Обратная связь
|
Классификация политики и ее взаимосвязь с другими формами общественного сознания Наряду с выяснением сущности, содержания политики, ее социальной природы принципиальное значение имеет вопрос о ее классификации. Необходимость классификации обусловливается рядом обстоятельств и прежде всего сложностью и многогранностью политической деятельности, а также научно-исследовательскими и учебными целями.
Методологический подход к классификации социальных, политических явлений и процессов предполагает рассмотрение, анализ структуры самого объекта, в рамках которого происходят социально-политические процессы и деятельность, определение критериев или критерия классификации. Например, возьмем рассматриваемую нами тему – “Политика как общественное явление”. Общество, как известно, представляет собой чрезвычайно сложную динамическую систему, состоящую из подсистем: экономической, [c.67] социальной, политической и духовной. Политика находит свое проявление и отражение во всех названных сферах. Но общество функционирует, развивается не изолированно, а в связи с другими международными общественными и государственными образованиями и природой. Эти разнообразные и сложные взаимосвязи также имеют политические аспекты.
По критерию направленности политику разделяют на внутреннюю и внешнюю. Обе части политики диалектически взаимодействуют. В большинстве случаев внутренняя политика обусловливает содержание, средства, методы и социальную направленность внешней политики. Но, разумеется, и внешняя политика по отношению к внутренней не является нейтральной. В определенных условиях она активно влияет на внутреннюю и может даже вносить в характер последней существенные коррективы. Так, политика США по отношению к ряду стран Латинской Америки и бывшего СССР к Финляндии, Афганистану и др.
Внутреннюю политику по критерию различения сфер общественной жизни можно разделять на экономическую, социальную, собственно политическую, духовную. Что касается первых двух сфер, то здесь обычно никто не возражает. По отношению же к двум последним разновидностям политики возникают порой дискуссии. Как, мол, понимать политику в политической сфере? Не тавтология ли это: политика политики. Думается, нет, и вот почему.
Экономическая политика демократического государства – совокупность научных положений, целей, политических средств и практических мер, с помощью которых осуществляется регулирование отношений между гражданами, социальными группами, нациями в сфере экономической жизни общества, под ее влиянием происходит взаимодействие между государством и гражданским обществом. По отраслевому критерию в экономической политике обычно выделяют: политику в области промышленности, транспорта, аграрную политику, политику в области финансов, инвестиций, приватизации и т.п.
Социальная политика – это система идей, установок, целей, методов и средств, с помощью которых осуществляется регулирование отношений между гражданами, социальными группами, нациями по поводу их [c.68] места в обществе и обеспечении их непосредственно жизнедеятельности.
Особое место в сфере социальной жизни занимает национальная политика. Ее объектом являются национальные отношения. Будучи интегральными, включающими в себя экономические, социальные, государственно-правовые, культурно-духовные и другие аспекты, национальные отношения необходимо рассматривать как исключительно сложный специфический объект регулирования.
Политика “политики” или политика в политической сфере направлена на регулирование отношений между гражданами и социальными общностями по поводу прежде всего государственной власти. Ее также можно подразделить на политику государственно-административного строительства и политику общественных организаций и движений в сфере властно-политических отношений.
Политика в сфере духовной жизни призвана осуществлять регулирование отношений между гражданами, коллективами, социальными общностями и нациями по поводу функционирования идей, взглядов, теорий, их реализации в обществе и непосредственной жизнедеятельности людей. Аналогично другим видам политики она может классифицироваться по отраслевому принципу: политика в области культуры, театра, кино, печати, средств массовой информации.
По полноте охвата сфер общественной жизни и влиянию на общество можно выделить такие разновидности политики, как научно-техническая, оборонная, экологическая. Эти виды политики выступают своеобразным слепком с общества, отражают его возможности, характер и социальную направленность развития.
Общество не одноцветный монолит, а многоярусная социально-дифференцированная система. Ее структуру составляют индивиды, социальные слои, группы, классы и нации со своими многообразными потребностями и интересами. Для их выражения, защиты и осуществления организационно-мобилизационной функции в обществе создаются государственные органы, политические партии, общественно-политические и профессиональные организации. Они выступают как активные субъекты политики. Исходя из этого, важным критерием классификации [c.69] политики являются ее субъекты. Определяющим и ведущим среди них выступает государство.
Современное государство – сложная система органов, имеющая монополию на насилие как средство господства и располагающая широкими законодательными, судебными правами, техническими и материальными ресурсами, вышколенной армией профессиональных политиков. В этом отношении ни один субъект политики не может сравниться с государством. Государственная политика поэтому занимает доминирующее место в общей структуре политической деятельности в обществе.
