Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема: Методика ознакомления детей дошкольного возраста с книжной графикой.

План.

  1. Понятие книжная графика.
  2. Значение книжной графики для развития ребёнка.
  3. Задачи ознакомления детей с книжной графикой.
  4. Общие вопросы организации занятий.
  5. Методика ознакомления с книжной иллюстрацией.

 

Вопрос

Графика - это вид изобразительного искусства, вклю­чающий изображение, рисунок, выполненные художником на бумаге, картоне карандашом, пером, углем, пастелью, кистью, а также с помощью специальных приспособлений и машин, печатающих большое количество экземпляров (гравюра на дереве, на металлической доске, линолеуме и пр.; литографию, монотипия и др.).

Виды графики:

1. Станковая графика.

2. Книжная и газетно-журнальная графика.

3. Плакат.

4. Промышленная графика.

5. Компьютерная графика.

 

Особенность книжной графики как вида изобразительного искусства состоит в том, что ее образный строй опирается на данную литературную канву и подчинен определенной за­даче — освещению и пояснению текста. Как средство наглядности иллюстрация находится в тесной зависимости от идейно-образной структуры литературного произведения, выступает в синтезе со всеми элементами книги, и главное — с текстом произведения, его сюжетом, жанром и стилем.

Основными средствами выразительности иллюстрации как вида графики являются: линейный рисунок, штрихи, точки, пятно. При помощи этих средств книжная иллюстрация передает особенности харак­тера и состояния изображаемого объекта (покой и движение, психологическое состояние).

Цвет в графическом изображении более плоскостен, условен, чем в живописи. Цвет — это не только способ украшения книги, но и средство передачи настроения героев, их состояния, отношения автора к изо­бражаемому. У каждого художника своя манера использования цвета. Например, в иллюстра­циях Ю. Васнецова удивительно точно определены пропорции реалистического и фантасти­ческого цвета. Цвет у него «привязан» к предмету: волк — серый, гуси — белые, лиса — рыжая. Васнецовский цвет конкретен, его легко назвать. Это цветовая азбука, помогающая ребенку осмыслить цвет и его значение. Впечатления сказочности художник добивается с помощью своеобразного приема, условно названного «принципом волшебного фонаря». Ра­достно и празднично освещая желтым, красным, синим или розовым «светом» забавные сценки, художник привлекает внимание зрителя неожиданностью цветового фона страницы, используя близкий детям прием быстрой смены впечатлений. Но каждое цветовое пятно иллюстрации, «настроенное» в соответствии со звучанием цветового фона, живет собственной жизнью, включаясь в общую композицию.



Композиция в книге играет большую роль. Важна не только композиция отдельных стра­ниц, но и всего макета книги. Рисунки в детской книге тесно связаны с текстом, размещаются рядом с соответствующими строками. Художники-иллюстраторы избегают сложных ракурсов, тактично применяют перспективу, светотень (что вызвано особенностями восприятия детей), выделяют в иллюстрации самое основное, четко строят композицию. Способы макетирования различны. Мастерски реализованная динамика книжной структуры рождает оригинальный пространственный и цветовой ритм книги. Типы макетов книжек для маленьких детей раз­личны: книжка-игрушка, книжка-образ, книжка-ширма, книжка-сцена, книжка-альбом и, наконец, книжка-тетрадка. Особые черты имеет и оформление детской книги. Так, например, в книге для детей не обязательно сохраняется вся структура книги для взрослых (супероб­ложка, переплет, форзац, фронтиспис, титульный лист и т.д.). Особый характер оформле­ния — его наглядность, стройность, занимательность — отличает книжную графику для детей.

 

Вопрос

Значение книжной графики для развития ребёнка.

Однако особая роль принадлежит иллюстрации в эсте­тическом воспитании детей. Рисунки в книге являются од­ними из первых произведений изобразительного искусства, с которыми встречается ребенок в дошкольном детстве.

