Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Социальные общности и группы 5 глава

Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса служила общность территории, поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Од­нако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (рассеяния) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории.

Другое важное условие формирования этноса — общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, т.к. в ряде случаев (например, США) этнос складывается в ходе 69

развития хозяйственных, политических и других связей, а об­щие языки являются результатом данного процесса.

Более устойчивым признаком этнической общности является ;

единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социаль­но-психологические характеристики сознания и поведения людей. Интегративным показателем сложившейся социально-этнической общности выступает этническое самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп. Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об;

общности происхождения, истории, исторических судеб, а так-! же традиции, обычаи, обряды, фольклор, т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и обра­зуют специфическую этническую культуру. | Основными историческими разновидностями социально-этнической общности являются племя, народность и нация. ' Племя— тип этнической общности, присущий преимуще-^-



ственно первобытно-общинному строю у основанный на кров­нородственном единстве. . \ Племя имело свою территорию и охватывало большое число

родов и кланов. Род представлял собой группу кровных род-2 ственников (по материнской или отцовской линии), а клан — родовую общину, ставшую источником формирования основ

племенной власти.

Для племени уже было свойственно выделение собственно­го названия, своего языка или диалекта. Оно также скрепля­лось общими традициями, обычаями, религиозными представ-1 пениями и обрядами. В племени содержались некоторые элементы хозяйственного уклада, зачатки внутренней ор1:ани-< зации. Проявлением последних были племенные советы вож­дей, на которых решались важные для всех дела и вопросы (например, организация военного похода, охоты, религиозного

обряда и т.д.).

Племена в ходе дальнейшего развития объединялись, создав

вали союзы, осуществляли совместные завоевания и переселен ния, что приводило, в конечном счете, к образованию народно­сти. ? Народность — тип этнической общности, возникающий »

период разложения родо-племенной организации и основанный 70

уже не на кровнородственном, а на территориальном един­стве.

Народности образуются на основе смешения племен и пле­менных союзов и характеризуются возрастанием значения тер­риториальных связей, формированием общего языка на основе племенных диалектов. Народности свойственно и наличие хо­зяйственных связей, элементов общей культуры, общего собира­тельного имени. С развитием товарно-денежных отношений происходит превращение народностей в нацию, хотя некоторые из них в силу своей малочисленности и недостаточной развито­сти не смогли стать национальными образованиями.

Нация — исторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономичес­кой жизни, культуры и национального самосознания.

Становление нации — процесс сложный и длительный, опре­деляющую роль в котором играют социально-экономические факторы. Вместе с тем выделение нации возможно на основе ее собственно этнических свойств. Экономической и политической консолидации нации способствует образование единого Нацио­нального языка и общенациональной культуры. На этой почве формируются особенности национального характера, возникает национальное самосознание, которое предполагает привержен­ность к национальному языку, территории, культуре, чувство на­циональной гордости, а также определенные этнические стерео­типы, аккумулирующие коллективный опыт отношения к своей нации и другим этносам.

Большинство наций современного мира полиэтничны по своей внутренней структуре. Так, во Франции различные этни­ческие ^общности до сих пор сохраняют свою самобытность, но это не мешает кельтам, корсиканцам, эльзас-лотарингцам и другим народностям входить в состав французской нации. В Швейцарии еще более неоднородный этнический состав: насе­ление говорит на немецком, французском, итальянском и дру­гих языках, — но все эти группы считают Швейцарию своим отечеством.

В Российской Федерации в настоящее время проживает 30

наций, около 60 народностей и более 40 этнических групп. В последние годы в России заметно усложнились межнациональ­ные отношения. Это связано, прежде всего, с противоречивым характером процесса рыночных реформ. Неодинаковые старто­вые условия и темпы проведения реформ, отдаленность от цент- 71

ра, различия в уровне жизни регионов страны — все это спс собствует обострению межэтнических отношений. Кроме топ национальная идея, порой, используется клановыми и узкоэтнЫ ческими группировками в своих прагматических целях, связав"! ных преимущественно с переделом собственности.

