Инструкция о проводке судебно-медицинской экспертизы
1. Общие положения
1.1. Судебно-медицинская экспертиза проводится с целью исследования на основании специальных знаний материальных объектов, которые содержат информацию об обстоятельствах дела, которое находится в проведении органов дознания, следователя, прокурора или суда.
Судебно-медицинская экспертиза выполняется согласно Закону Украины "О судебной экспертизе", процессуальным законодательством, другими законодательными актами, международными договорами и соглашениями о взаимной правовой помощи и сотрудничестве, которые регулирует правоотношение в сфере судово-експертної деятельности, данной Инструкцией и нормативными документами, утвержденными приказом Министерства здравоохранения (в дальнейшем - МОЗ) Украины № 6 от 17 января 1995 года.
1.2. Судебно-медицинская экспертиза осуществляется на принципах законности, объективности, полноты исследования и независимости государственными учреждениями - бюро судебно-медицинских экспертиз.
1.3. Система судебно-медицинской службы Украины состоит из:
1.3.1. Главного бюро судебно-медицинской экспертизы МОЗ Украины.
1.3.2. Республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы (Автономная Республика Крым).
1.3.3. Бюро судебно-медицинской экспертизы управлений здравоохранения областных исполнительных комитетов.
1.4. К компетенции судебно-медицинской экспертизы принадлежит:
1.4.1. Экспертиза трупов в случаях насильнической смерти.
1.4.2. Экспертиза трупов при подозрении применения насилия или из других обстоятельств, которые обуславливают необходимость такой экспертизы.
1.4.3. Экспертиза пострадавших, обвиненных и других лиц.
1.4.4. Экспертиза вещевых доказательств.
1.4.5. Экспертиза по материалам криминальных и гражданских дел.
1.5. Проводка судебно-медицинской экспертизы осуществляется специалистами государственных учреждений судебно-медицинских экспертиз МОЗ Украины.
Проводка судебно-медицинских экспертиз может осуществляться на предпринимательских началах на основании лицензии, которая выдается МОЗ Украины.
Специалисты государственных учреждений судебно-медицинской экспертизы должны иметь высшую медицинскую (фармацевтическую) образование, пройти специальную подготовку из проводки судебно-медицинских экспертиз и получить сертификат на звание судебно-медицинского эксперта.
Без дополнительного согласования с лицом, которое назначило экспертизу, к участию в проводке судебно-медицинских экспертиз как эксперты могут быть привлечены профессора и преподаватели кафедр судебной медицины, специалисте заведений здравоохранения и других ведомств.
1.6. Как специалисты судебно-медицинские эксперты могут привлекаться в установленном законом порядке к участию в начальных и других следственных действиях: обзора трупов на месте события (знайдення), эксгумации, изъятие образцов и других.
2. Основные положения об организации проводки судебно-медицинской экспертизы
2.1. Судебно-медицинская экспертиза проводится согласно постановлению лица, которое проводит дознание, следователя, прокурора, судьи, а также за постановлением суда.
2.2. Лицом, которое проводит дознание, следователям, прокурором, судьей или судом могут быть предназначенные первичная, дополнительная и повторная судебно-медицинская экспертиза.
2.3. Первичная судебно-медицинская экспертиза может быть проведена как одним, так и несколькими экспертами. Необходимость участия нескольких экспертов определяется лицом, которое назначило такую экспертизу, или начальником бюро судебно-медицинской экспертизы.
Дополнительная судебно-медицинская экспертиза поручает эксперту (экспертам), что проводил (проводили) первичную экспертизу, или другому (другим) эксперту (экспертам).
Повторная судебно-медицинская экспертиза должна быть поручена только другому (другим) эксперту (экспертам).
2.4. Участие нескольких экспертов есть обязательной при проводке:
2.4.1. Экспертиз в делах о привлечении к уголовной ответственности медицинских работников за профессиональные правонарушения;
2.4.2. Повторных экспертиз по материалам криминальных и гражданских дел;
2.4.3. Экспертиз из определения потери общей и профессиональной трудоспособности.
