Обратная связь
|
Предмет статистической науки. Основные этапы статистического исследования и специфические методы статистики Курс лекций
СТАТИСТИКА
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Предмет и метод статистической науки
|
|
| 1.1. Понятие статистики и краткие сведения из ее истории ……………………………………...
|
|
| 1.2. Предмет статистической науки. Основные этапы статистического исследования и специфические методы статистики ………………………………………………………………..
|
|
| 1.3. Теоретические основы статистики…………………………………………………………….
|
| Тема 2. Статистическое наблюдение и статистическая сводка и группировка
|
|
| 2.1. Понятие о статистическом наблюдении, этапы его проведения…………………................
|
|
| 2.2. Основные организационные формы, виды и способы статистического наблюдения ..........
|
|
| 2.3. Точность наблюдения ………………………………………………………………………….
|
|
| 2.4. Статистическая сводка данных………………………………………………………………..
|
|
| 2.5. Понятие о статистической группировке, ее виды. …………………………………………...
|
|
| 2.6. Техника выполнения группировок…………………………………………………………….
|
|
| 2.7. Понятие о статистических рядах распределения, их виды, составные элементы, графическое изображение…………………………………………………………………………..
|
| Тема 3. Табличное и графическое представление статистических данных, выборочное наблюдение
|
|
| 3.1. Виды статистических таблиц, основные правила их составления и оформления………….
|
|
| 3.2. Графическое представление статистических данных ………………………………………..
|
|
| 3.3. Понятие о выборочном наблюдении и ошибках, возникающих при его проведении…….
|
|
| 3.4. Способы отбора единиц из генеральной совокупности. Виды выборок …………………...
|
|
| 3.5. Ошибки выборки. Задачи, решаемые при применении выборочного наблюдения .
|
|
| 3.6. Определение необходимой численности выборки …………………………………………..
|
| Тема 4. Статистические величины и анализ временных рядов
|
|
| 4.1. Абсолютные и относительные величины в статистике. Виды и взаимосвязи относительных величин…………………………………………………………………………….
|
|
| 4.2. Средние величины………………………………………………………………………………
|
|
| 4.3. Показатели вариации …………………………………………………………………………..
|
|
| 4.4. Правило сложения дисперсий …………………………………………………………………
|
|
| 4.5. Понятие о статистических рядах...…………………………………………………………….
|
|
| 4.6. Показатели анализа динамических рядов……………………………………………………..
|
| Тема 5. Экономические индексы и статистическое изучение взаимосвязей
|
|
| 5.1. Индексы и их классификация ………………………………………………………………….
|
|
| 5.2. Агрегатная форма общего индекса ……………………………………………………………
|
|
| 5.3. Средневзвешенные индексы………… ………………………………………………………..
|
|
| 5.4. Причинно-следственные связи, факторные и результативные признаки, виды связей ………………………………………………………………………………………………..
|
|
| 5.5. Основные понятия корреляционного и регрессионного анализа…………………................
|
|
| 5.6. Собственно-корреляционные параметрические методы изучения связей………………….
|
|
| 5.7. Методы изучения связи социальных явлений………………………………………………...
|
|
| 5.8. Непараметрические показатели связи. Ранговые коэффициенты…………………………...
|
| Список литературы
|
| Приложения
|
|
|
|
|
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД СТАТИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ
1.1. Понятие статистики и краткие сведения из ее истории.
Слово «статистика» латинского происхождения (от status – состояние). В средние века оно означало политическое состояние государства. В науку этот термин был введен в XVIII в. немецким ученым Готфридом Ахенвалем (1719 – 1772 гг.). С 1746 г. профессор физиологии и права Г. Ахенваль начал читать впервые в Марбургском, а затем в Геттенгенском университетах новую учебную дисциплину, которую он назвал статистикой. Собственно как наука статистика возникла в конце XVII в., хотя статистический учет существовал уже в глубокой древности.
В настоящее время данный термин употребляется в четырех значениях:
1) под статистикой понимают отрасль практической деятельности, направленной на получение, обработку и анализ массовых данных о самых различных явлениях общественной жизни (в этом смысле «статистика» выступает как синоним словосочетания «статистический учет»). Эту деятельность на профессиональном уровне осуществляет государственная статистика – Государственный комитет по статистике Российской Федерации и система его учреждений, организованных по административно-территориальному признаку, а также ведомственная статистика (на предприятиях, в объединениях, ведомствах, министерствах);
2) статистикой называют цифровой материал, служащий для характеристики какой-либо области общественных явлений или территориального распределения какого-то показателя; статистические данные, представляемые в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономики, а также публикуемые в сборниках, справочниках, периодической прессе, которые являются результатом статистической работы;
3) статистика – это отрасль знания, особая научная дисциплина и соответственно учебная дисциплина в высших и средних специальных учебных заведениях;
4) статистические методы (в том числе методы математической статистики), применяемые для изучения социально-экономических явлений и процессов.