На этом фоне нередко возникают межнациональные конф ликты, которые представляют собой крайнее обострение протя воречий между национальными группами в ходе решения поля тических, экономических, религиозных и других пробле» Необходимо стремиться к разрешению межнациональных кон^ ликтов демократическими и цивилизованными способам] Свою роль здесь может сыграть и этносоциология, которая спе циально занимается изучением национально-этнических отнс шений и призвана разрабатывать рациональные механизмы и регулирования.

3.10. Малая социальная группа: лидерство и групповая динамика

В настоящее время социологи уделяют значительное внима ние изучению малых групп, позволяющему на микроуровне пр^ следить зарождение многих процессов, возникающих в обществ Малые группы отличаются от больших не только количественю ми параметрами, но и качественно иными социально-психологическими характеристиками.

В исследовании малой группы выделяют два аспекта: лидерство и групповую динамику.

Лидерство рассматривается как один из механизмов инте рации групповой деятельности, когда наиболее влиятельна член группы берет на себя функции, связанные с координацией^ направлением действий всей группы. ^ !

Лидер — это наиболее авторитетный член группы, котор1 определяет и организует ее деятельность для достижения групповых целей.

Различают формальное и неформальное лидерство. Фор мольный лидер назначается или избирается в соответствии с у<| тановленной процедурой, приобретая таким путем официал^ ный статус руководителя. Неформальный лидер — это член группы, который выдвигается благодаря своим личным кач" ствам и наиболее полно 'отвечает групповым ценностям и нормам. 72

В малой группе обычно бывает один лидер, но иногда скла­дывается ситуация двойного лидерства. В таком случае выделя­ют лидеров двух типов: делового (инструментального) и эмоцио­нального (экспрессивного). Первый организует, направляет деятельность группы, второй создает определенный .эмоцио­нальный настрой, обеспечивает высокую мотивацию членов группы. В тех группах, где лидеры склонны сотрудничать, фор­мируется модель двойного лидерства.

По стилю различают авторитарное и демократическое ли­дерство. Первое предполагает единоличное руководство груп­пой, второе — вовлечение в процесс управления большинства членов группы.

Лидер должен обладать определенными качествами, среди которых социологи и социальные психологи выделяют следую­щие: '

^ физические качества: активный, энергичный, здоровый, сильный;

^ личностные качества: уверенность в себе, авторитет­ность, стремление к успеху;

^ интеллектуальные качества: ум, способность принять нужное решение, интуиция, творческое начало;

^ коммуникативные качества: контактность, легкость в об­щении, тактичность, дипломатичность.

Лидер занимает центральное место в ролевой структуре ма­лой группы. Изучение неформальной ролевой структуры, выяв­ление в ней лидера осуществляется методам социометрии, ко­торый позволяет дать количественную оценку реальных связей между членами группы по признакам симпатии—антипатии (каждого члена группы в анонимной форме просят указать, с кем он хотел бы вместе поработать, провести досуг, отправиться в поход и т.д.; тот, кто получает наибольшее число выборов, и является неформальным лидером).

Вопросы лидерства тесно связаны с групповой динамикой, которая отражает происходящие в группе процессы, подвержен­ные определенным закономерностям. В целом под групповой ди­намикой понимается процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целях удовлетво­рения как личных, так и групповых интересов.

Групповая динамика предполагает:

•/ формирование структуры группы;

^ изменение статуса группы (прогресс или регресс); 73

^ флуктуацию, т.е. возможное неоднократное изменение пс зиции индивида в структуре группы;

^ руководство и лидерство;

^ формирование групповых ценностей и групповогомтг ния;

•/ возникновение конфликтов и их разрешение;

•/ воздействия на членов группы с целью их сплочения.

Одна из важных характеристик групповой динамики — сг соб коммуникации в малой группе (т.е. как осуществляется не| посредственное взаимодействие и обмен информацией межд| членами группы). Все способы коммуникации подразделяются и два основных типа: централизованные («штурвал», «веер») и д<( централизованные («круг»). Первые эффективны при выполнен оперативных заданий, вторые — в творческой работе. Возмож смешанные варианты коммуникации (Приложение, схема 11).

