Тема 8. Социальный контроль и девиация (2 часа) 8.1 План семинара
1.Социальный контроль как механизм регуляции поведения. Элементы социального контроля: нормы и санкции.
2. Девиантное поведение как специальная социологическая теория.
3. Причины и концепции девиации.
4. Основные формы девиантного поведения.
5. Социологический практикум.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое социальный контроль, дайте определение.
2. Каковы элементы и механизмы социального контроля?
3. Какие Вам известны виды социальных санкций?
4. Что называют социальной нормой?
5. Какие виды социальных норм существуют в обществе?
6. Какое поведение называют девиантным?
7. Охарактеризуйте известные Вам теории девиантного поведения.
8. Какие позитивные функции в обществе выполняют девиации?
9. Каковы негативные последствия девиации для общества?
10.Назовите концепции девиантного поведения.
11.Какие причины и факторы влияют на девиацию?
Социологический практикум
(логические задания, проблемные вопросы, упражнения, тесты)
1. Задание. Выучите основные понятия темы: «социальный контроль», «социальные нормы», «санкции», «типология санкций», «законы», «табу», «девиантное и делинквентное поведение», «аномия», «конформность», «инновация», «ритуализм», «ретритизм», «бунт», «стигматизация».
2. Как Вы думаете, возможно ли общество, в котором вообще отсутствовал бы социальный контроль? Обоснуйте свое мнение.
3. Задание. Определите тип (Ф +, Ф -, Н +, Н -) следующих санкций:
Нобелевская премия.
| Новогодняя открытка.
| Судебное оправдание.
| Квартальная премия.
| Открытое письмо в газету.
| Остракизм.
| Офицерское звание.
| Звание чемпиона мира.
| Избрание в парламент.
| Аттестат зрелости.
| 4. Задание. Покажите на примерах относительность девиаций. Как, по-вашему мнению, какое поведение считалось бы девиантным для студента? Преподавателя? Аргументируйте свой ответ.
5. Как Вы думаете, почему в современной России наблюдается рост интенсивности всех форм девиантного поведения?
6. Задание. Анатоль Франс пишет в одном из своих романов, что высшая мудрость нашего правосудия состоит в том, что оно равным образом запрещает спать под мостами и богатым, и бедным. Что он хотел этим сказать?
7. Задание. Подумайте и решите, могут ли выступать средствами социального контроля: домашнее задание, медицинская справка, паспорт, проездной билет, ученая степень, заседание правительства, телефон, часы, компьютер, телевизор, ценники на товары.
8. Известно, что все формы девиантного поведения, их число и интенсивность уменьшаются с возрастом. Постарайтесь объяснить, почему так происходит?
9. Задание. Проанализируйте содержание телерекламы, размещаемой на основных каналах. Считаете ли вы рекламу средством социального контроля? Почему? Благодаря чему реклама выполняет свою функцию. Обоснуйте свой ответ.
10. Выполните тесты:
1. Девиантное поведение – это не что иное, как:
1) типичное поведение правонарушителя (делинквента);
2) преступное поведение;
3) отклонение от формального закона;
4) любое поведение, отклоняющееся от общепринятых норм.
2. Девиация чаще всего наблюдается:
1) у пожилых людей;
2) у людей, озабоченных прежде всего личными интересами;
3) у женщин;
4) у молодых.
3. Социальные предписания – это:
1) средства наказания;
2) средства поощрения;
3) запрет или разрешение сделать что-либо;
4) формальные негативные санкции.
4. К числу социологических теорий девиантного поведения относится:
1) психоаналитическая теория (3. Фрейд);
2) теория врожденной предрасположенности к криминалу
(Ч. Ломброзо);
3) теория органической предрасположенности к криминалу
(У. Шелдон и др.);
4) теория навешивания ярлыков (Г. Беккер и др.).
