Обратная связь
|
Административные правонарушения в области охраны собственности Административные правонарушения в области охраны собственности представляют собой наказуемые в административном порядке виновные противоправные деяния, которые посягают на принадлежность материальных благ соответствующим собственникам, а равно нарушают требования по обеспечению их сохранности[289].
Административные правонарушения в области охраны собственности сформированы в гл. 7 КоАП РФ. Общим объектом для включенных в названную главу составов правонарушений являются отношения собственности.
Собственность, выступая ядром экономической и политической системы государства, определяет содержание политического и социального развития общества. Такая ее роль предопределяется несколькими факторами:
– во-первых, собственность представляется наиболее гарантированным средством удовлетворения материальных и духовных потребностей граждан, коллективов и общества в целом;
– во-вторых, собственность предоставляет ее обладателям экономическую власть над вещами и отношениями, возникающими по поводу использования этих вещей, а значит, и экономическую свободу в отношениях с другими людьми;
– в-третьих, собственность обеспечивает ее обладателям стабильность и долговременность удовлетворения потребительских нужд.
Содержание права собственности образует определенная тройственность отношений: по поводу владения, пользования и распоряжения имуществом. Это означает гарантированную юридическую возможность: в первом случае – фактически обладать имуществом, во втором – извлекать из вещи полезные свойства в целях удовлетворения соответствующих общественных и личных потребностей, в третьем – определять судьбу вещи.
Видовым объектомвыступает та форма собственности, в которой находится имущество: государственная, муниципальная, частная. Кроме того выделяют дополнительные ее формы: собственность общественных и религиозных объединений, фондов, собственность иностранных государств и международных организаций, смешанные формы собственности.
Предметом административных правонарушений в области охраны собственности выступают вещи и результаты интеллектуальной деятельности.
Под вещами понимаются предметы, имеющие материальнуюсубстанцию и обладающие потребительской стоимостью. Они могут быть двух видов – недвижимые и движимые.К недвижимым вещам (недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом.
Результаты интеллектуальной деятельности относятся к категории нематериальных объектов собственности. Присвоение результатов интеллектуальной деятельности, их использование для извлечения дохода без разрешения правообладателя охватывается составом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.12 КоАП РФ.
Необходимо отметить, что в указанную главу КоАП РФ были помещены составы правонарушений, которые имеют несколько объектов посягательства. Такие правонарушения называют многообъектным. В качестве дополнительных объектов выступают земельные отношения, отношения в области строительства, геодезии, водоснабжения, использования недр, животного мира, охраны объектов культуры и археологического наследия.
Объективная сторона административного правонарушения в области охраны собственности – это деяние, которое выражается, как правило, в форме действия(хищение, завладение, уничтожение, незаконное использование и т.д.)Однако часть правонарушений совершается в форме бездействия, уклонения от исполнения обязательств (ст.ст. 7.13, 7.22, 7.23, 7.25, 7.26, 7.29, 7.30 КоАП РФ).
Составы административных правонарушений в области охраны собственности характеризуются тем, что многие из них являются материальными, т. е. связаны с причинением имущественного (материального) вреда. Такой вред может выражаться в виде расходов, которые собственник должен понести по восстановлению объектов собственности из-за их повреждения либо уничтожения; прямого лишения собственника определенных объектов, а также упущенной выгоды, т. е. неполучения собственником доходов.Размер причиненного ущерба для некоторых административных правонарушений является признаком отграничивающим правонарушение от преступления (мелкое хищения, уничтожение или повреждение чужого имущества).Так, мелким хищением признается деяние, при котором стоимость похищенного имущества не превышает одной тысячи рублей. В противном случае ответственность должна наступать по ст.ст. 158, 159 и 160 УК РФ. Уголовная ответственность наступает и в случаях совершения хищений при наличии отягчающих признаков, предусмотренных в названных нормах УК РФ безотносительно к размеру причиненного ущерба. Деяния, связанные с уничтожением или повреждением имущества, могут квалифицироваться как административно-наказуемые при условии, что причиненный ущерб не превышает двух тысяч пятьсот рублей. В ином случае наступает ответственность по ст. 167 или по ст. 168 УК РФ.
Признак размера причиненного ущерба должен также приниматься во внимание при квалификации деяний как административного правонарушения при нарушениях правил охраны и использования недр, режима особо охраняемых природных территорий и объектов, объектов культурного и исторического наследия, авторских и смежных прав и ряду других.