Художественной иллюстрации не всегда уделяется должное внимание: ее зачастую используют лишь как дидактический материал — средство для узнавания героев, в то время как роль иллюстрации в книге, и особенно в детской книге, значительно важнее и сложнее. Книжная иллюстрация дает ребенку ценностные ориентиры не только в понятиях добра и зла, но и в средствах выразительности изобрази­тельного искусства, особым видом которого она является.

Художниками — иллюстраторами детской книги создано множество прекрасных образ­цов оригинального художественного творчества. Разглядывая книжку с картинками, ребенок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутрен­него созвучия литературных и зримых образов. Иллюстрация дает простор и собственному творчеству ребенка, его воображению.

Книга — это произведение искусства, подлинник, созданный рукой художника-мастера и вобравший в себя труд многих людей: писателя, редакторов, печатников. Относиться к книге следует бережно и с уважением. Воспитывается такое отношение с детства.

 

Вопрос.

В программе обучения и воспитания в детском саду в разделе «Графика» выделено ознакомление с творчеством художников-иллюстраторов детской книги, которые вош­ли в золотой фонд нашей страны (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, А. Пахомов, В. Лебедев, В. Конашевич и др.).

Задачи занятий по графике.

Учить детей:

  • понимать содержание книги и узнавать персонажи,
  • выделять особенности их внешнего вида, определять их характер, настроение;
  • узнавать некоторых художников по манере рисунка, особенностям создания образа;
  • выделять выразительные средства (цвет, композиция, украшения, одежда, поза, движение, материалы).

 

Вопрос.

Общие вопросы организации занятий.

Зада­ча воспитателя — ввести малыша в созданный художни­ками мир линий и красок, научить видеть их красоту, по­нимать их язык.

Решение этой задачи требует планомерной и постоян­ной работы с детьми. Ее проводят во всех возрастных группах дошкольного учреждения (начиная со второй младшей), постепенно усложняя. У самых маленьких детей воспитывают умение эмоционально откликаться на рису­нок, иллюстрацию, воспринимать яркость цветовых обра­зов. Детей четырех лет учат осознавать содержание рисун­ка, обращают их внимание на изобразительные средства. В старшей группе у дошкольников развивают художест­венный вкус, формируют интерес к изобразительному ис­кусству, знакомят с выразительными средствами книжной графики. У детей шести лет наряду с эмоциональным и эстетическим восприятием художественного образа фор­мируют простейшие представления о средствах художест­венной выразительности.

Знакомство детей с рисунками художников-иллюстра­торов осуществляется как на занятиях по изобразитель­ной деятельности, развитию речи, ознакомлению с окру­жающим, так и на специальных.

Занятия по ознакомлению с произведениями изоб­разительного искусства с детьми старшего дошкольно­го возраста проводятся не менее одного раза в месяц (за счет занятий по рисованию, лепке, аппликации).

Занятия проводятся в группе, в зале, в музеях детского сада, в музеях района, города.

Занятие может быть посвящено одному виду искусства (живописи, графике и пр.), одному жанру (портрет, пей­заж, натюрморт и пр.) или на определенную тему подби­раются разные виды искусства (образ детей в живописи, графике, скульптуре малой формы), или рассматривает­ся, в разных видах искусства разрабатывается тот или иной жанр, например анималистический жанр (графика, скуль­птура малой формы).

Занятие может быть посвящено теме сочетания разных видов искусства (изобразительное искусство, музыка, ху­дожественное слово).

Ознакомление с произведениями искусства как часть занятия по изобразительной деятельности (ри­сование, лепка, аппликация).

В первой части занятия, с учетом темы и вида изобрази­тельной деятельности, продолжается работа по ознаком­лению детей с изобразительным искусством. Рассматривая произведения искусства, дети учатся выделять выразительные средства, которыми пользуется автор произведения (цвет или композиция, или материалы). Например; какого цвета снег, небо и как это передает художник, какие цвета характерны для осени, зимы и т.п.

