Социальные общности и группы 8 глава ральным нормам данной группы, а делинквентное — абсол» т.к. нарушает абсолютную норму, выраженную в юридических;
конах общества.
Девиантное поведение может иметь индивидуальный з
рактер. Причем индивидуальная девиация в ряде случа трансформируется в коллективную. Распространение по(у дней обычно связано с влиянием криминальной субкультур носителями которой являются деклассированнные слои оби ства. Категории населения, более других предрасположеща совершать девиантные поступки, называют группами риска. 1 таким группам, в частности, относят определенные слоимолодежи. По данным ООН, около 30% всех молодых людей I мире принимают участие в каких-либо противоправных деЯ|
ствиях. ; Я Девиантные поступки и действия отдельного человека изуч ются такими науками, как психология, психиатрия и педагогия Когда же девиантное поведение выступает как массовое соц:
альное явление, оно становится предметом социологии и сои
альной психологии.
Существует немало социологических теорий девиантнов
поведения, среди которых особое место занимает концепод! аномии, разработанная основоположником французской с< циологической школы Э. Дюркгеймом (2.4). В соответстви с этой концепцией массовое девиантное поведение вызыв< ется анемическим состоянием общества, т.е. распадом сущ(| ствующей системы социальных ценностей и норм, регулир| ющих жизнедеятельность людей. В своей работе «Сам<| убийство» Э. Дюркгейм на большом статистическом матер! але показал, что социальная аномия получает наиболып<| распространение в кризисные периоды, когда прежняя це1 ностно-нормативная система разрушается, а новая еще сложилась. В результате подрывается стабильность оби ства, социальные связи становятся неустойчивыми и про воречивыми, появляются различные виды девиантного поведения.
Современную версию социальной аномии разработал американский социолог Р. Мертон, понимавший ее как рассогласоц ние Между общественно значимыми целями и законными ср<| ствами их достижения. На основании соотношения целе^ средств он выделил четыре типа девиантного поведения (1Щ ложения, схема 19): 112
• «инновация» (принятие социально одобряемых целей, но отрицание законных средств их достижения);
• «ритуализм» (отрицание целей данной культуры при безусловном согласии с социально одобряемыми средствами);
• «ретритизм» (отрицание целей и средств как «бегство от действительности»);
• бунт (отказ от существующих целей и средств с одновременной заменой их новыми).
В настоящее время понятие социальной аномии чаще всего используется для характеристики общества переходного типа. Так, современное российское общество, по мнению некоторых социологов, обладает многими чертами социальной аномии. Это находит свое выражение в росте преступности, наркомании, проституции и других видов девиантного поведения.
Среди современных социологических объяснений девиантного поведения следует также отметить теорию «стигматизации» (от греч. 5П§та — клеймо, пятно), авторами которой являются американские социологи Э. Лемерт и Г. Беккер. По их мнению, девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а групповой оценкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установленных норм.
Сторонники этой теории выделяют первичную и вторичную девиацию. При первичной девиации индивид время от времени нарушает некоторые социальные нормы. Однако окружающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя девиантом. Вторичная девиация характеризуется тем, что на человека ставят клеймо «девианта» и начинают с ним обращаться не так, как с обычными людьми. Постепенно он и сам начинает себя считать девиантом. Стигматизированные лица исключаются из процесса социального общения, что способствует усвоению девиантной роли и формированию девиант-ной идентичности.
Если социологи объясняют девиантное поведение преимущественно социальными факторами, то психологи акцентируют внимание на личностных, психических отклонениях и дезорга-низациях. Существуют также теории, связывающие поведение с биологическими особенностями личности, ее генетической предрасположенностью к различным отклонениям. Наконец, сложился целый ряд культурологических концепций девиантного поведения, согласно которым нарушение норм — это резуль- 113
тат усвоения субкультурных ценностей, противостоящих туре большинства членов общества.
Такое разнообразие исследовательских подходов свиде ствует о том, что появление и распространение девиантного пов дения вызывается не какой-либо одной причиной, а совокупно тью условий и факторов как объективного, так и субъективно]
характера.
