Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Вы ? ; р ? ка; по ? л; с ? жка; смор ? а; ? буна; ? жды.

Раздел 2

НОРМАЛИЗАЦИЯ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Методические рекомендации

Основная задача логопеда любого типа общеобразовательной школы — предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной различной тяжестью недоразвития устной речи. Именно поэтому основное внимание логопед должен уделять учащимся первых классов (дети 6-7-летнего возраста) с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем выше будет его результат.

Общая задача при коррекционно-развивающем обучении — своевременная и целенаправленная работа по восполнению пробелов в развитии устной речи, как звуковой, так и смысловой ее сторон. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционного обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что для группы детей как с фонетико-фонематическим, так и фонематическим недоразвитием необходимо сформировать:

w полноценные фонематические процессы;

wпредставления о звуко-буквенном составе слова;

w навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, а также скорригировать дефекты произношения (если таковые имеются).

Что касается детей с общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь I этап коррекционного обучения.

Таким образом, общее содержание и последовательность коррекционного обучения детей с ФФН и I этапа коррекционной работы детей с ОНР могут быть примерно одинаковыми. Вместе с тем количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы. Принципиальное различие при планировании логопедических занятий заключается в подборе речевого материала, соответствующего общему развитию ребенка и лингвистической структуре дефекта.



Реализация этого содержания определяется количеством занятий в зависимости от степени недоразвития звуковой стороны речи. Поскольку коррекционноеобучение осуществляется в группах фронтально, то целесообразно предусмотреть примерную структуру занятий, особенно 10-15 первых.

Основными задачами этих занятий являются развитие фонематического слуха, постановка и закрепление звуков, формирование психологических предпосылок (внимания,памяти, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, умения слушать и слышать логопеда, темпа работы и т.д.) к полноценной учебной деятельности. Эти занятия могут иметь следующую структуру:

 


1) 15 минут — фронтальная часть занятий, направленная на формирование фонематического слуха детей, их внимания к звуковой стороне речи (работа строится на правильно произносимых звуках) и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к полноценному обучению;

2) 5 минут — подготовка артикуляционного аппарата (комплекс упражнений определяется конкретным составом группы);

3) 20 минут — уточнение и постановка (вызывание) неправильно произносимых звуков индивидуально и в подгруппах (2-3 человека) в зависимости от этапа работы над звуком.1

В ходе фронтальной части занятия формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова. Кроме того, с детьми, имеющими ОНР, методом устного опережения осуществляется работа по уточнению и активизации имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций.

Необходимость такого подхода обусловлена основным принципом коррекционного обучения детей с ОНР, а именно: одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи с этим методом устного опереженияв занятия I этапа избирательно включаются элементы материала II и III этапов.

Таким образом, фронтальная часть занятий включает работу по:

• развитию фонематических процессов;

• формированию навыков анализа и синтеза звуко-буквенного и слогового состава слова с использованием изученных к этому времени в классе букв и отработанных слов-терминов;

• формированию готовности к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;

• закреплению звуко-буквенных связей;

• автоматизации поставленных звуков.

Содержание фронтальной части занятий I этапа реализуется в такой последовательности:

• Речь. Предложение.

• Предложение. Слово.

• Звуки речи.

• Гласные звуки (и пройденные в классе буквы).

• Деление слов на слоги.

• Ударение.

• Согласные звуки (и пройденные в классе буквы).

• Твердые и мягкие согласные.

• Звонкие и глухие согласные.

• Звуки П и П'. Буква П.

• Звуки Б и Б'. Буква Б.

• Дифференциация Б-П (Б'-П').

• Звуки Т и Г. Буква Т.

• Звуки Д и Д'. Буква Д.

• Дифференциация Т-Д (Т'-Д').

1 Уточнение и постановка дефектных звуков осуществляется известными в логопедии спо­собами. Автоматизация звуков — на фронтальных занятиях.


• Звуки К и К'. Буква К.

• Звуки Г и Г'. Буква Г.

• Дифференциация К-Г (К'-Г).

• Звуки С и С. Буква С.

• Звуки 3 и 3'. Буква 3.

• Дифференциация С-3 (С'-З').

• Звук и буква Ш.

 

• Звук ибуква Ж.

• Дифференциация Ш-Ж.

