Графическое представление критерия Q На Рис. 2. представлены три варианта соотношения рядов значений в двух выборках. В варианте (а) все значения первого ряда выше всех значений второго ряда. Различия, безусловно, достоверны, при соблюдении условия, что n1,n2 > 11.
В варианте (б), напротив, оба ряда находятся на одном и том же уровне: различия недостоверны. В варианте (в) ряды частично перекрещиваются, но все же первый ряд оказывается гораздо выше второго. Достаточно ли велики зоны S1 и S2, в сумме составляющие Q, можно определить по Таблице, в которой приведены критические значения Q для разных n. Чем величина Q больше, тем более достоверные различия мы сможем констатировать.
Рис. 2. Возможные соотношения рядов значений в двух выборках:
*S1 - зона значений 1-го ряда, которые выше максимального значения 2-го ряда;
*S2 - зона значений второго ряда, которые меньше минимального значения 1-го ряда;
*штриховкой отмечены перекрещивающиеся зоны двух рядов
Ограничения критерия Q
1. Вкаждой из сопоставляемых выборок должно быть не менее 11 наблюдений. При этом объемы выборок должны примерно совпадать. Е.В. Гублером указываются следующие правила:
а) если в обеих выборках меньше 50 наблюдений, то абсолютная величина разности между n1и n2не должна быть больше 10 наблюдений;
б) если в каждой из выборок больше 51 наблюдения, но меньше 100, то абсолютная величина разности между n1 и n2не должна быть больше 20 наблюдений;
в) если в каждой из выборок больше 100 наблюдений, то допускается, чтобы одна из выборок была больше другой не более чем в 1,5-2 раза.
2. Диапазоны разброса значений в двух выборках должны не совпадать между собой, в противном случае применение критерия бессмысленно. Между тем, возможны случаи, когда
диапазоны разброса значений совпадают, но, вследствие разносторонней асимметрии двух распределений, различия в средних величинах признаков существенны (Рис.3, 4).
Рис. 3. Вариант соотношения распределений признака в двух выборках, при котором критерий Q беспомощен
Рис. 4. Вариант соотношения распределений признака в двух выборках, при котором критерий Q может быть мощным.
Пример
У предполагаемых участников психологического эксперимента, моделирующего деятельность воздушного диспетчера, был измерен уровень вербального и невербального интеллекта с помощью методики Д. Векслера. Было обследовано 26 юношей в возрасте от 18 до 24 лет (средний возраст 20,5 лет). 14 из них были студентами физического факультета, а 12 - студентами психологического факультета Ленинградского университета (Сидоренко Е.В., 1978). Показатели вербального интеллекта представлены в Табл. 2.1.
Можно ли утверждать, что одна из групп превосходит другую по уровню вербального интеллекта?
Таблица 1
Индивидуальные значения вербального интеллекта в выборках студентов физического (n1=14) и психологического (п2 =12) факультетов
Студенты физики
| Студенты психолог
| Код имени
| Показатели вербального интеллекта
| Код имени
| Показатель вербального интеллекта
| испытуемого
| испытуемого
| 1.
| И.А
|
| 1.
| Н.Т.
|
| 2.
| К.А.
|
| 2.
| О.В.
|
| 3.
| К.Е.
|
| 3.
| Е.В.
|
| 4.
| П.А.
|
| 4.
| Ф.О.
|
| 5.
| С.А.
|
| 5.
| И.Н.
|
| 6.
| СтЛ.
|
| 6.
| И.Ч.
|
| 7.
| Т.А.
|
| 7.
| И.8.
|
| 8.
| Ф.А.
|
| 8.
| КО.
|
| 9.
| Ч.И.
|
| 9.
| Р.Р.
|
| 10.
| Ц.А.
|
| 10.
| Р.И.
|
| 11.
| См.А.
|
| 11.
| O.K.
|
| 12.
| КАн.
|
| 12.
| Н.К.
|
| 13.
| Б.Л.
|
|
|
|
| 14.
| Ф.В.
|
|
|
|
|
Упорядочим значения в обеих выборках, а затем сформулируем гипотезы:
H0: Студенты-физики не превосходят студентов-психологов по уровню вербального интеллекта.
H1: Студенты-физики превосходят студентов-психологов по уровню вербального интеллекта.
Таблица 2.
Упорядоченные по убыванию вербального интеллекта ряды
индивидуальных значении в двух студенческих выборках
1 ряд – студенты-физики
| 2 ряд – студенты-психологи
|
| См.А
|
| S1
|
|
| Б.Л.
|
|
| Ф.В.
|
|
| С.А.
|
|
| К.А.
|
|
| И.К.
|
|
|
|
|
| Е.В.
|
|
| П.А.
|
|
|
|
|
|
| Ст.А.
|
|
|
|
|
|
| Ф.А.
|
|
|
|
|
|
| Т.А.
|
|
|
|
|
|
| К.Ан.
|
|
|
|
|
|
| Ц.А.
|
|
|
| О.В.
|
|
|
|
|
|
| Н.Т.
|
|
|
|
|
|
| И.Ч.
|
|
| К.Е.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| К.О.
|
|
|
|
|
|
| О.К.
|
|
| Ч.И.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
S2
|
| Ф.О.
|
|
|
|
| И.В.
|
|
|
|
| Р.Р.
|
|
|
|
| И.Н.
|
|
|
|
| Р.И.
|
|
|
|
| Н.К.
|
|
Как видно из Табл. 2, мы правильно обозначили ряды: первый, тот, что "выше" - ряд физиков, а второй, тот, что "ниже" - рядпсихологов.
По Табл. 2 определяем количество значений первого ряда, которые больше максимального значения второго ряда: S1=5.
Теперь определяем количество значений второго ряда, которые меньше минимального значения первого ряда: S2=6.
Вычисляем Qэмппо формуле:
Qэмп = S1 + S2 = 5+6 =11
По Табл.определяем критические значения Q для n1=14, n2=12:
Qкр=
Ясно, что чем больше расхождения между выборками, тем больше величина Q.Н0 отклоняется при Qэмп ≥Qкр,а при Qэмп < Qкр мы будем вынуждены принять Н0.
Qэмп > Qкр (p≤0.01)
Ответ: H0 отклоняется.
Принимается H1. Студенты-физики превосходят студентов-психологов по уровню вербального интеллекта (р<0,01). Отметим, что в тех случаях, когда эмпирическая величина критерия оказывается на границе зоны незначимости, мы имеем право утверждать лишь, что различия достоверны при р<0,05, если же оно оказывается между двумя критическими значениями, то мы можем утверждать, что р< 0,05.
Если эмпирическое значение критерия оказывается на границе, мы можем утверждать, что р< 0,01, если оно попадает в зону значимости, мы можем утверждать, что р< 0,01.
Поскольку уровень значимости выявленных различий достаточно высок (р<0,01), мы могли бы на этом остановиться. Однако если исследователь сам психолог, а не физик, вряд ли он на этом остановится. Он может попробовать сопоставить выборки по уровню невербального интеллекта, поскольку именно невербальный интеллект определяет уровень интеллекта в целом и степень его организованности.
Мы вернемся к этому примеру при рассмотрении критерия Манна-Уитни и попытаемся ответить на вопрос о соотношении уровней невербального интеллекта в двух выборках. Быть может, психологи еще окажутся в более высоком ряду!
АЛГОРИТМ
|