По мнению специалистов, существование в современно
обществе у части людей девиантного поведения неизбежно Поэтому задача «полного искоренения» девиаций сегодня и ставится. Вместе с тем необходимы меры социального воздеЙ ствия на поведенческие отклонения. И здесь намечаются да основных направления: если в отношении преступного (делив квентного) поведения нужны жесткие запретительные мерк то такие девиации, как алкоголизм, наркомания, суицид, пси хические расстройства и др., требуют организации разных в» дов социальной помощи — открытия кризисных центров, дс мов для бездомных, телефонов доверия и т.д.
5.8. Формы массового поведения и социальные движения
Массовое поведение представляет собой стихийную реаМ цию людей на социальную ситуацию, затрагивающую их инте" ресы. К формам массового поведения относят действия толпы 1 людских масс, панику, погромы, бунты, мятежи и т.д.
Социологические исследования этих вопросов начались разработки теории толпы. Наибольшую известность в данн<^ области получила концепция французского социального псих лога и социолога Г. Лебона (1841—1931). В соответствии с эти концепцией толпа обладает собственной коллективной псих кой, в которой как бы растворяется психика отдельных людей. 1 толпе человек теряет свой индивидуальный облик и начинав вести себя непредсказуемо. Г. Лебон выделил три фактора, о1
ределяющих поведение толпы:
• безликость толпы, порождающую чувство безответст ности и вседозволенности у принимающих участие в колле»
ных действиях;
• склонность к подражанию и восприятию «заразителы эмоций, способствующих сохранению единства социальв массы; 114
• повышенную внушаемость толпы, ее готовность подчиняться фанатичным лидерам, следовать их призывам и лозунгам.
Толпа часто становится объектом манипулирования со стороны экстремистских партий и организаций, которые используют бессознательные иррациональные мотивационные механизмы участников массовых действий. Роль этих механизмов тем больше, чем меньше человек понимает суть происходящих событий. Кроме того, в определенных условиях бессознательно-иррациональные побуждения могут вообще вытеснить все другие формы регуляции поведения. Например, голод и страх способны стать такими психологическими доминантами, которые будут вызывать панику, погромы, массовые волнения, бунты, мятежи, восстания и т.д. '
Несколько иной тип массового поведения представляют социальные движения, под которыми принято понимать коллективные действия, способствующие или препятствующие социальным изменениям.
Социальные движения, как правило, возникают стихийно и отличаются низким уровнем организованности: они не имеют управленческого аппарата, четких уставных требований. Участники социальных движений достаточно автономны в своих решениях и действиях. Совокупность требований к ним определяется целями и ценностями движения и поддерживается лидерами, их моральным авторитетом.
Многообразие социальных движений позволяет их классифицировать по самым различным критериям. По своей направленности социальные движения могут быть прогрессивными и регрессивными. Первые обращены в будущее, содействуют переменам в обществе, формированию новых ценностей, норм, институтов; вторые апеллируют к прошлому, выступают за возврат к старым порядкам, традициям, верованиям (например, монархические движения, разного рода религиозные движения).
По масштабам предполагаемых изменений социальные движения подразделяются на реформистские и революционные. Реформистские социальные движения выступают за постепенное изменение существующей общественной системы и не предусматривают радикального преобразования основных институциональных структур. Революционные социальные движения стремятся к коренной трансформации общества, его политического строя и системы идеологических ценностей. 115
По своим целям и содержанию социальные движениямогдбыть общественно-политическими, профессиональными, экол< гическими, пацифистскими, молодежными, феминистскими, р| лигиозными, национальными, правозащитными, культурно-щ торическими, спортивными и др. Среди них выделяют «старые и «новые» социальные движения. Для «старых» характерны тр диционные социально-экономические требования (наприме рабочие и фермерские движения), для «новых» — постматер альные ценности: экология, уничтожение ядерного оружия, к чество жизни, права личности, культурные проблемы (эколог ческие, пацифистские, правозащитные и др.).
В зависимости от стратегии действия выделяют инстру ментальные и экспрессивные движения. Первые стремято завоевать политическую власть или оказывать на нее давле ние для достижения своих целей (так, экологическое движе ние «зеленых» имеет своих представителей в парламента:
многих европейских стран), вторые добиваются своих прав помощью различных форм эмоциональной экспрессии (на пример, феминистские движения или движения сексуальны:
меньшинств).
