Обратная связь
|
Неопозитивизм в российской социологии 2 глава Рассуждения социолога о социальных перегруппировках базируются па его различных классификациях строения (структуры) населения. Один из вариантов выглядит так. Существуют: а) элементарное, или простое, коллективное единство (элементарная социальная группа); б) кумулятивное коллективное единство (кумулятивная социальная группа); в) сложный соци-альный агрегат (население в целом). В одном случае группа образуется на -основе одного признака (профессионального, религиозного, полового, возрастного, партийного и др.). В другом — возникают более сложные образования па основе двух и более признаков (класс, сословие, нация и т.д.).
Еще одна классификация, предложенная социологом, включает выделение закрытых, открытых и промежуточных групп. Сорокин называет «закрытыми» группы, членство в которых от человека не зависит, поскольку он рождается и живет с соответствующими признаками (раса, пол, возраст). Далее он выделяет открытые группы, членство в которых определяется волей и желанием человека (партия, ассоциация и др.). Наконец, могут иметь место промежуточные группы, в которых сочетаются свойства закрытых и открытых групп (класс, сословие, вторая семья).
В связи с анализом проблемы типологии социальных групп вызывает интерес трактовка Сорокиным национальности и нации. Он считает, что ее неправомерно рассматривать как элементарную группу, поскольку она характеризуется несколькими признаками сразу. Чаще всего имеется в виду кумуляция трех признаков: языка, территории, государственности. Иногда 1С ним социолог добавляет религию. Исходя из этого, он считает, что национальности как единого социального элемента нет, стало быть, пет и особого национального вопроса. Реальной же проблемой, но его мнению, является социальное неравенство.
Немаловажное значение для социологии представляет предложенная Сорокиным социально-групповая структура населения «культурно разви-
Часть 1 Классический этап
тых» стран, включающая в себя 13 видов: расовую, половую, возрастную семейную, государе!вешгую, языковую, профессиональную, имуществен ную, правовую, территориальную, религиозную, партийную, идеологичеч кую. Этот подход Сорокина к социальному структурированию общеспы лег затем в основу его концепции социальной стратификации и был шире ко и позишвно воспринят во всем мировом сообществе социолоюв. Кета ти, следует специально оiметить, что термины «социальная страгифика ция» и «социальная мобильность» предложил для использования и социологии и ввел в широкий научный оборот именно российский ученый
Проблемы социального поведения
Предпосылки теории социального поведения были сформулированы Со рокипым еще в кпше «Преступление и кара, подвиг и награда». Они свя заны с проблемами социальной мотивации. Было доказано, что кары и на грады (а они рассматриваются как санкции) становятся решающим фактором поведения людей и его трансформации. Одна и та же кара или награда тем сильнее влияет на человека, чем ближе момент ее осущестк ления, чем больше человек нуждается в награде и страдает от отнимаемо го у него карой. В упомянутой книге Сорокин рассматривает большое ко личество явлений, которые регулируются в обществе с помощью кар и наград. Эти явления систематизируются социологом в виде трех типов действий: дозволенных, запрещенных, рекомендуемых.
Дозволенные (дозволенно-должные) действия — это поступки, связанные с осуществлением прав и обязанностей, соответствующие, таким образом, представлениям о должном. Запрещенные (недозволенные) действия -л о поступки, противоречащие представлениям о должном поведении. Рекомендуемые действия — .-это поступки, не только не противоречащие представлениям о должном, но и превышающие необходимый минимум «доброго» поведения. Кроме i ого, эги действия всегда желательны и но своей природе добровольны.
Трем названным типам действий соответствуют три формы реагировали на них. Дозволенные действия воспринимаются как соответствующие норме! отсюда — должная реакция на них. Запрещенные действия (преступления) воспринимаются с чувством вражды, ненависти, желания наказать, отомстить, отсюда в качестве реакции выступает наказание, кара. Рекомендуемые действия (подвиг) воспринимаются с благодарностью, отсюда реакцией выступает награда. Больше всего внимания в книге уделено двум последним действиям и реакциям на них, поскольку именно они определяют динамику социального поведения с учетом принятых в обществе социальных норм.
