Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Социальные общности и группы 7 глава

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что такое социальная культура и какова ее роль в обществе?

2. Какие элементы входят в состав социальной культуры?

3. Что такое субкультура и контркультура?

4. Какие закономерности можно выделить в развитии культуры?

5. Каковы механизмы распространения культуры?

6. В чем проявляется роль культуры как фактора социальных изме­нений?

7. Какое влияние оказывают социокультурные факторы на полити-ческую и экономическую сферы жизни общества? 97


Лекция 5. ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ

5.1. Социологическое понятие личности

Проблема личности находится в поле зрения многих являясь предметом междисциплинарных исследований. В ной литературе прежде всего проводится разграничение 1 близких понятий, как «человек», «индивид», «личность».

Человек — это самое общее понятие, которое указывай принадлежность к человеческому роду (Ьото &ар1еп5) и (у для характеристики универсальных, присущих всем л свойств и качеств. Индивид понимается как конкретный век, единичный представитель человеческого рода и рассм вается в качестве отправного момента формирования личэв А само понятие личность» характеризует итог развития Ц вида и является выражением его социальной сущности. 98

Непременный и важный признак личности — индивидуаль­ность, под которой понимается единство неповторимых личност­ных свойств конкретного человека. Это также своеобразие его психофизической структуры (темперамента, физических данных, психических особенностей), интеллекта, мировоззрения, жизнен­ного опыта, социальных характеристик.

При комплексном изучении личности в отечественной науке сложился ряд общепризнанных исходных положений:



• личность присуща каждому человеку;

• личность есть то, что отличает человека от животных;

• личность есть продукт исторического развития, т.е. возника­ет на определенной ступени эволюции человеческого существа;

• личность есть индивидуальная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого.

В социологии под личностью понимается устойчивая сово­купность социально значимых черт и качеств, присущих челове­ку как общественному существу. Среди них выделяются прежде всего социальные роли, усваиваемые индивидом в процессе со­циализации (5.6), а также ценностные ориентации, на основе ко­торых формируется поведение личности.

Эти социально значимые свойства и качества индивида реа­лизуются в процессе взаимодействия с обществом через конк­ретные социальные группы, институты, общности. Отсюда сле­дует, что личность— это индивид, включенный в систему социальных связей и отношений.

При исследовании процессов взаимодействия человека и об­щества личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но преимущественно как субъект социальных от­ношений, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также спо­собности оказывать обратное воздействие на социальную среду.

В качестве первичного источника деятельности личности вы­ступают потребности, отражающие объективные условия суще­ствования человека и являющиеся одной из форм его связи с ок­ружающим миром. Согласно классификации американского исследователя А. Маслоу, все потребности образуют иерархи­ческую структуру, нижний уровень которой составляют физио­логические потребности и потребности в безопасности, а выс­ший — социальные, престижные и духовные потребности.

Будучи осознанными, потребности трансформируются в ин-'"ересы личности. Интересы, преломляясь через ценностные 99

ориентации, приводят к формированию мотивов деятелык личности. Механизм мотивации реализуется в конкретной , тельности личности, смыслом которой является достижение < ределенной цели.

Кроме внутренних побудителей деятельности (мотивов) ности, существуют и внешние побудители — стимулы. В < чие от мотивов, являющихся субъективными факторами, ст лы представляют собой объективные факторы и выраг особенности окружающей социальной среды.

Взаимодействие мотивов и стимулов образует диспозщ личности — ее предрасположенность к определенному повс нию в конкретных условиях. Согласно концепции известие российского социолога В.А. Ядова, диспозиции делятся на В1 шие, средние и низшие. Диспозиции высшего уровня включа наиболее важные жизненные-и ценностные ориентации лично та, определяющие общую направленность ее деятельности. Д< позиции среднего уровня — это установки на социальные обп ты и ситуации. К диспозициям нижнего уровня относ» ситуативные установки, определяющие поведение личное! конкретных, непосредственно данных условиях.

