Социальные общности и группы 5 глава Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса служила общность территории, поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (рассеяния) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории.
Другое важное условие формирования этноса — общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, т.к. в ряде случаев (например, США) этнос складывается в ходе 69
развития хозяйственных, политических и других связей, а общие языки являются результатом данного процесса.
Более устойчивым признаком этнической общности является ;
единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей. Интегративным показателем сложившейся социально-этнической общности выступает этническое самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп. Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об;
общности происхождения, истории, исторических судеб, а так-! же традиции, обычаи, обряды, фольклор, т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру. | Основными историческими разновидностями социально-этнической общности являются племя, народность и нация. ' Племя— тип этнической общности, присущий преимуще-^-
ственно первобытно-общинному строю у основанный на кровнородственном единстве. . \ Племя имело свою территорию и охватывало большое число
родов и кланов. Род представлял собой группу кровных род-2 ственников (по материнской или отцовской линии), а клан — родовую общину, ставшую источником формирования основ
племенной власти.
Для племени уже было свойственно выделение собственного названия, своего языка или диалекта. Оно также скреплялось общими традициями, обычаями, религиозными представ-1 пениями и обрядами. В племени содержались некоторые элементы хозяйственного уклада, зачатки внутренней ор1:ани-< зации. Проявлением последних были племенные советы вождей, на которых решались важные для всех дела и вопросы (например, организация военного похода, охоты, религиозного
обряда и т.д.).
Племена в ходе дальнейшего развития объединялись, создав
вали союзы, осуществляли совместные завоевания и переселен ния, что приводило, в конечном счете, к образованию народности. ? Народность — тип этнической общности, возникающий »
период разложения родо-племенной организации и основанный 70
уже не на кровнородственном, а на территориальном единстве.
Народности образуются на основе смешения племен и племенных союзов и характеризуются возрастанием значения территориальных связей, формированием общего языка на основе племенных диалектов. Народности свойственно и наличие хозяйственных связей, элементов общей культуры, общего собирательного имени. С развитием товарно-денежных отношений происходит превращение народностей в нацию, хотя некоторые из них в силу своей малочисленности и недостаточной развитости не смогли стать национальными образованиями.
Нация — исторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания.
Становление нации — процесс сложный и длительный, определяющую роль в котором играют социально-экономические факторы. Вместе с тем выделение нации возможно на основе ее собственно этнических свойств. Экономической и политической консолидации нации способствует образование единого Национального языка и общенациональной культуры. На этой почве формируются особенности национального характера, возникает национальное самосознание, которое предполагает приверженность к национальному языку, территории, культуре, чувство национальной гордости, а также определенные этнические стереотипы, аккумулирующие коллективный опыт отношения к своей нации и другим этносам.
Большинство наций современного мира полиэтничны по своей внутренней структуре. Так, во Франции различные этнические ^общности до сих пор сохраняют свою самобытность, но это не мешает кельтам, корсиканцам, эльзас-лотарингцам и другим народностям входить в состав французской нации. В Швейцарии еще более неоднородный этнический состав: население говорит на немецком, французском, итальянском и других языках, — но все эти группы считают Швейцарию своим отечеством.
В Российской Федерации в настоящее время проживает 30
наций, около 60 народностей и более 40 этнических групп. В последние годы в России заметно усложнились межнациональные отношения. Это связано, прежде всего, с противоречивым характером процесса рыночных реформ. Неодинаковые стартовые условия и темпы проведения реформ, отдаленность от цент- 71
ра, различия в уровне жизни регионов страны — все это спс собствует обострению межэтнических отношений. Кроме топ национальная идея, порой, используется клановыми и узкоэтнЫ ческими группировками в своих прагматических целях, связав"! ных преимущественно с переделом собственности.
На этом фоне нередко возникают межнациональные конф ликты, которые представляют собой крайнее обострение протя воречий между национальными группами в ходе решения поля тических, экономических, религиозных и других пробле» Необходимо стремиться к разрешению межнациональных кон^ ликтов демократическими и цивилизованными способам] Свою роль здесь может сыграть и этносоциология, которая спе циально занимается изучением национально-этнических отнс шений и призвана разрабатывать рациональные механизмы и регулирования.