Проводка этих экспертиз осуществляется в отделах комиссионных экспертиз бюро судебно-медицинских экспертиз управлений здравоохранения областных исполнительных комитетов, в отделе комиссионных экспертиз республиканского бюро (Автономной Республики Крым), а также в судебно-медицинском отделе Главного бюро судебно-медицинской экспертизы МОЗ Украины.
2.5. В случае необходимости решения вопросов, которые нуждаются в специальных знаниях из судебной медицины и других областей науки и техники, назначается комплексная экспертиза, которая выполняется судебно-медицинским экспертом и специалистами других специальностей.
2.6. Персональный состав экспертов, которые проводят экспертизу, определяется лицом, которое назначило экспертизу, или начальником бюро судебно-медицинской экспертизы в случае отсутствия в документе о назначении экспертизы персонального состава экспертов.
2.7. На судебно-медицинского эксперта согласно действующему законодательству полагается личная ответственность за проводку порученной ему экспертизы.
Права и обязанности судебно-медицинского эксперта при проводке экспертизы определяются процессуальным законодательством Украины.
2.8. При проводке экспертизы судебно-медицинский эксперт имеет право ознакомляться с материалами дела, которые касаются экспертизы.
Если предоставленных материалов недостаточно для решения поставленных перед экспертом вопросов, он имеет право возбуждать ходатайство перед лицом, которое назначило экспертизу, о предоставлении дополнительных материалов и документов, которые необходимые для ее проводки. Эксперт также имеет право просить лицо, которое назначило экспертизу, уточнить или объяснить вопрос, предложенные ему для решения при выполнении экспертизы.
Если вопрос, которые поставлены перед экспертом, выходят за пределы или не входят в его компетенцию, он обязан отказаться от ответов на них. При невозможности даты ответа на вопрос (часть вопроса), что поставленные, или невозможности выполнить всю экспертизу судебно-медицинский эксперт мотивирует свой отказ и в письменном виде сообщает об этом лицо, которое назначило экспертизу.
2.9. В случае выявления при проводке экспертизы данных, которые имеют значение для дела, но относительно какие вопросы поставлены не было, судебно-медицинский эксперт упражнению сообщить о них лицо, которое назначило экспертизу, или указать на них в своих итогах.
2.10. При выполнении экспертиз, в которых возникшая необходимость решения специальных вопросов, которые не входят в компетенцию судебно-медицинского эксперта, и нужна консультация специалиста в соответствующей области медицины, или в случае необходимости в проводке обзора лица, которое подвергается судебно-медицинской экспертизе у врача-специалиста, который работает в другом заведении здравоохранения, судебно-медицинский эксперт по согласованию с лицом, которое назначило экспертизу, имеет право привлекать этого специалиста для проводки всех необходимых исследований, для решения вопросов, поставленных перед экспертизой.
2.11. Когда при ответе на вопрос, поставленные перед экспертизой, возникает необходимость в проводке судебно-медицинских лабораторных исследований, судебно-медицинский эксперт имеет право прислать все необходимые материалы на эти исследования. Порядок, организация и вид лабораторного исследования определяются правилами проводки отдельных видов экспертиз, утвержденных приказом МОЗ Украины № 6 от 17 января 1995 года.
2.12. Если в процессе выполнения судебно-медицинской экспертизы выявленные объекты, которые по своему характеру могут стать вещевыми доказательствами и предметом отдельной судебно-медицинской, криминалистической или другой экспертизы, то их нужно описать в выводе эксперта и передать лицу, которое назначило экспертизу, под расписку для направления на соответствующую экспертизу.
2.13. При проводке судебно-медицинской экспертизы могут быть присутствуют:
2.13.1. Следователь (за исключением проводки экспертизы лица другого пола, когда это сопровождается ее оголением).
2.13.2. Обвиненный и другое лицо (только с разрешения следователя).
