Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ


 


[Hoeksma, Koomen, 1991J). Цикл начина­ется с того, что ребенок смотрит на мать. Это сопровождается усилением его мотор­ной активности и экспрессии. Мать обычно направляет внимание на ребенка. При общении мать и ребенок проходят через процесс реципрокного отражения, имити­руя выражение лииа друг друга, синхро­низируя движения и уравновешивая ин­тенсивность экспрессии. Во время цикла интенсивность взаимодействия нарастает до некоторого момента, т. е. когда она ста­новится слишком сильной для ребенка, после чего он начинает уклоняться от кон­такта, переставая смотреть на мать. «Уход» взгляда может быть связан с усилиями ребенка по восстановлению оптимального уровня эраузала. Сензитивная мать улав­ливает этот момент, после чего цикл за­вершается. По мере взросления ребенка увеличивается его толерантность к высо­кому уровню эраузала, в результате чего увеличивается набор интеракиий, в кото­рых ребенок может участвовать, а также их интенсивность и длительность.

5.3,4. Изучение социального . •.>••_ взаимодействия в отечественной психологии

М.И.Лисина, развивая линию иссле­дований, заложеннуюЛ.С. Выготским, по­стулировала наличие особой потребности в общении, которая формируется на ос­нове базовых биологических потребностей (в пище, тепле, безопасности и т. п.) и стремления к новым впечатлениям, богатым источником которых является взрослый [Лисина, 1986]. Критерием по­явления потребности в общении (прибли­зительно в 3—4 недели) является улыбка в ответ на воздействие взрослого. Необхо­димо отметить, однако, что такая улыбка может иметь другое происхождение и функцию — аффективную регуляцию внут­реннего напряжения, первоначально эндогенного, а затем стимульно обуслов­ленного (когнитивно продуцируемого) [Сергиенко, 1992]. Лисина отделяет собст­венно общение от взаимодействия, кото­рое может наблюдаться и раньше второго месяца жизни. Общение определяется как




взаимонаправленнаякоммуникативная де­ятельность, каждый участник которой выступает как субъект. В рамках общения как ведущей психической деятельности в первое полугодие жизни младенца форми­руются различные формы активности и важнейшие психические процессы.

В работах Лисиной и ее сотрудников
было продемонстрировано положительное
влияние общения со взрослым на эмоцио­
нальное и когнитивное развитие младен­
цев и показано, что такое общение есть
необходимое условие полноценного разг
вития ребенка. , , 7, , ,
Вопрос о соотношении биологических
и социальных факторов в возникновении
и развитии общения в работах Лисиной
остается открытым.

Таким образом, способности и к соци­альному, и к когнитивному взаимодейст­вию развиваются прижизненно, в процессе взаимодействия со взрослым.

Однако потребность в общении не яв­ляется специфичной только для человека. В широко известных опытах Дж. и Р Харлоу ранняя депривация общения с матерью впоследствии приводила у обезьян к серь­езным нарушениям поведения. То есть, уже у животных общение является необ­ходимым для формирования адекватного поведения. Следовательно, исследования Лисиной подтверждают биологическую закономерность, но не дают основания считать социальное взаимодействие основ­ным фактором, определяющим развитие психики у человека [Сергиенко, 1992].

В.В. Лебединский [Лебединский и др., 1990] признает наличие врожденных реак­ций, обеспечивающих приспособление новорожденного к матери. Однако, по его мнению, уровень, связанный с подстрой­кой аффективных состояний индивида к аффективным состояниям других людей и отвечающий за реагирование на социаль­ные стимулы, включается лишь к середине 1-го года жизни. Только с этого момента ребенок начинает имитировать эмоцио­нальные реакции и лишь затем переходит к адекватному эмоциональному реагиро­ванию. С этого времени взрослый выде­ляется как особый объект, эмоциональное отношение к которому опосредует отно­шение ребенка к окружающему. , ^ f



5.3. Социализация личности и развитие


 


5.3.5. Подходы к изучению 'J - ^
взаимодействия ребенка и взрослого
на ранних этапах развития
в зарубежной психологии
m>-s; v:> -

Между описанными крайними позици­ями существует несколько промежуточных вариантов. Общее в позициях, которые будут рассмотрены, — представление о параллельном ходе социального и когни­тивного развития, при этом механизмы социального взаимодействия, по крайней мере частично, являются врожденными.

