Социальные общности и группы 2 глава Выдвинув на первый план изучение структуры общества и функций ее элементов. Спенсер заложил основы структурно^ функционального метода, получившего в дальнейшем широкое распространение в социологии. Именно э'тим и определяется^ прежде всего, его заслуга в развитии социологической мысли. .
2.4. Социологические воззрения Э. Дюркгейма
Эмиль Дюркгейм (1858—1917)— основатель французско! социологической школы, автор классических трудов по еоцио логии «О разделении общественного труда», «Правила социоло гического метода», «Самоубийство» и др. Особенно больше» внимание ученый уделял изучению проблем предмета и метод. социологии, структуры общества и функциональной роли е элементов, вопросов социального порядка и социальной дезор ганизации. Дюркгейм многое сделал для институционализацив 28
социологической науки. Он создал первую во Франции кафедру социологии, руководил изданием журнала «Социологический ежегодник», вокруг которого сложилось влиятельное научное направление — французская социологическая школа.
Научные взгляды Дюркгейма нередко определяют одним словом — «социологизм», поскольку предложенный им подход к изучению общества отличался исключительно социологическим характером, когда на первый план выдвигалась задача исследования особой социальной реальности, анализом которой не занималась ни одна из существующих наук.
Предметом социологии Дюркгейм считал образующие эту реальность социальные факты, подразделяя их на «морфологические» и духовные. К первым он относил плотность населения, наличие путей сообщения, характер поселений и т.д. («материальный субстрат» общества), ко вторым — традиции, обычаи, религию, мораль, законы, моду и др. («коллективное сознание» общества). Впоследствии Дюркгейм дополнил это истолкование предмета социологии еще одним, определив социологию как науку об институтах, их возникновении .и функционировании.
В соответствии с пониманием предмета и задач социологии Дюркгейм определял и структуру социологического знания. В целом он делил социологию на три основные части: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.
Социальная морфология аналогична анатомии: она исследует «субстрат» общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучение, во-первых, природных условий жизни людей; во-вторых, народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории. Социальная физиология исследует «жизненные проявления общества» и включает в себя ряд частных социологических теорий: социологию религии, социологию морали, социологию права, экономическую социологию и др. Общая социология осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие социальные законы.
Основные методологические принципы социологии Дюркгейма были изложены в его работе «Правила социологического метода». В качестве главных среди них можно выделить следующие:
• принцип эмпиризма и объективизма в изучении социальных явлений («социальные факты нужно рассматривать как вещи»); 29
• признание специфичности и автономности социальной реальноста;
• приоритет социальной реальности над индивидуальной, еел решающая роль в детерминации сознания и поведения индивида.
• Эти принципы позволили Дюркгейму сформулировать некоторые положения функционального подхода к изучению соци« альных явлений. Чтобы объяснить социальный факт, отмечадД Дюркгейм, необходимо выявить его функцию в создании сошмн ального порядка. Анализ социальной роли, социальной функци^ того или иного"" явления он считал главной задачей социологии.!
Изучая различные аспекты социальной жизни людей, Дюрй гейм постоянно обращался к вопросам: что побуждает индивидов сплачиваться, каковы те связи, которыеих объединяют. Пей этому центральной темой его научного творчества стала проблем^ социальной солидарности.
• В трактовке Дюркгейма солидарность выступает как высшие
моральный принцип, высшая моральная ценность. По существом солидарность определяет общественное состояние, социальньпД порядок общества. Дюркгейм выделял два типа социальной со лидарности: механическую и органическую. Первая предполага ет сходство индивидов, тождественность исполняемых ими ф^ кций, неразвитость личностных качеств; вторая — самост тельность индивидов, развитость их как личностей, разделе!
между ними функций в обществе.
Механическая солидарность присуща простым, архаичн обществам, где коллектив поглощает индивида, а наличие репрессивного права свидетельствует о подавлении личности и го подстве коллективного сознания (в основном религиозного Органическая солидарность свойственна сложным, развиты:
обществам и основывается на всеобщем разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи дивидов. При этом прежнее архаичное коллективное сознай уступает место новому коллективному сознанию, которое в< более принимает светский, рационалистический характер. Репрессивное право постепенно заменяется «реституционным» пр вом, ориентированным на перевоспитание нарушителей закон
Переход от механической к органической солидарное Дюркгейм рассматривал как общественный прогресс, глав» фактором которого выступает разделение труда. В разделении труда, понимаемом как единство профессиональной специал 30
зации и кооперации, Дюркгейм видел фактор сплочения людей и преодоления центробежных тенденций. Разделение труда вынуждает людей обмениваться продуктами своей деятельности, совершенствовать свои профессиональные навыки и, следовательно, развивать свои личностные качества. В конечном счете, этот процесс открывает простор для расширения всех сфер «социального бытия».
