Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Социальные общности и группы 2 глава

Выдвинув на первый план изучение структуры общества и функций ее элементов. Спенсер заложил основы структурно^ функционального метода, получившего в дальнейшем широкое распространение в социологии. Именно э'тим и определяется^ прежде всего, его заслуга в развитии социологической мысли. .

2.4. Социологические воззрения Э. Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм (1858—1917)— основатель французско! социологической школы, автор классических трудов по еоцио логии «О разделении общественного труда», «Правила социоло гического метода», «Самоубийство» и др. Особенно больше» внимание ученый уделял изучению проблем предмета и метод. социологии, структуры общества и функциональной роли е элементов, вопросов социального порядка и социальной дезор ганизации. Дюркгейм многое сделал для институционализацив 28

социологической науки. Он создал первую во Франции кафедру социологии, руководил изданием журнала «Социологический ежегодник», вокруг которого сложилось влиятельное научное направление — французская социологическая школа.

Научные взгляды Дюркгейма нередко определяют одним словом — «социологизм», поскольку предложенный им подход к изучению общества отличался исключительно социологичес­ким характером, когда на первый план выдвигалась задача ис­следования особой социальной реальности, анализом которой не занималась ни одна из существующих наук.

Предметом социологии Дюркгейм считал образующие эту реальность социальные факты, подразделяя их на «морфологи­ческие» и духовные. К первым он относил плотность населения, наличие путей сообщения, характер поселений и т.д. («матери­альный субстрат» общества), ко вторым — традиции, обычаи, религию, мораль, законы, моду и др. («коллективное сознание» общества). Впоследствии Дюркгейм дополнил это истолкование предмета социологии еще одним, определив социологию как на­уку об институтах, их возникновении .и функционировании.



В соответствии с пониманием предмета и задач социологии Дюркгейм определял и структуру социологического знания. В целом он делил социологию на три основные части: соци­альную морфологию, социальную физиологию и общую социо­логию.

Социальная морфология аналогична анатомии: она исследует «субстрат» общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучение, во-первых, природных условий жизни людей; во-вторых, народонаселения, его объема, плотности, рас­пределения по территории. Социальная физиология исследует «жизненные проявления общества» и включает в себя ряд част­ных социологических теорий: социологию религии, социологию морали, социологию права, экономическую социологию и др. Общая социология осуществляет теоретический синтез и уста­навливает наиболее общие социальные законы.

Основные методологические принципы социологии Дюрк­гейма были изложены в его работе «Правила социологического метода». В качестве главных среди них можно выделить следу­ющие:

• принцип эмпиризма и объективизма в изучении соци­альных явлений («социальные факты нужно рассматривать как вещи»); 29

• признание специфичности и автономности социальной реальноста;

• приоритет социальной реальности над индивидуальной, еел решающая роль в детерминации сознания и поведения индивида.

• Эти принципы позволили Дюркгейму сформулировать некоторые положения функционального подхода к изучению соци« альных явлений. Чтобы объяснить социальный факт, отмечадД Дюркгейм, необходимо выявить его функцию в создании сошмн ального порядка. Анализ социальной роли, социальной функци^ того или иного"" явления он считал главной задачей социологии.!

Изучая различные аспекты социальной жизни людей, Дюрй гейм постоянно обращался к вопросам: что побуждает индиви­дов сплачиваться, каковы те связи, которыеих объединяют. Пей этому центральной темой его научного творчества стала проблем^ социальной солидарности.

• В трактовке Дюркгейма солидарность выступает как высшие

моральный принцип, высшая моральная ценность. По существом солидарность определяет общественное состояние, социальньпД порядок общества. Дюркгейм выделял два типа социальной со лидарности: механическую и органическую. Первая предполага ет сходство индивидов, тождественность исполняемых ими ф^ кций, неразвитость личностных качеств; вторая — самост тельность индивидов, развитость их как личностей, разделе!

между ними функций в обществе.

Механическая солидарность присуща простым, архаичн обществам, где коллектив поглощает индивида, а наличие репрессивного права свидетельствует о подавлении личности и го подстве коллективного сознания (в основном религиозного Органическая солидарность свойственна сложным, развиты:

обществам и основывается на всеобщем разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи дивидов. При этом прежнее архаичное коллективное сознай уступает место новому коллективному сознанию, которое в< более принимает светский, рационалистический характер. Репрессивное право постепенно заменяется «реституционным» пр вом, ориентированным на перевоспитание нарушителей закон

Переход от механической к органической солидарное Дюркгейм рассматривал как общественный прогресс, глав» фактором которого выступает разделение труда. В разделении труда, понимаемом как единство профессиональной специал 30

зации и кооперации, Дюркгейм видел фактор сплочения людей и преодоления центробежных тенденций. Разделение труда вы­нуждает людей обмениваться продуктами своей деятельности, совершенствовать свои профессиональные навыки и, следова­тельно, развивать свои личностные качества. В конечном счете, этот процесс открывает простор для расширения всех сфер «со­циального бытия».

