Обратная связь
|
Неопозитивизм в российской социологии 5 глава
Часть II. Современный этап
как представитель гуманистического направления в социологии. Активно занимался социологией знания, социологией города. Много внимания уделял изучению установок и ценностных ориентации (аттитюдов), что и сблизило его с Томасом. Знанецкий — социолог, очень почитаемый в современной Польше. Для польских социологов он значит примерно то же, что П.А Сорокин — для российских. Основные работы Знанецкого (в переводе их названий на русский язык): «Культурная реальность» (1919), «Метод социологии» (1934), «Социальные действия» (1936), «Социальные отношения и социальные роли» (1965), «Гуманистическая социология» (1969).
Общая характеристика и проблемное поле «Польского крестьянина...»
Фабула книги, как уже отмечалось, связана с анализом иммиграции польского крестьянства в США в начале XX в. В исследовании такого рода были заинтересованы многие социальные работники США, занятые по роду своей профессиональной деятельности обустройством жизни польских крестьян, переехавших жить в эту страну и доставлявших массу хлопот американскому обществу. Причинами возникающих трудностей и противоречий были характерные для иммигрантов незнание языка, отсутствие необходимой квалификации, бедность, проституция и т.д. Остро стояла проблема адаптации польских крестьян к новым условиям жизни. Исследователям и практическим (социальным) работникам в США необходимо было выявить не только статистические характеристики иммиграции, но и социальное самочувствие переселенцев, особенности восприятия ими новой жизни, новых ценностей.
В работе У. Томаса и Ф. Знанецкого активно применялся метод изучения документов личного характера (дневники, автобиографии, воспоминания, письма крестьян из Америки в Польшу и ответы им — всего 754 письма). Интенсивно использовались также данные польских архивов, материалы прессы, документы американских социальных агентств по миграции, так называемые «глубокие» интервью. Одно из них, проведенное с польским крестьянином ^ Владеком, дополнило его автобиографическое жизнеописание и составил<| вместе с текстами интервью целый том в 300 страниц.
Важно отметить, что в пятитомной работе Томаса и Знанецкого первыеi тома являют собой теоретическое обобщение и анализ эмпирического матери-] ала, который представлен в последующих трех томах, так что читатель име полную возможность проникнуть в творческую лабораторию социологов и со-| поставить авторские рассуждения и размышления с конкретными документа-j ми. В истории социологии это первый (и в целом, к сожалению, не часто вс чающийся) случай такого подхода к сочетанию теоретических умозаключен с конкретным материалом, на основании которого они делаются.
Анализ жизни людей в новых условиях на базе выявления их субъектив-1 ного мнения и объективных обстоятельств бытия позволил социологам оп-| ределить несколько главных проблем их исследования: индивидуализации!
Глава 20. Американская эмпирическая социология и ее развитие в 1920—1930-х гг. .. 343
(как она совместима с социальной сплоченностью), эффективности (каково соотношение между индивидуальной и социальной эффективностью, личностной и профессиональной успешностью), аномального (дсвиантного, отклоняющегося) поведения (преступность, бродяжничество, проституция, алкоголизм), занятости, отношения между полами, социального счастья (базирующегося на удовлетворенности деятельностью социальных институтов и организаций), борьбы рас (национальностей) и культур, идеальной организации культуры [Томас, Знанецкий. 1996. С. 354—3551. Всего, как видно, Томас и Знанецкий называют восемь основных проблем, с которыми они столкнулись при изучении польских крестьян.
Подходы к изучению и решению проблем
Как решать выявленные проблемы? Это главный вопрос, который задают себе и обществу социологи. Есть ли такая совершенная форма организации социальной жизни, которая соединила бы широчайший индивидуализм (а именно в нем видели дух и менталитет американской нации Томас и Знанецкий) с действиями эффективных общественных структур, что дало бы в качестве результата гармонию эффективности и счастья? Не имея окончательного ответа на этот вопрос, ученые полагали, чш необходимым способом разрешения поставленных выше проблем является систематическое социологическое изучение различных культур.
В контексте сказанного нельзя не обратить внимания на две фундаментальные практические проблемы, которые выдвигают социологи, говоря о том, что они составляют ядро рефлексирующей социальной практики во все времена. Это: «1) проблема зависимости индивида от социальной организации и культуры и 2) проблема зависимости социальной организации и культуры от индивида...» [Томас, Знанецкий. 1996. С. 341]. По существу, мы видим стремление Томаса и Знанецкого рассматривать не только в теоретическом, но и в практическом плане единство и взаимозависимость индивида, общества (социальной организации) и культуры.