3.10. Малая социальная группа: лидерство и групповая динамика
В настоящее время социологи уделяют значительное внима ние изучению малых групп, позволяющему на микроуровне пр^ следить зарождение многих процессов, возникающих в обществ Малые группы отличаются от больших не только количественю ми параметрами, но и качественно иными социально-психологическими характеристиками.
В исследовании малой группы выделяют два аспекта: лидерство и групповую динамику.
Лидерство рассматривается как один из механизмов инте рации групповой деятельности, когда наиболее влиятельна член группы берет на себя функции, связанные с координацией^ направлением действий всей группы. ^ !
Лидер — это наиболее авторитетный член группы, котор1 определяет и организует ее деятельность для достижения групповых целей.
Различают формальное и неформальное лидерство. Фор мольный лидер назначается или избирается в соответствии с у<| тановленной процедурой, приобретая таким путем официал^ ный статус руководителя. Неформальный лидер — это член группы, который выдвигается благодаря своим личным кач" ствам и наиболее полно 'отвечает групповым ценностям и нормам. 72
В малой группе обычно бывает один лидер, но иногда складывается ситуация двойного лидерства. В таком случае выделяют лидеров двух типов: делового (инструментального) и эмоционального (экспрессивного). Первый организует, направляет деятельность группы, второй создает определенный .эмоциональный настрой, обеспечивает высокую мотивацию членов группы. В тех группах, где лидеры склонны сотрудничать, формируется модель двойного лидерства.
По стилю различают авторитарное и демократическое лидерство. Первое предполагает единоличное руководство группой, второе — вовлечение в процесс управления большинства членов группы.
Лидер должен обладать определенными качествами, среди которых социологи и социальные психологи выделяют следующие: '
^ физические качества: активный, энергичный, здоровый, сильный;
^ личностные качества: уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху;
^ интеллектуальные качества: ум, способность принять нужное решение, интуиция, творческое начало;
^ коммуникативные качества: контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность.
Лидер занимает центральное место в ролевой структуре малой группы. Изучение неформальной ролевой структуры, выявление в ней лидера осуществляется методам социометрии, который позволяет дать количественную оценку реальных связей между членами группы по признакам симпатии—антипатии (каждого члена группы в анонимной форме просят указать, с кем он хотел бы вместе поработать, провести досуг, отправиться в поход и т.д.; тот, кто получает наибольшее число выборов, и является неформальным лидером).
Вопросы лидерства тесно связаны с групповой динамикой, которая отражает происходящие в группе процессы, подверженные определенным закономерностям. В целом под групповой динамикой понимается процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов.
Групповая динамика предполагает:
•/ формирование структуры группы;
^ изменение статуса группы (прогресс или регресс); 73
^ флуктуацию, т.е. возможное неоднократное изменение пс зиции индивида в структуре группы;
^ руководство и лидерство;
^ формирование групповых ценностей и групповогомтг ния;
•/ возникновение конфликтов и их разрешение;
•/ воздействия на членов группы с целью их сплочения.
Одна из важных характеристик групповой динамики — сг соб коммуникации в малой группе (т.е. как осуществляется не| посредственное взаимодействие и обмен информацией межд| членами группы). Все способы коммуникации подразделяются и два основных типа: централизованные («штурвал», «веер») и д<( централизованные («круг»). Первые эффективны при выполнен оперативных заданий, вторые — в творческой работе. Возмож смешанные варианты коммуникации (Приложение, схема 11).
Эффективная коммуникация повышает уровень удовлетвор» нести групповыми отношениями и, в конечном счете, спосо( ствует росту групповой сплоченности. При анализе группов сплоченности социологи выделяют переменные, соответству щие причинам и следствиям симпатий. Сюда относятся чаек взаимодействия, стиль руководства, статусные и поведенчесв характеристики членов группы и др. Последствиями симпат являются благоприятная оценка межличностного взаимодействв рост комфортного поведения, возможное повышение эффекта ности группы и т.д.