2.13.3. Врачи лікувально-профілактичних учреждений с разрешения следователя.
2.14. При проводке экспертизы не на базе судебно-медицинской экспертизы руководитель лікувально-профілактичної учреждения обязан обеспечить судебно-медицинских экспертов помещением для выполнения экспертизы, необходимым оборудованием и материалами, подавать другую необходимую помощь.
2.15. В случаях участия в неотложных и других следственных действиях судебно-медицинский эксперт обязан оказывать содействие следственному в выявлении, закреплении и изъятии доказательств, давать по возможности объяснения, принимать участие вместе с другими лицами в составлении протокола обзора и подписывать его.
Организация участия эксперта в обозначенных действиях и обеспечение его транспортом полагается на органы дознания, предварительного следствия и суд.
2.16. Для разъяснения или дополнение итогов, которые были даны, судебно-медицинский эксперт может быть допрошен следователям с составлением протокола допроса эксперта.
2.17. При вызове в судебное заседание для участия в рассмотрении криминальных или гражданских дел судебно-медицинский эксперт выполняет экспертизу в суде или может быть допрошен по поводу экспертизы.
Участие судебно-медицинского эксперта в судебном заседании регламентируется процессуальным законодательством Украины, за которым эксперт имеет право знакомиться с материалами дела, которые касаются экспертизы, задавать вопрос, которые касаются экспертизы, потерпевшим, обвиненным и свидетелям.
В случае проводки экспертизы в суде судебно-медицинский эксперт составляет вывод в 2-х экземплярах. Итоги этого вывода он объявляет в судебном заседании и потом передает их суда. После объявления итогов эксперт за ходатайством лиц, которые принимают участие в судебном процессе, может разъяснить их в устной форме.
Копия вывода прибавляется к документам экспертизы, которые сохраняются в архиве бюро судебно-медицинской экспертизы.
В случаях неправильного толкования лицами, которые принимают участие в судебном процессе, итогов, которые были данные судебно-медицинским экспертом, он обязан заявить об этом. Эксперт также обязан включить к выводам итоги из обстоятельств дела, которые принадлежат к его компетенцій, но из которых ему не были поставлены вопросы.
2.18. Если в проводке экспертизы принимают участие несколько экспертов, им должна быть предоставлена возможность совещаться между собой.
Итоги группы экспертов в случаях их единогласного мнения подписываются всеми экспертами; в случае несогласия между экспертами - они дают отдельные итоги.
2.19. Судебно-медицинский эксперт имеет право на изъятие частей трупа, органов и тканей, крови, мочи и т.п. для проводки судебно-медицинской экспертизы без разрешения близких родственников пострадавшего или других законных представителей. Порядок изъятия и перечень частей трупа, органов и тканей, крови, мочи и т.п., что изымаются, определяются Правилами проводки судебно-медицинской экспертизы (исследование) трупов в бюро судебно-медицинской экспертизы, утвержденных приказом МОЗ Украины № 6 от 17 января 1995 года.
2.20. Судебно-медицинский эксперт с разрешения лица, которое проводит дознание, следователя, прокурора и суда имеет право присутствовать присутствующей проводке допросов и других следственных и судебных действий, задавать вопрос, которые касаются экспертизы, лицам, которые допрашиваются.
2.21. Судебно-медицинский эксперт не имеет права:
2.21.1. Разглашать данные медицинского характера, материалы криминальных и гражданских дел, которые стали ему известные при выполнении служебных и профессиональных обязанностей.
2.21.2. Принимать участие в проводке экспертиз и следственных действий, если он есть потерпевшим, гражданским истцом или ответчиком, свидетелем или находится в родственных отношениях, служебной или другой зависимости от обвиненного, пострадавшего, гражданского истца или ответчика и их представителей, а также если имеющиеся другие обстоятельства, которые дают основание считать, что он лично, прямо или косвенно заинтересованный в результатах дела.
