Социальные общности и группы 3 глава Парсонс пытался сформулировать универсальные принципы Функционирования социальных систем. Он считал, что любая ооциальная система для сохранения своего равновесия должна выполнять следующие функции:
• приспособление к окружающей среде (адаптация);
• определение и достижение целей (целедостижение); 41
• координация функций и поддержание внутреннего единства (интеграция);
• снятие напряжения и воспроизводство культурно-ценностных образцов, норм и стандартов поведения (латентность — поддержание образца).
На уровне общества в целом функцию адаптации выполняет экономическая подсистема, функцию целедостижения — политическая подсистема, функцию интеграции — правовые и соци-окультурные институты, латентную функцию — институты семьи, образования, религии.
Парсонс рассматривал развитие общества как эволюционный процесс, характеризующийся растущим упорядочением систем-' ных отношений, повышением сложности систем и увеличением их возможностей для удовлетворения своих потребностей. "'.
В противовес структурно-функциональному подходу, делающему акцент на стабильности социальных систем и эволюционных формах их развития, в современной социологии сложилось конфликтологическое направление, наиболее известными представителями которого являются американский социолог Л. Ко-зер и немецкий политолог и социолог Р. Дарендорф. ;
Льюис Козер (р. 1913)— автор теории позитивно-функционального конфликта, в рамках которой обосновывается главный. тезис, что стабильность социальной системы не исключает, а, напротив, предполагает борьбу интересов, социальные коллизии и столкновения. По теории Л. Козера, социальные конфликты выступают как неотъемлемый атрибут социальных отношений и выполняют такие позитивные функции, как интеграция социальной структуры, поддержание солидарности внутри групп, укрепление межличностных отношений, разрядка напряженности! в обществе и др. ^
За конфликтами признается также важная роль в обновлении общества: они не только порождают новые социальные институ-1 ты и нормы, но и стимулируют экономический и технологичес-
кий прогресс. |
Значительный вклад в развитие современной конфликтоло^ гии внес Ральф Дарендорф (р. 1929), разработавший концепцию! конфликтной модели общества. Предложенная им теоретическая конструкция основана на четырех положениях: 1) каждое общество в каждый момент находится в процессе изменений;
2) в каждом обществе есть несогласие и конфликт; 3) каждыГ элемент в обществе способствует его интеграции и изменения» 42
4) каждое общество базируется на господстве одних его членов над Другими.
Происхождение социальных конфликтов, их причины Р. Да-пендорф объясняет преимущественно политическими факторами: это борьба за впасть, престиж, авторитет, возможность распоряжаться ресурсами. Конфликты могут возникать в любом сообществе, где есть господство и подчинение: одни группы имеют власть и стремятся ее сохранить, а другие лишены власти и хотят изменить существующее положение.
Признавая конфликты естественным состоянием общества, Р. Дарендорф вместе с тем считает, что они должны быть легализированы, институционализированы, разрешаться на основе существующих в обществе норм и правил. Наиболее благоприятные условия для регулирования социальных конфликтов существуют, по его мнению, в демократическом, открытом обществе, для которого характерны политический плюрализм, гибкая система управления и высокая мобильность (6.7).
Если структурный функционализм и конфликтология исследуют социальные явления и процессы на уровне общества и его крупных структур, то микросоциологические теории делают упор на изучение поведения людей, их социальных взаимосвязей. К основным микросоциологическим теориям относятся символический интеракционизм, феноменология, этнометодоло-гия и теория социального обмена.
Создателем теории символического интеракционизма считается известный американский философ, социальный психолог и социолог Джордж Герберт Мид (1863—1931), который разработал исходные принципы этого социологического направления, получившие развитие в работах его ученика Герберта Блумера (1900—1986). Основные положения символического интеракционизма сводятся к следующему:
• люди действуют, руководствуясь прежде всего символическими значениями, которые они придают тем или иным объектам;
• сами символические значения есть продукт социального взаимодействия;
• символические значения возникают и изменяются посредством их интерпретации и переопределения.
