Субъекты международного права Под субъектом международного права понимаются участники международных отношений, обладающих правами и обязанностями. Ключевой фигурой в международных отношениях является государство. Именного государство выступает как особая политико-правовая организация общества, обладающая международной правосубъектностью. Приобретению государством международной правосубъектности предшествует его признание.
Под признанием государства следует понимать международно-правовое признание нового государства, в качестве субъекта международного права, правительствами существующих государств.
Принято различать два вида признания:
По правопреемством государства принято понимать переход международных прав и обязанностей от одного государства к другому. Так, например, Россия выступает правопреемником СССР.
Кроме государств субъектами международного права признаются нации и народности, борющиеся за свое освобождение и сформировавшие определенные властные структуры, объединенные единым центром, способным выступать от имени нации или народа на международной арене.
Международный договор есть соглашение между субъектами международного права в целях урегулирования отношений между ними путем создания взаимных прав и обязанностей.
Согласование воли субъектов международного права является сущностью международного договора.
Среди международных договоров принято выделять:
Многосторонние (конвенции)
|
К последним относятся многосторонние договоры, объекты и цели которых представляют интересы мирового сообщества и являются открытыми для всеобщего участия. Например, Устав ООН.
Международные договоры могут носить локальный характер. К таким договорам относятся многосторонние соглашения с ограниченным числом государств-участников. Например, договор об учреждении Европейского Экономического сообщества (ЕЭС).
Открытые договоры – соглашения, участниками которых могут быть любые государства, причём наличие согласия других государств-участников необязательно.
Закрытые договоры предполагают, что участие в них зависит от согласия их членов. Примером может служить Римский договор о создании ЕЭС от 1957г.
Немаловажное значение имеет способ или форма согласия (государство участников) на обязательность договора. Этот вопрос регламентируется Венской конвенции о праве международных договоров, от 1967г и Венской конвенцией о праве договоров между государствами и международными организациями от 21 марта 1986г.
В соответствии с этими международно-правовыми актами формами согласия на обязательность договора являются: подписание договора, обмен документами, образующими договор, ратификация договора, его принятие утверждение, присоединение к нему.
После того, как договор подписан представителями государств и (или) международных организаций договор подлежит ратификации. Постраничное подписание договора инициалами представителей государств (международных организаций) называется парафированием договора.
Ратификация, следующая процедура, представляющая собой утверждение договора высшим органом государственной власти, после чего договор приобретает обязательную силу для подписавшего его государства.
В соответствии с вышеупомянутыми Венскими конвенциями от 1967 и 1986г ратификация необходима в случае, если она предусмотрена самим договором либо когда представитель государства подписал договор под условием ратификации.
Российское законодательство также предусматривает случаи, требующие ратификации договора:
а) договоры, исполнение которых требует изменить действующие или принять новые федеральные законы, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотрены законом;
б) договоры, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина;
в) договоры о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами;
г) договоры об основах межгосударственных отношений; по вопросам, касающимся обороны страны; по вопросам разоружения, а также международного контроля за вооружением;
д) об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, если такие договоры предусматривают передачу и осуществление части её полномочий[13].
Пролонгация есть продление договора, а возобновление прекращённого договора называется реновацией.
Договор может быть прекращён следующими способами:
– денонсация – прекращение действия договора государством на основании предусмотренных в договоре условий;
– отмена – утрата договором юридической силы по соглашению государств-участников;
– аннулирование – односторонний отказ от заключённого договора со стороны государства-участника;
– новация – заключение нового договора по тому же вопросу между тем же участниками;
– коренное изменение обстоятельств – это право государства-участника прекратить договор, ссылаясь на коренное изменение обстоятельств в случае, когда наличие таких обстоятельств составляю существо соглашения участников.
Мирное урегулирование
Международных споров.
В соответствии с требованиями международного права противоправное деяние его субъектов признаётся международным правонарушением. Международно-правовая практика предполагает разделение международных правонарушений на три группы.
Первая группа – международные преступления. К ним относятся правонарушения, посягающие на жизненно важные интересы государств, наций и основы их существования, подрывает важнейшие принципы международного права и представляет угрозу международной безопасности.