Для социологов выделение этих переменных особенно важ1 в методическом плане, так как они имеют ярко выраженный эщ лирический характер и могут четко фиксироваться в ходе пров дения конкретных социологических исследований.
В целом жизнь малой группы с динамической точки зрев представляет собой чередование состояний равновесия и его ] рушения. Поэтому особое значение имеют выявление кон"фл1 тов и их разрешение. Конфликт преодолевается различны средствами, и успех его разрешения зависит от характера прос воборства, стратегии и тактики конфликтующих сторон. П| всех условиях важно научиться управлять конфликтами. Счщ ется, что конструктивное разрешение конфликта определяв следующие факторы: 1) адекватность восприятия конфликта;^ открытость и эффективность общения, готовность к всестор< нему обсуждению проблем; 3) создание атмосферы взаимно доверия и сотрудничества. 74
Таким образом, изучение малых групп имело большое значение для развития социологии. Групповая динамика, лидерство и исполнение роли, групповое сплочение, групповая идентификация, межличностная коммуникация и другие понятия малой группы прочно вошли в научный оборот и находятся в поле зрения социологов, психологов и специалистов в области управления.
3.11. Социальные организации
Социальная организация — это объединение людей, совместно реализующих общие цели и действующих на основе определенных правил и процедур.
Известный российский социолог А.И. Пригожин выделяет следующие признаки социальной организации:.
ч целевую природу;
распределение членов организации по ролям и статусам;
разделение труда и специализацию функций;
построение по вертикальному (иерархическому) принципу;
• наличие специфических средств регулирования и контроля деятельности организации;
• целостность социальной системы.
Ключевым элементом социальной организации выступает цель. Существует три взаимосвязанных вида организационных целей.
Цели — задания — это оформленные как программы общих действий поручения, задаваемые извне организацией более высокого уровня (преподавание в школе, прием пациентов в поликлинике, исследования в НИИ — все это цели — задания, определяющие смысл существования этих организаций).
Цели — ориентации — это совокупность целей, реализуемых через организацию (сюда относятся обобщенные цели коллектива, включающие и личные цели каждого члена организации).
Цели — системы — это цели, продиктованные стремлением сохранить организацию как самостоятельную систему (т.е. обеспечить ее равновесие, стабильность и целостность).
Наряду с этими базовыми целями организации существует множество вторичных, производных, промежуточных целей:
Симулирование работников, укреплениеих дисциплины, улучшение условий труда, повышение качества работы и др. Каждое подразделение организации имеет набор своих целей, вы- 75
полнение которых способствует реализации общих базовЯ
целей. а
Социологи, изучающие организации, классифицируют их ' самым различным признакам. Так, американский социоя А. Этциони подразделяет все организации на три основн] группы: 1) добровольные организации, члены которых объед няются на добровольной основе (политические партии, проф» сиональные союзы, клубы, религиозные объединения и др| 2) принудительные организации, членами которых становя-^ принудительным путем (армия, тюрьмы, психиатрические чебницы и др.); 3) утилитарные организации, члены кото;
объединяются для достижения общих и индивидуальных це. (предприятия, фирмы, финансовые структуры и др.).
Современные российские социологи выделяют преимус ственно следующие виды социальных организаций:
• деловые организации, членство в которых обеспечивает ] ботников средствами к существованию (предприятия, корпо
ции, фирмы, банки и др.);
• общественные организации, представляющие собой мае вые объединения, членство в которых позволяет удовлетвори политические, социальные, культурные, духовные, творческие другие потребности (политические партии, профсоюзы, тво ческие объединения и т.д.);
• промежуточные организации, сочетающие признаки де вых и общественных организаций (кооперативы, артели, товг
щества и т.п.);
• ассоциативные организации, возникающие на основе имной реализации интересов (научная школа, клубы по инт сам, неформальные группы и т.д.).