Однако со временем Дюркгейм был вынужден признать, что и в сложных обществах, основанных на разделении труда, встречаются всевозможные социальные патологии, связанные с потерей органической солидарности. Изучая эти явления, он разработал теорию социальной аномии, которая давала научное объяснение процессам социальной дезорганизации.

Под термином «аномия» (буквально «беззаконие») Дюркгейм понимал отсутствие четкой системы социальных ценностей и норм, регулирующих поведение людей. Подобное явление ха­рактерно для переходных и кризисных периодов жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились.

Развернутое обоснование концепция социальной аномии по­лучила в фундаментальной работе Дюркгейма «Самоубийство», где на большом статистическом материале прослеживалась ди­намика самоубийств в европейских странах в зависимости от различных социальных факторов. В данном произведении Дюр­кгейму удалось органично соединить эмпирическое и теорети­ческое в социологическом исследовании.

Дюркгейм внес крупный вклад в развитие социологической мысли. Он заложил основы функционального подхода к изуче­нию общества, разработал не только общую теорию и методо­логию социологического исследования, но и его конкретные ме­тоды, правила и процедуры. Введенный им в научный оборот термин «аномия» позволяет дать объяснение дефектов соци­альных норм и причин отклоняющегося поведения.

2.5. «Понимающая» социология М. Вебера

Макс Вебер (1864—1920)— выдающийся немецкий социо­лог, экономист, историк, создатель «понимающей» социологии и теории социального действия. Свои научные взгляды Вебер из­ложил в работах «Протестантская этика и дух капитализма», «Основные социологические понятия», «О некоторых категори- 31

ях понимающей социологии», «Хозяйственная этика мировых

религий» и др.

Свою социологию Вебер называл «понимающей», поскольку она призвана раскрыть смысл поведения людей, «понять» I «причинно объяснить» их социальные действия. Именно соци альное действие индивида Вебер выводил в качестве предмета социологии. Только на основе анализа социальных действий ин давидов, подчеркивал он, могут быть глубоко осмыслены таки сложные понятия, как «общество», «государство», «народ» и др

Разрабатывая теорию социального действия, Вебер использо вал введенноеим понятие «идеальный тип», ставшее централь ным в его методологии. «Идеальный тип» — это мыслительная логическая конструкция, с помощью которой исследователь дол жен изучать явления (через определение степени отклонена этих явлений от данного «идеального типа»).

Вебер выделил четыре «идеальных типа» социального дей ствия: целерациональное, ценностно-рациональное, традициог

ное и аффективное:

целерациональное действие — действие, предполагающ! ясное осознание цели, соотнесенной с рационально осмысле ными средствами ее достижения. Целерационально действу тот индивид, отмечал Вебер, чье поведение ориентировано ] цель, средства и учитывает возможные побочные результаты. качестве типичного примера такого действия может служит экономическое поведение предпринимателя. •

ценностно-рациональное действие — действие, ориентиД рованное на определенные ценности (нравственные, религиозд ные, эстетические и др.), принятые индивидом. Как отмечал Вед бер, ценностно-рационально действует тот индивид, кто, в считаясь с возможными последствиями, поступает в соотве" ствии со своими убеждениями и выполняет то, что требует < него долг, достоинство, религиозные предписания и т.д.

традиционное действие—действие, формируемое на оси ве подражания тем или иным социальным образцам поведени закрепленным в культурной традиции и не подлежащим крипв ческой оценке. Традиционное действие диктуется привычкам^ обычаями, верованиями. Значимость этого типа действия опред^ ляется тем, что к нему относится большая часть повседневно"^ поведения людей, в котором важную роль играют привычки.

аффективное действие — действие, которое обусловле! эмоциональным состоянием индивида. Главное в таком де 32

ствии — стремление к немедленному удовлетворению страсти, жажды мести, влечения и т.д. Такое действие находится «на гра­нице» осмысленного человеческого поведения.