Рассматривая социальное взаимодействие как обмен между яюдьми социальными символами (словами, жестами и т.д.) и как интерпретацию этих символов, представители символичес- 43
кого интеракционизма считают, что изучение непосредственна взаимодействий индивидов позволяет объяснить все социальные процессы, происходящие в обществе.
Близким к символическому интеракционизму является феноменологическое направление, основы которого разработал' австро-американский философ и социолог Альфред Шю^ (1899—1959). Свою цель эта социологическая школа видит I познании социальной реальности через изучение повседневно! жизни людей, анализ обыденного сознания. Исследования кон| центрируются на выявлении универсальных структур, возникав ющих в процессе социального взаимодействия. Главная мето-| дологическая задача феноменологической социологии — открытие общих, типичных форм организации повседневно! жизни, поскольку обыденный мир — «высшая реальность», гд< человеческая субъективность воплощается наиболее последовательно и полно.
К феноменологии непосредственно примыкает этномето дологическое "направление в социологии, основателем которо го считается американский социолог Гарольд Гарфинквт (р.1917/ Этнометодология рассматривает социальную реаль ность как продукт интерпретирующей деятельности людей I сосредоточивает свои усилия на эмпирических исследования) единичных и локальных актов социального взаимодействие как речевой коммуникации. При этом основное внимание уде ляется изучению обыденных норм, правил поведения, смыо лов языка общения, скрытых механизмов межличностныэ взаимоотношений в повседневной жизни. Этнометодологи;
критикует методы традиционной социологии как искусствен ное наложение готовых схем на реальное человеческое пове
дение.
Особое место среди микросоциологических концепций занн мает теория социального обмена, одним из авторов которой яе ляется американский социолог Джордж Хоманс (1910—19891 Своеобразие предложенного им подхода заключалось в приме нении принципов бихевиоризма (буквально «наука о поведении от англ. ЬеЬаУюиг — поведение) для объяснения социальных яе лений и процессов. В интерпретации Дж. Хоманса социально взаимодействие выступает как процесс обмена, участники коте рого стремятся максимизировать выгоду и минимизировать за1 раты. Обмен определяется четырьмя основными принципами трактуемыми в духе бихевиоризма: 44
• принцип успеха: чем чаще вознаграждается данный тип действия, тем выше вероятность его повторения;
• принцип стимула: если стимул привел к успешному действию, то в случае повторения этого стимула будет воспроизводиться данный тип действия;
• принцип ценности: чем выше ценность вероятного результата, тем больше прилагается усилий для его достижения;
• принцип «насыщения»: когда потребности близки к насыщению, прилагается меньше усилий для их удовлетворения.
С помощью этих принципов Дж. Хоманс пытался даже объяснить процессы, происходящие на макроуровне, что выявило определенные методологические изъяны данного социологического направления.
Следует отметить, что в последние десятилетия наметилась тенденция к преодолению разрыва макро- и микррсоциологии. Успешное решение этой актуальной задачи могло бы означать переход к качественно новому этапу в развитии современной социологии.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Каковы социально-философские предпосылки возникновения социологии?
2. В чем сущность позитивистской социологии О. Конта?
3. В чем специфика социологической теории Г. Спенсера?
4. Что понимается под «социологизмом» Э. Дюркгейма?
5. Почему социология М. Вебера называется «понимающей»?
6. Каковы основные положения социологической теории марксизма?
7. Какие течения социологической мысли существовали в дореволюционной России?
8. В чем смысл структурно-функционального направления в современной социологии?
9. Что представляет собой конфликтологическое направление в современной социологии? 45
Лекция 3. ОБЩЕСТВО И ЕГО СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
3.1. Социальное действие как первичный элемент социальной жизни
Социальное действие представляет собой простейший эле мент любого вида социальной деятельности людей. Изначальна оно содержит в себе все основные черты, противоречия, движу| щие силы, присущие социальным процессам. Не случайно мно| гае известные социологи выделяют социальное действие в каче
стве первоосновы социальной жизни.
Понятие «социальное действие» было введено в социологи» и научно обосновано М. Вебером (2.5). Социальным он называ такое действие, которое «по предполагаемому действующим I цом смыслу соотносится с действиями других людей и ориет руется на него». Другими словами, социальное действие — :
преднамеренный, осознанный поведенческий акт, ориентире ванный на других людей, их возможные ответные действия.