Вторая группа – преступления международного характера. В эту группу входят правонарушения, создающие опасность международного характера, нарушают нормальное развитие международных отношений (международный терроризм пиратство и т.д.).
Третья группа – международные деликты. К международным деликтам относятся противоправные действия, которые причиняют ущерб интересам какого-либо государства или незначительному кругу.
Ответственность возникает в международном праве как следствие (неблагоприятные правовые последствия) по отношению к виновному субъекту за совершение международных противоправных действий.
В международном праве имеет место два вида ответственности:
а) политическая;
б) материальная.
Материальная ответственность – связана с причинением ущерба. Причём ущерб может возникнуть в результате правомерных действий. Например, использование космической техники, ядерной энергии и т.п. Такой вид ответственности называют абсолютной или объективной, иными словами, не связанной с виной причинения вреда.
Статья 33 Устава ООН определяет основные средства мирного урегулирования таких споров. К этим средствам относятся: переговоры и консультации; исследование и оценка международной следственной комиссией возникшего конфликта.
Комиссия создаётся спорящими сторонами на партийных началах; примирение или согласительная процедура; добрые услуги – действия третьей стороны с вынесением обязательного для спорящих решения (например, постоянная палата третейского суда в Гааге); судебное разбирательство – разрешение дела международным судебным органом. Например, существует международный суд ООН или европейский суд по правам человека.
Основными отраслями международного права являются:
Дипломатическое и консульское право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих порядок организации и деятельности дипломатических и консульских представительств, назначения и отозвания дипломатов и консулов, определение их полномочий, функций “иммунитетов” привилегий.
Наиболее значимыми актами в этой сфере являются: Венская конвенция о консульских отношениях 1963г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975г., а так же конвенция о специальных миссиях 1969г.
Особо важным документом среди них является Венская конвенция о дипломатических отношениях 1961г. Данная конвенция устанавливает перечень функций, льгот и дипломатические иммунитеты и привилегии. Они разделены на две группы:
Иммунитеты и привилегии предполагают изъятие из под юрисдикции страны пребывания, неприкосновенность помещения дипломатического представительства, иммунитеты имущества и средств передвижения, фискальный иммунитет, иммунитет архивов и корреспонденции, таможенные и протокольные привилегии, право беспрепятственное сношение со своим центром.
Личные иммунитеты и привилегии означают неприкосновенность жилища, полный иммунитет от уголовной юрисдикции, от административной и гражданской юрисдикции в отношении исполнительных действий, освобождение от личных повинностей, фискальный и таможенный иммунитеты.
Воинская конвенция 1961г. определяет две основные обязанности дипломатического представительства по отношению к государству пребывания.
Россия является участницей Венской конвенции о дипломатических отношениях 1961 г. Венская конвенция о консульских отношениях 1963г. регулирует широкий спектр вопросов:
- условия открытия консульского учреждения;
- консульские функции (защита в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан; паспортно-визовая работа – выдача, возобновление, аннулирование паспортов соотечественников и оформление виз лицам, направляющимся в представляемое государство; выполнение функций органов записи актов гражданского состояния; совершение нотариальных действий; выполнение поручений следственных и судебных органов представляемого государства);
- условия прекращения следственных функций, иммунитеты и привилегии консульских учреждений и их персонала.
Право международной безопасности - это совокупность норм, определяющих и закрепляющих средства (методы, способы и процедуры) обеспечение мира и предотвращения войны, а также средства коллективного воздействия на агрессора в случае угрозы мира и безопасности народов.
ООН является универсальной организацией обеспечения коллективной безопасности, однако, необходимо отметить, что США навязывают своё мнение Совету Безопасности, а зачастую игнорируют его решения. Примером тому могут служить агрессия США против Югославии (в частности Сербии), Афганистана и Ирака.
Определить наличие угрозы миру и решить вопрос о применение превентивных[14] мер, а также применение вооружённых сил вправе только Совет Безопасности ООН.
