Тема 1. Социология как наука (1 час) План семинара
1. Объект, предмет и метод социологии.
2. Структура и функции социологического знания.
3. Понятия социального закона и социального факта.
4. Место социологии в системе современных общественных наук.
5. Социологический практикум.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите социальные и научные предпосылки возникновения социологии.
2. Определите объект и предмет социологии.
3. В чем специфика предмета социологии по сравнению с политическими, экономическими, историческими науками?
4. Какую роль в общественном развитии играет социология?
5. Охарактеризуйте основные функции социологии.
6. Что представляет собой социологический метод?
7. Какова структура социологии?
8. Приведите пример социального закона и обоснуйте свой ответ.
9. В чем значение социологии и почему возрастает ее роль в современных условиях?
Социологический практикум
(логические задания, проблемные вопросы, упражнения, тесты)
1. Задание. Выучите основные понятия темы: «социология», «объект социологии», «предмет социологии», «общество», «социум», «социальные отношения», «уровни социологии», «теоретическая социология», «социология среднего уровня», «прикладная социология», «бихевиоризм», «макросоциология», «микросоциология».
2. Задание. Подумайте и ответьте о ком или о чем идет речь?
· Эта наука изучает верования, обычаи и традиции отсталых племен методом наблюдения__________________________________
· Эта общественная наука изучает производство, распределение и потребление ограниченных ресурсов_____________
· Эта родственная социологии наука изучает то, что каким образом люди получают и используют власть, и как эта власть распределяется в обществе___________________________________
· Эта наука изучает индивидуальное поведение и внутренний мир человека____________________________________
· Эта наука изучает население, в частности, проблемы рождаемости, смертности и миграции__________________________
3. Как Вы понимаете высказывание Ч. Р. Миллса «Первый урок социологии состоит в том, чтобы помочь человеку найти себя в контексте своей эпохи?»
4. В XIX веке О.Конт во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину знаний – выше математики, физики, и биологии. А на какое место поставили бы Вы современную социологию?
5. Задание. Попробуйте определить рейтинг социально-гуманитарных наук, изучаемых студентами в аграрном университете.
· Что Вы хотели бы получить от общества?
· Что Вы хотели бы дать обществу?
6. Ситуация: Сидят два студента и разговаривают. Оба – двоечники, а на носу экзамен. Один пытается что-то растолковать другому.
– Если спросят что такое социология, отвечай: эта наука, изучающая нравы больших групп в обществе.
Тут подходит социолог: «Думаю, джентльмены, Вы не правы».
Как Вы думаете, почему они не правы? Дайте правильную формулировку.
7. Упражнение. На уровне здравого смысла мы делим факты на:
а) биологические (сон, еда, дыхание);
б) психологические (любовь, ненависть, наслаждение);
в) социальные.
Приведите 4-5 примеров социальных фактов.
8. Выполните тесты:
1. Термин «социология» появился:
1) в начале XX в.;
2) в конце XVIII в.;
3) в первой половине XIX в.;
4) в античности.
2. Какое из перечисленных ниже качеств не относится к научному знанию:
1) эмпиричность;
2) передаваемость;
3) нормативность;
4) обобщающий характер.
3. Социология - это наука о поведении:
1) групп, состоящих из небольшого числа людей;
2) личности в обществе;
3) больших социальных групп;
4) людей в своей семье.
4. Какое из приведенных ниже суждений в наибольшей степени применимо к тому, чем занимается общая (теоретическая) социология как научная дисциплина:
1) изучение и составление типологии общественного мнения по самым разнообразным поводам социальной жизни;
2) психология, приложенная к большим и малым группам людей;
3) изучение общества в целом и больших социальных групп без выделения индивидуальных особенностей входящих в них людей;
4) изучение особенностей поведения людей в составе больших и малых групп.
5. Предметом социологии как научной дисциплины выступают:
1) взаимоотношение и связи людей по поводу производства материальных благ, их обмена и распределения;
2) явления взаимодействия людей и человеческих групп друг с другом;
3) события, когда-либо имевшие место, роль конкретных людей в них;
4) механизм мотивации и регуляции поведения людей.
6. Какое из перечисленных ниже понятий относится к сфере изучения социологии:
1) симпатия;
2) капитал;
3) статус;
4) чувство.
7. К макросоциологическим понятиям относятся:
1) малая группа;
2) социализация;
3) цивилизация;
4) взаимодействие.
8. К микросоциологическим понятиям относятся:
1) малая группа;
2) цивилизация;
3) мировая система;
4) государство.