Эффективная коммуникация повышает уровень удовлетвор» нести групповыми отношениями и, в конечном счете, спосо( ствует росту групповой сплоченности. При анализе группов сплоченности социологи выделяют переменные, соответству щие причинам и следствиям симпатий. Сюда относятся чаек взаимодействия, стиль руководства, статусные и поведенчесв характеристики членов группы и др. Последствиями симпат являются благоприятная оценка межличностного взаимодействв рост комфортного поведения, возможное повышение эффекта ности группы и т.д.

Для социологов выделение этих переменных особенно важ1 в методическом плане, так как они имеют ярко выраженный эщ лирический характер и могут четко фиксироваться в ходе пров дения конкретных социологических исследований.

В целом жизнь малой группы с динамической точки зрев представляет собой чередование состояний равновесия и его ] рушения. Поэтому особое значение имеют выявление кон"фл1 тов и их разрешение. Конфликт преодолевается различны средствами, и успех его разрешения зависит от характера прос воборства, стратегии и тактики конфликтующих сторон. П| всех условиях важно научиться управлять конфликтами. Счщ ется, что конструктивное разрешение конфликта определяв следующие факторы: 1) адекватность восприятия конфликта;^ открытость и эффективность общения, готовность к всестор< нему обсуждению проблем; 3) создание атмосферы взаимно доверия и сотрудничества. 74

Таким образом, изучение малых групп имело большое значе­ние для развития социологии. Групповая динамика, лидерство и исполнение роли, групповое сплочение, групповая идентифика­ция, межличностная коммуникация и другие понятия малой группы прочно вошли в научный оборот и находятся в поле зре­ния социологов, психологов и специалистов в области управле­ния.

3.11. Социальные организации

Социальная организация — это объединение людей, совмест­но реализующих общие цели и действующих на основе определен­ных правил и процедур.

Известный российский социолог А.И. Пригожин выделяет следующие признаки социальной организации:.

ч целевую природу;

распределение членов организации по ролям и статусам;

разделение труда и специализацию функций;

построение по вертикальному (иерархическому) принципу;

• наличие специфических средств регулирования и контроля деятельности организации;

• целостность социальной системы.

Ключевым элементом социальной организации выступает цель. Существует три взаимосвязанных вида организационных целей.

Цели — задания — это оформленные как программы общих действий поручения, задаваемые извне организацией более вы­сокого уровня (преподавание в школе, прием пациентов в поли­клинике, исследования в НИИ — все это цели — задания, опре­деляющие смысл существования этих организаций).

Цели — ориентации — это совокупность целей, реализуемых через организацию (сюда относятся обобщенные цели коллекти­ва, включающие и личные цели каждого члена организации).

Цели — системы — это цели, продиктованные стремлением сохранить организацию как самостоятельную систему (т.е. обес­печить ее равновесие, стабильность и целостность).

Наряду с этими базовыми целями организации существует множество вторичных, производных, промежуточных целей:

Симулирование работников, укреплениеих дисциплины, улуч­шение условий труда, повышение качества работы и др. Каж­дое подразделение организации имеет набор своих целей, вы- 75

полнение которых способствует реализации общих базовЯ

целей. а

Социологи, изучающие организации, классифицируют их ' самым различным признакам. Так, американский социоя А. Этциони подразделяет все организации на три основн] группы: 1) добровольные организации, члены которых объед няются на добровольной основе (политические партии, проф» сиональные союзы, клубы, религиозные объединения и др| 2) принудительные организации, членами которых становя-^ принудительным путем (армия, тюрьмы, психиатрические чебницы и др.); 3) утилитарные организации, члены кото;

объединяются для достижения общих и индивидуальных це. (предприятия, фирмы, финансовые структуры и др.).

Современные российские социологи выделяют преимус ственно следующие виды социальных организаций:

деловые организации, членство в которых обеспечивает ] ботников средствами к существованию (предприятия, корпо

ции, фирмы, банки и др.);

общественные организации, представляющие собой мае вые объединения, членство в которых позволяет удовлетвори политические, социальные, культурные, духовные, творческие другие потребности (политические партии, профсоюзы, тво ческие объединения и т.д.);

промежуточные организации, сочетающие признаки де вых и общественных организаций (кооперативы, артели, товг

щества и т.п.);

ассоциативные организации, возникающие на основе имной реализации интересов (научная школа, клубы по инт сам, неформальные группы и т.д.).

