Обратная связь
|
Понятие и предмет налогового права Понятие и виды налогов и сборов в Российской Федерации налоговое право является достаточно новым явлением в современной финансово-правовой науке. Известно, что одним из проявлений государства является установление и взимание налогов — основных источников доходов государственного бюджета.
Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Названным законодательством регулируются властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
Данным Кодексом определены также основные начала законодательства о налогах и сборах, которые опосредованы положениями Конституции РФ. Так, конституционное положение ст. 58 о том, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, в несколько расширительной редакции воспроизведено в Налоговом кодексе РФ (ч. 1 ст. 3): в последнем речь идет о лице (физическом и юридическом).
Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев, что соответствует ч. 2 ст. 19 Конституции РФ.
Налоговым кодексом РФ установлен запрет на установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности (отметим ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, согласно которой в РФ признаются и защищаются равным образом различные формы собственности), гражданства физических лиц (отметим ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением ряда законодательно установленных случаев) или места происхождения капитала.
Основополагающим принципом можно признать положение о том, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Следуя основам конституционного строя Российской Федерации (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ), Налоговый кодекс РФ не допускает установление налогов и сборов, нарушающих единство экономического пространства России. Запрещается вводить такие налоги и сборы, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
Принципиальным для российского федеративного государства следует признать положение о том, что федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются исключительно Налоговым кодексом РФ; налоги и сборы субъектов
Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются только если это предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Налоговый кодекс от 31 июля 1998 г. установил систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Налоговый кодекс РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Отметим, что налог обеспечивается государственным принуждением, но не является при этом наказанием.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Согласно Налоговому кодексу РФ, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
Совокупность всех платежей в виде налогов, пошлин и сборов представляет собой налоговую систему.
Налоги можно классифицировать по различным основаниям: по субъектам (плательщикам) — налоги с юридических лиц (например, налог на прибыль, единый социальный налог), налоги с физических лиц (например, налог на доходы физических лиц), налоги с юридических и физических лиц (например, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств); по характеру использования — налоги общего значения (например, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц); целевые налоги (например, земельный налог); по форме возложения налогового бремени — прямые налоги (например, налог на доходы физических лиц, земельный налог) и косвенные налоги (акцизы); по территориальному уровню — федеральные (например, налог на прибыль, единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых, акцизы), налоги субъектов Российской Федерации (например, транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организации), местные налоги и сборы (например, налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью).
|
|