Государственная политика как вид деятельности обычно рассматривается на нескольких уровнях: местном, региональном, национальном, международном. Местный уровень включает решение в первую очередь социально-бытовых вопросов: обеспечение сносных жилищных условий, строительство и эксплуатация школ, больниц, местной инфраструктуры, управление муниципальной собственностью.
Региональный уровень требует в большей степени государственного вмешательства, координации деятельности различных социальных групп и национальных общностей, направленных на комплексное развитие всего региона, осуществление сбалансированной экологической политики, защиты прав и свобод граждан от посягательств преступных групп и мафиозных кланов.
Центральное место в политике государства занимает общенациональный уровень. На этом уровне государство призвано определить наиболее точно приоритеты в политике по отношению к разным социальным слоям и группам, выделять с учетом имеющихся возможностей бюджетные средства на модернизацию и развитие тех отраслей экономики, которые в первую голову создают условия для фунционирования в оптимальном режиме социальной сферы и всестороннего развития каждой личности. И, наконец, последний, международный уровень постепенно приобретает все большее значение в наше время. Именно этот аспект государственной политики призван обеспечить защиту национальных интересов государства, суверенных прав граждан, создание благоприятных условий для эффективного [c.70] социально-экономического развития общества, не допустить втягивания страны в локальные и международные конфликты.
Другими влиятельными субъектами политики являются политические партии, общественно-политические движения и организации. Предлагаемая партиями и их лидерами политика рассчитана на то, чтобы привлечь на свою сторону ведущие социальные и политические силы с целью завоевания политической власти в рамках соблюдения закона. Встречаются, конечно, исключения. Радикально-революционные партии часто действуют вопреки требованиям законов и конституции. Такая политика может дать эффект лишь на короткое время. В стратегическом плане только та политика ведет к успеху, которая реализуется в рамках конституционных законодательных норм, принципов и цивилизованными средствами.
По критерию масштабности и долговременности целей политику можно классифицировать на стратегическую и тактическую (текущую). Сущностью стратегической политики является выбор коренных, наиболее значимых целей приоритетов развития общества, региона, города, района, общественной сферы или общественно-политического движения, основных методов, средств, политических сил, технических, материальных ресурсов для достижения намеченных целей, возможных вариантов политических блоков, союзов и соглашений, а также прогноз результатов (конечных, промежуточных) в осуществлении запланированных целей. Стратегическая политика по временному интервалу различается на долгосрочную (10-15 лет) и среднесрочную (3-5 лет).
Тактическая (текущая) политика – это политическая деятельность, направленная на реализацию намеченных стратегических целей. Она предполагает большую гибкость, оперативность в применении методов, средств, допускает обходные маневры, временные соглашения с неустойчивыми политическими союзниками. Стратегическая и тактическая политика, как правило, присуща всем субъектам политики.
Ряд социологов и политологов (например, М. Вебер) (4) классифицируют политиков и политику “по случаю”, как побочное занятие и как профессиональную деятельность. Политиками “по случаю” являются все граждане, когда они опускают избирательный бюллетень и совершают сходное волеизъявление: рукоплещут или [c.71] протестуют на политическом митинге, собрании и т.д. Многие люди подобным образом формируют и реализуют политику. К политикам “по совместительству” можно отнести и всех граждан, которые выбраны на определенное (не длительное) время в органы правления политических партий, общественных организаций и занимаются этой деятельностью на общественных началах.
Политики и политическая деятельность приобретают профессиональный характер, когда люди либо живут “для политики”, “политикой”, либо живут “за счет” политики.
Более всего способствует профессиональному занятию политикой, по мнению М. Вебера, знание гуманитарных, правоведческих наук, сама юридическая практика, журналистская деятельность, участие в работе профессиональных союзов, молодежных и ветеранских организациях.
Итак, предлагаемая классификация политики как сложной многоаспектной деятельности, на наш взгляд, целесообразна. Она отражает доминирующее в нашем обществе понимание политики и позволяет комплексно исследовать реальную социальную действительность с политологической точки зрения.
Какова же роль политики в общественном развитии?
Изучение истории политической мысли показывает, что в далеком прошлом, да и в начале ХХ века в политических теориях обнаруживаются две крайности: либо игнорирование, либо абсолютизация значения политики и политической борьбы в развитии общества. Например, большинство представителей немарксистского социализма рассматривали политическую деятельность, политическую борьбу только как функции политических партий, выражающих интересы элитарных слоев и классов общества. По их мнению, такая деятельность не может привести к облегчению положения трудового народа. Негативный подход к политике, государству, был характерен и для анархистов, проповедовавших необходимость уничтожения государственной власти (8).