В российский период творчества Сорокиным разрабатывались проблемы социальной генетики, причем под сильным влиянием идей М.М. Ковалевского и Л.И. Петражицкого. Одна из центральных проблем этого раздела системы социологии — проблема прогресса. Общую тенденцию прогрессивной эво-
Глава 18. Неопозитивизм в российской социолоти 307
in ищи социолог видит в понижении стимулирующей роли внешних санкций и усилении влияния внутреннего регулирования поведения личности па основе осознания сю своего долга. Прогрессивным ученый считает общество, в кшором возрастает роль знания, усиливается личная ответственность, повышается заинтересованность человека в общем деле, смягчаются внешние с .шкции и растет социальная солидарность. Идеалом является создание общества, в котором не будет преступлений, кар и наград.
Вначале Сорокин верил в возможность быстрого достижения успеха на ном поле деятельности. Молодой социолог полон оптимизма, навеянного Февральской революцией 1917 г., отменившей все сословные, национальные и вероисповедные ограничения, свергнувшей царизм, провозгласившей свободу слова и печати. Ему казалось, что до решения проблемы соци-.1 чыюго равенства «рукой подать». Основой его он считал равенство людей и груде, базирующееся на свободном выборе формы деятельности в этой (фере каждым человеком. Большое внимание он уделял проблемам новой педагогики, которая сумеет, по его мнению, правильно поставить дело обучения и воспитания, благодаря чему будет достигнуто интеллектуальное равенство людей. В этой связи он утверждал, что идеальной является та си-с сема воспитания, при которой нет кар и наград.
Однако такой оптимизм, связанный с реальной возможностью ут-иерждения подобного общества, постепенно покидает ученого. Довольно скоро он начинает понимать, что в основе ожидаемого общества должно ||сжать социальное равенство, однако в обозримом будущем о нем не может быть и речи при наличии многих линий социального расслоения и неравенства между группами. Само социальное равенство Сорокин трак-|ует уже по-другому — как пропорциональность социальных благ в соответствии с заслугами людей. От достижения такого состояния современное ему общество, по его мнению, находится весьма далеко.
Российский социолог рассматривает социальную эволюцию как процесс замирения, в котором главное место занимает нормативное регулирование. Любое общество, любая социальная группа выступают как «замиренная среда», которая характеризуется наличием определенной организации, норм и шаблонов поведения. Конечно, в группе, как и в обществе в целом, всегда имеются отклонения, инакомыслящие и инакодействующие люди, но чаще всего их подчиняют интересам группы (общества) посредством принуждения, в том числе и с помощью методов насилия.
Сорокина никогда не оставляла равнодушным проблематика этического характера, касавшаяся человеческих страданий (особенно от голода и войны), проявления альтруизма, будущего устройства государства и общества. Его волновали проблемы контраста между бедностью и богатством и пути его преодоления. В основе такого интереса лежал вопрос о возможностях социологии, о том, что она может и должна сделать для совершенствования человеческих отношений.
Часть I. Классический этап
Значение российского периода творчества ПА Сорокина
Значение российского периода творчесч ва Сорокина трудно переоценит^ Это был пик классического .rraira отечественной социологии. Идеи, сфо мулироваипые им и развитые в работах 1910-х — начала 1920-х гг., оказ| ли значительное влияние не только на российскую, по и на мировую cq циологию всего XX в. Не случайно, переехав в США осенью 1923 Сорокин за короткое время — в течение 7—10 лет — сумел выдвинуться I ряд наиболее известных и влиятельных американских социологов. Имей но он получил приглашение создать социологический факультет одног из самых престижных университетов в США — Гарвардского — и стат его первым деканом. В США он стремился развить основные теоретиче кис положения своей социологии, корпи которой посходят к российское периоду творчества. Так, в Гарварде Сорокин основал исследовательски центр по изучению творческого альтруизма с целью разработки практ|| ческих методик установления в отношениях между людьми добра, сир ведливости, действенной любви.
Он много сделал для становления социологического образования России. Он не только возглавил отделение социологии в Петроградском! университете, но и создал целый ряд учебных программ для изучения его 1 любимой науки в учебных заведениях различного уровня. Для достиже- j ния этой же цели и популяризации социологии он написал первый в России «Общедоступный учебник социологии».
В феврале 1922 г., выступая на торжественном собрании в честь 103-й годовщины Петербургского университета, Сорокин советовал студенческой молодежи не только обрести «новую веру», по и «взять с собой в дорогу» знание, чистую науку, совесть, моральные богатства, любовь и волю к производительному труду — тяжелому, упорному, умственному и физическому. Только знание и труд, взятые вместе, говорил он молодежи, помогут достойно пройти бесконечно сложный жизненный путь. Ценности, названные в этом выступлении и предложенные социологом молодым людям в качестве их основного путеводителя, были для него самого главными в его долгом и чрезвычайно плодотворном путешествии по жизни.
