

21. Об утверждении Положения о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга земель и использования его данных: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 марта 2007 г., № 386 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. — № 81. — 5/24948.

22. Инструкция о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды юридическими лицами, осуществляющими эксплуатацию источников вредного воздействия на окружающую среду: утв. Постановлением Мин-ва природных ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 1 февраля 2007 г., № 9 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 148. – 8/16640.

23. Перечень юридических лиц, осуществляющих проведение локального мониторинга окружающей среды в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь: утв. Постановлением Мин-ва природных ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 21 мая 2007 г., № 67 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 145. – 8/16592.

24. Положение о порядке государственного учета в области охраны окружающей среды: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 17 окт. 2007 г., № 1353 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 251. – 5/25986.

25. О государственных кадастрах природных ресурсов: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 20 апр. 1993 г., № 248 // Собр. постановлений Правительства Респ. Беларусь. – 1993. – № 12. – Ст. 206.

26. Положение о порядке ведения государственного кадастра недр: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 16 янв. 1999 г., № 52 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 8. – 5/83.

27. Положение о порядке ведения государственного кадастра торфяного фонда: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 2 июня 1994 г., № 416 // Собр. постановлений Правительства Респ. Беларусь. – 1994. – № 16. – Ст. 316.

28. Об утверждении Положения о порядке ведения государственного водного кадастра Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 21 нояб. 1994 г., № 189 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

29. Положение о порядке ведения государственного кадастра животного мира Республики Беларусь: утв. Постановлением Каб. Министров Респ. Беларусь, 3 февр. 1995 г., № 78 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

30. Положение о порядке ведения государственного кадастра атмосферного воздуха Республики Беларусь: утв. Постановлением Каб. Министров Респ. Беларусь, 10 апр. 1995 г., № 193 // Собр. указов Президента и постановлений Каб. Министров Респ. Беларусь. – 1995. – № 11. – Ст. 249.

31. Положение о порядке ведения государственного кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 10 апреля 2006 г., № 485 (с изм. и доп.: от 2 августа 2006 г., № 990) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2006. — № 59. — 5/22174; № 146. — 5/22839.

32. Положение о государственном климатическом кадастре: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 4 октября 2006 г., № 1301 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2006. — № 166. — 5/23174.

33. О введении Экологического паспорта объекта по размещению отходов: Приказ Мин-ва природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 8 февраля 1996 г., №19 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

34. Инструкция о порядке проведения государственной экологической экспертизы в Республике Беларусь: утв. Постановлением М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 11 мая 2001 г., № 8 (с изм. и доп.: 22 апр. 2005 г., № 20) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. – № 53. – 8/6062; 2005. – № 74. –
8/12550.

35. Инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности
в Республике Беларусь: утв. Постановлением М-ва природ. ресурсов
и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 17 июня 2005 г., № 30 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – № 110. – 8/12855.

36. Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельно­сти, для которых оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности проводится в обязательном порядке: утв. Постановлением М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 17 июня 2005 г., № 30 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – № 110. – 8/12855.

37. О некоторых вопросах государственного контроля в области охраны окружающей среды, осуществляемого Мин-вом природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 21 июля 2003 г.,
№ 963 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 82. – 5/12801.

38. Инструкция о порядке осуществления ведомственного контроля в области охраны окружающей среды в системе жилищно-коммунального хозяйства: утв. Постановлением М-ва жилищно-коммунального хозяйства Респ. Беларусь, 30 мая 2003 г., №16 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 74. – 8/9667.

39. Инструкция о порядке осуществления ведомственного контроля в области охраны окружающей среды в пограничных войсках Республики Беларусь: утв. Приказом Председателя Государственного комитета пограничных войск Респ. Беларусь, 24 окт. 2005 г., № 457 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. — № 178. — 8/13372.

40. Инструкция о порядке осуществления ведомственного контроля в области охраны окружающей среды в организациях Мин-ва архитектуры и строительства Республики Беларусь: утв. Постановлением Мин-ва архитектуры и строительства Респ. Беларусь, 23 дек. 2005 г.,
№ 41 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. — № 20. —
8/13747.

41. Инструкция о порядке осуществления ведомственного контроля в области охраны окружающей среды в организациях Мин-ва информации Республики Беларусь: утв. Постановлением Мин-ва информации Респ. Беларусь, 10 янв. 2006 г., № 1 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. — № 59. — 8/14239.

42. Инструкция об организации производственного контроля в области охраны окружающей среды: утв. Постановлением М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 17 марта 2004 г., № 4 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – № 57. – 8/10768.

43. Инструкция о порядке разработки, согласования и утверждения инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды: утв. Постановлением М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 17 марта 2004 г., № 4 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – № 57. –
8/10768.

44. О некоторых вопросах проведения экологического аудита: Постановление М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь от 27 марта 2006 г., №19// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 78. – 8/14439.