Для решения указанных нроблем общество должно способствовать удовлетворению основных желаний индивида путем его инкорпорирования в собственные структуры. Томас и Знанецкий называют четыре таких желания: желание нового опыта и свежих стимулов", желание признания (общего социального одобрения, сексуального отклика и т.д.); желание властвовать (на основе стремления к собственности, домашней тирании, политическому деспотизму и т.д.); желание безопасности. В реальности общество является агентом подавления многих желаний, но оно же выступает единственной средой их удовлетворения [Там же. С. 353—354J.
В анализируемой работе очень много социально-психологических аспектов, что в дальнейшем становится характерным для всей эмпирической социологии. Большое внимание уделяется типологии социального характера. Томас и Знанецкий рассматривают три тина характера, кото-
Часть II. Современный этап
рые называют соответственно филистерским (мещанским), богемпы творческим (креативным), причем эти типы, по мнению ученых, имек универсальное значение и применимы к анализу не только эмигрировав ших польских крестьян. Первый тип объединяет конформистов, или диционалистов, не принимающих новации и неожиданности, а ожидак щих стабильности и проторенных путей развития. Второй тип богемный — отличается спонтанностью поведенческих реакций в изме нившихся условиях жизни, когда не сложились еще новые постоянны* социальные ориентиры. Наконец, наиболее ошимальным и социальна эффективным является креативный тип, поскольку человек ищет новы| ситуации для создания более перспективных социальных сип ем. К этол типу относится наиболее «продуктивная» часть членов общества.
Ключевым для социологов (п первую очередь для Томаса; чтобы утвер-| диться в этом мнении, вспомним еще раз его теорему) было поня тис ситуации, рассматриваемой ими как «набор ценностей и установок, с которыми индивид или социальная группа имеют дело в процессе деятельпости и гю от ношению к которым планируется эта деятельность и оцениваются ее результаты» [Томас, Знапецкий. С. 352]. Ситуация, по мнению социологов, включает в себя три вида данных: 1) объективные условия; 2) предшествующие установки индивида или социальной группы, которые в данный момент оказывают влияние на' их поведение; 3) определение ситуации, т.е. ясная концепция условий и осознание установок [Там же. С. 3521. J [оиятис ситуации выступало для социологов как основное для объяснения поведения человека или социальной группы.
Оценивая значение пионерской работы Томаса и Знанецкого, эмериЛ канский социолог Дж. Маккини отмечал, что «она знаменует собой ^ рыв классиков-энциклопедистов со спекулятивной социологией и вступ-] ление ее в период эмпирического развития со всем его методическим техническим оборудованием»1.
Бурное развитие эмпирической социологии в США
Эмпирическая социология вступает в пору своего бурного развития. Оно про-1 явилось в растущем интересе к методике, технике и процедуре исследования.1 Социологам (да и не только им) стало казаться, что они moijt располагать са-1 мыми надежными инструментами для получения объективно истинного зна-1 ния. Распространению этой иллюзии способствовала проблематика социоло-| гических исследований 1920-х гг. Она касалась наиболее острых проблем) жизни и поведения социальных групп, связанных с девиациями.
Об этом свидетельствуют лишь некоторые перечисляемые ниже рабо-| ты. Мы умышленно выбрали те, названия которых достаточно красноречи-1 вы и часто говорят сами за себя: «Шайка» Ф. Трешсра (написана в 1927 г.,1 посвящена описанию жизни молодых преступников); «Гетто» Л. Вирта!
1 Цит. по: Беккер Г., Бесков А. Современная социологическая теория в ее преемст-1 венности и изменении. М., 1961. С. 643.
I пава 20. Американская эмпирическая социология и ее развитие в 1920— 1930-х гг. .. 345
(написана в 1928 г., в ней раскрываются особенности образа жизни населения в изолированных — для определенных, часто дискриминированных, национально-этнических групп — частях города; эмпирическое исследование было посвящено анализу судеб еврейских иммигрантов в Чикаго и проведено в еврейском гетто); «Бродяга» Н. Андерсона (написана в 1923 г., и ней характеризуются результаты эмпирических исследований среди бездомных, выражаясь современными отечественными терминами — бомжей); «Неприспособленная девушка» У. Томаса (год издания книги — 1923-й, в пей исследуются особенности поведения, профессиональные занятия, социальные отклонения, в том числе и проституция, молодых женщин, в основном иммигранток); «Золотой берег и трущоба» X. Зорбо (написана в 1929 г., в книге па материалах конкретных исследований показываются разительные контрасты между богатыми, расположенными и центральной части Чикаш, кварталами и нищенскими районами города).
