Обратная связь
|
Субъективная социология в России § 1. Общая характеристика субъективной социологии
В российской социологии одним из наиболее развитых направлений, н^ ряду с позитивистским, было субъск'1 ивнос. С конца 1860-х i г. - времен его возникновения — до начала 1920-х п. оно проделало зпачительну! эволюцию. Это становится попятным, если учесть, что к числу иаибола видных представителей субъективной еоциоло1ии относятся П.Л. Ла ров, Н.К. Михайловский, С.Н. Южаков, II.И. Карссв. Ч го сближало стс разных социальных мыслителей? На каких основаниях исследователи относят их к одному социологическому направлению?
Чтобы ответить па поставленные вопросы, необходимо дать самую об Шую характеристику субъективной социологии как одно! о из направлении российской социологии. При этом следует иметь в виду, что творчество не которых из названных выше социологов (в первую очередь Кареева) не может быть целиком отнесено к данному направлению. Подобная ситуация будет встречаться нам и при рассмотрении иных направлений.
Вначале несколько слов о самом названии этого направления. В литера туре его называют по-разному — и субъективной школой, и эгико-субьек тивной школой, и этико-психологической социологией и т.д. Представляется, что понятие «школа» в данном случае не соответствует тому, что на самом деле было. Ранее (при рассмотрении французской социологической школы Э. Дюркгейма и Чикагской социологической школы) мы уже давал! ли характеристику школы в социологии, подчеркивая необходимость су», шествования целого ряда признаков, таких как наличие неформального на учного сообщества (объединенного на основе единой методологии), ярк| выраженного лидера (лидеров), определенного статуса, центра для обмен научными идеями и т.д. Ничего этого не было в российской социологии поэтому говорить о существовании субъективной школы (равно как и других) вряд ли правильно. Мы будем придерживаться более общего и широкого термина для характеристики близких (родственных, совпадающих по существу) взглядов определенной группы социологов — направления.
Субъективная социология — это специфически российское социологическое направление. В основе его лежит использование социологом в
Глава 15. Субъективная социология в России
[честве основного инструмента исследования субъективного метода, а едмеюм изучения общества и человека является привносимый б соци-пьную жизнь субъективный элемент. Субъективный метод рассматри-,лся как подлинно социологический — в отличие от объективного, есте-Гвенно-паучиого. Поскольку основной единицей общества считалась [чность (но не класс и не социальная группа), постольку социолог долен был исследовать ее помыслы и внутренние устремления. Именно они сазывают определяющее влияние на се деятельность, а не объективные, нешпие факторы. Поэтому для изучения деятельности личности нужен в первую очередь субъективный метод, включавший в себя принцип сопереживания» социолога исследуемому объекту.
Представители этого направления особое внимание уделяли роли та-|.|но субъекта исторического процесса, как личность, причем не просто шчность, а критически мыслящая, осуществляющая творческую деятельность. Понятие личности стало центральной категорией субъективного м.травления. С темой личности оказались тесно сопряженными проблемы ее взаимодействия с массами, героев и толпы, социального прогресса, члрактера и путей изменения общественного строя, места и роли интелли-м'пции в жизни общества и др. Во всей этой проблематике представители i убъективпого направления в'сегда искали и видели нравственное начало, 11 ическую сторону любой деятельности. Этот поиск был сопряжен с решением одной из главных задач, которую ставили перед собой российские социологи, — исследовать и выявлять такие возможности личности, такой ее потенциал, который moi бы быть направлен на улучшение, совершенство-надие как общества в целом, так и конкретных человеческих отношений.
Субъективное направление, как и вся российская социология, было i есно связано с общественно-политическими течениями и движениями, в первую очередь с народничеством. Последнее представляло собой внутренне протииоречивую систему самых различных взглядов, идей и ориен-|нций (политических, экономических, философских, социологических), обращенных к народу (в России это было прежде всего крестьянство) с целью изменения, улучшения — нравственного, религиозного, политического, экономического — его жизни.
