Обратная связь
|
Миграционное движение трудового потенциала
Численность и состав населения меняются не только вследствие естественных процессов рождаемости и смертности, но также в силумиграции (лат. migratio переселение; migro перехожу, переселяюсь) – механического прибытия и выбытия населения путем перемещения его через границы административно-территориальных образований или государств с целью перемены места жительства или места работы. Подобное движение населения вызывается различными экономическими, политическими, религиозными, бытовыми и другими причинами и связано с серьезными изменениями в положении людей, их статусе, перспективах жизни.
За счет миграции люди решают свои проблемы устройства жизни, места проживания и работы, реализуя важное право человека демократического общества, соответствующее общепризнанным нормам международного права и Конституции РФ на свободное передвижение по территории страны, свободный выезд за ее пределы и беспрепятственное возвращение, свободный выбор места жительства.
Миграционные процессы многообразны, поэтому для их изучения и управления ими они классифицируются в зависимости от разных признаков:
v по отношению к территории своей страны различают миграцию внутреннюю и внешнюю;
v по степени добровольности миграцию подразделяют на добровольную и вынужденную;
v по характеру миграция может быть возвратной и безвозвратной;
v по периодичности перемещения миграция бывает периодической (эпизодической), сезонной, маятниковой;
v с точки зрения соблюдения норм действующего законодательства миграция населения может быть законной и незаконной;
v по причинам возникновения выделяют миграцию трудовую.
Миграционные процессы, которые происходят внутри страны, образуютвнутреннюю миграцию. Миграция людей внутри России – страны, обладающей огромной территорией, осуществляется между регионами, городами, районами и связана с освоением новых территорий, перемещением населения из трудоизбыточных районов в трудодефицитные и с другими причинами.
После распада СССР внутренняя миграция в России изменила характер и направленность. Если раньше люди ехали на Север и в Сибирь на заработки, кроме того государством проводилось массовое переселение людей на освоение Сибири, Дальнего Востока и районов Крайнего Севера, то теперь в силу сокращения финансирования ряда государственных программ, ухудшения условий проживания в далеких от центра районах потоки людей двинулись в обратную сторону – в обжитые районы страны, из мест с тяжелыми естественно-природными условиями в места с более благоприятными условиями жизни.
Характеристику миграции можно получить, определяя число прибывших (в район, город, регион, страну) и выбывших (из района, города, региона, страны) в течение года людей. Разность между числом прибывших на определенную территорию и выбывших с нее людей образует сальдо миграции за год. Сальдо может быть положительным, когда число прибывших на территорию людей превышает число выбывших из нее, и отрицательным, когда число выбывших с территории людей больше, чем число прибывших на нее.
Так, если районы Европейского Севера (Республика Коми, Архангельская и Мурманская области), Севера, северо-востока и юго-востока Сибири (Республики Бурятия и Саха (Якутия), Томская, Тюменская, Иркутская, Читинская, Магаданская, Амурская, Камчатская и Сахалинская области, Красноярский, Хабаровский и Приморский края до 1988 г. имели положительное сальдо миграции, то, начиная с 1989 г., сальдо миграции для этих регионов стало отрицательным. Особенно большой отток населения из них был отмечен в 1991-1993 гг., когда отрицательное сальдо миграции там суммарно за три года достигло 609 тыс. чел.
К внутренней миграции относится и перемещение людей в пределах региона (республики, края, области).
Миграционные потоки между государствами образуютвнешнюю, или межгосударственную, миграцию.
Внешняя миграция, связанная с изменением постоянного места жительства, состоит из двух потоков: эмиграции – выезда из страны и иммиграции – въезда в страну. Соответственно люди, покидающие страну, называются эмигрантами, а те, кто въезжает в страну для проживания в ней, – иммигрантами. Масштабы внешней миграции населения в России показаны в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Внешняя миграция России, тыс. чел.[20]
Показатель
| 1992 г.
| 1995 г.
| 2000 г.
| 2003 г.
| 2009 г.
| Прибыло в Российскую Федерацию, всего
| 926,0
| 842,1
| 359,3
| 129,1
| 279,9
| в том числе из государств СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии
| 925,7
| 841,5
| 350,3
| 120,5
| 263,1
| Выбыло из Российской Федерации, всего*
| 673,1
| 339,6
| 160,8
| 94,0
| 32,5
| в том числе в государства СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии
| 570,0
| 229,3
| 83,4
| 46,9
| 20,9
| *Следует иметь в виду, что понятия «прибыло» и «выбыло» характеризуют миграцию с определенной долей условности, так как одно и то же лицо может менять свое место постоянного жительства несколько раз в году.
Как видно из табл. 2,2, за рассматриваемый период сальдо миграции в России все время было положительным, правда, оно уменьшилось с 252,9 тыс. чел. в 1992 г. до 35,1 тыс. чел. в 2003 г. и вновь увеличилось к 2009 г. до 247,4 тыс. чел. При этом прибытие людей происходило почти полностью из государств СНГ и Балтии (в 1992 г. – 99,97 %, в 2009 г. – 93,99 % от общего числа иммигрантов), а выбытие населения в государства СНГ и Балтии составило в 1992 г. 84,6 %, а в 2009 г. – 64,3 % от общего числа эмигрантов. То есть большая часть людей выехала также в страны ближнего зарубежья.