Таким образом, социологическое понятие личности вьц жает интегральное социальное качество, приобретенное ив видом в процессе включения в систему общественных свя и отношений. Личность выступает как объектом, так и суб) том общественных отношений. Взаимодействуя с окружаюв социальной средой, личность вырабатывает свои ценности ориентации, социальные установки (диспозиции) и модели ведения. Формирование новых потребностей, интересов и д позиций становится важным фактором творческой деятельн< ти личности, преобразования условий ее жизни, развит общества в целом.

5.2. Теории развития личности

Сложность и многомерность процесса формирования и вития личности обусловили появление самых различных • рий, пытающихся объяснить те или иные стороны данной пр лемы. Можно выделить несколько основных концептуальв подходов к изучению личности.

1. В рамках междисциплинарных исследований сложи социобиологический подход, сторонники которого (Э. Уилй 100

д. Фридман и др.) в объяснении процессов формирования и развития личности делают акцент на биологических факторах. По их мнению, некоторые типы поведения человека обуслов­лены генетически, т.е. наличием врожденных механизмов, яв­ляющихся результатом длительной эволюции. Эта теория под­вергается критике со стороны многих ученых, отмечающих, что социобиологи не принимают во внимание способность лю­дей мыслить, использовать символы и тем самым игнорируют роль культуры и социальной среды в становлении и развитии личности.

2. Ряд концепций личности основывается на функциональном подходе, согласно которому единицей социального анализа явля­ется не столько сам действующий индивид, сколько выполняе­мая им в обществе функция. Наибольшую распространенность в социологии получила ролевая теория личности, разные вари­анты которой разработали Дж. Г. Мид, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Парсонс, Т. Шибутани и другие известные социологи и соци­альные психологи. С точки зрения всех этих концепций, лич­ность представляет собой совокупность социальных ролей, вы­полняемых ею в обществе. Но если в трактовке Дж. Г. Мида и других социальных психологов роль выступает как результат межличностного взаимодействия, то в интерпретации Р. Линто-на, Р. Мертона, Т. Парсона и их последователей — как комплекс требований, предъявляемых обществом к индивиду, занимаю­щему определенную позицию в социальной системе. Иными словами, представители структурного функционализма рассмат­ривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи индивиду в обществе.

Ролевая теория личности имеет ряд несомненных досто­инств. Во-первых, она позволяет раскрыть механизм взаимодей­ствия человека и общества. Во-вторых, парные понятия «роль-статус» (3.3) являются удобным аналитическим инструментом Для описания ценностно-нормативной структуры общества и места в ней личности. В-третьих, понятие социальной роли можно зафиксировать эмпирическими методами, используя та­кие смежные категории, как «ролевые предписания», «ролевые ожидания» и т.д. Однако ролевую теорию нельзя принять в каче­стве единственной, поскольку она оставляет в тени активное, творческое начало личности.

С психологической трактовкой ролевой теории личности тесно связана концепция «зеркального Я», разработанная амери- 101

канским исследователем Ч. Кули. В соответствии с этой коне цией личность формируется в процессе ее социального взаи действия и отражает представления человека о том, как его во принимают и оценивают другие люди. В ходе межличностно общения человек создает свое «зеркальное Я», которое состоит из трех элементов:

• представления о том, как его воспринимают другие люв

• представления о том, как они его оценивают;

• как человек отвечает на воспринятую им реакцию дру

людей.

Таким образом, в теории «зеркального Я» личность выст]

ет как результат социального взаимодействия, в ходе которо! индивид приобретает способность оценивать себя с точки зр1 ния других членов данной социальной группы. ' 3. При марксистском подходе к изучению личности упор д лается на социальную обусловленность ее природы и деятельи ста. Исходным моментом здесь является теоретическое полож ние К. Маркса о том, что сущность человека есть «совокупное всех общественных отношений». Сущность же «особой лично та» составляет не ее физическая природа, а ее социальное как ство, т.е. общественно значимое качество, присущее многим л дям. Таким образом, личность, с точки зрения марксистскс подхода, рассматривается как реализованная в индивиде интй рация социально значимых черт и общественных отношени данного общества. Это, с одной стороны, продукт историчеси го развития, а с другой — результат включения индивида в о) циальную систему, его предметной деятельности, способной и

менять общественные отношения.