В трудах многих отечественных толкователей марксизма утверждается, что характер общественного строя, тип государства, классовая структура общества и ее изменения определяются в конечном счете экономическим базисом, уровнем развития производительных сил. Политика [c.72] детерминирована экономическими, социальными интересами социальных групп, классов, наций.
Такой подход, однако, вольно или невольно сводит на нет автономность, самостоятельность политической сферы и главного ее феномена – государства. Как уже подчеркивалось, государство (если речь не идет о той или иной форме тоталитарной диктатуры) призвано выражать интересы не только правящих групп, но и интегрировать, совмещать, примирять интересы всех других социальных групп и классов общества.
В последнее время ведется оживленная дискуссия о том, в какой мере допустимо политическое, государственное вмешательство в экономику. Ряд авторов ратует за полную независимость экономики от политики, государства, считая такой подход непременным условием возрождения России. Такое утверждение представляется весьма спорным.
Одной из ведущих функций экономики является ее способность удовлетворять потребности людей: кормить, поить, одевать, защищать их от непогоды и т.п. Это в сущности вечное и естественное ее предназначение. Отсюда вытекает весьма логичный вывод – государство как выразитель общих интересов средствами политики может и обязано создавать условия для более эффективного осуществления этой функции экономики.
Известно, что экономика оптимально функционирует при стабильном общественном порядке, трудовой дисциплине, налаженных транспортных связях, определенном гражданском согласии в обществе. Такие условия опять же может и должна создать политическими методами прежде всего государственная власть. Именно она призвана обеспечить социальный мир, пресекать деятельность преступных групп и мафиозных кланов, фашиствующих, анархиствующих и националистических организаций.
Политическое вмешательство в экономику оправдано также и в том случае, если оно создает благоприятные условия для научно-технического и технологического прогресса, ведет к росту производительности общественного труда и облегчает труд работников производства.
Но следует подчеркнуть, что государственное администрирование в экономической сфере допустимо, как правило, в чрезвычайных ситуациях (война, природные [c.73] катастрофы). Как свидетельствует исторический опыт нашей страны, увлечение командно-административными методами оказало на экономическое развитие исключительно отрицательное влияние. Достаточно вспомнить такие экономические потрясения, как коллективизация, планы переброски вод северных рек, мелиорация и многое другое.
Изучая политические системы и конкретную политику, необходимо выявлять, анализировать конкретные политические методы воздействия на различные структурные элементы экономики и в целом на экономическую жизнь общества. Важно также всесторонне исследовать и обратное воздействие различных сторон экономических отношений, управленческих структур на те или иные аспекты политики.
Политика оказывает значительное влияние, как мы уже отмечали, и на иные сферы общественной жизни: социальную и духовную. Например, с помощью политических средств осуществляется воздействие на формирование социально-классовой и социально-демографической структуры общества. В России, в некоторых других странах бывшего СССР предпринимаются меры, направленные на приоритетное развитие фермерства, индивидуальных хозяйств, предпринимательство, посреднических структур. Предполагается, что это приведет к появлению новых социальных общностей, сокращению люмпенских социальных слоев и укреплению социальной базы реформ. Существенно воздействует политика на миграционные процессы, расселение населения, его плотность и воспроизводство. Конечно, социально-демографическая структура населения, его размещение зависят не только от политики, но субъекты политики (государство, партии) не могут пренебрегать регулированием этих сложных социальных процессов.
Специфическими средствами политики государство оказывает регулирующее влияние на такие элементы духовной сферы, как образование, воспитание и культуру. Это осуществляется, во-первых, путем социализации и воспитания подрастающего поколения. Во-вторых, выработкой и утверждением системы ценностей, выступающих в качестве ориентиров и установок в деятельности отдельной личности и социальных общностей. В-третьих, [c.74] выработкой эталонов действий, поведения и их реализацией в различных ситуациях политической жизни.
Итак, политика как сложное, многогранное социальное явление оказывает воздействие на все сферы общественной жизни. В ней находят отражение различные экономические, социальные, культурные, идеологические и иные интересы наций, классов, социальных групп, слоев, политических партий, общественных движений. Рациональная, демократическая политика предполагает не их подчинение, подавление, а гармоническое сочетание, согласование и интеграцию на основе общественного согласия.[c.75]
|
|