Следовательно, социальное действие предполагает два ос новных условия: субъективную мотивацию и ориентацию в других. Исходя из этого, нельзя считать действие социальным если оно является чисто подражательным, когда индивид дей ствует как атом толпы или когда он ориентируется на какое 46
либо природное явление (так, если раскрывают зонты, то это не социальные, а просто однотипные действия для защиты от дождя).
Любое социальное действие включает в себя следующие основные элементы: 1) субъект; 2) цель; 3) метод; 4) объект; 5) результат.
Важно учитывать конкретную среду («ситуацию»), в которой осуществляется социальное действие. Эта среда (материальная, социальная, культурная) во многом определяет условия и средства социального действия. Под условиями действия понимаются те элементы внешнего окружения, которые действующее лицо не может изменить, а под средствами — элементы, которые оно контролирует.
Исходным моментом социального действия является возникновение потребности у индивида. Это могут быть потребности в безопасности, общении, самоутверждении, достижении высокого положения в обществе и т.д. Потребность соотносится индивидами с условиями внешней среды, актуализируя строго определенные мотивы. Социальный объект в соединении с актуализируемым мотивом вызывает интерес. Постепенное развитие интереса ведет к появлению у индивида цели в отношении конкретных социальных объектов. Момент появления цели означает осознание индивидом ситуации и возможность дальнейшего развития активности, которая далее приводит к формированию мотивационной установки, означающей потенциальную готовность к совершению социального действия.
Таким образом, основными элементами механизма социального действия являются потребность индивида, актуализован-ный мотив, интерес, цель и мотивационная установка.
Одну из первых типологий мотивации социальных действий разработал М. Вебер, выделивший четыре их типа: целерацио-нальное действие, ценностно-рациональное действие, традиционное действие и аффективное действие (2.5). Вероятность реализации того или иного типа мотивации социального действия зависит от многих причин. На личностном уровне особенно сказываются индивидуальные особенности, культурно-интеллектуальные возможности человека. На массовом уровне большое значение имеют формы организации социальной жизни, характер экономических отношений, особенности политической системы и социокулыурной среды. 47
Социальные действия, выражающие зависимость людей,;
формируют социальную связь. В структуре социальной связи! можно выделить следующие элементы:
• субъекты социальной связи ( может быть любое'количество людей); ]
• предмет социальной связи (т.е. по поводу чего осуществля-1 ется связь); ]
• механизм регуляции социальной связи («правила игры»). |
Все эти элементы скоординированы, сопряжены друг с| другом. Так, изменение числа участников связи может отразиться на характере ее регуляции (например, если хозяйственные связи между соседями регулируются на основе моральных норм, то между смежными предприятиями — уже на правовой основе).
На регулировании социальной связи сказывается и характер ее предмета. Так, у военнослужащих регулирование связи жест-1 ко регламентировано, а у научных работников — допускает значительную степень свободы.
Особое значение имеет разграничение непосредственных и опосредованных связей. Первые устанавливаются чаще всего ^ визуально; на межличностном уровне, вторые— предполагают! посредников, ряд промежуточных звеньев. По мере развития об-1 щества, его усложнения все большую роль играют опосредованные связи.
Социальная связь может выступить в виде как социального;
контакта, так и социального взаимодействия. Социальные контакты — это,, как правило, внешние, поверхностные, неглубокие;
связи между людьми. Гораздо более важную роль играют социальные взаимодействия, которые определяют главное содержание Социальной жизни (3.2).
3.2. Социальные взаимодействия и социальные " отношения
Социальное взаимодействие (интеракция) — это система | взаимообусловленных социальных действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других субъектов.
Говоря иначе, это обмен действиями, которые сопряжены друг с другом. Именно сопряженность действий, их возобновля-емость, регулярность отличают социальное взаимодействие от 48
единичных социальных контактов, делают его основой социальной жизни.
