Социальные общности и группы 1 глава Функции социологии
Социология реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, практически-преобразовательную, идеологическую.
Теоретико-познавательная функция социологии проявляется в наиболее полном и конкретном познании социальной реальности. Выполняя эту функцию, социология накапливает знания о тех или иных сторонах социальной жизни, систематизирует их, стремится дать целостное представление о проблемах развития современного общества. К теоретико-познавательной функции социологии относится также раскрытие природы социального бытия людей, особенностей их поведения и сознания, духовной деятельности, образа жизни. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей, групп или объединений, обеспечить эффективное
социальное управление невозможно.
Критическая функция социологии заключается в изучении негативных явлений в жизни общества и поиске путей их устранения. Социология показывает, с одной стороны, то, что нужно сохранить в социальной жизни, а с другой — то, что требует радикальных преобразований. Исследуя процессы социальной дезорганизации, социология ставит им своеобразный социальный диагноз и дает рекомендации для восстановления социального здоровья общества.
Описательная функция социологии заключается в систематизации, описании полученного исследователями материала в виде различных аналитических записок, научных отчетов, статей, книг. Они должны отражать реальные характеристики изучаемого социального объекта. Естественно, данная работа пред- 11
полагает высокий уровень профессиональной этики ученого, потому что на основе полученных материалов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы послужат точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений исследователей.
Прогностическая функция социологии — составление научных прогнозов развития социальных процессов во всех сферах жизни общества. Такие прогнозы носят долговременный или текущий характер. Особенно большое значение они имеют в переходный период развития общества. И здесь социология способна:
•/ определить, каков диапазон возможностей, открывающихся перед участниками событий;
^ представить альтернативные сценарии вероятных процессов, связанных с каждым из выбранных решений;
•/ рассчитать возможные потери по каждому из альтернативных вариантов.
Практически-преобразовательная функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирических и теоретических ис-, следований разрабатывать практические рекомендации, направленные на повышение эффективности механизмов социального управления. Эти рекомендации могут быть использованы как для социального планирования жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов, так и для совершенствования экономических и политических отношений и деятельности соответствующих социальных институтов. Роль этой функции социологии постоянно возрастает, ибо .усложнение современного общества требует более целенаправленного воздействия на социальные процессы.
Идеологическая функция социологии связана с тем, что социологические теории и концепции в той или иной степени выражают интересы определенных социальных групп, политических партий и движений. Выбор темы исследования, разработка проблемы, интерпретация полученных результатов нередко определяются социально-политической позицией социолога и зависят от его ценностных ориентации и политических интересов. По мнению ряда ведущих социологов, социологическая наука должна быть идеологически нейтральна. Поэтому задача социолога — не подменять научный подход идеологическим, а проводить объективный анализ общественных явлений и процессов. 12
1.5. Методология и методика социологического исследования
Социологическое исследование — это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью — получить достоверные данные об изучаемом явлении для их последующего практического применения.
Из определения следует, что социологическое исследование имеет три уровня: методологический, методический и процедурный. Под методологическим уровнем понимается совокупность общих теоретических принципов и положений, на основе которых проводятся исследования, интерпретируются их результаты. Методический уровень отражает комплекс конкретных приемов и методов сбора и обработки эмпирических данных. Процедурный уровень характеризует непосредственную организацию проведения самого исследования.
В зависимости от решаемых задач различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.
Разведывательное исследование (его иногда называют пилотажным или зондажным) — наиболее простой вид социологического исследования, имеющий целью получить оперативную социологическую информацию. Разновидностью разведывательного исследования является экспресс-опрос, задача которого — выявить отношение людей к актуальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения).
Описательное исследование — более сложный вид социологического исследования, предполагающий получение сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении.
Аналитическое исследование — самый глубокий вид социологического исследования, ставящий своей целью не только описание изучаемого явления, но и выяснение причинно-следственных связей между его характеристиками. Разновидность аналитического исследования — это эксперимент, который в социологии служит не столько методом сбора информации, сколько проверкой выдвинутой гипотезы.