Вебер считал, что по степени распространения того или ино­го типа социального действия можно судить о характере и уров­не развития всего общества. Так, он отмечал, что в архаичных, примитивных обществах преобладают аффективные и традици­онные действия, а в индустриальных, высокоорганизованных обществах — ценностно-рациональные и особенно целерацио-нальные действия.

Весь исторический процесс представлялся Веберу как расту­щая рационализация всех сторон общественной жизни. В его трактовке — это результат воздействия нескольких феноменов, несших в себе рациональное начало, а именно античной на­уки, особенно математики, дополненной в эпоху Возрождения экспериментом и техникой; рационального римского права, по­лучившего на европейской почве свое дальнейшее развитие; ра­ционального способа ведения хозяйства, возникшего благодаря отделению рабочей силы от средств производства.

Наиболее последовательное воплощение принцип рацио­нальности, по Веберу, находит в правовом государстве, функци­онирование которого основывается на рациональном взаимодей­ствии граждан и строгом соблюдении законности.

Изучение рациональности как ведущей тенденции западно­европейского капитализма стало главной темой веберовской ра­боты «Протестантская этика и дух капитализма». В ней Вебер показал, что возникновение капитализма в Европе имело не только социально-экономические, но и духовные предпосылки. Особенно важную роль сыграла протестантская религиозная этика, основные принципы которой (трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость и т.д.) во многом способствовали раз­витию предпринимательства и «духа капитализма».

Значителен вклад Вебера в разработку проблем политичес­кой социологии, в частности, типизации политического господ­ства. Опираясь на свою концепцию социального действия, он выделил три типа легитимного (признанного) господства: ле­гальное, традиционное и харизматическое. Первый тип, которо­му соответствует целерациональное действие, предполагает под­чинение закону, а не личности; второй тип, основанный на традиционном действии, обусловлен обычаями, традициями, «привычкой к определенному поведению»; третий тип базирует- 33

ся на вере в необыкновенный дар (харизма— от греческой «божественный дар») носителя власти и связан с аффективным! действиями.

Заслуживает также внимания идея Вебера о плебисцитарно» демократии, дающей возможность всенародного избрания поли тического лидера (президента), который мог бы от имени народ! направлять деятельность бюрократического государственног( аппарата в интересах народных масс.

Важное место в научном творчестве Вебера занимает социо логия религии, главную задачу которой он видел в выявленм смысла религиозных действий. Анализ мировых религий приве:

исследователя к выводу, что существует определенная взаимо­связь между господствующей в обществе религиозной моральк и экономическим поведением, а религиозно-этические установ' ки оказывают влияние на характер и методы хозяйственной деж тельности.

Вебер внес крупный вклад в разработку практически есев отраслей социологического знания. Его идеи, методологически!^ принципы, связанные с «пониманием» социального действия^Л построением «идеальных типов», сравнительной характерисД тикой разных систем, оказали большое воздействие на разви^Я тие теоретической мысли и стимулировали появление новьи^Л направлений в мировой социологии XX в.

2.6. Социологическая теория марксизма

Особое место в истории социологической мысли занима' учение Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха ЭнгельсЛ (1820—1895), основой которого служило диалектико-материалид стическое понимание исторического процесса. Вычленение собД ственно социологического аспекта марксизма представляет из-Я вестную сложность, ибо труды этих мыслителей, как правилод имеют междисциплинарный характер и содержат немало идеоД логических и оценочных суждений. Вместе с тем некоторые иЯ работы (например, «Анкета для рабочих» К. Маркса, «Положед ние рабочего класса в Англии» Ф. Энгельса) опираются на больд шой эмпирический материал и, по сути, являются социологи;

ческими исследованиями. Так, в «Анкете для рабочих» цащ разработка почти сотни вопросов, касающихся оплаты труд;

продолжительности рабочего времени, условий и охраны труд бюджета семьи и т.д. В целом же в марксизме преобладала раз- 34

работка общетеоретической социологии. В той или иной степе­ни это нашло отражение в главных трудах Маркса и Энгельса («Немецкая идеология», «Нищета философии», «Критика поли­тической экономии», «Капитал» и др.).