• Дифференциация С-Ш.

• Дифференциация Р-Л (Л'-Р').

• Звук и буква Ч.

• Дифференциация Ч-Т’

• Звук и буква Щ.

• Дифференциация Щ-С.

• Дифференциация Щ-Ч.

• Звук и буква Ц.

• Дифференциация Ц-Т.

• Дифференциация Ц-Ч.

Данный вариант последовательности изучения тем на I этапе коррекционного обучения школьников с ФФН и ОНР является примерным и определяется конкретным составом группы, т.е. зависит от того, каков уровень сформированности звуковой стороны речи у детей.

По мере устранения дефектов звукопроизношения фронтальная работа занимает все больше времени. Работа при этом осуществляется при строго обязательном индивидуальном подходе к каждому ученику, с учетом его психофизических особенностей, выраженности речевого дефекта, степени отработанности каждого звука.

При завершении I этапа коррекционного обучения следует провести проверку усвоения учащимися содержания материалов данного этапа.

К этому времени у учащихся должны быть:

Ÿ сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;

Ÿ восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

Ÿ усвоены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова;

Ÿ поставлены и отдифференцированы все звуки;

Ÿ уточнен и активизирован имеющийся словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

Ÿ введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твердые — мягкие согласные; звонкие глухие согласные, предложения и т.д.

Ÿ сформированы навыки учебного конструирования элементарного высказывания с адекватным использованием вышеперечисленных учебных терминов.

Таким образом, упорядочение представлений о звуковой стороне речи и овладение навыками анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова создают необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыков правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности.

 


Гласные и согласные звуки и буквы. Ударение. Анализ и синтез слогов и слов

Первый уровень

1. Послушай слова и скажи, чем различаются данные слова друг от друга по звуковому составу:

сыр — сор; вол — вал; кот — кит; Юра — юла; сом — сор — сок; ком — дом — лом;

роса — оса; бочки — очки; стол — сто; банк — банка; рот — крот; вол — волк.

Назови гласные и согласные звуки в словах. Чем отличаются гласные звуки от согласных?

2. Послушай стихотворение:

— Эй, баран, подай овса! — Просит белая овца.

(Я. Козловский)

Найди слова, которые различаются лишь одним звуком. Назови их. Одинаковы ли эти слова по смыслу?

3.

а) Скажи, сколько звуков в слове «лапка»? Сколько в слове гласных и сколько согласных? Назови их. Замени 1-ю гласную букву в слове так, чтобы получились другие слова. Скажи, какой звук ты заменил?

б) Скажи, сколько звуков в слове «пир»? Сколько гласных, сколько согласных звуков в этом слове? Замени 1-ю согласную букву так, чтобы поучились другие слова.

4. Предъявляются предметные картинки: банка, мяч, репа, рак, замок, торт. Рассмотри картинки и назови их.

Назови слова, обозначающие изображённые на картинке предметы: сначала - состоящие из 3 звуков; затем — из 4 звуков; потом — из 5 звуков.

Назови слова, состоящие: из 2 согласных и 1 гласного; из 2 согласных и 2 гласных; из 1 гласного и 3 согласных; из 2 гласных и 3 согласных.

Подбери 3 слова, состоящие из 2 гласных и 2 согласных. Докажи, что ты подобрал слова правильно.

5. Подбери в течение 3 минут как можно больше слов к каждой схеме:
•аŸ; ŸоŸа; ŸоŸоŸо; лŸзŸ; рŸбŸк; кŸклŸ; слŸвŸ;
Проанализируй звуковой состав подобранных слов.

 


6. Звуковой диктант. а) Выложи схемы слов. Гласную заштрихуй красным1 цветом.

Мир, сок, бал, сила, вера, куры; вагон, пушка, лимон; торт, крот, парк

Назови слова, в которых согласных больше гласных; слова, в которых только одна гласная.

б) Какое слово задумано?

Назови схемы, в которых согласных больше, чем в других. Подбери к данным схемамсоответствующие слова.

 

7.

а) Повторяй слоговые ряды, отхлопывая их ритм:

 

па-па-па; то-ту-ты; ки-чу-ха; уск-ошк-изл-ежл.

 

б) Отхлопай ритм по схемам:

Подбери слоги к схемам и воспроизведи их, выделяя голосом ударный слог.