5. Единственным типом недевиантного поведения в типологии
Р. Мертона является:
1) конформность;
2) инновация;
3) ритуализм;
4) ретритизм
6. Социальным конформистом можно назвать:
1) законопослушного человека;
2) хитрого приспособленца;
3) человека, не имеющего собственного мнения;
4) того, кто одевается модно и элегантно.
7. Какой из типов девиантного поведения, по Р. Мертону, представляет собой «оставление или понижение слишком высоких культурных целей большого денежного успеха и быструю социальную мобильность там, где эти устремления не могут быть удовлетворены»:
1) инновация;
2) ритуализм;
3) ретритизм;
4) мятеж.
8. Поведение, отклоняющееся от социальных норм:
1) конформное;
2) революционное;
3) эволюционное;
4) девиантное.
9. Усвоение и соблюдение социальным актором определенных групповых и социальных норм, ценностей и привычек; необходимый элемент социализации и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы:
1) инновация;
2) конформность;
3) ритуализм;
4) ретритизм.
10. Предписание, выступающее в качестве общей руководящей линии социального действия:
1) приказ;
2) социальная норма;
3) закон;
4) санкция.
Библиография
1. Грошева И. Социальный контроль как профилактика девиации.
//Социс. –2008. – № 2. – С.97.
2. Еременко В. Наркомания в образовательной среде. //Социально- гуманитарные знания. – 2006. – № 4. – С.111.
3. Лелеков В., Кошелева Е. О предупреждении преступности несовершеннолетних. //Социс. – 2007. – № 12. – С. 87.
4. Сидоров Р. Коррупция: и диагноз и приговор. //Социс. – 2008. – № 2. – С.111.
5. Ушакова Е. Суицидальные риски. //Социс. – 2008. – № 2. – С.106.
6. Явчуновская Т., Степанова И. Социальная характеристика женской наркопреступности. //Социс. – 2008. – № 2. – С.102.
Тема 9. Социальные конфликты (2 часа)
План семинара
1. Классические и современные теории.
2. Социальный конфликт: причины, структура и функции.
3. Типология социальных конфликтов.
4. Стратегия и способы разрешения социальных конфликтов.
5. Социологический практикум.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие теории социального конфликта Вам известны? Дайте краткую характеристику их содержания.
2. При каких обстоятельствах может возникнуть социальный конфликт?
3. Какие функции в обществе выполняет конфликт?
4. Охарактеризуйте известные Вам типы социальных конфликтов.
5. Какие Вы знаете стратегии поведения в конфликтной ситуации?
6. Чем характеризуются основные способы разрешения и предупреждения конфликтов?
7. Как можно использовать механизм рефлексивного управления?
8. Какой смысл вкладывается в понятие «социальное движение»? На что может быть направлено социальное движение?
9.Что заставляет людей с различными социальными статусами присоединяться к социальным движениям?
10. Каково основное содержание экономических и политических конфликтов?
11. Назовите условия, влияющие на успешное разрешение конфликта.
Социологический практикум
(логические задания, проблемные вопросы, упражнения, тесты)
1. Задание. Выучите основные понятия темы: «социальный конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент», «типы конфликтов», «деструктивный конфликт», «конструктивный конфликт», «стратегии разрешения конфликта», «уклонение», «противоборство», «сотрудничество», «приспособление», «компромисс», «рефлексивное управление» «методы разрешения конфликта», «социальная депривация».
2. Как Вы считаете, возможно ли создание такого общества, в котором совершенно отсутствовали бы конфликты?
3. Задание. Опишите стадии развития конфликта. Подумайте и ответьте, на какой стадии разгорание конфликта можно предупредить? На какой стадии его можно локализовать?
4. Задание. Приведите примеры: а) личностного конфликта;
б) межличностного конфликта; в) межгруппового конфликта;
г) конфликта с внешней средой. Каковы, на Ваш взгляд, основные различия в протекании конфликтов этих типов?
5. Задание. В чем опасность скрытых затяжных конфликтов? Чем, в частности, по-вашему мнению, объясняется внезапное возникновение множества межэтнических конфликтов на территории бывшего СССР, где десятилетиями те же народы вели бесконфликтное существование?