Широкое распространение получила типология орган! ций по отраслевому признаку: промышленно-хозяйственн^ финансовые, административно-управленческие, научно-исс< довательские, образовательные, лечебные, социокультурные др. Классификация организаций разрабатывается не только ( циологами, но и экономистами (в зависимости от профи продукции, численности персонала, технологического режи и т.д.), юристами (по ведомственной принадлежности, адмив стративным структурам, подчинению и т.д.) и представите' ми других общественных наук.
Важный аспект социологического исследования социа ной организации связан с изучением вопросов ее управления. 76
Основные принципы управления организацией впервые были сформулированы французским специалистом в области управления А. Файолем в начале XX в. Он установил, что управленческая деятельность предполагает следующие обязательные функции: планирование деятельности организации;
рациональное использование человеческих и материальных ресурсов; распорядительство с целью оптимизации функционирования организации; координацию действий работников для достижения общих целей; контроль за исполнительской дисциплиной в соответствии с существующими правилами и нормами.
Современные организации имеют более сложную систему управления, которой присущи следующие характеристики:
• выработка стратегии управления организацией;
• деятельность по руководству персоналом организации;
• получение, отбор и распространение деловой и социально значимой информации;
• рациональное распределение ресурсов организации;
• проведение кадровой политики;
• ведение деловых переговоров;
• внедрение принципов инновационного управления;
• распространение рекламы;
• планирование и проектирование работы в организации;
• контроль и координация действий работников. Это далеко не полный перечень функций специалиста, осуществляющего управленческую деятельность. В настоящее время такие специалисты являются ключевыми фигурами в организации. Они определяют стратегию развития организации, решают вопросы распределения ресурсов, ориентируют работников на достижение общих целей, собирают информацию и доводят ее до персонала, разъясняют политику и основные цели организации, выступают в качестве ее представителя.
Внутри социальных организаций могут складываться неформальные связи и отношения. Они возникают стихийно и являются результатом продолжительного межличностного и ^утригруппового общения. Неформальные отношения служат своеобразным механизмом снятия напряжения, порожденного противоречием между индивидуальными интересами и жесткими правилами формальной организации. Вместе с т^м, групповые нормы, присущие неформальным отношени-я^, могут иногда негативно сказываться на эффективности 77
работы организации. Поэтому руководители организаи должны учитывать наличие неформальных связей и отное ний, направляя их развитие в русло конструктивного взаим<| действия.
Таким образом, социальная организация играет важную р( в жизни общества. По образному выражению американского I циолога У. Уайта, современный человек — это «человек орга] зации». Организация требует от него ориентацию на рациона ный стиль поведения, компетентность, знания и умения. В ев очередь, личность может реализовать эти качества только в р ках эффективно работающей организации. Социология приза решать социальные проблемы оптимизации условий функц нирования социальных организаций.
3.12. Бюрократия как тип социальной организации
В социологии под бюрократией понимается безличный мез низм управления, основанный на формально-рациональных оп ношениях и иерархической системе власти.
Бюрократия, в современном ее понимании, возникла в нач ле XIX в. в Европе и сразу же стала означать, что официальна лица, обладающие специальными знаниями, являются ключев! ми фигурами в управлении. Бюрократия имела доступ ко во рычагам управления и потому оказывала большое влияние 1 жизнь общества.
Социологическая концепция бюрократии впервые была р;
работана М. Вебером (2.5) который видел в ней оптимально систему управления, основанную на принципах рационально ти. Согласно веберовской теории, бюрократической орган» ции присущи следующие черты и особенности:
• строгое разделение труда, причем каждую функцию долз выполнять компетентный и знающий специалист, принимаем на работу по контракту и несущий полную ответственность эффективное выполнение своих обязанностей;
• организация строится на принципах иерархии, предполш ющей ответственность нижестоящих должностных лиц пер вышестоящими;
• функционирование организации регулируется на оснс формально установленных правил и инструкций, что обеспеч вает единообразие и непрерывность управленческой деятель! ста; 78
• должностные лица обязаны соблюдать безличностный подход к решению управленческих задач, т.е. быть максимально объективными, не допускать личных пристрастий и руководствоваться только интересами дела («идеальный администратор трудится без гнева и пристрастия»);
• продвижение по службе осуществляется в зависимости от деловых, профессиональных качеств сотрудников, их уровня квалификации и стажа работы;
• деятельность сотрудников основывается на строгой служебной дисциплине и подлежит административному контролю.