К. Тревартен (Trevarthen, 1989] считает, что существуют врожденные механизмы для распознавания эмоций других людей и «присоединения» ребенка к изменениям в экспрессии в целях регуляции аффек­тивных состояний. Эти механизмы адап­тируются, чтобы осуществить связь с со­стояниями мозга партнера по коммуни­кации. Фундаментальным механизмом интерсубъективной координации является кинематическая подстройка (синхрониза­ция активности).

Подтверждением этих предположений могут служить эксперименты А. Мельтзоф-фа [Meltzoff, I990], демонстрирующие имитацию лице вой экспрессии младенцами буквально в первые часы жизни, и данные Дж. Хевиленд и М. Лелвика, приведенные П. Хобсоном [Hobson, 1993]. Согласно этим данным, уже 10-недельные младенцы реагировали на эмоциональное состояние матери собственными аффективными состояниями и могли проявлять такие паттерны эмоциональной экспрессии, ко­торые не демонстрировались матерями (открывание и закрывание рта, страх и уменьшение количества движений в ответ на выражение гнева и т. п.).

По мнению Тревартена, за эмоциональ­ную регуляцию (а значит, и за регуляцию социального взаимодействия) ответствен­ны подкорковые структуры (лимбическая система, базальные ганглии, ретикулярная формация). Следовательно, такая регуля­ция является достаточно древней, врож­денной (формируется внутриутробно) и поэтому базовой для всех последующих видов регуляции. '• '

Тревартен считает, что символическая коммуникация возникает около 9 месяцев,


причем символическое означение связано с наделением предметов внешнего мира эмоциональной оценкой и ее распознава­нием. Язык при этом используется для регуляции активности, внося в нее эмо­циональный компонент. Суммируя выше­сказанное, приходим к выводу, что первично и врожденно аффективное развитие, ко­торое необходимо связано с социальным взаимодействием, а когнитивное развитие по отношению к аффективному вторично.

П. Хобсон [Hobson, 1993) также при­знает наличие врожденной способности к аффективным контактам с другими людьми. Он считает, что социальные стимулы ьос-принимаются непосредственно (в смысле Гибсона), т. е. восприятие улыбки, напри­мер, не 2-стадийный процесс (восприятие некоторого поведения и затем наделение его определенным значением), а одномо­ментный (т. е. способность к регистрации эмоциональных значений врожденна). Кроме того, у ребенка имеются внутренне детерминированные способности к орга­низации экспрессивных действий в ответ на эмоциональное воздействие. При этом Хобсон различает первичную интерсубъ­ективность (непосредственное восприятие социальных стимулов и аффективная ре­акция на них) и вторичную — «социальная отнесенность», т. е. способность ребенка воспринимать аффективную ориентацию других людей на предметы и события и отвечать на них.

Хобсон полагает также, что существует фундаментальное различие между интер­персональными и объектными отноше­ниями, конституированные специализи­рованными формами перцептиеного/ког-нитивного/мотивационного/эмоциональ-ного взаимодействия с миром и с другими людьми.

Необходимым условием развития мыш­ления он считает «дистанцирование» мысли от внешнего мира, непосредственного действенного контакта с ним. Предпола­гается, что это происходит путем исполь­зования двух механизмов:

1. Отношения Я—Оно — это сенсомо-торные способности, развивающиеся по пути, описанному Пиаже (обобщение оп­ределенных особенностей предмета на основе опыта различного взаимодействия с ним).



5. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ


 


2. Отношения Я—Ibi— это интерперсо­нальные отношения, основное развитие которых происходит по линии: а) пони­мания ребенком того, что другие люди также являются самостями (selves), наде­ленными способностью переживать раз­ные психические состояния, и б) усвое­ния им различной направленности других людей по отношению к предметам окру­жающего мира. В процессе этого усвоения у ребенка возникает способность к симво­лизации, т. е. пониманию того, что один и тот же предмет для разных людей может иметь различное значение.