Многие ил этих исследований касались иммигрантов — не только по-ияков (как зго уже показывалось на примере работы Томаса и Знанецко-i о), но и выходцев из Ирландии, Италии, Германии, Китая, Японии, Мексики, скандинавских государств, а также евреев, негров, мулатов, метисов ил африканских и латиноамериканских стран и др. Перед всеми этими людьми стояли одни и тс же проблемы — трудоустройства, иного, по сравнению с прежним, образа жизни, освоения новых социальных связей и отношений, социальной, культурной, языковой и иной адаптации. Над «плавильным котлом» американской нации клубился мощный пар, в ко-юром пытались что-либо увидеть и понять исследователи.
Социологов (в первую очередь представителей Чикагской школы) волновали вопросы городской жизни, социального неравенства среди различных слоев населения, усиливающихся контрастов между богатством и бедностью, преступности, различного рода девиаптпого и делинквентного поведения, связанные зачастую именно с названными выше социальными и национально-этническими группами. С целью анализа и выявления способов решения поставленных проблем и проводились эмпирические исследования. Государство некоторое время субсидировало такие работы, однако быстро свернуло их финансовую поддержку, увидев в разоблачающих материалах социологов определенную угрозу устоям общественного строя.
Но помешать развитию эмпирической социологии было уже нельзя. Социологи-эмпирики, получив ограниченные возможности в области изучения девиантного (отклоняющегося) поведения, «перекинулись» в сферу исследования коллективного поведения, социальных и межличностных отношений в городах (сначала крупных, а затем средних и мелких), на промышленных предприятиях, а потом и в иных областях социальной жизни (образование, культура и т.д.). 1920—1930-е годы становятся периодом быстрого и активного распространения эмпирической социологии, популярность ее необыкновенно возрастает. Эти два десятилетия харак-
Часть II Современный этап
тсризует и начало институционализации отраслевых социологии (социологии города, индустриальной социологии, социологии труда, социологии менеджмента, социологии культуры, социологии образования, социологии знания, социологии медицины и т.д.).
Что касается территориально-пространственного аспекта эмпирической социологии, то в основном она развивалась в США. В Европе активное распространение эмпирических исследований падает на период после Второй мировой войны. Но что интересно и важно отметить, все (или почти все) американские социологи, прежде чем стать эмпириками, как правило, проходили серьезную школу философско-социологической теоретической подготовки в европейских университетах, чаще всего немецких, слушая лекционные курсы ведущих профессоров в Берлине, Геттингене, Гейдель-берге и других городах. Поэтому есть достаточные основания утверждать, что американская эмпирическая социология, а именно она и была долгое время законодателем моды в этой области производства научного знания, испытала на себе серьезное влияние европейской теоретической социоло-1 ии и социальной философии.
Почему эмпирические исследования становятся предметом самого пристального научного и практического интереса? С чем связана «экспансия» этих исследований? Эмпиризм в социологии распространяется в силу растущей потребности в нем, причем потребности двух видов — как социальной, так и собственно научной. В первом случае все больше ощущают необходимость в развитии эмпирической социологии промышленные предприятия, поскольку на них возникают конкретные производственные и социальные проблемы, которые можно решать только с помощью эмпирических исследований. Во втором случае, в рамках сугубо внутренних потребностей самой социологической пауки, использование принципов эмпиризма становится одним из важнейших необходимых условий ее дальнейшего развития, появления новых теорий и обоснованных гипотез. Степень зрелости социологии как науки в целом становится все более зависимой от степени зрелости эмпирической социологии.
Итак, нужны были новые теории с гипотезами, подлежащими эмпирической проверке и, как отклик на них, соответствующие эмпирические исследования. Одной из первых откликнулась на возникшие потребности и общества, и социологии Чикагская школа.
