Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 1. Социология как наука (1 час)

План семинара

1. Объект, предмет и метод социологии.

2. Структура и функции социологического знания.

3. Понятия социального закона и социального факта.

4. Место социологии в системе современных общественных наук.

5. Социологический практикум.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите социальные и научные предпосылки возникновения социологии.

2. Определите объект и предмет социологии.

3. В чем специфика предмета социологии по сравнению с политическими, экономическими, историческими науками?

4. Какую роль в общественном развитии играет социология?

5. Охарактеризуйте основные функции социологии.

6. Что представляет собой социологический метод?

7. Какова структура социологии?

8. Приведите пример социального закона и обоснуйте свой ответ.

9. В чем значение социологии и почему возрастает ее роль в современных условиях?

 

Социологический практикум

(логические задания, проблемные вопросы, упражнения, тесты)

1. Задание. Выучите основные понятия темы: «социология», «объект социологии», «предмет социологии», «общество», «социум», «социальные отношения», «уровни социологии», «теоретическая социология», «социология среднего уровня», «прикладная социология», «бихевиоризм», «макросоциология», «микросоциология».

2. Задание. Подумайте и ответьте о ком или о чем идет речь?

· Эта наука изучает верования, обычаи и традиции отсталых племен методом наблюдения__________________________________

· Эта общественная наука изучает производство, распределение и потребление ограниченных ресурсов_____________

· Эта родственная социологии наука изучает то, что каким образом люди получают и используют власть, и как эта власть распределяется в обществе___________________________________



· Эта наука изучает индивидуальное поведение и внутренний мир человека____________________________________

· Эта наука изучает население, в частности, проблемы рождаемости, смертности и миграции__________________________

3. Как Вы понимаете высказывание Ч. Р. Миллса «Первый урок социологии состоит в том, чтобы помочь человеку найти себя в контексте своей эпохи?»

4. В XIX веке О.Конт во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину знаний – выше математики, физики, и биологии. А на какое место поставили бы Вы современную социологию?

5. Задание. Попробуйте определить рейтинг социально-гуманитарных наук, изучаемых студентами в аграрном университете.

· Что Вы хотели бы получить от общества?

· Что Вы хотели бы дать обществу?

6. Ситуация: Сидят два студента и разговаривают. Оба – двоечники, а на носу экзамен. Один пытается что-то растолковать другому.

– Если спросят что такое социология, отвечай: эта наука, изучающая нравы больших групп в обществе.

Тут подходит социолог: «Думаю, джентльмены, Вы не правы».

Как Вы думаете, почему они не правы? Дайте правильную формулировку.

7. Упражнение. На уровне здравого смысла мы делим факты на:

а) биологические (сон, еда, дыхание);

б) психологические (любовь, ненависть, наслаждение);

в) социальные.

Приведите 4-5 примеров социальных фактов.

8. Выполните тесты:

1. Термин «социология» появился:

1) в начале XX в.;

2) в конце XVIII в.;

3) в первой половине XIX в.;

4) в античности.

2. Какое из перечисленных ниже качеств не относится к научному знанию:

1) эмпиричность;

2) передаваемость;

3) нормативность;

4) обобщающий характер.

3. Социология - это наука о поведении:

1) групп, состоящих из небольшого числа людей;

2) личности в обществе;

3) больших социальных групп;

4) людей в своей семье.

4. Какое из приведенных ниже суждений в наибольшей степени применимо к тому, чем занимается общая (теоретическая) социология как научная дисциплина:

1) изучение и составление типологии общественного мнения по самым разнообразным поводам социальной жизни;

2) психология, приложенная к большим и малым группам людей;

3) изучение общества в целом и больших социальных групп без выделения индивидуальных особенностей входящих в них людей;

4) изучение особенностей поведения людей в составе больших и малых групп.

5. Предметом социологии как научной дисциплины выступают:

1) взаимоотношение и связи людей по поводу производства материальных благ, их обмена и распределения;

2) явления взаимодействия людей и человеческих групп друг с другом;

3) события, когда-либо имевшие место, роль конкретных людей в них;

4) механизм мотивации и регуляции поведения людей.

6. Какое из перечисленных ниже понятий относится к сфере изучения социологии:

1) симпатия;

2) капитал;

3) статус;

4) чувство.

7. К макросоциологическим понятиям относятся:

1) малая группа;

2) социализация;

3) цивилизация;

4) взаимодействие.

8. К микросоциологическим понятиям относятся:

1) малая группа;

2) цивилизация;

3) мировая система;

4) государство.