Обе линии развития первоначально независимы и пересекаются лишь в конце 1-го года жизни в связи с появлением у ребенка способности к символизации. При этом развитие у него понимания отно­шений Я-Ты приводит к когнитивной революции. С этого момента ребенок ста­новится способным усвоить отношение других к миру и начинает учиться не толь­ко на собственном опыте, но и опыте других людей. В возрасте около 18 мес. у детей возникает ролевая игра (т. е. пред­ставление себя другим), представление о гипотетических объектах и ситуациях (не только «что есть», но и «что должно быть»).

Итак, существуют различные точки зрения на первичные психические меха­низмы:

Первична врожденная психическая ак­тивность, на базе которой формируются когнитивные механизмы, являющиеся адекватными и Для познания социального мира (Пиаже).

Первичны аффективные механизмы, формируемые прижизненно в процессе социального взаимодействия, при помощи которого осуществляется все дальнейшее развитие (Выготский, Лисина).

Первичны врожденные аффективные механизмы, на базе которых формируется сначала социальное познание — общение с матерью, а затем познание предметного мира (Тревартен).

Первичны оба вида познания, но ког­нитивное на ранних стадиях онтогенеза является ведущим (Хобсон).


5.3.6. Основные факты и закономерности

Теории формирования социального ••%£-/

знания

Большое место в современных иссле­дованиях проблемы познания социаль^ ного мира занимает проблема возникно­вения у ребенка представлений о наличии у других людей способности переживать различные психические состояния — такой же, какой обладает он сам (theory of mind) [Hobson, 1993; Moore, 1996]. Сущест­вует огромный интерес к проблеме соци-ального понимания. Уже в возрасте около 2 месяцев ребенок вовлечен в интеракцию как социальный партнер. В конце первого года жизни дети могут участвовать в три-адической интеракции, включающей объ­ект, на который направлен интерес взрос­лого и ребенка. К этому времени дети уже имеют представление о психических состо­яниях партнера по общению (они направ­ляют чье-либо внимание жестами, могут использовать эмоциональную экспрессию другого для ориентации в ситуации и т. п.).

Все теории социального понимания характеризуются двумя основными чертами:

1. Их элементы имеют структуру отно­шений (между субъектом и объектом). При этом субъект и объект не всегда могут быть одновременно наблюдаемы (так, объектом отношения может выступать не материаль­ный предмет, а его ментальная репрезен­тация).

2. Психологические отношения одина­ково приложимы как к себе, так и к дру­гим людям (т. е. другие люди также могут быть субъектами).

Одна из проблем социального понима­ния заключается в том, что информация о себе и своей деятельности качественно отлична от информации о другом чело­веке, вовлеченном в ту же деятельность. Информация о себе — это информация об объекте, включая опыт взаимодействия с ним, информация о другом — это инфор­мация о субъекте и его поведении. Дан­ная информация не дает ребенку основа­ний узнать, что эти два вида информации относятся к одному и тому же — психо-



5.3, Социализация личности и развитие


 


логическому отношению между субъектом и объектом. Тем не менее ребенок это уз­нает. Как же это происходит?

Существует множество теорий, объяс­няющих данный процесс, которые можно разбить на четыре группы (по: [Moore, 1996]).

1. Теории модулярности.Главная цель модулярного подхода —- определить тре­бования к системе обработки информации, необходимой для когнитивного развития. Общая система обработки информации включает несколько подсистем — модулей, формирующихся по мере созревания мозга. Некоторые модули (в том числе модуль, ответственный за социальное понимание) имеют встроенную репрезентационную структуру, определяющую тип переработки информации и форму получаемого знания.

В теории А. Лесли предполагается су­ществование трех модулей для обработки соответствующей информации, которые могут развиваться независимо и парал­лельно, хотя в норме их развитие проис­ходит последовательно, отчасти опреде­ляясь созреванием общей когнитивной структуры.

1-й модуль — теория телесных механиз­мов. Начинает развиваться в 3—4 месяца. Обрабатывает информацию о поведении физических объектов и создает класси­фикацию объектов, основанную на их физических свойствах (если объект может начинать движение или изменять его сам по себе, он, скорее всего, может быть субъ­ектом; если же это происходит только с привлечением внешних источников энер­гии, он — не субъект). ", •*'

2-й модуль -— теория механизмов мыш­ления. Начинает развиваться в 6—8 меся­цев. Обрабатывает информацию о субъек­тах и их целенаправленных действиях.