§ 3. Чикагская школа в социологии, ее основные этапы, достижения, значение для последующего развития социологии
В первой части нашего учебника Чикагская социологическая школа была определена как направление научной и практической деятельности исследователей, сотрудничавших на кафедре социологии (социологическом
I лава 20. Американская эмпирическая социология и ее развитие в 1920—1930-х гг... 347
факультете) Чикагского университета в период между 1892 и 1935 гг. и осуществлявших теоретические и эмпирические проекты. Отмечалось, ■нов деятельности школы принято выделять как минимум два этапа — подготовительный и этап активного функционирования, на который приходи гея пик творчества ее наиболее крупных представителей. Воспроиз-кедем коротко содержание первого этапа, чтобы дать развернутый анализ результатов работы школы на втором, основном этапе ее деятельности.
Подготовительный этап деятельности Чикагской школы
I [ервый, подготовительный, этап охватывает период с 1892-го по 1915 г., т.е. с момента создания социологического факультета Чикагского университета i,o оформления центральных идей эмпирической социологии лидерами школы Р. Парком и Э. Бёрджессом на основном этапе ее деятельности. Не-(мотря на то что на этом этапе не удалось создать единой исследовательской программы, без чего школы как таковой не существует, решались другие важные задачи ее формирования. Прежде всего, удалось собрать вокруг кафедры социологии и социологического факультета университета немало (торонников соединения теоретических и эмпирических исследований. Да-чее, начал выходить в свет с 1895 г. первый в мире социологический журнал («American Journal of Sociology»), было создано в 1905 г. Американское социологическое общество (впоследствии Американская социологическая ассоциация). В 1894 г. А. Смолл и Дж. Винсент издали первый учебник по социологии в виде небольшой по объему брошюры.
Руководящую роль на подготовительном этапе деятельности школы играли А. Смолл (основатель социологического факультета), Ч. Хендер-сон, Дж. Винсент, У. Томас. Заслуга этих отцов-основателей школы (их часто называют именно так потому, что большинство из них были раньше протестантскими проповедниками) заключалась в привлечении внимания американского общества к социологии, подготовке его к восприятию материалов эмпирических исследований, пропаганде возможностей и перспектив социологической науки. «Большая четверка» активно способствовала превращению либерализма и принципов свободы в основную идейную доктрину социологии в целом, социологического факультета Чикагского университета — в частности. На подготовительном этапе удалось решить проблему институционализации социологии в США. Так, уже в самом начале XX в. курс социологии преподавался в 169 университетах и колледжах страны. Начали активно проводиться эмпирические исследования и пропагандироваться их результаты.
Основной этап деятельности Чикагской школы
Второй этап развития Чикагской школы (1916—1935), который можно назвать основным, начинается с того времени, когда Р. Парк и Э. Бёрд-жесс постарались сформулировать центральные, принципиальные поло-
Часть II. Современный тип
желия, касающиеся развития социологии и конкретных эмпирических исследований. Этап включает в себя проведение значительною колпчеа ва исследований, публикацию десятков крупных pa6oi, расширяющееся влияние на социологический мир в США и Европе. 13 ли время создав! ся мощное социологическое сообщество единомышленников во iлаве i признанными ими лидерами Парком и Бёрджессом. ,г)тап завершаете я кризисом и распадом школы, прекращением ее глубокого влияния на pa.i витие эмпирической социожнии.
Разумеется, приведенные временные рамки являююя условными равно как и «функционирование» школы, потому что никаких оргапиза ционных структур конституировано не было, разве чт возпикптес по инициативе Парка в 1920 г. «Общество социальных исследований». Од нако оно имело неформальный характер и было создано для объединения интеллектуальных социологических сил в самом Чикак-ком упиперсите те и за его пределами, охватывая преподавателей, студентв и выпускнн ков университета, работавших в иных городах и штагах страны. По сути дела, это был неформальный теоретческий семинар и центр социологи ческого творчества на протяжении 15 лет, «плоть до от ьезда 11арка из Чи каго в Нэшвилл в 1936 г., явившегося неносредавенным формальным поводом для прекращения функционирования школы в том виде, в каком она просуществовала по меньшей мере с 1920 г.
Поскольку признанными лидерами Чикат-соп школы были Парк (1864—1944) и Бсрджесс (1886—1966), имеет смысл охарактеризовать и рамках краткого биографического очерка жизненный и профессиональный путь каждого из них и той его части, которая была связана с их совместным творчеством.
