Государственная служба занятости населения С началом перехода к рыночной экономике в России встал вопрос об образовании новой рыночной структуры - государственной службы занятости. Такая служба была создана повсеместно в соответствии с принятым 19 апреля 1991 года Законом РСФСР «О занятости населения в РСФСР».
Рис. 5.1. Структура системы управления занятостью населения
Государственная служба занятости населения (ГСЗН) создана для целенаправленного, организованного содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения в условиях рыночной экономики. В соответствия со статьей 15 Закона о занятости государственная служба занятости включает:
1. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданные полномочия по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
3. Государственные учреждения службы занятости населения.
Её основными функциями являются:
Ø оценка состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
Ø разработка и реализация программ развития занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
Ø содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
Ø организация мероприятий активной политики занятости населения;
Ø осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными в соответствии с Законом о занятости и иными нормативно-правовыми актами РФ.
Ø осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
Основные принципы организации и деятельности российской службы занятости сформулированы с учетом опыта зарубежных служб и изложены в Законе о занятости.
В соответствии со статьёй 7 Закона к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере занятости населения отнесены: разработка и реализация государственной политики в сфере занятости населения, федеральных программ, принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов, установление норм и формирование средств на социальную поддержку безработных граждан, разработка проекта баланса трудовых ресурсов РФ, координация деятельности по созданию условий по обеспечению занятости населения, развития предпринимательства и самозанятости.
На уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти возложены обязанности:
принятия нормативных правовых актов по вопросам, установленным настоящим Законом;
обобщение практики применения и подготовка предложений по совершенствованию законодательства о занятости;
издание методических рекомендаций, утверждение административных регламентов по предоставлению государственных услуг в сфере занятости населения;
проведение мониторинга состояния, разработка прогноза рынка труда РФ, утверждение перечня территорий с напряжённой ситуацией на рынке труда:
установление нормативов доступности, проведение мониторинга и оценки качества государственных услуг в области содействия занятости;
информирование граждан и работодателей о положении на рынке труда РФ, правах и гарантиях в области занятости населения;
осуществление контроля и надзора за обеспечением государственных гарантий в части социальной поддержки безработных.
При содействии службы занятости «государство гарантирует гражданам бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве» (ст.12.n.1). Безработным гражданам оказываются бесплатные профориентационные услуги, при необходимости предоставляется возможность бесплатного обучения новой профессии с выплатой стипендии, возможность участия в оплачиваемых общественных работах. Им гарантируются бесплатное медицинское освидетельствование при приёме на работу и направлении на обучение и обеспечение социальной поддержки.
Государство гарантирует дополнительные гарантии занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, работникам, высвобождаемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, а также женам (мужьям) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы (ст. 13).
Служба занятости информирует работодателей о состоянии рынка труда, оказывает им содействие в подборе необходимых работников (ст. 26 п. 3).
Органы службы занятости обеспечивают опубликование статистических данных и информационных материалов о состоянии рынка труда, о предложении и спросе на рабочую силу.
За 20 лет деятельности государственной службы занятости России сложилась определённая практика планирования ее работы. На региональном и местном уровнях она включает в себя программы содействия занятости населения, квартальные и месячные рабочие планы.
В основе планирования лежит программно-целевой метод и программы содействия занятости населения:
v региональные (республиканские, краевые, областные) программы содействия занятости населения, как правило, разрабатываются на один-три года;
v региональные программы стабилизации ситуации на рынке труда (разрабатываются по мере необходимости);
v территориальные (городские, районные) программы содействия занятости населения разрабатывались ежегодно до 2008 года; в настоящее время они заменены ежегодными государственными заданиями.
Программы формируются:
· с учетом социально-экономического положения и плана социально-экономического развития соответствующего региона (территории), исходя из ситуации на рынке труда региона и его прогноза;
· с учётом территориальных особенностей: национальных и исторических традиций, демографических процессов и т.д.
Разрабатываются программы соответствующим органом службы занятости совместно с другими структурами управления социально-экономической сферой и социальными партнёрами, coгласовываются с исполнительной властью и утверждаются органами представительной власти.
Структура программы включает в себя:
1) Аналитический раздел, содержащий анализ социально-экономического положения региона (территории), рынка труда, его прогноз на разрабатываемый период.
2) Целевой раздел, в котором формируются цели и задачи политики занятости на планируемый период, приоритеты, оценочные показатели.
3) Организационный раздел включает план мероприятий по всем направлениям деятельности; ответственные за их выполнение организации, сроки и планируемые объекты.
4) Ресурсный раздел представляет собой расчёт потребности, финансовых ресурсов, необходимых для выполнения программы.
5) Оценка эффективности выполнения программы.
6) Организация контроля за выполнением программы.