При этом общей идейной платформой народничества (несмотря на наличие в нем двух течений — революционного и либерального) было признание социально-экономической самобытности России и возможности, минуя капитализм как регрессивный общественный строй, перей-i и к социализму. Основой этого перехода считалась крестьянская община, которую многие идеологи народничества рассматривали как готовую ячейку социализма. Они не видели значительных трудностей и проблем, гиязаппых с се функционированием и начинающимся разложением, в i ом числе и тех процессов социального расслоения, которые в ней активно происходили.
250 Часть I. Классический этап
Прежде чем перейти к анализу основных идей, определявших суть h;i правления, с учетом конкретных взглядов наиболее крупных его предста вителей по тем или иным проблемам социологии, дадим самую краткую и общую характеристику жизненного пути и творчества мыслителей.
§ 2. Жизненный путь и творчество представителей субъективной социологии: краткий обзор
Основателя этого направления Петра Лавровича Лаврова (1823—1900) многие исследователи считают основоположником русской социологии Он родился в Псковской губернии в дворянской семье. Окончил Петер бургское артиллерийское училище, преподавал в военных учебных заве дениях. Стал профессором математики. С середины 1850-х гг. много пуб ликовался, участвовал в общественной деятельности. В 1862 г. вступил и народническую подпольную революционную организацию «Земля и во ля», был арестован и сослан в Вологодскую губернию. В 1869—1870 п были опубликованы «Исторические письма» Лаврова, сделавшие его ши-^ роко известным и очень популярным среди молодого поколения росси ской интеллигенции. В 1870 г. он нелегально эмигрировал из России, 1871 г. стал участником Парижской коммуны. Входил в I Интернациона Был лично знаком с К. Марксом и Ф. Энгельсом, высоко оценивал влия ние экономических идей первого на свое творчество.
Лавров по своему духу, складу характера и стилю жизни был скор кабинетным ученым, чем практическим участником революционно^ борьбы. Он рставил после себя большое количество работ, многие из ко торых до сих пор в полной мере не осмыслены и не истолкованы. Это i сается и тех, в которых содержатся социологические взгляды мыслителе К их числу следует отнести: «Задачи позитивизма и их решения» (18681 «Опыт истории мысли» (1875), «Задачи понимания истории» (1898} «Важнейшие моменты в истории мысли» (1903) [Лавров. 1965].
В своих социологических работах ученый разделял основные взгляда] О. Конта и позитивизма в целом (откуда и были почерпнуты идеи суб ективного метода), хотя не со всеми из них соглашался. Так, он подверга критике претензии позитивизма на абсолютизацию естественно-паучне го знания и разума и его механический перенос на рассмотрение социаль ных процессов. Лавров придерживался синтетической ориентации в евс их социологических взглядах, стремясь создать целостное учение о мир обществе в нем и личности в обществе. Его волновала проблема единств понимания и действия, главным «фигурантом» которого была Личностл) Мы написали это слово с большой буквы потому, что Лавров писал о лич ности особого типа — критически мыслящей и творчески действующей образец которой являл он сам.
Глава 15 Субъективная социология в России
Николай Константинович Михайловский (1842—1904), так же как и Лавров, был одним из основателей российской социологии. Пожалуй, наиболее емкая его характеристика как «будильника мысли» принадлежала Н.А. Бердяеву. Родился Михайловский в Калужской губернии в небогатой дворянской семье. Учился в Петербургском горном институте, но не закончил его из-за участия в студенческих волнениях. В 1869— 1884 гг. работал в журнале «Отечественные записки», где публиковались многие социологические работы российских ученых, в том числе и само-и) Михайловского. Как писал впоследствии Н.И. Кареев, журнал, во многом благодаря деятельности ученого и публициста, превратился в своего рода первую социологическую кафедру в России. Его статья «Что 1акое прогресс?» (1869) стала таким же манифестом интеллигенции, как «Исторические письма» Лаврова. В 1890-е гг. Михайловский возглавил журнал «Русское богатство», где и проработал до конца жизни.