Добровольная миграция населения – это перемещение людей с одной территории в другую по собственной инициативе и желанию, которое может быть обусловлено разными причинами:
ü демографическими (переезд, связанный с вступлением в брак, съезд с детьми или родителями и др.);
ü экономическими (более подходящие жилищные и социально-бытовые условия, больший размер оплаты труда, возможность заниматься любимым делом и др.);
ü медицинскими (более благоприятные климатические условия проживания, наличие целебных природных факторов, необходимых для поддержания здоровья и др.);
ü этническими (переезд в местность, населенную людьми родной национальности, народности, этноса), причинами другого характера.
Вынужденная миграция населения обусловлена причинами, не зависящими от мигрантов. Среди них: государственное переселение (отселение), связанное с созданием искусственных водохранилищ, разработкой полезных ископаемых, крупным промышленным строительством, организацией заповедников и др.; военные действия, политические и этнические конфликты; стихийные бедствия, экологические катастрофы, аварии и другие подобные потрясения, вынуждающие людей переезжать из обжитых районов подальше от беды.
Среди вынужденных мигрантов различают вынужденных переселенцев и беженцев.
Вынужденный переселенец– это гражданин своей страны,покинувший место постоянного жительства вследствие совершенных в отношении него или членов его семьи насилия, преследования или наличия реальной опасности подвергнуться этому по признакам национальной принадлежности, вероисповедования, языка, политических убеждений и других дискриминационных действий. Статус вынужденных переселенцев определен Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах»[21], в котором установлены правовые, экономические и социальные гарантии защиты их прав и интересов на территории Российской Федерации.
Беженец – это лицо, прибывшее на территорию государства по причине совершенных в отношении него или членов его семьи насилия, преследования или наличия реальной опасности подвергнуться этому по признакам национальной принадлежности, вероисповедования, языка, политических убеждений и других дискриминационных действий и не имеющее гражданства той страны, в которую прибыл. Правовое положение беженцев в нашей стране определено Законом Российской Федерации «О беженцах»[22].
Большие потоки таких мигрантов возникли в России вследствие распада СССР, из-за усилившейся межнациональной розни, военных действий, нестабильности и напряженности социально-экономической и политической обстановки, ухудшения уровня жизни в отдельных регионах и в бывших союзных республиках. При этом, начиная с 1992 г., число прибывших в Россию в несколько раз превышало и превышает число выбывших из нее. Пик миграции был в 1994 г., когда в Россию прибыло 1147 тыс. чел., а выбыло 337 тыс. чел., причем в основном миграция шла между Россией по странами СНГ, Латвией, Литвой и Эстонией. Масштабы вынужденной миграции в России показаны в табл. 2.3.
Сведения об общем числе вынужденных переселенцев и беженцев получены по данным Федеральной миграционной службы МВД России и учитывают только тех мигрантов, которые получили разрешение в ФМС МВД России на въезд в Россию для постоянного жительства или выезд из России на постоянное жительство за рубеж.
Всего с начала регистрации и до 1 января 2010 г. число вынужденных переселенцев и беженцев составило 679,1 тыс. чел. (в приведенных данных отсутствуют сведения о числе людей, обратившихся в Федеральную миграционную службу МВД России в связи с событиями 1994-1996 гг. и 1999-2001 гг. в Чеченской Республике, а также о вынужденно переселившихся людях в Республику Ингушетия из Республики Северная Осетия – Алания). Наибольшее число вынужденных переселенцев и беженцев было из Казахстана – 261,2 тыс. чел., из России – 143,2 тыс. чел., Узбекистана – 81,1 тыс. чел., Таджикистана – 60,2 тыс. чел.
Таблица 2.3
Численность вынужденных переселенцев и беженцев в России, чел.[23]
Ранее проживали на территории
| 1995 г.
| 2000 г.
| 2009 г.
| Всего с начала регистрации на 1 января 2010 г.[24]
| В том числе
| вынужденных переселенцев
(с 01.07.92.)
| беженцев
(c 20.03.93 г.)
| Азербайджана
|
|
|
|
|
|
| Армении
|
|
| –
|
|
| –
| Белоруссии
|
| –
| –
|
| –
|
| Грузии
|
|
|
|
|
|
| Казахстана
|
|
|
|
|
| –
| Киргизии
|
|
|
|
|
|
| Латвии
|
|
|
|
|
|
| Литвы
|
|
| –
|
|
| –
| Молдавии
|
|
|
|
|
|
| России
|
|
|
|
|
| –
| Таджикистана
|
|
|
|
|
|
| Туркмении
|
|
|
|
|
|
| Узбекистана
|
|
|
|
|
|
| Украины
|
|
|
|
|
|
| Эстонии
|
|
|
|
|
| –
| Другая территория или территория не указана
| –
|
|
|
|
|
| Всего
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | |
Большая часть беженцев в Россию прибыли из Грузии. По состоянию на 1 января 2010 г. без снятых с учёта их проживало 118 человек.