Однако со временем Дюркгейм был вынужден признать, что и в сложных обществах, основанных на разделении труда, встречаются всевозможные социальные патологии, связанные с потерей органической солидарности. Изучая эти явления, он разработал теорию социальной аномии, которая давала научное объяснение процессам социальной дезорганизации.
Под термином «аномия» (буквально «беззаконие») Дюркгейм понимал отсутствие четкой системы социальных ценностей и норм, регулирующих поведение людей. Подобное явление характерно для переходных и кризисных периодов жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились.
Развернутое обоснование концепция социальной аномии получила в фундаментальной работе Дюркгейма «Самоубийство», где на большом статистическом материале прослеживалась динамика самоубийств в европейских странах в зависимости от различных социальных факторов. В данном произведении Дюркгейму удалось органично соединить эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании.
Дюркгейм внес крупный вклад в развитие социологической мысли. Он заложил основы функционального подхода к изучению общества, разработал не только общую теорию и методологию социологического исследования, но и его конкретные методы, правила и процедуры. Введенный им в научный оборот термин «аномия» позволяет дать объяснение дефектов социальных норм и причин отклоняющегося поведения.
2.5. «Понимающая» социология М. Вебера
Макс Вебер (1864—1920)— выдающийся немецкий социолог, экономист, историк, создатель «понимающей» социологии и теории социального действия. Свои научные взгляды Вебер изложил в работах «Протестантская этика и дух капитализма», «Основные социологические понятия», «О некоторых категори- 31
ях понимающей социологии», «Хозяйственная этика мировых
религий» и др.
Свою социологию Вебер называл «понимающей», поскольку она призвана раскрыть смысл поведения людей, «понять» I «причинно объяснить» их социальные действия. Именно соци альное действие индивида Вебер выводил в качестве предмета социологии. Только на основе анализа социальных действий ин давидов, подчеркивал он, могут быть глубоко осмыслены таки сложные понятия, как «общество», «государство», «народ» и др
Разрабатывая теорию социального действия, Вебер использо вал введенноеим понятие «идеальный тип», ставшее централь ным в его методологии. «Идеальный тип» — это мыслительная логическая конструкция, с помощью которой исследователь дол жен изучать явления (через определение степени отклонена этих явлений от данного «идеального типа»).
Вебер выделил четыре «идеальных типа» социального дей ствия: целерациональное, ценностно-рациональное, традициог
ное и аффективное:
• целерациональное действие — действие, предполагающ! ясное осознание цели, соотнесенной с рационально осмысле ными средствами ее достижения. Целерационально действу тот индивид, отмечал Вебер, чье поведение ориентировано ] цель, средства и учитывает возможные побочные результаты. качестве типичного примера такого действия может служит экономическое поведение предпринимателя. •
• ценностно-рациональное действие — действие, ориентиД рованное на определенные ценности (нравственные, религиозд ные, эстетические и др.), принятые индивидом. Как отмечал Вед бер, ценностно-рационально действует тот индивид, кто, в считаясь с возможными последствиями, поступает в соотве" ствии со своими убеждениями и выполняет то, что требует < него долг, достоинство, религиозные предписания и т.д.
• традиционное действие—действие, формируемое на оси ве подражания тем или иным социальным образцам поведени закрепленным в культурной традиции и не подлежащим крипв ческой оценке. Традиционное действие диктуется привычкам^ обычаями, верованиями. Значимость этого типа действия опред^ ляется тем, что к нему относится большая часть повседневно"^ поведения людей, в котором важную роль играют привычки.
• аффективное действие — действие, которое обусловле! эмоциональным состоянием индивида. Главное в таком де 32
ствии — стремление к немедленному удовлетворению страсти, жажды мести, влечения и т.д. Такое действие находится «на границе» осмысленного человеческого поведения.
