Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 4. Личность в системе социальных отношений (2 часа)

План семинара

1. Понятие личности в социологии, ее сущность и структура.

2. Социализация личности и ее агенты.

3. Социальный статус и социальная роль личности.

4. Социальная типология личности.

5. Социологический практикум.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает социология личности и чем отличается ее подход от философии и социальной психологии?

2. Каково соотношение понятий: «человек» – «индивид» – «индивидуальность» – «личность»?

3. Что представляет собой процесс социализации личности?

4.В каких случаях мы сталкиваемся с десоциализацией и ресоциализацией?

5. Каковы основные этапы социализации?

6.Что такое первичная и вторичная социализация?

7. Раскройте понятие «агенты» и «институты» социализации.

8.Чем, по Фрейду, определяется внутренний конфликт личности? Существуют ли способы его преодоления?

9. Что такое социальный тип личности? Какие варианты социальной типологии личности существуют в современной социологии?

 

Социологический практикум

(логические задания, проблемные вопросы, упражнения, тесты)

1. Задание. Выучите основные понятия темы: «человек», «индивид», «индивидуальность»,«личность», «социализация», «ресоциализация», «социальная адаптация», «интериоризация», «социальный статус», «иерархия статусов», «социальная роль», «ролевые ожидания», «ролевое поведение», «эффект выученной беспомощности», «пролонгированный инфантилизм».

2. Задание. Как Вы считаете, какую роль в становлении личности играет биологическая наследственность, а какую – социальные условия и воспитание? Обоснуйте свое мнение.

3. Задание. Высказываются разные мнения о личности «серого» студента. Одни говорят, что – это лодырь, тупица. Другие – человек, который многого не знает. А третьи считают, что это тот, кто не хочет учиться сам, мешает другим и еще хвастается своим невежеством. Ваше мнение, так кто же он «серый» студент? Обоснуйте свой ответ.



4. Задание. Каждый взрослый человек исполняет множество социальных ролей, что зачастую приводит к возникновению внутриролевых, межролевых конфликтов. Проанализируйте накопленный опыт студенческой жизни и назовите несколько типичных конфликтов разного рода. Какие способы разрешения этих конфликтов оказываются наиболее успешными?

5. Как Вы думаете, какую роль в жизни личности, в ее социальных связях играет труд? Труд «создал» или «испортил» человека? Приведите примеры.

6. Упражнение. Вам предстоит провести параллели между двумя концепциями – З.Фрейда и М.Вебера. Структура личности, по Фрейду, состоит из «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Типология социальных действий включает четыре разновидности, указанных ниже.

Какие композиции структуры личности Фрейда соответствуют какому типу социального действия Вебера?

· Целенаправленное действие__________________________

· Ценностнорациональное действие_____________________

· Аффективное действие______________________________

7. Задание. Как Вы думаете, можно ли следующие типы людей считать «социальными ролями»: хиппи, сноб, гуляющий прохожий, яхтсмен, ученый, ученик, кузина, русский, мусульманин, водитель автомобиля, пациент, пенсионер, любовник, взломщик, шеф банды?

8. Попытайтесь объяснить, чем театральные роли отличаются от социальных и в чем их общность друг с другом. Ведь, в конце концов, понятие «социальной роли» пришло из театрального мира.

9. Охарактеризуйте роль семьи в процессе социализации. Как, по-вашему мнению, сказывается в процессе формирования личности неполнота семьи? Чем это объясняется?

10. Задание. Известно, что дети, выросшие в детском доме, несмотря на то, что их кормили, воспитывали и учили на удовлетворительном уровне, отличаются от детей, получивших воспитание в семье. В настоящее время открываются семейные детские дома, где чужие взрослые люди играют роли отца и матери и воспроизводят тем самым структуру семьи. Почему, по-вашему мнению, для успешной социализации нужна именно семья, а не коммуна или детский дом? Обоснуйте свой ответ.

11. Задание. Представьте себе мир, где нет ничего, что могло бы послужить Вам зеркалом. Оно необходимо Вам для того, чтобы посмотреть на себя со стороны. Как вы думаете, изменились бы в таком мире межличностные отношения радикально по сравнению с нашими?