Однако необходимо отметить, часть административных правонарушений, структурно расположенных в главе 7 КоАП РФ, обладают формальным составом, для которого причинение реального ущерба не является квалифицирующим признаком. Это относится, например, к составам правонарушений, предусмотренным ст.ст. 7.10 7.16. 7.25 КоАП РФ и другими статьями, где наряду с отношениями сохранности собственности объектами посягательств выступают другие родовые объекты, а нанесение ущерба собственнику не исчерпывает всех отрицательных последствий совершенных правонарушений.
Субъектами административных правонарушений в области охраны собственности являются следующие три категории:
1) граждане, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста административной ответственности и вменяемые. Ряд правонарушений могут быть совершены только гражданами. К таким правонарушениям относятся правонарушения, предусмотренные ст. 7.17 (уничтожение или повреждение чужого имущества), ст. 7.21 (нарушение правил пользования жилыми помещениями), ст. 7.27 (мелкое хищение в форме кражи и мошенничества).
2) должностные лица, которые могут быть привлечены к ответственности за совершение противоправные деяния в связи неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. По ряду статей КоАП РФ субъектами выступают исключительно должностные лица: ст. 7.16 (незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения), ст. 7.24 (нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта), ст. 7.26 (утрата материалов и данных государственного картографогеодезическогофонда Российской Федерации), ст. 7.29 (несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд), ст. 7.30 (нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд), ст. 7.31 (предоставление, опубликование или размещение недостоверной информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также направление недостоверных сведений, внесение их в реестр государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, реестр недобросовестных поставщиков), ст. 7.31.1 (нарушение сроков возврата денежных средств, порядка и (или) сроков блокирования операций по счету участника размещения заказа, порядка ведения реестра участников размещения заказа, правил документооборота при проведении открытого аукциона в электронной форме, разглашение оператором электронной площадки, должностным лицом оператора электронной площадки сведений об участнике размещения заказа до подведения результатов открытого аукциона в электронной форме).
3) юридические лица, которые несут ответственность пост. 7.22 (нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений) и ст. 7.23 (нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами).
В остальных случаях субъектами правонарушений против собственности выступают как граждане, так и должностные и юридические лица.
С субъективной стороны правонарушения против собственности – это деяния в большинстве своем совершенные умышленно. Виновное лицо должно осознавать противоправный характер своих действий или бездействия, предвидеть их вредные последствия, но, несмотря на это, стремится осуществить такое поведение, желая получить для себя определенные имущественные блага, соответствующую материальную выгоду.
Часть проступков совершается с корыстной целью (мелкое хищение, пользование природными объектами без разрешения (лицензии), самовольное подключение к энергетическим сетям, нефтепроводам, газопроводам и др.). Правонарушитель в этом случае получает незаконную материальную (денежную) выгоду, а государство и другие собственники терпят ущерб, утрачивая или недополучая определенное количество имущественных (денежных) ценностей.
Определенная категория имущественных правонарушений совершается по неосторожности. В этом случае вред собственнику причиняется в результате небрежности виновного лица, когда данный ущерб не предвидится, но должен был предвидеться, или предвидится, но субъект легкомысленно рассчитывает его предотвратить, не допустить. Это всевозможные случаи повреждения, уничтожения или порчи объектов природы, а также недобросовестного отношения к сохранности (сбережению) имущества.
За совершение административных правонарушений в области охраны собственности предусмотрены санкции в виде административного штрафа, при этом сумма штрафа может выражаться в величине, кратной:
1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
2) начальной (максимальной) цене государственного или муниципального контракта при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Так, мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей; нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 7.30) влечет наложение административного штрафа в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей; за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 7.32 предусмотрено наложение административного штрафа в сумме двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или стоимости товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметами административного правонарушения.
Кроме того, ст. 7.12 КоАП РФ (нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав) и ст. 7.15 КоАП РФ (ведение археологических разведок или раскопок без разрешения) предусмотрена конфискация имущества, явившегося предметом правонарушения. За совершение мелкого хищения чужого имущества (ст. 7.27 КоАП РФ) может быть назначен административный арест до 15 суток, а по ч. 4 ст. 7.2 КоАП РФ (уничтожение специальных знаков) в качестве альтернативной меры наказания – предупреждение.
|
|