Вебер считал, что по степени распространения того или иного типа социального действия можно судить о характере и уровне развития всего общества. Так, он отмечал, что в архаичных, примитивных обществах преобладают аффективные и традиционные действия, а в индустриальных, высокоорганизованных обществах — ценностно-рациональные и особенно целерацио-нальные действия.
Весь исторический процесс представлялся Веберу как растущая рационализация всех сторон общественной жизни. В его трактовке — это результат воздействия нескольких феноменов, несших в себе рациональное начало, а именно — античной науки, особенно математики, дополненной в эпоху Возрождения экспериментом и техникой; рационального римского права, получившего на европейской почве свое дальнейшее развитие; рационального способа ведения хозяйства, возникшего благодаря отделению рабочей силы от средств производства.
Наиболее последовательное воплощение принцип рациональности, по Веберу, находит в правовом государстве, функционирование которого основывается на рациональном взаимодействии граждан и строгом соблюдении законности.
Изучение рациональности как ведущей тенденции западноевропейского капитализма стало главной темой веберовской работы «Протестантская этика и дух капитализма». В ней Вебер показал, что возникновение капитализма в Европе имело не только социально-экономические, но и духовные предпосылки. Особенно важную роль сыграла протестантская религиозная этика, основные принципы которой (трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость и т.д.) во многом способствовали развитию предпринимательства и «духа капитализма».
Значителен вклад Вебера в разработку проблем политической социологии, в частности, типизации политического господства. Опираясь на свою концепцию социального действия, он выделил три типа легитимного (признанного) господства: легальное, традиционное и харизматическое. Первый тип, которому соответствует целерациональное действие, предполагает подчинение закону, а не личности; второй тип, основанный на традиционном действии, обусловлен обычаями, традициями, «привычкой к определенному поведению»; третий тип базирует- 33
ся на вере в необыкновенный дар (харизма— от греческой «божественный дар») носителя власти и связан с аффективным! действиями.
Заслуживает также внимания идея Вебера о плебисцитарно» демократии, дающей возможность всенародного избрания поли тического лидера (президента), который мог бы от имени народ! направлять деятельность бюрократического государственног( аппарата в интересах народных масс.
Важное место в научном творчестве Вебера занимает социо логия религии, главную задачу которой он видел в выявленм смысла религиозных действий. Анализ мировых религий приве:
исследователя к выводу, что существует определенная взаимосвязь между господствующей в обществе религиозной моральк и экономическим поведением, а религиозно-этические установ' ки оказывают влияние на характер и методы хозяйственной деж тельности.
Вебер внес крупный вклад в разработку практически есев отраслей социологического знания. Его идеи, методологически!^ принципы, связанные с «пониманием» социального действия^Л построением «идеальных типов», сравнительной характерисД тикой разных систем, оказали большое воздействие на разви^Я тие теоретической мысли и стимулировали появление новьи^Л направлений в мировой социологии XX в.
2.6. Социологическая теория марксизма
Особое место в истории социологической мысли занима' учение Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха ЭнгельсЛ (1820—1895), основой которого служило диалектико-материалид стическое понимание исторического процесса. Вычленение собД ственно социологического аспекта марксизма представляет из-Я вестную сложность, ибо труды этих мыслителей, как правилод имеют междисциплинарный характер и содержат немало идеоД логических и оценочных суждений. Вместе с тем некоторые иЯ работы (например, «Анкета для рабочих» К. Маркса, «Положед ние рабочего класса в Англии» Ф. Энгельса) опираются на больд шой эмпирический материал и, по сути, являются социологи;
ческими исследованиями. Так, в «Анкете для рабочих» цащ разработка почти сотни вопросов, касающихся оплаты труд;
продолжительности рабочего времени, условий и охраны труд бюджета семьи и т.д. В целом же в марксизме преобладала раз- 34
работка общетеоретической социологии. В той или иной степени это нашло отражение в главных трудах Маркса и Энгельса («Немецкая идеология», «Нищета философии», «Критика политической экономии», «Капитал» и др.).