Таким образом, бюрократия для Вебера — «идеальный тип» управления, ориентированный на рациональное и эффективное выполнение стоящих перед организацией задач. Совершенно очевидно, что ни одна реально существующая организация не может в полной мере соответствовать веберовской модели бюрократии. Более того, бюрократия, предназначенная для достижения целей организации, на деле часто отходит от них и начинает -сдерживать развитие всех прогрессивных процессов. Доводя формализацию деятельности до абсурда, она ограждается формальными правилами и нормами от реальной жизни.
Негативные стороны бюрократии были проанализированы в работах известного американского социолога Р. Мертона. Основные недостатки бюрократической организации он видел в узкой специализации функций, конформизме, неспособности чиновников принимать самостоятельные решения, стремлении поставить свои интересы выше интересов общества. Рутинизация и формализация деятельности организации порождает бюрократический стиль мышления, формирует особый тип личности, консервативный по складу ума и психологии. Главное для бюрократии — самосохранение системы, что приводит к подмене реального выполнения важных для общества целей и задач рутинной деятельностью по формальному исполнению должностных инструкций. При этом усиливается корпоративный дух, «кастовость», замкнутость бюрократической организации.
Проблема противоречия между бюрократическими принципами управления и творческой инновационной деятельностью стала предметом социологического анализа современного французского исследователя М. Крозье. В своих работах он убедительно показал, что характер сложившихся в бюрократи- 79
ческой организации связей и отношений препятствует иннова ционной деятельности. Иерархическая система власти предам лагает оценку действий подчиненных в соответствии с вну ренними инструкциями и приказами, регулирующт деятельность организации. Однако знания и способность к и новациям не могут передаваться в приказном порядке. Практи'| куемые меры поощрения в бюрократической организации та* же не способствуют творчеству, а культивируют конформиз:
поведения сотрудников.
Сдерживание бюрократией развития инновационных проце< сов обусловлено и тем, что она стремится к однотипности организационных системах. Между тем, именно многообрази задач, функций и элементов организации создает возможности для внедрения инноваций. Проведя эмпирические исследования} американские социологи П. Блау и Т. Скотт доказали, что орга| низации, выполняющие простые задачи, решают их лучше пр«| иерархической структуре управления. Напротив, решение слож;
ных проблем, скорее, требует не иерархической, а горизонталь ной структуры организационных связей, более демократичных 1 менее формализованных.
Несмотря на многочисленные недостатки, следует признать;
что бюрократия, по мнению ряда специалистов, сохраняет свок работоспособность в качестве формы управления и в настоящее время. Поэтому одна из задач современного управления — корректировать деятельность бюрократии в соответствии с принта пами, разработанными М. Вебером. Путь к достижению это<| цели многие исследователи видят в изменении социальных ус тановок представителей бюрократии, в повышенииих мотив ции и заинтересованности в конечных результатах деятельное организации.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Почему социальное действие рассматривается социологами первичный элемент социальной жизни?
2. Что представляют собой социальные взаимодействия и отноше ния?
3. Что такое социальные статусы и роли и как соотносятся эти со циологические понятия?
4. Чем предписанный статус отличается от достигнутого?
5. Какова нормативная структура социальной роли и каковы ( ные виды ролевых конфликтов?
6. Что такое социальные институты и каковы их основные виды? 80
7. В чем сущность процесса институционализации?
8. Что понимается под социальной общностью?
9. Что такое социальные группы и как они классифицируются?
10. Каковы особенности и виды социально-территориальных общ-ностей?
11.Каковы исторические разновидности социально-этнических об-щностей?
12. Почему социологи уделяют особое внимание изучению малых групп?
13. Каковы основные принципы управления социальной организацией?