Социальные взаимодействия могут классифицироваться по самым различным категориям. Так, П.А. Сорокин (2.7) разграничивал их следующим образом:
• по количеству субъектов взаимодействия — на взаимодействия двух индивидов, одного и многих, многих и многих индивидов;
• по продолжительности — на кратковременные и долговременные;
• по характеру — на односторонние и многосторонние;
• по организованности — на организованные и неорганизованные;
• по сознательности — на сознательные и стихийные;
• по «материи» обмена — на интеллектуальные (идейные), чувственно-эмоциональные и волевые."
Как и все виды социальной связи, социальные взаимодействия могут быть непосредственными и опосредованными. Первые возникают в ходе межличностного общения, вторые — в результате совместного участия людей в сложных системах (так, предприниматель, изменяющий оплату труда, включается в процесс взаимодействия со всеми рабочими, в том числе и с теми, об индивидуальном существовании которых он даже не знает).
Выделяют также два основных типа социального взаимодействия: сотрудничество и соперничество. Сотрудничество предполагает наличие общих, совместных целей. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми (деловое партнерство, политический альянс, торговый союз, движения солидарности и т.д.) и строится на основе взаимоподдержки, взаимопомощи, признательности, уважения, стремления учитывать интересы партнера. Особой формой сотрудничества является кооперация, основу которой составляет социальный обмен услугами (материально-хозяйственными, интеллектуальными, образовательными, управленческими и др.).
Соперничество предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия (авторитет, голоса избирателей, территория, властные полномочия и т.д.). Оно характеризуется стремлением опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника. Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. Конкуренция — это соперничество, при котором субъекты взаимодействия пытаются только 49
опередить друг друга (например, предложить более качествен- :
ный или дешевый товар). Конкуренция не обязательно предполагает знание конкретного соперника (например, участие в творческом конкурсе, спортивных соревнованиях и т.д.). Даже если | соперник известен, то главное — добиться лучших результатов | на данном поприще. Конфликт — это всегда прямое столкнове- | ние соперников. В отличие от конкуренции для конфликта ха- 1 рактерны знание соперника и ожидание ответных действий с
его стороны.
Рассматривая сотрудничество и соперничество как основные
типы социального взаимодействия, современная социология избегает крайностей в их оценке. Так, конфликгологи признают пользу соперничества и рассматривают конфликты как источник . развития системы социальных взаимодействий (2.8).
На основе социальных взаимодействий формируются социальные отношения, которые являются необходимой предпосылкой образования различных социальных групп и общностей. Социальные отношения — это устойчивая система взаимодействий, предполагающая определенные взаимные обязательства партнеров.
Социальные отношения отличаются продолжительностью,
систематичностью, самовозобновляющимся характером. Так, когда говорят о межгосударственных отношениях, то имеют в :
виду сложившуюся и воспроизводящуюся систему отношений | между странами как в сфере хозяйственно-экономической, так и !
в политической, культурной, научной и др. |
По своему содержанию социальные отношения чрезвычайно | многообразны. Это определяется прежде всего необычайно широ- ;
ким диапазоном тех целей и ценностных ориентации, которыми , руководствуются в своих взаимоотношениях социальные субъек-1 ты (богатство, власть, престиж, справедливость, дружба и др.).
.Среди социальных отношений особое место занимают отношения зависимости, поскольку они пронизывают все системы социальных связей и отношений. Социальная зависимость может принимать формы структурной и латентной (скрытой) зависимости. Первая связана с различием статусов (3.3) в группе, что характерно для организации, где подчиненные зависят от руководителя. Вторая возникает из-за обладания социально значимыми ценностями независимо от официального статуса (так, руководитель может иметь подчиненного, от которого зависит в денежном отношении). 50
Наибольший интерес среди социальных отношений зависимости представляют властные отношения, в социологическом объяснении которых существуют два подхода. Первый подход связан с именем М. Вебера (2.5) и акцентирует внимание на личностных способностях одних людей контролировать действия других. Второй подход, называемый «системным», вытекает из того, что основой власти в организованном сложном обществе является официальный статус руководителя, заставляющий других подчиняться ему независимо от личностных качеств руководителя и подчиненных.