Несмотря на философскую и идеологическую ориентацию марксистской теории общества, следует признать, что она, бе­зусловно, содержала немало ценных идей, обогативших обще­ственную мысль XIX в. Наиболее существенные положения со­циологической теории марксизма сводятся к следующему:

• понимание общества как социальной системы, включаю­щей ряд подсистем (экономическую, политическую, правовую, моральную и др.) при определяющей роли в конечном счете эко­номической. При этом способ производства рассматривается как системообразующий компонент социальной системы, определя­ющий ее качественную характеристику;

• интерпретация социальной истории как естественно-исто­рического процесса, основанного на последовательной, поступа­тельной и закономерной смене общественно-экономических формаций — первобытно-общинной, рабовладельческой, фео­дальной, капиталистической и коммунистической. Каждая из них отличается присущим ей способом производства и прежде всего системой производственно-экономических отношений. Этим в конечном счете определяются особенности социальной структуры, политической системы и духовной жизни общества каждой формации;

• обоснование диалектического взаимодействия обществен­ного бытия и общественного сознания. Последнее выступает как отражение социальной практики людей, различных видовихсовместной деятельности. Тем самым объясняется природа, сущность и содержание общественного сознания;

• объяснение социального конфликта в качестве источника общественного прогресса, поступательного развития общества. В марксистской интерпретации социальный конфликт — это не временное или локальное явление, а постоянный и органичес­кий компонент общественной жизни. Показав положительную роль конфликтов в жизни общества, Маркс и Энгельс, по сути,

заложили основы конфликтологического направления в социо­логии;

• в рамках социологической теории марксизма возникла ОДна из первых концепций социальной стратификации (6.4). Вы­делив в качестве главного фактора социальной дифференциации 35

собственность на средства производства, Маркс и Энгельс пред­ставили социальную структуру общества как систему отноше­ний между экономическими классами;

• важное методологическое значение имело марксистское положение о личности как носителе общественных отношений. Маркс и Энгельс показали, что личность:— это не только объект воздействия социальной среды, но и активный субъект ее преобразования. Изучая механизм взаимодействия личности и общества, они раскрыли его исторически обусловленный харак­тер.

Отмечая роль марксизма в развитии социологической мысли, нельзя в то же время не указать его слабые стороны. Среди не­достатков марксистской теории многие социологи прежде всего выделяют присущий, ей экономический детерминизм, который привел к игнорированию роли культурных и духовных факторов в жизни общества. К существенным недостаткам марксизма от­носят также преувеличение значения классовой борьбы, рево­люционного насилия в истории, недооценку реформ, механиз­мов социальной интеграции, поиска согласия в обществе.

Не подтвердились на практике и многие прогнозы марксист­ской социологии, в частности утверждение о неизбежности все­мирной победы социализма в обозримом будущем, о неуклон­ном росте численности пролетариата и возрастании его революционной роли, об усилении абсолютного и относитель­ного обнищания трудящихся при капитализме, о сокращении средних слоев населения и др.

Таким образом, в социологической теории марксизма необ­ходимо отделять научное знание от различных идеологизиро­ванных и политизированных положений. Многие ценные идеи Маркса и Энгельса питали научное творчество таких крупных социологов, как М. Вебер и Э. Дюркгейм. Марксизм оказал зна­чительное влияние на развитие целого ряда школ и направлений современной социологии.

2.7. Социологическая мысль в России

Становление социологии как самостоятельной науки начинается в России со второй половины XIX в., когда в условиях по­реформенного развития страны заметно возрос интерес к социальным и духовным проблемам жизни общества, к вопросам;

справедливости и общественного прогресса. В развитии социо- 36логической мысли в дореволюционной России можно выделить три этапа: с начала 60-х гг. до 1890 г.; с 90-х гг. до начала XX в.; с начала XX в. до 1917 г.

Первый этап был связан с возникновением целого ряда со­циологических школ и направлений, большинство которых сло­жилось под влиянием позитивистской социологии О. Конта (2.8.). В позитивизме российских социологов привлекало стрем­ление к научному методу, синтезу знаний, изучению всеобщих социальных законов. Однако увлечение им не было простым за­имствованием. Напротив, российские социологи никогда не были ортодоксальными позитивистами и относились к идеям О. Конта достаточно критично.

Наиболее полное развитие позитивистский подход получил в научном творчестве М.М. Ковалевского (1851—1916)— извест­ного историка, этнографа и социолога. Он одним из первых применил сравнительно-исторический метод в социологии, с помощью которого исследовал генезис различных социальных явлений, анализировал их «эмбриональные» формы. Этот кон­цептуальный подход Ковалевский называл «генетической социо­логией», с позиций которой он рассматривал, в частности, про­исхождение семьи, собственности и государства.