Основными международными правовыми документами в сфере ограничения гонки вооружений и предотвращения ядерной войны являются договоры:
- Договор о нераспространении ядерного оружия 1968г.;
- Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой1963;
- Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия и других видов оружия массового поражения 1971;
- Договор об Антарктике (запрет производить любые ядерные взрывы и размещать ядерное оружие в Антарктиде);
- Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана 1985г.
- Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсического оружия и об их уничтожении 1972г.
Международный контроль предполагает наблюдение за реализацией договорных обязательств и анализ полученной информации.
Международное экономическое право.
Предметом правового регулирования данной отрасли международного права выступают, и международные экономические отношения они включают в себя:
- торговые и коммерческие отношения;
- отношения в научной и производственной сфере;
- отношения в области интеллектуальной собственности;
- отношения в области транспорта, связи, туризма и т.п.
Таким образом, к источникам международного экономического права относятся:
а) решения международных организаций рекомендательного характера. Здесь можно назвать ряд актов Генеральной Ассамблеи ООН: Хартия экономических прав и обязанностей государств, Декларация о Новом международном экономическом порядке и Программа действий по установлению нового международного экономического порядка 1974г. резолюции “О международной экономической безопасности” 1985г и “О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях” 1984г.
б) универсальные международные экономические договоры, а именно “Генеральное соглашение по тарифам и торговле” 1974г., а также многосторонние соглашения по сырьевым товарам;
в) двусторонние договоры о торговле и мореплавании, об оказании технического содействия в строительстве промышленных объектов, о валютных расчётах и кредитах.
Международно-правовое регулирование экономического сотрудничества осуществляется под эгидой ООН через Экономический и Социальный совет ЮНИДАТ (конференция ООН по торговле и развитию), комиссию ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Международный банк реконструкции и развития, международный валютный фонд.
Международное морское право.
Данная отрасль международного права представляет собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения в сфере деятельности субъектов в мировом океане. Международное морское право также устанавливает правовой статус и режим морских пространств. Важнейшим источником в этой сфере выступает Конвенция ООН по морскому праву. Она регулирует разностороннюю деятельность субъектов международного права по вопросам исследования и использования мирового океана.
В конвенции определены статус морских границ, территориальных и нейтральных вод, проливов, используемых в международном судоходстве, режим мирного перехода, право транзитного перехода, правовой режим исключительной экономической зоны, континентального шельфа, правовой статус международного морского дна и свободы открытого моря.
На международной арене функционирует созданная в 1958году Международная морская организация. Её основной задачей является развитие сотрудничества между государствами и проведение мероприятий технического характера по вопросам международного торгового судоходства, а также содействие в устранение дискриминационных мер, затрагивающих интересы международного морского судоходства. Международная морская организация (ИМО) занимается также разработкой проектов конвенций, регламентирующих вопросы охраны человеческой жизни на море, предотвращения загрязнения моря с судов, безопасности рыболовных судов и т.д.
Международное воздушное право.
Содержит международно-правовые нормы, регламентирующих отношения между субъектами международного права в сфере использования воздушного пространства. Многоаспектное сотрудничество в области гражданской авиации координируется Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). Эта организация имеет целью обеспечение безопасного и упорядоченного развития международного сотрудничества в сфере гражданской авиации, координации международного сотрудничества по всем вопросам гражданской авиации.
Основными международно-правовыми документами, регламентирующими использование воздушного пространства являются:
- Конвенция о международной гражданской авиации 1944г;
- Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок;
- Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970;
- Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами 1977г;
- Женевская конвенция о признании прав на воздушное судно;
- Соглашение о транзите 1944г;
- Соглашение о международном воздушном транспорте;
- Договор по открытому небу 1922г.
Международное космическое право.
Закрепляет установившийся правовой режим космического пространства и регулирующих деятельность по его использованию. К основным источникам этой отрасли международного права следует отнести:
1) Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967г.
2) Договор о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращение объектов, запущенных в космическое пространство 1968г.