12. Выполните тесты:

1. Социальным статусом называется:

1) степень уважения к человеку со стороны окружающих;

2) позиция человека в обществе, с определенным набором прав и обязанностей;

3) достигнутый уровень продвижения по служебной лестнице;

4) характер чувств (симпатий или антипатий), испытываемых к че­ловеку со стороны друзей, сослуживцев и родственников.

2. Социальная роль – это:

1) понимание индивидом своего места среди окружающих людей;

2) отношение, выказываемое нами к окружающим нас людям;

3) характер поведения, ожидаемый от обладателя того или иного социального статуса;

4) положение, занимаемое человеком в своей социальной группе и признаваемое окружающими как должное.

3. Выберите из указанных ниже систем те, которые относятся к само­организующимся:

1) армейское подразделение;

2) внеформальная группа;

3) школьный класс;

4) конструкторское бюро.

4. Какой из приведенных ниже статусов является аскриптивным:

1) ректор;

2) студент;

3) принц;

4) кондуктор.

5. Оценка профессионального рейтинга отражает:

1) личный статус;

2) социальный статус;

3) и то и другое;

4) ни то ни другое.

6. Вторичная социализация – это:

1) процесс «переучивания» социальных ролей, когда человек попадает в среду с иными условиями жизни;

2) период социализации, совпадающий с получением формального образования;

3) процесс закрепления социальных навыков, получаемых в ходе первичной социализации,

4) социализация, протекающая за рамками классной комнаты.

7. Понятием «ролевая дистанция» обозначается:

1) ситуация субъективного отделения от роли ее исполнителя, когда он не может сжиться с нею;

2) различие между исполнением своих социальных ролей облада­телями разных социальных статусов;

3) ситуация противоречия между требованиями различных ролей, исполняемых одним и тем же актёром;

4) понятие, характеризующее степень близости, отдаленности или отчужденности различных социальных статусов.

8. Личный (личностный) статус – это позиция, занимаемая индивидом:

1) в общественном транспорте;

2) в производственном коллективе;

3) в первичной малой группе;

4) в большой социальной общности.

9.Статусной несовместимостью в социологии именуется:

1) несовпадение статусных устремлений у обладателей двух и более соотносимых социальных статусов;

2) противоречие социальных интересов представителей основных классов общества;

3) несоответствие личных способностей и специальной подготовки индивида требованиям его социального статуса;

4) ситуация обладания высоким статусом в одном из социальных подпространств или измерений при одновременном обладании низким статусным уровнем в другом подпространстве.

10. Ниже приведены некоторые утверждения, связанные с ролевой теорией. Укажите, кому из социологов могло бы принадлежать каждое из них:

1) Ричард Линтон;

2) Роберт Мертон;

3) Джордж Герберт Мид;

4) Толкотт Парсонс.

Теоретическое положение Автор  
10.1 Дети осваиваются в обществе и развивают свои социаль­ные сущности («самости»), как бы примеряя на себя роли наблюдаемых ими взрослых, т. е. путем принятия ролей  
10.2 Любую роль можно описать с помощью пяти основных параметров:(1) уровень эмоциональности; (2) способ по­лучения; (3) масштаб; (4) степень формализации; (5) мотивация  
10.3 Ролевые предписания коренятся в культуре общества и находят свое выражение в социальных нормах, которые и вводят поведение индивидов в русло ролей  
10.4 Существует несколько наиболее распространенных спосо­бов разрешения ролевого конфликта: а) установление для себя иерархии важности ролей; б) четкое разделение раз­личных сфер жизнедеятельности; в) юмор...  

 

Библиография

1. Андреев А. Гражданская позиция российской учащейся молодежи. //Вестник Академии наук. – 2005. – № 7. – С.5.

2. Ануфриев Е. Личностная типология в теории социального управления.//Социально - гуманитарные знания. – 2006. – № 5. – С.115.

3. Кузьмин М. Человек гражданского общества как цель образования в условиях полиэтничного российского социума. //Вопросы философии. – 2006. – № 6. – С.40.

4. Солодовникова И. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни. //Социс. – 2007. – № 2. – С.32.

5. Спасибенко С. Типология как завершающий этап социологического анализа. //Социально-гуманитарные знания.– 2006. – № 5. – С. 80.

6.Тесленко А. Социализация молодежи: теоретико-методологический аспект. //Вестник высшей школы. – 2005. – № 4. – С.26.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.