Широкое распространение получила типология орган! ций по отраслевому признаку: промышленно-хозяйственн^ финансовые, административно-управленческие, научно-исс< довательские, образовательные, лечебные, социокультурные др. Классификация организаций разрабатывается не только ( циологами, но и экономистами (в зависимости от профи продукции, численности персонала, технологического режи и т.д.), юристами (по ведомственной принадлежности, адмив стративным структурам, подчинению и т.д.) и представите' ми других общественных наук.

Важный аспект социологического исследования социа ной организации связан с изучением вопросов ее управления. 76

Основные принципы управления организацией впервые были сформулированы французским специалистом в области уп­равления А. Файолем в начале XX в. Он установил, что уп­равленческая деятельность предполагает следующие обяза­тельные функции: планирование деятельности организации;

рациональное использование человеческих и материальных ресурсов; распорядительство с целью оптимизации функцио­нирования организации; координацию действий работников для достижения общих целей; контроль за исполнительской дисциплиной в соответствии с существующими правилами и нормами.

Современные организации имеют более сложную систему управления, которой присущи следующие характеристики:

• выработка стратегии управления организацией;

• деятельность по руководству персоналом организации;

• получение, отбор и распространение деловой и социально значимой информации;

• рациональное распределение ресурсов организации;

• проведение кадровой политики;

• ведение деловых переговоров;

• внедрение принципов инновационного управления;

• распространение рекламы;

• планирование и проектирование работы в организации;

• контроль и координация действий работников. Это далеко не полный перечень функций специалиста, осуще­ствляющего управленческую деятельность. В настоящее время такие специалисты являются ключевыми фигурами в организа­ции. Они определяют стратегию развития организации, решают вопросы распределения ресурсов, ориентируют работников на достижение общих целей, собирают информацию и доводят ее до персонала, разъясняют политику и основные цели организации, выступают в качестве ее представителя.

Внутри социальных организаций могут складываться не­формальные связи и отношения. Они возникают стихийно и являются результатом продолжительного межличностного и ^утригруппового общения. Неформальные отношения слу­жат своеобразным механизмом снятия напряжения, порож­денного противоречием между индивидуальными интересами и жесткими правилами формальной организации. Вместе с т^м, групповые нормы, присущие неформальным отношени-я^, могут иногда негативно сказываться на эффективности 77

работы организации. Поэтому руководители организаи должны учитывать наличие неформальных связей и отное ний, направляя их развитие в русло конструктивного взаим<| действия.

Таким образом, социальная организация играет важную р( в жизни общества. По образному выражению американского I циолога У. Уайта, современный человек — это «человек орга] зации». Организация требует от него ориентацию на рациона ный стиль поведения, компетентность, знания и умения. В ев очередь, личность может реализовать эти качества только в р ках эффективно работающей организации. Социология приза решать социальные проблемы оптимизации условий функц нирования социальных организаций.

3.12. Бюрократия как тип социальной организации

В социологии под бюрократией понимается безличный мез низм управления, основанный на формально-рациональных оп ношениях и иерархической системе власти.

Бюрократия, в современном ее понимании, возникла в нач ле XIX в. в Европе и сразу же стала означать, что официальна лица, обладающие специальными знаниями, являются ключев! ми фигурами в управлении. Бюрократия имела доступ ко во рычагам управления и потому оказывала большое влияние 1 жизнь общества.

Социологическая концепция бюрократии впервые была р;

работана М. Вебером (2.5) который видел в ней оптимально систему управления, основанную на принципах рационально ти. Согласно веберовской теории, бюрократической орган» ции присущи следующие черты и особенности:

• строгое разделение труда, причем каждую функцию долз выполнять компетентный и знающий специалист, принимаем на работу по контракту и несущий полную ответственность эффективное выполнение своих обязанностей;

• организация строится на принципах иерархии, предполш ющей ответственность нижестоящих должностных лиц пер вышестоящими;

• функционирование организации регулируется на оснс формально установленных правил и инструкций, что обеспеч вает единообразие и непрерывность управленческой деятель! ста; 78

• должностные лица обязаны соблюдать безличностный под­ход к решению управленческих задач, т.е. быть максимально объективными, не допускать личных пристрастий и руковод­ствоваться только интересами дела («идеальный администратор трудится без гнева и пристрастия»);

• продвижение по службе осуществляется в зависимости от деловых, профессиональных качеств сотрудников, их уровня квалификации и стажа работы;

• деятельность сотрудников основывается на строгой слу­жебной дисциплине и подлежит административному контролю.