По частоте проведения выделяют разовое и повторное социологические исследования. Разовое исследование (его также называют точечным) дает информацию о состоянии объекта ана- 13
лиза в момент его изучения. Повторные исследования позволяют получить данные, отражающие изменение изучаемого социального объекта, его динамику. Существуют две разновидности повторных исследований — панельные и лонгитюдные. Первые предусматривают неоднократное изучение одних и тех же социальных объектов через определенные интервалы времени, вторые исследуют одну и ту же совокупность лиц в течение многих лет.
Наконец, по масштабности социологические исследования подразделяются на международные, общенациональные, региональные. отраслевые, локальные.
В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три этапа: подготовительный, основной и завершающий.
I. На подготовительном этапе происходит разработка программы исследования, которая представляет собой изложение основных задач, методологических принципов, гипотез, правил процедуры и логических последовательных операций для проверки высказанных предположений;
Методологический раздел программы составляют следующие элементы:
^ формулировка проблемы, объекта и предмета исследования;
^ определение цели и задачи исследования;
^ интерпретация основных понятий;
^ предварительный системный анализ объекта исследования;
^ выдвижение гипотез.
В методический раздел программы входят:
^ конкретизация общей схемы исследования;
^ определение обследуемой совокупности социальных
объектов;
^ характеристика методов, основных процедур и порядка сбора, обработки и анализа первичных эмпирических данных.
В программе должно быть четко указано, является исследование сплошным или выборочным. Сплошное исследование охватывает генеральную совокупность, под которой понимается совокупность всех возможных социальных объектов, подлежащих изучению. Выборочное исследование охватывает выборочную совокупность (выборку), т.е. лишь часть объектов генеральной совокупности, отобранную по специальным параметрам. Выборка должна быть репрезентативной, т.е. отражать основ- 14
ные характеристики генеральной совокупности. Исследование считается репрезентативным (достоверным), если отклонение выборки от генеральной совокупности не превышает 5%.
П. На основном этапе исследования происходит сбор социологической информации. К основным методам сбора эмпирических данных относят опрос, наблюдение и документальный метод.
1. Социологический опрос — это самый распространенный метод сбора первичной информации, предусматривающий письменное или устное обращение к группе лиц, называемых респондентами.
Опросы, проводимые в письменной форме, называются анкетированием. Анкетирование может быть индивидуальным или коллективным, очным или заочным (например, через почту, газету или журнал).
Центральная проблема анкетного опроса — правильная постановка вопросов, которые должны формулироваться четко, недвусмысленно, доступно, в соответствии с решением задач исследования. Анкетные вопросы можно классифицировать по следующим критериям:
• содержание: вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента;
• форма: открытые (без предварительно сформулированных ответов), полузакрытые (наряду с данными вариантами ответов предусматриваются свободные ответы), закрытые (с заранее сформулированными вариантами ответов);
• функции: основные (направлены на сбор информации по теме опроса), неосновные (вопросы-фильтры для выявления адресата основного вопроса и контрольные вопросы для проверки искренности респондента).
Опросы, проводимые в устной форме, называются интервьюированием. Главное различие между анкетным опросом и социологическим интервью состоит в форме контакта исследователя и респондента: при анкетировании он осуществляется с помощью анкет, а при интервьюировании — путем непосредственного общения. Интервью имеет определенное преимущество: если респондент затрудняется с ответом, он может обратиться за помощью к интервьюеру.
Социологическое интервью может быть прямым («лицом к лицу») и опосредованным (телефонное интервью), индивидуальным и групповым, однократным и многократным. Наконец, в 15
прикладной социологии различают три вида интервью: стандартизованное (проводимое по заранее разработанному плану), фокусированное (менее формализованное интервью, цель которого — сбор информации по конкретному вопросу) и свободное (в форме непринужденной беседы).