В обозначенных случаях эксперт подлежит отводу или должен заявить самоотвод. Вопрос об отводе эксперта решается лицом, которое проводит дознание, следователям, прокурором или судом согласно процессуальному законодательству.
Предыдущее участие эксперта в деле как специалиста по судебной медицине при обзоре трупа на месте события не является основанием для отвода.
3. Оформление вывода судебно-медицинского эксперта
3.1. Результаты судебно-медицинской экспертизы оформляются документом, который имеет название вывод эксперта. Структура этого документа определяется правилами проводки отдельных видов экспертиз, которые утверждены приказом МОЗ Украины № 6 от 17 января 1995 года.
3.2. Во вступительной части вывода эксперта должно быть указано:
3.2.1. Время и место проводки экспертизы;
3.2.2. Условия проводки экспертизы, которые имеют значение для экспертного исследования (освещение, температура воздуха и т.п.);
3.2.3. Название документа, на основании которого проводится экспертиза;
3.2.4. Фамилия, имя и отчество эксперта, его должность, место работы, специальность и стаж работы по специальности, квалификационная категория, научная степень, ученое звание;
3.2.5. Фамилия, имя и отчество, возраст умершего (при экспертизе трупа), фамилия, имя и отчество, возраст, местожительство, документ, который заверяет лицо (при экспертизе пострадавших, обвиненных и других лиц), название и номер криминального и гражданского дела, количество томов и писем дела, перечень объектов и образцов, которые поступили на экспертизу (при экспертизе по материалам дела и экспертизе вещевых доказательств);
3.2.6. Лица, которые присутствовали при выполнении экспертизы;
3.2.7. Подпись судебно-медицинского эксперта о разъяснении ему процессуальных прав и обязанностей и о его ответственности;
3.2.8. Перечень вопросов, поставленных на решение экспертизы.
3.3. В обстоятельствах дела излагаются ведомости, которые необходимые судебно-медицинскому эксперту при выполнении экспертизы и составлении итогов: следственные данные, содержание медицинских документов, опрашивание и жалобы лица, которое осматривают и т.п..
В случае проводки дополнительной или повторной экспертизы судебно-медицинский эксперт должен указать в обстоятельствах дела привод для назначения такой экспертизы.
3.4. Исследовательская часть должна содержать подробное описание процесса исследования и всех выявленных при этом фактических данных с указанием методов и методик, которые применялись, в том числе и тех, что регистрировали повреждение.
Структура исследовательской части определяется видом экспертизы, которая выполняется. Объем необходимых ведомостей, которые должны содержаться в исследовательской части каждого вида экспертизы, регламентируются правилами проводки отдельных видов экспертиз, которые утверждены приказом МОЗ Украины № 6 от 17 января 1995 года.
3.5. Вступительная часть, обстоятельства дела и исследовательская часть, которые вместе составляют протокольную часть вывода эксперта, подписываются судебно-медицинским экспертом и лицами, которые были упомянуты во вступительной части.
3.6. Итоги в выводе эксперта есть научно обгрунтованою мысленным взором эксперта, сформулированным на основании результатов выполненной экспертизы.
Итоги судебно-медицинской экспертизы составляются на основании фактических данных, полученных в процессе проводки экспертизы и экспертного анализа обстоятельств дела.
Оформление вывода регламентируется требованиями процессуального законодательства Украины.
3.7. Протокольная часть вывода эксперта составляется непосредственно в процессе проводки экспертизы.
Исследование вещевых доказательств фиксируется записями в рабочем журнале.
Итоги экспертизы должны составляться не позднее чем через трое суток после истечения всех экспертных исследований по обязательным указанием даты истечения экспертизы.
3.8. Проводка экспертизы должно быть закончена на протяжении одного месяца со дня получения от органов дознания, предварительного следствия или суда всех необходимых материалов. При превышении экспертом установленных сроков он должен дать устное разъяснение причин задержки начальнику бюро и направить об этом письменном сообщении лицу, которое назначило экспертизу.
