Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Нервно-психическое развитие ребенка раннего возраста.

Основные безусловные рефлексы у доношенных детей и сроки их выявления в норме

 

Название рефлекса Способ вызывания Рефлекторный ответ Сроки выявления
I.Орально-сегментарные автоматизмы
Ладонно-ротовой (Бабкина) Надавливание на область ладони Открывание рта, сгибание головы 0-3 мес
Хоботковый Быстрый легкий удар пальцем по губам Вытягивание губ "хоботком до 2-3 мес
Поисковый (Куссмауля) Поглаживание пальцем в области рта (не губ!) Опускание угла рта, поворот головы к раздражителю до 3-4 мес
Сосательный Вкладываие в рот соска, пальца, пустышки Сосательные движения до 1 года
II.Спинальные сегментарные рефлексы
Защитный Положить ребенка на живот Поворот головы в сторону до 3 мес
Опоры и автоматической походки   Удерживать ребенка верти кально на весу Поставить на опору Слегка наклонить вперед Сгибание ног во всех суставах Выпрямляет туловище, стоит на опоре на полусогнутых ногах на полной стопе Шаговые движения 1-1,5 мес  
Ползания (Бауэра) Ребенка укладывают на живот (1), к стопам подкладывают ладонь (2) Спонтанное "ползание"(1), отталкивание от ладони (2) 3 день- 4 мес
Хватательный (Робинзона)   Надвливание пальцем на ладонь Захватывание пальца, При этом ребенка можно приподнять вверх до 3-4 мес  
Рефлекс Галанта   Раздражается кожа спины паравертебрально вдоль   Изгибание спины дугой открытой к раздражителю позвоночника   5 день- 3(4)мес.  
Рефлекс Переза   Проведение пальцами с легким надавливанием от копчика к шее по остистым отросткам Крик, поднимание головы, разгибание туловища, сгибателей верхних и нижних конечностей до 3-4 мес  
Рефлекс Моро Удар по поверхности, на которой лежит ребенок или внезапные пасиивные движения в конечностях Отведение рук в стороны и открывание кулачков(Iфаза), возвращение к исходному положению (II фаза рефлекса) до 4-5 мес  
III.Миелэнцефальные позотонические рефлексы
Симметричные шейные тонические Пассивное сгибание головы Повышение флексорного тонуса в руках и экстензорного тонуса в ногах до 2 мес  
Асимметричные шейные тонические   Ребенок на спине, голова пасивно поворачивается к плечу   Разгибание конечностей на стороне, к которой повернуто лицо и сгибание противоположных -//-
Тонический лабиринтный     В положении на спине превалирует тонус разгибателей на животе-сгибателей -//-
IV.Мезенцефальные позотонические рефлексы
Шейная выпрям ляющая реакция Активный или пасссивный поворот головы в сторону Ротация туловища в сторону поворота головы Конец 1 мес
Туловищная выпрямляющая реакциия Соприкосновение стоп ре бенка с опорой   Выпрямление головы -//-
Рефлекс Ландау Ребенок удерживается свободно в воздухе лицом вниз   Вначале он поднимает спины и ног голову, затем возникает экстензия c 4-5 мес  

 



 

Оценивая высшую нервную деятельность ребенка и соответствие развития его ЦНС возрасту, необходимо помнить следующее: 1) дифференцировка нервных клеток, миелинизация проводящих путей и нервных стволов происходят в опреде­ленной последовательности; 2) образование условных рефлексов возможно лишь в результате многократного повторения раздражения и его подкрепления (в ран­нем детском возрасте — пищевая доминанта); 3) структурное совершенствование коры идет параллельно развитию функции, причем последняя при правильном воспитании (направленная выработка положительных и отрицательных условных связей) может опережать формирование морфологического субстрата и способ­ствовать ему.

Новорожденный большую часть суток спит, не всегда просыпаясь к моменту кормления, взор не фиксирует. При разворачивании потягивается, при­нимает физиологическую, эмбриональную позу, приводя согнутые руки и ноги к животу. Движения некоординированные, атетозоподобные, голова свисает. Тонус мышц-сгибателей повышен, положительны симптомы натяжения (Кернига, Брудзинского). Стабильно вызываются врожденные безусловные рефлексы — оральные (поисковый, ладонно-ротовой, хоботковый, сосатель­ный); спинальные - защитный (поворот головы набок в положении на животе), опоры (стоит на всей стопе при поддержке под мышки), автоматической ходьбы (переступает), ползания (отталкивается ножками от опоры в положении на животе и передвигается), хватательный (сжимает палец, прикоснувшийся к ладо­ни, висит на руках). На 2—3-й неделе вырабатывается первый условный рефлекс на подготовку к кормлению (смена пеленок, изменение положения) - поворот головы набок, поисковые и сосательные движения губ.

