Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Графическое представление критерия Q

На Рис. 2. представлены три варианта соотношения рядов значений в двух выборках. В варианте (а) все значения первого ряда выше всех значений второго ряда. Различия, безусловно, достоверны, при соблюдении условия, что n1,n2 > 11.

В варианте (б), напротив, оба ряда находятся на одном и том же уровне: различия недостоверны. В варианте (в) ряды частично перекрещиваются, но все же первый ряд оказывается гораздо выше второго. Достаточно ли велики зоны S1 и S2, в сумме составляющие Q, можно определить по Таблице, в которой приведены критические значения Q для разных n. Чем величина Q больше, тем более достоверные различия мы сможем констатировать.

 

Рис. 2. Возможные соотношения рядов значений в двух выборках:

*S1 - зона значений 1-го ряда, которые выше максимального значения 2-го ряда;

*S2 - зона значений второго ряда, которые меньше минимального значения 1-го ряда;

*штриховкой отмечены перекрещивающиеся зоны двух рядов

Ограничения критерия Q

1. Вкаждой из сопоставляемых выборок должно быть не менее 11 наблюдений. При этом объемы выборок должны примерно совпадать. Е.В. Гублером указываются следующие правила:

а) если в обеих выборках меньше 50 наблюдений, то абсолютная величина разности между n1и n2не должна быть больше 10 наблюдений;

б) если в каждой из выборок больше 51 наблюдения, но меньше 100, то абсолютная величина разности между n1 и n2не должна быть больше 20 наблюдений;

в) если в каждой из выборок больше 100 наблюдений, то допускается, чтобы одна из выборок была больше другой не более чем в 1,5-2 раза.

2. Диапазоны разброса значений в двух выборках должны не совпадать между собой, в противном случае применение критерия бессмысленно. Между тем, возможны случаи, когда



диапазоны разброса значений совпадают, но, вследствие разносторонней асимметрии двух распределений, различия в средних величинах признаков существенны (Рис.3, 4).


 

 

Рис. 3. Вариант соотношения распределений признака в двух выборках, при котором критерий Q беспомощен


 

Рис. 4. Вариант соотношения распределений признака в двух выборках, при котором критерий Q может быть мощным.

Пример

У предполагаемых участников психологического эксперимента, моделирующего деятельность воздушного диспетчера, был измерен уровень вербального и невербального интеллекта с помощью методики Д. Векслера. Было обследовано 26 юношей в возрасте от 18 до 24 лет (средний возраст 20,5 лет). 14 из них были студентами физического факультета, а 12 - студентами психологического факультета Ленинградского университета (Сидоренко Е.В., 1978). Показатели вербального интеллекта представлены в Табл. 2.1.

Можно ли утверждать, что одна из групп превосходит другую по уровню вербального интеллекта?


Таблица 1

Индивидуальные значения вербального интеллекта в выборках студентов физического (n1=14) и психологического (п2 =12) факультетов

 

Студенты физики Студенты психолог
Код имени Показатели вербального интеллекта Код имени Показатель вербального интеллекта
испытуемого испытуемого
1. И.А 1. Н.Т.
2. К.А. 2. О.В.
3. К.Е. 3. Е.В.
4. П.А. 4. Ф.О.
5. С.А. 5. И.Н.
6. СтЛ. 6. И.Ч.
7. Т.А. 7. И.8.
8. Ф.А. 8. КО.
9. Ч.И. 9. Р.Р.
10. Ц.А. 10. Р.И.
11. См.А. 11. O.K.
12. КАн. 12. Н.К.
13. Б.Л.      
14. Ф.В.      

 

 

Упорядочим значения в обеих выборках, а затем сформулируем гипотезы:

H0: Студенты-физики не превосходят студентов-психологов по уровню вербального интеллекта.

H1: Студенты-физики превосходят студентов-психологов по уровню вербального интеллекта.

 

р а при Q9Mn<Q

мы

1(p

Таблица 2.

Упорядоченные по убыванию вербального интеллекта ряды

индивидуальных значении в двух студенческих выборках

1 ряд – студенты-физики 2 ряд – студенты-психологи
См.А S1  
Б.Л.
Ф.В.
С.А.
К.А.
И.К.       Е.В.
П.А.        
Ст.А.        
Ф.А.        
Т.А.        
К.Ан.        
Ц.А.   О.В.
        Н.Т.
        И.Ч.
К.Е.        
        К.О.
        О.К.
Ч.И.        
          S2 Ф.О.
    И.В.
    Р.Р.
    И.Н.
    Р.И.
    Н.К.

 

Как видно из Табл. 2, мы правильно обозначили ряды: первый, тот, что "выше" - ряд физиков, а второй, тот, что "ниже" - рядпсихологов.

По Табл. 2 определяем количество значений первого ряда, которые больше максимального значения второго ряда: S1=5.

Теперь определяем количество значений второго ряда, которые меньше минимального значения первого ряда: S2=6.

 

Вычисляем Qэмппо формуле:

Qэмп = S1 + S2 = 5+6 =11

 

По Табл.определяем критические значения Q для n1=14, n2=12:

 

Qкр=

Ясно, что чем больше расхождения между выборками, тем больше величина Q.Н0 отклоняется при Qэмп ≥Qкр,а при Qэмп < Qкр мы будем вынуждены принять Н0.

 

Qэмп > Qкр (p≤0.01)

Ответ: H0 отклоняется.

 

Принимается H1. Студенты-физики превосходят студентов-психологов по уровню вербального интеллекта (р<0,01). Отметим, что в тех случаях, когда эмпирическая величина критерия оказывается на границе зоны незначимости, мы имеем право утверждать лишь, что различия достоверны при р<0,05, если же оно оказывается между двумя критическими значениями, то мы можем утверждать, что р< 0,05.

 

Если эмпирическое значение критерия оказывается на границе, мы можем утверждать, что р< 0,01, если оно попадает в зону значимости, мы можем утверждать, что р< 0,01.

 

Поскольку уровень значимости выявленных различий достаточно высок (р<0,01), мы могли бы на этом остановиться. Однако если исследователь сам психолог, а не физик, вряд ли он на этом остановится. Он может попробовать сопоставить выборки по уровню невербального интеллекта, поскольку именно невербальный интеллект определяет уровень интеллекта в целом и степень его организованности.

 

Мы вернемся к этому примеру при рассмотрении критерия Манна-Уитни и попытаемся ответить на вопрос о соотношении уровней невербального интеллекта в двух выборках. Быть может, психологи еще окажутся в более высоком ряду!

АЛГОРИТМ






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.