Обратная связь
|
Нервно-психическое развитие ребенка раннего возраста. Основные безусловные рефлексы у доношенных детей и сроки их выявления в норме
Название рефлекса
| Способ вызывания
| Рефлекторный ответ
| Сроки выявления
| I.Орально-сегментарные автоматизмы
| Ладонно-ротовой (Бабкина)
| Надавливание на область ладони
| Открывание рта, сгибание головы
| 0-3 мес
| Хоботковый
| Быстрый легкий удар пальцем по губам
| Вытягивание губ "хоботком
| до 2-3 мес
| Поисковый (Куссмауля)
| Поглаживание пальцем в области рта (не губ!)
| Опускание угла рта, поворот головы к раздражителю
| до 3-4 мес
| Сосательный
| Вкладываие в рот соска, пальца, пустышки
| Сосательные движения
| до 1 года
| II.Спинальные сегментарные рефлексы
| Защитный
| Положить ребенка на живот
| Поворот головы в сторону
| до 3 мес
| Опоры и автоматической походки
| Удерживать ребенка верти
кально на весу
Поставить на опору
Слегка наклонить вперед
| Сгибание ног во всех суставах
Выпрямляет туловище, стоит на опоре на полусогнутых ногах на полной стопе
Шаговые движения
| 1-1,5
мес
| Ползания
(Бауэра)
| Ребенка укладывают на живот (1), к стопам подкладывают ладонь (2)
| Спонтанное "ползание"(1), отталкивание от ладони (2)
| 3 день-
4 мес
| Хватательный
(Робинзона)
| Надвливание пальцем на
ладонь
| Захватывание пальца,
При этом ребенка можно приподнять вверх
| до 3-4
мес
| Рефлекс
Галанта
| Раздражается кожа спины
паравертебрально вдоль
| Изгибание спины дугой
открытой к раздражителю
позвоночника
| 5 день-
3(4)мес.
| Рефлекс
Переза
| Проведение пальцами с
легким надавливанием
от копчика к шее по остистым отросткам
| Крик, поднимание головы, разгибание туловища, сгибателей верхних и нижних конечностей
| до 3-4
мес
| Рефлекс Моро
| Удар по поверхности, на
которой лежит ребенок
или внезапные пасиивные
движения в конечностях
| Отведение рук в стороны
и открывание кулачков(Iфаза), возвращение к исходному положению (II фаза рефлекса)
| до 4-5
мес
| III.Миелэнцефальные позотонические рефлексы
| Симметричные
шейные тонические
| Пассивное сгибание головы
| Повышение флексорного тонуса в руках и экстензорного тонуса в ногах
| до 2
мес
| Асимметричные
шейные тонические
| Ребенок на спине, голова
пасивно поворачивается к
плечу
| Разгибание конечностей на
стороне, к которой повернуто лицо и сгибание противоположных
| -//-
| Тонический
лабиринтный
|
| В положении на спине превалирует тонус разгибателей
на животе-сгибателей
| -//-
| IV.Мезенцефальные позотонические рефлексы
| Шейная выпрям
ляющая реакция
| Активный или пасссивный
поворот головы в сторону
| Ротация туловища в сторону поворота головы
| Конец
1 мес
| Туловищная выпрямляющая реакциия
| Соприкосновение стоп ре
бенка с опорой
| Выпрямление головы
| -//-
| Рефлекс Ландау
| Ребенок удерживается свободно в воздухе лицом
вниз
| Вначале он поднимает
спины и ног
голову, затем возникает
экстензия
| c 4-5
мес
|
Оценивая высшую нервную деятельность ребенка и соответствие развития его ЦНС возрасту, необходимо помнить следующее: 1) дифференцировка нервных клеток, миелинизация проводящих путей и нервных стволов происходят в определенной последовательности; 2) образование условных рефлексов возможно лишь в результате многократного повторения раздражения и его подкрепления (в раннем детском возрасте — пищевая доминанта); 3) структурное совершенствование коры идет параллельно развитию функции, причем последняя при правильном воспитании (направленная выработка положительных и отрицательных условных связей) может опережать формирование морфологического субстрата и способствовать ему.
Новорожденный большую часть суток спит, не всегда просыпаясь к моменту кормления, взор не фиксирует. При разворачивании потягивается, принимает физиологическую, эмбриональную позу, приводя согнутые руки и ноги к животу. Движения некоординированные, атетозоподобные, голова свисает. Тонус мышц-сгибателей повышен, положительны симптомы натяжения (Кернига, Брудзинского). Стабильно вызываются врожденные безусловные рефлексы — оральные (поисковый, ладонно-ротовой, хоботковый, сосательный); спинальные - защитный (поворот головы набок в положении на животе), опоры (стоит на всей стопе при поддержке под мышки), автоматической ходьбы (переступает), ползания (отталкивается ножками от опоры в положении на животе и передвигается), хватательный (сжимает палец, прикоснувшийся к ладони, висит на руках). На 2—3-й неделе вырабатывается первый условный рефлекс на подготовку к кормлению (смена пеленок, изменение положения) - поворот головы набок, поисковые и сосательные движения губ.