Таким образом, бюрократия для Вебера — «идеальный тип» управления, ориентированный на рациональное и эф­фективное выполнение стоящих перед организацией задач. Совершенно очевидно, что ни одна реально существующая организация не может в полной мере соответствовать вебе­ровской модели бюрократии. Более того, бюрократия, пред­назначенная для достижения целей организации, на деле час­то отходит от них и начинает -сдерживать развитие всех прогрессивных процессов. Доводя формализацию деятельно­сти до абсурда, она ограждается формальными правилами и нормами от реальной жизни.

Негативные стороны бюрократии были проанализированы в работах известного американского социолога Р. Мертона. Основные недостатки бюрократической организации он ви­дел в узкой специализации функций, конформизме, неспособ­ности чиновников принимать самостоятельные решения, стремлении поставить свои интересы выше интересов обще­ства. Рутинизация и формализация деятельности организации порождает бюрократический стиль мышления, формирует особый тип личности, консервативный по складу ума и пси­хологии. Главное для бюрократии — самосохранение систе­мы, что приводит к подмене реального выполнения важных для общества целей и задач рутинной деятельностью по фор­мальному исполнению должностных инструкций. При этом усиливается корпоративный дух, «кастовость», замкнутость бюрократической организации.

Проблема противоречия между бюрократическими принци­пами управления и творческой инновационной деятельностью стала предметом социологического анализа современного французского исследователя М. Крозье. В своих работах он убедительно показал, что характер сложившихся в бюрократи- 79

ческой организации связей и отношений препятствует иннова ционной деятельности. Иерархическая система власти предам лагает оценку действий подчиненных в соответствии с вну ренними инструкциями и приказами, регулирующт деятельность организации. Однако знания и способность к и новациям не могут передаваться в приказном порядке. Практи'| куемые меры поощрения в бюрократической организации та* же не способствуют творчеству, а культивируют конформиз:

поведения сотрудников.

Сдерживание бюрократией развития инновационных проце< сов обусловлено и тем, что она стремится к однотипности организационных системах. Между тем, именно многообрази задач, функций и элементов организации создает возможности для внедрения инноваций. Проведя эмпирические исследования} американские социологи П. Блау и Т. Скотт доказали, что орга| низации, выполняющие простые задачи, решают их лучше пр«| иерархической структуре управления. Напротив, решение слож;

ных проблем, скорее, требует не иерархической, а горизонталь ной структуры организационных связей, более демократичных 1 менее формализованных.

Несмотря на многочисленные недостатки, следует признать;

что бюрократия, по мнению ряда специалистов, сохраняет свок работоспособность в качестве формы управления и в настоящее время. Поэтому одна из задач современного управления — кор­ректировать деятельность бюрократии в соответствии с принта пами, разработанными М. Вебером. Путь к достижению это<| цели многие исследователи видят в изменении социальных ус тановок представителей бюрократии, в повышенииих мотив ции и заинтересованности в конечных результатах деятельное организации.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Почему социальное действие рассматривается социологами первичный элемент социальной жизни?

2. Что представляют собой социальные взаимодействия и отноше ния?

3. Что такое социальные статусы и роли и как соотносятся эти со циологические понятия?

4. Чем предписанный статус отличается от достигнутого?

5. Какова нормативная структура социальной роли и каковы ( ные виды ролевых конфликтов?

6. Что такое социальные институты и каковы их основные виды? 80

7. В чем сущность процесса институционализации?

8. Что понимается под социальной общностью?

9. Что такое социальные группы и как они классифицируются?

10. Каковы особенности и виды социально-территориальных общ-ностей?

11.Каковы исторические разновидности социально-этнических об-щностей?

12. Почему социологи уделяют особое внимание изучению малых групп?

13. Каковы основные принципы управления социальной организа­цией?