14. В чем сущность бюрократии как типа социальной организации? 81
Лекция 4. ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА
4.1. Социологическое понятие культуры
Культура (от лат. счИига — возделывание, воспитание, образование, почитание) в самом широком смысле понимается и как' совокупность материальных и духовных ценностей, и как твор-= ческая деятельность по их созданию и развитию. Понятие;
«культура» используется для характеристики творческих сил и| способностей человека, его единства с природой и обществом. |
Культура, будучи необычайно сложным, широким и многогранным явлением, служит объектом исследования для самьнй различных научных дисциплин — философии, культурологии! истории, этнографии, социальной антропологии и др. Социоло-, гаю, прежде всего, интересует социальная природа культуры, ее роль в функционировании и развитии общества. Специфика со| циологического подхода к изучению культурных явлений отра| жается в понятии «социальная-культура», которое все болып^ утверждается в научной и учебной литературе.
Социальная культура — это система социально значимый знаний, ценностей, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность в обществе.
Среди разнообразных функций социальной культуры в качестве основных выделяются следующие:
• гуманистическая (развитие творческого потенциала человека);
• социально-информационная (аккумуляция, хранение и передача социального опыта);
• коммуникативная (функция социального общения);
• образовательно-воспитательная (социализация личное (5.4), ее приобщение к знаниям и культурному наследию);
• регулирующая (ценностно-нормативная регуляция социального поведения);
• интегрирующая (объединение людей, развитие у них ч ства общности, поддержание стабильности общества).
В целом социальная культура определяет образ жизни люде дает им необходимые ориентиры для эффективного взаимодй ствия в обществе. По мнению ряда социологов, она содержит| себе систему духовных кодов, некую информационную прогрэ" му, заставляющую людей поступать так, а не иначе, восприни- 82
мать и оценивать происходящее в определенном свете. По образному выражению американского социолога Н. Смелзера, социальная культура в жизни людей играет ту же роль, какую в животном мире выполняет генетически запрограммированное поведение.
В социологическом изучении культуры выделяют два основных аспекта: культурную статику и культурную динамику. Первая предполагает анализ структуры культуры, вторая — развития культурных процессов.
Рассматривая культуру в виде сложной системы, социологи выделяют в ней исходные, или базисные единицы, получившие название культурных элементов. Культурные элементы бывают двух видов: материальные и нематериальные. Первые образуют материальную культуру, вторые — духовную.
Материальная культура— это все то, в. чем материализуются знания, умения и верования людей (орудия труда, техника, здания, произведения искусства, украшения, предметы культа и т.д.). Духовная культура включает язык, символы, знания, верования, идеалы, ценности, нормы, правила и образцы поведения, традиции, обычаи, обряды и многое другое — все то, что возникает в сознании людей и определяет их стиль жизни.
Социально-значимые элементы культуры, переданные последующим поколениям, принятые и усвоенные ими, образуют культурное наследие. В масштабе всего человечества культурное наследие выражает культурные универсалии. Это понятие ввел в научный оборот американский социолог и этнограф Дж. Мердок, который выделил более 70 универсалий — общих для всех культур элементов: язык, религию, мифологию, возрастную градацию, календарь, нательные украшения, спорт, игры, гадание, ухаживание, сексуальные ограничения, похоронные ритуалы и т.д.
Культурные универсалии не исключают богатого разнообразия культур, которое может проявляться буквально во всем — в приветствиях, манере общения, традициях, обычаях, обрядах, в представлениях о прекрасном, в отношении к жизни и смерти. В связи с этим возникает важная социальная проблема: как люди воспринимают и оценивают другие культуры. И здесь социологи выделяют две тенденции: этноцентризм и культурный релятивизм.
Этноцентризм — это тенденция оценивать другие культуры по критериям своей собственной культуры, с позиции ее превосходства. Проявления этой тенденции могут принимать самые 83
различные формы (миссионерская деятельность с целью обра-' тить «варваров» в свою веру, попытки навязать тот или иноЩ «образ жизни» и т.д.). В условиях нестабильности общества, ос--! лабления государственной власти этноцентризм может играть разрушительную роль, порождая ксенофобию и воинствующий,;] национализм. Однако в большинстве случаев этноцентризм про-;
|