К числу основных социологических трудов Михайловского можно отнести следующие: «Что такое прогресс?», «Аналогичный метод в общест-ненной науке» (1869), «Теория Дарвина и общественная наука» (1870— 1873), «Борьба за индивидуальность» (1875—1876), «Записки профана» (1875—1877), «Герои и толпа» (1882), «Патологическая магия» (1887), «Еще о героях» (1891), «Еще о толпе» (1893). В 1998 г. в России были опубликованы избранные труды Михайловского по социологии в двух i омах.
Социологические взгляды Михайловского (также, как и Лаврова) несут на себе печать глубокого влияния позитивизма и идей Копта. Однако российский социолог видел и недостатки этого учения, главный среди которых, по его мнению, заключался в отрыве субъективного метода от решения практических вопросов социальной жизни. Социологическое творчество Михайловского очень тесно соприкасалось с этическими идеями нравственного обогащения российской действительности, центральной среди которых было обоснование необходимости выработки единой и целостной системы правды — истины. По существу, это была концепция, соединившая представления о соотношении сущего и должного, теории и практики. Главной в творчестве ученого была идея формирования целостной личности и создания для этого необходимых социальных условий.
Еще один представитель субъективного направления в российской социологии — Сергей Николаевич Южаков (1849—1910). Учился на историко-филологическом факультете Новороссийского университета, который не сумел окончить из-за болезни. Публиковал свои главные социологические работы в 1870-е гг. Они были изданы целиком в двухтомнике избранных сочинений «Социологические этюды» (1891—1896). Особое внимание в своих работах он уделял обоснованию этических факторов, действующих в обществе и реализуемых личностью, считал, что по мере развития циви-
Часть I. Классический этап
лизации их роль будет заметно возрастать. Что касается отношения Южай кова к субъективному методу, то оно было неоднозначным. Известна полей мика по поводу использования этого метода (а по существу даже признаЯ ния его как такового) между ним и Лавровым. Но в целом она не мсшаеВ относить его к числу приверженцев субъективного направления. I
Последний из наиболее крупных и известных представителей субъекВ тивного направления российской социологии — Николай Иванович КареВ ев (1850—1931). Кстати, именно ему социология в России обязана ноявлеВ нием термина «субъективная школа». Ковалевский дал Карееку оченЯ краткую, но впечатляющую характеристику — «пионер русской социолоЯ гии». Он действительно является одним из крупнейших российских теореЯ тиков среди исследователей социальных проблем, написавшим за свонЯ большую творческую жизнь более 450 работ (до сих пор не все из них опубВ ликовапы). В
Карсев родился в Москве в бедной дворянской семье. Окончил в 1873 ifl историко-филологический факультет Московского университета. ПриобВ рел широкую известность в научных кругах как не только социолог, но Л один из основоположников российской исторической школы. В 1879-Я 1884 гг. работал профессором Варшавского университета, а с 1885 г. в ]ече-1 ние 37 лет — Петербургского университета. Первым с 1891 г. стал читать в| России систематический курс социологии. Написал первое в стране учебное! пособие по социологии «Введение в изучение социологии» (1897), которой затем дважды переиздавалось — в 1907 и 1913 гг. В начале XX в. некоторой время читал лекции в Высшей русской школе общественных паук в ПарйВ же. Избирался депутатом первой Государственной думы от партии кадетом После Октябрьской революции перестал заниматься социологическим творчеством и сосредоточился па занятиях историей. В
Главные социологические труды Кареева (помимо названного вышй учебного пособия): «Основные вопросы философии истории» (1883)В «Сущность исторического процесса и роль личности в истории» в 8 томаЯ (1889—1890), «Историко-философские и социологические этюды! (1895), «Старые и новые этюды об экономическом материализме» (189бЯ «О. Копт как основатель социологии» (1903), «Общие основы социолоВ гии» (1918). I
Основной предмет социологического интереса Кареева — личность^ как субъект исторического процесса, взятая в единстве психологического, антропологического и социального начал. Он много работал над системой наук о природе, обществе и культуре, а в системе социальных наук определил достойное место для социологии. Для развития последней он считал наиболее значимой позитивистскую методологию. Сам он воспринял как адекватный для социологии субъективный метод, в основном разделял по этому вопросу взгляды Лаврова и Михайловского (с первым его связывали личные дружеские отношения).