В предисловии к книге Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда» его любимый педагог М.М. Ковалевский предсказал молодому ученому большое научное будущее и высказал уверенность в том, что еще не один том его трудов пополнит российскую социологическую библиотеку. Пророчество одного из крупнейших отечественных социологов вто- > рой половины XIX — начала XX в. полностью сбылось.
Глава 18. Неопозитивизм в российской социологии
Вопросы и задания
1. Когда появилось неопозитивистское направление в российской социологии? Назо вите его представителей.
2. Охарактеризуйте основные особенности неопозитивизма в российской социоло гии. В чем состояла его методологическая программа?
.'1. Что являлось предметом социологии в творчестве А.С. Звопицкой? Раскройте существо центрального понятия ее социологии — эективапии (ожидания).
I. В чем видел задачи социолс» нческой науки К.М. Тахтарев? Каковы, в его интерпре тации, фуцдамеи 1альные особенности общественной жизни и почему именно их он выделял?
5. В какой атмосфере происходило формирование духовного мира П.А. Сорокина? Какие люди и собы i ия определили его становление как ученого?
(i. В чем видел Сорокин предмет и метод социологии? Почему явления социального взаимодспс! вия привлекли его внимание в первую очередь?
/ Из каких меюдоло! пческих принципов исходил Сорокин, рассматривая социологию как науку?
S Расскажи i с о п рук i у ре социолог ии в ее ип герпретации Сорокиным. Что он понимал под социальной аналитикой, социальной механикой и социальной генетикой?
!) Какое значение для последующего развития социологии имели подходы Сорокина к харамершмике смруктуры общества и группировкам населения?
10. Какие проблемы социального поведения ставил Сорокин, начиная с книги «Преступление и кара, подвиг и награда»?
II. В чем видел П.А. Сорокин тенденции социальной эволюции? Какое значение он придавал в этом процессе этическим проблемам?
12. Какие принципы позитивизма воспринял Сорокин? В чем проявилось влияние психологизма на ею взгляды?
13. Охарактеризуй те значение российско! о периода творчества II.А. Сорокина для раз- вшия как отечественной, так и мировой социологии.
Литература
Голосенка ИЛ. Системный анализ в т ворчестве П. Сорокина // Социально-политический журнал. 1996. №1,2.
Голосенка ИЛ., Зверев В.М. Социолог Агнесса Звоницкая: работы и судьба // Социол. исслед. 1991. №2.
История социологии: В 4 т. М., 1997. Т. 1.
Кукушкина ЕМ. Русская социология XIX — начала XX века. М., 1993.
Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993. Гл. 9.
Миненков ГЛ. Введение в историю российской социологии. Минск, 2000.
Новикова С.С. История развития социологии в России. М.; Воронеж, 1996.
Сорокин П.А. Система социологии: В 2 т. М., 1993.
Сорокин П.Л. Система социологии: В 2 т. Сыктывкар, 1991. Т. 1. Ч. 1, 2.
Сорокин П.А. Дальняя дорога: Автобиография. М., 1992.
Сорокин П.Л. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Сорокин П.А. Общедоступный учебник по социологии: Статьи разных лет. М., 1994.
Сорокин ПЛ. Границы и предмет социологии // Социология в России XIX — начала XX веков: Тексты. М., 1997. Вып. 1.
Часть I. Классический этап
Тахтарев КМ Краткая история социологии и ее основные направления. Основнь идеи социолоюв // Там же.
Тахтарев КМ. Изучение общественной жизни. Основные вопросы и .гадачи социоло гии. Ее научное построение и направление. Меюды социологии. Законы стагипи ческие и статис гико-социоло! ические. Ста i истика и социология. Соотносит елыш] i и аатистико-социологичсский метод и построение социологии как точной науки об общественной жизни // Там же.
ЧАСТЬ II СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП
Глава 19
Социология XX в.: общая характеристика, предмет,
Периодизация
§ 1. Общая характеристика социологии XX в. Понятие современного этапа социологии
Начиная разговор о социологии XX в. как о современной дисциплине, необходимо в первую очередь разобраться с понятием современности в науке. В разных науках его содержание неодинаково. Например, для многих разделов физики их современное состояние определяется ситуацией последних лет, от силы — десятилетия. Это же касается ряда отраслей биологической науки. Другое дело — социальные и гуманитарные пауки, где понятием современности охватываются периоды, значительно более дли-юльные, чем годы, десятилетие или даже несколько десятков лет.