Оба подхода к объяснению сущности властных отношений подтверждаются социальной практикой. Так, возникновение политической партии нередко начинается с того, что появляется лидер, обладающий способностью к руководству людьми, оптимальному использованию ресурсов власти. -Однако для укрепления своего влияния этот лидер должен получить официальный статус руководителя, узаконить свое общественное положение.
Социальные отношения охватывают очень широкий круг социальных систем и подсистем. Они могут быть экономическими, политическими, правовыми, профессиональными, семейно-родственными, национально-этническими, религиозными, социокультурными и др. Из этого многообразия социальных отношений социологи-марксисты выделяют две основные их группы: материальные и идеологические. К первым относятся экономические, производственные, а также материальные отношения людей к природе; ко вторым— политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные и др. При этом идеологические отношения представляют собой надстройку над материальными общественными отношениями. Социальные отношения являются тем устойчивым элементом, на основе которого возникают различные социальные общности людей.
3.3. Социальные статусы
Понятие «статус» пришло в социологию из юриспруденции, где оно означает правовое положение юридического лица. Развернутое социологическое обоснование этой категории было дано в работах известных американских социологов Р. Линтона, Р. Мертона и др.
В самом широком смысле социальный статус — это позиция индивида в обществе, предполагающая определенные 51
права и обязанности. Поскольку индивид включен в самые различные системы социальных связей и отношений, где занимает соответствующие позиции, у него не один, а несколько статусов. Эти статусы различаются в зависимости от пола, возраста, национальности, происхождения, семейного положения, образования, профессии, должности, характера выполняемой работы, партийной и профсоюзной принадлежности, религиозности и т.д. Совокупность всех этих статусов индивида называют «статусным набором». В статусном наборе выделяют главный статус, который определяет положение человека в обществе в целом. Это наиболее характерный для данного индивида статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди. Чаще всего такой статус связан с профессиональным видом деятельности, родом занятий, должностью по основному месту работы. В любом случае главный статус определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.д. Разновидностями социального статуса являются предписанные и достигнутые статусы. Предписанным (приписываемым, приписанным, аскриптив-ным) называется статус, который индивид получает от рождения независимо от своей воли и желания. Такой статус определяется полом, национальностью, этническим происхождением, местом рождения, системой родства и т.д. К этому виду относятся также статусы, связанные с титулами, передаваемыми по наследству (князь, граф, барон и т.д.). Достигнутым (достигаемым) называется статус, приобретенный благодаря собственным усилиям индивида. Он определяется образованием, профессией, квалификацией, должностью и т.д. Этот статус предполагает свободу выбора, активность личности, ее способность принимать самостоятельные решения. В ряде случаев трудно установить вид статуса. Тогда говорят о смешанном статусе, сочетающем черты предписанного и достигнутого (статусы пенсионера, инвалида, безработного и др.). Следует отметить известную условность указанного подразделения статусов, поскольку в настоящее время у человека появляется возможность изменить пол и расу с помощью медицины. Поэтому при характеристике предписанного, часто прирожденного статуса, строго говоря, имеются в виду биологические пол и раса в отличие от социально приобретенных. Соотношение предписанных и достигнутых статусов в социальной структуре общества, степень их 52
распространения могут служить важным показателем демократизма, цивилизованности данного общества. Исторический опыт показывает, что в традиционном доиндустриальном обществе преобладали предписанные статусы, которые и определяли в целом картину общественной жизни. В современном обществе, напротив, доминируют достигнутые статусы, стимулирующие социальную активность личности, развитие ее духовной свободы и самостоятельности.
От социального статуса принято отличать личный статус, который отражает положение, занимаемое индивидом в малой группе в зависимости от того, как он оценивается по своим личностным качествам. Социальный и личный статус не всегда совпадают: человек может занимать важное место в общественно-политической иерархии и в то же время быть аутсайдером на спортивной площадке. И наоборот, человек может быть неформальным лидером в компании друзей или в спортивной команде.