Несмотря на философскую и идеологическую ориентацию марксистской теории общества, следует признать, что она, безусловно, содержала немало ценных идей, обогативших общественную мысль XIX в. Наиболее существенные положения социологической теории марксизма сводятся к следующему:
• понимание общества как социальной системы, включающей ряд подсистем (экономическую, политическую, правовую, моральную и др.) при определяющей роли в конечном счете экономической. При этом способ производства рассматривается как системообразующий компонент социальной системы, определяющий ее качественную характеристику;
• интерпретация социальной истории как естественно-исторического процесса, основанного на последовательной, поступательной и закономерной смене общественно-экономических формаций — первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Каждая из них отличается присущим ей способом производства и прежде всего системой производственно-экономических отношений. Этим в конечном счете определяются особенности социальной структуры, политической системы и духовной жизни общества каждой формации;
• обоснование диалектического взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. Последнее выступает как отражение социальной практики людей, различных видовихсовместной деятельности. Тем самым объясняется природа, сущность и содержание общественного сознания;
• объяснение социального конфликта в качестве источника общественного прогресса, поступательного развития общества. В марксистской интерпретации социальный конфликт — это не временное или локальное явление, а постоянный и органический компонент общественной жизни. Показав положительную роль конфликтов в жизни общества, Маркс и Энгельс, по сути,
заложили основы конфликтологического направления в социологии;
• в рамках социологической теории марксизма возникла ОДна из первых концепций социальной стратификации (6.4). Выделив в качестве главного фактора социальной дифференциации 35
собственность на средства производства, Маркс и Энгельс представили социальную структуру общества как систему отношений между экономическими классами;
• важное методологическое значение имело марксистское положение о личности как носителе общественных отношений. Маркс и Энгельс показали, что личность:— это не только объект воздействия социальной среды, но и активный субъект ее преобразования. Изучая механизм взаимодействия личности и общества, они раскрыли его исторически обусловленный характер.
Отмечая роль марксизма в развитии социологической мысли, нельзя в то же время не указать его слабые стороны. Среди недостатков марксистской теории многие социологи прежде всего выделяют присущий, ей экономический детерминизм, который привел к игнорированию роли культурных и духовных факторов в жизни общества. К существенным недостаткам марксизма относят также преувеличение значения классовой борьбы, революционного насилия в истории, недооценку реформ, механизмов социальной интеграции, поиска согласия в обществе.
Не подтвердились на практике и многие прогнозы марксистской социологии, в частности утверждение о неизбежности всемирной победы социализма в обозримом будущем, о неуклонном росте численности пролетариата и возрастании его революционной роли, об усилении абсолютного и относительного обнищания трудящихся при капитализме, о сокращении средних слоев населения и др.
Таким образом, в социологической теории марксизма необходимо отделять научное знание от различных идеологизированных и политизированных положений. Многие ценные идеи Маркса и Энгельса питали научное творчество таких крупных социологов, как М. Вебер и Э. Дюркгейм. Марксизм оказал значительное влияние на развитие целого ряда школ и направлений современной социологии.
2.7. Социологическая мысль в России
Становление социологии как самостоятельной науки начинается в России со второй половины XIX в., когда в условиях пореформенного развития страны заметно возрос интерес к социальным и духовным проблемам жизни общества, к вопросам;
справедливости и общественного прогресса. В развитии социо- 36логической мысли в дореволюционной России можно выделить три этапа: с начала 60-х гг. до 1890 г.; с 90-х гг. до начала XX в.; с начала XX в. до 1917 г.
Первый этап был связан с возникновением целого ряда социологических школ и направлений, большинство которых сложилось под влиянием позитивистской социологии О. Конта (2.8.). В позитивизме российских социологов привлекало стремление к научному методу, синтезу знаний, изучению всеобщих социальных законов. Однако увлечение им не было простым заимствованием. Напротив, российские социологи никогда не были ортодоксальными позитивистами и относились к идеям О. Конта достаточно критично.
Наиболее полное развитие позитивистский подход получил в научном творчестве М.М. Ковалевского (1851—1916)— известного историка, этнографа и социолога. Он одним из первых применил сравнительно-исторический метод в социологии, с помощью которого исследовал генезис различных социальных явлений, анализировал их «эмбриональные» формы. Этот концептуальный подход Ковалевский называл «генетической социологией», с позиций которой он рассматривал, в частности, происхождение семьи, собственности и государства.