Ребенок 3 мес значительно более активен, настроение, как правило, благодушное. Он бодрствует между кормлениями по 1 - 1,5 ч. Интересуется игрушками, следит за ними, фиксирует взор, улыбается, узнает мать, гулит. Увеличивается объем статики и движений, они становятся более целенаправленными: ребенок хорошо держит голову в вертикальном положении и лежа на животе приподнимает грудь, тянется рукой к предмету, хватает его. Исчезают гипертонус сгибателей, симптомы натяжения, атетозоподобные движения, постепенно угасает часть безусловных врожденных рефлексов (защитный, хватательный, опоры и автоматической ходьбы, ползания, оральные, кроме сосательного). Появляется надсегментарный ранний позотонический безусловный верхний рефлекс Ландау (в положении на животе поднимает голову, верхнюю часть туловища и руки; опираясь руками, удерживается в этой позе). Легко формируются условные рефлексы с участием зрительного и слухового анализаторов на основе пищевой доминанты, отчетлив рефлекс на время кормления.
Ребенок 6 мес подвижен, активен, эмоционален, благодушен. Поворачивается в постели, смотрит и поворачивает голову в сторону звука, сидит (хотя сесть самостоятельно из положения лежа на спине не всегда может). Движения рук целенаправленны: ребенок хватает игрушку, играет ею, тянет в рот, бросает. Хорошо различает знакомые лица, подражая взрослым, в 7—8 мес произносит отдельные слоги, лепечит. Из врожденных рефлексов сохранен сосательный, к верхнему рефлексу Ландау присоединяется нижний (в положении на животе поднимает и разгибает ноги). Продолжается формирование сложных условных (поведенческих) рефлексов.
У ребенка 9 мес в поведении начинают проявляться признаки сложной анализаторно-синтетической работы коры. Малыш стремится к общению, понимает обращенную к нему речь, выполняет простые задания, произносит отдельные слова (мама, па-па, ба-ба, дя-дя) и подражательные звуки (ав-ав, тик-так, му-му), проявляет свои желания, выборочно — вкус; начинает формироваться вторая сигнальная система. Хорошо сидит и садится сам, встает, держась за опору, и стоит при поддержке (рис. 3). Быстро ползает. Подражает движениям взрослых.
Ребенок 1 - 1,5 лет очень подвижен, любопытен, общителен, игровым методом активно знакомится с окружающим миром.
Любит играть с детьми, говорит 10—20 слов, знает названия частей тела и многих предметов. К 11/2—2 годам говорит короткими фразами. Хорошо различает запахи, шумы, звуки, охотно слушает музыку, самостоятельно ест ложкой. Выполняет несложные задания, понимает запрет. Приучается к опрятности. Ходит самостоятельно, приседает, чтобы поднять игрушку, влезает и слезает по ступенькам с помощью рук.
Ребенок 2 - 3 лет контактен, дружелюбен. К этому времени заканчивается первичная дифференцировка нервных клеток и миелинизация спинальных и периферических нервов. Ребенок переполнен массой впечатлений от внешнего мира, которые он не может анализировать самостоятельно, и поэтому постоянно прибегает к помощи взрослых (период вопросов) (рис. 4). Продолжают дифференцироваться движения: ребенок бегает, играет с мелкими предметами, уштся ездить на велосипеде.
У ребенка от 3 до 5 летусложняется речь, образуются ассоциативные связи, собственные суждения, полностью осознается личность («Я»), формируется характер, появляется тяга к самостоятельности, появляются упрямство, своеволие.
В это время психика ребенка очень восприимчива: он быстро запоминает слова, легко учится иностранному языку, рисованию, музыке.
У ребенка 6 - 8 лет дифференцировка большей части коры большого мозга в основном заканчивается: вырабатываются активные тормозные процессы, легко формируются сложные условные рефлексы. Хорошо развита моторика. Речь включает длинные фразы, ребенок может передать свои мысли и впечатления, легко овладевает навыками чтения и письма. Однако преобладают еще игровые элементы деятельности, отсутствуют возможности длительного сосредоточения, самокритики и самоконтроля. Адаптация к коллективу (в школе) нередко затруднена.
В школьном и подростковом возрасте совершенствуется анализаторная и синтезирующая деятельность коры большого мозга, закрепляются реакции активного торможения, ассоциативные связи. Дискоординация гормональных процессов в пубертатном периоде приводит к неустойчивости настроения, излишней эффективности, снижению мышечного тонуса и некоторой дискоординированности движений, функциональным изменениям внутренних органов, сосудистым проявлениям. Несовершенна и вегетативная регуляция: отмечаются потливость, нарушения трофики кожи, лабильность вазомоторных реакций, неустойчивость артериального давления. Физическое развитие в это время в связи с акселерацией нередко опережает нервно-психическое, что может привести и к функциональным расстройствам нервной системы.
|
|