Участники гражданского процесса.
Сторона, участвующая в деле должна обладать процессуальным правом и деятельностью. Вообще гражданская процессуальная правоспособность это установленная законом возможность быть участником гражданского процесса. Гражданская процессуальная дееспособность это способность (возможность) лично совершать процессуальные действия. Например, предъявить иск, заявлять ходатайства и т.п.
Полная гражданская процессуальная дееспособность наступает с 18 лет, а в случае эмансипации – с 16 лет. Интересы и права несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет, а также лиц, признанных ограничено дееспособными, защищаются в суде их законными представителями.
Сторонами гражданского процесса признаются истец и ответчик. Истцом о гражданском процессе признаётся лицо в защиту законных прав и интересов, которого возбуждается гражданское дело. Ответчиком признаётся лицо, которое привлекается судом по требованию истца.
Стороны имеют право знакомится с материалами дела, участвовать в судебных заседаниях, принимать доказательства, заявить ходатайства, оспаривать решения и определения суда и т.п. Истец имеет право существенно изменить основание или предмет иска. Ответчик вправе признать иск полностью или частично. Стороны вправе закончить дело мировым соглашением на любой стадии судебного процесса. Истец вправе не только изменить предмет и основание иска, но и отказаться от иска.
Свидетели, эксперты, представители интересов стороны – третьи лица. Третьи лица подразделяются на две группы:
Представительство в суде.
Под представительством понимается правоотношение, в силу которого одно лицо – судебный представитель совершает процессуальные действия в интересах представляемого, вследствие чего у последнего возникают права и обязанности. В гражданском процессуальном праве различают следующие виды представительства:
Подведомственно означает, какой из судов (Конституционный, атрибутный или суд общей юрисдикции) компетентен, разрешить данное дело по существу. Подсудность есть распределение всех подведомственных суду дел между различными судами данной системы – (городской, районный, областной и т.п.).
Основная часть гражданских дел рассматривается районными и городскими судами. Верховные суды республик, областные и приравненные к ним суды рассматривают дела связанные с государственной тайной, от оспаривании нормативных актов органов и должностных лиц государственной власти субъектов Федерации, о признании забастовки незаконной, о признании незаконной и прекращении деятельности общественных объединений, о нарушении прав и свобод граждан, в связи с их национальной принадлежности.
Верховый суд РФ в качестве суда первой инстанции рассматривает наиболее важные и сложные дела; об оспаривании нормативных актов федеральных органов государственной власти; об оспаривании постановлений и прекращении полномочий судей (ст. 116 ГПК).
ЧАСТЬ IV.
МЕЖДУНАРОЖНОЕ ПРАВО
Раздел 1. Международное публичное право.
Понятие международного права,
Его нормы и принципы.
В отличие от национальных правовых систем международное право создаётся государствами мирового сообщества. В настоящее время их насчитывается более двухсот.
Международное право можно определить как систему правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения. В качестве объекта международного права следует назвать межгосударственную систему и складывающиеся между государствами этой системы отношения.
Нормы международного права имеют свою специфику. Они регулируют международные отношения. Их принято подразделять на:
а) универсальные – регулирующие отношения всех субъектов международного права. Например, нормы устава ООН и т.п.;
б) партикулярные нормы (локальные или региональные) – которые действуют для ограниченного числа участников международных отношений.
Эти нормы не должны противоречить универсальным нормам. Так, например, в соответствии с уставом ООН (ст. 103) обязательства государств – членов по уставу имеют приоритет перед обязательствами, принятыми ими по какому-нибудь договору.
Среди норм международного права принято так же различать диспозитивные и императивные. К диспозитивным относятся нормы, в соответствии с которыми субъекты международного права сами определяют свои права, обязанности и поведение в конкретных международно-правовых ситуациях.
Императивные нормы устанавливают определённые пределы поведения, в соответствии с которыми субъекты международного права не могут по своему усмотрению изменять содержание и объём своих прав и обязанностей. Это, так называемые, нормы jus codens. Они имеют высшую юридическую силу. Отклонение от них недопустимо. Изменить их можно только вновь принятой нормой международного права. Любое отклонение от этих норм влечёт признание действия государства ничтожными. В качестве примера таких норм можно назвать основные принципы международного права.
Документом, который раскрывает содержание общих принципов международного права, считается «Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН» от 24 октября 1970 года.
Принцип суверенного равенства государств означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников международных отношений. Согласно Декларации 1970 понятие суверенное равенство, включает в себя:
- государства юридически равны;
- каждое государство обладает правом полного суверенитета;
- каждое государство должно уважать правосубъектность других государств;
- каждое государство вправе выбирать и развивать политические, социальные, экономические и культурные системы;
- каждое государство должно добросовестно выполнять свои международные обязательства.
Принцип применения силы и угрозы силой означает, что недопустимо использовать силу и ее угрозу как средство как средство разрешения территориальных споров или в целях нарушения границ других государств. В соответствии с Уставом ООН применение силы правомерно в следующих случаях: в целях самообороны (ст. 51), по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст. 39, 42).
Принцип нерушимости государственных границ означает обязанность государств (членов ООН) исходить из признания существующих границ и отказа от территориальных притязаний на данный момент или в будущем.
Принцип территориальной целостности означает – обязанность каждого государства воздерживаться от любых действий, нарушающих национальное единство и территориальную целостность любого государства.
Принцип мирного разрешения международных споров – все государства должны разрешать возникшие между ними споры путем переговоров, обследования; арбитражного, судебного разбирательства, посредничества, обращения к региональным органам. Все силы должны быть направлены на сохранение мира, безопасности и справедливости.
Принцип невмешательства во внутренние дела – государства должны воздерживаться от вмешательства в дела, которые относятся к внутренней компетенции любого государства. В тоже время ООН в соответствии со своим Уставом допускает, в порядке исключения, применение принудительным мер в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии.
Принцип всеобщего уважения прав человека – любое государство обязано соблюдать права и свободы человека и действовать в отношении всех лиц без какой-либо дискриминации.
Принцип самоопределения народов и наций – государства должно уважать права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития.
Принцип сотрудничества – все государства обязаны действовать в соответствии с принципами ООН, сотрудничать в решении различных международных проблем.
Принцип добровольного выполнения международных обязательств – основан на древнем принципе Римского права «Pactra sunt servanda» - договоры должны соблюдаться. Любое государство должно добровольно выполнять принятые на себя обязательства (это положение относится только к тем международным договорам, которые заключены добровольно и на основе равноправия).
|