Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Высшие органы государственной власти

Конституция установила конституционную монархию, провозгласив императора "символом государства и единства нации". Однако реальная власть императора практически сведена к нулю, поскольку он отстранен от самостоятельного решения вопросов государственной политики (ст. 4). Все действия императора, относящиеся к государственным делам, должны осуществляться по совету и с одобрения кабинета министров (ст. 3). Среди таких действий наиболее важными являются: назначение премьер-министра по представлению парламента и главного судьи Верховного суда по представлению правительства; промульгация поправок к Конституции, законов, указов правительства; созыв парламента и роспуск палаты представителей; назначение и отстранение от должности министров. Конституция оставила за императором, по существу, лишь церемониальные функции, традиционно осуществляемые в монархиях главой государства: обращение к парламенту на открытии очередной сессии, принятие верительных грамот от послов иностранных государств, подписание официальных документов.

Высший орган государственной власти в стране - парламент (Коккай), состоящий из двух палат.

В состав палаты представителей (Сюшин), входит 511 членов, которые избираются на 4 года по системе единственного непередаваемого голоса. Вся страна делится на 129 многомандантых округов, в каждом из которых борьба идет за 3 – 5 мандатов. Избиратель в многомандатных округах голосует только за 1 кандидата, и депутатами становятся кандидаты, занявшие в округе с 1-го по 3-е (по 4-е, 5-е) места. Таким образом, в парламенте представлена воля почти всех избирателей.



В состав палаты советников (Ваншин) входит 252 члена: 152 советника избираются в многомандатных округах, совпадающих с границами префектур (то есть советники избираются от префектур), по системе единственного непередаваемого голоса; 100 советников избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам) в масштабе общенационального округа. Срок полномочий Палаты советников - 6 лет. Каждые 3 года переизбираются половина советников.

Можно выделить следующие особенности избирательного процесса в Японии: правом голоса обладают подданные, достигшие 20 лет; право быть избранным в Палату представителей наступает с 25 лет, а в Палату советников – с 30 лет; кандидаты должны внести избирательный залог в размере 3 млн. йен (баллотирующиеся в Палату представителей) или 2 млн. йен (баллотирующиеся в Палату советников); залог не возвращается, если кандидат не набрал числа голосов, получающегося при делении числа избирателей в округе на число мандатов; избирательная кампания очень короткая – 2 недели; в ходе избирательной кампании запрещено агитировать против других кандидатов, ходить по квартирам и использовать телевидение больше 3 минут; наиболее распространенная форма агитации – выступления в округе и встречи с избирателями; как правило, сама по себе избирательная кампания (особенно для совсем нового кандидата) не приносит особой пользы; на практике выборы в Японии – конкуренция уже сложившихся репутаций; распространена семейственность и клановость: около четверти депутатов – дети, жены и иные родственники прежних депутатов.

Депутаты обладают индемнитетом и иммунитетом, который действует только на период сессии.

Очередные сессии парламента проводятся один раз в год. В случае необходимости правительство может вынести решение о созыве чрезвычайных сессий. Важную роль в работе палат играют постоянные и временные комитеты. В частности, каждая палата, прежде чем обсудить внесенный законопроект, должна передать его на рассмотрение постоянного комитета. Правом законодательной инициативы обладают по закону члены палат и правительство. Однако, депутаты могут представить законопроект только в том случае, если он будет поддержан, по крайней мере, 20 депутатами в нижней палате и 10 в верхней. Право принятия законов является исключительной прерогативой парламента.

Конституция предусматривает два способа принятия законов. Первый - одобрение законопроекта обеими палатами. Второй - повторное одобрение палатой представителей (не менее чем 2/3 присутствующих членов) законопроекта, отклоненного палатой советников. Решающее слово остается за Палатой представителей и при решении вопросов о бюджете, и при заключении международных договоров, и при назначении премьер-министра. Помимо выше пере­численных к числу наиболее важных полномочий парламента относится контроль за деятельностью исполнительной власти, который осуществляется, как правило, в форме интерпелляций и парламентских расследований.

Высший орган исполнительной власти в стране - правительство Японии - Кабинет министров. В него входят премьер-министр, 12 министров отвечающих за определенную сферу государственного управления и 8 «министров без портфеля». Премьер-министр назначается императором по представлению парламента из числа членов парламента. Премьер-министр назначает министров, большинство которых должно входить в состав парламента.

Премьер-министр Японии – ключевая фигура Кабинета министров. Премьер-министр фактически является действующим руководителем страны. Формирование Кабинета министров начинается с избрания парламентом из числа своих членов премьер-министра. Пока парламент (особенно только что избранный) не избрал премьер-министра, он не может решать другие вопросы.

Можно выделить следующие, присущие только Японии особенности формирования и функционирования правительства (Кабинета министров):

- согласно традиции премьер-министром избирается лидер партии, победившей на выборах;

- половина министров обязательно должны быть депутатами парламента (как и сам премьер-министр);

- назначение на министерский пост не влечет утраты депутатского мандата; на практике почти все члены правительства – депутаты, причем продолжающие одновременно исполнять депутатские функции и не теряющие связи с избирателями;

- Кабинет министров, как правило, заседает тайно;

- решения принимаются только консенсусом – единогласно;

- за работу ответственно только все правительство в целом, вынесение вотума недоверия премьер-министру влечет отставку всех министров;

- при вынесении парламентом вотума недоверия правительство либо целиком уходит в отставку, либо остается у власти и премьер-министр в 10-дневный срок распускает «нижнюю» палату парламента; на практике правительство, получившее вотум недоверия, чаще предпочитает распускать парламент, чем уходить в отставку;

- Кабинет министров Японии – недолговечное образование, в лучшем случае он остается у власти не более 2 лет;

- согласно японским традициям и менталитету, во-первых, одни люди не могут быть главнее и авторитетнее других; во-вторых, на государственных постах нельзя быть слишком долго и партии должны постоянно выдвигать новых людей, в силу чего премьер-министры и министры должсны постоянно меняться: министры – каждый год, премьер-министр – каждые два года;

- министры в первую очередь являются представителями парламента (и правящих партий) в министерствах, которые они возглавляют, и, как правило, не являются специалистами в соответствующих отраслях;

- это обусловливает особую структуру японских министерств: во главе каждого министерства стоят сам министр и два его заместителя – политический и административный; политический заместитель, как и министр, – представитель партии в министерстве, он уходит в отставку одновременно с министром, а административный заместитель министра – профессиональный чиновник со специальным образованием, как правило, работавший всю жизнь в данной сфере и долгие годы – в министерстве; административный заместитель министра годами профессионально руководит министерством, а министры и их политические заместители каждый год приходят и уходят, неуспев детально вникнуть в дела министерства.

По требованию премьер-министра министры могут быть отстране­ны от должности, полномочия правительства достаточно обширны. Оно проводит в жизнь законы, осуществляет руководство государственными делами, внешней политикой, заключает международные договоры (с одобрения парла­мента), принимает решения об амнистиях, о смягчении и отсрочке наказаний, назначает членов Верховного суда и судей низших инстанций. Кабинет министров наделен также правом законодательной инициативы - именно он представляет большинство законов, принимаемых парламентом.

Конституция закрепляет принцип коллективной ответственности правительства перед парламентом. Если палата представителей принимает резолюцию о недоверии, оно должно выйти в отставку в полном составе либо император по совету и с согласия кабинета распускает палату представителей.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.