Социальные движения различаются и своим уровнем:1|массовые движения с глобальными целями (например, движеч ния за охрану окружающей среды, против ядерных испытаний^ гонки вооружений и т.д.); 2) региональные движения, огранив ченные рамками определенной территории (например, движеэд ние против использования полигона в Семипалатинске); 3) лоЦ кальные движения, преследующие конкретные прагматические цели (например, движение за смещение кого-либо из членов ме$| стной администрации).
В более широком историческом контексте социологи вы деляют утопические движения, направленные на построени совершенного общества. Коммуны английского теоретик утопического социализма Р. Оуэна, фаланги последователе;
французского утописта Ш. Фурье и другие подобные экспе рйменты просуществовали недолгое время и распались из-з внутренних противоречий и конфликтов с внешним окружбЦ нием. Такая же участь, как правило, уготована сегодняшни»! коммунам, пытающимся реализовать альтернативные модели образа жизни.
Таким образом, в современном обществе представлен сам1 широкий спектр социальных движений. Их значение определ 116
ется уникальным вкладом в процесс развития гражданского общества (6.8). Как подчеркивает известный польский социолог П. Штомпка, общество, которое хочет использовать весь свой творческий потенциал, должно не только допускать, но и поощрять социальные движения. Если общество подавляет социальные движения, то оно уничтожает собственный механизм самоулучшения и саморазвития.
5.9. Личность и общество в переходный период
Как свидетельствуют происходящие в России события, глубокая трансформация общества, связанная с переходом от тоталитаризма к демократии, от жестко централизованной системы управления экономикой к рыночным механизмам хозяйствования, предполагает усвоение новых знаний, идей, ценностных идеалов, норм, социальных установок, образцов и моделей поведения. Это ставит перед многими людьми задачи, решение которых не предусматривалось ни прежней системой воспитания и образования, ни всем образом прошлой жизни.
Как показывают социологические и социально-психологические исследования, в условиях советского общества сложился социальный тип личности (Ьото аоуепсиз), набор качеств которой включал среди прочих и такие черты, как двоемыслие, фамилизм (доверие прежде всего к кровнородственным отношениям), неприятие всего нового, плохое знание реальности, неумение представить себя в другой, нетрадиционной роли.
Социальные психологи установили, что в условиях тоталитарной системы в строго контролируемом и регламентируемом распорядке жизни рано или поздно вырабатывается эффект «выученной беспомощности». Суть этого эффекта состоит в том, что человек, неоднократно убеждавшийся в невозможности повлиять на ход событий, вообще отказывается от проявления своей инициативы. Доминирующими чертами характера становятся послушание и исполнительность. Личность чувствует себя более комфортно в ситуации, когда решение не вырабатывается ею самостоятельно, а задается извне, навязывается авторитетом или властными структурами. При этом личность является лишь исполнителем и проводником воли руководящих лиц.
С эффектом «выученной беспомощности» связан и так называемый «пролонгированный инфантилизм», который проявляет- 117
ся в стремлении уклониться от ответственности, переложить е^ на других людей. Неизбежным следствием таких жизненных ус^| тановок является постоянное требование социальной защиты и* надежда не на собственные силы, а на помощь со стороны государства.
По мере развития рыночных отношений в нашей стране стали формироваться новые интересы, ценностные ориентации^ стереотипы поведения. Исследователи отмечают появление та-^ ких психологических феноменов, как «рыночная ориентация» и «личностный рынок». Теперь, чтобы добиться успеха, недоста-3 точно обладать знаниями, талантом, мастерством, искренностью^ и порядочностью. Успех зависит от того, насколько человек уме-;
ет подать себя на рынке, насколько привлекательна его «упаков^ ка», насколько он способен выдержать конкурентную борьбу.1 Это ставит перед личностью ряд проблем, связанных с освоени-' ем новых моделей взаимодействия с кардинально изменившейся»,
социальной средой. ^ Однако значительная часть населения не смогла адаптироваться к новым условиям. У многих россиян возникло ощущение своей социальной уязвимости, незащищенности. Социологические опросы выявили три реакции человека на такую| ситуацию: первая — усиление ориентации на индивидуальную вертикальную мобильность (6.7), на индивидуальное выживание; вторая — усиление группового эгоизма, т.е. стремление реализовать индивидуальные интересы через интересы группе-* вые, причем любыми средствами, от неформальных де| насильственных, криминальных; третья — усиление стихийного! процесса сопоставления собственного положения с положение»^ других, в результате чего возникают различные формы социальЦ
ной зависти и агрессивного поведения. | По мнению ряда исследователей, сегодня в России объе»|
тивно возникает потребность в новом социальном типе лич| ности, который интегрировал бы такие качества, как пре^| приимчивость, инициативность, энергичность, ответствен! ность, профессионализм, компетентность, здоровый риск способность принимать самостоятельные решения и выстра ивать альтернативы жизненного выбора. Такой тип личност может сформироваться прежде всего среди молодого покол< ния, которое в большинстве своем позитивно относится происходящим в стране переменам и активно в них участвует. 118
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. В чем сущность социологического понятия личности?
