Методы изучения спроса на товары. Для изучения и прогнозирования спроса сущ ряд методов выбор которых зависит от типа товар, вида изучаемого спроса и целей проводимого анализа.
Анализ реализованного спроса заключ в изучении ассортиментной струкры продаж в учете движения тов запасов. Рассчитывается «величина реализов спроса за период изучения= (запасы на начало перода+ поступление товаров)-(запасы на конец периода+ документированный расход товаров за аналогичный период,не являющийся продажей)»
Изучение неудовлетворённого спроса осуществляется путём фиксации запасов потребителей, при этом фиксируется не только наименование товара и степень регулярности, и массовость спроса, но и характеристики товара. «Величина неудовлетворённого спроса= средний размер покупки*кол-во случаев неудов спроса за период изучения»
Формирующийся спрос изучают с помощью выставки-продажи, выставки-просмотры, устные письменные опросы потребителей, дегустации, путём наблюдения за ходом продажи новых или малоизвестных товаров.
Универсальным методом изучения всех видов спроса явл. Анкетный опрос.
Предложение товара.Основные направления и методы изучения предложения.
*Предложение- это кол-во товара или предложение услуги, кот. Производители готовы продать по определённой цене а опред период.
При высоких ценах продавцы выставляют большое количество товара стремясь получить большую выгоду, при росте цен кривая предложения возрастает.
Через цену товара , производитель получает информацию о том в какой степени и мере общество нуждается в его проудкции.
Главным факторомвлияющим на величину предложения является цена,кроме ценовых фактороы на предл влияют издержки производства, изменение источников ресурсов, изм налоговой политиуи, изм стоимости факторов производства.
Эластичность предложения- показатель относительного изменения предлагаемого на рынке кл-ва товара в соотношении с относительным изменением конкурентной цены.
*Основные направления исследования предложения:
1)исследование динамики предложения
2)исследование структуры предложения(проводятся с целью выявления имеющихся пропорций в его составе в зависимости от критериев структуры , товароведные характеристики , целевой рынок , специфика форм предьявления спроса.)
3)изучение локализации предложения которая проводится для определения , продолжительности его нахождения в звеньях его происхождения.
4)изучение возвраста предложения-проводится с помощью жизненного цикла продуктов,вкл.также этапы внедрение на рынок , рост , зрелость ,спад.
Особености спроса и предложения на рынке организаций.
Продукция Производственно-Технического Назначения-
продукция, предназначенная для производственного потребления, включает в себя сырье, материалы, топливо, комплектующие, инструменты, машины, запасные части, полуфабрикаты и т.п.
Особенности:
1) спрос является вторичным , производным от спроса потреб.рынке.
2)спрос нестабилен и подвержен влиянию факторов макросреды
3)спрос ограничен возможностью производства и экономическими соображениями
4) рынки пптн имеют сезонные всплески
5)спрос неэластичен в большенсве случаев
6)спрос имеет разнородныйхарактер
Выборка охватывает предприятия она невелика и замены невозможны.
Побудительные,мотивные по степени распологают следующим образом:
1)качество
2)тех.обслуживание
3)цена
Содержание и роль маркетингового прогнозирования.Качественные методы прогнозирования.
Сущность маркетинга состоит в способности компании адаптироватся к рынку и влиять на него.Этим двум напрвлениям соответствуют :
1)прогнозирование спонтанных изменений рынка.
2)прогнозирование его возможных реакций на действие компании.
*Прогноз-представляет собой систему научно аргументированных представлений о будующем развитии явления которые потвержденны анализом эмпирических данных ,носят вероятностный характер ,имеют пространственный и временной интервал.
*Обьекты прогнозирования в маркетинге-
1)макроэкономическая среда(прогнозирование демографических ,экономических , институциональных , культурных или технологических явлений, способных повлиять на деятельность организации) Обычно осуществляются в рамках прогнозирования спонтанных изменений.
2)Поведение некоторых групп населения.(потребителей,конкурентов,посредников)Речь идет о прогнозирование того что сделают или что подумают , представители целевой группы .Этот тип прогнозирования может касатся или спонтанного изменения целевой группы или возможной реакции на предприятие компании.
3) Продажи (их прогнозирование имеет первастепенную важность для предприятий торговли.)
*Горизонты прогнозирования:
А)краткосрочные период(несколько дней до 1-го года)-факторы влияющие на рынок носят конъюнктурный характер
Б)среднесрочные периоды(от 1-5 лет)-макроэк среда изменяется незначительно
В)долгосрочные(на период более 5 лет).-моут происходить глубокие изменения окружающей среды
*Качественные методы прогнозирования:
Качественные методы прогнозирования(субьективныее)-предпологают что процесс используемые для формирования прогноза не изложенны в явной форме и не отделимы от лица делающего прогноз.При составлении прогонозов доминируют опыт ,интуиция .творчество,воображение.прогноз зависит от того кто его делает.