9. Ученые обнаружили наличие определенной статистической связи между психическим расстройством и безработицей. Попросили психиатра, психолога и социолога прокомментировать эту связь. Какой из приведенных ниже комментариев принадлежит социологу:

1) симптомы расстройства (плохой сон, подавленность, плохое эмоциональное состояние) являются следствием, а не причиной безработицы, поскольку, перестав быть кормильцем семьи, мужчина теряет уверенность в себе и впадает в депрессию;

2) люди, проявляющие признаки подавленности и расстройства, не способны к активному пояску работы и не могут долго сохранять за собой имеющуюся работу, поэтому душевное состояние является причиной безработицы;

3) длительная безработица вызывает вялость, апатию, снижает остроту восприятия окружающего мира, поэтому при встречах с потенциальным работодателем такие люди производят не самое благоприятное впечатление;

4) безработица очень часто является фактором семейных конфликтов, и даже разрушения семьи.

10. Ниже приведены различные суждения о внешней среде и внутреннем мире человека. Часть из них, несомненно, относится к социологии, часть к психологии. Укажите, к какой именно дисциплине относится каждое суждение.

 

Суждение
10.1 Элита - это высший слой, занимающий ключевые позиции в какой-либо сфере общества
10.2 Как правило, мышление менеджера стереотипное, а предпринимателя – инновационное
10.3 Рефлексы подразделяются на врожденные и приобретенные
10.4 Кадровым рабочим человек становится обычно к 30 годам
10.5 В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решений
10.6 Чем выше уровень образования человека, тем больше у него шансов на социальное продвижение

 

Библиография

1. Девятко И. Состояние и перспективы социологической теории в мире и в России. //Социс. – 2007. – № 9. – С.35.

2. Добреньков В. Социологическое образование и социологическое сообщество. //Социс. – 2004. – № 4. – С.113.

3. Кравченко С., Романов В. Социология и вызовы современной социо- культурной динамики. //Социс. – 2005. – № 8. – С.3.

4. Подвойский Д. О предпосылках и истоках рождения социологической науки. //Социс. – 2005. – № 7. – С. 3.

5. Романовский Н. Три подхода к будущему социологии. //Социс. – 2005. – № 3. –С.3.

 

Тема 2. История формирования и развития социологического знания (2 часа)

 

План семинара

1. Социально-философские предпосылки возникновения социологии как науки.

2. Классические социологические теории.

3. Современные социологические теории.

4. Социология в России: основные традиции и направления.

5. Социологический практикум.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Как можно определить вклад в развитие науки об обществе, внесенный мыслителями античности?

2. Каковы особенности развития социальной мысли в средние века и Новое время?

3. В чем смысл основных научных положений социологии О.Конта? Как можно оценить его деятельность с точки зрения современных социологов?

4. Что имеется в виду под классическим периодом развития социологии? Каковы основные идеи, выдвинутые К.Марксом, М.Вебером, Э.Дюркгеймом?

5. Какие положения марксисткой науки актуальны сегодня?

6. Каковы причины возникновения социологии в России?

7. Перечислите и охарактеризуйте основные методологические направления русской социологии.

8. Какие этапы в развитии западной социологии можно выделить?

Чем характеризуется каждый из них?

9. Какие теории, направления, ориентации имеет в своем багаже социология и как это соотносится с тенденциями развития современного общества?

Социологический практикум

(логические задания, проблемные вопросы, упражнения, тесты)

1. Задание. Выучите основные понятия темы: «социальная статика», «социальная динамика», «позитивизм», «антипозитивизм», «структурный функционализм», «феноменология», «символический интеракционизм», «теория обмена», «этнометодология», «марксизм».

2. Задание.Подумайте и ответьте о ком или о чем идет речь в следующих высказываниях:

· О. Конт полагал, что этот подход, называемый позитивизмом, выведет социологию на уровень точной науки об обществе________

· Вначале эту науку называли «социальной физикой» _______

· Этот человек прославился как основатель социологии__________________________________________________

· Этот американский социологии считается автором теории обмена_____________________________________________________

· Этот американский социолог разработал теорию этнометодологии_____________________________________________

· Этот американский социолог использовал театр как метафору для описания интеракции при помощи понятия «управления своими впечатлениями»______________________________________________

· Представители этого направления утверждают, что человек реагирует не столько на стимулы, сколько на значения и символы____________________________________________________ 3. Задание.Во все времена исторического развития концепции разных мыслителей по одной и той же социальной проблеме были диаметрально противоположными. Перед Вами два таких высказывания:

По Гоббсу, естественное состояние – это антиобщественная «война всех против всех», поскольку каждому имманентно присуща «абсолютная свобода». Отсюда – организация общества – вынужденная необходимость; общественный договор – спасение от взаимоуничтожения.

Гоббсово «естественное состояние» Шефтсбери называет «противоестественным состоянием», утверждая, что «человек по природе существо общественное», а общество – «неизбежно и естественно для него». Чем Вы объясните разницу во взглядах ученых? С кем Вы больше согласны и почему? Аргументируйте свой ответ.