2. Каковы основные теории развития личности?
3. Какие социальные типы личности выделяют социологи?
4. Что такое социализация личности и каковы основные стадии это-то процесса?
5. Каковы основные функции семьи?
6. В чем сущность социального контроля и каковы его структурные
элементы?
7. Что понимается в социологии под девиантным поведением?
8. Какие факторы определяют поведение толпы?
9. Как можно классифицировать социальные движения?
10. Какие требования предъявляются к личности в условиях рыночных реформ?
Лекция 6. ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА
6.1. Социологическое понятие общества
В социологии существуют различные трактовки поня «общество». Некоторые исследователи рассматривают общест как способ организации социальной жизни, локализованной:
определенной территории. Так, современный американский с циолог Н. Смелзер определяет общество как «объединение Л1 дей, имеющее определенные географические границы, общу законодательную систему и определенную национальную (соц ально-кулыурную) идентичность».
С точки зрения «сетевой» теории, общество представляет о бой совокупность связей (сетей), возникающих в процессе совд ального взаимодействия и коммуникации людей. При этом поа дение личности или группы объясняется как производное с социальных сетей, элементами которых оно выступает.
В теориях «социальных групп» общество интерпретируете как совокупность различных пересекающихся групп, выступаю щих в качестве разновидностей одной доминирующей группы В этом смысле некоторые социологи говорят о «народном обще стве», включающем все группы и общности, существующие | пределах одного определенного^ народа.
Согласно институциональному подходу, общество — это с тема социальных институтов и организаций, в рамках котор осуществляется жизнедеятельность людей. Выделяя наличие I статутов и организаций как главного признака общества, стор< ники этой концепции подчеркивают, что именно они формиру] структуру всевозможных форм коллективной жизни, гарантиру! воспроизводство социальных отношений и устойчивость обд ственного развития.
Некоторые социологи называют ряд конкретных признан общества. Так, американский социолог Э. Шилз считает общ
ством такое объединение людей, которое соответствует слел щим условиям:
• объединение не является частью какой-либо более кр) системы;
• браки заключаются между представителями данного ' динения;
• пополнение объединения происходит главным обр благодаря деторождению; 120
• объединение имеет собственную территорию;
• у объединения есть свое название и своя история;
• объединение обладает собственной системой управления;
• объединение существует дольше средней продолжительности жизни человека;
• объединение скрепляет общая система культурных норм, образцов и ценностей.
В современной отечественной социологии общество часто определяется как исторически сложившаяся относительно устойчивая система социальных связей и отношений больших и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д. (гражданское общество), основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.
Несмотря на существенные различия, рассмотренные теории и концептуальные подходы содержат общие положения, позволяющие выделить ряд устойчивых характеристик современного общества. Прежде всего, это—универсальность общества, его всеобъемлющий, разносторонний характер. Общество охватывает все многообразие социальных связей и отношений, всю совокупность социальных групп, институтов
и общностей, сложившихся в границах определенного территориального пространства.
1 Благодаря своей универсальности общество может создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставлять широкие возможности дляих самоутверждения и самореализации. Только в обществе человек может заниматься профессиональной деятельностью, приобретать необходимые навыки, знакомиться с достижениями культуры и науки, развивать свои личностные качества.