в)Составь 3 слоговых ряда, в каждом — по 3 слога. В каждом слоговом ряду поставь ударение на разных слогах. Произнеси каждый слоговой ряд, выделяя голосом ударный слог. (По заданию логопеда.)

г) Прочитай слоговые ряды, выделяя голосом: 3-й слог; 2-й слог; 1-й слог; слог:

ла-ри-ле-ро; абл-опф-ипс-убз; окр-ашп-икт-угл.

 

1Здесь и далее в пособии указаны цвета обозначений звуков. Логопед предъявляет цветные схемы.или дети раскрашивают их соответствующими цветами.


 
 


8. Подумай и вставь гласную или согласную букву так, чтобы получи­лись слова:

Скажи, меняется ли значение слова и почему. Сколько слов получилось в каждой строчке? Отметь цифрой их число на каждой строчке.

Расскажи о звуковом составе слов, в которых 2 гласные.


 


9. Четко прочитай слова:

 

пень, соль, зубы, врач, вагон, мел, майка,
работа, ворона, грач, загон, забота, лень,
губы, ноль, сел, топот, сайка, корона, ропот.

Найди пары слов, которые различаются друг от друга одной буквой. Назови эти пары слов и скажи, какой буквой они различаются.



10. Составь в течение 3 минут слова, используя при этом одновременно все данные буквы:

Сколько слов ты составил?

Назови число слогов и букв в составленных словах. Сколько гласных букв, сколько согласных?



11. Из букв каждого слова составь за 5 минут как можно больше слов.

великан — валик, вал, век, лак,...

картина —

Буратино —

проволока —

Мальвина —

 


В каждом ряду посчитай количество слов, содержащих 2 согласных и 1 гласный звук; 3 согласных и 2 гласных. Назови слова, которые ты не посчитал. Проанализируй их звуковой состав.



12. Подбери слово:

а) по первому и последнему звуку (или букве):

б) по первому и второму звуку (букве):



 


 


Назови в подобранных словах ударный слог. Проанализируй звуковой состав 3 подобранных слов с 1-м ударным слогом и 3 слов со 2-м ударным слогом.

13. Вставь недостающий слог и прочитай слово:

 

-рожка бу-га
-пеика ка-ля
-стройка лас-ка
-рабан ли-ка
-нышко ко-ник

Назови ударный слог в каждом слове и прочитай его правильно.

Определи число согласных в каждом слове.

Прочитай слова, начиная со слова, в котором наибольшее количество согласных, и заканчивая словом с наименьшим количеством согласных. Докажи, что ты прав.

14. Предъявляются предметные картинки: люстра, телефон, шляпа, молоток, катушка, конфеты, кастрюля, девочка, апельсины.

Рассмотри картинки и назови изображённые на них предметы.

Назови слова в такой последовательности: с первым ударным слогом (1); со вторым ударным слогом (2); с третьим ударным слогом (3).

Произнеси ещё раз слова, выделяя голосом ударный слог.

Назови слова, в которых 4 согласных звука.

Подбери по 2 слова: с первым ударным слогом; со вторым; с третьим.

 


 




15.Соедини слоги так, чтобы получились слова:

оси-, ка-, поми-, -рец, -на, -дис, огу-, -лина, ре-, -нок. све-, ряби-, -дор, чес-, -пуста, -кла, ка-, ма-.

Выдели ударный слог.

Назови сначала слова, состоящие из 3 слогов, потом — из 2 слогов.

Докажи правильность своего ответа.

16. Назови число гласных и согласных в слове роза.

К каждой букве слова роза в течение 5 минут подбери по 3 слова по образцу:

Р О З А

рука ослик зонт аптека

Проанализируй подобранные слова. Назови слова, в которых согласных больше, чем гласных. Назови слова, в которых одинаковое число гласных и согласных.

17. Чётко прочитай слова:

 

школа,узор, кличка, большой, крыльцо,луч,
ночь, зима, страны,мышь, грач, мальчик,волны,
сынок, льдинка,старость, полька.

Назови слова, в которых число звуков совпадает с числом букв. Назови слова, в которых число звуков не совпадает с числом букв. Почему? Запиши подчёркнутые слова звуками по образцу:



 


18. Чётко прочитай слова:

пень, конь, куль, час, зверь, прут, друг, гриб, ёж, ночь.