3-й модуль ~ теория механизмов мыш­ления. Начинает развиваться около 18 ме­сяцев. Обрабатывает информацию о субъ­ектах и их ментальных отношениях к пред­положениям, ответственных за метарепре-зентации; отвечает за понимание действий в отношении потенциально несуществую­щих обстоятельств.

В теории Р. Барон-Кохена подчерки­вается решающая роль в развитии соци-


ального понимания ребенком детекции
направления взгляда. Автор теории добав­
ляет к перечисленным выше модулям де­
тектор намерений и детектор направления
взгляда, а также механизм разделения вни­
мания. •.'.'!*; ••«

2. Пиажеанскне теории.Согласно тео­риям этой группы, социальное понимание зависит главным образом от собственной активности ребенка в социальном мире. Различия между позициями авторов за­ключаются в том, предшествует ли пони­мание эквивалентности себя и другого различению социального мира и мира объ­ектов. В первом случае мы имеем теории симуляции, которые предполагают, что понимание другого происходит через упо­добление их собственной направленной деятельности на базе собственного опыта.

Дж. Расселл, например, считает, что знание о разделении на субъект и объект и знание об объекте есть на самом деле знание об отношении между собой как субъектом опыта и объектом. Опыт соци­ального взаимодействия играет огромную роль в развитии понимания себя и других как субъектов.

3. Теории подобия(matching). Основное внимание в теориях этой группы уделяется проблеме понимания эквивалентности себя и другого. Предполагается, что врож­денное сходство между собой и другими наиболее очевидно в ситуациях, где Я и Другой вовлечены в одну и ту же деятель­ность. Это и есть ситуации подобия, по­зволяющие младенцу понять, что Я и Другой одинаковы в их потенциальной возможности вступать в психологические отношения с объектами.

Два главных подхода среди этих тео­рий сходны в подчеркивании центральной роли интермодальной интеграции и амо-далъной репрезентации информации, по­лученной от себя и других.

В теории имитации А. Мельтзоффа и Э. Гопник основная роль отводится спо­собности ребенка к имитации. Предпола­гается, что способность к определению кросс модально и эквивалентности между зрительным опытом деятельности других и проприоцептивным опытом собственной деятельности позволяет младенцу получать



5. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ


 


опыт типа «как и я». Таким путем можно получить опыт в отношении не только действий, но и эмоций, наблюдая за пове­денческими проявлениями (имитация счастливого выражения лица ведет к пере­живанию эмоции счастья). Хотя относи­тельный характер психологических состоя­ний непосредственно не дан в амодальной схеме тела, младенец склонен имитировать действия других, направленные на объект. В результате он может определять эквива­лентность Я и Других в смысле действий с объектами и тем самым объектно-направ­ленную природу психической активности.

По мнению М. Моора и коллег, младе­нец может участвовать в уподобляющей деятельности, не имея предварительно никакой теории психики, Однако, будучи вовлеченными в такую деятельность, они способны получать информацию о себе и других по поводу одних и тех же психоло­гических отношений, и здесь интермодаль­ная интеграция может обеспечить репрезен­тацию этой деятельности, опосредующей отношения между субъектом и объектом.

4. Теории интерсубъективности.Термин был введен К. Тревартеном в 1979 г. в кон­тексте описания реципрокности в раннем социальном взаимодействии и прояснения идеи о том, что младенцы уже в двух­месячном возрасте осознают субъектность и интенциональность других. Имеются, однако, возражения, что реципрокность не является реальным феноменом взаимо­действия ребенка и взрослого, но лишь отражает тенденцию взрослого интерпре­тировать социальное поведение младенцев как направленное.