Квартальные и месячные планы работы органов службы занятости составляются на основе программ содействия занятости с учетом конкретных условий. В процессе осуществления мероприятий текущих планов складывается выполнение программ содействия занятости.
В каждой конкретной службе занятости сложилась определённая система управления намеченными программами. Примером может служить Челябинская областная служба занятости1. В Главном управлении по труду и занятости населения Челябинской области сложилась определённая система организационной работы, по решению намеченных задач. Ежеквартально проводятся заседания областного Координационного комитета содействия занятости населения. Каждое его решение – это конкретная помощь в реализации намеченных дел. На заседаниях координационных комитетов в городах и районах рассматриваются ход выполнения территориальных программ содействия занятости населения, их финансирование, помощь группам населения, нуждающимся в особой социальной поддержке, и другие важные вопросы.
Помимо государственных органов и служб занятости населения существует совокупность вспомогательных организаций, решающих отдельные вопросы, возникающие на рынке труда, и обеспечивающих эффективное функционирование основных служб занятости населения. Эту совокупность служб называютинфраструктурой рынка труда К ним относятся службы профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан, рекламные фирмы, рекрутинговые агентства и др.
Для оказания услуг безработным гражданам по профессиональной ориентации и профессиональному обучению (переобучению) по состоянию на конец 2001 г. в 56 субъектах Российской Федерации было создано 97 учебных центров и 5 центров по профессиональной ориентации. Помимо этого при органах службы занятости на основе экономической самостоятельности и самофинансирования созданы социально-деловые центры, молодежные биржи труда и другие структуры, которые оказывали существенное содействие в трудоустройстве различным категориям граждан.
Учебные центры и центры профессиональной ориентации органов службы занятости оказывали гражданам услуги на договорной основе. Они также координировали работу образовательных учреждений, привлеченных к профессиональному обучению безработных граждан, оказывали им организационную и учебно-методическую помощь.
К сожалению, в связи передачей в 2007 г. полномочий по содействию занятости населения субъектам Российской Федерации большая часть этих центров была ликвидирована.
Основные показатели деятельности органов Службы занятости по вопросам занятости населения за 2007 и 2008 год следующие:
Ø поставлено на учет соответственно 16,4 и 12,5 млн. обратившихся граждан;
Ø признано безработными — 2,82 и 2,76 млн. чел.;
Ø назначено пособие по безработице — 2,83 и 2,76 млн. чел.;
Ø снято с учета, всего 6,29 и 6,03 млн. чел., в том числе:
Ø нашли работу (доходное занятие) — 3,96 и 3,85 млн. чел.;
Ø оформлено на досрочную пенсию — 39,1 и 30,2 тыс. чел.;
Ø направлено на профессиональное обучение — 0,27 и 0,27 млн. чел.;
Ø численность лиц, принимавших участие в общественных работах, составила 931,8 и 948,4 тыс. чел.
Заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках на конец года составила соответственно 0,89 и 1,1 млн. рабочих мест[54].
Развитие рыночных отношений способствует созданиюнегосударственных структур занятости частного характера, которые условно можно разделить на: коммерческие агентства по подбору персонала, имеющие цель получение прибыли; учреждения, которые не преследуют коммерческие цели (при учебных заведениях, при профсоюзах, при ассоциациях работодателей, при религиозных органах и др.). Эти формирования на рынке труда способствуют удовлетворению потребностей предприятий в тех или иных специалистах (как правило, данная услуга осуществляется за плату с предприятий), кроме того, они помогают гражданам подобрать подходящую работу.
В процессе своей деятельности негосударственные структуры оказывают услуги консультационного характера, проводят работу, связанную с выявлением потребностей и возможностей конкретного человека или работодателя. Деятельность по содействию занятости населения до 10 февраля 2003 г. в определенной степени регламентировалась законодательством о занятости, поскольку оказание услуг в содействии трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения осуществлялось юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии заключения органов государственной службы занятости. С 10 февраля 2003 г. требование о лицензировании деятельности по содействию занятости населения упразднено.
Негосударственные службы занятости имеют разные названия, например, биржи труда, агентства по трудоустройству, кадровые центры, рекрутинговые агентства, консалтинговые фирмы, агентства по побору персонала и др. На основании зарубежного и отечественного опыта деятельность этих служб можно классифицировать следующим образом:
ü по виду занятости — подбор работников на временную или постоянную работу, когда агентства подбирают специалистов для работодателя в соответствии с теми сроками, на которые предполагается заключить трудовой договор с будущим работником;
ü по профессиональному признаку — подбор для работодателя специалистов только узкого профиля, но взаимосвязанных по профессии (например, финансистов, бухгалтеров, экономистов), либо подбор работников по очень широкому кругу профессий;
ü по квалификационному признаку — подбор и поиск только высокооплачиваемых менеджеров высшего уровня либо подбор работников для нижнего и среднего звена управления.
|