Знакомы ли тебе эти слова? Сколько слогов в каждом слове? Как называют такие слова?

Измени данные слова так, чтобы они стали двухсложными. Выдели ударный слог.

Проанализируй по звуковому составу слова, в которых одна из гласных находится после двух согласных.


19.

а) Запиши слоговые схемы слов, выделяя ударный слог.



 


Очки, небо, гамак, лампа, сапоги, валенки, образец, книга, трости, клубень.

Назови слова, в которых гласный находится после двух согласных.

б)Расшифруй схемы слов:



 


 

Проанализируй слова со вторым ударным слогом.


20. Рассмотри внимательно слова. Найди в каждом слове «спрятавшиеся» слова:

 

хлев, щель, укол, зубр, коса, полк, волк, краб,
брак, восемь, вокруг, победа, Иван, машина, косы,
девочки, спешка, вдруг, сутки, дорожки, песок,
горошина, опушка, задача, дочурка, черемуха,
трубач, хитрость, стрекоза, драма, крапива, гроза,
газета, гитара, дубрава, ствол.

Назови среди данных слова, содержащие 3 согласных звука и 1 гласный; 4 согласных и 1 гласный. Назови двухсложные слова, содержащие 4 согласных и 2 гласных звука. Назови трёхсложные слова, содержащие согласных больше, чем гласных.

21. Прочитай «про себя» слова и выдели ударный слог:


 

работа, голова, волны, сказки, больница, огурец,
бананы, ледоход, ягоды, концерт, освещение,
санитары, школьники, корабли, специалисты,
поверхность, ястреб, арбуз, документ, верба, засуха,
магазин, километр, крапива, букашка, ненависть.

Коллективная проверка правильности постановки ударения:

• Прочитай слова, выделяя голосом ударный слог: сначала слова с первым ударным слогом, затем — со вторым, потом — с третьим.

• Какое слово имеет другой ударный слог? Какой он по счету?

• В течение 5—7 минут выпиши из любого текста по 3 слова: двухсложных, трёхсложных, четырёхсложных; выдели ударный слог.

• Прочитай выписанные слова, выделяя голосом ударный слог.

22.



а) Что изображено на схемах?


Какие слова можно подобрать к этим схемам? Подбери к схемам по 3 слова. Запиши их. Чётко прочитай подобранные слова, выделяя голосом ударный слог.


б) Прочитай «про себя» слова под схемами. Подумай, все ли слова подобраны правильно. Если неправильно, то объясни, почему.

домик свекла ролики газета петушок ромашка телевизор
ремень коньки сметана фестиваль ворота извините документы
портфель крепость цепочка инструмент спереди волшебница смородина

Чётко прочитай слова, правильно выделяя ударный слог.



23.


а) Чётко прочитай слова, в которых 5 согласных, выделяя голосом ударный слог.


 


 

город окно чучело панама голова
карта письмо яблоко товарищ человек
вечер семья оттепель рубашка ручейки
книга вчера бабушка спасибо разрешить
завтра секрет комната открытка часовщик
август конверт косточка приятель мотоцикл
площадь проспект трудности крыжовник космонавт
фрукты студент странники сестричка институт
транспорт страна стрелочник страничка мастерство

Прочитай остальные слова, чётко выделяя голосом ударный слог.

 



 

ящерица обязанность пылесосить пересекать
жаворонок подушечка поговорка наперебой
перечница одиннадцать подготовка велосипед
кровельщики пословица планетарий перескочить
выздороветь смородина пропустили глухонемой
завтрашние здороваться буревестник натуралист
мужественны строение перестроить официант
стрелочники строительство государство отшлифовать
справочники вскарабкаться производство телеграфист

 

Прочитай слова: сначала с первым ударным слогом, затем — с третьим; четвертым.

Прочитай: слова, начинающиеся с 2 согласных букв, затем — с 3 согласных; слова, в которых 3 согласных расположены подряд в середине слова.

24.

а) Подбери по 5 слов: двухсложных — со вторым ударным слогом; трёхсложных — с первым ударным слогом; трёхсложных — с третьим ударным слогом.

б) Подбери по 5 двухсложных и трёхсложных слов с любым ударным слогом.