4. В русле психоаналитического подхода сформировала фрейдистская концепция личности, оказавшая заметное влияй на развитие представлений о природе человека. Модель лично та, разработанная 3. Фрейдом, включает три компонента:

• сферу подсознания ( И—Оно), где господствуют биол

гически обусловленные сексуальные (либидо) и агрессивные в

буждения;

• сферу самосознания (Е@о — Я), которая стремится реа1

зовать бессознательные побуждения в приемлемой для оба

ства форме;

• сферу сверхсознания (Зирег Е§о— Сверх-Я), вклю

щую моральные нормы, принятые в данном обществе (это I образный «моральный цензор»). 102

Взаимодействие этих сфер носит конфликтный характер и опрецепяет динамику развития личности. Возникающие при этом конфликты между сознанием и подсознанием решаются, по Фрейду, с помощью ряда психологических механизмов, которые подавляют и вытесняют из сознания личности побуждения и импульсы, противоречащие требованиям «морального цензора».

Главная проблема, которую пытался разрешить Фрейд, — проблема противоречия между человеком и обществом. В своих выводах он склонялся то к пессимизму, полагая, что человечес­кая природа слишком консервативна, чтобы могли произойти серьезные социальные изменения и был разрешен драматичес­кий конфликт человека и общества, то к осторожно оптимисти­ческой позиции, согласно которой, в конечном счете, с помощью психоаналитической терапии и правильно организованной сис­темы воспитания может произойти эволюция в нужном направ­лении.

Таким образом, проблема личности породила немало теорий и концепций. Ни одна из них не может быть абсолютизирована. Только синтез лучших достижений разных исследовательских подходов позволит составить целостное представление о приро­де личности, о процессах ее формирования и развития.

5.3. Социальная типология личности

Социальный тип личности представляет собой продукт сложного переплетения иеторико-культурных и социально-эко­номических условий жизнедеятельности людей и отражает их устойчивые черты характера, сформировавшиеся под влиянием общественной системы.

В социологии выделяют модальный, базисный и идеальный типы личности. Модальным называют усредненный тип личнос­ти, который реально преобладает в данном обществе. Под ба­зисным понимается тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям развития общества. Идеальный тип лич­ности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон личности будущего.

В разработку социальной типологии личности большой вклад внес американский социолог и психолог Э. Фромм (1900—1980), который создал концепцию социального характе­ра. По определению Э. Фромма, социальный характер — это ^ядро структуры характера, свойственное большинству членов 103

определенной культуры». Значение социального характера Э. Фромм видел в том, что он позволяет наиболее эффев адаптироваться к требованиям общества и обрести чувство^ зопасности и защищенности. Классическому капитализму,^ Э. Фромму, присущи такие черты социального характера, || индивидуализм, агрессивность, стремление к накоплению. В "I временном буржуазном обществе возникает социальный ха^ тер, ориентированный на массовое потребление и отмечен! чувством пресыщения, скуки и озабоченности. Соответства Э. Фромм выделил четыре типа социального характера: реп тивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыв ный. Все эти типы он считал «неплодотворными» и противо! тавлялим социальный характер нового типа, способствуюв формированию самостоятельной, независимой и активной -

нести.

В современной социологии получило широкое распрос ние выделение типов личности в зависимости от их ценно

ориентации.

«Традиционалисты» ориентированы в основном на ценно долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие ~ ства, как самостоятельность и стремление к самореализац данного типа личности выражены весьма слабо.

У «идеалистов», наоборот, сильно выражены независимо критическое отношение к традиционным нормам, установки саморазвитие и пренебрежение авторитетами.

«Реалисты» сочетают в себе стремление к самореализащ развитым чувством долга и ответственности, здоровый скег цизм с самодисциплиной и самоконтролем.

Социологические исследования показывают, что специфк отношений в различных сферах общественной жизни стимуз рует проявление определенных личностных качеств и типов 1 ведения. Так, рыночные отношения способствуют разви— предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчетливости, л ния подать себя; взаимодействия в сфере производства фо[ руют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию, а в с<| семейной и личной жизни — эмоциональность, сердечнс привязанность, поиск гармонии.