Во второй части занятия дети выпол­няют задание по рисованию, лепке или аппликации на тему, которая соответствует содержанию занятия.

Музыка затрагивает эмоции ребенка. Рассматривая кар­тину, скульптуру под музыку, ребенок тоньше чувствует, лучше понимает замысел художника (К. Тарасова).

В каждой части занятия музыка используется с разной целью. В первой части занятия воспитатель создает с по­мощью музыки возможность эмоционального отношения к изображаемому образу. Во второй части музыка чаще служит фоном занятия, ребенок попадает в мир изобра­жения. Здесь важно, чтобы музыка соответствовала теме, звучала не очень громко и не тихо. В третьей части занятия музыка помогает прочувствовать выразительность образа и найти ребенку решение этой задачи в своей работе.

О.П. Радынова подобрала музыкальные произведения в сборнике по темам: музыка, выражающая настроение, чувства, характер людей; музыка, помогающая «слышать» птиц, животных; музыка и природа; музыка и сказки; му­зыкальные инструменты и игрушки.

 

Все это поможет воспитателю использовать необходимый материал на заняти­ях.

К каждому занятию (книга Грибовская А.А.) дается конспект, куда входят сле­дующие плановые компоненты занятия:

  • программное содержание (задачи, которые решает воспитатель на занятии);
  • материал (подобран из: произведений изобразитель­ного искусства, музыкальных и художественных произ­ведений, диапозитивов, видео, а также изобразитель­ных материалов (гуашь, акварель и пр.), бумаги А4 (альбомный лист), А1 (лист ватмана), АЗ и т.д.);
  • ход занятия (включает в себя: выставки произведений искусства на занятиях, в какой последовательности и как рассматриваются: все сразу, чтобы создать общее впе­чатление или одно произведение, сравнение двух-трех произведений и т.д.);
  • рассказ воспитателя (скомпонован из материала, ко­торый воспитатель считает необходимым сообщить де­тям на основе программного содержания, дается опи­сание двух-трех картин, чтобы воспитатели могли выб­рать наиболее удачные при проведении занятия);
  • вопросы к детям (направлены на понимание содержания произведения искусства, выделение выразительных средств для передачи образа, а главное - чтобы научить детей формулировать свое отношение к прекрасному, свои чувства, которые оно вызывает); задания (по рисованию, лепке, аппликации только называются, но не раскрываются, их выбор зависит от впе­чатлений детей, их наблюдений);
  • советы воспитателю, родителям (направлены на то, чтобы воспитатели в предварительной работе, на заня­тиях, а родители - дома продолжали заниматься с детьми, музеи, выставки - это поможет лучшему решению задач по художественному воспитанию дошкольников).

 

Специфика этой работы требует от педагога опреде­ленного рода знаний, некоторой специальной подготовки.

 

В детских садах надо создавать художе­ственный фонд - подбирать произведения изобразитель­ного искусства: предметы народного декоративно-приклад­ного искусства; скульптуру малой формы, произведения графики, живописи (репродукции кар­тин и картины), а также дополнительный материал: диапо­зитивы, диафильмы, видеофильмы.

Необходимо определить ближайшие музеи, выставочные залы, памятники, интересные здания, которые находятся недалеко от детского сада в районе и могут быть рекомен­дованы родителям для посещения с детьми.

На основе этих материалов по каждому виду искусства целесообразно создать перспективные планы обучения для всех возрастных групп, чтобы работа проводилась последова­тельно, постепенно усложнялась, расширяя и уточняя зна­ния детей.

В перспективном плане на год учитывались разные фор­мы работы:

  • посещение выставок;
  • занятия по ознакомлению детей с искусством;
  • занятия по рисованию, лепке, аппликации.