Выдели ударный слог.

Коллективная проверка правильности постановки ударения:

• Четко прочитай все подобранные слова, выделяя голосом ударный слог.



25. Прочитай слова:

Подумай и скажи, чем отличаются данные слова. Расскажи, что обозначает каждое слово.

26.

а) Докажи с помощью выделения ударного слога, что приведённые ниже слова — разные; подтверди это, определив значение слова:

Село — село; стоят — стоят.

Составь с данными словами предложения.


б) Прочитай слова, чётко выделяя голосом ударный слог:

 

был — была — было — были;
лил — лила — лило — лили;
жил — жила — жило — жили;
спал — спала — спало — спали;
брал — брала — брало — брали;
взял — взяла — взяло — взяли.

Сравни слова 2-го и 3-го столбиков; 2-го и 4-го столбиков. Чем они различаются по произношению? Прочитай ещё раз эти слова правильно.


27. Прочитай словосочетания и предложения «про себя». Поставь знак ударения в выделенных словах.

 

Жилив деревне. Былолето. Взялакотёнка Дожди лили.

Коллективная проверка правильности определения ударения:

• Прочитай словосочетания и предложения вслух, чётко выделяя голосом ударный слог в выделенных словах.

28. Подбери подходящее по смыслу слово и выдели в нём ударный слог (см. слова в упр. 26, б).

 

Девочка (что сделала?) ... конфету. Ребята (что делали?)... в лесу. Как из ведра (что делало?).... Часто деньги (что делали?)... из копилки.

Прочитай полученные словосочетания, выделяя голосом ударный слог в подобранных словах.

29. Чётко прочитай слова, выделяя голосом ударный слог:

вода — воды доска — доски игла — иглы
гора — горы стена — стены труба — трубы


 

Сравни пары слов по месту ударного слога в них. Меняется ли смысл слова? Почему? Составь с данными словами словосочетания.

 


 


30.

а) Рассмотри картинки и составь словосочетания. Чётко их произнеси.

Предметные картинки: красная лента; круглое яблоко; осенний лес; пенал на столе или парте; белка в дупле; дети с цветами.

Сравни слова в каждом словосочетании по месту ударения.

Сравни словосочетания друг с другом по месту ударения в словах, которые в них входят.

б) Рассмотри картинки. Составь предложения, используя данные в скобках вопросы.

Предъявляются сюжетные картинки:

Лодка плывёт по реке. {Что? Что делает? Где?);

Мальчик играет с собакой. {Кто? Что делает? С кем?);

Кошка сидит на окне. {Кто? Что делает? Где?);

Девочка надевает пальто. {Кто? Что делает? Что?);

Бабушка выходит из дома. {Кто? Что делает? Откуда?);

Ребята стоят около дерева. {Кто? Что делает? Около чего?).

Произнеси составленные тобой предложения, выделяя голосом в каждом слове ударный слог.

В каждом предложении проанализируй слова по месту ударения в них.

31. Составь словосочетания с помощью вопросов и запиши их.

а) Занимался {чем?)...; солнце {какое?)...; сшила {что?)...; покрыты {чем?) ... ; дорога {какая?) ... ; радуюсь {чему?) ... ; приехал {куда?) ... ; увидел {кого?) ... ; снежинки {какие?) ....

б) Направил {куда?) ...; убежал {от кого?)...; грибы {где?)...; яблоки {в чём?) ... ; спустился {откуда?) ... ; поднялся {куда?) ... ; заехал {за кем?) ... ; подошли {к чему?) ....

Выдели ударные слоги в словах, входящих в словосочетания. Прочитай словосочетания, выделяя голосом ударные слоги в словах. Назови главное слово в словосочетаниях.

трубы на улице; жили в городе; взяли розу;
были в классе; строить фабрики; пишу флома-
стером; солнце на горизонте; делать тракторы;
книжные полки; быстрый транспорт;

32. Чётко прочитай словосочетания, выделяя голосом ударный слог
в каждом слове:

а)

 



б)


 

деревья с плодами; решить вопрос; активное
участие; встречать гостей; любимый учитель;
хорошая экскурсия; космический корабль; стоят
у рояля; с огромным вниманием; строительные
отряды.