Рассмотрим с этой точки зрения понятие современности в науке применительно к социологии. Известный английский социолог Э. Гиддес считает, что социология — это наука о современном этапе развития общества, который охватывает последние 200 лет, т.е. период капитализма. Отсюда понятен интерес Гидденса как социолога к изучению не только настоящего, по и прошлого общества. Как отмечает английский ученый, «прошлое - это зеркало, которое социолог должен поставить перед собой, чтобы понять настоящее»1.
В социологи и есть и иное отношение к понятию современности, сторонни-ки которого сводят ее к последним десятилетиям или даже к менее продолжительным периодам времени — при условии, что они охватывают глубокие изменения в обществе. Сегодня многие отечественные исследователи считают современным этаном социологии развитие этой науки с конца 80-х — начала 90-х гг. по настоящее время. Речь идет в данном случае об изучении того периода, который был связан в России с переходом от советского к постсоветскому обществу, а в мире — с ликвидацией мировой социалистической системы, крушением режимов с диктатурой коммунистических партий.
Но, помимо изменений в обществе, которые должна изучать социология, есть процессы, происходящие не только и не столько в самой социальной реальности, сколько в науке, ее изучающей. С такой точки зрения
1 GiddensA. Sociology. Cambridge, 1989. P. 21.
Часть II. Современный этап
понятие современного этапа социологии будет иным, поскольку должм учитывать радикальные преобразования, их глубину в самой науке.
Временные границы современного этапа социологии и их основания
Общая характеристика современного этапа социологии напрямую св. па с определением его временных границ, особенно нижней. В отношении верхней границы этапа существует достаточная ясность, и здесь спором среди специалистов не возникает. Все сходятся на том, что эта границ.1 проходит по «сегодняшнему дню» социологической пауки. Более слож ным оказывается вопрос о нижней границе этапа.
В настоящее время в отечественной историко-социологичсской литс ратуре есть две основные позиции, в рамках которых определяется ниж няя граница современного этапа социологии. Одна точка зрения своди i ся к тому, что его история ведет начало со времени завершения Втором мировой войны, а сам этап включает в себя два периода: послевоенным (до конца 1960-х гг.) и новейший (с конца 1960-х гг. до наших дней). Эгм точка зрения принадлежит В.П. Култыгину [Култыгин. 2000. С. 18—221
Автор обосновывает свою позицию тем, что война способствовала ко репному изменению взглядов на общество, массовые социальные процессы и возможности управлять ими. Хронологические рамки первого период;! (от войны до конца 1960-х гг.) обусловлены также и самим развитием соци ологической науки, в первую очередь появлением теории среднего уровня (принадлежит американскому ученому Р. Мертону), которая привела к скачку в развитии социологии, проявившемуся (под влиянием этой теории) в возникновении ряда ее отраслей. В институциональном плане социология также совершила скачок, выйдя за пределы университетов, на уровень отраслевых исследовательских центров. Что касается перехода к новому периоду (с конца 1960-х гг.), то он, по мнению Култыгина, в социальном плане связан с молодежными и студенческими выступлениями протеста; в плане же внутреннего развития самой социологии речь должна идти о возникновении методологического плюрализма.
Наряду с изложенной точкой зрения есть и иной подход, согласно которому современный этап развития социологии начинается в 1920-х гг.1 Именно в это время, по мнению В.И. Добренькова, А.И. Кравченко, Э.А. Капитонова, общество вступает в эпоху развитого индустриализма (она продолжается и сейчас), а центр мировой социологической мысли перемещается из Западной Европы в США.
Кроме того, выражение «современная социология» означает, что начиная с 1920-х гг. теоретические и методические достижения социологии не утрачивают своей актуальности в процессе ее дальнейшего развития вплоть до сегодняшнего дня. В названных работах утверждается, что с
1 Капитонов Э.А. Социология XX века. История и технолошя. Ростов н/Д., 1996 С. 5; Добренькое В И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. М, 2000. Т. 1. С. 338.