Вывод эксперта составляется не менее чем в двух экземплярах, один из которых сразу же присылается лицу, которое назначило экспертизу, а второй остается в архиве бюро судебно-медицинской экспертизы.
3.9. Подменять вывод эксперта справками и выписками, а также использовать для составления этого документа неутвержденные формы и бланки анкетного типа запрещается.
Определение, назначение и виды медицинских экспертиз предусмотрены разделом IX Закона Украины "Основы законодательства Украины о здравоохранении":
Статья 69. Медико-соціальна экспертиза потери трудоспособности (МСЕК). Экспертиза временной нетрудоспособности граждан осуществляется в заведениях здравоохранения для установления факта необходимости предоставления отпуска в связи с болезнью, увечьем, беременностью и родами, для ухода за больным членом семьи, в период карантина, для протезирования, санаторно-курортного лечения, определяет необходимость и сроки временного переведения работника на другую работу в связи с болезнью в установленном порядке, а также принимает решения о направлении на медико-соціальну экспертную комиссию для определения наличия и степени продолжительной или стойкой потери трудоспособности.
Экспертиза продолжительной или стойкой потери трудоспособности осуществляется медико-соціальними экспертными комиссиями, которые устанавливают степень и причину инвалидности, определяют для инвалидов работы и профессии, доступные им за состоянием здоровья, проверяют правильность использования работы инвалидов согласно выводу экспертной комиссии и оказывают содействие восстановлению трудоспособности инвалидов.
Статья 70. Військово-лікарська экспертиза (ВЛЕ) определяет годность к военной службе призывников, военнослужащих и военнообязанных, устанавливает причинную связь заболеваний, ранений и травм с военной службой и определяет необходимость и условия применения медико-соціальної реабилитации и помощи военнослужащим.
Статья 71. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы.
Статья 72. Патологоанатомические разрезы.
Каждая из указанных экспертиз предусматривает определенный круг лиц, которые подлежат экспертизе, и порядок ее проводки. Во исполнение требований закона соответственно разработан перечень нормативно-правовых актов, которые регулируют порядок осуществления указанных экспертиз:
1. МСЕК - Постановление КМУ от 4 апреля 1994 г. 2211.
2. ВЛЕ - Постановление КМУ от 7 сентября 1993 г. 708; Приказ МОЗ от 29 июля 1994 года 177/386. Для работников МВД Приказ МВД от 22 февраля 2001 за 165/5356.
Возможность проводки альтернативной медико-соціальної и войско-врачебной экспертизы в медицинском учреждении областного центра подлежит решению согласно требованиям Закона, ведь на сегодня не существует специализированного нормативно-правового акта, который бы регулировал проводку альтернативной медицинской экспертизы, хотя разработка такого документу была запланирована еще в 1994 году2
К тому времени, пока Кабинет Министров будет выискивать возможность решить проблему создания соответствующих правовых актов относительно альтернативной медицинской экспертизы, в вопросах ее проводки нужно руководствоваться требованиями Основ законодательства Украины о здравоохранении.
Альтернативная медицинская экспертиза осуществляется специалистами соответствующего профиля и квалификации. Граждане самостоятельно избирают экспертное учреждение и экспертов.3
Т.е. если избранный вами областное заведение здравоохранения отвечает требованиям закона, ничто не препятствует проводке альтернативной экспертизы специалистами именно этого учреждения.
В том случае, если вы несогласные с результатами МСЕК, согласно Постановлению "Об утверждении Порядка организации и проводка медико-соціальної экспертизы потери трудоспособности" вы имеете право подать в продолжение месяца письменное заявление к Крымской республиканской, областной, центральной городской МСЕК или к медико-соціальної экспертной комиссии, в которой вы проходили обзор, или к соответствующему управлению здравоохранения. Комиссия, которая проводила обзор или управление здравоохранения присылают в трехдневный срок со дня получения заявления все имеющиеся документы вместе с заявлением на рассмотрение Крымской республиканской, областной, центральной городской медико-соціальної экспертной комиссии, которая в продолжение месяца со дня представления заявления проводит переосвидетельствование больного и принимает соответствующее решение.