Наиболее разработана из теорий этого направления уже упоминавшаяся теория раннего социального понимания П. Хоб-сона. Напомним, что, согласно ей, интер­персональная отнесенность является осно­вой всех нормальных форм социального понимания: ребенок в очень раннем воз­расте может координировать свои установки (комбинацию ментальных и телесных атрибутов человека) с установками другого для включения в интерсубъективное вза­имодействие. Во втором полугодии жизни дети способны воспринимать установки других, направленные на объект, и таким


образом входят в «треугольник отно­шений» (Я—другой—объект); дети уже способны относиться не только непосред­ственно к другому человеку или объекту, но и к отношению другого к объектам внешнего мира или к ним самим. Чтобы это произошло, предварительно сущест­вующее представление о людях как субъ­ектах опыта предполагает когнитивный рост в понимании соотношения целей и средств. Понимание возможности разде­ления установок другого не обязательно для концептуализации психики (разума), но требует способности регистрировать тот факт, что другие могут иметь психические состояния, отличные от таковых у самого ребенка. Все вышеописанное происходит к концу первого года жизни. ,,f:^ ;i

5.3.7, Перспективы

Исследования этечментного поведения.

Мало известно об этечменте в возрасте до 6 мес. (в силу определения этечмента как активного поведения, направленного на установление близости с матерью).

Недостаточно изучены индивидуаль­ные различия в этечментном поведении.

Недостаточно прослежено возникнове­ние и развитие этечментного поведения. Неясно, является ли моторное и когнитив­ное развитие причиной изменений в этеч­ментном поведении или же изменения в когнитивной, моторной и интерперсональ­ной (этечментной) сфере отражают более глобальный уровень созревания.

До настоящего времени теории когни­тивного и социального развития сущест­вуют как две раздельные области. Приве­денные новые подходы пытаются связать в единую теоретическую модель «когни­тивные— мотивационные-социально-аф-фективные линии развития». Однако пока ни один из подходов не является той тео­ретической системой, которая могла бы непротиворечиво представить когнитивно-социальное развитие ребенка. Создание общей теоретической модели развития предполагает детальную разработку соии-ально-когнитивных взаимодействий. ч>;>,-


5.4. Темперамент


 


 


Рекомендуемая литература

Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979.

Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992.

Лангмейер И., Матейчик 3. Психическаяде-привация в детском возрасте. Прага, 1984.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

Пиаже Ж. Психология интеллекта//Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.

Эйнсворт М. Привязанности за порогом мла-денчества//Детство идеальное и настоящее. Новоси­бирск, 1994.

Hoeksma J.B., Koomen H. Development of early mother-child interaction and attachment. Amster­dam, 1991.

Список литературы

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. Киев, 1989.

Лебединский В.В., Никольская О.С., Ба-енская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные на­рушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990.

Ремшмидт X. Подростковый и юношеский воз­раст: проблемы становления личности. М., 1994.

Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онто­генезе человека. М., 1992.

Сергиенко Е.А., Рязанова Т.Б., Вилен-ская Г.А., Дозорцева А.В. Возможности исполь­зования теста Бейли для оценки раннего развития: на примере близнецового исслед.//Психолог. обозре­ние. 1996. № 1(2). С. 34-41.

Hobson R.P. Autism and the development of mind. Hove, 1993.

Meltzoff A. Towards a developmental cognitive science//Annals of N.Y. Academy of Science. 1990. V. 608. P. 1-25.

Moore C. Theories of mind in infancy//British J. Develop. Psychol. 1996. V. 14. P. 19-40.

Murray L., Kempton C., Woolgar M., Hoop­er R. Depressed mothers apeech to rheir infants and its relations to Infant gender and cognitive development// J. Child Psychol. and Psychiatry. 1993. V. 31, № 7. P. 1083-1101.

Trevarthen C. Development of early social inter­actions and the affective regulation of brain growth//Neu-robiology of early infant behavior. L., 1989. P. 191-206.


Темперамент

Введение

Темперамент — одна из основных про­блем дифференциальной психологии и психофизиологии. Относится к наиболее изученной категории индивидуально-психологических различий между людьми. Темперамент представляет собой наиболее общую формально-динамическую характе­ристику индивидуального поведения чело­века. Для оценки различных аспектов и типов темперамента разработан ряд объ­ективных и полуобъективных методов: хронометрических и анкетных (опросники) с учетом возрастных особенностей людей. Широко распространенными опросниками являются ЛОА (EPI, EPQ — личностные опросники Г. и М. Айзенков), опросник Я. Стреляу (PTS — Павловская структура темперамента), опросник А. Томаса и С. Чесса, опросник В.М. Русалова (ОСТ — опросник структуры темперамента), оп­росник К. Леонгардта.