В то же время социологи отмечают и обратное воздейс устойчивых личностных качеств и поведенческих стереоп на возникновение и развитие общественных отношений или иного типа. Иллюстрацией этому может служить уже 104

водимое ранее заключение М. Вебера о том, что именно измене­ния под влиянием протестантизма ценностных ориентации лич­ности, ее отношения к труду дали импульс к возникновению «духа» капитализма, стимулировали развитие предприниматель­ской деятельности. Следовательно, комплекс определенных лич­ностных качеств, выраженных в социальном характере, может ускорять общественное развитие, а может, наоборот, препят­ствовать ему или делать его вообще невозможным.

5.4. Социализация личности

Социализация личности — это процесс включения личности в общество, усвоения ею общественного опыта, культурных ценностей, социальных ролей, норм и правил поведения. На ос­нове социализации происходит формирование социально значи­мых качеств личности, позволяющих ей принимать полноцен­ное участие в жизни общества.

Социализация не сводится к традиционным понятиям «вос­питание» и «образование»; она продолжается в течение всей жизни человека и охватывает все процессы воздействия на него со стороны социального окружения. При этом результаты социа­лизации во многом зависят от социальной активности самой личности, которая не должна оставаться лишь пассивным объектом разнообразных общественных воздействий.

Социализация включает в себя ряд этапов, каждый из кото­рых имеет свою специфику. Этот вопрос по разному трактуется социологами. Одни исходят из того, что главным показателем зрелости личности служит ее трудовая деятельность и поэтому выделяют такие три основных этапа социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой (пенсионный). Другие подразделяют социализацию на два самых общих этапа: период первичной со­циализации (от рождения до формирования личности) и период вторичной социализации (развитие личности на стадии ее соци­альной зрелости). Третьи предлагают деление социализации в зависимости от жизненных циклов человека (детство, юность, зрелость,старость).

В любом случае социализация наиболее интенсивно осуще­ствляется на начальных этапах, когда формируется личность ре­бенка и происходит его подготовка к взрослой жизни. Особенно ^лика здесь роль родителей и других членов семьи — первич-^к агентов социализации, оказывающих непосредственное воз- 105

действие на процесс становления личности'ребенка. По роста ребенка расширяется круг агентов социализации, ус няется ее характер. В этот процесс включаются дошкол воспитательные учреждения, затем школьные коллективы,;

школьные учебно-воспитательные заведения, детские теле- к диопередачи и т.п. Среди механизмов ранней социализации I бое значение имеют коллективные игры, в ходе которых учатся осваивать будущие социальные роли.

Очень важен юношеский этап социализации (13—19 когда подростки приобретают значительно более широкие ния, завершают формирование основ своей личности, опред ют свое место в окружающей жизни. Сложность социализм «переходного» периода во многом обусловлена противореч между высоким уровнем притязаний молодых людей и их ким возрастным социальным статусом. Кроме того, на этой ' дии возможно возникновение параллельных систем ценност< взглядов на мир, носителями которых выступают разные агеи социализации — родители, школа, сверстники.

На этапе зрелости главным в социализации личности ста вится приобретение и освоение социальных статусов и рсн активное включение в производственную, общественную, пс тическую и другие сферы жизни общества. В этот период л ность не только конкретно усваивает социальный опыт, но и| новляет его через свою деятельность. Зрелая личность пс сталкивается с необходимостью многое менять в своейжиТогда возникает ресоциализация, под которой понимается ] цесс усвоения новых знаний, ценностей, норм, установок, ста сов, ролей вместо прежних.

Ресоциализация особенно проявляется в условиях принци;

ально иной ситуации для человека (например, переезд на посте ное жительство в другую страну). Однако чаще всего она связа! изменением статуса личности, ее профессии или служебной да ностй. В обществе переходного типа ресоциализация может С1 массовым явлением, охватывать большие группы людей, мен;

щих свои ценностные ориентации и осваивающих новые видиц

ятельности.