45. Положение об экологической сертификации продукции и производств в Республике Беларусь: утв. Приказом М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, Госкомитета по стандартизации, метрологии и сертификации Респ. Беларусь, 15 июня 1998 г., № 179/130 // Бюл. норматив.-правовой информ. – 1998. – № 15.

46. Программа по выполнению «Национального плана действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2006—2010 годы» в системе Мин-ва архитектуры и строительства Республики Беларусь на 2006—2010 годы: утв. Приказом Мин-ва архитектуры и строительства Республики Беларусь, 7 июля 2006 г., № 177.

ГЛАВА IX. правовое обеспечение
экономического механизма охраны
окружающей среды и природопользования

§ 1. Понятие и сущность экономического механизма
охраны окружающей среды и природопользования

Регулирование охраны окружающей среды и природопользования выражается в сочетании административно-правовых средств воздействия и мер экономического характера.

Национальной стратегией социально-экономического развития Республики Беларусь к общим направлениям экологической политики отнесены: экологизация экономики; дальнейшее развитие экономического механизма природопользования; рациональное использование природных ресурсов, их экономия, постепенный отказ от экстенсивного использования и переход к экономному расходованию невозобновляемых и неистощительному использованию возобновляемых ресурсов; развитие рынка работ и услуг в сфере природопользования и охраны окружающей среды и др. Таким образом, в настоящее время осознана необходимость внедрения экономических инструментов в сферу регулирования экологических отношений.

Необходимо отметить, что в советский период преобладали административные меры воздействия на природопользователей, а впервые роль экономических методов управления природопользованием и охраной окружающей среды была определена в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 г. «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». В указанном нормативном правовом акте говорилось, в частности, о необходимости «перехода от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам управления природоохранной деятельностью».

В экологическом законодательстве Республики Беларусь понятие «экономический механизм охраны окружающей среды» появилось с принятием в 1992 г. Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». В указанном законодательном акте в качестве элементов экономического механизма охраны окружающей среды закреплялись: планирование и финансирование природоохранных мероприятий; льготное кредитование и налогообложение природоохранной деятельности; определение лимитов на пользование природными ресурсами, размещение отходов, допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду; взимание налогов и других платежей за использование природных ресурсов, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду; взимание платы за размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду; возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде и здоровью населения. Дальнейшее развитие правовое закрепление экономического механизма в рассматриваемой области получило в Концепции государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, которая была утверждена Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь в 1995 г. В указанном документе обеспечение охраны окружающей среды с учетом экономических методов рассматривается в качестве принципа государственной экологической политики. Активное внедрение экономических мер в рассматриваемой сфере целенаправленно подводит законодателя к дальнейшей разработке экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды. В новой редакции Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 17 июля 2002 г.
в число его элементов были включены такие, как: проведение экономической оценки природных объектов; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; экологическое страхование. Экономические меры рационального использования и охраны отдельных компонентов природной среды также закреплены в природоресурсном законодательстве (например, ст. 59-61 Закона Республики Беларусь «О растительном мире»; ст. 92-94 ЛК; ст. 81-84 ВК и т. д.).

Экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования в широком понимании – это прежде всего система, инфраструктура (правовая, организационная, институциональная), необходимая для направления действия разнообразных экономиче­ских факторов в целях достижения разумного баланса экологиче­ских и экономических интересов общества62.

В правовой литературе присутствуют различные подходы как
к определению понятия «экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования», так и к его содержанию.

Так, многие авторы берут за основу структуру экономического механизма, закрепленного в законодательстве, которая представляет собой официальную концепцию экономического регулирования. Соответственно ими включаются такие элементы, как учет природных ресурсов, социально-экономическая оценка природных ресурсов, планирование природоохранных мероприятий наряду с традиционными элементами (такими, как, например, финансирование природоохранных мероприятий, плата за природопользование и др.)63.
В ряде случаев определения экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования исходят из его противопоставления правовому механизму охраны окружающей среды. Например, Ю.Е. Винокуров и С.А. Фомин понимают его следующим образом: «Суть экономического механизма охраны окружающей природной среды и природопользования заключается в том, что наряду с сугубо административно-правовыми методами и средствами воздействия на участников экологических правоотношений в механизм охраны окружающей природной среды включаются экономические средства и методы, призванные побуждать соответствующих субъектов надлежащим образом относиться к вопросам охраны природы, что обусловливает им определенные экономические выгоды в процессе хозяйственной деятельности»64.

О.И. Крассов экономический механизм охраны окружающей природной среды рассматривает как правовой институт, включающий в себя совокупность правовых норм, регулирующий условия и порядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы за загрязнение окружающей среды и иные вредные на нее воздействия, финансирования природоохранных мер и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов путем применения налоговых и иных льгот65. В то же время ряд авторов обоснованно, на наш взгляд, придерживается прямо противоположной точки зрения, отмечая, что «понятие экономического механизма не следует ассоциировать с неким самостоятельным институтом в рамках экологического права»66. Следует отметить, что в соответствии с законодательством Республики Беларусь в данную систему включены весьма неоднородные и внешне не взаимосвязанные элементы в силу неоднородности регулируемых отношений, кроме того, используемый термин «механизм», включающий определенное количество элементов (каждый из которых может составлять отдельный институт либо подинститут), шире понятия «правовой институт». Таким образом, экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования представляет собой совокупность различных экономических мер, которые предусмотрены законодательством и направлены на обеспечение охраны окружающей среды и рациональное природопользование. В связи с этим полное представление о данном понятии возможно получить, проанализировав его отдельные элементы и особенности их функционирования.