Основные проблемы в изучении тем­перамента связаны с раскрытием его био­логических основ, с установлением его генетической природы. Другие, не менее важные проблемы относятся к поиску и измерению психологических составляю­щих темперамента, или его свойств, на основе которых строится та или иная типо­логия темперамента. Важными проблемами, связанными с исследованиями темпера­мента, являются также: установление ме­ста темперамента в структуре индивиду­альности, выявление его роли в развитии характера и общих способностей, изуче­ние темперамента как фактора успешности профессиональной деятельности (спортив­ной, учебной и др.).

Наиболее близкими основными поня­тиями, позволяющими раскрыть содержа­ние темперамента, являются: «формально-динамические и содержательные свойства психики», «характер», «личность», «инди­видуальность», «индивидуальные раз­личия», «биологические основы темпера­мента».



5. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ


 


5.4.2. Краткая история исследования темперамента в России и за рубежом

Слово «темперамент» происходит от латинского «temperamentum», являющегося переводом греческого слова «krasis», и означает «надлежащее соотношение час­тей». В Древней Греции предполагали, что определенное соотношение жидкостей организма, которых тогда было известно только четыре: кровь (отсюда — сангви­ник), желчь (холерик), черная желчь (ме­ланхолик) и слизь (флегматик), является основной причиной различий в психике и поведении человека. В настоящее время эти представления имеют чисто историчес­кий интерес. Гуморальная (жидкостная) теория темперамента отразила некоторые элементы истинного знания и стала своего рода прообразом, моделью современных, более развитых представлений о природ­ных предпосылках индивидуальных разли­чий. Древние греки не знали и не могли знать всего богатства природных характе­ристик человека: строения его мозга, свойств нервной системы и т. д. Однако, исходя из представлений о целостности и единстве организма, они гениально пред­видели возможную связь между свойст­вами организма и свойствами психики. Отсюда исторически сложилось пони­мание темперамента как такого аспекта индивидуально-психологических различий, который обусловлен преимущественно биологическими свойствами человеческо­го организма. В истории развития учения о темпераменте четко выделяются два ас­пекта: первый связан с трансформацией представлений о биологических основах темперамента, второй — с изменением по­нимания самих психологических состав­ляющих темперамента.

Рассмотрим вначале, как менялись представления о биологических основах темперамента. Долгое время, по крайней мере до конца XIX в., считалось, что в детерминации темперамента особую роль играют телесные жидкости, к частности свойства крови. И только в начале нашего века произошли резкие изменения в ин­терпретации биологических основ темпе­рамента. В этом огромную роль сыграли работы Э. Кречмера, который попытался


«увязать» особенности темперамента уже не с гуморальными системами, а с особен­ностями строения тела человека. Он ут­верждал, что каждому типу телосложения соответствует определенный психологи­ческий склад темперамента, или, согласно его терминологии, характера, а также оп­ределенная склонность к тому или иному психическому заболеванию. Астеникам свойственна замкнутость, эмоциональная ранимость, быстрая утомляемость, пикни­ки — люди разговорчивые, общительные, любители хорошо поесть, легко заводят друзей. Атлеты — агрессивны, власто­любивы [Кречмер, 1924]. Американские исследователи У. Шелдон и С. Стивене (см. [Русалов, 1979|) предприняли попытку также вывести из типа телосложения оп­ределенный темперамент человека. Их схема телосложения была намного слож­нее, чем у Кречмера. Они оценивали те­лосложение по развитию трех основных тканей человека: экто-, мезо- и эндомор-фии. Согласно Шелдону и Стивенсу, экто-морфы, т. е. люди, у которых преобладают эктоморфные ткани (кожа, волосы, нерв­ная система), характеризуются цереброто-ническим темпераментом, а именно: тягой к эстетическим наслаждениям и холодностью в общении с людьми. Эндо-морфы, люди с хорошо развитыми внут­ренними органами, отличаются живым, общительным темпераментом. Лицам с хорошо развитой костной и мышечной тканями (мезоморфам) свойственна тяга к соревновательности, агрессивности.