В русле позитивизма развивалась и «натуралистическая» школа, в рамках которой возникло несколько течений и направ­лений социологической мысли. Среди них большой самобытно­стью отличалась концепция географического детерминизма, раз­работанная крупным географом и социологом Л.И. Мечниковым (1838—1888). Решающую роль в развитии общества этот уче­ный отводил влиянию гидрологического фактора (рек, морей, океанов). Его теория содержала немало ценных идей, относя­щихся к пониманию механизма взаимодействия природы и об­щества.

В лоне «натуралистической» школы сформировалось также «социал-органическое» направление, которое развивалось под сильным влиянием социологических взглядов Г. Спенсера (2.9). Однако наиболее авторитетным представителям этого направле­ния— А.Я Стронину (1826—1889) и П.Ф. Лилиенфельду (1829—1903) — удалось выйти за рамки классических аналогий между обществом и организмом. Так, Стронин стремился уста­новить специфические законы функционирования «социального тела», которые он усматривал в проявлении в общественной жизни особых социологических и политических, законов. 37

Особенно заметную роль на первом этапе развития социоло­гии в России играла «этико-субъективная» школа, наиболее яр­кими представителями которой были видные публицисты, идео­логи народничества П.Л. Лавров (1823—1900) и Н.К. Ми­хайловский (1842—1904). Эти мыслители, критикуя натурализм и биологизаторство в социологии, считали, что объективное^ изучение общественных явлений должно сочетаться с их субъективной оценкой, основанной на принципах этики и соци­альной справедливости. В центре их научных интересов находи­лись вопросы общественного прогресса и социального идеала. В качестве ведущей силы общественного прогресса Лавров и Михайловский рассматривали «критически мыслящую лич­ность», которая в их трактовке выступала как творец истории и одновременно как носитель нравственного идеала.

Главная задача социологии 'как науки, по мнению Лаврова и Михайловского, состоит в том, чтобы раскрыть гуманистичес­кое содержание общественного прогресса и соотнести его с по­требностями развития личности. Сущность прогресса они виде-;

ли в росте социальной солидарности и сознательности' личности, в смене застывших социокультурных форм гибкими, динамичными структурами и отношениями, отвечающими общественному идеалу.

К «этико-субъективной» школе тесно примыкает психологи­ческое направление, представленное, прежде всего, известным историком и социологом Н.И. Кареевым (1850—1931). Предме­том изучения социологии он считал духовное взаимодействие людей как определяющий фактор социальной жизни. В своей;

теории «исторического прогресса» Кареев проводил различие между «эволюцией» как объективным процессом и «прогрес-' сом» как процессом, измеряемым мерой свободы и развития! личности. Ему принадлежит несомненная заслуга в обоснова­нии степени свободы личности как высшего критерия социаль-. ного прогресса.

На втором этапе (1890 г. — началоXX в.) начинается про­цесс институционализации социологии, которая проникает в ака­демическую среду и все более положительно оценивается в науч-| ных и общественных кругах. Предпринимаются отдельные;! попытки преподавать социологию как учебную дисциплину. Од-ЗД нако намерения открыть кафедры или факультеты социологии ней получают поддержки правящих кругов. Нет и специальных соци-Д ологических изданий. Тем не менее, количество публикаций под 38

социологии продолжает расти. Переводятся и издаются практи­чески все работы наиболее известных западных социологов.

В тот же период возникают новые направления в социоло­гии, среди которых наиболее влиятельным становится социоло­гическая школа права. Представители этой школы — известные правоведы и социологи Н.М. Коркунов (1853—1904), С.А. Му­ромцев (1850—1910), П.И. Новгородцев (1866—1924) и др.— выступали с резкой критикой позитивизма и стремились дать нормативистское, нравственно-правовое обоснование обще­ственной жизни. Заслуга этих исследователей состояла в том, что им удалось глубоко разработать ряд гносеологических и ме­тодологических проблем социологического познания.

К концу второго этапа российская социология выходит на международную арену. Российские социологи активно участву­ют в работе Международного института социологии, а М.М. Ко­валевский и П.Ф. Лилиенфельд избирались его .президентами. В то же время наметились сдвиги и в процессе институционализа­ции российской социологии. Благодаря усилиям М.М. Ковалевс­кого в 1908 г. была открыта первая в России кафедра социологии при частном Психоневрологическом институте в Петербурге. Ка­федра провела большую работу по организации преподавания со­циологии, осуществила четыре выпуска сборника «Новые идеи в социологии».

Третий этап (начало XX в. — 1917 г.) развития российской социологии отличен признанием ее в качестве объективной на­уки и ростом интереса к проведению широких эмпирических социологических исследований. Ведущей ориентацией социоло­гической мысли на этом этапе становится неопозитивизм, наи­более известными представителями которого были КМ. Тахта-рев (1857—1925) и П.А. Сорокин (1889—1968).