Решение Крымской республиканской, областной, центральной городской МСЕК может быть обжаловано в МОЗ.
МОЗ при наличии фактов нарушения законодательства о медико-соціальну экспертизе поручает другому составу Крымской республиканской, областной или центральной городской МСЕК с учетом всех имеющихся обстоятельств повторно рассмотреть тот вопрос, из которого оскаржується решение, а также принимает другие меры для обеспечения соблюдения действующего законодательства во время проводки медико-соціальної экспертизы.
Особенности регулирования трансплантации органов и тканей человека.
Трансплантация органов и других анатомических материалов человеку: проблема уголовно - правового обеспечения
Трансплантация - специальный метод лечения, которое заключается в пересадке реципиенту органа или другого анатомического материала, взятых у человека или у животных (ст. 1 Закон Украины “О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку”).
Идея трансплантации органов и других анатомических материалов человеку возникшая давно. Доказательством этого есть, в частности, легенда о святых великомучениках Козьму и Діаміна, датированная III ст. нашей эры. Она вдохновила испанских и итальянских художников эпохи Возрождения на создание известных картин, которые сохраняются ныне в музеях Испании и Италии. Суть легенды сводится к тому, что Козьма и Диамин, стараясь вылечить знатного вельможу, отрезали ему больную ногу и вместе с тем пришили ногу его раба. Операция завершилась тем, что этот вельможа умер, а Козьму и Діаміна казнили.
Воплощение у жизнь идеи трансплантации органов и ткани человеку начало практиковаться лишь из конца второй половины XIX ст. Такая возможность была обусловлена всем предыдущим развитием человечества, прежде всего, достижениями научно - технического прогресса.
Первым шагом, который начал воплощение в медицинскую практику идеи трансплантации, стало переливание крови. Мысль об использовании крови для лечения больных находим в работах мыслителей еще к нашей эре. Так в “Одісеї” Гомера (VIII - XII ст. к н.э.), а также Гиппократа (400 г. к н.э.) есть уже четкие советы относительно лечения больных с нарушениями психики путем употребления крови здоровых людей. Относительно переливания крови, то о целесообразности его применения впервые указано в научных работах итальянского врача Ієронима Корденіуса (1505 - 1576). Первые четыре случая переливания крови (от ягненка человеку), которые осуществил профессор математики и философии Жан Дені, датированные 1666 годом. В двух случаях это привело к смерти пациентов, в результате против Жана Дені возбудили уголовное дело, тем не менее суд признал его невиновным. Вследствие этого остро резонансного события применения переливания крови для лечения больных было остановлено. Против такого метода лечения выступили ученые медицинского факультета Парижского университета, специальное разрешение которого на это стал обязательным.
Следующим достижением медицинской науки было использование для трансплантации собственных тканей человека, в частности кожи. Это открытие принадлежит швейцарскому хирургу Жаку Ревердену и русскому хирургу С.С. Яновичу-Чайнському во второй половине XIX ст. (1870г.).
Трансплантация органов человеку впервые была осуществлена в ХХ ст. В частности, в 1933 г. украинский хирург Ю.Ю.Вороной провел трансплантацию почки больной, которая прожила после этого двое суток. Следующие исследования ученых дают возможность проводить такие операции на более высоком научном уровне. В 1963 г. успешно осуществлена трансплантация легкого, а в 1964 г. - печени. 1967 год ознаменовался, в частности, проводкам пересадки сердца человеку южноафриканским хирургом К.Бернардом. Некоторые больные после трансплантации почек прожили свыше 20 лет, сердца - свыше 10, печени - 6 лет.
Итак, трансплантации органов и других анатомических материалов человеку проводятся во многих медицинских учреждениях мира.