Статистика как наука представляет собой целостную систему научных дисциплин: теория статистики, экономическая статистика и ее отрасли, социально-демографическая статистика и ее отрасли.
Теория статистики является наукой о наиболее общих принципах и методах статистического исследования социально-экономических явлений. Она разрабатывает понятийный аппарат и систему категорий статистической науки, рассматривает методы сбора, сводки, обобщения и анализа статистических данных, т.е. общую методологию статистического исследования массовых общественных процессов.
Таким образом, теория статистики - методологическая основа всех отраслевых статистик.
Экономическая статистика – разрабатывает и анализирует синтетические показатели, включая такие макроэкономические показатели, как валовое национальное богатство (ВНБ), валовой национальных доход (ВНД), валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП) и др., отражающие состояние национальной экономики; структуру, пропорции, взаимосвязь отраслей и элементов общественного воспроизводства; рассматривает особенности размещения производительных сил, состав и использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов; наконец, осуществляет построение и анализ общей статистической модели рыночной экономики в виде системы национальных счетов (СНС).
Отрасли экономической статистики – статистика промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, труда, природных ресурсов, охраны окружающей среды и т.д. – разрабатывают и изучают статистические показатели развития соответствующих отраслей.
Социально-демографическая статистика формирует и анализирует систему показателей, комплексно характеризующих различные стороны социальных условий и образа жизни населения; ее отрасли – статистика населения, политики, культуры, здравоохранения, науки, просвещения, права и т.д.
Задачей всех отраслевых статистик является разработка статистических показателей соответствующих отраслей.
Статистика развивается как единая наука, и развитие каждой отрасли содействует ее совершенствованию в целом.
Предмет статистической науки. Основные этапы статистического исследования и специфические методы статистики
Как и всякая наука, статистика имеет свой предмет.
Предметомстатистики является количественная сторона массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной или их содержанием, а также количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени.
Для изучения предмета статистики разработаны и применяются специфические приемы, совокупность которых образует методологию статистики (методы массовых наблюдений, группировок, обобщающих показателей, динамических рядов, индексный метод и др.). Применение в статистике конкретных методов предопределяется поставленными задачами и зависит от характера исходной информации.
Общей основой разработки и применения статистической методологии является диалектический метод познания, согласно которому общественные явления и процессы рассматриваются в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности. Знание законов общественного развития создает фундамент, с помощью которого можно понять и правильно истолковать явления, подлежащие статистическому исследованию, выбрать надлежащую методику его изучения и анализа.
При этом статистика опирается на такие диалектические категории, как количество и качество, необходимость и случайность, причинность и закономерность, единое и массовое, индивидуальное и общее.
Статистическое исследование состоит из трех стадий:
- Научно-организованный сбор статистической информации и ее первичная обработка.
- Сводная разработка и обобщение результатов наблюдения в определенные совокупности.
- Анализ полученных данных.
Прохождение каждой стадии исследования связано с использованием специфических методов статистики:
- Метод массовых наблюдений заключается в сборе первичного статистического материала, в научно организованной регистрации всех существенных фактов, относящихся к рассматриваемому объекту.
- Метод сводки и группировки заключается в систематизации и классификации всех собранных фактов статистического наблюдения.
- Метод анализа с помощью обобщающих показателей: абсолютных, относительных и средних величин, вариации, тесноты связи и скорости изменения социально-экономических явлений во времени, индексов и др. Проведение анализа позволяет проверить причинно-следственные связи изучаемых явлений и процессов, определить влияние и взаимодействия различных факторов, оценить эффективность принимаемых управленческих решений, возможные экономические и социальные последствия складывающихся ситуаций.
При изучении статистической информации широкое применение имеют табличный и графический методы.
Статистическая методология получила развитие в работах видных отечественных ученых – статистиков: В.С. Немчинова, С.Г. Струмилина, В.Н. Старовского, В.И. Хотимского, Б.С. Ястремского, А.Я. Боярского, Т.В. Рябушкина, Н.К. Дружинина и др.
|
|