6. Задание.
6.1.Подумайте и ответьте, почему конфликт возникает там и только там, где две группы, стремящиеся к одной и той же цели, не могут ее достичь до тех пор, пока каждая группа стремится делать одно и тоже?
6.2. Почему в ситуации конфликта члены группы способны проявлять только враждебные действия?
7. Задание. Проанализируйте известные этнонациональные конфликты современной России. В чем их причины? Как, по вашему мнению, можно ли вернуться к интернационалистскому общественному сознанию? Возможно ли это вообще? Обоснуйте.
8. Задание. Какие социальные и психологические причины, по вашему мнению, вызывают к жизни новые социальные движения? Охарактеризуйте понятие социальной депривации. Что должно произойти с индивидом, чтобы у него возникло ощущение депривации?
9. Задание. Охарактеризуйте известные Вам религиозные движения. Какие изменения в этой сфере произошли в нашей стране после отмены политики принудительного атеизма? Как, по вашему мнению, это позитивные или негативные изменения? Обоснуйте свой ответ.
10. Выполните тесты:
1. Создателем теории социального конфликта считают:
1) Огюста Конта;
2) Макса Вебера;
3) Карла Маркса;
4) Питирима Сорокина.
2.Под институционализацией конфликта в социологии понимают:
1) научное изучение классовых конфликтов в обществе с целью их предотвращения;
2) развитие особых социальных институтов для урегулирования конфликтов между работодателями и наемными работниками с целью отграничения их от конфликтов политических;
3) создание специальных судебных и арбитражных учреждений для рассмотрения трудовых и гражданских споров;
4) разработку правил гражданского противостояния.
3. Социальная революция представляет собой:
1) основную причину групповой мобильности;
2) смену религиозного вероисповедания большинством членов общества;
3) изменение гражданства для большинства членов общества;
4) приход к государственной власти более компетентных людей.
4. Кому из социологов принадлежит наиболее развернутое определение эволюции:
1) О. Конту;
2) Г. Спенсеру;
3) К. Марксу;
4) П. Сорокину.
5. Какие факторы социального развития Г. Спенсер относит к вторичным:
1) климат;
2) последствия вырубания лесов;
3) флору и фауну;
4) интеллектуальные качества социальных единиц.
6.Процесс нарастания количества и качества социальных изменений при переходе от одного исторического этапа к другому развивается по:
1) восходящей прямой;
2) нисходящей прямой;
3) синусоиде;
4) экспоненциальной кривой.
7.Понятие локальной цивилизации как особого культурно-исторического типа ввел в научный оборот:
1) П. Сорокин;
2) О. Шпенглер;
3) Н. Данилевский;
4) А. Тойнби.
8.Эффект «демографического перехода» является продуктом:
1) аграрной революции;
2) индустриальной революции;
3) информационной революции;
4) социалистической революции.
9.Начало индустриальной революции относят:
1) ко второй половине XVII в.;
2) ко второй половине XVIII в.;
3) к первой половине XIX в.;
4) к началу XX в.
10. Господствующая система ценностей является основанием типологии обществ в теории циклических цивилизаций, разработанной:
1) Н. Данилевским;
2) П. Сорокиным;
3) А. Тойнби;
4) О. Шпенглером.
Библиография
1. Глухова А. Политическая конфликтология перед вызовами глобализации. //Социс. – 2005. – № 8. – С.100.
2. Левин А. Национализм в современном мире. (Конфликты).
//Свободная мысль. – 2005. – № 4. – С.27.
3. Рассказов С. Географические представления сторон в процессе урегулирования этнополитических конфликтов в СНГ. //Полис. – 2005. – № 2. – С.72.
4. Якимец В., Никовская Л. Сложносоставной конфликт – атрибут постсоциалистической трансформации. //Социс. – 2005. – № 8. – С.77.
|