Глава 19. Социология XX в.' общая характеристика, предмет, периодизация
1920-х гг. начинается «один из периодов интенсивного развития- современной социологии. В частности, разработанность методов и техники, измерительных процедур и числовых эквивалентов в эмпирической социо-погии и сегодня, в принципе, предопределяет исследовательскую практику, уровень профессиональных норм»1.
Мы также придерживаемся этой точки зрения в ее, так сказать, «хронологическом выражении», однако наша аргументация имеет несколько иной, дополнительный к высказанным суждениям, характер. Рубеж 1910— 1920-х гг. оказался крайне важным в плане глубоких общественных (социальных, политических, экономических) трансформаций, требовавших своего социологического анализа и изучения. Завершение Первой мировой нойны поставило задачу осмысления се последствий как для общества в цепом, так и для отдельных стран. Не менее весомым основанием для переосмысления социальных процессов и в целом хода общественно-исторического развития явились демократические и социалистические революции в К врой е — сначала в России (Февральская и Октябрьская), затем — в Германии и Венгрии и возникновение Советского государства.
К глубоким общественно-политическим потрясениям следует добавить важные экономические перемены, связанные с наметившимся переходом экономики развитых стран на новые технологии, направленные на внедрение по-гочного, конвейерного производства и значительный рост производительности труда (что проявилось в первую очередь в промышленности США). Наконец, существенным фактором, повлиявшим на глубокие, качественные, радикальные перемены в социологии, означавшие новый этап ее развития, оказалось постепенное превращение США в наиболее развитую страну мира.
Названные процессы составили существо социальных, политических, •жономических предпосылок, обусловивших переход к современному этапу социологии. Однако для этого перехода нужны были и иные факторы непосредственно социологического характера. Речь идет о появлении и утверждении в ведущей роли эмпирической социологии, в корне изменившей ситуацию в самой науке, ее характер, функции, направленность, перспективы и возможности. Эмпирическая социология означала повое отношение к предмету и методу научного исследования. В качестве первого стала выступать не вообще социальная реальность (общество в целом), а ее конкретные проблемы, конкретные социальные факты, имеющие значение как для общества в целом, так и для его отдельных подсистем и структур (например, поведение отдельных групп людей в тех или иных ситуациях, либо отношение этих людей к ним). Что касается второго, то речь шла об использовании для таких исследований специальных методов: опросов (письменных и устных), позволяющих выявлять субъективные мнения и оценки, социологического наблюдения, эксперимента и т.д.
1 Капитонов Э.А. Там же.
Часть II Современный лап
После появления, конституирования, институционализации эмпири! ческой социологии, составившей единство противоположностей с теоре| тической социологией, больше революционных изменений в самой соци| ологической науке XX в., па наш взгляд, не происходило. Взаимодействь теоретической и эмпирической социологии, возникшее в 1920-х it. и при обретавшее в разные периоды столетия самые различные формы (соотне шепия макро- и микросоциологии, фундаментальной и прикладной coin? ологии, академической и производственной социологии, теории ^ практики социологической работы т.д.), определяет существо всего со! временного эгапа социологии и дает основания относить к нему процес! сы, происходящие в этой пауке за последние 80 лет.
Особенности современного этапа социологии
Теперь обратимся к выявлению некоторых особенностей современной)! этапа социологии. Поскольку его начало мы связываем с появлением, утверждением и общественным признанием эмпирической социологии, то попятно, что ее становление и развитие является одной из важнейших характеристик современной социологии. Возникнув и оформившись в качестве относительно самостоятельного направления, эмпирическая социология стала постепенно представлять собой не менее, а в ряде случаен даже более важную, чем теоретическая, линию развит ия социологии.
В течение всего XX в. обе эти линии — эмпирическая п к'оретическая — идут вровень, пересекаясь, сближаясь, расходясь, взаимодействуя, стремясь друг к другу, взаимно отторгаясь и т.д. Возникаю! и реализуются многочисленные попытки соединения теоретической и эмпирической социологии. Одним из таких наиболее удачных (а может быть, и самым удачным) построений следует счи гать теорию среднего уровня Р. Мер гона, на которой мы остановимся подробнее и соответствующей 1лаве, посвященной его творчеству.
Важная особенность современного этапа состоит в том, чго в его ходе осуществляется процесс глубокой структурной и содержательной дифференциации социологической науки. Возникают отдельные направления, течения, движения, отрасли социологии. Они позволяют конкретизировать социологическое знание, приблизить его к «потребителям», находящимся в самых различных сферах общественной жизни. Особенно тесно связанной с «дроблением» социологии оказалась ее прогрессирующая oi-раслевая дифференциация.
