Обратная связь
|
Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность В зависимости от видового объекта административные правонарушения, содержащиеся в главе 6 КоАП РФ, можно разделить на три группы:
1) правонарушения, посягающие на здоровье населения: сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения (ст. 6.1); незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством) (ст. 6.2); незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 6.8); потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.9); вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст. 6.10); пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст. 6.13); производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам (ст. 6.14); нарушение правил оборота инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 6.15); нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ст. 6.16);
2) правонарушения, посягающие на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения: нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании (ст. 6.3); нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. 6.4); нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде (ст. 6.5); нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6); нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения (ст. 6.7);
3) правонарушения, посягающие на общественную нравственность: занятие проституцией (ст. 6.11); получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией (ст. 6.12).
Здоровье населения, будучи самостоятельной социальной ценностью, охраняется совокупностью мер политического, экономического, правового, социального, медицинского и иного характера. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.(в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 г. № 365-ФЗ)[284] цель этих мер состоит в сохранении и укреплении физического и психического здоровья каждого человека, поддержании его долголетней активной жизни, предоставлении ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Установление административной ответственности за посягательства на здоровье населения выступает одной из мер правового обеспечения достижения данной цели.
Здоровье населения как видовой объект правонарушений, входящих в рассматриваемую главу КоАП РФ, представляет собой совокупность охраняемых законодательством об административных правонарушениях общественных отношений, обеспечивающих безвредные условия жизнедеятельности многих людей.
Одним из основных условий реализации права граждан на охрану здоровья выступает обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, Являясь видовым объектом правонарушений, составы которых сформулированы в главе 6 КоАП РФ, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения представляет собой такое состояние здоровья населения и среды обитания людей, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Общественную нравственность можно рассматривать как совокупность традиций и обычаев, которые сформировались в течение продолжительного времени у какого-либо народа, проживающего на конкретной территории. Все то, что совершается не в соответствии с устоявшимися традициями, является безнравственным. Общественная нравственность можно также понимать как именно ту сферу, которая противостоит существованию в обществе полового распутства (и прежде всего проституции, как наиболее «массовидного» явления) и отвечает за ограждение граждан от столкновения с ним в повседневной жизни. Именно такое «суженное» понятие необходимо для правильного определения границ правоохранительной деятельности в рассматриваемой области.
Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в редакции Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 151-ФЗ)[285] к наркотическим средствам относит вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 (в редакции постановления Правительства от 21 апреля 2010 г. № 255)).[286] В соответствии законодательством Российской Федерации, в том числе Единой Конвенцией о наркотических средствах 1961 года психотропными веществами признаются вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии законодательством Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года. Аналоги наркотических средств и психотропных веществ – это запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.
Объективная сторона правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, выражается, как правило, в совершении действий.
Административно наказуемо по ст. 6.8 КоАП РФ незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без целисбыта наркотических средств или психотропных веществ только в небольшом размере. Законодателем определены четкие правовые критерии отнесения находящихся в незаконном обороте наркотических средств к небольшому, крупному, особо крупному размеру[287]. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении достаточно подробно описывает все действия образующие объективную сторону правонарушений в рассматриваемой сфере[288].
Административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.8 Кодекса, могут выражаться в незаконном приобретении, хранении, перевозке, изготовлении, переработке без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ, а также обороте их аналогов.
Согласно постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» незаконным приобретением без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов надлежит считать их получение любым способом, в том числе покупку, получение в дар, а также в качестве средства взаиморасчета за проделанную работу, оказанную услугу или в уплату долга, в обмен на другие товары и вещи, присвоение найденного, сбор дикорастущих растений или их частей, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (в том числе на землях сельскохозяйственных и иных предприятий, а также на земельных участках граждан, если эти растения не высевались и не выращивались), сбор остатков находящихся на неохраняемых полях посевов указанных растений после завершения их уборки. Под незаконным хранением без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов следует понимать действия лица, связанные с незаконным владением этими средствами или веществами, в том числе для личного потребления (содержание при себе, в помещении, тайнике и других местах). При этом не имеет значения, в течение какого времени лицо незаконно хранило наркотическое средство, психотропное вещество или их аналоги. Под незаконной перевозкой следует понимать умышленные действия лица, которое перемещает без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги из одного места в другое, в том числе в пределах одного и того же населенного пункта, совершенные с использованием любого вида транспорта или какого-либо объекта, применяемого в виде перевозочного средства, а также в нарушение общего порядка перевозки указанных средств и веществ, установленного статьей 21 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». При этом следует иметь в виду, что незаконная перевозка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов может быть осуществлена с их сокрытием, в том числе в специально оборудованных тайниках в транспортном средстве, багаже, одежде, а также в полостях тела человека или животного и т.п. Под незаконным изготовлением наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без цели сбыта следует понимать умышленные действия, в результате которых из наркотикосодержащих растений, лекарственных, химических и иных веществ получено одно или несколько готовых к использованию и потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
Под незаконной переработкой без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов следует понимать совершенные умышленные действия по рафинированию (очистке от посторонних примесей) твердой или жидкой смеси, содержащей одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, либо повышению в такой смеси (препарате) концентрации наркотического средства или психотропного вещества, а также смешиванию с другими фармакологическими активными веществами с целью повышения их активности или усиления действия на организм. Измельчение, высушивание или растирание наркотикосодержащих растений, растворение наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов водой без дополнительной обработки, в результате которых не меняется химическая структура вещества, не могут рассматриваться как изготовление или переработка наркотических средств.