Выставки по всем видам изобразительного искусства проводятся перед занятиями или после занятий, на кото­рых знакомят детей с данным видом искусства. Выставки постепенно обновляются, появляются новые произведения. На выставках предполагается индивидуальная работа с от­дельными детьми, с небольшой подгруппой, чтобы успеть побеседовать с каждым, понять, как он воспринимает про­изведение искусства. Родителям предлагают продолжить работу с ребенком дома.

Выставки организуются в детском саду в группе или им выделяется определенное место: коридоры, зал, мини-музей детского сада.

С детьми младшего и среднего дошкольного воз­раста сначала изучается произведение одного художни­ка, со второй половины года организуются выставки, где дети могут сравнить несколько произведений этого художника, а также увидеть работы других художников. Дети, рассматривая произведения искусства - графику, скуль­птуру малых форм, узнают знакомые образы, называют художников, сравнивают персонажи Е. Чарушина и Е. Рачева, Ю. Васнецова и Е. Рачева, Е. Чарушина и В. Лебеде­ва и т.д., учатся определять образы животных - реальные и сказочные, выразительные средства, которые исполь­зует художник (цвета, их тона, дальний и передний план, герои - главные и второстепенные, их одежда и пр.).

Детей учат видеть содержание, выделять и называть персонажи, определять их характер, настроение (добрый, злой, хитрый, веселый и пр.) и как это передал художник, скульптор, народный мастер.

Вопрос

Методика ознакомления с книжной иллюстрацией.

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3—4 года)

Задачи:

- вы­звать у малышей интерес к книжке, к содержа­щимся в ней рисункам,

- желание внимательно их рассматривать — «читать» рисунки, узнавать зна­комые образы,

- эмоционально откликаться на них, испытывая радость и удовольствие от встречи с ними.

- при рассматривании рисунков надо побуж­дать детей слушать текст и соотносить его с оп­ределенной картинкой;

- обращать внимание детей на некоторые средства художественной вырази­тельности — форму, строение, позу, жест, фактуру поверхности (пушистый, лохматый и т.д.), цвет, положение в пространстве;

- при чтении или рас­сказывании подражать голосам, позам, движениям знакомых детям зверей, птиц.

- У детей следует формировать представление о книге как особом предмете, к которому необходи­мо относиться бережно.

- Нужно доступно объяс­нять значение рисунков в книге, рассказывать о тех, кто создает эти рисунки, — о художниках.

Первая книжка для детей младшего возраста — это книжка с «сюрпризом». Раскрывая твердую об­ложку такой книги, ребенок видит нечто неожи­данное: возникает почти объемный образ щенка, белочки, петушка и т.д. Это вызывает удивление ребенка, радость, и он многократно открывает и закрывает книжку.

Книжка-образ обычно содержит плоскостное силуэтное изображение какого-либо предмета (со­бачка, матрешка, кукла), но на каждой страничке он предстает по-разному.

В младшем дошкольном возрасте дети с удоволь­ствием рассматривают книжку-альбом, каждая страничка которого посвящена изображению одно­го или двух героев. При этом текста может и не быть.

Основным видом деятельности детей 2—3 лет является игра с предметами. Взрослый, учитывая это, предлагает детям книжку-раскладушку, книж­ку-ширму. Прослушав текст и рассмотрев книжку, ребенок включает ее в свою игру: строит из нее домик, использует как ширму, прячась за нее и выглядывая. При этом он видит картинки в не­обычном положении.

Задача взрослого — привлечь внимание ребенка к иллюстрации, ее художественным образам. Здесь существенную роль играют вопросы: «Кто это?», «Какой он?». Ответ на вопрос «Какой?» требует оп­ределенного описания как внешнего вида (большой или маленький, белый или красный, пушистый или лохматый и т. д.), так и эмоционального состояния, характерных черт героя (веселый, забавный, груст­ный, хитрый и т.д.). Вопросы взрослого заставляют ребенка внимательно вглядываться в образ, устанав­ливать некоторые связи (в том числе и с собствен­ными чувствами), делать несложные выводы. Обра­щая внимание ребенка на главное, мы усиливаем его эмоциональное отношение к изображаемому. При рассматривании картинки можно попросить малыша выполнить ряд игровых действий: «погла­дить зайчика», «покормить цыплят», «покричать как петушок» или «помяукать как котенок» («Как лает собачка? Как мычит коровка?»); принять опреде­ленную позу, чтобы почувствовать состояние героя.