Наряду с этой особенностью проявляет себя и другая, противоположная ей и состоящая в стремлении к интеграции социологического знания. Интеграция оказывается весьма широкой и касается не только отдельных теорий, направлений, парадигм в самой социолслии, но и выходит за ее пределы, приближая эту пауку как к социальным и гуманитарным (философия, история, экономика, право, психология, педаюгика и др.), гак и к
Глава 19. Социология XX в.. общая характеристика, предмет, периодизация 317
• псствсшю-паучиым (математика, информатика, биология и др.) дисциплинам. Не случайно ряд отраслей социологии возникает па стыке именно с другими науками (экономическая социология, социология пра-11,1, историческая социология, социобиология и т.д.).
Становится более понятной и социальная, и личностная полезность и ценность социологии. Ее представители в течение всего XX в. получают позитивные результаты в своих исследованиях, которые используются в различных областях и теории, и практической жизнедеятельности. Это позволяет говорит]) о такой особенности современного этапа социологии, как постоянное и небезуспешное стремление данной науки запять центральное место в системе социогумапитарного знания.
Такое стремление обусловлено тем, что социология па современном пайс се развития выступает не только как наука, стало быть, как определенная система знаний, по и в качестве определенного способа мышления, изучения людей и общества, видения мира в целом и его отдельных систем и подсистем в частности. Она позволяет анализировать общество и конкретные социальные процессы под самыми различными углами зрения, используя многочисленные срезы связей и отношений между людьми. Как пишет Э. Гидденс, «границы социологии предельно широки, простираясь от анализа столкновений между передвигающимися по улице людьми до исследования глобальных социальных процессов»1. Эта особенное П) социологического знания и даст ему основание запять одно из ведущих мест среди многочисленных видов знания, в том числе и тех, что продуцируются социальными и гуманитарными науками.
Возможности утилизации социологического знания, применения методов исследования конкретных проблем в сферах экономики, производства, бизнеса, политики, средств массовой информации, образования и т.д. превращают деятельность социолога в одно из наиболее престижных профессиональных занятий. Но данным американских исследований, при шкале оценок профессионального престижа той или иной деятельности от 100 (максимум) до 1 балла социология оказалась во втором десятке перечня профессий (всего их было 90), набрав 66 баллов2. Для сравнения скажем, что выше профессии социолога по престижу оказались профессии физика (82 балла), судьи (76), адвоката (76), врача (74), банкира (72), летчика (70), министра (69), инженера (68), ниже — математика, школьного учителя, репортера, менеджера в офисе, музы кап га, офицера полиции и т.д. Тенденция роста профессионального престижа социологической деятельности — как научной, так и практической — достаточно характерна для всего се современного этапа.
В рамках этого этапа социология развивается, с одной стороны, как абстрактная наука, делая акцент на развитии категорий, понятий, теорий, гипотез; с другой — она все теснее сближается с практикой, обслуживая и
1 Guldens A. Sociology. Cambridge, 1989 P. 8.
2 См.: Hess В., Markson E., Stem P. Sociology. N.Y., 1991. P 179.
Часть П. Современный этап
удовлетворяя потребности самых различных общественных структур В этом смысле особенностью современного этапа является развитие как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если социология рента ет собственно научные задачи, связанные с развитием теории, то рсч1. идет о ее фундаментальном уровне; если же выполняются практически! задачи, связанные с получением конкретных рекомендаций, тогда мы имеем дело с прикладным уровнем науки.
В XX в. происходит окончательная ииституционализация социологии, т.е. она превращается в социальный институт как сформировавшаяся наука Социология получает полное и окончательное признание в обществе и при нимается всеми институтами, организациями и иными структурами как ею важный и неотъемлемый компонент. Это значит, что: в обществе безоговороч но утверждается профессия социолога; определяются самые различные сферы его деятельности; развивается социологическое образование — как профессиональное, так и непрофессиональное (существующее как элемент всех основных видов общего и профессионального образования); получает распространение академическая социология (как в высших учебных заведениях, так и в специализированных научных учреждениях); крупные ученые-социологи привлекаются для разработки и экспертизы документов, имеющих важнейшее общественно-политическое и народнохозяйственное значение.
|
|