В период старости, с выходом на пенсию завершается а1 ный цикл социализации. В это время, как правило, происх снижение социального статуса личности, сокращение диапг выполняемых ею социальных ролей. Вместе с тем послет} вая социализация позволяет людям пожилого возраста вноса 106

существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процессы передачи его новым поколениям.

Следует отметить, что характер социализации определяется прежде всего типом общества, в рамках которого она осуществ­ляется. В демократическом обществе социализация ориентиро­вана на гуманистические ценности и идеалы, в тоталитарном — имеет принципиально иной характер. Это важно учитывать в ус­ловиях современного российского общества, переживающего переход от тоталитарного к демократическому правовому госу­дарству.

5.5. Семья как социальная группа и социальный институт

Семья — это основанное на кровном родстве, браке или опе­кунстве объединение людей, связанных общностью быта и вза­имной ответственностью.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт. В качестве малой группы она удовлетворяет личные потребности людей, в качестве института — социально значимые потребнос­ти общества.

Семья является важным элементом социальной структуры общества, однойиз его подсистем, деятельность которой регу­лируется как брачно семейным законодательством, так и мо­рально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т.д.

Главная функция семьи — репродуктивная, т.е. биологичес­кое воспроизводство населения — на общественном уровне и Удовлетворение потребности в детях — на личностном уровне. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд Других важных функций, среди которых:

воспитательная — первичная социализация детей, их вос­питание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

хозяйственно-бытовая — ведение домашнего хозяйства, Уход за детьми и престарелыми членами семьи; 107

экономическая — материальная поддержка несоверпк летних и нетрудоспособных членов семьи;

функция первичного 'социального контроля — регаамен ция моральной ответственности в отношениях между члена семьи;

духовно-нравственная — развитие личности каждого на семьи;

социально-статусная — предоставление определенж социального статуса членам семьи, воспроизводство социальн структуры;

досуговая — организация рационального досуга, взаи обогащение интересов;

эмоциональная — оказание психологической поддери членами семьи.

По своим формам и типам семейные отношения достаток многообразны. В зависимости от структуры родственных свя;

выделяют два основных типа семьи: нуклеарную (простую)! расширенную (сложную). Первая состоит из родителей и нах< дящихся на их иждивении детей, вторая — из родителей, дет^ и других родственников, представителей двух или более поколений

В зависимости от формы брака выделяют моногамную и » лигамную семью. Первая предусматривает наличие брачн^ пары — мужа и жены. Вторая подразделяется на полигуна (многоженство) и полиандрию (многомужество). Если поли ния получила довольно широкое распространение (прежде все в мусульманских странах), то полиандрия встречается ред (Индия, Тибет) и вызывается часто экономическими причина] (например, в Тибете братья имеют общую жену, чтобы не I лить земельный участок, полученный по наследству).

По критерию семейной власти выделяют такие историческ формы семьи, как матриархат (власть в семье принадлеж;

женщине) и патриархат (во главе семьи стоял мужчина). В стоящее время превалирует эгалитарная, или демократиче семья, в которой существует статусное равенство супругов.

К историческим формам семейно-брачных отношений о сятся также эндогамия, предполагающая заключение брака мв ду представителями одной и той же группы (клана, племен* т.д.), и экзогамия, запрещающая брак внутри определенной • кой группы людей (например, между близкими родственнм членами одного и того же клана, племени и т.д.). 108

В современном обществе наблюдаются процессы транс­формации семьи как социального института, изменения некоторых ее социальных функций, перераспределения се­мейных ролей. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные ролевые семейные от­ношения, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал эко­номическую самостоятельность семьи, уступают место но­вым отношениям, при которых многие женщины стали уча­ствовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в решении семейных проблем. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд неоднозначных социальных послед­ствий. С одной стороны, этот процесс способствовал росту самосознания женщины, установлению равенства в супру­жеских отношениях, с другой — вызвал конфликтную ситуа­цию в семье, привел к снижению рождаемости, ослаблению семейных связей.

В современной семье не только преобразуются традицион­ные роли женщин, но и претерпевают изменения мужские роли. Например, в западноевропейских странах не являются исключе­ниями случаи, когда мужчина берет отпуск по уходу за ребен­ком. Поэтому в социологическом отношении важно выяснить, как супруги воспринимают новую ситуацию, готовы ли они к перераспределению семейных обязанностей, отчего зависит ли­дерство в семье.