Можно предложить ребенку игру «Расскажи, что ты видишь». Взрослый, поощряя вниматель­ность малыша, говорит: «А я еще вот что вижу...», — вовлекая его в своеобразное соревно­вание, побуждая к наблюдательности и разговору. При этом важно использовать образные слова, на­родные выражения: «травушка-муравушка», «сол­нышко-ведрышко», «зайчик-побегайчик» и др.

Некоторые книжки содержат стихи-игры, «иг­ралки». Чтение их сопровождается рассматривани­ем картинок и игровыми действиями(например, игры «Ладушки», «Коза», «Сорока-белобока» и др.). Взрослый учит ребенка играть в соответствии с текстом, привлекая его внимание к тому, что на­писал автор и что нарисовал художник.

На следующем этапе мы познакомим детей с книжками, где один герой повторяется в каждом эпизоде, на каждой иллюстрации, а новые персо­нажи вводятся постепенно, например: «Кто сказал „мяу"?» (автор текста и художник В.Сутеев), «Щенок» (автор С. Михалков, художник В. Сутеев) и др. Слушание и рассматривание этих книжек научит ребенка распределять свое внимание, ви­деть и слышать одновременно, связывать в единую цепь действий ряд образов. И при этом следует помнить, что наглядный образ в младшем возрасте очень долго играет доминирующую роль.

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

(4—5 лет)

Задачи:

- продолжать развивать у детей интерес к книге и книжной иллюстрации,

- формировать ра­дость от общения с книгой, ожидание встречи с ней, эмоциональный отклик на ее содержание, на­строение героев, сопереживание им,

- бережное от­ношение к книге.

- подвести к пониманию того, что рисунок связан с текстом, поясняет его, наглядно показывает происходящие события, ге­роев и дает оценку их поступкам.

- Помочь детям внимательно рассматривать иллюстрацию, видеть и узнавать заключенные в ней образы.

- Обращать их внимание на средства выразительности, с по­мощью которых художник создает образ, передает свое отношение к нему; на рисунок, отражающий характер героя через изображение формы, стро­ения, позы, движения, жеста, мимики.

- Познакомить детей с цветом как средством передачи эмоционального состояния героев, се­зонных и суточных изменений в природе.

- Привле­чь их внимание к построению изображения на страницах книги: где и как художник рисует глав­ного героя, как рисунок сопровождает текст, по­ясняя его.

- Познакомим с ролью иллюстрации в книге, с тем, что создает иллюстрации художник-иллюстратор.

Можно провести беседу «Зачем в книжках нужны картинки».Для этого подберем несколько книг, проиллюстрированных художниками В. Су­теевым, Ю.Васнецовым, Е.Чарушиным, В.Лебе­девым, и несколько книг без иллюстраций. Разло­жим эти книги на столе и дадим детям возмож­ность рассмотреть их. Затем предложим одному из детей выбрать книжку, которая ему больше всего понравилась. Спросим: «Чем понравилась книга? Почему ты не выбрал книгу без картинок?» Рас­смотрим внимательно выбранную ребенком книгу, поговорим с детьми о нарисованных персонажах: какие они, чем нравятся или не нравятся. Посмот­рим еще одну-две книги. Затем спросим, кто ри­сует картинки в книжке, как называют такого ху­дожника; расскажем, что художник-иллюстратор не только создает рисунки к тексту, но и офор­мляет всю книжку: обложку, каждую страничку, заглавные буквы в начале текста.