Глава 15. Субъективная социология в России
Выделяя четыре главных социологических подхода — органический, дарвинистский, экономико-материалистический, социально-психологический, Кареев особое внимание обращал на последний, считая его наиболее значимым. Вообще он большое внимание уделял изучению истории мировой и отечественной социологии, считаясь но праву одним из наиболее крупных представителей историко-социологического знания.
§ 3. Предмет социологии
Теперь рассмотрим круг центральных для субъективной социологии вопросов. Первый из них — о предмете социологии и се месте в системе социогума-митарпого знания. Для всего направления было характерно стремление сис-iематизироват ь (классифицировать) определенным образом науки и найти среди них место социологии. П.Л. Лавров выделял два ряда паук: феноменологические (исследующие законы повторяющихся процессов и явлений) и морфологические (изучающие распределения предметов и форм). Социоло-i ия, наряду с психологией, этикой и др., относилась к числу первых.
Несколько иную позицию занимал Н.И. Кареев, который выделял три рода паук: феноменологические (затем он заменил это г термин на идио-i рафические), помологические и типологические. Первые имеют дело с явлениями, управляемыми законами, вторые — с категориями законов, фетьи изучают и обобщают на основе сравнительного метода признаки какой-либо группы предметов и занимают промежуточное положение между науками, относящимися к первому и второму родам. Среди наук первого рода выделяется история, второго — социология и психология, фетьего - - политэкономия, право, политика.
Говоря о месте социологии среди других паук и рассматривая се взаимосвязи с ними, представители субъективного направления особо подчеркивали дне тесно сопряженные с нею научные дисциплины — этику и историю. Именно они «ближе» всего к человеку, тем более что стоит задача, как считал Лавров, создания о нем единой науки. Нет в обществе знания, не относящегося к личности, к конкретному человеку.
Предметом социологии как науки провозглашалось изучение общества. Весь вопрос con оял в том^ что иод этим понималось, включая проблему его познания. Здесь нужно иметь в виду, что взгляды на предмет социологии и общество у представителей субъективной социологии эволюционировали is течение их творчества. Лавров, характеризуя социологию как науку об обществе, отмечал: «Общество не есть только собрание реальных единиц; это формы их взаимодействия, инстинктивно или сознательно ими созданные для удовлетворения своих потребностей; это — продукт практического творчества мысли» [О методе... 1997. С. 210]. В других работах Лавров писал об обществе «как солидарном сожительстве сознательных особей для
Часть I. Классический этап
коллективной деятельности ввиду общих целей». Здесь на первое место и трактовке общества выходят уже не вопросы социального взаимодействия ради удовлетворения потребностей, а проблемы социальной солидарности
У Михайловского понимание общества было связано с характеристи ками социального взаимодействия, поскольку речь шла об исследовани 11 «отношений различных форм общежития к судьбам личности» [Михай ловский. 1998. Т. 2. С. 250]. Вообще же, рассматривая предмет социологи ческих исследований, он выделял два их типа: одни исходят из судеб об щества, другие отправляются от судеб личности, но при условии, что эти последние тесно зависят от общества, которое должно строить свою деятельность в расчете на удовлетворение потребностей людей. Второй тип исследований социологу был гораздо ближе первого.