2. Социологическое наблюдение — это метод сбора первичных данных путем непосредственного восприятия какого-либо явления, свойства и особенности которого фиксируются исследователем. Формы и приемы такой фиксации могут быть самыми различными: записи в бланке или дневнике наблюдения, фото- или кинопленка, аудио- или видеозапись и др.
В социологии различают включенное и невключенное наблюдение. При включенном наблюдении исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми. Невключенным называется такое наблюдение, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта.
Как правило, метод наблюдения в конкретных социологических исследованиях применяется в сочетании с другими способами сбора фактического материала.
3. Документальный метод — это способ получения социологической информации с помощью изучения документов. Этот метод связан с использованием двух основных приемов анализа документальных материалов: традиционного, предполагающего раскрытие содержания документов, и формализованного, связанного с количественным подходом к изучению документальных источников. Последний получил название контент-анализа.
Применение контент-анализа целесообразно в следующих случаях:
^ когда требуется высокая степень точности или объективности анализа;
^ при изучении больших массивов документов (прессы, записей радио- и телепередач и т.д.);
^ при обработке ответов на открытые вопросы анкет.
Разновидностью документального метода является документально-биографический метод, при котором с помощью изучения личных документов (писем, автобиографий, мемуаров и т.д.) извлекается информация, позволяющая исследовать общество через жизнь конкретной личности. Этот метод чаще используется в историко-социологических исследованиях. 16
III. Завершающий этап социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций. Процесс обработки и анализа данных включает следующие последовательные действия:
1) редактирование информации, основное назначение которого — проверка и унификация полученных данных. На этой стадии осуществляется выбраковка некачественно заполненных
анкет;
2) кодирование информации — перевод данных на язык формализованной обработки и анализа;
3) статистический анализ, в ходе которого выявляются статистические закономерности, позволяющие исследователю сделать определение обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа социологи применяют программы математиио-статисти-ческой обработки.
Далее производятся интерпретация и оценка полученных данных, отмечаются ведущие тенденции, устанавливается, какие гипотезы подтвердились, а какие не получили подтверждения.
Результаты социологического исследования оформляются в виде отчета, который включает характеристику исследования, анализ эмпирического материала, теоретические выводы и практические рекомендации.
1.6. Место социологии в системе наук
Социология занимает особое место в системе общественных наук. Это обусловлено рядом причин:
Во-первых, социология в отличие от большинства других общественных наук изучает общество в целом как единую социальную систему; во-вторых, социология выступает в качестве теоретической и методологической основы для специальных общественных наук; в-третьих, социология разрабатывает методы социального измерения, технику и методику изучения жизнедеятельности человека, которые используются другими общественными и гуманитарными науками. В то же время социология не может развиваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими науками. Особенно тесные связи сложились у социологии с философией, историей, политологией, экономической наукой.
Изначальной целостностью социальной мысли определяется общее между социологией и философией. Обе эти науки рас- 17
сматривают общество в целом как интегральное образование не сводимое к простой сумме составляющих его элементов Однако социология изучает законы меньшей степени общности, нежели философия. Совершенно очевидно, что понятия и категории социологии более конкретны по сравнению с понятийным аппаратом философии: если философия изучает такие понятия, как материя и сознание, то социология — социальную структуру, социальные институты, социальную организацию общества. Целью философии выступает выработка мировоззрения, а социологии — получение достоверных данных о жизни общества.
Диалектическое взаимодействие между философией и социологией проявляется в том, что первая из них формулирует основополагающие принципы понимания общества, а вторая уточняет и конкретизирует эти положения на основе анализа социальной жизни людей во всем ее реальном многообразии.