Расскажем о том, что прежде чем придумать рисунки, художник внимательно читает текст, который написал писатель, поэт. Потом он делает наброски, придумывает, как нарисовать героев: добрых или злых, хитрых или простодушных, сме­лых или трусливых. Иллюстратор думает над офор­млением всей книги. Часто он придумывает много интересных подробностей и деталей, о которых не говорит писатель. А иногда художник сам сочиня­ет рассказ или сказку и сам рисует рисунки. На­пример, так сделал художник Владимир Григорье­вич Сутеев, который придумал историю под на­званием «Кто сказал „мяу"?». Евгений Иванович Чарушин часто рисовал иллюстрации к своим рас­сказам: «Про Томку», «Вот они какие» и др.

Над созданием каждой книжки работает много людей: писатель, художник-иллюстратор, редакто­ры, а печатают ее в типографии рабочие-печатни­ки. Вот как много труда и забот требует каждая книга! Поэтому с книгой нужно обращаться очень бережно и аккуратно. Это произведение искусства. Книги доставляют большое удовольствие. Книжку можно много раз читать и рассматривать, и каж­дый раз она будет нас радовать, рассказывать об интересных событиях; на ее страничках, в иллю­страциях, мы увидим героев этих событий, пой­мем, какие они.

Детей этого возраста мы познакомим с творче­ством художников Юрия Васнецова и Евгения Ча­рушина, покажем особенности их творчества, об­ратим внимание на средства выразительности книжной графики. При знакомстве детей с твор­чеством Ю. Васнецова расскажем о том, ч т о он иллюстрировал (произведения русского фольклора: стихи потешки, прибаутки, сказки) и к а к. Обратим внимание на особенности его рисунков — наряд­ность, сказочность, декоративность образов (рас­тений, животных и т.д.), юмор, доброе отношение к изображаемым героям. Прочитаем некоторые произведения и соотнесем их с рисунками. Вызо­вем у детей интерес к творчеству художника, эмо­циональный отклик на его рисунки, желание их рассматривать, высказывать к ним свое отношение.

Знакомя детей с творчеством Евгения Ивано­вича Чарушина, расскажем им о добром и внима­тельном отношении художника ко всему живому. Обратим внимание на своеобразие его художест­венной манеры в изображении животных.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

(5—7 лет)

Задачи:

- Продолжать знакомство детей с книжной гра­фикой.

- развивать у них устойчивый интерес к книге, желание постоянно общаться с ней, бе­режно к ней относиться.

- вызывать у детей эмоциональный отклик на содержание книги, сопереживание ге­роям; будем учить их соотносить чувства героев со своими чувствами, своим опытом, общаться по поводу увиденного со взрослыми и сверстниками.

- подвести детей к пониманию того, что иллюстрация в книге сопровождает текст, по­ясняя его, и соответствует жанру литературного произведения. Художник-иллюстратор доступным графике языком помогает нам увидеть сказоч­ность, необычность или, наоборот, реалистичность происходящего, серьезность или комизм ситуаций.

- Обратить внимание детей на средства вырази­тельности книжной графики — рисунок и цвет. Показать выразительность формы — кон­тура, силуэта, созданных с помощью линий, штри­хов, пятен, точек и передающих характер образа, его позы, движения, жесты,— и колорита (цвета, цветосочетаний), помогающего понять эмоциональное состояние героя, его настроение, а также говорящего о времени суток, сезоне, по­годе, географическом положении местности и т. д. Отметим и значение композиционного построения не только каждой отдельной страницы, но и всей книги в целом, ее макета. Рассмотрим его орга­низацию, оформление. Покажем разные типы ма­кетов книги: книга-образ, книга-альбом, книга-театр, книга-тетрадь.

Можно обратить внимание детей и на индиви­дуальную творческую манеру того или иного худож­ника, особенности их почерка, предпочтение в иллюстрировании определенных жанров литератур­ных произведений (например, Е. Рачев, Н. Кочергин, Т. Юфа — «сказочники», Ю. Васнецов боль­ше всего иллюстрировал русский фольклор, Е. Ча­рушин, М. Митурич — книги о животных, о природе и т.д.). Дети запоминают имена некоторых иллю­страторов и книги, которые они оформляли.