1.1)экспертная оценка-заключается в том что у людей которых считают компетентными в данной области ,узнают их мнение по поводу изменения в этой области.Экспертами могут быть сотрудники , но чаще всего приглашенные со стороны.
1.2)Аналитическое прогнозирование продаж (прогнозируется не весь рынок ,а отдельные его сегменты.)методы:
А)прогнозирование продаж с помощью сложения сегментов рынка или клиентуры потенциал каждого отдельно и потом они сумируются.
Б)низходящий метод(метод матрешки).начинают с прогноза динамики общего рынка и заканчивают прогнозом продаж конкретного товара.
В)метод цепи коэффициентов соответствуют ожидаемому эффекту, от некоторых предвидемых событий и планируемых маркетинговых мероприятий.
1.3)прогнозы продавцов.Они хорошо знают поведение потребителей и могут иметь самостаятельную мнение относительно его изменений в будующем.Этот метод может быть применен для прогноза собственных продаж компании.
1.4)опрос потребителей с целью определения намерений о покупке.
Содержание и роль маркетингового прогнозирования . Количественные методы прогноз.
Сущность маркетинга состоит в способности компании адаптироватся к рынку и влиять на него.Этим двум напрвлениям соответствуют :
1)прогнозирование спонтанных изменений рынка.
2)прогнозирование его возможных реакций на действие компании.
*Прогноз-представляет собой систему научно аргументированных представлений о будующем развитии явления которые потвержденны анализом эмпирических данных ,носят вероятностный характер ,имеют пространственный и временной интервал.
*Обьекты прогнозирования в маркетинге-
1)макроэкономическая среда(прогнозирование демографических ,экономических , институциональных , культурных или технологических явлений, способных повлиять на деятельность организации) Обычно осуществляются в рамках прогнозирования спонтанных изменений.
2)Поведение некоторых групп населения.(потребителей,конкурентов,посредников)Речь идет о прогнозирование того что сделают или что подумают , представители целевой группы .Это тем прогнозирование может касатся или спонтанного изменения целевой группы или возможной реакции на предприятие компании.
3) Продажи (их прогнозирование имеет первастепенную важность для предприятий торговли.)
*Горизонты прогнозирования:
А)краткосрочные период(несколько дней до 1-го года)
Б)среднесрочные периоды(от 1-5 лет)
В)долгосрочные(на период более 5 лет).
*Количественные методы-Основанны на том что процессы прогнозирования четко сформулированы и могут быть воспроизведены в другими лицами которые неизбежно приведут к формированию такого же прогноза.
I)
1)метод абсолютного среднего прироста.(когда прогнозируются явление изменений в арифметической прогрессии.)
Дельтау=yn-y1/n-1(n- колво лет на кот у нас есть данный, к- колво лет на кот мы делаем прогноз) прогноз: уп+к= уп+ дельта у*к
2)Метод среднегодового темпа роста.
Данный метод применим тогда когда показатель изменяется в геометрической прогрессии
I sred=koreni п-1 iz Yn /Y1, где I sred – средн.роста. прогноз: у=уп*ik
II)Статистические методы-экстрополяции тенденций.
Экстрополяция распространение с прошлого на будующее.
Они подразумевают наличие точных данных и применение сложных статистических методов. Их можно разделить на 2 категории:
1)методы выравнивания и сглаживания кривых основанных на простых показателях.
А)граффическая экстраполяция
Б)скользящее среднее значение и экспоненциальные сглаживания
В)линейные регресии
Г)анализ S-образных кривых.
2)методы декомпозии прошлых тенденций.
Они заключаются в разложении тенденций на элементы , изменения которых анализируются и экстрополяц.по отдельности.
А)анализ сезонных колебаний
Б)продажа основного оборудования и продажа зам.товаров
В)первые и повторные покупки.
III) Экспликативные модели-принцыпы их действия состоят в выявлении точной зависимоти прогнозируемых явлений . и некоторыми зависимыми переменными которые как предпологаются могут в значительной мере на него воздействовать.:а)модели ответных реакций с 1 или 2-мя переменными.б)эконометрические модели общего спроса.
IV)Эксперементальные методы
А)тесты(предпологают опрос целевой аудитории с целью изучения ее реакции на маркетинговые действия по одной переменной комплекса маркетинга.* бывает тестирование концепции товаров.* товара , названия,упаковки,цен.)
Б)контрольные рынки.
Их цель составление прогноза в аспекте не только ментальной реакции но и повиденческий реакции.
|