Вторая важная характеристика общества — автономность, способность существовать самостоятельно, что достигается за счет высокого уровня внутренней саморегуляции, обеспечивающей поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений. Только в обществе складываются механизмы контроля и регуляции всей совокупности социальных связей. Это выражается в создании °собых институтов (прежде всего, государства и его органов
Управления), обеспечивающих координацию различных сфер *изни общества. 121
Наконец, третья сущностная характеристика общества — | тегративность, которая проявляется в том, что ему удае1 включать индивидов в единый контекст социальной жизни, I буждать их воспроизводить в своих действиях сложнейпг структуру общественных отношений. В то же время общест обладает внутренними механизмами не только поддержания ] нее сложившихся структур, но и включения в сложившун ткань взаимосвязей новых социальных образований, создав? мых людьми в практической деятельности.
Таким образом, общество — это необычайно сложный 1 организации совместной деятельности людей. Оно включав себя все многообразие устойчивых социальных взаимодейств все институты и общности, локализованные в рамках конкреп государственно-территориальных границ. Общество обладает т| кими механизмами саморегуляции, которые позволяют емупо|держивать свою целостность, интегрировать социальные груп и подчинять своей логике поведение людей, побуждая их восп изводить в своих действиях единую ткань социальной жизни.
6.2. Типология общества
Структурная сложность общества предполагает разнообра способов его классификации. Устойчивым в социологии явлз ся деление общества на традиционное и индустриальное (са менное). В разработку этих понятий значительный вклад внес! немецкий социолог Ф. Теннис, французский социолог Р. Аре американский экономист и социолог У. Ростоу.
Традиционным считается общество с натуральным сельс хозяйственным укладом, примитивным ремесленным произв ством, неразвитым разделением труда, малоподвижной сосл но-корпоративной структурой, иерархической системой вла< с основанным на традициях, обычаях и религиозных верова! способом социокультурной регуляции. В сегодняшнем запгщ понимании — это примитивное отсталое общество, котор присущи низкие темпы развития производства, большая ив ность, невосприимчивость к нововведениям.
В отличие от традиционного, общество индустриальв типа характеризуется ростом промышленности, радикалы изменением методов производства, гибкостью социал] структур и форм организации социальной жизни. Можно лить следующие черты индустриального общества: 122
• развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;
• механизация и автоматизация производства и управления;
• массовое производство товаров на широкий рынок;
• высокая развитость средств транспорта и коммуникаций;
• рост урбанизации и социальной мобильности;
• увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;
• формирование гражданского общества (6.5).
Получившая наибольшее распространение в период 60-х гг. XX в. теория индустриального общества в 70-е гг. дополняется концепцией постиндустриального общества, разработанной в американской (Д. Белл, А. Тоффлер) и западноевропейской (А. Турен, Ж. Фурастье) социологии.
Возникновение постиндустриального общества исследователи связывают с рядом важных экономических и социальных изменений, происходящих в наиболее развитых странах. Существо этих изменений сводится к следующему:
у резкое возрастание роли знания и информации, появление и развитие «интеллектуальных технологий», позволивших преобразовывать профессиональную деятельность человека, его быт и досуг;
^ смена доминантных секторов экономики: вместо индустриального сектора главным становится обслуживание, охватывающее сферы деятельности, непосредственно не связанные с производством, — торговлю, финансы, медицину, транспорт, науку, образование, отдых и т.д.;
^ изменение социальной структуры общества, увеличение тех слоев и групп, которые заняты интеллектуальным трудом;
^ сдвиги в системе социокультурных потребностей населения, возникновение ориентации на постматериальные ценности, связанные с охраной окружающей среды и повышением качества жизни.
Типология, основанная на концепциях традиционного, индустриального и постиндустриального общества, в целом не выходит за рамки социального эволюционизма. Принципиально иной подход к типологии общества сложился в русле марксистской традиции. Основанием здесь служили два главных критерия; способ производства и форма собственности. В соответствии с ними выделялись пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодаль- 123
ная, капиталистическая и коммунистическая. Переход от формации к другой должен осуществляться в результате альной революции, которая выступает как разрешение кон(] та между ростом производительных сил общества и устарев
системой производственных отношений.