 

Коллективная проверка правильности постановки ударения:

полетели в космос; пришили пуговицу; хотели
слушать; необходимо прочитать; настоящий под-
виг; первый космонавт; интересные пуговицы;
подготовка к занятиям; бесконечные просторы.

• Сравни словосочетания в пунктах а) и б) и скажи, как различаются в них слова по месту ударного слога.

А теперь прочитай следующие словосочетания «про себя» и выдели ударный слог в каждом слове:

разреши пригласить; получила телеграмму; сере-
дина декабря; журналист рассказал; пианист
выступал; подготовка к выступлению; интерес-
ное путешествие; продолжаем разговор;

в)

 

 


 

г)

 

 

Сравни словосочетания в пунктах в) и г) и скажи, как различаются в этих словосочетаниях слова по месту ударного слога.

Теперь сравни все словосочетания (в пунктах а), б), в) и г) и скажи, как различаются в них слова по ударному слогу.

Прочитай словосочетания с третьим ударным слогом; потом — со вторым; затем — с четвёртым и, наконец, — с первым.


33. Прочитай «про себя» словосочетания:

зубная боль; радуюсь весне; резкое похолода-
ние; крутая тропинка; строят крепость; тающие
сосульки; заниматься гимнастикой; продвига-
лись вперёд; пролетел ястреб; появилось гнездо;
перистые облака;

а)

 



спешу на трамвай; спрятался от дождя; вмешался
в разговор; возвращался из школы; подъехали
к сугробу; на картине художника; покатились
с пригорка; светлячки в траве; за четырехэтаж-
ной школой; запорошенные снегом сосны.

б)


 


 


Выдели ударный слог в каждом слове. Докажи, что ты правильно это сделал: чётко прочитай вслух, выделяя голосом ударные слоги.

Чётко прочитай словосочетания, в которых в обоих словах одинаковое количество согласных букв (предлог не учитывать!); затем — словосочетания, в которых одно слово состоит из шести слогов.

34.

а) Выпиши из любого текста в течение 5—7 минут 5 словосочетаний из 2 слов: первое слово — с первым ударным слогом, второе — со вторым ударным слогом.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

б) Выпиши из любого текста в течение 5—7 минут 5 словосочетаний из 3 слов. Выдели ударный слог.

(Взаимопроверка: чтение с чётким выделением ударного слога.)

35.

а) Прочитай словосочетания, чётко выделяя голосом ударный слог в выделенных словах:

 

Шерсть овцы — овцыв загоне; вершина горы— высокие горы;на берегу реки— полноводные реки;у пятиконечной звезды— яркие звёздына небе.

Скажи, чем различаются выделенные слова? Меняется ли смысл этих слов? Почему?

б) Прочитай слова, выделяя голосом ударный слог:

 

совы — совы; леса — леса; доски — доски; дела —
дела; косы — косы; поля — поля.

Скажи, чем различаются данные слова? Объясни, как меняется значение слов от места ударного слога. Составь с данными словами словосочетания.


Второй уровень

1. Послушай стихотворение и скажи, какая произошла путаница и почему?

 

В печке выпечен Нет, не так!
Бутон, Нет, не так!
А в петлицу вдет Подскажите сами: как?
Батон. Разберитесь сами в том,
По траве ползёт Где бутон,
Бидон, А где батон,
Молоко течёт в бетон, Где бидон,
А на стройке есть А где питон,
Питон... Ну а где — бетон.
  {Н. Матвеева)

Сравни слова по звуковому по составу и по значению: бутон батон; бидон — бетон; бетон — питон.

2.Скажи, что нужно сделать, чтобы:

—слово мука превратилось в слово рука;

салат — в халат;

пена — в пенал;

каска — в краска;

мошка — в мышка;

волки — в вилки;

кол — в укол;

пилка — в палка;

том — в атом.

3. Повтори слоговые ряды вслед за логопедом; отхлопай их ритм:

атш-утф-етх; ста-зда-ста; кре-кло-глй-гру.

4. Чётко прочитай слоговые ряды, выделяя: 4-й слог; 2-й слог; 3 слог:

 

ост-азж-ижр-ешп; гокр-иглс-хрош-клыт; стар-здан-штуп-спин.

5. Послушай слоговые ряды и запиши их схемы:

апц-укт-олс; гне-клу-гда; шри-сла-зго-жне; пно-кли-бра-фту

К полученным схемам подбери свои слоговые ряды. Произнеси их, выделяя голосом ударный слог.