В русле позитивизма развивалась и «натуралистическая» школа, в рамках которой возникло несколько течений и направлений социологической мысли. Среди них большой самобытностью отличалась концепция географического детерминизма, разработанная крупным географом и социологом Л.И. Мечниковым (1838—1888). Решающую роль в развитии общества этот ученый отводил влиянию гидрологического фактора (рек, морей, океанов). Его теория содержала немало ценных идей, относящихся к пониманию механизма взаимодействия природы и общества.
В лоне «натуралистической» школы сформировалось также «социал-органическое» направление, которое развивалось под сильным влиянием социологических взглядов Г. Спенсера (2.9). Однако наиболее авторитетным представителям этого направления— А.Я Стронину (1826—1889) и П.Ф. Лилиенфельду (1829—1903) — удалось выйти за рамки классических аналогий между обществом и организмом. Так, Стронин стремился установить специфические законы функционирования «социального тела», которые он усматривал в проявлении в общественной жизни особых социологических и политических, законов. 37
Особенно заметную роль на первом этапе развития социологии в России играла «этико-субъективная» школа, наиболее яркими представителями которой были видные публицисты, идеологи народничества П.Л. Лавров (1823—1900) и Н.К. Михайловский (1842—1904). Эти мыслители, критикуя натурализм и биологизаторство в социологии, считали, что объективное^ изучение общественных явлений должно сочетаться с их субъективной оценкой, основанной на принципах этики и социальной справедливости. В центре их научных интересов находились вопросы общественного прогресса и социального идеала. В качестве ведущей силы общественного прогресса Лавров и Михайловский рассматривали «критически мыслящую личность», которая в их трактовке выступала как творец истории и одновременно как носитель нравственного идеала.
Главная задача социологии 'как науки, по мнению Лаврова и Михайловского, состоит в том, чтобы раскрыть гуманистическое содержание общественного прогресса и соотнести его с потребностями развития личности. Сущность прогресса они виде-;
ли в росте социальной солидарности и сознательности' личности, в смене застывших социокультурных форм гибкими, динамичными структурами и отношениями, отвечающими общественному идеалу.
К «этико-субъективной» школе тесно примыкает психологическое направление, представленное, прежде всего, известным историком и социологом Н.И. Кареевым (1850—1931). Предметом изучения социологии он считал духовное взаимодействие людей как определяющий фактор социальной жизни. В своей;
теории «исторического прогресса» Кареев проводил различие между «эволюцией» как объективным процессом и «прогрес-' сом» как процессом, измеряемым мерой свободы и развития! личности. Ему принадлежит несомненная заслуга в обосновании степени свободы личности как высшего критерия социаль-. ного прогресса.
На втором этапе (1890 г. — началоXX в.) начинается процесс институционализации социологии, которая проникает в академическую среду и все более положительно оценивается в науч-| ных и общественных кругах. Предпринимаются отдельные;! попытки преподавать социологию как учебную дисциплину. Од-ЗД нако намерения открыть кафедры или факультеты социологии ней получают поддержки правящих кругов. Нет и специальных соци-Д ологических изданий. Тем не менее, количество публикаций под 38
социологии продолжает расти. Переводятся и издаются практически все работы наиболее известных западных социологов.
В тот же период возникают новые направления в социологии, среди которых наиболее влиятельным становится социологическая школа права. Представители этой школы — известные правоведы и социологи Н.М. Коркунов (1853—1904), С.А. Муромцев (1850—1910), П.И. Новгородцев (1866—1924) и др.— выступали с резкой критикой позитивизма и стремились дать нормативистское, нравственно-правовое обоснование общественной жизни. Заслуга этих исследователей состояла в том, что им удалось глубоко разработать ряд гносеологических и методологических проблем социологического познания.
К концу второго этапа российская социология выходит на международную арену. Российские социологи активно участвуют в работе Международного института социологии, а М.М. Ковалевский и П.Ф. Лилиенфельд избирались его .президентами. В то же время наметились сдвиги и в процессе институционализации российской социологии. Благодаря усилиям М.М. Ковалевского в 1908 г. была открыта первая в России кафедра социологии при частном Психоневрологическом институте в Петербурге. Кафедра провела большую работу по организации преподавания социологии, осуществила четыре выпуска сборника «Новые идеи в социологии».
Третий этап (начало XX в. — 1917 г.) развития российской социологии отличен признанием ее в качестве объективной науки и ростом интереса к проведению широких эмпирических социологических исследований. Ведущей ориентацией социологической мысли на этом этапе становится неопозитивизм, наиболее известными представителями которого были КМ. Тахта-рев (1857—1925) и П.А. Сорокин (1889—1968).