Ребенок 3 мес значительно более активен, настроение, как правило, благодушное. Он бодрствует между кормлениями по 1 - 1,5 ч. Интересуется игрушками, следит за ними, фиксирует взор, улыбается, узнает мать, гулит. Уве­личивается объем статики и движений, они становятся более целенаправленны­ми: ребенок хорошо держит голову в вертикальном положении и лежа на животе приподнимает грудь, тянется рукой к предмету, хватает его. Исчезают гипертонус сгибателей, симптомы натяжения, атетозоподобные движения, посте­пенно угасает часть безусловных врожденных рефлексов (защитный, хвататель­ный, опоры и автоматической ходьбы, ползания, оральные, кроме сосательного). Появляется надсегментарный ранний позотонический безусловный верхний рефлекс Ландау (в положении на животе поднимает голову, верхнюю часть туло­вища и руки; опираясь руками, удерживается в этой позе). Легко формируются условные рефлексы с участием зрительного и слухового анализаторов на основе пищевой доминанты, отчетлив рефлекс на время кормления.

Ребенок 6 мес подвижен, активен, эмоционален, благодушен. Повора­чивается в постели, смотрит и поворачивает голову в сторону звука, сидит (хотя сесть самостоятельно из положения лежа на спине не всегда может). Движения рук целенаправленны: ребенок хватает игрушку, играет ею, тянет в рот, бросает. Хорошо различает знакомые лица, подражая взрослым, в 7—8 мес произносит отдельные слоги, лепечит. Из врожденных рефлексов сохранен сосательный, к верхнему рефлексу Ландау присоединяется нижний (в положении на животе поднимает и разгибает ноги). Продолжается формирование сложных условных (поведенческих) рефлексов.

У ребенка 9 мес в поведе­нии начинают проявляться признаки сложной анализаторно-синтетической работы коры. Малыш стремится к общению, понимает обращенную к нему речь, выполняет простые зада­ния, произносит отдельные слова (ма­ма, па-па, ба-ба, дя-дя) и подража­тельные звуки (ав-ав, тик-так, му-му), проявляет свои желания, выборочно — вкус; начинает формироваться вто­рая сигнальная система. Хорошо сидит и садится сам, встает, держась за опору, и стоит при поддержке (рис. 3). Быстро ползает. Подражает дви­жениям взрослых.

Ребенок 1 - 1,5 лет очень подвижен, любопытен, общи­телен, игровым методом активно зна­комится с окружающим миром.

Любит играть с детьми, говорит 10—20 слов, знает названия частей тела и многих предметов. К 11/2—2 годам говорит короткими фразами. Хорошо различает запа­хи, шумы, звуки, охотно слушает музыку, самостоятельно ест ложкой. Выпол­няет несложные задания, понимает запрет. Приучается к опрятности. Ходит самостоятельно, приседает, чтобы поднять игрушку, влезает и слезает по сту­пенькам с помощью рук.

Ребенок 2 - 3 лет контактен, дружелюбен. К этому времени заканчи­вается первичная дифференцировка нервных клеток и миелинизация спинальных и периферических нервов. Ребенок переполнен массой впечатлений от внешнего мира, которые он не может анализировать самостоятельно, и поэтому постоянно прибегает к помощи взрослых (период вопросов) (рис. 4). Продолжают диффе­ренцироваться движения: ребенок бегает, играет с мелкими предметами, уштся ездить на велосипеде.

У ребенка от 3 до 5 летусложняется речь, образуются ассоциатив­ные связи, собственные суждения, полностью осознается личность («Я»), форми­руется характер, появляется тяга к самостоятельности, появляются упрямство, своеволие.

В это время психика ребенка очень восприимчива: он быстро запоминает сло­ва, легко учится иностранному языку, рисованию, музыке.

У ребенка 6 - 8 лет дифференцировка большей части коры большого мозга в основном заканчивается: вырабатываются активные тормозные процес­сы, легко формируются сложные условные рефлексы. Хорошо развита мотори­ка. Речь включает длинные фразы, ребенок может передать свои мысли и впечат­ления, легко овладевает навыками чтения и письма. Однако преобладают еще игровые элементы деятельности, отсутствуют возможности длительного сосредо­точения, самокритики и самоконтроля. Адаптация к коллективу (в школе) нередко затруднена.

В школьном и подростковом возрасте совершенствуется анализаторная и синтезирующая деятельность коры большого мозга, закрепля­ются реакции активного торможения, ассоциативные связи. Дискоординация гормональных процессов в пубертатном периоде приводит к неустойчивости на­строения, излишней эффективности, снижению мышечного тонуса и некоторой дискоординированности движений, функциональным изменениям внутренних органов, сосудистым проявлениям. Несовершенна и вегетативная регуляция: от­мечаются потливость, нарушения трофики кожи, лабильность вазомоторных ре­акций, неустойчивость артериального давления. Физическое развитие в это время в связи с акселерацией нередко опережает нервно-психическое, что может привести и к функциональным расстройствам нервной системы.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.