Обратная связь
|
Административные правонарушения, посягающие на права граждан Составы административных правонарушений, посягающих на права граждан, закреплены в главе 5 КоАП РФ. Объектом названных правонарушений являются отношения, возникающие при реализации гражданами своих конституционных прав. Следует отметить, что данной главой охватываются составы правонарушений, посягающие на отдельные права граждан, а именно на избирательные права, свободу совести и вероисповедания, трудовые права, права ребенка, права на участие в массовых мероприятиях, забастовках, право на образование и тайну личной жизни. Кроме того, статьи этой главы устанавливают ответственность за нарушение права на получение информации, социальных прав инвалидов. Составы правонарушений, посягающих на иные права граждан (право на собственность, право на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду и другие) рассматриваемой главой не охватываются.
Первая группа статей (ст. 5.1 – 5.25, 5.45 – 5.52, 5.56 КоАП РФ) предусматривает правонарушения, объектом посягательства которых являются избирательные права граждан, которые предусмотрены ст. 32 Конституции Российской Федерации и, детально регламентированы Федеральным законом от 12июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 4 июня2010 г. № 117-ФЗ)[273].
Под избирательнымправомпонимается конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе участвовать в выдвижении кандидатов (списков кандидатов), предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в других избирательных действиях.
Для некоторых составов данной группы правонарушений характерно наличие предмета правонарушения к которым относятся списки избирателей и кандидатов, избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдум, агитационные материалы – печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в ходе избирательной кампании, при проведении референдума.
Избирательные права и порядок их реализации регламентируются многими другими нормативными актами, среди них: Федеральный Конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (в редакцииФедерального конституционного закона от 24 апреля 2008г. № 1-ФКЗ)[274], Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» (в редакцииФедерального закона от 22 апреля 2010 г. № 63-ФЗ)[275],Федеральный закон от 10января2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (в редакцииФедерального закона от 22 апреля 2010 г. № 63-ФЗ)[276]. Некоторые положения этих законов получили оценку Конституционного Суда Российской Федерации, отдельные аспекты избирательных технологий уточнены и детализированы в ряде Постановлений Центральной избирательной Комиссии Российской Федерации.
По существу, правонарушения, посягающие на избирательные права граждан, представляют собой большой комплекс противоправных деяний совершаемых как в форме действия, так и бездействия.В зависимости от непосредственного объекта посягательств и характера противоправных действий рассматриваемые правонарушения условно можно разделить на три основные группы:
– нарушения, связанные с работой избирательных комиссий, комиссий по референдуму;
– нарушения порядка информационного обеспечения выборов, референдумов;
– нарушения, связанные с деятельностью кандидатов на выборные должности и избирательных объединений, избирательных блоков;
– нарушения установленного порядка проведения предвыборной агитации.
Субъектами таких правонарушений являются как физические лица – граждане и должностные лица, так и юридические лица. Среди специальных субъектов следует отметить лиц, имеющих определенное должностное или служебное положение и использующее его при правонарушении. Ими могут быть также должностные или юридические лица средств массовой информации, члены избирательных комиссий, лица, которым участие в предвыборной агитации запрещено федеральным законом: наблюдатели, некоторые категории государственных и муниципальных служащих в период служебных командировок или при исполнении служебных обязанностей и т.п., кандидат, зарегистрированный кандидат, лицо, избранное депутатом, избирательный блок, инициативная группа по проведению референдума, кредитная организация, председатель избиркома.
Субъективная сторона данных правонарушений выражается, как правило, в форме умысла, то есть нарушитель должен или может сознавать, что он целенаправленно вмешивается в избирательный процесс. В этом плане следует отличать составы иных правонарушений совершаемых, например, из хулиганских побуждений: срывание, порча, уничтожение различных афиш, плакатов, вывесок, объявлений размещенных в установленном порядке от состава, предусмотренного ст. 5.14 КоАП РФ, при котором повреждение агитационных материалов, совершается не из хулиганских побуждений, а с целью повлиять на ход избирательного процесса.
Совершение административного правонарушения в рассматриваемой сфере влечет наказание в виде административного штрафа.