Говоря о взглядах Кареева на предмет социологии, необходимо отметить вначале, что он видел ее задачу в интеграции выводов специальных общественных наук для постижения законосообразности общего соци-, ального консенсуса. В своей последней крупной работе о социологии он,' определяя ее предмет, пишет, что «социология есть общая абстрактная наука о природе и генезисе общества, об основных его элементах, факторах и силах, о характере процессов, в нем совершающихся, где бы и когда бы все это ни существовало и ни происходило»1.
Характеризуя социологию как науку, обеспечивающую всесторонний взгляд на общественный процесс во всех его проявлениях, Южаков понимал под обществом «общежитие активных особей, создавшее свою особую общественную среду, или культуру, и слившееся с ней в одно сложное тело. Короче говоря, общество есть активно-культурное общежитие» [Миненков. 2000. С. 73]. Как видно, Южаков тесно связывал в единой предметной зоне социологии общество, культуру, активность, личность.
§ 4. Субъективный метод социологии
Уделяя особое внимание такому субъекту социального процесса как личность, по существу все представители рассматриваемого направления считали субъективный метод ведущим в понимании этого процесса. В полемике с С.Н. Южаковым П.Л. Лавров так разъясняет особенности субъективного метода: « ...мы изучаем не самые предметы, а наши представления и понятия о них, самих же предметов воспринимать не можем.... Все восприятия, ощущения, представления, понятия о предметах, входящие в круг чисто механической системы мира, суть понятия, составляющие для нас огромную область объективного. Все мыслимое нами, в связи с предметами или отдельно от них, но отличное по способу восприятия от чисто механической системы, —
Кареев НИ Общие основы социологии. Пг., 1918. С. 9
Глава 15 Субъективная социология в России
субъективно» [О методе... 1997. С. 207]. Следовательно, субъективное и объективное — это не более чем категории нашего мышления, которые по-разному отражают наши способы восприятия объектов в соответствии с особенностями последних Субьективный метод имеет место тогда, когда в процессе восприятия мира (особенно общества и людей) наше отношение к нему начинает выполнять функции его понимания и истолкования
Углубляет понимание субъективного метода Н.К. Михайловский. Полемизируя со спенсеровской идеей о необходимости для социологии объективных методов социального познания, он считает, что оно имеет принципиально предвзятый характер. Социологи находят только то, что ищут. В этом смысле речь должна идти о наиболее характерном и полезном для социологии субъективном методе, поскольку исследователь сам отбирает нужные для него факты на основе имеющегося у него жизненного и научного опыта и нравственного уровня.
Анализ и применение субъективного метода привели Михайловского к постановке вопроса о соотношении истины, правды и справедливости. Он ввел ставшие широко известными после его работ два понятия — «правда-истина» и «правда-справедливость». В значении слова «правда» сливаются в одно целое, в единство истина и справедливость, считал автор. Смысл этого единства определяется гем, что справедливость — это отражение истины в практической жизни, а истина — это отражение справедливости в теории. Поэтому истина и справедливость не могут и не должны противоречить друг другу. Использование этих понятий направлено на обоснование системы Правды.
Необходимость субъективного метода была подвергнута сомнению (но не отрицанию) Южаковым. В полемике с Лавровым он выступал прошв абсолютизации этого метода, не соглашаясь с его тезисом о неповторимости исторических явлений и невозможности объективной оценки социальных процессов. По существу Южаков доказывал важность и объективного, и субъективного методов [Южаков 1997. С. 190—199].
Вмешиваясь в дискуссию о субъективном методе и его соотношении с объективным, Н.И. Кареев стремился доказать, что правильнее говорить не о двух разных методах, а об объективном и субъективном элементах в процессе познания. Он утверждал, что социология не может обойтись без субъективного элемента, сам же субъективизм может быть законным и случайным. От последнего социолог должен отказаться, первый же необходим потому, что позволяет, познавая объективные социальные факты, понимать поступки человека, его действия, мотивы поведения. По существу, это были элементы понимающей социологии.