Возвратная миграция – это такой процесс, когда человек однократно или периодически меняет место жительства на некоторое время, предполагая вернуться затем к первоначальному месту жительства. В таком положении могут быть люди, выезжающие в другие районы страны или за рубеж на учебу или на работу по контракту на продолжительное время. К возвратным мигрантам относятся люди с двойным гражданством, что не противоречит российскому законодательству. Указанные причины образуют периодическую (эпизодическую) возвратную миграцию.
Возвратная миграция может быть также сезонной и маятниковой. Сезонная миграция вызывается сезонной потребностью в работниках (например, на сельскохозяйственные работы) и связана с перемещениями людей из трудоизбыточных районов в трудодефицитные.
Маятниковая миграция характерна для мегаполисов, других крупных городов и представляет собой ежедневное или с другой периодичностью перемещение людей, как правило, из пригородов и районов, в которых люди проживают, на учебу или работу в город.
Безвозвратная миграция – это выезд на постоянное место жительства в другой район или другую страну без намерения вернуться обратно.
Серьезной проблемой для России, да и не только для нее, сталанезаконная миграция населения, то есть та миграция, которая в отличие отзаконной осуществлена с нарушением законодательства, регулирующего въезд и выезд людей из страны в страну. По официальным данным, в России находится около 1,5 млн. нелегальных иммигрантов, по неофициальным – около 10 млн. чел.[25] Опасность вызывает положение, когда баланс между числом коренного населения и нелегальными мигрантами складывается не в пользу первого. Так, тревожное положение сложилось в некоторых приграничных кубанских районах, где число незаконно проживающих там турок-месхетинцев превышает число коренных жителей казаков. Напряженность с нелегальной иммиграцией сложилась и в приграничных с Китаем районах Дальнего Востока.
Миграция в условиях сокращения естественного прироста населения – явление для экономики России в целом позитивное, необходимо только, чтобы эти процессы находились в правовом поле.
Отрицательные последствия нелегальной иммиграции заключаются в расширении теневой экономики, игнорирующей налоговое и другое экономическое законодательство, криминализации бизнеса, в вытеснении с рынка труда граждан России, усиление социальной напряженности и обострении межнациональных отношений. Но, с другой стороны, дешевые товары, реализуемые украинскими, китайскими, вьетнамскими и другими нелегалами, помогают выжить многим россиянам с низким уровнем достатка. Стоимость услуги по выполнению, например, ремонтных работ в квартирах у нелегалов в несколько раз ниже, чем у российских коммерческих или государственных фирм. Спрос на такие товары и услуги у небогатого населения страны стимулирует нелегальную иммиграцию. С подобными проблемами столкнулась не только Россия, они имеют место во многих странах Западной и Восточной Европы.
Трудовая миграция – это перемещение населения, обусловленное поиском места работы. К такой разновидности миграции относятся сезонная и маятниковая миграции. Это может быть и внутренняя, и внешняя миграция. В условиях естественного ежегодного сокращения численности населения России все более актуальным становится вопрос преодоления дефицита работников за счет притока иммигрантов.
Миграция населения оказывает существенное воздействие на географию размещения и плотность населения, его численность и структурный состав, на социально-экономическое положение, как региона выбытия, так и региона прибытия.
Стихийность миграции, позитивные и негативные ее последствия для общества обусловливают необходимость управления ею путем планирования и осуществлениягосударственной миграционной политики.
Цель такой политики – ограничение стихийности миграции, сокращение негативных ее последствий для общества, повышение эффективности использования потенциала мигрантов.
Разработкой и реализацией государственной миграционной политики занимаются высшие органы власти Российской Федерации. Функциональной службой в стране по вопросам миграции является Федеральная миграционная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации. В решении проблем миграции принимают участие и другие министерства и ведомства страны: Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство образования РФ, Пенсионный фонд РФ и другие.
Регулирование миграционных процессов в рамках СНГ осуществляется путем заключения двусторонних соглашений и дальнейшей ратификации их парламентами. В Российской Федерации принят ряд федеральных законов по ратификации аналогичных соглашений между Правительством России и правительствами Латвии, Эстонии, Туркменистана, Грузии, Таджикистана.
Федеральным законом «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» от 19.06.1996 г. предусмотрено регулирование численности населения на Севере.
В соответствии с Законом РФ «О вынужденных переселенцах» Правительство Российской Федерации регламентирует порядок выдачи свидетельства о признании лица вынужденным переселенцем и удостоверения вынужденного переселенца.
Законы и иные нормативные правовые акты в области регулирования процессов миграции определяют формы и методы реализации социальных и правовых гарантий, составляют правовую базу управления процессом миграции.
|
|