В соответствии со ст. 79 Закона «Об охране окружающей среды» в экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования включаются следующие элементы:

• разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь в части рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

• финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;

• создание фондов охраны природы;

• установление платежей за природопользование;

• проведение экономической оценки природных объектов;

• проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

• установление мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды;

• возмещение в установленном порядке вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду;

• экологическое страхование.

Задачами внедрения элементов экономического механизма охраны окружающей среды в хозяйственную деятельность являются: обеспечение эколого-экономической согласованности между общественными интересами и интересами отдельных субъектов-природопользователей; стимулирование природоохранной деятельности; обеспечение оптимального использования финансовых ресурсов на природоохранные цели.

Как уже отмечалось, в состав экономического механизма в рассматриваемой области входят как традиционные элементы (например, экологическое налогообложение), так и новые, возникновение которых связано с переходом к рыночным отношениям в современных условиях (например, проведение экономической оценки природных объектов). Следует подчеркнуть, что связь между экономической оценкой природных объектов или экономической оценкой воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и иными элементами экономического механизма (например, платой за природопользование) теоретически может быть установлена и обоснована в качестве необходимой, но в законодательстве пока что последовательно не зафиксированы механизмы ее реализации.

Неоднозначно включение в состав экономического механизма таких элементов, как планирование природоохранных мероприятий* и возмещение в установленном порядке вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду. Представляется, что в последнем случае речь идет о применении мер гражданско-правовой ответственности за нарушение экологического законодательства, что предусмотрено главой 16 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». Если предположить, что в норме урегулировано возмещение вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду правомерными действиями, то следует говорить о платежах за вредное воздействие на окружающую среду, которые входят в такой элемент экономического механизма, как «установление платежей за природопользование».

При этом в законодательстве предусмотрен ряд мер, которые на первый взгляд являются административно-правовыми (например, экологическая сертификация, экологический аудит), но по своему содержанию близки к экономическим мерам охраны окружающей среды. Так, экологическая сертификация по своей природе тесно связана с разрешительной системой в области охраны окружающей среды и природопользования, однако на сегодняшний день имеет добровольный характер и является необходимым звеном при осуществлении экономической деятельности во многих сферах производства. В экологическом законодательстве экологический аудит определяется как независимая комплексная документированная проверка соблюдения требований в области охраны окружающей среды. Данная процедура может проводиться в добровольном или обязательном порядке за счет собственных средств юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Представляется, что по своему назначению экологический аудит, как и аудит вообще, является сугубо рыночным инструментом. Он составляет один из сегментов рынка экологических услуг как вид предпринимательской деятельности, осуществляемой на независимой, профессиональной, лицензионной основе. И если согласиться с утверждением, что «само выделение экономико-правовых элементов и даже условное отграничение их от иных юридических способов регулирования поведения основывается на их связи с процессами обращения денежных средств, на возможностях торговли, на потребностях обеспечения условий для нормального функционирования рынка»67, то возможно отнесение добровольной экологической сертификации и аудита к элементам экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования.

§ 2. Финансирование программ и мероприятий
по рациональному использованию природных ресурсов
и охране окружающей среды

Успешное выполнение программ и мероприятий по охране окружающей среды может быть достигнуто только при их адекватном финансировании.

В соответствии со ст. 81 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» финансированиепрограмм и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды производится за счет: средств республиканского и местных бюджетов; средств государственных целевых бюджетных фондов охраны природы; средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; средств граждан, в том числе иностранных; кредитов банков; иностранных инвестиций. Кроме этого для выполнения указанных программ и мероприятий могут привлекаться иные внебюджетные источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.

В научной литературе предлагается объединить всю совокупность элементов, касающихся финансового обеспечения природоохранной деятельности, в рамках категории «финансовый механизм природопользования и охраны окружающей среды», что обусловлено тем фактом, что стабильность отношений, возникающих в процессе финансирования природоохранной деятельности, может быть обеспечена путем согласованного развития всех источников и инструментов финансирования, объединенных в систему68.

Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» утвержден Перечень государственных программ, финансирование которых предусматривается из средств республиканского бюджета. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, участвующим в реализации данных программ, предоставляется государственная поддержка из республиканского бюджета в виде субсидий и средств на финансирование капитальных вложений. В области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды к таким программам относятся:

Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006–2010 годы;

Республиканская программа «Сохранение и использование мелиорированных земель на 2006–2010 годы»;

Государственная программа развития Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь на 2006–2010 годы;






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.