6. Составь слоговые ряды согласно схемам:

 

 


 


 

Произнеси полученные слоговые ряды, выделяя голосом 2-й, 1-й, 3-й ударные слоги.

7. Звуковой диктант «зашифруй — расшифруй».

а) выложи(на слух) схемы слов: гласные — красный квадратик, согласные — синий.

 

 

Панама, пироги, бумага; кролик, Клава, сливы; паркет, фургон, кирпич; конфета, лягушка, потолок.

Выдели в схеме ударную гласную.

б) Подбери слова к данным звуковым схемам.

Докажиправильность подбора слов.

Ко всем ли схемам можно подобрать слова?

в) Подбери слово, в котором: 3 гласные; 4 гласные; 2 согласные.

Докажи, что ты подобрал слова правильно.


8. Чётко прочитай слова:

 

жар, сок, нос, пар, кот, зал, флот, цвет.


Заменяй в каждом слове или прибавляй к нему один звук так, чтобы получалось новое слово.

Рассказывай, какие звуки ты заменяешь или добавляешь. Например: рак — рок, рог, лог, лось, лом, том.

9. Вставь в течение 3—5 минут недостающие гласные и согласные так, чтобы получилось слово. Выделяй голосом ударный слог.



Проанализируй полученные слова.

(Анализ слов можно провести путём взаимопроверки.)

10. Угадай слово, состоящее из 4—5 звуков: а)по первомуи третьемузвуку:

б)по второмуи последнемузвуку:



 


 


Назови в подобранных словах ударный слог. Проанализируй 3 слова: с первым ударным слогом; вторым удар­ным слогом; из 5 звуков.

11. Чётко прочитай слова; найди среди них пары слов, которые рифмуются:

 

молчит, сарай, газета, былина, мышка, шишка,
клюшка, вата, кричит, граната, малина, клок,
поспешишь, подушка, убирай, карета, мартышка,
трусишка, насмешишь, бок.


 

Скажи, какими буквами различаются рифмованные слова в каждой паре?

 



12. Из букв двух слов составь третье. Проанализируй его звуковой состав.

Окно, ромб; кит, рана; боб, уста; охра, под; карп, ива

Ответы: обморок; картина; суббота; пароход; крапива.

13. Составь в течение 10 минут как можно больше слов из данных букв:

р, о, т, а, с (10 слов); в, с, м, о, а, к (13-15 слов); т, н, и, а, о, с (8—10 слов); р, и, т, а, о, к (8-10 слов).

Назови слова, в которых гласный находится между согласными.

Задание выполняется парами.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

14.

а) Чётко прочитай слова парами. Назови общую букву в каждой паре слов. Составь с этими буквами слова. Проанализируй звуковой состав новых слов.

луна — стол — ...?

кино — игла — ...?

лампа — мышь — ...?

окна — дом — ...?

нос — Анна — ...?

б) Составь сам такое же задание товарищу, но с другими словами.
15. Чётко прочитай названия месяцев:

 

декабрь, январь, февраль; март, апрель, май; июнь, июль, август; сентябрь, октябрь, ноябрь.

Как сгруппированы названия месяцев? Назови (запиши) их по алфавиту.

Назови слова, в которых число звуков и букв не совпадает, и объясни, почему.

Запиши звуками названия: февраль, сентябрь, ноябрь, июль.

(Коллективная проверка.)


16.

а) Подбери в течение 3—4 минут 10 слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначали бы звуки [э] [о] [у] [а] и мягкость предшествующего согласного.

б) Подбери в течение 3—4 минут 10 слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначали бы два звука в начале слова или после гласного.

17. Проверь, правильно ли разобраны слова по звуковому составу:

брат — 2 согласных и 2 гласных звука; каток — 3 согласных и 2 гласных звука; маяк — 2 согласных и 2 гласных звука; тепло — 2 согласных и 2 гласных звука; ружьё — 3 согласных и 2 гласных звука; семя — 2 согласных и 2 гласных звука; семья — 2 согласных и 2 гласных звука.

Докажи правильность своего ответа.

18. Собери слова.

а) Восстанови порядок слогов, чтобы получились слова. Выдели ударный слог.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.