9. Ученые обнаружили наличие определенной статистической связи между психическим расстройством и безработицей. Попросили психиатра, психолога и социолога прокомментировать эту связь. Какой из приведенных ниже комментариев принадлежит социологу:
1) симптомы расстройства (плохой сон, подавленность, плохое эмоциональное состояние) являются следствием, а не причиной безработицы, поскольку, перестав быть кормильцем семьи, мужчина теряет уверенность в себе и впадает в депрессию;
2) люди, проявляющие признаки подавленности и расстройства, не способны к активному пояску работы и не могут долго сохранять за собой имеющуюся работу, поэтому душевное состояние является причиной безработицы;
3) длительная безработица вызывает вялость, апатию, снижает остроту восприятия окружающего мира, поэтому при встречах с потенциальным работодателем такие люди производят не самое благоприятное впечатление;
4) безработица очень часто является фактором семейных конфликтов, и даже разрушения семьи.
10. Ниже приведены различные суждения о внешней среде и внутреннем мире человека. Часть из них, несомненно, относится к социологии, часть к психологии. Укажите, к какой именно дисциплине относится каждое суждение.
Суждение
| 10.1
| Элита - это высший слой, занимающий ключевые позиции в какой-либо сфере общества
| 10.2
| Как правило, мышление менеджера стереотипное, а предпринимателя – инновационное
| 10.3
| Рефлексы подразделяются на врожденные и приобретенные
| 10.4
| Кадровым рабочим человек становится обычно к 30 годам
| 10.5
| В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решений
| 10.6
| Чем выше уровень образования человека, тем больше у него шансов на социальное продвижение
|
Библиография
1. Девятко И. Состояние и перспективы социологической теории в мире и в России. //Социс. – 2007. – № 9. – С.35.
2. Добреньков В. Социологическое образование и социологическое сообщество. //Социс. – 2004. – № 4. – С.113.
3. Кравченко С., Романов В. Социология и вызовы современной социо- культурной динамики. //Социс. – 2005. – № 8. – С.3.
4. Подвойский Д. О предпосылках и истоках рождения социологической науки. //Социс. – 2005. – № 7. – С. 3.
5. Романовский Н. Три подхода к будущему социологии. //Социс. – 2005. – № 3. –С.3.
Тема 2. История формирования и развития социологического знания (2 часа)
План семинара
1. Социально-философские предпосылки возникновения социологии как науки.
2. Классические социологические теории.
3. Современные социологические теории.
4. Социология в России: основные традиции и направления.
5. Социологический практикум.
Вопросы для самоконтроля
1.Как можно определить вклад в развитие науки об обществе, внесенный мыслителями античности?
2. Каковы особенности развития социальной мысли в средние века и Новое время?
3. В чем смысл основных научных положений социологии О.Конта? Как можно оценить его деятельность с точки зрения современных социологов?
4. Что имеется в виду под классическим периодом развития социологии? Каковы основные идеи, выдвинутые К.Марксом, М.Вебером, Э.Дюркгеймом?
5. Какие положения марксисткой науки актуальны сегодня?
6. Каковы причины возникновения социологии в России?
7. Перечислите и охарактеризуйте основные методологические направления русской социологии.
8. Какие этапы в развитии западной социологии можно выделить?
Чем характеризуется каждый из них?
9. Какие теории, направления, ориентации имеет в своем багаже социология и как это соотносится с тенденциями развития современного общества?
Социологический практикум
(логические задания, проблемные вопросы, упражнения, тесты)
1. Задание. Выучите основные понятия темы: «социальная статика», «социальная динамика», «позитивизм», «антипозитивизм», «структурный функционализм», «феноменология», «символический интеракционизм», «теория обмена», «этнометодология», «марксизм».
2. Задание.Подумайте и ответьте о ком или о чем идет речь в следующих высказываниях:
· О. Конт полагал, что этот подход, называемый позитивизмом, выведет социологию на уровень точной науки об обществе________
· Вначале эту науку называли «социальной физикой» _______
· Этот человек прославился как основатель социологии__________________________________________________
· Этот американский социологии считается автором теории обмена_____________________________________________________
· Этот американский социолог разработал теорию этнометодологии_____________________________________________
· Этот американский социолог использовал театр как метафору для описания интеракции при помощи понятия «управления своими впечатлениями»______________________________________________
· Представители этого направления утверждают, что человек реагирует не столько на стимулы, сколько на значения и символы____________________________________________________ 3. Задание.Во все времена исторического развития концепции разных мыслителей по одной и той же социальной проблеме были диаметрально противоположными. Перед Вами два таких высказывания:
По Гоббсу, естественное состояние – это антиобщественная «война всех против всех», поскольку каждому имманентно присуща «абсолютная свобода». Отсюда – организация общества – вынужденная необходимость; общественный договор – спасение от взаимоуничтожения.
Гоббсово «естественное состояние» Шефтсбери называет «противоестественным состоянием», утверждая, что «человек по природе существо общественное», а общество – «неизбежно и естественно для него». Чем Вы объясните разницу во взглядах ученых? С кем Вы больше согласны и почему? Аргументируйте свой ответ.