Существует определенная иерархия статусов, место в которой называется статусным рангом. Выделяют высокий, средний и низкий статусные ранги. Иерархия может иметь место между статусными группами (межгрупповая иерархия) и между статусами индивидов в рамках одной группы (внутригрупповая иерархия). Противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях проявляются в расхождении статусов, которое возникает при двух обстоятельствах:
^ когда индивид имеет высокий статусный ранг в одной группе и низкий — в другой;
^ когда права и обязанности одного статуса несовместимы с правами и обязанностями другого (например, статус народного депутата несовместим со статусом министра).
При характеристике любого социального статуса выделяют следующие компоненты:
• статусные права и обязанности: первые определяют то, что носитель данного статуса может делать, вторые — что он должен делать;
• статусный диапазон: установленные рамки, в которых осуществляются статусные права и обязанности;
• статусные символы: внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать носителей разных статусов (военнослужащие носят форму, у каждого сословия и класса — свой стиль одежды и своя атрибутика); 53
• статусный образ, или имидж: совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом;
• статусная идентификация: определение степени соответствия индивида своему статусу.
Таким образом, статусы определяют содержание и характер социальных отношений. Они выступают в качестве структурных элементов социальной организации общества, обеспечивающих социальные связи между субъектами общественных отношений. Общество не только формирует социальные статусы, но и создает механизмы их воспроизводства, регулируя распределение индивидов по определенным социальным позициям. Соотношение различных статусов в социальной структуре — существенная характеристика общества, его социальной и политической организации.
Понятие социального статуса тесно связано с понятием социальной роли, которая является его функцией, динамической стороной, т.е. ожидаемым поведением индивида в зависимости от его позиции в обществе.
3,4. Социальная роль как динамический аспект социального статуса
Социальная роль — это модель поведения, ориентированная на данный статус. Это понятие отражает такие ситуации социального взаимодействия, когда регулярно на протяжении длительного времени воспроизводятся определенные стереотипы поведения. Поэтому социальную роль можно определить и как ожидаемое поведение индивида, обусловленное его статусом в обществе. Иными словами, это вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, присущих конкретному статусу.
Социологи рассматривают социальную роль как динамический аспект социального статуса. Если статус статичен, т.е. фиксирует позицию в данной социальной системе координат, то роль — это динамическая характеристика, определяющая, как должен вести себя человек, обладающий тем или иным статусом. Между статусом и ролью существует важное промежуточное звено — ожидание (экспектация), «предъявляемое» обществом или социальной группой к людям данного статуса. Ролевые ожидания (экспектации) могут закрепляться в виде правил, стандартов, норм поведения, а могут иметь и нефор- 54
мальный характер. И в том и в другом случае они выступают как особый тип социальной регуляции.
Каждый статус чаще всего предусматривает не одну, а несколько ролей. Так, статус университетского профессора предполагает такие роли, как преподавание, воспитание студентов, научное исследование, проведение экспертизы в соответствующей области, администрирование и т.д. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяют как «ролевой набор».
В ролевом наборе можно выделить основные роли, к которым относятся семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Успешное освоение и исполнение этих ролей членами общества обеспечивает нормальное функционирование всего общественного организма. В повседневной жизни человеку приходится исполнять также множество ситуационных ролей (роль пассажира, пешехода, покупателя, зрителя и т.д.).
При всех различиях социальные роли объединяет нечто общее — нормативная структура, в которой выделяются четыре компонента:
• описание типа поведения, соответствующего данной роли;
• предписания, или нормы, определяющие требования к выполнению той или иной роли;
• оценка выполнения данной роли;
• меры поощрения или наказания, стимулирующие правильное выполнение роли.
Таким образом, социальная роль — это своеобразный образец поведения, требуемый от носителя определенного статуса. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закрепленные за этой социальной позицией.
От социальной роли как образца поведения следует отличать реальное ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной роли. И здесь многое зависит от личностных качеств индивида, от степени усвоения (интернализации) им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентации.
По мнению некоторых отечественных социологов, процесс реализации социальных ролей в целом определяют следующие факторы:
• биопсихологические возможности человека, которые могут способствовать или препятствовать выполнению той или иной социальной роли; 55
• личностный образец, определяющий комплекс поведенчес-1 ких характеристик, необходимых для успешного выполнения^
|