Жизненный и профессиональный путь Р. Парка
Судьба привела Роберта Парка в социологию далеко пс сразу после полу- i чепия им высшего образования. Родившись в нпате Пенсильвания, пер-1 вые 18 лет жизни он провел в штате Миннесота в небольшом городке на] берегу Миссисипи. В школе учился весьма посредственно и не получил от отца средств на получение образования в колледже. Заработав их самостоятельно трудом на железной дороге, Парк поступил в университет штата Миннесота, через год сменил его на Мичиганский, филологический факультет которого и закончил в 1887 г. В университете он слушал лекции Дж. Дьюи, оказавшие большое влияние па становление его социально-философских взглядов.
Далее начинается извилистый трудовой путь — от газе того репортера, автора романа и пьесы, затем бакалейщика (бизнес отца, оставленный в наследство) до блестящего социолога, любимца коллег и студентов. Стремясь к социологической профессии, Парк учился философии в Гарварде (1897—1898), затем — философии и социологии в Германии (1899—
I ива 20. Американская эмпирическая социология и ее развитие в 1920—1930-х гг. .. 349
1902). В 1902 г. в Гейдельбсргском университете он защитил диссертацию па тему «Толпа и публика: методологическое и социологическое исследо-пание». Вернувшись в США, Парк два года преподает на философском факультете Гарвардского университета. Однако академическая атмосфера пока его не привлекает (он даже отказался от предложения Смолла преподавать социологию в Чикагском университете).
В течение 7 лет (с 1905 г.) Парк работает в Институте Букера Вашинг-юна, негритянского общественного деятеля, где собирает материал по проблемам отношения к неграм и взаимодействия различных культур. 11ри этом изучение расовой проблемы и положения негров он рассматри-иает как своеобразную лабораторию социальных исследований. В 1912 г. на международной конференции по проблемам негров (Парк занимался се подготовкой) он познакомился с Томасом — тогда профессором социологии в Чикагском университете, который и уговорил его прочесть в лом вузе лекционный курс для студентов. Парк выбрал темой курса проблемы положения негров в США. Это было в 1914 г., а в 1916 г. он читал, причем с большим успехом, уже четыре лекционных курса.
Естественно, само собой, без каких-либо дополнительных усилий нача-нось создание социологической школы на базе изучения двух основных проблем — расовых отношений и городской жизни. Самое важное направление, привлекавшее Парка в научном плане, — исследование коллективного поведения. На почве совместного интереса к названным выше проблемам в 1916 г. началось его почти тридцатилетнее сотрудничество с Бёрджессом.
В 1921 г. выходит в свет их совместный учебник «Введение в науку социологию», который на начальном этапе развития эмпирической социологии сыграл роль не меньшую, чем «Польский крестьянин...». По существу, это был первый учебник по эмпирической социологии. Для последующего ее развития имело значение то обстоятельство, что в нем содержательно раскрывался понятийный аппарат, необходимый для проведения эмпирических исследований.
Первая крупная совместная работа Парка и Бёрджесса стала наиболее значительным теоретическим обобщением эмпирической социологии 1920-х гг. Учебник был очень большим по объему (порядка 1000 страниц), представлял собой собрание или, как мы говорим сейчас, антологию 200 текстов различных авторов, сгруппированных в 14 разделов. Но это была не просто коллекция текстов, в них давалось систематическое изложение основ социологической науки. Тексты были самыми разными — от теоретических до биографических и полухудожественных и принадлежали они Э. Дюркгей-му, Г. Зиммелю, Ч. Кули, Г. Лебону, Г. Спенсеру, Г. Тарду, У. Томасу и др. Книга была настолько фундаментальной, что студенты прозвали ее «Зеленая Библия» (обложка книги была зеленой). Социология в учебнике определялась как наука о коллективном (социальном) поведении. Это была принципиальная позиция Парка, а затем и всей Чикагской школы. Таким
Часть II Современный этап
I
образом, эмпирическая социология в рамках первого периода своего суще-с i вования связывалась именно с этим предметным полем.