Социология тесно связана с исторической наукой. Их взаимоотношения определяются прежде всего тем, что социологические положения и выводы опираются на обобщение исторические фактов, исторического опыта. Именно поэтому социологи ши-Д роко используют ретроспективный анализ в эмпирических исследованиях, что в свою очередь обогащает историческую науку, вооружая ее количественными методами анализа явлений. Обращение к методам социологических исследований помогает историкам преодолевать описательный подход к изучению исторических фактов. Углубление взаимосвязи социологии и истории проявилось в возникновении новой научной дисциплины — исторической социологии, призванной осуществить социологи-Д ческий анализ социального опыта прошлого.
Важным представляется вопрос о соотношении социологии политологии: с одной стороны, закономерности политическо жизни нельзя выявить без учета особенностей развития обще ства в целом, а с другой — общество нельзя понять и изменить;
не учитывая того влияния, которое оказывают на него" различу ные политические структуры, институты и организации. И социология, и политология обладают способностью быстро реагировать на любые события в обществе, при помощи пилотажныЯ или зондажных исследований оперативно изучать общественное мнение, его динамику в зависимости от политической ситуации Не случайно на стыке социологии и политологии возникла новая научная дисциплина — политическая социология. 18
В то же время социология и политология — это разные науки; одна исследует социальную реальность, другая — политическую сферу жизни общества. Поскольку закономерности политической жизни общества могут быть правильно поняты лишь с позиции знания общих социальных законов, социология выступает в качестве общетеоретической основы по отношению к политологии. В свою очередь политологические исследования дают необходимый материал для относительно более широких социологических обобщений.
Эффективное взаимодействие существует между социологией и экономической наукой. Социологические исследования не могут не опираться на экономическую теорию, так как процессы, происходящие в сфере материального производства и экономической деятельности людей, оказывают большое воздействие на развитие общества. Но и сами экономические процессы все больше оказываются в зависимости от социальных условий и факторов, потребностей и интересов людей,их мотивации, отношения к труду, ценностных ориентации. Поэтому социология помогает экономистам анализировать роль человеческого фактора на производстве, его влияние на рост производительности труда, повышение качества продукции, решение технологических и управленческих проблем современного предприятия.
Органическим проявлением такого сотрудничества стало возникновение нового научного направления — экономической социологии, предметом изучения которой выступают социальные закономерности функционирования и развития экономики, воздействие социальных факторов на сферу экономических отношений.
Существуют определенные связи социологии с естественными и точными науками. Именно в процессе взаимодействия социологии с биологией нашел выражение системный подход в науке, получили развитие социальная экология и социальная медицина. Особое значение имеет взаимодействие социологии с математикой, поскольку развитие конкретных социологических исследований невозможно без широкого применения специальных математических методов. 19
…………………..
2.2. Позитивистская социология О. Конта
Огюст Конт (1798—1857) — французский мыслитель, который считается основоположником социологии как самостоятельной науки. Главный труд Конта — шеститомный «Курс позитивной философии», где впервые давалось развернутое обоснование необходимости научного изучения общества, вводился сам термин «социология» и намечались общие контуры новой науки.
Социология понималась Контом как фундаментальная наука, интегрирующая все знания об обществе. В классификации наук она занимает самое почетное место и призвана открывать и описывать единые, универсальные законы развития общества, неотделимые от законов природы. 23
Социологический проект Конта основывался на позитивистской доктрине, ядро которой составляли следующие принципы:
• натурализм, согласно которому социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности;
• методы социального исследования должны быть аналогичны методам естествознания;
• истинность понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических проверок;
• социальные явления должны быть описаны и выражены в количественных показателях;
• социолог должен воздерживаться от ценностных суждений.
Значительное внимание Конт уделял разработке методов социологического исследования. Он выделял четыре основных метода: наблюдение, эксперимент, сравнение и метод исторического анализа. При этом наблюдение оценивалось как главный метод, требующий использования математических процедур и замеров изменения состояния социальных объектов. Конт поставил проблему достоверности и точности наблюдений, разработки процедур этого метода, но не решил ее из-за недостатка опыта эмпирических социальных исследований.
Социологию в целом Конт подразделял на две части: социальную статику и социальную динамику. Первая призвана изучать строение общества, его структурные элементы, вторая —законы социального развития.