В целом основной тенденцией в развитии семейных отноше­ний является их демократизация, что предполагает равенство мужчины и женщины, отмену всякой дискриминации, гуманные методы воспитания, расширение независимости каждого члена семьи.

5.6. Социальный контроль

Социальный контроль — это система социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка.

Выделяют две основные формы социального контроля;

внутренний и внешний контроль. Внутренний контроль пре- 109

дусматривает регулирование самим индивидом своего по1 ния. Фактором внутреннего контроля выступает совесть. Вне ний контроль представляет собой совокупность институтов, рантирующих соблюдение общепринятых норм и прапила поведения.

Система социального контроля включает два основных ;

мента: нормы и санкции. Социальные нормы — это предт ния, требования, правила, определяющие границы допустим поведения людей в обществе.

Социальные нормы выполняют в обществе следующие

ции:

регулируют общий ход социализации;

интегрируют личность в социальное окружение;

служат образцами, эталонами соответствующего пое

ния;

контролируют отклоняющееся поведение. Нормы выполняют свои функции в зависимости от тог каком качестве они себя проявляют — как стандарты пове ния (обязанности, правила) или как ожидания поведения (р-ция других людей). Например, защита чести и достоинства нов семьи составляет обязанность каждого мужчины. Здесь ] идет о норме как стандарте должного поведения. Этому с дарту соответствует вполне конкретное ожидание членов се» надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены.

Социальные санкции — это меры поощрения или наказав стимулирующие людей соблюдать нормы и правила поведен Выделяют четыре типа санкций:

формальные позитивные санкции — публичное одобре) со стороны властей, официальных учреждений и организа» (правительственные награды, государственные премии, прод жение по службе, присвоение ученых степеней и званий и т.д

неформальные позитивные санкции — публичное одой ние, исходящее от неформального окружения, т.е. со стор( родственников, друзей, коллег, знакомых и т.д. (дружеская хвала, комплименты, доброжелательное расположение, прг" ние лидерских качеств, положительный отзыв и т.п.);

формальные негативные санкции — это наказания, пр( мотренные юридическими законами, официальными указа административными инструкциями и предписаниями (п— понижение в должности, увольнение, арест, тюремное за» ние, лишение гражданских прав и др.); 110

неформальные негативные санкции — наказания, не пре­дусмотренные правовой системой общества (замечание, порица­ние, выражение неудовольствия, разрыв дружеских отношений, недоброжелательный отзыв и т.д.).

Применение правовых санкций обеспечивается государ­ственным принуждением, моральных — силой нравственного воздействия со стороны общества, церкви или социальной груп­пы. Различные виды социальных санкций взаимосвязаны и до­полняют друг друга. В этом — один из источников повышения эффективности их действия. Так, если юридические санкции опираются на моральные устои и требования общества, то дей­ственность их намного повышается.

Таким образом, значение социального контроля состоит прежде всего в том, что он регулирует поведение людей и под­держивает общественный порядок, способствуя тем самым ин­теграции и стабилизации общества. Функционируя на основе общепринятых ценностей и норм культуры данного общества, социальный контроль призван гарантировать соответствие пове­дения человека этим ценностям и нормам. Особенно наглядно эта роль социального контроля проявляется в предотвращении девиантного (отклоняющегося) поведения 5.7. Девиантное поведение

Девиантное (отклоняющееся) поведение — это поступки или действия, которые не соответствуют принятым в данном обществе нормам и правилам поведения.

В социологии под этим термином чаще всего понимают различные типы негативного социального поведения, к ос­новным формам которого относят преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид (повышенный риск совер­шить самоубийство). По определению американского социо­лога Н. Смелзера, девиантным считается поведение, которое является отклонением от норм социальной группы и влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказа­ние.

Некоторые социологи проводят разграничение между девиант-ным и делинквентным (буквально — преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, подпадающие под кате-^рию противоправного действия. При этом подчеркивается, что Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение к мо- 111






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.