4. Задание. Вслед за О.Контом Э.Дюркгейм рассматривал общество как сферу согласия и солидарности, выделяя механическую и органическую солидарность. Выделите из нижеперечисленных верные суждения:
1) солидарность покоится на коллективном сознании – совокупности общих верований и чувств, которые присущи членам одной группы или общества;
2) примитивные общества основаны на органической солидарности;
3) механическая солидарность присуща неразвитым иерархическим обществам;
4) чем выше уровень солидарности в обществе, тем ниже уровень самоубийств.
5. Упражнение. Проведите сравнение двух подходов, применяемых при изучении общества: теории социального обмена и структурного функционализма. Сделайте вывод о целесообразности каждого из подходов.
6. Задание.Во всех социологических размышлениях Г.Спенсера превалируют биологические аналогии. Например: «Общества, как и живые тела, начинаются как зародыши – возникают из масс, крайне малых по сравнению с массами, которых они в конечном итоге достигают». М. Вебер резко критикует «органическую социологию», рассматривающую отдельного индивида как часть, «клеточку» социального организма. Понятие организма в применении к обществу может быть лишь метафорой – не больше, ибо «для социологии … объектом познания является именно смысловая связь поведения».
Как Вы думаете, является ли точка зрения М.Вебера прогрессом по сравнению с точкой зрения Спенсера, и если да, то почему?
7. Выполните тесты:
1. Первым в научный оборот термин «социология» ввел:
1) Георг Зиммель;
2) Огюст Конт;
3) Герберт Спенсер;
4) Чарльз Хортон Кули.
2. Центральным понятием «понимающей социологии» Маркса Вебера являются:
1) социальный факт;
2) закон интеллектуальной эволюции;
3) социальное действие;
4) способ производства.
3. Суть позитивизма как социологического метода заключается в:
1) отрицании основных принципов негативизма;
2) признании универсализма законов природы и целесообразности применения методов естественнонаучных дисциплин к изучению общества;
3) утверждении первостепенного и исключительного значения социальной реальности и социологических методов в объяснении бытия человека и его среды;
4) признании необходимости специфического метода познания в социальных науках, отличающего их от дисциплин естественнонаучного цикла.
4. Автором классической социологической работы «Самоубийство» является:
1) Карл Маркс;
2) Макс Вебер;
3) Эмиль Дюркгейм;
4) Герберт Спенсер.
5. Огюст Конт утверждал, что элементарной структурной единицей общества является:
1) малая группа;
2) семья;
3) род;
4) личность.
6. Общественный процесс, по О. Конту, является предметом изучения:
1) социальной статики;
2) социальной динамики;
3) социальной физики;
4) социометрии.
7. Эмилю Дюркгейму принадлежит:
1) теория общественного договора;
2) закон иерархии наук;
3) концепция механической и органической солидарности;
4) теория общественно-экономических формаций.
8. Вершиной пирамиды «иерархии наук» О. Конта является:
1) математика;
2) биология;
3) социология;
4) астрономия.
9. Кто из социологов считал, что главное в общественном развитии
– это не стабилизация общества, а его разрушение и замена другим, более справедливым:
1) Э. Дюркгейм;
2) К. Маркс;
3) М. Вебер;
4) Г. Спенсер.
10. Назовите классиков социологии, которым принадлежат следующие идеи.
Идея
| Автор
| 10.1
| Мотивы других людей мы раскрываем благодаря тому, что в схожих ситуациях большинство людей поступают одинаково
|
| 10.2
| Пролетариату принадлежит особая миссия создания нового общества, вследствие чего он сам исчезает как класс
|
| 10.3
| Солидарность членов общества покоится на коллективном сознании – совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной социальной группы или общества
|
| 10.4
| Учение об обществе должно состоять из двух частей – социальной статики, описывающей законы существования, и социальной динамики, описывающей законы изменения общества и этапы этого изменения
|
|
Библиография
1. Бузгалин А. Марксизм: к критическому возрождению. //Свободная мысль. – 2008. – № 3. – С.109.
2. Кравченко С. Куда идет развитие мировой социологии. //Социс. – 2007. – №1. – С.6.
3. Кукушкина Е. Русская социология и западная наука (XIX – начало XX в.) //Социс. – 2006. – № 3. – С.113.
4. Ломоносова М. Питирим Сорокин в политике России и о политике в Америке. //Журнал социологии и социальной антропологии. – 2006. – №1. – С.45.
5. Мухачев В. Вспоминая Маркса. //Свободная мысль. – 2008. – № 3.– С.95.
6. Романовский Н. О современном этапе развития социологии.
//Социс. – 2007. – № 1. – С.22.
|