В 1922 г. была опубликована книга Парка «Иммиграционная пресса и ее контроль», а в 1925 г. — монография Парка, Бёрджесса и Маккензи (их уче ника) «Город: предложения по изучению природы человека в городской срс де», имевшая чрезвычайно важное, поистине программное значение для исследования города. Она стала, по существу, первой крупной работой, давшей начало целой отрасли социологической науки — социологии города В ней была изложена концепция городского развития сквозь призму его со диалогического видения, о чем чуть дальше будет сказано подробнее. В этом же, 1925 г, Парк избирается президентом Американской социологической ассоциации. В своей «тронной» речи он говорит о необходимости эффективного социального контроля над сложными процессами городской жизни для установления социального согласия и порядка в отношениях между различными видами социальных общностей и группами населения в городе
В 1929—1933 гг. социолог совершает путешествия по странам Азии и Южной Африки с целью исследования взаимодействия различных культур и обогащения собственного научного багажа новым социологическим материалом, касающимся развития рас и народов и отношений между ними. Кроме того, его очень интересовала проблема выхода некоторых посещенных им стран из экономической и особенно культурной изоляции. Собранные данные позволили уточнить впервые поставленную им в социологии в ходе исследований в Чикаго проблему маргинальной личности как типа человека, живущего одновременно в двух мирах — старом, в котором он родился и рос, и новом, в котором обретает образование, профессию и иной образ жизни.
Вернувшись из поездки в Азию в 1933 г., Парк оставляет преподавание на социологическом факультете Чикагского университета и читаем лекции по приглашению других вузов, не связывая себя ни с одним из них постоянными отношениями. В 1936 г., как уже ранее говорилось, он переезжает жить в Нэшвилл (штат Теннесси), где и умирает, не дожив девяти дней до своего восьмидесятилетия.
Жизненный и профессиональный путь Э. Бёрджесса
Теперь перейдем к рассмотрению основных вех жизни и творчества Бёрджесса, имя которого в истории социологии тесно связано и с Чикагским университетом (ему он отдал 50 лет верного служения), и с Парком (творческое содружество с ним определило во многом пути развития Чикагской школы). Родился Эрнст Бёрджесс в Тилбери (штат Онтарио, Канада) в семье англиканского священника, который вел не только приход, но и учительствовал в местной школе. Способности будущего социолога проявились очень рано. Уже в семилетнем возрасте учитель называл его «маленьким профессором». Об академической карьере мечтал и сам Эрнст. Когда ему было два с половиной года, семья переехала из Канады в США. В 1905 г. Бёрджесс
I и,ша 20. Американская эмпирическая социология и ее развитие в 1920—1930-х гг. .. 351
поступил в колледж, один из профессоров которого, являвшийся выпускником социологического факультета Чикагского университета, рекомендовал талантливого молодого человека А. Смоллу, декану этого факультета. 11осле собеседования Бёрджесс был принят в университет. Вообще следует in метить, что все свое образование (в том числе впоследствии и доктор-( кую степень) он получил исключительно в США, не выезжая, в отличие 01 многих американских социологов, в европейские страны.
Чикагская социологическая «большая четверка» (еще раз напомним: Л. Смолл, Дж. Винсент, Ч. Хендерсон, У. Томас) оказала на Бёрджесса очень сильное влияние, причем наиболее глубокое — Томас. В универси-i ете Бёрджесс увлекся изучением расовых и этнических проблем. После его окончания социолог через некоторое время уезжает преподавать в университеты — сначала штата Иллинойс, затем — штата Канзас, потом — niTaia Огайо. Защитив докторскую диссертацию на тему «Функция социализации в социальной эволюции», Бёрджесс в 1916 г. возвращается в Чикагский университет, который более уже не покидает до конца жизни. Здесь он сразу сходится с Парком, плодотворное сотрудничество с которым выразилось уже в 1921 г. в создании упомянутого выше учебника «Введение в науку социологию».
История этого учебника весьма интересна: он родился из вводного лекционного курса Бёрджесса, помощь в составлении программы для ко-юрого ему оказывал Парк. Впоследствии Бёрджесс вспоминал о работе над учебником как об одном из лучших и ярких в творческом отношении периодов своей жизни. Он писал, что процесс создания книги проходил в сплошных дискуссиях по теоретическим и практическим аспектам социологии, так что иногда не оставалось даже времени на обед. Особый интерес у него вызвала работа над главами, посвященными характеристике исследовательских методик и техник сбора информации (интервью, наблюдения, изучение личных документов и социального картографирования) и ее анализа с применением статистических методов. Использование метода социального картографирования в дальнейшем стало «коньком» американского социолога. Применение этого метода сыграло значительную роль в реализации исследовательской программы Парка— Бёрджесса «Город как социальная лаборатория».
|
|