Рассмотренные теории и концепции не исчерпывают мног разия типологии обществ. Некоторые социологи классифишп общества по основному способу добывания средств к сущее нию, различая: 1) общества, живущие охотой и собиратель 2) общества, существующие за счет примитивного земледе разведения скота; 3) аграрные общества; 4) промышленные общества. ,
Многие исследователи подразделяют общества по политическим критериям на тоталитарные (полное подчинение ' щества и личности власти, всеобъемлющий контроль за граж нами со стороны государства), авторитарные (неограничен власть одного лица или группы лиц над гражданами при сох нении автономии личности и общества во внеполитичесв сферах) и демократические (контроль гражданского общее над властью). , В научной литературе встречается также деление обществ на простые и сложные, дописьменные и письменные, открытые закрытые, стабильные и нестабильные, переходные и устойч вые и т.д. Типология общества может быть проведена по рел гиозным признакам (христианское или мусульманское оби ство), по этническому составу населения (мононационально^ многонациональное общество), по степени распространен языка общения (англоязычное, франкоязычное, русскоязычн
общества и т.п.).
Выбор той или иной классификации во многом определяе
тем, в каком ракурсе, под каким углом зрения и с какой стор( конкретно изучается общество как сложное структурное обра
вание.
6.3. Социальная система и социальная структура
Под социальной системой понимается целостное образе ние, состоящее из функционально взаимосвязанных и взаия действующих элементов (индивидов, групп, организаций, I статутов, общностей). Социальная система — понятие бод широкое, чем социальная структура. Если социальная система — это способ организации взаимодействия всех составляющих ее элементов, то социальная структура выступает как совокупность наиболее устойчивых элементов и их связей, обеспечивающих воспроизводство и функционирование всей системы. Иными словами, социальная структура образует основу, каркас
социальной системы.
Общество как глобальная социальная система представляет собой сложное целостное образование, включающее ряд подсистем, несущих самостоятельную функциональную нагрузку. Выделяют преимущественно следующие основные подсистемы общества: экономическую, политическую, социальную и духовную (социокультурную).
Экономическая подсистема регулирует отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Она призвана решать три взаимосвязанных вопроса: 1) что производить (какие товары и услуги); 2) как производить (на основе какой технологии и с помощью каких ресурсов); 3) для кого производить (кому предназначены эти товары и услуги). Главная функция экономической подсистемы — адаптация к изменяющимся условиям природной среды и удовлетворение материальных потребностей и интересов членов общества. Чем выше уровень экономической организации общества, тем выше степень его адаптации, а следовательно, и эффективности функционирования, что наглядно демонстрируют сегодня наиболее развитые индустриальные
страны.
Политическая подсистема регулирует отношения, связанные
с установлением, организацией, функционированием и изменением публичной власти. Основными элементами политической подсистемы являются государство, правовые институты (суд, прокуратура, арбитраж и т.д.), политические партии и движения, общественно-политические ассоциации и объединения и т.д. В ее состав также входят ценностно-нормативные структуры, регулирующие взаимодействия политических субъектов, и средства массовой информации, обеспечивающие взаимосвязь между государством и гражданским обществом. Главная функция политической подсистемы сводится к обеспечению социального порядка, стабильности и интеграции общества, его мобилизации на решение жизненно важных задач и проблем.
Социальная подсистема регулирует взаимодействия различных групп и общностей по поводу социальных условий их жиз- 125
недеятельности. Социальная сфера в самом широком смыс это совокупность организаций и институтов, отвечающи благосостояние всего населения (общественное питание, з воохранение, пассажирский транспорт, коммунальное и быт обслуживание и т.д.). Социальная сфера на узком уровне пс зумевает только учреждения социальной защиты и социаль обеспечения, которые охватывают одни социально уязви слои населения (пенсионеров, безработных, инвалидов, бездетных и т.д.).
Духовная (социокультурная) подсистема направляет тельность по созданию, развитию и освоению культурных, < ховно-нравственных ценностей, определяющих сознание и ' ведение человека. К основным структурным элемет духовной сферы относят науку, образование, воспитание, 1 раль, литературу, искусство, религию. Главные функции э-подсистемы — социализация личности, образование и воеЦ тание молодого поколения, развитие науки и культуры, г' производство социокультурной среды жизнедеятельности дей, обогащение их духовного мира.
|