В целом, говоря о трактовках представителями субъективной социологии субъективного метода, мы должны отметить, что ни в одной из них не содержится четкого и ясного понимания, что он собой представляет и каковы его познавательные возможности. Вероятно, самый общий смысл этого понятия состоит в том, что наблюдающий и познающий субъект
256 Часть I. Классический этап
ставит себя в ходе познания на месю наблюдаемого и познаваемого объ екта, т.е. субъективный метод — это такой способ познания, при котором i мыслящий субъект «сливается» в этом процессе с мыслящим обьсктом, | результатом чего оказывается достижение истины. i
§ 5. Теория личности
Субъективный метод ориентировал социологов прелсде всего на изучение личности. Например, у Н.К. Михайловского «фокус» его концепции был сосредоточен на индивиде, индивидуальности, личности, человеке. Мерилом прогресса общества являлось для него развитие личности. Источник этого процесса он связывал с преодолением отчуждения личности от общества, ее отказом от роли его простого придатка. Трактовка личности Михайловским в целом была следствием подхода социолога к пониманию самых разных социальных процессов — от разделения груда, процессов его кооперации до идеала будущего общественного устройства.
Социолог одним из первых не только в отечественной, по и в мировой литературе подчеркнул возможность рассматривать личное п. на трех урон-нях — биогенном, психогенном, социогенном. Первый означает анализ процесса выживания человека как живого существа, для чего главным оказалось приспособление среды к удовлетворению его потребностей. Психогенный уровень анализа личности предполагает выявление характера взаимодействия индивида и толпы (о чем далее будет сказано подробнее и связи с его концепцией героев и толпы). Третий — социогенный — представляет собой рассмотрение личности сквозь призму ее включения в общественное (экономическое) разделение труда, кооперацию и сотрудничество.
Особое значение в развитии личности социолог придавал простой кооперации, поскольку она, по его мнению, была наиболее адекватной природе человека, соединяя равных и независимых индивидов, преследующих общие цели и интересы. Социологическая теория личности Михайловского предполагала синтез всех трех уровней анализа личности.
Органическим продолжением теории личности ученого была его теория героев и толпы, изложенная им в ряде работ 1880— 1890-х гг. «Героем, - пишет автор теории, — мы будем называть человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное, благороднейшее или подлейшее, разумное или бессмысленное дело». «Толпой, — читаем чуть дальше, — будем называть массу, способную увлекаться примером, опять-таки высокоблагородиим или низким, или нравственно-безразличным» [1998. Т. 2. С. 5—6].
Михайловский сравнивал понятия «герой» и «великая личность». «Герой» становится «великой личностью» только тогда, когда его действия получают положительную оценку с точки зрения общественного идеала. Эти действия должны соответствовать ценностям эпохи, чтобы «ге-
Глава 15. Субъективная социология в России
рой» был признан «великой личностью». Что касается толпы, то она может бы'1Ь не только «преступной», но и «благородной».
С помощью теории героев и толпы Михайловский стремился объясни гь особенности поведения людей в больших социальных группах, равно как и причины поведения самих этих групп и их взаимодействий с лидером. Как Ш1ДНО, социолог не идеализирует «героя». Для него важно не то, хороший пи человек или негодяй, а его способность вести за собой толпу. Ее поведение он характеризовал с помощью механизма подражания, причины которого делил на психологические и социологические. К последним он отно-i пл экономические, политические и нравственные факторы, которые рассматривал зачастую как «бессознательно» действующие, т.е. не отражающиеся непосредственно гнговседпевпом сознании и поведении людей. Го-ювность людей к подражанию возникает вообще, считал Михайловский, не вследствие сознательно действующих причин, а прежде всего благодаря фактору бессознательного. Здесь следует специально отметить, что в своих рассуждениях о механизме подражания российский социолог опередил Г. Тарда (книга Тарда «Законы подражания» была опубликована в 1890 г., фактат Михайловского «Герои и толпа» — в 1882 г.).