Решающий сдвиг в понимании биоло­гических основ темперамента произошел в начале 30-х гг. нашего века благодаря ра­ботам И.П. Павлова [Павлов, 1951]. Он впервые высказал мысль о том, что в ос­нове темперамента лежат не свойства жид­костей или телесных тканей, а особен­ности функционирования нервной системы. И.П, Павлов однозначно связывал свойст­ва нервной системы — комбинацию силы, уравновешенности и подвижности — с тем или иным типом темперамента. Согласно И.П. Павлову, сангвиник обладает силь­ным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы; холерик — сильным, подвижным, но неуравновешенным типом нервной системы; флегматик — сильным,


5.4. Темперамент


 


 


уравновешенным, но инертным типом нервной системы; меланхолик ~ слабым типом нервной системы.

Дальнейшие исследования, проведенные в школе Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына, показали, что необходим принципиально другой подход к изучению биологических основ темперамента [Теплов, 1985; Небы-лицын, 1976, 1990]. По их мнению, преж­де всего следовало бы сосредоточиться не на изучении типов, как предполагал И.П. Павлов, а на исследовании отдель­ных свойств нервной системы. Предполо-галось, что, только зная свойства нервной системы, их количество и устойчивые вариации, можно будет установить воз­можную структурную организацию (тип) темперамента. По мнению В.Д.Небыли­цына, в основе темперамента должны ле­жать прежде всего так называемые «общие свойства нервной системы», поскольку именно они выступают в качестве главных детерминант общсличностных проявле­ний, среди которых важнейшее место при­надлежит темпераменту [Небылииын, 1976].

Для западных психологов, исследующих биологические основы темперамента, был и остается характерным поиск не функ­циональных («общих») свойств нервной системы, а изучение свойств отдельных морфофункциональных образований мозга {по нашей терминологии — «частных» свойств нервной системы). Так, Г. Айзенк предложил следующую нейрофизиоло­гическую интерпретацию основных изме­рений темперамента. Высокий балл по шкале «экстраверсия-интроверсия», по его мнению, соответствует более высокому порогу активации ретикулярной форма­ции, а низкий балл — более низкому порогу. Таким образом, «экстраверты» испытывают более низкую, а «интроверты», наоборот, более высокую активацию в от­вет на экстероцептивные раздражители. Другому свойству темперамента —«нейро-тицизму» — соответствует определенный уровень активации в лимбической систе­ме: повышенная «эмоциональная неста­бильность» является результатом более высокой реактивности в ответ на события во внутренней среде организма, а «эмоцио­нальная устойчивость», наоборот, резуль-


тат более низкой реактивности [Айзенк, 1993]. Ученик Г Айзенка Дж. Грей пыта­ется в настоящее время расширить пред­ставления своего учителя и найти более глубокие связи между различными аспек­тами работы лимбической системы мозга и различными характеристиками эмоцио­нальности как важнейшей черты темпера­мента.

Проанализируем теперь, как менялись во времени представления о самих психо­логических составляющих темперамента. Несмотря на то что большинство свойств, относящихся к темпераменту, было описа­но еще в древности (например, сангвиник — активный, веселый, жизнерадостный; холерик — активный, возбудимый, раздра­жительный; флегматик — спокойный, не­возмутимый, сдержанный; меланхолик — пассивный, раздражительный, ранимый), до сих пор нет единого общепринятого списка психологических свойств, относя­щихся к категории темперамента. Отметим, что количество свойств темперамента и их определение в значительной степени за­висит от научной школы, в рамках кото­рой работает тот или иной исследователь,

В нашей стране существенное уточне­ние представлений о свойствах темпера­мента впервые было предложено С.Л. Ру­бинштейном [Рубинштейн, 1976]. По его мнению, к темпераменту следует относить только динамические характеристики пси­хики, которые выражаются в «импульсив­ности» и «впечатлительности». Дальней­шие исследования в области темперамента, носящие в основном теоретический харак­тер, сводились все к более точному оп­ределению круга динамических характе­ристик, относящихся к темпераменту. Согласно Б.М.Теплову, темпераментом называются индивидуальные особенности человека, выражающиеся в 1) эмоциональ­ной возбудимости, 2) большей или мень­шей тенденции к сильному выражению чувств вовне, 3) быстроте движений, об­шей подвижности человека [Теплов, 1985). Б.Г.Ананьев относил к темпераменту те индивидуальные особенности организма, которые определяются деятельностью дви­гательных органов, органов чувств и всего нервно-мозгового аппарата [Ананьев, 1977].



5. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ


 


Однако наиболее развернутое опреде­ление темпераменту дал В.Д. Небылицын. Он предлагал выделять три ведущих ком­понента темперамента. Первый характе­ризует общую психическую активность индивида, второй — его моторику, а тре­тий — эмоциональность. Каждый из этих компонентов в свою очередь обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических про­явлений. Важнейшая роль принадлежит первому компоненту — психической активности индивида, сущность которого заключается главным образом «в тенден­ции личности к самовыражению, эффек­тивному освоению и преобразованию внешней действительности» (Небылицын, 1976, с. 178]. «К группе качеств, составляю­щих первый компонент, вплотную примы­кает (или даже, возможно, входит в нее как составная часть) группа качеств, состав­ляющих второй — двигательный, или моторный, компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально речедвигательного) аппарата. Среди дина­мических качеств двигательного компо­нента следует выделить такие, как быст­рота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков» [там же, с. 179], Третьим основным компонентом темперамента является «эмоциональность», представляю­щая собой «обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекраще­ния разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой» [там же, с. 179].

В зарубежных странах теоретические вопросы, касающиеся сущности темпера­мента, практически не ставились. Для большинства западных психологов харак­терна эмпирическая направленность ис­следований темперамента, что нашло свое яркое выражение в так называемом «фак­торном» подходе к изучению структуры темперамента. Одна из первых попыток изучения структуры темперамента принад­лежит английскому психологу С. Берту. В своем исследовании он использовал


только эмоциональные характеристики темперамента, а именно 11 эмоций: гнев, страх, нежность, любопытство, чувство безо­пасности, дружелюбие, удовольствие, ощу­щение неприятности, половое влечение, отвращение и покорность. На основе фак­торного анализа он выделил три фактора темперамента: общую эмоциональность, стенические эмоции-астенические эмо­ции, положительные эмоции-отрицатель-ные эмоции. Взгляды Берта на структуру темперамента не получили широкого рас­пространения. Это объясняется, видимо, тем, что в его классификации свойств тем­перамента, с одной стороны, отсутствуют характеристики активности, а с другой — не предложено диагностических методов, с помощью которых можно было бы из­мерять выделенные факторы.

Следующие попытки исследования структуры темперамента принадлежат Дж. Гилфорду. Он предложил так называе­мую 13-факторную структуру темперамента. Однако в дальнейшем было показано, что выделенные Гилфордом факторы не явля­ются независимыми друг от друга, а обра­зуют некоторые кластеры. Его последова­тельница К.Лоуэлл, проведя факторный анализ второго порядка, выделила основ­ные четыре независимых параметра тем­перамента: 1) вспыльчивость—сдержан­ность; 2) реализм; 3) эмоциональность; и 4) социальную адаптируемость (см. [Равич-Щербо, 1988]).

Гораздо больший успех выпал на долю факторной концепции темперамента Ай-зенков. Отличительной характеристикой теории Г. и М. Айзенков является ее опора на огромный, более чем на тридцатилет­ний экспериментальный материал, под­твердивший существование таких фунда­ментальных черт темперамента (личности — по терминологии Айзенков), как экстра-версия—интроверсия, нейротицизм (эмо­циональная устойчивость—эмоциональная неустойчивость) и психотизм. По мнению Айзенков, именно эти три фундаменталь­ных измерения темперамента являются универсальными, присущими всем пред­ставителям Homo sapiens и могут быть по­ложены в основу типологии темпера­мента [Айзенк, 1993]. ^нпп'.'^-чл^атт1


5.4. Темперамент


 


 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.