В примечании к рассматриваемой статье закреплено, что лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства или психотропные вещества, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение.
По статье 6.9 КоАП РФ административно наказуемым является потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Потреблением наркотических средств или психотропных веществ следует признавать их прием внутрь, путем инъекций, курения, вдыхания порошка через нос и т.п.
Дополнительном признаком состава рассматриваемого проступка выступает место его совершения. Потребление без назначения врача наркотических средств, психотропных веществ, потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах должно влечь ответственность по ч. 3 ст. 20.20 КоАП РФ.
В соответствии с примечанием к ст. 6.9 Кодекса лицо, добровольно обратившееся в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ.
Законодатель, вводя административную ответственность за наиболее массовидное правонарушение в сфере общественной нравственности ‑ занятие проституцией, не определился в самом его понятии. На сегодняшний день ни в административном, ни в уголовном законодательстве не раскрыто понятие «проституция». Отсутствует такое определение и в ведомственных нормативных актах, что в определенной степени осложняет деятельность органов внутренних дел по привлечению виновных лиц к административной ответственности за совершение данного вида правонарушения. Полагаем, что под проституцией следует понимать промысел, направленный на удовлетворение сексуальных потребностей клиентов, осуществляемый систематически и заранее обусловленный получением вознаграждения в денежной или иной форме.
Для установления факта совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.11 КоАП РФ (занятие проституцией), большое значение имеет установление момента окончания правонарушения.
Оконченным данное правонарушение должно считаться с момента договоренности об оказании услуг сексуального характера за вознаграждение и о размере этого вознаграждения. Передача вознаграждения проституирующему лицу или оказание услуг сексуального характера не могут считаться моментами окончания правонарушения, поскольку для установления факта правонарушения «занятие проституцией» необходимо именно установление факта оказания сексуальных услуг за вознаграждение. Однократное оказание услуг сексуального характера образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.11 КоАП РФ, в случае если была договоренность об оказании сексуальных услуг за вознаграждение. При этом оконченным данное правонарушения должно считаться в момент достижения договоренности об оказании услуг сексуального характера за вознаграждение.
Существуют определенные трудности в определении объективной стороны относительно нового административного деликта, предусматривающего ответственность за получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией (ст. 6.12 КоАП РФ). Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 6.12 КоАП РФ, состоит в любых действиях, направленных на извлечение дохода от лиц, занимающихся проституцией. Вид и размер дохода значения не имеют. Наличие состава указанного правонарушения не связано и с систематичностью получения дохода от занятия проституцией другими лицами; одноразовое получение дохода от подобной деятельности является достаточным основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности. Оконченным правонарушение, предусмотренное ст. 6.12 КоАП РФ, является с момента договоренности о вознаграждении за оказание сексуальных услуг третьими лицами. При этом необходимо учитывать, что ответственности по указанной статье подлежат не только сводники, но и все другие фигуранты, так или иначе получающие доход от занятия проституцией другими лицами: охранники, таксисты, диспетчеры, содержатели квартир и др.
Статья 6.13 «Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров» является новой для административно-деликтногозаконодательства. Однако, время, прошедшее с момента введения в действие КоАП РФ, показывает, что правоприменительная практика сталкивается с определенными трудностями при применении указанной нормы.
Статьей 46 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» запрещается пропаганда и ограничивается реклама в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Именно эти действия составляют содержание объективной стороны рассматриваемого административного правонарушения.
Под пропагандой наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров понимается деятельность физических или юридических лиц, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение в компьютерных сетях указанных сведений или совершение иных действий в этих целях.
Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» запрещается пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а равно пропаганда использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на состояние его психического или физического здоровья.
Реклама наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681, может осуществляться исключительно в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников. В соответствии с примечанием к рассматриваемой статье не является административным правонарушением распространение в специализированных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, сведений о разрешенных к применению в медицинских целях наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.
Субъектом большинства административных правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, являются граждане, должностные лица или юридические лица. В их числе все проступки в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. ст. 6.3-6.7); пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст. 6.13).
Исключительно граждане, достигшие 16-летнего возраста, выступают субъектом совершения проступков, закрепленных ст. 6.1 (сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения); ст. 6.2 (незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством)); 6.11 (занятие проституцией).
Субъектом потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.9) и вовлечения несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст. 6.10) может признаваться гражданин, достигший возраста 18 лет. По ч. 3 ст. 6.10 КоАП РФ повышенная ответственность устанавливается для родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, а также лиц, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних.
С субъективной стороны правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, характеризуются умышленной формой вины. Административные проступки в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и здоровья населения также могут быть совершены по неосторожности.
|
|