П.Л. Лавров, также как и Михайловский, видел связь между различными аспектами деятельности лич ности и ее нравственным идеалом. «Выход» личности на общество ему представлялся в виде связующего механизма между ними, таковым он считал наличие общественной солидарности. Высший нравственный принцип деятельности личности — справедливость преднола-1аст в качестве необходимого условия своей реализации установление и укрепление в обществе солидарности. Связь же между личностью и обществом оказывается, таким образом, не просто социальной, а нравственной.
Личность функционирует на основе социальной мотивации, считает Лавров. Он выделяет четыре группы мотивов действия: убеждения, интересы, аффекты, привычки (обычаи). Высшим уровнем мотивации являются убеждения, которые свойственны сравнительно небольшой группе критически мыслящих личностей, т.е. тем представителям интеллигенции, которые опираются на социально-нравственный идеал и благодаря этому обеспечивают общественный прогресс. Самым распространенным мотивом поведения выступает интерес, которым руководствуется большинство людей ради достижения пользы. На третьем месте среди мотивов находятся аффекты, которые, строго говоря, иногда даже не столько мотивируют осуществление действий, сколько их тормозят. Наконец, обычаи выполняют, как правило, консервативную роль как мотив действия.
Приведенная классификация мотивов действия содержалась в «Исторических письмах» Лаврова, опубликованных в самом конце 1860-х гг. Возможно, будет определенной натяжкой утверждать (но мы рискнем это сделать), что в чем-то рассмотренная мотивация напоминает и предвосхищает, пусть отдаленно, веберовскую типологию социального действия — только
Часть I Классический этап
в той ее части, где рассматриваются в качестве основных характеристик 'к тырех типов действий «целерациональность», «ценностнорациональ ность», «эффективность», «традиционность». Некоторые сравнения и дал< аналогии можно провести между убеждениями и целерациональной мот 11 вацией, интересом и ценностнорациональной мотивацией (здесь параллеш выглядит гораздо менее заметной), аффектами и аффективной мотивацп ей, обычаями (привычками) и традиционной мотивацией.
Однако разработка различных аспектов теории личности Лавровым на этом не кончается. За системой мотивации скрывается не менее, а /ы же более сложная система потребностей, которые во многом определяю! деятельность личности и проявляются в мотивах. Одна из задач социоло гии заключается в их классификации и исследовании.
Лавров исходил из наличия первичных (личных) и вторичных (общее i венных) потребностей. Личные потребности в зависимости от их пройд хождения рассматривались в рамках: а) инстинктивных, б) возникакш на основе обычаев, привычек и традиций, в) сознательных. Специально!! подробно он рассматривал и классифицировал сознательные потребност| среди которых выделял природные и идеальные. К первым он относил! требности питания, безопасности, возбуждения нервов. Каждая из этих по^4 требностей обусловливает развитие в обществе сферы жизни и деятельно сти. Например, потребность в питании реализуется в процессе развития экономической жизни, потребность в безопасности — политической, по требность в нервном возбуждении — эстетической и т.д. Что касается иде-| альных потребностей, то главной среди них, и вообще наивысшим типом! потребностей, признавалась потребность личности в развитии. 1
В социологическом творчестве Н.И. Кареева проблематика личности и ее взаимосвязи с обществом занимала ничуть не меньшее место, чем в работах Михайловского и Лаврова. Так же как и они, Кареев подходил к личности как системообразующему началу социальной лшзни. Последнюю он t часто рассматривал как социальную среду, в которой функционирует лич*-ность, и поэтому проблема «личность — общество» зачастую превращалась! в проблему «личность — социальная среда». Их отношения характеризован! лись Кареевым в известном смысле как противоборство, в котором лич* ность стремилась к самоопределению, а среда — к ее ассимиляции.