В рамках социальной статики Конт выделял три главных со-, циальных института: семью, государство и религию. Семья образует ту простейшую единицу, которая лежит в основе общества. Ее важнейшая функция — воспитание молодого поколения в духе альтруизма, преодоления эгоистических наклонностей человека. Государство выступает как блюститель общественного порядка, согласующий интересы различных социальных группа Религия выражает духовное, моральное единство общества. Она составляет основу социального порядка: рушится вера — распадаются и социальные связи. Последнее особенно проявляется в^ ходе революций сих «анархией умов».
Социальная динамика — это позитивная теория общественного развития. Первичным фактором социальной динамики является духовное, умственное развитие. Ко вторичным факторам КонтЯ относил климат, расу, среднюю продолжительность жизни челг^И века, рост народонаселения, общественное разделение труда. 24
Конт полагал, что социальные изменения носят закономерный характер. В развитии общества он выделил три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Теологическая стадия охватывает древность и раннее средневековье вплоть до XVIII в. Она характеризуется господством религиозного мировоззрения и распространением военно-авторитарных режимов. Метафизическая стадия включает период с XIV по XVIII вв., в котором доминируют философско-метафизические воззрения. Сыграв положительную роль в разрушении теологизма, эти воззрения породили другую крайность — революцию, «анархическую республику», социальную дезорганизацию.
Высшая, позитивная стадия начинается, по Конту, в XIX в. и связана с утверждением научного, позитивного сознания. На этой стадии устанавливается социальная гармония, происходит быстрое развитие промышленности и науки, наступает расцвет культуры, достигается победа альтруизма над эгоизмом, полностью уходят в прошлое военный дух и милитаризм. В центр духовной жизни выдвигаются ученые-позитивисты, а на смену аристократии приходит социократия, основу которой составляют промышленники и специалисты в области управления.
В учении о социальной динамике Конт характеризовал развитие общества как прогрессивное. Он подчеркивал, что человечество беспрерывно совершенствуется в процессе развития цивилизации с физической, нравственной, умственной и политической точек зрения. Конт указывал на большую роль в этом процессе общественного разделения труда и, в частности, политической деятельности, исследованию которой он посвятил труд «Система позитивной политики».
Следует отметить, что Конт был убежденным эволюционистом и считал, что изменения в обществе должны носить постепенный, плавный, мирный характер. Он также признавал необходимость частной собственности, полагая, что неважно, кому принадлежат капиталы, лишь бы их использование приносило пользу всему обществу. Идеалом общественного устройства Конт считал социальный порядок, основанный на солидарности всех слоев и групп общества. По его мнению, в достижении социальной гармонии большую роль может сыграть социологическая наука, которая призвана найти нужный механизм взаимодействия между всеми частями общества.
Заслуга Конта состояла в том, что он обосновал необходимость научного изучения общества, выделил социологию в каче- 25
стве самостоятельной науки, ввел само понятие «социология», показал важность социологической науки для решения социальных проблем.
2.3. Органическая теория общества Г. Спенсера
Герберт Спенсер (1820—1903) — английский философ и социолог-позитивист, основатель органической школы в социологии.
Главное социологическое произведение Спенсера — трехтомный труд «Основания социологии», дающий целостное представление о методологических принципах ученого и его взглядах на общество.
Суть органической теории Спенсера заключается в понимании общества как социального организма, подобного биологическому и развивающегося по таким же законам. Последовательно проводя аналогию между социальными и биологическими организмами. Спенсер выделяет следующие их общие черты:
• все организмы растут, увеличиваясь в объеме;
• они имеют свою внутреннюю структуру;
• эта структура усложняется по мере роста;
• усложнение структуры сопровождается усилением дифференциации функций составляющих ее частей;
• это ведет к развитию взаимодействия между отдельными
частями.