Вторая группа статей (5.27 – 5.34, 5.40) предусматривает правонарушения, посягающие на трудовые права, регламентированные статьей 37 Конституции РФ. Деяния, указанные в диспозиции этих статей нарушают законодательство о труде, к которым относятся Трудовой кодекс Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25 ноября 2009 г. № 267)[277], Федеральный закон от 4 февраля 1999г. № 22-ФЗ «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (в редакции Федерального закона от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ)[278], Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в редакции Федерального закона от 21июля 2007 г. № 183-ФЗ)[279], Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ)[280].
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 КоАП РФ заключается в действиях и бездействиях работодателя нарушающих законодательство о труде и об охране труда, связанных с несоблюдением предусмотренных законодательством условий труда, при этом ч. 2 рассматриваемой нормы устанавливает повышенную ответственность за совершение данного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. Понятие «аналогичное административное правонарушение» разъяснялось в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г.№ 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»[281],согласно которому под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда.
Правонарушения, предусмотренные статьями 5.28 – 5.31 КоАП РФ обусловлены несоблюдением и нарушением процедур, связанных с заключением коллективного договора или соглашения. Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства с работодателем. Соглашение – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, территории, отрасли, профессии.
Статьи 5.32 – 5.34 предусматривают составы правонарушений совершаемых в связи с возникновением коллективного трудового спора и с нарушением условий примирительных процедур, при этом под коллективным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.Примирительные процедуры – рассмотрение коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника, в трудовом арбитраже.
Субъектом данного вида правонарушений может быть лицо, являющееся стороной в трудовых отношениях. В качестве специального субъекта выделяется работодатель и страхователь.
Субъективная сторона правонарушения проявляется, как правило, в форме умысла.
Наказанием за совершение правонарушений, посягающих на трудовые права граждан, является административный штраф. В качестве альтернативной административному штрафу санкции предусмотрен новый вид административного наказания – административное приостановление деятельности указанных лиц на срок до 90 суток. За совершение правонарушения по ч.2 ст. 5.27 КоАП РФ в качестве наказания предусмотрена дисквалификация. При применении дисквалификации следует учитывать, что в ст. 3.11 КоАП определен перечень лиц, которым этот вид наказания может быть назначен.
Статья 5.38 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании. Данные права относятся к категории политических и гарантируются статьей 31 Конституции Российской Федерации.
Детальная регламентация организации и проведения массовых мероприятий закреплена в Федеральном законе от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»[282].
Объективная сторона рассматриваемого деликта выражается в воспрепятствовании организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них.
Если публичное массовое мероприятие проводится без нарушения закона, то никто, в том числе и должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления не должны препятствовать его проведению. Деяние, сопряженное с воспрепятствованием может проявляться в любой форме.
Субъектом данного правонарушения, могут быть как граждане (в том числе представители общественных объединений), участники и организаторы митингов, так и должностные лица.
Субъективная сторона выражается в форме прямого или косвенного умысла.
Административная ответственность за правонарушения, посягающие на права ребенка, закреплены статьями 5.35 – 5.37 КоАП РФ. К числу основных нормативных правовых актов Российской Федерации о правах ребенка можно отнести Конституцию Российской Федерации (ст. 38), Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 17 декабря 2009 г. № 326-ФЗ)[283], Семейный кодекс Российской Федерации.
Права несовершеннолетних детей на содержание, воспитание и образование регламентируются ч.2 ст. 54 и ч.1 ст. 60 Семейного Кодекса Российской Федерации, причем содержание должно обеспечиваться в размерах, предусмотренных разделом V данного кодекса. Обязанность родителей по воспитанию, образованию и содержанию – статьями 63 и 80 указанного кодекса. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 5.35 КоАП РФ заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних. Деяние, предусмотренное ст. 5.36 заключается в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей связанных с передачей нуждающихся детей на усыновление (удочерение) или под опеку (попечительство), а также предоставление заведомо недостоверных сведений о таких несовершеннолетних и укрытие несовершеннолетних от передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей.
Субъектом данных правонарушений являются лица, на которых в установленном законом порядке возложена обязанность по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав несовершеннолетних ими могут являться родители, лица их заменяющие (приемная семья), опекуны, попечители, воспитатели, педагоги и другие должностные лица воспитательных учреждений для несовершеннолетних – 5.35. Руководители учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностные лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления – 5.36.
Субъективная сторона данной группы правонарушений характеризуется умышленной формой вины
|
|