Разрабатывая проблемы взаимодействия личности и группы, показы-j вая его многообразные формы, прежде всего такие как солидарность | борьба, действие и противодействие, Кареев во многом исходил из иде теории героев и толпы Михайловского. Эти идеи не прошли бесследно [ были поддержаны Кареевым в рамках анализа им проблемы выдающейс личности в истории, ее особой роли и отношений с массами. Величие вь дающейся личности, указывал социолог, заключается прежде всего в toiv что она понимает, как двигать массы в нужном направлении, придават| необходимое ускорение и силу их действиям.
Глава 15 Субъективная социология в России
Одна из наиболее важных особенностей подхода Кареева к рассмотрению личности состояла в том, что он его связывал с проблемой культуры и культурной истории человечества. Он стремился выявить роль личнос-i и в этом процессе и ответить на вопрос, осуществляются ли культурные перемены в обществе сами собой или они производятся людьми. Этот вопрос мог быть задан и в ином плане: является ли человек творцом культуры или только се носителем и потребителем? Кареев допускал как равно-. тачные оба варианта ответа.
§ 6. Теория прогресса
В творчестве представителей субъективной социологии одно из основных мест (как и во всей российской социологии) принадлежало учению о про-i рессе. Оно развивалось под знаком наличия в нем глубокого нравственного начала. Прогрессивно в обществе то, что нравственно, — могли бы мы, вероятно, сформулировать критерий общественного прогресса в интерпретации многих российских социологов. П.Л. Лавров прямо писал: «Теория прогресса есть приложение естественных законов нравственного развития к задачам социологии ... Теория прогресса дает нравственную оценку совершившимся событиям истории и указывает нравственную цель, к которой должна идти критически мыслящая личность, если она хочет быть прогрессивным деятелем» [1965. С. 239]. В этой лее работе («Исторические письма») Лавров обращается к следующей исходной формуле прогресса: «Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости» [Там же. С. 54]. В работах, написанных позднее, он связывал трактовку прогресса с ростом и укреплением солидарности между возможно большим количеством людей.
В целом же для субъективной социологии одним из основных факторов и условий общественного прогресса был численный рост критически мыслящих личностей, что означало возможность придавать, по мнению ее представителей, желаемую направленность историческому процессу.
Лавров считал, что, пока социология не установит смысла прогресса, она как единая и цельная наука не сможет существовать. Вопрос о прогрессе — это главный вопрос и социологии, и истории. Истории потому, что прогресс — это понятие в основе своей историческое, охватывающее процесс развития, эволюции. Социологии — потому, что она должна воссоздать этот процесс как некую целостность.
В принципе такую же по сути своей позицию занимал Н.К. Михайловский, считавший, что основная задача российской социологии состоит в обосновании теории прогресса с учетом специфики и перспектив эволюции России. У него было несколько формул прогресса. Центральная и самая популярная среди них, данная в работе «Что такое прогресс?», гласит: «Про-
260 Часть I Классический этап
ipecc есть постепенное приближение к целостности неделимых, к возмож^ полному и всестороннему разделению труда между органами и возможн1 меньшему разделению труда между людьми. Безнравственно, несправедлив^ вредно, неразумно все, что задерживает это движение. Нравственно, справед! ливо, разумно и полезно только то, что уменьшает разнородность общества усиливая тем самым разнородность его отдельных членов» | Михайловский. 1998.Т. 1. С. 139|.
С этой формулой Михайловского согласились далеко не все российские \ социологи, вступил 13 полемику с ней и Лавров. Он считал, что такой прогресс нереален в силу недостижимости всеобщей разнос юрой ности. Михайловский, усиливая свою точку зрения, отмечал, что дело не в том, чтобы каждый человек был специалистом во всех профессиях и занятиях. Baxi ю создать такие условия, подчеркивал он, чтобы не было значительной социальной разни-.' цы между людьми. Другими словами, общественный прогресс он видел в движении к обществу определенной социальной однородности, которая вполне возможна даже при наличии специализации и разделения труда.
|
|