В подтверждение этих положений Спенсер приводил ряд конкретных аналогий: роль мозга выполняет в обществе правительство, кровообращения — торговля, сосудистой системы — транспорт, питания — промышленность и земледелие и т.д. В то же время Спенсер отмечал и отличие общества от биологических организмов: 1) в нем индивид меньше зависит от социального целого; 2) в биологических организмах элементы существуют ради целого, а общество, состоящее из отдельных индивидов, служит благу своих членов.
С органической теорией общества Спенсера тесно связано его учение о всеобщей эволюции, сложившееся во многом под влиянием идей Ч. Дарвина. Эволюцию Спенсер рассматривал как высший закон всего существующего, как источник любого природного и общественного явления. Ее основные моменты — переходы от простого к сложному (интеграция), от однородного 26
к разнородному (дифференциация), от неопределенного к определенному (возрастание порядка).
Социальная эволюция, по Спенсеру, представляет собой ! часть «общего процесса эволюции». Общество развивается от простейших форм к более сложным по естественным законам, которые носят объективный характер.
В ходе социальной эволюции происходит совершенствование институтов общества, усложнение их функций. Главное направление социальной эволюции Спенсер видел в нарастании внутренней дифференциации общества (усложнении политической организации, социальном расслоении, появлении новых институтов и т.д.). Любое высокоорганизованное общество состоит из трех главных систем: «производительной», «распределительной» и «регулятивной». Каждая их этих систем включает социальные институты, под которыми Спенсер понимал «устойчивые структуры социальных действий». Например, в рамках «регулятивной системы» он выделял институты социального контроля, куда относил государство, церковь, семью, обряды и традиции («церемониальные институции»). Вся система социального контроля, по Спенсеру, держится на страхе: «страх перед живыми» поддерживается государством, а «страх перед мертвыми» — церковью.
Степень строгости социального контроля и централизации управления Спенсер считал одним из главных критериев классификации обществ. Так, он различал «военный» и «промышленный» типы общества. Первый характеризуется сильным цен-I трализованным контролем и иерархическим порядком власти. Вся жизнь здесь подчинена дисциплине, а сотрудничество людей в достижении общих целей имеет принудительный характер. В обществах «промышленного» типа система управления становится более гибкой, принудительная кооперация уступает место добровольной, а власть рассматривается как выражение общей воли свободных граждан.
«Военный» тип общества отражает, согласно Спенсеру, более низкую ступень общественного развития по сравнению с обществом «промышленного» типа. Переход от первого ко второму он рассматривал как социальный прогресс. Со временем спенсеровс-кая концепция «однолинейного» прогресса, т.е. непрерывного поступательного движения общества, модифицируется в теорию усложнений «многолинейной» эволюции, предполагающей в отдельных случаях даже возможность социальной деградации. 27
Спенсер высоко оценивал конкуренцию в качестве механизма совершенствования общества, приписывая ей роль «ее-;
тественного отбора». Вознаграждая наиболее умелых и усердных работников, конкуренция способствует не только повышению интеллектуального и морального уровня общества, но и увеличению объема общественного богатства Спенсер считал, что необходимо избавляться от неприспособленных членов общества и государство не должно вмешиваться в этот процесс.
Спенсер, как и Конт, был противником революционных преобразований, полагая, что любое вмешательство в естественный ход развития общества может обернуться непредсказуемыми последствиями. Он также не разделял социалистических идеалов, считая, что их реализация приведет к подавлению личности, насаждению уравнительности («поощрение худших за счет лучших»), росту бюрократического аппарата, ведающего распределением и перераспределением общественных благ.
Большое внимание Спенсер уделял разработке понятийногс аппарата социологии. Он первым стал широко использовать такие социологические категории, как «социальная система», «социальный институт», «социальная функция» и др. Ему принад лежит приоритет и в обосновании взаимосвязи изменения социальной структуры и дифференциации функций составляю-Д щих ее элементов, необходимости координации этого процесса* в рамках специальной регулирующей системы. '
|