Методика расчета потребностей в специалистах с профессиональным высшим образованием для городского хозяйства На основе разработанного реестра предприятий и организаций определяются типовые представители по каждому Департаменту городского хозяйства, крупному объединению или холдингу и подобным хозяйствующим субъектам.
Для каждого представителя проводятся расчеты в следующей последовательности.
Определяется количество специалистов с высшим образованием, потребных для оптимального функционирования предприятия или учреждения (по штатному расписанию) – в t году Шt.
Определяется фактическое количество имеющихся специалистов с высшим образованием - – в t году Фt.
Определяется текущая потребность в специалистах с высшим образованием:
(4.3.)
где t - время проведения расчета.
Определяется коэффициент насыщенности специалистами с высшим образованием:
(4.4.)
Тога текущая потребность в специалистах с высшим образованием можно определить:
(4.5.)
Для оценки перспективной потребности через 5 лет вводятся следующие показатели.
Естественное выбытие (пенсия, болезни, травмы и т.п.) - Коэффициент выбытия:
(4.6.)
Оценка увеличения потребности в кадрах за счет расширения или развития производства – .
Коэффициент развития:
(4.7.)
Потребность подготовки в специалистах с высшим образованием:
(4.8.)
Для определения контрольных цифр набора студентов в вузы, для подготовки специалистов по специальностям, необходимо учитывать выбытие части студентов во время обучения - Кс. Потребность в наборе студентов будет определяться:
(4.9.)
где Кстр - страховочный коэффициент, который должен учитывать возможность ухода специалистов, в другие структуры.
В изложенной методике для определения перспективной потребности в кадрах необходимо иметь значения соответствующих коэффициентов, что является весьма индивидуальный не только для каждого территориального рынка труда, но и для каждой специальности.
По Челябинской области на кафедре экономики труда была опробированна методика, которая заключена в следующем.
Перспективная потребность в кадрах соответствующей специальности определяется в целом по области следующим образом:
1. По каждой отрасли определяется перспективная численность работников i-отрасли, j – категории. Для этой цели можно использовать универсальный пакет прикладных программ STATGRAPHICS. Экспериментальное исследование по данным Челябинской области показало, что достаточно высокую точность прогноза на срок до 5 лет дает модель экспоненциального сглаживания.
2. По удельным значениям численности работников по родам деятельности или профессиям можно определить абсолютные прогнозные значения:
(4.10.)
где dijk – удельный вес профессии j категории работников в iой отрасли;
Чij численность jой категории работников в iой отрасли.
3. С учетом движения кадров Кой профессии (смена профессии, уход на пенсию, переезд в другое место и т.д.) определяется потребность подготовки новых кадров в учебных заведениях субъекта федерации:
Выпit – число выпускников для iой отрасли, в t году.
Выпitk=Чijk*Дijk, (4.11.)
где Дijk – коэффициент движения кадров.
(4.12.)
Кпенс – коэффициент, учитывающий уход на пенсию работников данной профессии в прогнозном t году Кпенс = 0,03-0,04
При среднем уходе на пенсию работников данной профессии через 25 лет (женские профессии) Кпенс=0,04;
При уходе на пенсию через 33 года (мужчины) Кпенс=0,03,
Ксм – коэффициент, учитывающий смертность работников (Ксм=0,004),
Кпер – коэффициент смены профессии изменяется в широком диапазоне в зависимости от особенностей профессии и региона, уровня зарплаты.
С учетом данных по трудоустройству выпускников вузов:
Кпер= 0,7 для сельхозинститутов;
Кпер=0,5 для инженеров;
Кпер=0,3 - 0,4 – врачей, экономистов, юристов;
Кбезр – коэффициент возвращения к профессии из безработных – зависит от престижности профессии, количества безработных по другим профессиям. В перспективе данный коэффициент может изменяться для бюджетных профессий, для которых будет увеличиваться зарплата. В настоящий момент он имеет значение для сфер деятельности с высокой зарплатой. Например, в финансовую сферу очень часто попадают лица, имеющие технические или другие неэкономические специальности. Со временем они получают второе высшее экономическое образование. Таким образом, для такой сферы деятельности Кбр примерно равен Кпер и подготовка специалистов дневной формы обучения здесь соответствует сумме коэффициентов:
Дijk=Кпенс+Ксм (4.13.)
Для экономических и юридических специальностей коэффициент движения кадров можно принимать равный 0,03 – 0,04. Речь идет о специалистах, которые должны готовится на бюджетной основе. Рассматривая данную проблему с учетом обучения студентов на коммерческой основе, этот коэффициент для престижных специальностей можно бы взять и меньшим, так как в настоящий момент число студентов, обучающихся на коммерческой основе в 4–5 раз превышает число студентов бюджетников. В результате рынок труда по экономическим и юридическим специальностям давно переполнен. С этих позиций обучение на бюджетной основе по этим специальностям можно прекратить, но это бы привело к нарушению Конституции в части возможности бесплатного образования. Кроме этого данное решение постепенно повлечет за собой снижение качества набора подготовки специалистов по данным профессиям.
4. С учетом отсева определяется набор студентов (учащихся) для всех отраслей по К направлению (специальности):
(4.14.)
e – число отраслей
Предварительные расчеты по городу Челябинску показали, что количество выпускаемых юристов, бухгалтеров в 1,7 раза превышает потребности экономики. В то же время даже в г. Челябинске, не говоря о периферийных населенных пунктах, имеются вакансии на должность бухгалтера. Это говорит о том, что кроме рынка труда существует и рынок рабочих мест, требующий регулирования с учетом потребностей подготавливаемых специальностей.
Таким образом, рынки труда и рынки образовательных услуг будут взаимодействовать эффективно при целевой подготовке кадров по каждой специальности. Но поскольку это не было реализовано в идеале даже в централизованной экономике, индикативное управление этим процессом возможно на основе математического моделирования совокупности потоков на рынке труда и образовательных услуг.
Важно, чтобы дифференциация заработной платы по отраслям и территориям способствовала равномерному распределению кадров и минимизировала смену профессий выпускников учебных заведений. При формировании рынка образовательных услуг следует учитывать, что у поступающих в учебные заведения должно быть сформировано представление о перспективах потребностей их будущей профессии на рынке труда.
Термины и понятия
Оценка состояния рынка труда. Анализ рынка труда. Прогноз развития рынка труда. Экономико-математическое моделирование рынка труда. Прогнозирование показателей рынка труда. Модель баланса ресурсов для труда. Вероятностная модель безработицы.
Вопросы для повторения и обсуждения к главе 4
1) Зачем необходимы оценка и анализ состояния рынка труда?
2) Какими показателями характеризуется состояние рынка труда?
3) Чем характеризуется по оценке Департамента занятости населения Министерства труда и социального развития Российской Федерации современная ситуация на рынке труда в России?
4) Каковы перспективы развития рынка труда в России по оценке Департамента занятости населения Минтруда Российской Федерации?
5) Что собой представляет модель экономического явления (процесса, объекта)?
6) Что является объектом экономико-математического моделирования на рынке труда?
7) Что представляет собой модель баланса трудовых ресурсов?
8) В чем заключается анализ вероятностных моделей безработицы?
|