14. В чем сущность бюрократии как типа социальной организации? 81


Лекция 4. ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА

4.1. Социологическое понятие культуры

Культура (от лат. счИига — возделывание, воспитание, обра­зование, почитание) в самом широком смысле понимается и как' совокупность материальных и духовных ценностей, и как твор-= ческая деятельность по их созданию и развитию. Понятие;

«культура» используется для характеристики творческих сил и| способностей человека, его единства с природой и обществом. |

Культура, будучи необычайно сложным, широким и многогранным явлением, служит объектом исследования для самьнй различных научных дисциплин — философии, культурологии! истории, этнографии, социальной антропологии и др. Социоло-, гаю, прежде всего, интересует социальная природа культуры, ее роль в функционировании и развитии общества. Специфика со| циологического подхода к изучению культурных явлений отра| жается в понятии «социальная-культура», которое все болып^ утверждается в научной и учебной литературе.

Социальная культура — это система социально значимый знаний, ценностей, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность в обществе.

Среди разнообразных функций социальной культуры в качестве основных выделяются следующие:

гуманистическая (развитие творческого потенциала человека);

социально-информационная (аккумуляция, хранение и передача социального опыта);

коммуникативная (функция социального общения);

образовательно-воспитательная (социализация личное (5.4), ее приобщение к знаниям и культурному наследию);

регулирующая (ценностно-нормативная регуляция социального поведения);

интегрирующая (объединение людей, развитие у них ч ства общности, поддержание стабильности общества).

В целом социальная культура определяет образ жизни люде дает им необходимые ориентиры для эффективного взаимодй ствия в обществе. По мнению ряда социологов, она содержит| себе систему духовных кодов, некую информационную прогрэ" му, заставляющую людей поступать так, а не иначе, восприни- 82

мать и оценивать происходящее в определенном свете. По об­разному выражению американского социолога Н. Смелзера, со­циальная культура в жизни людей играет ту же роль, какую в животном мире выполняет генетически запрограммированное поведение.

В социологическом изучении культуры выделяют два основ­ных аспекта: культурную статику и культурную динамику. Пер­вая предполагает анализ структуры культуры, вторая — разви­тия культурных процессов.

Рассматривая культуру в виде сложной системы, социологи выделяют в ней исходные, или базисные единицы, получившие название культурных элементов. Культурные элементы бывают двух видов: материальные и нематериальные. Первые образуют материальную культуру, вторые — духовную.

Материальная культура— это все то, в. чем материализуют­ся знания, умения и верования людей (орудия труда, техника, здания, произведения искусства, украшения, предметы культа и т.д.). Духовная культура включает язык, символы, знания, веро­вания, идеалы, ценности, нормы, правила и образцы поведения, традиции, обычаи, обряды и многое другое — все то, что возни­кает в сознании людей и определяет их стиль жизни.

Социально-значимые элементы культуры, переданные после­дующим поколениям, принятые и усвоенные ими, образуют куль­турное наследие. В масштабе всего человечества культурное на­следие выражает культурные универсалии. Это понятие ввел в научный оборот американский социолог и этнограф Дж. Мердок, который выделил более 70 универсалий — общих для всех куль­тур элементов: язык, религию, мифологию, возрастную градацию, календарь, нательные украшения, спорт, игры, гадание, ухажива­ние, сексуальные ограничения, похоронные ритуалы и т.д.

Культурные универсалии не исключают богатого разнообра­зия культур, которое может проявляться буквально во всем — в приветствиях, манере общения, традициях, обычаях, обрядах, в представлениях о прекрасном, в отношении к жизни и смерти. В связи с этим возникает важная социальная проблема: как люди воспринимают и оценивают другие культуры. И здесь социологи выделяют две тенденции: этноцентризм и культурный реляти­визм.

Этноцентризм — это тенденция оценивать другие культуры по критериям своей собственной культуры, с позиции ее превос­ходства. Проявления этой тенденции могут принимать самые 83

различные формы (миссионерская деятельность с целью обра-' тить «варваров» в свою веру, попытки навязать тот или иноЩ «образ жизни» и т.д.). В условиях нестабильности общества, ос--! лабления государственной власти этноцентризм может играть разрушительную роль, порождая ксенофобию и воинствующий,;] национализм. Однако в большинстве случаев этноцентризм про-;






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.