Расскажем детям о процессе труда художников-иллюстраторов над книгой, о том, кто принимает участие в ее создании. Будем способствовать тому, чтобы дети высказывали свои суждения и отно­шение к увиденным рисункам, использовали по­лученные знания в собственном творчестве.

Познакомим детей с таким выразительным эле­ментом рисунка, как контурная линия. На примере книг, проиллюстрированных Тамарой Григорьевной Юфа, покажем возможности ис­пользования контурной линии художником в за­висимости от характера образа и жанра литератур­ного произведения. Поговорим о творческой ма­нере художницы. Рассматривая книгу (начиная с обложки), обратим внимание детей на изящество и чистоту тонкой линии, четко и певуче очерчи­вающей контур фигур — домов, цветов и т.д., на узорчатость и нежность цветовых тонов.

Предложите детям внимательно рассмотреть сначала разворот «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина, а потом — разворот книжки «Царевна-лягушка».

Предложите детям выполнить рисунок-иллю­страцию к прочитанным сказкам, подражая ма­нере художницы. Материалы — на выбор детей. Рассмотрите рисунки с точки зрения выразитель­ности образов, отметив при этом роль выбранно­го материала.

Доставим детям радость и удовольствие от встречи с шотландскими народными песенками, пересказанными Ириной Токмаковой, и вырази­тельными рисунками к ним художника Льва Ток­макова, передающими национальный колорит Шотландии. Будем развивать у детей наблюдатель­ность, воображение, образную память. Познако­мим их с особой техникой создания графического образа — силуэтом. Обратим внимание на гар­моничное сочетание характера рисунка и других элементов оформления страницы — фона, шрифта.

Перед чтением и рассматриванием иллю­страций доступно расскажите детям о Шотлан­дии.

Мотивы народных росписей в рисунках Татьяны Алексеевны Мавриной

Познакомим детей с творческой манерой худож­ницы. Обратим внимание детей на декоративность рисунков, их праздничность, жизнерадостность, на ощущение в них света, пространства и ритма, на связь рисунков с русским народным творчеством, традиционными мотивами северных росписей на подносах, прялочных донцах и сундуках.

Предварительно можно познакомить детей с на­родным искусством Городца, Полхов-Майдана, се­верными росписями прялок, шкатулок, туесов и т. д.

Вызовем у детей интерес и желание вниматель­но рассматривать рисунки художницы, радоваться ее удивительным находкам. Будем развивать у них зрительное внимание, навыки восприятия образ­ного языка книжной графики, умение видеть общие черты в технике росписи народных масте­ров и технике художницы. Обратим внимание на удивительную манеру создания силуэтного цвето­вого пятна, ярко обрисованного черной контурной линией, на свободную композицию рисунка — во всю страницу, на множество деталей, характери­зующих образы, их сказочность, на крупные за­главные буквы текста, гармонично сочетающиеся с характером рисунка.

Геннадий Дмитриевич Павлишин

Вызовем у детей радость от встречи с нарядной книгой, удовольствие от рассматривания рисунков художника. Обратим их внимание на своеобразие, необычность оформления книги: декоративность, стилизацию образов (деревьев, цветов, зверей, птиц), присутствие национальных орнаментов, яр­кость, нарядность, особенности техники (контур­ное и силуэтное изображение).

Виктор Чижиков

Постараемся вызвать у детей интерес к творче­ству художника Виктора Александровича Чижико­ва, удовольствие от встреч с его веселыми рисун­ками. Обратим внимание на графические средства выразительности рисунков — линию, штрихи, пятно, передающие забавные позы, пушистость котов, их настроение. Подчеркнем удивительное единство образа, придуманного художником и вы­раженного в стихах и рисунке. Вызовем у детей эстетические суждения и оценки.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.