Система органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания коллегиальной власти и единоначалия. Исходя из этого положения, органа исполнительной власти принято подразделять на коллегиальные и единоначальные.
В зависимости от сферы регулирования органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции и органы специальной компетенции. К органам общей компетенции относятся такие, которые ведают широким кругом вопросов (правительство, краевая областная администрация и т.д.), а к органам специальной компетенции относятся организации, ведающими отдельными сферами, отраслями (департамент, управление в составе администрации края, области и т.д., министерство). В России, как и во всяком федеративном государстве, органы исполнительной власти делятся на федеральные и региональные.
Под системой органов исполнительной власти понимается взаимосвязь структур, принимающих участие в реализации основных задач и функций государства посредством ежедневной исполнительно-распорядительной деятельности в различных сферах деятельности государства.
Органы местного самоуправления как известно находятся вне системы государственного управления.
Государственная служба.
В большинстве источников современной литературы государственная служба определяется как профессиональная деятельность по исполнению полномочий государственных органов лицами, занимающими должности в государственных структурах.
По сути своей государственная служба представляет собой деятельность, связанная с реализацией задач и функций государства. Государственным служащим может быть гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной службе, и получающий за это денежное вознаграждение.
Исходя из федеративного характера Российского государства государственная служба подразделяется на два вида:
1) Федеральная – здесь служащие замещают должности в федеральных структурах, их правовое положение регулируется федеральным законодательством;
2) Государственная служба субъектов Федерации. Все государственные служащие подразделяются на должностных лиц и вспомогательный персонал. К должностным лицам относятся служащие, которые наделены полномочиями совершать действия, принимать решения, влекущие правовые последствия. Они издают правовые акты (приказы, распоряжения), осуществляют регистрационные и распорядительные действия, ведают денежными средствами.
К вспомогательному персоналу государственной службы относятся: делопроизводители, технические секретари и т.д. Эта категория государственных служащих осуществляют технические операции: обслуживают служебную деятельность руководителей, представителей власти и других должностных лиц. Наибольшими полномочиями пользуются такая группа государственных служащих как руководители государственных органов, учреждений организаций, предприятий. Особое положение занимают в этой системе представители административной (исполнительной власти) власти (милиции, пожарный, санитарно-эпидемиологический надзор и т.д.) которые вправе предъявлять властные требования, принимать решения обязательные для лиц, не находящихся в их служебном подчинении.
На всех государственных служащих распространяются ряд ограничений. Им запрещается принимать участие в забастовках, заниматься предпринимательской деятельностью, оказывать на предусмотренные законом услуги юридическим и физическим лицам с использованием служебного положения, получать за них вознаграждение, поскольку подобного рода деятельность несовместима с государственной службой.
Государственную службу можно определить как профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Схематически государственную службу можно представить следующим образом:
Следует отметить, что лица категории “А” не несут государственную службу, не являются государственными служащими, хотя и занимают государственные должности. Лица данной категории выполняют государственные полномочия руководящего и направляющего характера.
Государственная служба, находящаяся в ведении РФ и государственная служба, находящаяся в ведении её субъектов следующую структуру:
- в Администрации Президента РФ, в администрации Президентов субъектов Федерации;
- в Аппарате Правительства РФ и аппарате правительства субъектов Федерации;
- в аппаратах палат Федерального собрания;
- в аппарате Конституционного суда РФ, в аппарате Конституционных судов республик;
- в аппарате Верховного суда РФ, в аппарате верховных судов республик;
- в аппарате высшего арбитражного суда РФ;
- в аппарате Центральной избирательной комиссии;
- в аппарате счётной палаты РФ;
- в федеральных государственных органах, подведомственных Президенту РФ и Правительству РФ;
- на иных должностях в соответствии с законодательством РФ.
- на иных должностях в соответствии с законодательством РФ.
Среди принципов, на которых основана государственная служба можно назвать:
- верховенство Конституции РФ и федеральных законов;
- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия;
- единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между РФ и её субъектами;
- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
- равный доступ граждан к государственной службе в соответствии с профессиональной подготовкой;
– обязательность для госслужащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ;
– единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;
– ответственность госслужащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо надлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
– внепартийность государственной службы;
– стабильность кадров госслужащих в государственных органах.
Государственные служащие в зависимости от вида государственной власти, квалифицированных разрядов, характера и объёма полномочий подразделяются на следующие виды:
|