Среди российских социологов К.М. Тахтарев одним из пер­вых обратил внимание на важность использования в социологии эмпирических методов — наблюдения, эксперимента и социаль­но-статистического измерения. Он постоянно подчеркивал, что без математики социология не может стать точной и объектив­ной наукой. Отсюда его стремление переориентировать социо­логию на изучение функциональных, а не эволюционных законов, ибо установление последних не опирается на математические ме­тоды верификации знания.

Наиболее развернутое обоснование неопозитивистская кон­цепция получила в работах П.А. Сорокина, который сформули- 39

ровал пять «основных и руководящих принципов» социолог ческого подхода: 1) социология как наука должна строиться п4 типу естественных наук; 2) социология должна изучать мир та| ким, каков он есть; 3) социология должна быть «объекгивно1| дисциплиной», т.е. изучать реальные взаимодействия людей, до ступные эмпирическому измерению; 4) поскольку социолог стремится быть опытной и точной наукой, она должна отказа" ся от «философствования» в смысле создания умозрительнь систем; 5) разрыв с философствованием означает и разрыв идеей монизма, т.е. сведения любого явления к одному какому нибудь началу.

Итогом российского периода творчества П.А. Сорокина (1 1922 г. он был выслан из России) является двухтомная «Система социологии». Высказанные здесь идеи о критериях социальное стратификации (6.4), вертикальной и горизонтальной мобильно ста (6.7), методологии изучения социальных групп и социал! ной структуры общества стали исходными для тех теорий и кон цепций, которые принесли их автору всемирную известность.

Научная и организационная деятельность П.А. Сорокина I многом способствовала ускорению процесса институционализ ции социологической науки. При его активном участии создае ся первое в стране социологическое общество, образуются к федры социологии в Петроградском и Ярославском универсв тетах, учреждается ученая степень по социологии.

Процесс институционализации социологии по инерции должился и в первые годы советской власти: в 1920 г. в Пе градском университете был открыт первый в стране социолог ческий факультет, который возглавил П.А. Сорокин. Однако :

дальнейшем социология была объявлена буржуазной наукой 1 научные исследования в этой области были запрещены.

Таким образом, социология в дореволюционной России раз вивалась как часть общемировой социологической мысли. Ис пытывая влияние различных течений западной социологии, ов вместе с тем выдвинула немало собственных теорий и концеп ций, отразивших своеобразие развития российского общества.

Возрождение социологической науки в нашей стране начин;

ется в конце 1950-х— начале 1960-х гг. в связи с либерализацие политического режима. В 1969 г. был создан Институт конкреч ных социальных исследований (ныне — Институт социологии).' 1974 г. стал издаваться журнал «Социологические исследова;

появились социологические службы на предприятиях. Последую 40

щее интенсивное развитие социологии связано с кардинальными переменами в жизни страны начиная с середины 80-х гг. В 1987 г. был создан Всесоюзный центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), а также ряд независимых социологических служб. Опросы населения по самым разным вопросам, практическое ис­пользование социологической информации стали распространен­ным явлением. Социология вошла в структуру высшего образова­ния, стала преподаваться в качестве учебной дисциплины. Открылись широкие возможности для интеграции российской со­циологии в мировое научное сообщество.'

Значительный вклад в развитие современной социологичес­кой мысли вносят известные отечественные социологи: И.В. Бе­стужев-Лада, Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыслов, Ю.А. Левада, Г.В. Осипов, В.А. Ядов и др.

2.8. Основные направления современной социологии

Современная социология отличается необычайным разнообра­зием научных школ и направлений. Все они могут быть разделены на две большие группы: макросоииологические теории и микросо­циологические теории. Среди первых наиболее влиятельными яв­ляются структурный функционализм и теория социального конф­ликта.

Концептуально-теоретические основы структурного функцио­нализма разработал видный американский социолог Толкотт Пирсоне (1902—1979), предложивший рассматривать общество как целостную систему, состоящую из функционально взаимо­связанных элементов. В качестве таких элементов могут высту­пать индивиды, группы, коллективы и другие общности, внутри которых и между которыми устанавливаются функциональные отношения. Характер этих связей и отношений позволял пост­роить более или менее полную картину общества. Естественно, при таком подходе менялось и представление о предмете социо­логии, который полностью сводился к выявлению социальных связей и взаимосвязей.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.