3) Конвенция о международной ответственности за ущерб, при деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979г. Объектами космического права являются космические пространства. Начиная с наземного пространства на высоте около 100км. над уровнем моря, планеты Солнечной системы, Луна и искусственные космические объекты, Космические экипажи, а также деятельность по исследованию космического пространства и небесных тел.
Субъектами космического права являются государства и международные межправительственные организации, например, такие как Европейское космическое агентство, Международная организация связи через искусственные спутники земли. Среди международных неправительственных организаций следует назвать Комитет по исследования космического пространства и Международную астронавтическую федерацию.
Международное экологическое право (право окружающей среды).
Можно определить как совокупность юридических норм, регулирующих отношения в сфере охраны окружающей среды. В качестве универсальных документов в этой области можно назвать следующие:
- Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1922г;
- Конвенция о биологическом разнообразии 1992г.;
- Венская конвенция об охране озонового слоя 1985г;
- Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979г;
- Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991г;
- Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977г.
Для международно-правовой охраны окружающей среды характерны следующие принципы.
Международное право в период вооружённых конфликтов.
Данная часть международного права призвана регулировать участников вооруженного конфликта субъектов международного права в частности применения средств и методов вооружённой борьбы, защиты раненных, больных, военнопленных и гражданского населения. Основными международно-правовыми актами в этой области международного права являются:
а) Гаагские конференции 1899 и 1907 годов об открытии военных действий, о законах и обычаях сухопутной войны, о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной (или морской) войны, об обращении торговых судов в военные суда;
б) Женевские конвенции 1949г. о защите жертв войны. В соответствии с этими конвенциями правила ведения войны распространяются на гражданские, национально-освободительные войны, партизанские войны и движения сопротивления. Запрещаются (этими конвенциями) разрушать имущество частных лиц, государственных и общественных организаций. На эти нормы не распространяется “принцип взаимности ”. Иными словами воюющая сторона не может отказаться от их соблюдения, даже если противник их нарушает;
в) дополнительные протоколы к Женевским конвенциям 1949г. Первый Протокол касается защиты жертв вооружённых конфликтов немеждународного характера.
К документам (соглашениям) о средствах и методах ведения войны также относятся:
- Женевский протокол о запрещении применения удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925г.;
- Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта 1954г.;
- конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов и их уничтожение 1972г.;
- Конвенция о запрещении или ограниченного применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие 1980г. К этой конвенции прилагаются три протокола.
К документам, предусматривающим уголовную ответственность за агрессию и нарушение средств и методов ведения войны относятся: Уставы Международных военных трибуналов 1945г., Конвенция о неприменимости сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968г., резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о выдаче и наказании военных преступников и о принципах международного сотрудничества по обнаружению и аресту, выдаче и наказанию лиц, виновных в военных преступлениях против человечества.
Современное международное право выделяет два вида вооружённых конфликтов:
К первым относятся вооружённые столкновения между государствами, между национально-освободительным движением и метрополией, между восставшей стороной и правительственными войсками.
Ко второй группе вооружённых конфликтов следует отнести вооружённые столкновения антиправительственных отрядов и сил правительства, происходящие на территории какого-либо государства.
Международное право защищает права комбатантов и некомбатантов, права гражданского населения.
Международное гуманитарное право.
Номы данной отрасли международного права устанавливают и закрепляют международные стандарты в области прав человека, регулируют вопросы сотрудничества в области науки, культуры, обмена информацией, контактов между людьми.
Основой международного гуманитарного права служат права человека (комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав), существенные для его статуса. Важнейшими международно-правовыми документами в области прав человека являются: Устав ООН; резолюции международных организаций: ООН и её учреждении – МОТ, ЮНЕСКО, имеющие рекомендательный характер, а именно: Всеобщая декларация прав человека 1948г. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981г., Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам; Международные договоры, имеющие обязательный характер для их участников: Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965г., Международный пакт об экономических социальных и культурных правах 1966г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или уничтожающих достоинство видов обращения и нападения 1987г. Этими договорами закрепляются стандарты в сфере прав человека. Международным правом (его гуманитарной отраслью) охватывается также ряд документов СБМВ, имеющих политический характер.
ЧАСТЬ V.
|