Важливоо указать, что трансплантация органов человека стала возможной в результате постепенного, вдоль столетий, научного решения таких проблем: переливание крови, искусственного дыхания, наркоза, реанимации, преодоление иммунной реакции отторжения органов, тепловой ишемии, борьбы с инфекциями, техники сосудистого шва, методики консервирования органов и тканей человека и их трансплантации, технического обеспечения применения трансплантации. Практически определенные морально-этические и правовые основы трансплантации, хотя ряд проблем и дальше остается контраверсійними. Человечество практически находится на начальном этапе развития этого метода лечения больных людей. В частности, не до конца решенная проблема биологической несовместимости тканей, пересаживание легких, селезенки, поджелудочной железы и т.п.. Перспективными есть исследования методики пересаживания главы и мозга человеку.
Украинская медицинская наука и практика также овладели методом трансплантации. Обычными стали пересаживания почек, сосудов, роговицы, хрусталика глазу, тканей опорно-рухового аппарата, костного мозга, кожи. Плодотворными есть исследования вопросов трансплантации печени. Понятно, что при таких условиях особой актуальности приобрело правовое обеспечение трансплантации. Если трансплантация стала следствием развития хирургии, как справедливо отмечают Л.В. Багрий-Шахматов и М.И.Авербах, то правовые проблемы возникли в связи с развитием трансилантології.
За годы независимости Украины законодательного решения приобрели важнейшие проблемы охраны жизни и здоровье человека. Имеется в виду не только то, что в ст.. 3 Конституции Украины человек, ее жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются высочайшей социальной ценностью, а в ст. 27 и 49 закрепленные права человека на жизнь и здравоохранение, медпомощь и медицинское страхование. Еще к принятию Конституции, в 1992 г., вступили в силу “Основы законодательства Украины о здравоохранении”, где здравоохранение определяется как система мероприятий, направленных на обеспечение сохранения и развития физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной биологически возможной индивидуальной продолжительности жизни (ст. 3). В ст. 5 “Основ” закреплено, что хорона здоровье - общая обязанность общества и государства, а в ст. 4 определенные основные принципы здравоохранения. Раздел второй “Основ” четко определяет права и обов”язки граждан в области охраны здоров”я, а раздел третий - основы организации охраны здоров”я. Именно в третьем разделе “Основ” урегулированные вопросы, которые имеют засадниче значение для трансплантации органов и других анатомических материалов человеку. Среди них: направление больных лечение за границу (ст. 36); представление медпомощи в неотложных и экстремальных ситуациях (ст. 37); выбор врача и лечебного учреждения (ст. 38); обязанность предоставления медицинской информации (ст. 39); врачебная тайна (ст. 40); общие условия медицинского вмешательства (ст. 42); согласие на медицинское вмешательство (ст. 43); применение методов профилактики, диагностики, лечение и лечебных средств (ст. 44); медико-біологічні эксперименты на людях (ст. 45); донорство крови и ее компонентов (ст. 46); трансплантация органов и других анатомических материалов (ст. 47); предоставление медпомощи больному в критическом для жизни состоянии (ст. 52) порядок обеспечения врачебными и иммунобиологическими трансплантатами (ст. 54); производство лечебных средств и иммунобиологических препаратов (ст. 55) и др.
Эти положения нашли свое развитие в таких законах Украины: “О донорстве крови и ее компонентов” (1995); “О лечебных средствах” (1996); “О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку” (1999), которые еще больше детализировали регулирование общественного отношения в этой сфере.
Кабинет Министров Украины, согласно ст.ст. 2, 15, 17, 19 и 22 Закона Украины “О донорстве крови и ее компонентов”, принял ряд постановлений: от 14 апреля 1997 г. №340 “Об утверждении Порядка заготовки и хранение собственной крови и (или) ее компонентов, полученных от других доноров, за личный счет”; от 16 июня 1998 г. №920 “Об утверждении Порядка переработки и хранение донорской крови и ее компонентов, реализации их и изготовление из них препаратов”; от 14 сентября 1998 г. №1427 “Об утверждении Порядка реализации за границы Украины компонентов донорской крови и препаратов, изготовленных из донорской крови и ее компонентов, а также вывоз из Украины донорской крови и ее компонентов”.