4. Задание. Вслед за О.Контом Э.Дюркгейм рассматривал общество как сферу согласия и солидарности, выделяя механическую и органическую солидарность. Выделите из нижеперечисленных верные суждения:

1) солидарность покоится на коллективном сознании – совокупности общих верований и чувств, которые присущи членам одной группы или общества;

2) примитивные общества основаны на органической солидарности;

3) механическая солидарность присуща неразвитым иерархическим обществам;

4) чем выше уровень солидарности в обществе, тем ниже уровень самоубийств.

5. Упражнение. Проведите сравнение двух подходов, применяемых при изучении общества: теории социального обмена и структурного функционализма. Сделайте вывод о целесообразности каждого из подходов.

6. Задание.Во всех социологических размышлениях Г.Спенсера превалируют биологические аналогии. Например: «Общества, как и живые тела, начинаются как зародыши – возникают из масс, крайне малых по сравнению с массами, которых они в конечном итоге достигают». М. Вебер резко критикует «органическую социологию», рассматривающую отдельного индивида как часть, «клеточку» социального организма. Понятие организма в применении к обществу может быть лишь метафорой – не больше, ибо «для социологии … объектом познания является именно смысловая связь поведения».

Как Вы думаете, является ли точка зрения М.Вебера прогрессом по сравнению с точкой зрения Спенсера, и если да, то почему?

7. Выполните тесты:

1. Первым в научный оборот термин «социология» ввел:

1) Георг Зиммель;

2) Огюст Конт;

3) Герберт Спенсер;

4) Чарльз Хортон Кули.

2. Центральным понятием «понимающей социологии» Маркса Вебера являются:

1) социальный факт;

2) закон интеллектуальной эволюции;

3) социальное действие;

4) способ производства.

3. Суть позитивизма как социологического метода заключается в:

1) отрицании основных принципов негативизма;

2) признании универсализма законов природы и целесообразности применения методов естественнонаучных дисциплин к изучению общества;

3) утверждении первостепенного и исключительного значения социальной реальности и социологических методов в объяснении бытия человека и его среды;

4) признании необходимости специфического метода познания в социальных науках, отличающего их от дисциплин естественнонаучного цикла.

4. Автором классической социологической работы «Самоубийство» является:

1) Карл Маркс;

2) Макс Вебер;

3) Эмиль Дюркгейм;

4) Герберт Спенсер.

5. Огюст Конт утверждал, что элементарной структурной единицей общества является:

1) малая группа;

2) семья;

3) род;

4) личность.

6. Общественный процесс, по О. Конту, является предметом изучения:

1) социальной статики;

2) социальной динамики;

3) социальной физики;

4) социометрии.

7. Эмилю Дюркгейму принадлежит:

1) теория общественного договора;

2) закон иерархии наук;

3) концепция механической и органической солидарности;

4) теория общественно-экономических формаций.

8. Вершиной пирамиды «иерархии наук» О. Конта является:

1) математика;

2) биология;

3) социология;

4) астрономия.

9. Кто из социологов считал, что главное в общественном развитии

– это не стабилизация общества, а его разрушение и замена другим, более справедливым:

1) Э. Дюркгейм;

2) К. Маркс;

3) М. Вебер;

4) Г. Спенсер.

10. Назовите классиков социологии, которым принадлежат следующие идеи.

 

Идея Автор
10.1 Мотивы других людей мы раскрываем благодаря тому, что в схожих ситуациях большинство людей поступают одинаково  
10.2 Пролетариату принадлежит особая миссия создания нового общества, вследствие чего он сам исчезает как класс  
10.3 Солидарность членов общества покоится на коллективном сознании – совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной социальной группы или общества  
10.4 Учение об обществе должно состоять из двух частей – социальной статики, описывающей законы существования, и социальной динамики, описывающей законы изменения общества и этапы этого изменения  

 

Библиография

1. Бузгалин А. Марксизм: к критическому возрождению. //Свободная мысль. – 2008. – № 3. – С.109.

2. Кравченко С. Куда идет развитие мировой социологии. //Социс. – 2007. – №1. – С.6.

3. Кукушкина Е. Русская социология и западная наука (XIX – начало XX в.) //Социс. – 2006. – № 3. – С.113.

4. Ломоносова М. Питирим Сорокин в политике России и о политике в Америке. //Журнал социологии и социальной антропологии. – 2006. – №1. – С.45.

5. Мухачев В. Вспоминая Маркса. //Свободная мысль. – 2008. – № 3.– С.95.

6. Романовский Н. О современном этапе развития социологии.

//Социс. – 2007. – № 1. – С.22.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.