Среди российских социологов К.М. Тахтарев одним из первых обратил внимание на важность использования в социологии эмпирических методов — наблюдения, эксперимента и социально-статистического измерения. Он постоянно подчеркивал, что без математики социология не может стать точной и объективной наукой. Отсюда его стремление переориентировать социологию на изучение функциональных, а не эволюционных законов, ибо установление последних не опирается на математические методы верификации знания.
Наиболее развернутое обоснование неопозитивистская концепция получила в работах П.А. Сорокина, который сформули- 39
ровал пять «основных и руководящих принципов» социолог ческого подхода: 1) социология как наука должна строиться п4 типу естественных наук; 2) социология должна изучать мир та| ким, каков он есть; 3) социология должна быть «объекгивно1| дисциплиной», т.е. изучать реальные взаимодействия людей, до ступные эмпирическому измерению; 4) поскольку социолог стремится быть опытной и точной наукой, она должна отказа" ся от «философствования» в смысле создания умозрительнь систем; 5) разрыв с философствованием означает и разрыв идеей монизма, т.е. сведения любого явления к одному какому нибудь началу.
Итогом российского периода творчества П.А. Сорокина (1 1922 г. он был выслан из России) является двухтомная «Система социологии». Высказанные здесь идеи о критериях социальное стратификации (6.4), вертикальной и горизонтальной мобильно ста (6.7), методологии изучения социальных групп и социал! ной структуры общества стали исходными для тех теорий и кон цепций, которые принесли их автору всемирную известность.
Научная и организационная деятельность П.А. Сорокина I многом способствовала ускорению процесса институционализ ции социологической науки. При его активном участии создае ся первое в стране социологическое общество, образуются к федры социологии в Петроградском и Ярославском универсв тетах, учреждается ученая степень по социологии.
Процесс институционализации социологии по инерции должился и в первые годы советской власти: в 1920 г. в Пе градском университете был открыт первый в стране социолог ческий факультет, который возглавил П.А. Сорокин. Однако :
дальнейшем социология была объявлена буржуазной наукой 1 научные исследования в этой области были запрещены.
Таким образом, социология в дореволюционной России раз вивалась как часть общемировой социологической мысли. Ис пытывая влияние различных течений западной социологии, ов вместе с тем выдвинула немало собственных теорий и концеп ций, отразивших своеобразие развития российского общества.
Возрождение социологической науки в нашей стране начин;
ется в конце 1950-х— начале 1960-х гг. в связи с либерализацие политического режима. В 1969 г. был создан Институт конкреч ных социальных исследований (ныне — Институт социологии).' 1974 г. стал издаваться журнал «Социологические исследова;
появились социологические службы на предприятиях. Последую 40
щее интенсивное развитие социологии связано с кардинальными переменами в жизни страны начиная с середины 80-х гг. В 1987 г. был создан Всесоюзный центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), а также ряд независимых социологических служб. Опросы населения по самым разным вопросам, практическое использование социологической информации стали распространенным явлением. Социология вошла в структуру высшего образования, стала преподаваться в качестве учебной дисциплины. Открылись широкие возможности для интеграции российской социологии в мировое научное сообщество.'
Значительный вклад в развитие современной социологической мысли вносят известные отечественные социологи: И.В. Бестужев-Лада, Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыслов, Ю.А. Левада, Г.В. Осипов, В.А. Ядов и др.
2.8. Основные направления современной социологии
Современная социология отличается необычайным разнообразием научных школ и направлений. Все они могут быть разделены на две большие группы: макросоииологические теории и микросоциологические теории. Среди первых наиболее влиятельными являются структурный функционализм и теория социального конфликта.
Концептуально-теоретические основы структурного функционализма разработал видный американский социолог Толкотт Пирсоне (1902—1979), предложивший рассматривать общество как целостную систему, состоящую из функционально взаимосвязанных элементов. В качестве таких элементов могут выступать индивиды, группы, коллективы и другие общности, внутри которых и между которыми устанавливаются функциональные отношения. Характер этих связей и отношений позволял построить более или менее полную картину общества. Естественно, при таком подходе менялось и представление о предмете социологии, который полностью сводился к выявлению социальных связей и взаимосвязей.
|