Во исполнение Закона Украины “О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку”, Министерство здравоохранения Украины выдало 25 сентября 2000 г. приказ №226 “Об утверждении нормативно - правовых документов по вопросам трансплантации”. Настоящим приказом утверждено: “Инструкцию относительно констатации смерти человека на основании смерти мозга”; “Инструкцию относительно изъятия органов человека у донора-трупа”; “Инструкцию относительно изъятия анатомических образований, тканей, их компонентов и фрагментов у донора-трупа”; “Перечень органов человека, разрешенных к изъятию у донора-трупа”; “Перечень анатомических образований, тканей, их компонентов и фрагментов и фетальних материалов, разрешенных к изъятию у донора-трупа и мертвого плода человека”; “Инструкция относительно изготовления біоімплантантів”; “Условия обеспечения сохранения анатомических материалов при их перевозке”.
Такая законодательная активность в сфере здравоохранения свидетельствует, с одной стороны, о расширении правового регулирования общественного отношения в этой сфере, а с другого - о вызревании предпосылок для новой кодификации законодательства о здравоохранении.
Вимкладене выше дает основания утверждать, что в Украине созданная определенная законодательная база для осуществления трансплантации органов и тканей человеку. Однако, как известно, установление порядка любого вида человеческой деятельности совсем не означает, что во всех случаях такой порядок будет придерживаться субъектами общественного отношения. Итак, актуальными есть проблемы ответственности лиц, виновных в его нарушении. В ст. 80 “Основ” указано, что лица, виновные в нарушении законодательства о здравоохранении, несут гражданскую, административную или уголовную ответственность согласно законодательству. Подобные указания содержатся в ст. 20 Закона “О донорстве крови и ее компонентов”, в ст. 27 Закона “О лечебных средствах” и в ст. 24 Закона “О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку”. Тем не менее развитие законодательства о здравоохранении и возникновении новых объектов правовой охраны не привели к изготовлению уголовно-правовых механизмов, способных эффективно противостоять посягательствам на эти объекты. Законодатель будто не замечает необходимости внесения соответствующих изменений в уголовный кодекс.
Анализ прежде упомянутых и других нормативных актов дает возможность прогнозировать возможные общественно опасные посягательства на установленный ими, в каждом случае отдельно, порядок: взятие гомотрансилантантів у живых доноров и в умерших; изготовление, ввоз, вывоз, хранение, реализации, применение біоімплантантів; применение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона; взятие, переработки, хранение, реализации и применение донорской крови и ее компонентов; проводка медико-біологічних экспериментов на людях; установление смерти человека; применение трансплантации; производства лечебных средств и иммунологических препаратов; обеспечение лечебными средствами и иммунологическими препаратами. Кроме этого, ст. 18 Закона “О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку” запрещает торговлю органами и другими анатомическими материалами человека, а ст. 53 “Основ законодательства Украины о здравоохранении” возлагает обязанность на органы и заведения здравоохранения принимать специальные меры профилактики и лечение социально опасных заболеваний. Другими словами, как выдается, четко очерчиваются новые потенциальные объекты уголовно-правовой охраны.
Учитывая то, что посягательство на названные объекты могут создавать угрозу жизни и здоровью человека как высочайшей ценности в Украине, необходимость криминализации таких действий более чем очевидная.
Новые составы преступлений, как выдается, нужно сконструировать как формальные, что даст возможность четко отмежевать их от сопредельных составов преступлений против лица.
Трансплантологія охватывает ряд прав и свобод человека, главным из которых есть право на жизнь, которой является объектом уголовно-правовой охраны. В практике трансплантології, как и в любой другой области медицины, преступления, содеянные врачами, не является чем-то абсолютно невозможным.
|